Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отпуск ветеранам боевых действий в 2022 в системе МЧС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Это отпуск, который предоставляется сотруднику ежегодно, начиная с года поступления на службу.
В отличие от отпусков для вольнонаемных работников, рассчитываемых за период работы протяженностью в один год, для сотрудников в расчет берется год календарный. То есть, если сотрудник начал служить не с 1 января, то основной отпуск за текущий год ему предоставляется пропорционально отработанному времени, из расчета 112 часть отпуска за каждый полный проработанный месяц. Если дней отпуска за текущий год получается меньше десяти, то эти дни присоединяются к отпуску за следующий календарный год.
Какие льготы есть у ветеранов боевых действий
Сотрудник поступил на службу 16 августа 2016 года. Рассчитаем продолжительность основного отпуска за 2016 год – 30 календарных дней разделить на 12 месяцев – получается 2,5 дня за месяц. Полных проработанных месяцев у сотрудника 4 (сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь). 4Х2,5=10. Следовательно, сотрудник имеет право использовать основной отпуск в 2016 году. Допустим, он берет основной отпуск с 05.12.2016 – тогда 10 календарных дней , отсчитываем 10 дней, пропуская выходные (10.12, 11.12) – итого отпуск получается с 05.12.2016 по 16.12.2016. Если сотрудник решит взять отпуск с выездом, то прибавляются дни, необходимые для проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Основной отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков. Это документ, который утверждается руководителем. Как составляется график отпусков?
Личные пожелания, конечно, учитываются, но не всегда в подразделении есть возможность всех отпустить в желаемое время, поэтому учитываются и личные обстоятельства, и время отпусков в предыдущие годы, и, конечно же, служебная необходимость.
Продолжительность основного отпуска
Сотруднику ФПС ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней. У сотрудников, проходящих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (так называемые «северяне») основной отпуск продолжительнее – 45 календарных дней.
Важно!!! При расчете продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни, которые приходятся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. Количество выходных и нерабочих праздничных дней не может превышать 10 дней, то есть все, что больше 10 дней, уже считается независимо от того, выходной это день или рабочий. Теперь о том, какие дни считаются выходными и праздничными?
Выходные дни – это суббота и воскресенье, нерабочие праздничные – в Российской Федерации это:
- 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы;
- 7 января – Рождество Христово;
- 23 февраля – День защитника Отечества;
- 8 марта – Международный женский день;
- 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы;
- 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства. (часть первая в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 201-ФЗ).
Сотруднику ФПС ГПС, который не использовал отпуск в срок, установленный графиком, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.
Скачать образец графика предоставления отпусков можно по ссылке.
Давайте на примерах:
Пример №1
Сотрудник берет основной отпуск за 2017 год без выезда с 01.01.2017. Считаем – 30 календарных дней (получается с 01.01.17 по 30.01.17). В этот период входят 8 нерабочих праздничных дней (с 01.01 по 08.01) + 6 выходных (14.01, 15.01, 21.01, 22.01, 28.01, 29.01). Всего выходных и праздничных дней получается 14, но учитывается не более 10, поэтому отпуск получается 40 календарных дней, с 01.01.2017 по 09.02.2017.
При желании сотрудника разрешается разделить основной отпуск на две части при условии, что одна из частей этого отпуска составляет не менее четырнадцати календарных дней. Время на проезд к месту проведения отпуска и обратно предоставляется при этом только один раз.
Стоит отметить, что это весьма полезное нововведение. Не всегда руководству и кадровикам удобно разделять отпуска сотрудникам, но безусловно, для самих сотрудников это удобно еще и в плане установления очередности. Сотрудники ходят в отпуск по очереди, если это не педсостав, у которых отпуска всегда в летнее время у всех. Отпуска, прямо скажем, немаленькие. Тогда, когда отпуск разделять не разрешалось, в самое отпускное время – летом – отпуск успевали отгулять только два сотрудника (по 40-45 календарных дней, если считать с учетом времени на дорогу, вот и лето кончилось) Теперь же есть возможность договориться таким образом, чтоб каждый в коллективе мог отдохнуть в желаемое время, пусть не полтора месяца на море, а две недели – но это куда лучше, чем полтора месяца отпуска в ноябрьскую слякоть.
Пример №2
В соответствии со статьей 59 ФЗ №141 сотруднику ФПС устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков:
1) За стаж службы в федеральной противопожарной службе.
- 10 до 15 лет службы – пять календарных дней;
- от 15-20 лет службы – десять календарных дней;
- более 20 лет службы – пятнадцать календарных дней.
Дополнительный отпуск за стаж службы исчисляется в календарных днях, то есть количество выходных и праздничных нерабочих дней здесь никакого значения не имеет, считаются все дни подряд.
2) За выполнение служебных обязанностей во вредных и (или) опасных условиях. Этот вид дополнительного отпуска устанавливается продолжительностью не менее десяти календарных дней.
3) За выполнение служебных обязанностей в особых условиях. Этот вид дополнительного отпуска устанавливается продолжительностью до десяти календарных дней.
4) За ненормированный служебный день. Этот вид дополнительного отпуска устанавливается продолжительностью не менее трех и не более десяти календарных дней.
Дополнительные отпуска могут суммироваться и предоставляться вместе с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника. Но общая продолжительность непрерывного отпуска не должна превышать шестьдесят календарных дней (без учета времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно).
Указанное дополнение не распространяется на «северян», у них продолжительность непрерывного отпуска не ограничивается.
Согласно приказу МЧС России № 410 от 24.09.2018 дополнительный отпуск, за ненормированный служебный день, устанавливается следующей продолжительности:
- 10 календарных дней – сотрудникам, замещающим должности высшего начальствующего состава;
- 9 календарных дней – сотрудникам, замещающим должности старшего начальствующего состава;
- 7 календарных дней – сотрудникам, замещающим должности рядового состава, младшего и среднего начальствующего состава в территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России, которым правилами внутреннего служебного распорядка установлен ненормированный служебный день, за исключением должностей с посменным несением дежурства.
Продолжительность ежегодного отпуска ветерану боевых действий
высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности по очной форме обучения
Отпуск по окончании образовательной организации МЧС России предоставляется продолжительностью тридцать календарных дней (без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно).
Отпуск по окончании образовательной организации засчитывается в счет основного отпуска за текущий год. Он должен быть использован, как правило, до прибытия сотрудника ФПС к месту дальнейшего прохождения службы, но допускается предоставление данного отпуска и после назначения на должность.
В случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации
В соответствии со ст. 64 ФЗ-141 сотруднику ФПС предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью тридцать календарных дней.
Этот отпуск предоставляется при стаже службы в ФПС в календарном исчислении двадцать лет и более.
Указанный отпуск предоставляется за весь период службы только один раз:
- в любой год из последних трех лет до достижения сотрудником предельного возраста;
- после достижения сотрудником предельного возраста, при условии, что раньше указанный отпуск им использован не был;
- в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в ФПС.
На все вышеперечисленные виды отпусков сохраняется денежное довольствие.
Борьба с нелегальной занятостью пенсионеров – Законопроект № 1262117-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, отменяющий норму об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам. В Пояснительной записке указывается, что по данным Росстата по состоянию на 1 января 2016 года в России насчитывалось 15 259 000 работающих пенсионеров. Однако в докладе Счётной палаты РФ об исполнении бюджета приводится информация о резком сокращении числа работающих пенсионеров за I квартал 2016 года с 15 млн. человек до 9,6 млн. человек.
Первый законопроект Думы нового созыва об индексации пенсий работающим пенсионерам – Законопроект № 1451-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, который отменяет нормы, препятствующие индексации пенсий работающим пенсионерам. В Пояснительной записке указывается, что отмена индексации крайне негативно сказалась на финансовом положении пенсионеров и привело к существенному снижению покупательной способности граждан.
Порядок предоставления гос.пенсии народам Севера – Законопроект № 6599-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому социальная пенсия по старости гражданам может устанавливаться на основании сведений, содержащихся в списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Гражданин, сведения о котором не содержатся в указанном списке, при обращении за установлением пенсии вправе представить документы, подтверждающие его принадлежность к малочисленным народам Севера. В Пояснительной записке указывается, что проектируемые нормы позволят создать более удобные условия реализации гражданами из числа малочисленных народов Севера права на назначении социальной пенсии по старости, учитывая, что правоустанавливающие сведения, необходимые для назначения такой пенсии, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, будет получать посредством межведомственного информационного взаимодействия от Федерального агентства по делам национальностей.
Обзор налоговых новостей за октябрь 2021
Расширение компенсации чернобыльцам за коммуналку – Законопроект № 1262119-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов будет предоставляться гражданам пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении как приватизированного, так и приобретенного по иным основания жилья. В Пояснительной записке указывается, что законопроектом предлагается устранить неравный подход в предоставлении мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, установив право указанных граждан на получение соответствующих мер социальной поддержки независимо от основания возникновения права собственности на жилое помещение, в котором они проживают.
За неверный расчет коммуналки привлекут к административной ответственности – Законопроект № 5795-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому нарушение ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами установленного порядка расчета платы за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. В Пояснительной записке указывается, что отсутствие в КоАП РФ специальной нормы, предусматривающей возможность привлечения к административной ответственности ресурсоснабжающих организаций и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги аналогично норме об административной ответственности управляющих организаций за аналогичные нарушения, не способствует соблюдению единых принципов установления юридической ответственности, юридического равенства и справедливости.
Комментарий к налоговым спорам за сентябрь 2021
Прокуроры и следователи станут ветеранами боевых действий – Законопроект № 3060-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому устанавливается статус ветерана боевых действий прокурорам и следователям, выполнявшим свои служебные обязанности в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Это позволит им предоставить право на меры социальной поддержки. В Пояснительной записке указывается, что законопроект направлен на исполнение поручений Президента РФ.
Дети ветеранов боевых действий получат право на бесплатное обучение в Вузах – Законопроект № 5463-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджета получают дети ветеранов боевых действий, погибших в ходе боевых действий или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими в ходе боевых действий. В Пояснительной записке указывается, что данное предложение обусловлено тем, что после потери своих кормильцев данная категория граждан является слабозащищенной в социальной сфере и нуждается в дополнительной защите государства.
Дайджест налоговых новостей за октябрь 2021
Отпуска сотрудников ФПС ГПС МЧС России: виды, продолжительность, расчет
Расширение оснований для получения материнского капитала – Законопроект № 5790-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому в отдельных регионах (перечень установит Правительство РФ) право на получение материнского капитала предоставят женщинам, родившим третьего ребенка после 1 января 2022 года, либо четвертого ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2022 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Данная мера распространяется также на мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка, четвертого ребенка или последующих детей. Размер маткапитала при рождении третьего ребенка предлагается установить в том же размере, в котором МСК установлен при рождении первого ребенка (с 1 января 2022 года — 503 237,10 руб.).
Бесплатное горячее питание для учащихся средних классов – Законопроект № 1849-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому закрепляется обязанность образовательных организаций обеспечивать не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования. В Пояснительной записке указывается, что принятие законопроекта позволит обеспечить сбалансированное питание учеников средних классов, включающее горячее питание, с учетом утвержденных норм по формированию рациона питания и его соответствия положениям санитарно-эпидемиологических требований.
Налоговые споры за 2020
Ответственность за отождествление целей руководства СССР с целями нацистской Германии – Законопроект № 8791-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому нарушение установленного федеральным законом запрета отождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей, на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В Пояснительной записке указывается, что Законопроект направлен на недопущение оскорбления памяти защитников Отечества и на обеспечение правовой защиты исторической правды о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов.
Ужесточение уголовного наказания за лесные пожары – Законопроект № 9712-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если эти деяния причинили значительный ущерб, — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок. В Пояснительной записке указывается, что принятие законопроекта позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
ТОП-10 Налоговых споров за 2020
Выплаты ухаживающим за инвалидами – Законопроект № 1488-8, 1509-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому проживающие на территории Российской Федерации неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы или инвалидом I группы, имеют право на получение ежемесячной выплаты. Размер выплаты составит 13 000 рублей. В Пояснительной записке указывается, что Уход за инвалидами, особенно за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы — это физически и психологически очень сложная работа. Такой уход осуществляется, как правило, оставившими свою работу членами семьи в объеме, эквивалентном средней продолжительности рабочего дня.
Законодательное понятие меда – Законопроект № 8788-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому мед — природный пищевой продукт – результат жизнедеятельности пчел, вырабатываемый из нектара растений, выделений живых частей растений, или выделений насекомых, паразитирующих на живых частях растений, которые пчелы собирают, преобразуют, смешивая с производимыми ими особыми веществами, складывают в ячейки сотов, обезвоживают, накапливают и оставляют в сотах для созревания. Также проект содержит понятия фальсифицированный мед — мед, в котором присутствуют ингредиенты, несвойственные его природному составу. В Пояснительной записке указывается, что отсутствие сформулированных критериев идентификации меда используется для его фальсификации.
Программы развития поставщиков – Законопроект № 9703-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому крупнейшие Заказчики вправе утверждать программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и обеспечивать реализацию указанных программ. Программы партнерства могут предусматривать мероприятия, направленные на оказание крупнейшими заказчиками финансовой, правой, методической, информационной и иной поддержки субъектам МСП в целях стимулирования их развития в качестве потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). В Пояснительной записке указывается, что практика показывает отсутствие у субъектов МСП профессиональных и финансовых возможностей обеспечить исполнение договоров, заключенных по результатам закупки, а также несоответствие субъектов МСП требованиям, предъявляемым заказчиками к участникам закупки, влекущие неспособность субъектов МСП обеспечить исполнение договоров, заключенных с крупнейшими заказчиками.
Террористы и экстремисты не смогут работать в авиации – Законопроект № 9760-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому на должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица:
• имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления
• включенные в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Изменение правил получения охотничьего билета – Законопроект № 10309-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, которым предлагается за гражданами, впервые претендующими на получение охотничьего билета, законодательно закрепить обязанности по прохождению обучения требованиям охотминимума и проверки на знание требований охотминимума, включающих в себя требования правил охоты, требования техники безопасности при осуществлении охоты и основы биологии диких животных, а также предоставить выписку о результатах медицинского освидетельствования, содержащую сведения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием. В Пояснительной записке указывается, что в настоящее время законодательством Российской Федерации об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов определено, что граждане, получающие охотничий билет, обязаны под роспись ознакомиться с требованиями охотминимума. Такая процедура не гарантирует приобретение гражданином минимального необходимого ему для осуществления охоты набора знаний и навыков.
Практика Конституционного Суда по налогам за 2020
-
НДФЛ и страховые взносы при оплате такси и каршеринга для работников
38 0
-
Обзор разъяснений Минфина по налогам за сентябрь 2021
216 2
-
Учет ИТ-компаниями компенсаций для получения льгот
23 0
-
Ограничение процентов по потребительским кредитам
27 0
-
Как пациенту ознакомиться со своей медицинской документацией?
«Ветераны боевых действий могут получить единовременную выплату на строительство или покупку жилья, если они нуждаются в улучшении жилищных условий, — пояснил юрист. — Для этого они должны были встать на учет до 1 января 2005 года. При этом размер финансовой поддержки определяет регион, в котором живет ветеран. Сертификат, выданный на жилье, действует в течение 6 месяцев. Если человек им не воспользовался, то его аннулируют».
Ветераны боевых действий в Афганистане имеют право на федеральные и региональные льготы:
- —жилищные и коммунальные льготы;
- —налоговые;
- —медицинские, в том числе путевки в санаторий, бесплатное лечение в военных госпиталях, протезирование;
- —бесплатный проезд на общественном транспорте;
- —ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное время и дополнительный неоплачиваемый отпуск до 35 дней в году;
- —льготы при поступлении в вуз;
- —получение профессионального образования с сохранением оклада;
- —доплаты к пенсии;
- —полное или частичное освобождение при оплате госпошлин.
Льготы положены военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях на территории Сирии по направлению РФ и те, кто служил в Сирийской Арабской Республике с 30.09.2015 года. Список льгот:
- —доплаты к пенсии;
- —налоговые, жилищные и коммунальные льготы;
- —отпуск по месту работы вне графика;
- —отпуск без сохранения зарплаты на срок до 35 дней в году;
- —бесплатный проезд городским и пригородным транспортом;
- —путевки для реабилитации или отдыха;
- —обеспечение протезами и протезно-ортопедическими товарами;
- —полное или частичное освобождение при оплате госпошлин;
- —обслуживание в медучреждениях МО РФ и других профильных ведомств.
«На льготы имеют право члены семей ветеранов — родители, супруг или супруга, если они не вступили в новый брак после смерти ветерана. А также другие члены семьи погибшего могут получить льготы, если являются нетрудоспособными и жили на иждивении у ветерана», — объяснил юрист.
Военные пенсионеры имеют ряд льгот:
- —налоговые;
- —право на улучшение жилищных условий;
- —доплаты к пенсии;
- —лечение в военных медучреждениях, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатное снабжение лекарствами;
- —75% скидка при покупке путевок в военные санатории, также бесплатный проезд к местам лечения и обратно один раз в год;
- —скидки на оплату услуг ЖКХ;
- —бесплатный проезд в общественном транспорте;
- —освобождение от уплаты госпошлины.
Ветераны боевых действий, которые обслуживали воинские части во время войны, также имеют право на льготы. Например, обслуживание в медучреждениях без очереди, путевки на лечение, ежегодный отпуск без сохранения зарплаты, обучение и дополнительное профессиональное образование за счет работодателя, обеспечение жильем по договору социального найма и т.д.
Порядок получения статуса ветерана и виды выплат регламентируют следующие нормативные акты:
-
ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ. Закон охватывает разные категории участников боевых действий, порядок получения удостоверения и виды социальной защиты ветеранов.
-
Постановление Минтруда от 11.10.2000 №69. Документ регулирует порядок и условия реализации прав на льготы для ветеранов.
-
ПП РФ от 19.12.2003№ 763. Постановление утверждает форму удостоверения и порядок заполнения бланка.
-
Приказ Минобороны от 29.09.2017 №595. Распоряжение утверждает порядок выдачи удостоверений ветеранам.
Удостоверение наделяет его владельца определенными правами. Например, на получение социальной помощи. Документ содержит данные о получателе и норму закона, на основании которой военнослужащий признан ВБД.
Для обозначения основания используют цифру «1», «2», «3». Она проставляется в строке «Предъявитель имеет права…». Цифра зависит от того, в каких именно военных действиях участвовал человек.
Льготы федерального значения действуют для ветеранов боевых действий во всех регионах. Сюда относится освобождение от уплаты земельного налога, государственной пошлины и получение имущественных вычетов.
Что касается местных преференций, то они могут отличаться в зависимости от субъекта РФ. Например, в Ростовской области ветераны не платят транспортный налог на автомобили мощностью до 150 л. с. Граждане могут купить единый социальный проездной билет стоимостью 287 р. (ПП Ростовской области от 17.12.2020 №364). А также участвовать в программах субсидирования жилищных займов. Похожие льготы присутствуют в Краснодарском крае. Могут отличаться только суммы выплат или названия программ субсидирования.
Льготы ветеранам боевых действий
Ветераны боевых действий имеют приоритетное право на получение жилья. Порядок его предоставления зависит от того, когда человек встал на учет – до или после 01 января 2005 года.
В качестве альтернативы предусмотрена возможность получения муниципального жилья во временное пользование по договору соцнайма согласно общей очереди (ст.23.2 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ). Основания для предоставления помещения по договору социального найма закреплены ст.51 ЖК РФ.
Дополнительно ветеранам полагается приоритетная установка телефона в жилое помещение.
Ветераны вправе обслуживаться в тех учреждениях, к которым они были прикреплены в период службы. Прием военнослужащих осуществляется без очереди.
При наличии медицинских показаний граждане имеют право на приоритетное получение путевки в санаторно-курортную организацию. Длительность лечения – 18 дней (ст.6.2 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ).
Отдельно ветеранам полагается обеспечение протезами. Если человек купил протезно-ортопедическое изделие за свой счет, то ему выплачивают компенсацию в установленном размере. Порядок обеспечения ВБД протезами закреплен ПП РФ от 07.04.2008 №240.
Субъекты РФ вправе устанавливать список бесплатных медикаментов или размер субсидий на покупку препаратов для ветеранов.
Ветеранам полагается набор социальных услуг. Сюда относится бесплатный проезд на пригородных электричках, а также на пассажирском поезде к месту лечения и обратно (ст.6.2 ФЗ №178-ФЗ).
Ветеранам полагается доплата к пенсии в размере 32% расчетного размера обеспечения (ст.45 Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1).
Этой категории граждан также делается ежемесячная выплата в размере 1699 р., инвалидам войны – 3 088 р. (ст.23.1 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ).
Работающим ветеранам полагается ежегодный неоплачиваемый отпуск сроком до 35 дней. Граждане могут выбирать время отдыха по своему усмотрению.
Дополнительно работающие участники боевых действий могут проходить обучение в ВУЗах за счет работодателя.
Работающие ветераны вправе получать налоговый вычет в размере 500 р. (письмо Минфина от 01.12.2020 №03-04-06/104820).
Какие льготы положены ветеранам боевых действий?
Выдачей удостоверения занимается особая комиссия Министерства обороны России. Для его получения надо обратиться в центральную комиссию ведомства, если вы являетесь военнослужащим Вооружённых сил РФ.
Как правило, претендующим на статус необходимо выяснить местонахождение комиссии военного округа или военный комиссариат по месту постановки на воинский учет или жительства. В них и надо обращаться с заявлением.
Немного иначе дела обстоят для проживающих в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми. Им заявление и все положенные бумаги надо нести в комиссию Северного флота.
Претендующим на получение статуса ВБД необходимо предоставить:
- оригинал и копию паспорта;
- удостоверение военнослужащего;
- два матовых снимка формата 3×4 (при этом военнослужащим нужно фото в форме).
Вместе с этим надо приложить бумаги, свидетельствующие об участии в бою, например, командировочные удостоверения или же выписки из приказов об участии в боевых действиях.
Для некоторых отдельных случаев необходим дополнительный комплект документов.
Так, например, участникам вооружённого конфликта в Чеченской Республике понадобятся выписки из приказов начальников или командиров, документальное подтверждение данных о полученных в регионе во время боёв травмах или же контузиях.
Также надо показать все имеющиеся бумаги по наградам, если такие были, к примеру, копию наградного листа.
По официальным правилам документы могут изучаться в течение 30 дней, с возможность продления этого срока на такое же количество дней. В реальности же это может занять больше времени по разным причинам, чаще же всего это связано с тем, что для регистрации надо искать документы в архивах.
Удостоверение человек получает под расписку. Оно содержит идентификационный номер, ФИО получающего, его фото, а также печать Минобороны России.
В отдельной строке прописана категория, к которой относится ветеран. Она представлена в формате цифр от 1 до 3. К номеру «1» относятся люди согласно пунктам с 1 по 4 статьи Федерального закона, под «2» идут лица из пункта 5 закона, а к «3» относятся отработавшие в Афганистане или на сирийской территории, согласно пунктам 6 и 7.
Полученный ветераном документ регистрируется в книге учёта, которая соответствующим образом пронумерована и оформлена, а также скреплена печатью. Помимо этого в ней обязана быть подпись ответственного за выдачу удостоверения.
Дубликат повреждённого или потерянного документа выдаётся лишь по новому заявлению с предоставлением необходимого пакета бумаг. Если удостоверение было, например, порвано, то его утилизируют.
Льготы также положены супруге или супругу, а также детям и родителям. При этом муж или жена получат льготы, если не вступили в новый брак с кем-либо, а другие члены семьи (исключая родителей), если они имеют статус нетрудоспособных граждан и были на иждивении обладателя статуса ВБД.
К ним относятся:
- ежемесячная денежная выплата;
- преимущественное право вступления во всякие кооперативы;
- возмещение всех трат, связанных с похоронами погибшего, за счёт бюджета;
- обеспечение жилой площадью один раз;
- компенсация в 50% на оплату услуг ЖКХ и жилых помещений;
- право на приобретение садовых или огородных земельных участков в первой очереди;
- путевки в санатории по медицинским показаниям;
- прием в первой очереди в организации социального обслуживания;
- другие.
Основной отпуск на общих основаниях положен всем в соответствии со статьей 122 ТК РФ. К нему могут добавляться дополнительные дни, если профессия подразумевает вредные или опасные условия труда. Количество дополнительных дней указывается в трудовом соглашении.
Если гражданин не использовал основной отпуск в текущем году, то он может использовать его в следующем или получить компенсацию за неиспользованный отпуск. На 35 дней дополнительного неоплачиваемого отпуска это право не распространяется. Эти дни сгорают, если не используются в течение года. Компенсация за них не положена.
В начале 2000-х годов рабочей группой под руководством депутата А.Г. Арбатова (Н.М.Безбородов, В.Н.Волков, Э.А.Воробьев, Е.А.Зеленов, С.В.Иваненко, В.П.Лушин, А.И.Николаев, Д.Ф.Солдаткин, В.В.Чайка, П.Т.Бурдуков, М.И.Гришанков, В.А.Лекарева, В.И.Орлов) был разработан законопроект «О статусе участников боевых действий».
Разработка данного законопроекта была обусловлена тем, что статус участников и ветеранов ВОВ, других войн и боевых действий, которые проводились Советским Союзом и РФ, определяется целым рядом федеральных законов, таких как:
-
Федеральный Закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»;
-
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О статусе военнослужащих»;
-
Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обороне»;
-
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»;
-
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.09.2021) «О воинской обязанности и военной службе»;
-
Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…»;
-
Закон РФ от 21 января 1993 г. № 4328-1 (ред. от 01.09.2013) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и другие.
Положения всех этих законов зачастую не стыкуются между собой и, кроме того:
-
многие участники реальных боевых действий, например, участники контртеррористической операции в Чеченской Республике, получают дополнительные льготы и выплаты в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,
-
которые не имеет достаточного юридического оформления, что в дальнейшем может привести к произволу в отношении участников этих боевых действий.
Поэтому авторам законопроекта представлялось целесообразным, чтобы:
-
статус участников боевых действий, в том числе и таких операций, которые проводились в Чеченской Республике, регулировался одним общим федеральным законом,
-
в соответствии с которым государство взяло бы на себя определенные материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий.
Пункт 3:
- изложить в редакции «обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ветераны боевых действий имеют возможность получить жильё или денежную компенсацию из расчёта стоимость жилья в данном регионе и в районе проживания ветерана.»
В пункте 3 статьи 16 действующей редакции Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» от 30 апреля 2021 года прописана дискриминационная дата 1 января 2005 года. В настоящее время право на получение жилья имеют лишь те ветераны боевых действий, что встали на учёт до этого срока, а тем, кто встал на учёт после этой даты, субсидия не полагается и жилье выдается по договору социального найма на общих основаниях с другими нуждающимися гражданами, стоящими в очереди (многодетными семьями, сиротами и т.д.).
ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Статью 16 дополнить в следующими пунктами:
-
«бесплатный проезд во всех видах городского и пригородного транспорта с финансированием из федерального бюджета»;
-
«ветераны боевых действий освобождаются от налога на доходы физических лиц»;
-
«ветераны боевых действий освобождаются от уплаты транспортного налога независимо от количества лошадиных сил и региона».
Практика показывает, что перекладывание финансирования на региональные бюджеты льгот по транспорту приводит к тому, что часть регионов ссылаясь на убыточный бюджет региона вообще отказывают ветеранам боевых действий в праве на бесплатный проезд.
Статью 23.1 «Ежемесячная денежная выплата ветеранам» изложить в следующей редакции:
-
«Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере минимального прожиточного минимума принятым в РФ и
-
индексируется не менее одного раза в год.»
При выполнении такого условия размер ЕДВ для ветеранов боевых действий в 2021 году составил бы 12 702 рублей, в то время как сейчас размер выплаты составляет 3 212,04 рублей с учетом прошедшей с 1 февраля 2021 г. индексации на 4,9%.
- Урок 4. Статья 3 Закона «О ветеранах»: Ветераны боевых действий
- Урок 13. Статья 16 Закона «О ветеранах»: Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
- Урок 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЕТЕРАНАХ»
- Урок 24. Приложение к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О ветеранах»: Раздел I (ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий)
- Урок 25. Приложение к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О ветеранах»: Раздел II (ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий)
Российское законодательство предусматривает различные льготы не только для ветеранов Великой Отечественной войны, но также и для участников боевых действий и конфликтов, которые происходили после 1945 года. Советские, а затем российские военнослужащие принимали участие во множестве вооруженных конфликтов за пределами своей страны, а в 1990-х годах боевые действия велись также на территории РФ (конфликт в Чечне).
Отпуск Ветеранам Боевых Действий В 2021 В Системе Мчс
Некоторые категории ветеранов боевых действий (указанные в предыдущем пункте) имеют право на повышение пенсий, относящихся к пенсиям за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Согласно законодательству, надбавка составляет 32% от социальной пенсии.
Социальная пенсия в 2021 году составляет 5 796 рублей, с 1 апреля 2022-го она вырастет на 7,7% и составит 6 242 рубля. Соответственно, надбавка ветеранам труда (из тех, которые принимали непосредственное участие) составляет в 2021 году 1854 рубля, а в 2022-м вырастет до 1997 рублей.
Ветераны боевых действий имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) от Пенсионного фонда России.
Размер ЕДВ составляет:
- для ветеранов боевых действий (непосредственно принимавшие участие в боевых действиях, обеспечивавшие разминирование, доставку грузов в Афганистан и т.д.) – в 2021 году выплата составляет 3 212,04 рублей (если набор социальных услуг сохраняется в натуральной форме – 2 000,38 рублей);
- для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий – 1 752,52 рубля (если набор социальных услуг сохраняется в натуральной форме – 540,86 рублей).
С 1 февраля 2022 года эти выплаты будут повышены ориентировочно на 5,8%. Соответственно, ветераны боевых действий будут получать до 3 398,34 рублей, а члены семей – до 1847,16 рублей. Причем коэффициент индексации может даже стать выше.
Набор социальных услуг для этой категории ветеранов включает в себя предоставление бесплатных медикаментов по назначению врача, санаторно-курортное лечение и проезд на транспорте к месту лечения. При желании от него можно отказаться в пользу денежной выплаты – она составляет 1211,66 рублей в 2021 году и вырастет до 1281,94 рублей в 2022-м.
Ветераны боевых действий, входящие в первую категорию (упомянутые выше), имеют право на получение от государства протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий. Важно, что ветеран может приобрести протез и за свой счет, а затем он будет претендовать на компенсацию его стоимости от государства (выплачивается сумма в соответствии с законодательством). Это дает возможность, например, приобрести более качественный протез иностранного производства, однако государство может не полностью компенсировать стоимость дорогих протезов.
Статус ветерана боевых действий подтверждается соответствующим документом (удостоверение ветерана боевых действий). Оформление и получение удостоверение имеет некоторые особенности.
В соответствии с законодательством, для выдачи удостоверений ветерана боевых действий в России уполномочены такие учреждения:
- орган исполнительной власти, который направил гражданина на боевое задание (в случае с Чеченскими войнами, Абхазией и Сирией – Министерство обороны РФ);
- если орган, направивший гражданина, упразднен (например, для ветеранов Афганистана это Министерство обороны СССР), функции такого органа выполняет другой орган исполнительной власти (Роспотребнадзор).
Кроме ежегодной индексации ежемесячных денежных выплат (на 5,8% с 1 февраля 2022 года) и социальных пенсий (на 7,7% с 1 апреля), кардинальных изменений по части льгот и выплат ветеранам боевых действий не планируется.
Тем не менее, периодически возникают отдельные законодательные инициативы, связанные с ветеранами боевых действий, например:
- правительство планирует приравнять к ветеранам боевых действий прокуроров и следователей СКР, которые исполняли обязанности в ходе КТО на Северном Кавказе с 1994 по 1996 годы, а потом – до 1999-го;
- члены семей погибших ветеранов боевых действий получат все социальные гарантии независимо от того, успел ли военнослужащий при жизни оформить статус ветерана. По сути, поправка скорее техническая – из-за пробелов в законодательстве такие семьи не могут оформить удостоверение;
- депутаты от ЛДПР предложили принимать детей ветеранов боевых действий в детские сады вне очереди, а также ввести для ветеранов федеральные льготы по транспортному налогу;
- Законодательное собрание Ростовской области предложило индексировать ЕДВ для ветеранов боевых действий по фактической, а не плановой инфляции;
- разовую выплату в 15 000 рублей военнослужащим хотели распространить и на ветеранов боевых действий, но в итоге этого не получилось – их получили только военные, силовики и курсанты военных учебных заведений.
При этом одно из новшеств уже фактически заработало. Все россияне с инвалидностью уже могут оформить сертификат на покупку технических средств реабилитации, и даже «отоварить» его в интернете – например, через Ozon. Власти обещают, что в ближайшем времени электронные сертификаты смогут получать самые разные категории россиян.
Похожие записи: