Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка налога на землю в Москве в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:
- налог — не позднее 1 марта следующего года;
- авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Имущественные налоги — 2022: отмена деклараций и другие послабления
1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.
2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.
3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.
1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.
2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.
А.Е. Крайнев, налоговый юрист
^К началу страницы
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
^К началу страницы
Начиная с 2021 года (за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды) налогоплательщики-организации налоговые декларации по земельному налогу не представляют.
Уточненные налоговые декларации за налоговый период 2019 года и ранее представляются в налоговый орган по месту учета организации по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
× × ( мес. / 12) × (100 % − ) × × ( × − 600 кв. м − ) / = ()
кадастровая стоимость земельного участка × ставка налога × (период владения / 12) × (100 % − процент льготы) × повышающий коэффициент × (площадь земельного участка × размер доли в праве − налоговый вычет − дополнительный налоговый вычет) / площадь земельного участка = налог за год
-
Как проверить электронную подпись и продлить срок действия на весь 2022 год
940 0
Рост в 21,4% весьма сильный, особенно в процентном отношении к предыдущей кадастровой оценке, считает общественный уполномоченный в Москве по вопросам судебной экспертизы, кадастровой оценки и оспариванию кадастровой стоимости Кирилл Кулаков. По его словам, до сих пор таких колебаний кадастровой стоимости не наблюдалось.
«Но этот скачок вполне объясним. Прежде всего, взрывным ростом цен на рынке жилья в 2020 году. Также сказался больший период — три года вместо двух лет между ГКО, так как в прошлом году Москва отменила утверждение ее результатов», — пояснил он.
Кадастровая оценка должна проводиться в соответствии с рыночными показателями. Но обычно ее показатели ниже рынка. По оценке компании Consul Group, кадастровая стоимость 99% жилых квартир по сравнению с кадастровой стоимостью, которую утвердили в 2018 году, увеличится. Но рост этот будет меньше реального роста цен на квартиры в Москве за тот же период (с 2018 по 2021 год), отметил управляющий партнер Consul Group Сергей Пивоварчик. Так, например, в ЮАО кадастровая стоимость в среднем по округу вырастет на 21%, в то время как рыночные цены на квартиры с 2018 по 2021 год выросли на 31%.
По данным ЦИАН, кадастровая оценка по состоянию на 2018 год была в среднем на 25% ниже рыночных цен в столице, а в «версии 2022 года» она будет ниже рынка на 36%. Хотя сравнивать напрямую динамику кадастровых и рыночных цен не всегда корректно. В первом случае ставится задача оценить каждый дом (от самого ветхого до самой дорогой новостройки), тогда как выборка у рыночных цен существенно смещена в сторону недавно сданных новостроек. «Этим и объясняется то, что кадастровые цены за три года увеличились на 21%, а средние рыночные — более чем на 40%, а в Новой Москве — почти на 60%», — отметил руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов.
Четыре новых налога, которые ждут россиян в 2022 году
Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.
С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).
Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.
Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).
При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).
С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).
Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:
- в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
- по Почте России заказным письмом;
- лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.
В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.
При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.
Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).
В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.
Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.
В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.
С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.
По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.
Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).
Отдельными поправками определится порядок прекращения налогообложения в отношении уничтоженного недвижимого имущества. В ст. 382 НК добавят новый п. 4.1, по которому организации не смогут уплачивать налог на имущество, прекратившее свое существование, уже с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения.
Чтобы прекратить платить налог по этому имуществу, организация должна будет подать в налоговую инспекцию заявление о его гибели или уничтожении. Правила его заполнения и формат подачи в электронном виде будут позже разработаны на основании приказа ФНС.
Это заявление можно будет подать в любую ИФНС по выбору компании вне зависимости от места ее регистрации и нахождения имущества, подлежащего налогообложению.
Вместе с заявлением субъект сможет подать и документы, которые подтвердят факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Непредставление этой документации не лишит организацию права освободиться от налогообложения объекта с 1-го числа месяца его утраты.
В таком случае налоговики при получении заявления от компании сами будут направлять в уполномоченные госорганы запрос о представлении информации, подтверждающей факт гибели или уничтожения имущества.
Рассматривать заявление налоговики будут в порядке как и при транспортном налоге в течение 30-ти дней с момента его получения. После этого ИФНС направит в компанию уведомление о прекращении расчета налога на имущество (п. 3.1 ст. 362 НК).
Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.
Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2020 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2020 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.
Произведем расчет земельного налога в 2020 году:
980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,
где:
11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2020 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.
Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:
- авансовый платеж за 1 квартал 2020 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
- по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2020 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
- по итогам 2020 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).
ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.
Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.
Изменения по транспортному и земельному налогу в 2022-2023 годах
Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).
Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.
Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.
Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.
- Определим налоговую базу:
(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.
- Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):
784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.
Подробнее о льготах, установленных НК РФ, читайте в статье «Объект налогообложения земельного налога».
Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.
Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.
Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).
А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по вопросам применения налоговых ставок при исчислении земельного налога (далее — налог) и сообщает.
С письмом не представлены документы и сведения, позволяющие исчерпывающе определить характеристики налогооблагаемых земельных участков, налоговые периоды, за которые исчисляется налог, муниципальные образования, в пределах территории которых расположены налогооблагаемые земельные участки. Указанное обстоятельство препятствует в предоставлении разъяснений применительно к отдельно взятым объектам налогообложения. Вместе с тем, полагаем возможным направить следующие рекомендации общего характера.
1. В соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Таким образом, при наличии документированных сведений, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации размещение на налогооблагаемом земельном участке жилых помещений (например, сведения из Единого государственного реестра недвижимости, документов, подтверждающих государственный учет и (или) техническую инвентаризацию ранее учтенных объектов недвижимости), налоговая ставка не может превышать 0,3 процента, за исключением случаев, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
2. По вопросу об основаниях отнесения очистных сооружений к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в целях применения налоговой ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, предлагаем ознакомиться с разъяснениями Минфина России (письмо от 26.07.2018 N 03-05-05-01/52585), а также Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969, от 27.02.2017 N 301-КГ16-20969, от 30.08.2018 N 310-КГ18-12436, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.01.2017 N Ф04-6023/2016 по делу N А46-16092/2015.
3. Согласно пункту 18 статьи 396 Кодекса, орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса), представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о неиспользовании такого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Пункт 18 статьи 396 Кодекса не устанавливает порядок предоставления сведений о земельных участках с видом разрешённого использования «для жилищного строительства», не предназначенных для сельскохозяйственного производства и не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
По вопросу о применении налоговой ставки в отношении используемого не по целевому назначению земельного участка с видом разрешенного использования «для жилищного строительства» полагаем целесообразным ознакомиться с письмами Минфина России от 23.08.2019 N 03-05-04-02/65421 и от 05.02.2021 N 03-05-05-02/7526.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 классаС.Л. Бондарчук
ФНС выпустила общие рекомендации, которые касаются:
— применения ставки земельного налога, не превышающей 0,3%;
— отнесения очистных сооружений к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в целях применения указанной ставки;
— применения налоговой ставки в отношении используемого не по целевому назначению земельного участка с видом разрешенного использования «для жилищного строительства».
Как рассчитать земельный налог в 2021 году
Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:
- Героям Советского Союза и Российской Федерации;
- кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
- ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
- инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
- чернобыльцам;
- пенсионерам и предпенсионерам;
- всем, у кого есть трое и более детей.
В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.
Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.
Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ.
Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:
- ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
- инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
- чернобыльцам;
- одному из родителей многодетной семьи.
Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.
Налог на имущество – это региональный налог. Правила его расчета, льготы и порядок уплаты регулируются главой 32 Налогового кодекса РФ и региональными нормативными правовыми актами.
Плательщиками налога на имущество признаются все россияне, которые имеют в собственности недвижимость, расположенную на территории РФ. Объектом налогообложения является любая недвижимость, в том числе не относящаяся к жилому помещению:
- квартира;
- дом;
- комната;
- гараж;
- машино-место;
- иные здания и сооружения.
Плательщиком налога может быть как россиянин, так и иностранный гражданин, который имеет в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Также плательщиком налога на имущество признаются несовершеннолетние дети.
Льготы по налогу на имущество установлены статьей 407 НК РФ. Согласно кодексу, от налога на имущество в отношении одного объекта недвижимости освобождены:
- Герои Советского Союза и Российской Федерации;
- кавалеры ордена Славы всех трех степеней;
- ветераны и инвалиды ВОВ, гражданской войны и боевых действий;
- инвалиды I и II группы, инвалиды с детства и дети-инвалиды;
- чернобыльцы;
- пенсионеры и предпенсионеры (правда, не младше 55/60 лет);
- военнослужащие со стажем работы более 20 лет;
- многодетные родители.
Кроме этого, от налога на имущества освобождены россияне, у которых в собственности имеется дача или другое строение с площадью до 50 кв.м., предназначенное для ведения подсобного хозяйства для личных целей.
Дополнительно всем владельцам недвижимости (вне зависимости от отношения к льготной категории) предоставляется налоговой вычет по налоговой базе в размере:
- 50 кв.м. в отношении дома;
- 20 кв.м, в отношении квартиры;
- 10 кв.м. в отношении комнаты.
Если земля или недвижимость зарегистрированы на несовершеннолетнего ребенка, это не дает основания не платить налог в бюджет.
До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним и не имеет собственного постоянного дохода (официального), имущественные налоги за ребенка уплачивает один из его родителей, усыновителей или опекунов. Такая обязанность установлена статьей 26 НК РФ и статьей 28 ГК РФ.
Стоит отметить, если ребенок считается эмансипированным, то он уже самостоятельно уплачивает имущественные налоги за себя.
Эмансипация несовершеннолетнего – признание гражданина старше 16 лет полностью дееспособным по решению местного органа опеки или по определению суда. Эмансипация может быть признана, если ребенок, например, устроился на официальную работу и больше не хочет зависеть от родителей, он вступил в брак или у него родился ребенок.
Если человек по какой-либо причине уплатил имущественный налог в большем размере, например, не воспользовался льготой, то он имеет право вернуть сумму переплаты. Сумму излишка можно вернуть в течение 3 лет со дня уплаты налога. То есть, имущественный налог за 2017 год, который был уплачен в ноябре 2018 году, можно будет вернуть только до ноября 2020 года. После этого переплату вернуть нельзя.
Для возврата денежных средств плательщику необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением и документами, подтверждающими факт переплаты (платежную квитанцию, документ, подтверждающий право на льготу при наличии). В заявлении обязательно указываются:
- наименование ФНС;
- ФИО налогоплательщика;
- причину и сумму переплаты;
- банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
ФНС в течение 10 рабочих дней выносит решение о возврате или отказе в возврате переплаты по имущественному налогу. Денежные средства поступят на счет налогоплательщика в течение 1 месяца с даты принятия заявления.
Стоит отметить, что если у налогоплательщика есть недоимки по другим налогам, то сумму переплаты будет направлена на зачет недоимок по другим налогам.
Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.
Не являются объектом налогообложения:
- участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
- участки из состава земель лесного фонда;
- участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.
Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.
Чтобы узнать налоговую ставку нужно:
- определить категорию земли,
- в решении местных органов власти узнать ставку по категории своего участка.
Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.
Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:
- 0,3% в отношении следующих земельных участков:
- сельскохозяйственного назначения;
- занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
- для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
- ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
- 1,5% в отношении прочих участков.
Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:
Сумма земельного налога за год = Кадастровая стоимость земельного участка X Ставка налога
Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.
Сумма земельного налога за неполный год = Сумма земельного налога за год Х Количество полных месяцев владения участком в году 12
Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа.
Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.
Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.
- Организации
- Физические лица и ИП
Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.
Советуем попытаться!
- Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
- Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
- Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.
Земельный налог оплачивается собственниками земельных участков и лицами, обладающими пожизненным наследованием на землю. Не платится налог в следующих случаях:
- если пользование земельным участком безвозмездно или временно;
- если участок арендован;
- если участок не имеет налогообложения.
Налогоплательщики могут рассчитывать на следующие льготы:
- местные, устанавливаемые органами местного самоуправления;
- федеральные: налог не предусмотрен для коренных народов, а граждане перечисленные в ст. 391 НК РФ могут рассчитывать на сниженные налоги.
В некоторых регионах налог не распространяется на инвалидов 1-й и 2-й группы, ветеранов ВОВ и граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
В других районах налог может не распространяться как на юридические, так и на физические лица. Также закон предусматривает снижение налогообложения. Так столичные санаторно-курортные организации и медицинские учреждения пользуются льготами по налогу на землю до 30%. А в Екатеринбурге Герои Советского Союза пользуются льготами до 100 000 рублей.
С 2020 года предоставление декларации по налогу на землю не требуется. Уплата производится 1 марта за отчетный год. То есть оплата налога за 2020 год должна проводиться не позже указанного срока —1 марта.
Оплата налога за 2020 год физическими лицами и ИП должна проводиться не позже 1 декабря 2021 года. Так же оплата может осуществляться поквартально. Авансовые платежи могут быть предусмотрены законодательными актами местных органов управления.
Ставки земельного налога в 2020 году не претерпели никаких изменений:
- 0,3% для сельскохозяйственных земельных участков, дачных участков и для участков, используемых армией в оборонительных целях государства;
- 1,5% для остальных категорий земель.
Субъектами могут устанавливаться свои ставки, которые не должны превышать ставки, принятые на федеральном уровне.
Земельный налог рассчитывается по формуле: Земельный налог = Налоговая база x Ставка налога.
Налоговая база – кадастровая стоимость участка земли на 01.01.2020 года. Данную информацию можно получить, сделав запрос в Росреестр, посетив официальный сайт ведомства. Более подробно с налогооблагаемой базой можно ознакомиться, изучив ст. 391 НК РФ.
Если владельцами земельного участка являются несколько лиц и в отчетном году покупалась или продавалась земля, земельный налог будет рассчитываться по другой формуле: Земельный налог = КСТх СТх Д х Кв, где:
Кст – кадастровая стоимость;
Ст – ставка налога;
Д – доля собственности на земельный участок;
Кв – коэффициент владения земельным участком в месяц.
Рассчитывая последнюю позицию в обязательном порядке должны учитываться следующие особенности:
- если покупка участка была совершена до 15-го числа текущего месяца, тогда месяц включается в расчет. Если после 15 числа, тогда месяц не учитывается;
- если продажа земли собственникам произошла после 15-го числа, тогда данный период времени не учитывается для начисления налога.
Налог на имущество организаций с 2022 года: новые сроки и порядок уплаты
Расчет и оплата налога авансами осуществляется организациями самостоятельно, если это прописано в местных законах. Хотелось бы напомнить, что с 2020 года декларации налога на землю организациями предоставляться не должна.
Для ИП и физических лиц налоговые инспекторы проводят расчет и отправления уведомлений об уплате на почтовый адрес налогоплательщика. В уведомлении указана сумма налога, данные об объекте налогообложения, налогооблагаемая база, ставка и срок уплаты.
Уведомление должно быть отправлено налогоплательщику не позже 01.11.2021 года. Если в указанный срок оно не пришло, необходимо самостоятельно узнать сумму налога и провести его оплату, обратившись в налоговый орган. Несвоевременная уплата налога или перевод не всей суммы, как правило, становятся причиной применений санкций:
- штраф в размере 20% от суммы налога при неумышленном правонарушении;
- штраф в размере 40% от суммы налога, если правонарушение носит умышленный характер.
В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.
Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:
- с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
- юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
- вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
- запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
- ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка — в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).
Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.
С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.
Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):
- налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
- авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
- за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
- за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
- за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)
Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.
Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС — такие участки будут облагаться по повышенной ставке.
КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.
Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.
Администрация
муниципального образования
Волжский сельсовет
Курманаевского района
Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
00.00.2021 г. № 00-п
Проект
О методике формирования бюджета на 2022 год
и плановый период 2023 и 2024 годов
В соответствии с Решением Совета депутатов от 16 октября 2019 года № 115 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Волжский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области»:
ФНС напомнила о последнем дне для уплаты налогов на имущество
Согласно действующему налоговому кодексу РФ, не все земельные участки облагаются налогом. Отдельные категории земельных участков, которые не облагаются налогом:
- официально признанные выведенными из оборота;
- ограниченные в обороте наделы земли, которые были официально включены в перечень всемирного или культурного наследия;
- территории, которые зарегистрированы как принадлежащие к лесному фонду;
- территории, которые были выделены для строительства многоквартирных домов.
Федеральным законом и налоговым кодексом предусмотрены определенные ситуации, в которых лица освобождаются от уплаты суммы налогообложения. Сдача земельного налога не требуется в таких случаях:
- надел находится во владении собственника, частного лица уже более 3 лет;
- земля была передана собственнику как наследственное имущество или же преподнесена в качестве подарка с соответствующим нотариальным оформлением;
- согласно статье 217 НК РФ, не требуется уплата налоговой ставки, если частное лицо получило землю по договору ренты или же приватизировало его;
- наделы, которые были в собственности физического лица не менее 5 лет и были приобретены после 1.01.2016, тоже продаются без налогообложения;
- арендаторы земли также освобождаются от оплаты.
В остальных случаях действуют стандартные ставки, за исключением тех случаев, в которых предусмотрены льготы или освобождение, как для религиозных и уголовно-исполнительных учреждений, для некоторых социально значимых и инфраструктурных организаций.
В РФ, согласно действующему законодательству, положены льготы пенсионерам, инвалидам, участникам боевых действий, сиротам и другим категориям льготников.
Стоимость налога рассчитывается по формуле с учетом ставки. Для разных типов объектов предусмотрены различные ставки:
- объекты, включенные в жилищный фонд – 0,1%;
- наделы под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и для ведения подсобного хозяйства, находящиеся во владении частных лиц – 0,3%;
- наделы, предназначенные для хозпостроек и гаражей – 0,8%;
- все остальные разновидности наделов, в том числе используемые в коммерческих целях – 1,5%.
Порядок уплаты налога на землю в 2022 году не изменился, все метаморфозы касаются только системы оценивания. Но для физических и юридических лиц алгоритм отличается. Что нужно знать физлицам:
- налоговый орган должен прислать уведомление;
- после этого лицо должно в установленный срок сдачи оплатить необходимую сумму;
- в документах уже будет указана сумма к оплате – она рассчитывается в соответствии с данными из ЕГРН.
Конечно, люди молчать не стали, и ситуация в итоге привела к конфликтной ситуации. Владельцы земель обратились в кадастровую палату с требованием объяснить, как произошло изменение стоимости их участков, и что делать с налогами, ставшими в десятки раз больше. Внятного ответа собственники угодий так и не получили.
Сам Березин уверен, что произошло это из-за простой халатности сотрудников Росреестра, которые отнеслись к своей работе не профессионально.
«Вместо того чтобы прийти на каждый земельный участок с рулеткой в руках, они использовали устаревшие карты и какие-то выписки, взятые в местных органах власти», — говорит Павел.
Он считает, что что из-за старых данных, там посчитали что, например, большое 300-гектарное поле, указанное в старых выписках как плодородное, а по факту превратившееся в свалку с оврагами, по их мнению, приносит огромную прибыль, а значит и платить за него нужно больше.
Теперь же чтобы оспорить произведенную переоценку, владельцам земель нужно заказывать новую экспертизу. Естественно, за собственные деньги.
Земельный налог для физических лиц в 2021 году
0.025% земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования 0.1% земельные участки, занятые автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленные для жилищного строительства 0.3% земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемые для сельскохозяйственного производства, а также земельные участки, предоставленные и используемые для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений, при одновременном выполнении следующих условий:1) в правоустанавливающихдокументахна участок должен быть определенвид разрешенного использования, указывающий на эксплуатацию спортнивного объекта; 2) уставная деятельность организации должна быть связана с эксплуатацией и использованием объектов спорта и спортосооружений; 3) документальное подтверждение фактического использования объектов спорта и спортосооружений по целевому назначению. 0.3% земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд 1.5% прочие земельные участки
Главной задачей налоговой политики на ближайшие три года является обеспечение стабильных поступлений в бюджет. Поэтому, чтобы повысить качество сбора налоговых платежей и упростить налоговое администрирование для субъектов хозяйственной деятельности, Минфин планирует внести в фискальное законодательство ряд новшеств:
- ввести новый фискальный режим «УСН.онлайн»;
- ввести новый инструмент «Единый налоговый платеж»;
- введение дополнительных критериев для освобождения от уплаты НДФЛ при продаже недвижимости;
- букмекерские конторы и тотализаторы получат функции налоговых агентов по выплатам до 15 000 рублей;
- российские компании обяжут платить НДФЛ с иностранных сотрудников, работающих удаленно;
- привязка стоимости патента к индексу потребительских цен.
Давайте рассмотрим указанные изменения подробней, кого они коснуться в первую очередь и чего ждать от их применения в скором будущем. Хотя пока они еще не получили законодательной поддержки, однако с большой вероятностью все необходимые изменения в нормативные акты будут одобрены.
Указанный режим планируется ввести в рамках эксперимента целью которого является упрощение фискального администрирования. Проходить он будет в Москве и Московской области, Татарстане и Калужской области с 01.07.2022 по 31.12.2027. Основные параметры эксперимента:
- среднесписочное количество сотрудников – не более 5, годовой доход – не более 60 млн руб;
- режим освобождает от уплаты следующих налогов: юридические лица – на прибыль, НДС и на имущество; ИП – НДФЛ, НДС и на имущество физических лиц;
- также не нужно платить страховые взносы в пенсионный фонд, по социальному и медицинскому страхованию. О переходе на новый режим соответствующие фонды уведомляет ФНС;
- объектом налогообложения является: 1) доходы или 2) разница между доходами и документально подтвержденными расходами. Однако нужно учесть, что не все расходы принимаются, а часть должна быть обязательно оплачена со счета в банке или через кассовый аппарат;
- ставка налога: «доходы» — 8%, «доходы минус расходы» — 20%;
- налоговый период – месяц. Фискальные обязательства начисляются на основании информации, полученной через банк и по расчетам через ККТ до 5 числа следующего месяца. До 15 числа следующего месяца размер налога отображается в личном кабинете, а до 25 — его необходимо уплатить;
- передача обслуживающему банку полномочий на информирование налогового органа о движении по счету и уведомление об этом налогового органа (перечень банков утверждается ФНС);
- ряд компаний не смогут применять указанный режим, в частности: кредитные общества, фермерские хозяйства, юридические лица с иностранными работниками. В целом 31 категорий организаций и предпринимателей не будет доступен;
- налоговая декларация не заполняется и не предоставляется.
Налоговый режим «УСН.онлайн» рассчитан на упрощение администрирования бизнеса микропредприятиям. Однако всем ли он подойдет за счет облегчения фискальной нагрузки следует рассчитывать индивидуально исходя из особенностей ведения деятельности.
15 ноября 2021 года Госдума приняла в третьем чтении закон о введении института единого налогового платежа для юридических лиц и ИП. Он в порядке эксперимента вводится с 01.07.2022 по 31.12.2022 года.
Подобный инструмент для физических лиц действует с 2019 года. Граждане могут платить налоги авансом до получения налогового уведомления. Полученная сумма распределяется на НДФЛ, транспортный, земельный налоги и налог на имущество.
Изменения в законодательстве, теперь предоставляют такую же возможность и юридическим лицам. С июля 2022 года они могут делать общий платеж на счет казначейства, а уже оттуда деньги будут разнесены на разные цели: налоги, сборы, пени, проценты, авансовые платежи.
Воспользоваться единым налоговым платежом удастся только после сверки с налоговым органом. Для участия в эксперименте необходимо подать заявление с 1 по 30 апреля 2022 года, но не позднее 1 месяца после совместной сверки расчетов.
Использование единого налогового платежа дает право на возврат денег, если сформировалась переплата по всем обязательствам и налоговая не приняла решение о зачете. Также налоговый платеж осуществлен третьим лицом вместо налогоплательщика. В этом случае возврат денег не проводится.
Минфин разработал ряд поправок, направленных на освобождение от уплаты НДФЛ при продаже недвижимости. Воспользоваться льготой смогут семьи с 2 и более детьми, которые соответствуют таким условиям:
- двое несовершеннолетних ребёнка или детей возрастом до 24 лет, обучающихся очно;
- новая недвижимость должна быть куплена в том же календарном году, когда была продана старая, или не позднее 30 апреля следующего года;
- общая площадь или кадастровая стоимость нового жилья должна превышать аналогичные параметры проданной недвижимости;
- кадастровая стоимость проданного жилья не должна превышать 50 млн руб;
- на момент продажи у семьи налогоплательщика, в том числе у его детей не должно быть в собственности другого жилья, площадь которого превышает половину новой недвижимости.
Похожие записи: