Прокурор на предварительном следствии на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прокурор на предварительном следствии на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В рамках реализации полномочий, предоставленных статьей 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», прокуроры завершили процедуру рассмотрения проектов планов про ведения контролерами плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год.

Посредством Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий изучены законность и обоснованность включения в планы объектов контроля, полнота и достоверность представленных сведений о предстоящих мероприятиях. Проверено соблюдение моратория на плановые проверки малого бизнеса в 2022 году.

В результате из 367 тыс. предложений контролеров прокурорами согласовано 292 тыс. В связи с этим руководителям органов контроля (надзора) внесены предложения об исключении незаконных контрольных (надзорных) мероприятий из планов.

Таким образом, количество запланированных на 2022 год проверочных мероприятий станет минимальным за 12-летний период согласования планов прокурорами (к примеру, план на 2021 год включал 360 тыс. проверок, а на 2020 год – 384 тыс. проверок).

До 20 ноября т.г. в соответствии с требованиями законодательства завершится процедура обжалования данных решений органов прокуратуры.

После этого уполномоченные должностные лица органов контроля (надзора) обязаны в срок до 15 декабря года т.г. утвердить планы и в течение 5 рабочих дней разместить их на официальных сайтах в сети «Интернет».

Написать комментарий

      Дознание проводят по тем же правилам, что и предварительное следствие. Это значит, что дознаватель может провести любые следственные действия. Разница лишь в том, что перед направлением в суд ходатайства о заключении под стражу или об аресте почтово-телеграфной корреспонденции дознаватель должен получить согласие прокурора. После заключения под стражу подозреваемого дознаватель должен предъявить ему обвинение в течение 10 суток либо закончить расследование и составить обвинительный акт (ст. 224 УПК РФ).

      Если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления или есть основания подозревать лицо в преступлении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Копию он вручает подозреваемому и разъясняет ему его права. В течение трех суток с момента вручения уведомления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения (ст. 223.1 УПК РФ).

      Закончив расследование, дознаватель составляет обвинительный акт. В нем дознаватель указывает: кто, как и по каким причинам совершил преступление, а также перечисляет доказательства, которые подтверждают виновность обвиняемого. Обвинительный акт утверждают начальник (его заместитель) органа дознания и прокурор.

      Составив обвинительный акт, дознаватель обязан ознакомить обвиняемого со всеми материалами уголовного дела. Потерпевший сможет их изучить, если заявит ходатайство об этом (ст. 216, 217, 225 УПК РФ).

      Знакомясь с документами, вы можете делать выписки и снимать копии (ст. 217 УПК РФ).

      Прежде чем представить материалы дела обвиняемому (потерпевшему), дознаватель составляет специальный график. В нем делают отметки о времени и месте ознакомления, количестве прочитанных листов.

      Обращайте внимание на то, чтобы время, указанное в графике ознакомления, соответствовало действительности. В противном случае у дознавателя появится возможность обвинить вас в том, что вы умышленно затягиваете знакомство с делом.

      Обычно знакомство с делом происходит в кабинете дознавателя. Если же обвиняемый находится в СИЗО, то ему приносят дело туда, причем раньше, чем обычно, то есть до составления обвинительного акта.

      Имейте в виду

      Срок заключения под стражу не может быть больше срока дознания. По окончании этого срока дознаватель обязан вас освободить, даже если вы не успели изучить материалы дела. Знакомство с ними вы продолжите в кабинете дознавателя.

      Истина где-то рядом или все что нужно знать о дознании

      Получателем наибольшего объема ассигнований в юридическом блоке останется Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). В 2020 году, согласно проекту бюджета, ей предполагается выделить 291,5 млрд рублей (в 2021 году — 246,5 млрд рублей, в 2022 году — 254 млрд рублей). В этом году начала действовать новая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026)», которая предусматривает строительство ряда современных СИЗО, обновление производственной базы на предприятиях для осужденных и другие изменения. В 2016 году бюджет ФСИН составлял 264,7 млрд рублей, в 2017 году — 246,9 млрд рублей.

      Кроме того, предполагается увеличить финансирование Федеральной службы судебных приставов (ФССП) — до 58 млрд рублей в 2020 году, 59,3 млрд рублей в 2021 году и 60,8 млрд рублей в 2022 году. В 2017 году на финансирование ФССП в проекте бюджета предусматривалось 38,6 млрд рублей, в 2018 году — 39,9 млрд рублей. 25 сентября Совет Федерации одобрил законопроект «О службе в органах принудительного исполнения РФ», который должен придать новый статус службе приставов: она будет отнесена к «госслужбе иного вида», то есть будет приравнена к правоохранительной службе, а социальный пакет для приставов станет таким же, как и для сотрудников ФСИН. До этого сотрудники ФСИН обеспечивались исходя из положения о службе в органах внутренних дел 1992 года, оставшегося от МВД, которое стало жить по-новому после принятия закона «О полиции».

      Вопрос о рациональности отделения органов, осуществляющих надзор и следствие, является дискуссионным. Процесс создания следственного комитета, единого и самостоятельного в своей компетенции органа, осуществляющего функции предварительного следствия, имеет свою предысторию. Как известно,5 июня 2007 был принят Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в результате которого произошло реформирование системы прокуратуры. Сформировался «Следственный комитет при прокуратуре РФ».

      Однако полной самостоятельности следователей от прокуратуры не произошло, т.к прокуратура обладала значительными полномочиями в осуществлении контроля за проведением следственных действий. Председателем созданного органа был первый заместитель генерального прокурора, а сотрудники прокуратуры продолжали оставаться одновременно и работниками следственного органа. Такое изменение вряд ли можно считать удачным, ведь прокуратура одновременно стала осуществлять не только функции надзора за соблюдением законодательства, но и контроля над деятельностью следственного органа, что оказало негативное воздействие на объективность контролирующей деятельности, а также сосредоточило большое количество разнообразных функций в руках прокуратуры, что привело в свою очередь к неэффективности деятельности данного органа.

      Спустя два года, 15 января 2011 произошло полное отделение органа следствия и создание самостоятельного и единого Следственного комитета РФ. Теперь в соответствии со ст 13 ФЗ «О следственном комитете» назначение и освобождение от должности Председателя СК РФ было подведомственно Президенту РФ, который кроме этого осуществляет руководство за деятельностью Следственного комитета РФ. В обязанность Председателя СК РФ стали входить: ежегодное представление Президенту Российской Федерации доклада о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности. Данный порядок подотчетности положительно сказался на деятельности СК РФ, т.к способствовал преодолению коррупции, борьба с которой является важнейшей задачей в деятельности всех правоохранительных органов.

      Тем не менее, создание следственного комитета встретило неоднозначные оценки. До сих пор не утихают споры, рассматривающие положительные и отрицательные стороны данной реформы. Приведу мнения нескольких государственных служащих.

      Действующий генеральный прокурор РФ Ю. Чайка высказал мысль о необходимости возвращения прокуратуре следственных функций: «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции».

      По мнению Генерального прокурора необходимо вернуть полномочия прокурора в проведении предварительного следствия, в частности: «возбуждать уголовные дела, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, давать согласие следователю на возбуждение ходатайств перед судом; давать следователю обязательные для исполнения письменные указания и решать вопрос об отводе следователя».

      Даная точка зрения имеет место быть, однако она не принимает во внимание прогрессивные результаты работы следственного комитета. В 2006 году следователям прокуратуры на доработку возвращали более 5 тыс. уголовных дел, к 2015 году этот показатель снизился, составив 1,3 тыс, т.е уменьшился более чем в 3 раза. В соответствии с официальными сведениями о деятельности Следственного комитета Российской Федерации за январь-июнь 2018, расследовано преступлений – 79 655 из количества находившихся в производстве уголовных дел – 131 525, что составило около 61% общей раскрываемости.

      Таким образом, в результате реформы 2007-2011 гг. следственные полномочия полностью перешли к Следственному комитету, который стал единым, самостоятельным органом. Прокуратура осуществляет функции надзора за предварительным следствием, не занимаясь расследованием уголовных дел. Такое разделение в большей степени положительно сказалось на процессе раскрываемости дел и преодолении коррумпированности в деятельности предварительного следствия.

      Термины «органы предварительного следствия» и «следователи» -синонимы. И если Уголовно-процессуальный кодекс использует только термин «следователь», то в ведомственных нормативных актах и юридической литературе встречаются такие словосочетания, как: «следственный аппарат», «следственное подразделение», «следственные органы», «орган следствия»,’ «следственные работники» и другие. Что означают указанные термины? В каком соотношении они находятся с понятием «орган предварительного следствия»?

      В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при МВД Российской Федерации; главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

      Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.

      Важной особенностью предварительного расследования в Российской Федерации является тот факт, что оно может производиться в форме дознания или следствия. Первая форма осуществления упомянутой в статье стадии подразумевает под собой упрощенный вариант. Как правило, она применяется при расследовании не тяжких преступлений. Что касается второй формы следствия, то она реализуется во всех остальных случаях. Разграничение обычно происходит посредством прямого указания статей Уголовного кодекса Российской Федерации, которые должны осуществляться в той или иной форме. Данный регламент предусмотрен уголовно-процессуальным кодексом, а именно нормой статьи 150. Следует помнить, что существуют стадии предварительного расследования. Потому что данный процесс является систематизированным. В зависимости от полноты реализации этих стадий, можно говорить о качестве всего расследования факта преступления.

      27. Срок возобновленного предварительного расследования не может превышать один месяц с момента принятия следователем дела к своему производству. Именно этот смысл заложен законодателем в фразу «установление срока предварительного следствия в пределах одного месяца».

      Предварительное следствие — самостоятельная стадия уголовного процесса, которая предусматривает активную деятельность следователей. Обращаем внимание на то, что дознаватель не может реализовывать такую работу. Кроме следователя следствие могут проводить и прокуроры, сотрудники федеральной службы безопасности или инспекторы налоговых служб. Работа начинает проводиться с момента возбуждения уголовного дела следователем сразу после передачи конкретного дела под его ведение. В том случае, если следователь принимает к своему производству уголовное дело, он выносит постановление о возбуждении, в котором указываются данные о следователе. Предварительное следствие в уголовном процессе является самым длительным по срокам видом расследования. Это обуславливает сложность, многосубъектность, многоаспектность и путаность преступлений. Составы, как правило, имеют несколько объектов и исполнителей, что требует высокой грамотности и квалификации следователя или другого должностного лица, которое на это уполномочено.

      В последнее время в сфере исполнительной власти идет тенденция к гласности и открытости процесса, именно поэтому любой гражданин может быть в курсе расследования того или иного уголовного дела. Для того чтобы не просто интересоваться новостями из средств массовой информации, но еще и понимать сущность происходящего, стоит прочитать данную статью. С помощью нее вы сможете понять, что такое предварительное следствие, и как оно реализуется, а, главное, кем.

      В ходе предварительного следствия уполномоченные структуры и служащие выполняют ограниченный круг действий. К ним, в частности, относятся процессуальные мероприятия, определенные в законе. Дознаватели при выполнении своих обязанностей сочетают следственные и прочие действия с оперативно-розыскными. Последние проводятся с использованием специальной техники, посредством сыска, с применением научно-технических и прочих средств. Указанные действия обеспечивают максимально быстрое раскрытие преступления, определение субъектов, виновных в нем, лиц, которые уклоняются от преследования, наказания.

      1. Место и дата оформления.
      2. Ф. И. О., должность служащего, составляющего акт.
      3. Сведения о субъекте, привлекаемом к ответственности.
      4. Время и место совершения деяния, мотивы, способы, цели, последствия и прочие обстоятельства, имеющие существенное значение.
      5. Формулировка обвинения со ссылкой на пункт, часть, статью УК.
      6. Список доказательств, подтверждающих виновность привлекаемого лица, перечень фактов, которые указывает сторона защиты.
      7. Смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
      8. Сведения о потерпевшем, размере и характере вреда, причиненного ему.
      9. Перечень лиц, которые должны быть вызваны в суд.

      Производство следствия по приостановленным делам является наиболее слабым звеном во всей цепи следственных действий, выполняемых в этой стадии уголовного судопроизводства. Бездействие следователя по приостановленному уголовному делу проистекает прежде всего из того обстоятельства, что самому следователю предоставлено право приостановить производство по делу, санкции или согласия прокурора в этом случае не требуется.

      Помимо этого, прокурор, как правило, строгого, а, главное, постоянно действующего надзора за деятельностью следователя по приостановленным делам не осуществляет. Между тем, задача по полному и своевременному раскрытию преступления, а также его полному, всестороннему и объективному расследованию обязывает следователя работать по приостановленному делу также активно, как и по делам, находящимся в его текущем производстве.

      Особо сложные задачи стоят перед следователями по уголовным делам о нераскрытых преступлениях. Как показало приведенное научное исследование, многие следователи после вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия считают себя «свободными» от исполнения своего служебного долга — раскрыть преступление и установить лицо, его совершившее. В лучшем случае следователи дают поручения оперативно-розыскным органам об установлении личности правонарушителя, те же в свою очередь относятся, как правило, к этим поручениям формально.

      Автором установлено немало таких фактов, когда сотрудники оперативно-розыскной службы, не предпринимая никаких попыток к выполнению предписаний следователя, составляют по делу справку о том, что «выполненные оперативные действия не дали каких-либо положительных результатов».

      Автор убедился, что даже при условии несовершенства законодательного регулирования деятельности следователя по нераскрытым преступлениям, (статья 197 УПК РТ весьма «лаконично» регламентирует деятельность следователя по таким делам) при правильной организации этой работы можно многое сделать в направлении раскрытия и расследования преступлений.

      Вынесение постановления о приостановлении производства по делу вовсе не означает, что следователь может прекратить работу как по раскрытию, так и по расследованию преступления. Выполнение этих обязанностей он не может и не должен перекладывать на сотрудников оперативно-розыскных органов: в конечном итоге за раскрытие и расследование преступлений отвечают не сотрудники этих органов, а следователь.

      Успех работы следователя по приостановленному делу во многом предопределяется планированием этой работы. Разрабатываемый следователем план производства по приостановленному делу должен содержать прежде всего оценку законности и обоснованности возбуждения уголовного дела, своевременности и полноты мер, принятых по раскрытию преступления, его полному, объективному и всестороннему расследованию; во-вторых, правильно ли был определен круг подозреваемых по уголовному делу; в-третьих, все ли процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия выполнены после вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия и нет ли оснований для возобновления производства по делу; в-четвертых, определить степень вероятности установления виновного лица (по делу не было никаких сведений о лице, совершившим преступление; в деле имеются некоторые данные о подозреваемом, он задерживался, был допрошен, но освобожден за отсутствием достаточных улик и т.д.).

      Все это должно быть принято во внимание следователем в работе по приостановленному уголовному делу.

      В работе следователя по уголовным делам о нераскрытых преступлениях немало особенностей в выполнении отдельных процессуальных действий, здесь необходимы особого рода тактические приемы по их выполнению, что не всегда и не всеми следователями учитывается. Особенности в раскрытии и расследовании преступлений содержатся также и в организации прокурорского надзора за законностью деятельности следователя и сотрудников оперативно-розыскных служб. Прокурор обязан осуществлять надзор не только за законностью и обоснованностью приостановления производства по делу, но, что не менее важно, за своевременностью и полнотой производимых следственных и оперативно-розыскных мероприятий.

      Анализируя практику следственных органов по делам о нераскрытых преступлениях, и, сопоставляя свои выводы с законодательной регламентацией этой деятельности, автор приходит к парадоксальному выводу о том, что закон с одной стороны предусматривает необходимость приостановления предварительного следствия «в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» (ст.195 УПК РСФСР), а с другой — предусматривает, что «следователь обязан принимать как непосредственные, так и через органы дознания, меры к установлению обвиняемого или его местонахождения, производя необходимые для этого следственные действия».

      Несообразность такого объединения этих правовых понятий заключается в том, что коль скоро производство по делу приостановлено, выполнение каких-либо следственных действий по нему должно быть исключено. Если такая необходимость возникает, следователь обязан возобновить производство расследования. Конечно, в раскрытии преступления следователь не может ограничиваться результатами деятельности оперативно-розыскных органов, он должен сохранять инициативу в своих руках, и если для установления каких-либо обстоятельств необходимо выполнить конкретные следственные действия, он обязан возобновить производство по делу и сделать это.

      Наиболее распространенным основанием прекращения уголовного дела, приостановленного производством, является истечение давности уголовного преследования. Не случайно, именно это основание приведено в ст. 195 УПК РТ, регужрующей основания и сроки приостановления предварительного следствия.

      Существует ряд специфических функций, которые непосредственно реализуются в работе СК РФ. По своей сути, направления деятельности данного органа отличаются от аналогичных ведомств в структуре прокуратуры или же МВД. То есть это полностью самостоятельный орган предварительного расследования. Учитывая это, можно выделить ряд следующих функций:

      — Осуществление предварительного расследования уголовных преступлений.

      — Осуществление проверки доследственного характера по всем поступившим в ведомство заявлениям.

      Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например:

      — разработка и реализация политики в сфере предварительного расследования уголовных правонарушений;

      — непосредственная координация и руководство нижестоящими следственными органами, находящимися в системе МВД;

      — расследование наиболее значимых и резонансных преступлений;

      — взаимодействие с иными органами государственной власти с целью эффективного расследования, предупреждения и выявления уголовных правонарушений.

      Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики.

      Нужно отметить тот факт, что в соответствии с общим законодательством, которое непосредственно регулирует работу следственных органов, служащие данных ведомств наделены рядом общих полномочий вне зависимости от специфики органа. Такими полномочиями являются:

      — право на возбуждение дела по факту уголовного преступления, то есть уголовное дело;

      — реализовать те или иные следственные действия на свое усмотрение за исключением случаев, когда требуется разрешение суда или вышестоящих органов;

      — давать поручения органу дознания;

      — в установленном законом порядке обжаловать те или иные решения прокуроров;

      — осуществлять ряд иных полномочий, которые предусмотрены действующим законодательством.

      Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

      По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

      Задачами органов предварительного следствия являются Поляков М.П., Федулов А.В. М.: Юрайт-Издат, 2005 :

      • v быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
      • v всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
      • v обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
      • v обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
      • v обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
      • v установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
      • v выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

      Так как дознание и предварительное следствие являются формами предварительного расследования, я считаю необходимым показать сходства и различия между ними.

      Можно выделить следующие общие черты:

      • 1) Единые задачи;
      • 2) Упомянутые государственные органы в каждом случае обнаружения признаков преступлений обязаны решить вопрос и возбуждении уголовного дела и провести по нему расследование;
      • 3) Регулируются единым законодательным актом (УПК РФ от 18.12.2001 г.)
      • 4) Заключаются в производстве одинаковых следственных действий с целью собирания, проверки и оценки доказательств.

      Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.

      Следует начать с того, что дознание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.

      К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

      • Главного судебного пристава РФ.
      • ОВД Российской Федерации.
      • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
      • Главного военного пристава.
      • Федеральную пограничную службу.
      • Главных судебных приставов субъектов РФ.
      • Командиров соединений, воинских частей.
      • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
      • Органы противопожарной службы России.
      • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

      Орг��ны предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

      • Прокуратуры.
      • ОВД.
      • ФСБ.

      При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

      О полномочиях прокуратуры по контролю над следственными органами

      Ранее в статье автор указал тот факт, что существуют органы следствия в системе прокуратуры. Но достаточно небольшой процент людей знает, что они собой представляют.

      Нужно отметить, что любая деятельность органов предварительного расследования подлежит обязательному надзору, который, в свою очередь, осуществляет следователь прокуратуры. Это процессуальное лицо действует в соответствии с ведомственным приказом.

      Именно при помощи этого подзаконного акта реализуется контроль соответствующих органов. Таковым на сегодняшний день является приказ №39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

      В 1995 году Законом РФ «О Милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности и, таким образом, следователь перестал находиться в формальном подчинении органов дознания.

      6 апреля 1963 года Президиум Верховного совета СССР принял Указ «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка», который наделил органы общественного порядка (внутренних дел) наряду с органами прокуратуры и КГБ СССР правами производства предварительного следствия. Таким образом, расследование уголовных дел по большому числу преступлений было передано в компетенцию следователей органов внутренних дел. Первые годы деятельности следственного аппарата в органах внутренних дел показали, что личный состав способен расследовать сложные преступления, в том числе многоэпизодные, имеющие большой общественный резонанс. В целях совершенствования нового аппарата руководители следственных подразделений были наделены правом процессуального контроля.

      Система Следственного комитета: Главное следственное управление Следственного комитета, следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета, в том числе военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам РФ, а также следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам (далее также — следственные органы Следственного комитета).

      Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, возглавляет Следственный комитет и несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, в том числе заместителя Председателя Следственного комитета РФ – руководителя Главного военно-следственного управления.

      Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД).

      Задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности»): выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

      Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Федеральные законы «О полиции», «Об органах ФСБ», «О государственной тайне», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие, а также указы Президента РФ.

      Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этом их отличие от органов дознания и предварительного следствия, которые в своей деятельности руководствуются уголовно-процессуальным законодательством.

      На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих государственных органов: органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний.

      Оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

      • Неверно указанные следователем даты и время оформления постановления и это может повлечь отмену документа прокурором;
      • Неправильная квалификация общественного опасного деяния;
      • Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, когда документ был подготовлен от имени другого следователя.

      Исходя из вышесказанного можно сказать о том, что такие ошибки, если они вовремя замечены в процессуальных документов влекут за собой отмену постановления, поэтому адвокат должен внимательно изучать этот документ на предмет процессуальной чистоты.


      • Следователь не указал в протоколе осмотра найденного и изъятого оружия, которым было совершено преступление. В дальнейшем это влечет к тому, что оно может быть изъято из ряда важнейших вещественных доказательств;
      • Неправильное обозначение месторасположения трупа при убийстве. Такая ошибка способствует тому, что дело возвращается к прокурору и последующее расследование;
      • Осмотр места происшествия вообще не проводился следователями. Это один из самых серьезных недостатков, так как дело просто легко разваливается;
      • ОМП проводится представителями следственных органов несвоевременным образом. Такая ситуация приводит к тому, что по естественным причинам попросту утрачиваются следы преступления и иные ценные доказательства, имеющие значение для уголовного дела;
      • Осмотр места происшествия делается не следователем, как положено нормами действующего процессуального законодательства, а представителем полиции;
      • Не были привлечены специалисты-криминалисты. Например, когда имеет труп и нужно установить причины смерти;
      • Не использовались специальные научно-технические средства, поэтому не обнаруживаются вещественные доказательства, такие как микрочастицы или не видны слабовидимые объекты;
      • Результаты осмотра фиксируются в протоколе следователями, на плане и фотоснимках небрежно и неточно При этом все обнаруживаемые при осмотре объекты лишь называются в протоколе, а не описываются достаточно полно и это приводит к утрате важнейшей доказательственной информации;
      • Вещественные доказательства и копии со следов небрежно или неправильно упаковываются, что приводит к их порче и утрате.

      Такие недостатки, выявляемые в ходе проверки материалов уголовного дела не всегда могут быть устранены при помощи организации повторного или дополнительного осмотра. И это только узкий круг распространенных ошибок, совершаемых представителями следственных органов при ОМП. Отсюда можно сделать простой вывод о том, что протокол осмотра места происшествия – это один из самых важных документов, который должен иметься в материалах уголовного дело. При осмотре места происшествия обязательно в соответствии с нормами УПК России должны присутствовать двое понятных лиц. Если имеются любые, даже самые малейшие сомнения о том, что ОМП проводится незаконно, то тогда следует заявить в судебном процессе ходатайство с просьбой о допросе понятных лиц.

      Еще одним важным доказательством является такой процессуальный документ, как протокол предъявления лица для опознания. Прибегают следователи к этому действию тогда, когда потерпевший не может описать четко и достоверно преступника, совершившего преступление. Например, когда потерпевшее лицо не смогло опознать никого из присутствующих на следственных действиях граждан. Протокол предъявления лица для опознания также следует тщательно изучить на предмет достоверности даты, наличия подписи, описания событий.

      СМЭ либо судебно-медицинские экспертизы осуществляются в соответствии с установленными законодательными нормами по всем категориям уголовных дел, где надо установить факт причинения телесных повреждений либо смерти потерпевшему лицу. Как правило, это все корыстно-насильственные и насильственные преступления в УК РФ.


      • Эксперт не сделал вывод о том, какая степень тяжести вреда здоровью была в итоге нанесена. Тем самым он способствовал переквалификации преступного деяния с тяжкого состава на состав средней либо небольшой тяжести;
      • Описание повреждений или трупа потерпевшего не совпало с реальными приметами на теле. Например, эксперт может описать смерть от падения, но по факту имели место быть насильственные повреждения;
      • Объект, подвергнутый повреждениям или ущербу не описан полностью, не указаны его технические характеристики, не описан характер повреждений.

      Примеров, когда экспертиза может быть оспорена масса. Если имеет место быть факт нарушений со стороны экспертов либо следственных органов, то тогда следует подать ходатайство о проведении дополнительной судебной-медицинской или технической экспертизы.


      • Избыточность объектов, которые должны быть исследованы в связи с постановкой вопросов следователя;
      • Шаблонность вопросов, когда следователем не обозначается конкретная ситуация;
      • Неправильно упакованные и описанные в процессуальных документах предметы, предназначенные для проведения экспертизы;
      • Непредоставление важных образцов для экспертизы;
      • Неверное определение последовательности при назначении нескольких экспертиз. Это может привести к невосполнимой утрате тех или иных признаков и невозможности дальнейших исследований одного и того же объекта экспертами других специальностей;
      • Несвоевременность назначения экспертиз и затягивание сроков проведения экспертных действий.

      Адвокат, принимающий участие в защите подсудимого лица может обжаловать как действия представителя следственных органов, назначающего и и��ициирующего экспертизу, так и экспертов. Обжаловаться может первоначальная, повторная, дополнительная, комиссионная, комплексная экспертиза.

      1. Если кто-то из участников не владеет русским языком или не понимает его, то привлекается переводчик.
      2. Для достоверности, если нет должного технического обеспечения или возможности использовать технику, привлекаются понятые, которые наблюдают за производством тех или иных действий.
      3. В случае необходимости к участию привлекаются эксперт или специалист, которые обладают особенными знаниями в различных отраслях науки и техники. При этом они могут дать направление в дальнейшей работе или подтвердить догадки сотрудников, у которых таких знаний просто нет.

      Как мы отметили, участниками уголовного процесса на стадии предварительного следствия являются совершенно разные лица, которые занимают сторону обвинения, защиты или же вообще не имеют отношения ни к тем, ни к другим.

      1. Тогда, когда следователь понимает, что весь объем доказательств собран и вина подозреваемого может считаться доказанной, сотрудник подготавливает документы и составляет обвинительное заключение, в котором подробно указывает обстоятельства дела и обосновывает факт виновности или невиновности подозреваемого. Именно на этой стадии уголовное дело как может отправиться прокурору для дальнейшей передачи в суд, так и отправиться прокурору с целью прекращения дела.
      2. Рассмотрение обвинительного заключения прокурором и исследование материалов дела. Если ошибок нет, обвинение сформулировано верно, то дело передается в суд. Если недочеты есть, то возвращается обратно следователю со всеми замечаниями и указаниями.

      Нами неформально определены стадии такого важного объема работы, как предварительное следствие в уголовном процессе. Повторимся, что они не закреплены законодательно, нужны лишь для того, чтобы понимать логику и структуру действий следователя.

      В среде историков есть устоявшееся мнение, что моментом возникновения российской прокуратуры можно считать 12 января 1722 года. Именно тогда царь Петр Первый издал указ об учреждении должности генерал-прокурора при Сенате. По замыслу правителя, работа нового органа должна была «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Первым пост генерал-прокурора занял граф Павел Иванович Ягужинский. Петр I, представляя его сенатором, сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

      В первые годы после учреждения прокуратура в основном выполняла надзорную функцию. Прокуроры не пользовались решающим голосом ни по одному административному вопросу, но могли следить за исполнением всех законов и императорских указов в суде, Сенате, тюрьмах и других государственных органах. Несмотря на это, генерал-прокурору разрешалось заниматься судебной, правотворческой, обвинительной или исковой деятельностью.

      ВС РФ раскритиковал качество предварительного расследования

      В период правления Александра II значение прокуратуры выросло. В «Основных положениях о прокуратуре» император закрепил положение надзорного органа и определил задачи и полномочия прокуроров. Из-за своей структуры, где генерал-прокурор назначался императором, а он в свою очередь назначал нижестоящих прокуроров, прокуратура получила определёенную независимость от других чиновников.

      После вступления в силу судебной реформы 1864 года сторона обвинения полностью отделилась от суда. Были введены специальные должности особых прокуроров и их помощников.

      В начале 2000-х власти начали большую реформу, благодаря которой полномочия Следственного комитета и Генпрокуратуры были разделены. Это позволило прокурорам сосредоточиться на своей главной функции – надзоре за соблюдением Конституции, прав и свобод человека и исполнением законов. Тогда же прокуроры вновь получили право возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административное расследование. Российское законодательство стало соответствовать основным международным стандартам прокурорской деятельности.

      В 2020 году место генпрокурора занял бывший замглавы Следственного комитета России 44-летний Игорь Краснов. С приходом Краснова в прокуратуре произошел ряд кадровых перестановок, а сама система взяла курс на цифровизацию.

      Игорь Краснов, вступая в должность, назвал противодействие коррупции приоритетной задачей российской прокуратуры. Благодаря деятельности прокуроров, в связи с утратой доверия были уволены некоторые представители правоохранительных органов и руководители исполнительной власти высокого уровня. В частности, в 2020 году свое место потеряли экс-министр сельского хозяйства Андрей Бурлаков и бывший заместитель министра транспорта Саратовской области Алексей Зайцев.

      Сегодня в системе органов прокуратуры России работают специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В их функции входит не только контроль за органами государственной власти и другими организациями, но и проведение экспертиз правовых актов, выработка предложений по совершенствованию законодательства, деятельность по возврату из-за рубежа незаконно полученных активов.

      Борьба с криминальной активностью в интернете – также одна из самых активно развивающихся направлений работы российской прокуратуры. Связано это со стремительным ростом количества преступлений, которые совершаются с использованием информационно-коммуникационных технологий. Например, в 2020 году их число выросло на 74% по сравнению с 2019 годом.

      Прокуратура содействует раскрываемости преступлений в сфере утечки личных данных пользователей, распространения в интернете незаконной информации, хищения денег с банковских карт граждан и хакерских атак.

      По мнению Генпрокуратуры, чтобы эффективно бороться с преступностью в интернете, правоохранительные органы должны объединить усилия с Росфинмониторингом, Роскомнадзором и Банком России. Летом 2021 года надзорный орган подготовил предложения по созданию такого единого координирующего центра.

      Сегодня в прокуратуру за помощью может обратиться любой человек, который считает, что его права были нарушены. В специальной приемной граждан ему предложат написать заявление и описать свою жалобу. По закону ответ от прокуратуры должен поступить в течение 30 дней.

      У прокуроров много полномочий, чтобы решить различные проблемы граждан. Например, они могут беспрепятственно получить доступ к документам и материалам всех министерств и комитетов, в любое время посетить тюрьмы, имеют право освобождать людей, которые там незаконно находятся.

      В 2020 году российские прокуроры помогли восстановить права более одного миллиона человек. В разгар пандемии мерами прокурорского реагирования были защищены 420 тысяч граждан, чьи права были ущемлены работодателями, им возвратили почти 24 миллиарда рублей долгов по оплате труда.

      Сегодня прокуратура России – это современная, динамично развивающаяся структура. Однако за прошедшие с момента основания 300 лет базовый принцип работы органов надзора не изменился – в приоритете, как и прежде, защита прав граждан и контроль за соблюдением законов всеми, вне зависимости от положения и объема власти.

      Статья 236 УПК РФ. Виды решений, принимаемых судьей на предварительном слушании

    • По рейтингу
    • По компании
    • На карте
    • По активности
    • По участию в делах
    • По отзывам
    • Задания юристам
    • Мои проекты
    • Заявки от клиентов
    • Генератор готовых документов
    • Генератор шаблонов
    • Нет, не остановилась. Сотрудники следственных отделов МВД и СК России, с которыми побеседовал «УП», указывают на незначительные изменения в работе. Все неотложные следственные действия проводятся без изменений. В частности, обращение с ходатайствами в суд о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. В некоторых отделах следователям рекомендовали лишь отложить допросы свидетелей, очные ставки и другие действия, если они не имеют принципиального значения для расследования дела и несущественно влияют на сроки расследования. Ознакомление с материалами оконченных расследованных уголовных дел в порядке ст. 217 УПК проводится в обычном порядке. Это же подтвердили «УП» опрошенные адвокаты.

      Нет, не отменит. В УПК нет такого основания для отмены судебного решения, как постановление Президиума ВС РФ или Президиума Совета судей РФ. Это постановление, как и любые распоряжения председателей судов, только рекомендации судьям, а не нормы закона.

      У защиты могут возникнуть сложности при рассмотрении материалов о заключении под стражу. Так, адвокат поделился с «УП» ситуацией, когда в суд не пропустили гражданина, который был готов подтвердить возможность отбывания домашнего ареста обвиняемым в его квартире (паспортными данными, данными о жилище и своим заявлением). Формально указанное лицо не является участником процесса, поэтому его и не пустили в суд. Поскольку у адвоката не было нотариально удостоверенного согласия данного лица предоставить обвиняемому возможность находиться в его жилище, адвокат не мог подтвердить доводы о возможности избрания домашнего ареста.

      В этой ситуации защитникам важно иметь такое согласие, чтобы суд мог сослаться на него при избрании домашнего ареста или запрета выходить за пределы жилого помещения, а не избирать заключение под стражу.

      Это только слухи. Суды работают по трем вариантам:

      • при первом рассмотрении ходатайства следствия об избрании меры пресечения только очно, с присутствием обвиняемого (подозреваемого);
      • при продлении — выборочно, в зависимости от ситуации: очно либо заочно с обязательным присутствием защитника, при наличии документов о том, что обвиняемый находится на стационарной судебно-психиатрической экспертизе или документов об иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд. Это может справка МВД, СИЗО о невозможности безопасной доставки (перемещения) по причине риска нарушения санэпид предписаний и заражения, если арестованный уже болен вирусом или иным инфекционным заболеванием и т.д. (ч. 13 мт. 109 УПК);
      • при рассмотрении жалобы в апелляции на постановление суда о заключении под сражу — широко применяется видеоконференцсвязь между Мосгорсудом и СИЗО.

      Суд также должен будет вынести постановление о приостановлении производства по делу, если выяснится, что подсудимый болен. Это следует из п. 2 ч. 1 ст. 238 УПК. При этом в суд нужно представить медицинское заключение.

      Да, пускают, но с ограничениями. В СИЗО введен такой режим, что для адвокатов может быть бессмысленно приходить к подзащитным для обсуждения позиции по делу. В некоторых СИЗО обвиняемым и их адвокатам предоставляют для общения помещения для свиданий с родными (через стекло). При входе у адвоката могут замерить температуру. Есть случаи, когда адвокатов не пускают, или пускают только в сопровождении следователя.

      Согласно п.12.1 приказа УФСИН по г. Москве от 20.03.2020 № 168, который действует о 18 апреля, судебно-следственные действия со следователями, дознавателями и свидания с защитниками, адвокатами и иными лицами на территории СИЗО УФСИН по г. Москве с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными нужно проводить в помещениях комнат для краткосрочных свиданий (через стекло). В исключительных случаях, по письменному заявлению прибывших лиц, предоставлять возможность проведения свидания в помещениях следственных кабинетов учреждений при наличии средств индивидуально защиты (масок для защиты органов дыхания, бахил и перчаток).

      Таким образом, общение адвоката с подзащитным, чаще всего, возможно только через стекло в присутствии посторонних лиц. В этой ситуации трудно обеспечить нормальное общение и соблюдение адвокатской тайны.

      Также в учреждения УИС категорически запрещен допуск посетителей и сотрудников УИС с повышенной температурой тела и лиц, прибывших в течение последних 14 дней из государств с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции. При этом главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, могут выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий в организациях и на объектах.

      Цель нашего проекта — помочь клиентам, юристам, адвокатам и другим участникам юридической отрасли быстрее найти друг друга.

      Предварительное следствие представляет собой деятельность следователя по возбуждению уголовного дела, проведению расследования и составлению обвинительного заключения. Правом на проведения предварительного следствия в полном объеме наделены прокурор и начальник следственного отдела.

      Непосредственным осуществлением предварительного следствия занимаются следователи, работающие в системе следственного аппарата прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ. На них возложена обязанность по всестороннему, полному и объективному расследованию преступления.

      • проведение осмотра, допроса, опознавания и других действий;
      • применение мер процессуального принуждения;
      • признание обвиняемым;
      • допуск защитника к участию в деле;
      • предоставление возможности ознакомиться с материалами дела.

      По всем процессуальным действиям следователь выносит постановления, которые обязательны для исполнения всеми организациями, гражданами и должностными лицами различных ведомств.

      Если в отношении вас возбудили уголовное дело, рекомендуем обратиться к специалистам компании СКП. Наши адвокаты помогут разобраться в нюансах проведения предварительного следствия. Мы сформируем позицию по предъявленному обвинению и выстроим защиту интересов обвиняемого.

      Итоговое наказания за уголовное преступление напрямую зависит от конкретных действий, предпринятых обвиняемым на стадии предварительного следствия.

      1. Защитник проводит параллельное расследование в целях сбора доказательств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих наказание.
      2. У следствия истребуются копии документов уголовного дела для проведения правового анализа на предмет ошибок обвинения.
      3. Оспаривается постановление о возбуждении уголовного дела в целях отмены и прекращения уголовного преследования.
      4. По некоторым категориям дел достигается примирение с потерпевшим.
      5. Осуществляется подготовка к допросу в качестве подозреваемого с составлением плана дачи показаний.
      6. Проводится работа со свидетелями защиты с подготовкой перечня вопросов, на которые он должен дать ответ следователю.
      7. Выясняются показания потерпевшего и свидетелей обвинения путем заявления проведения очной ставки.
      8. Выявляются противоречия в показаниях потерпевшего и свидетелей обвинения на разных стадиях следствия.
      9. Оспариваются меры пресечения с целью защиты подозреваемого от злоупотребления законом со стороны следствия.
      10. Собираются сведения, характеризующие личность обвиняемого, для максимального смягчения наказания.

      Таким образом, правильно спланированная защита на предварительном следствии повышает шансы на благоприятный исход дела. Наши адвокаты помогают соблюсти интересы подозреваемого на каждом этапе следствия. Мы разъясняем клиентам, какими правами подозреваемого он обладает и что может предпринять для доказывания собственной невиновности.

      В соответствии со статьей 48 Конституции каждому гражданину гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. В рамках уголовного процесса защиту обвиняемых обеспечивают адвокаты, которые занимаются своей деятельностью на профессиональной основе.

      Опытный защитник проследит за тем, чтобы обвиняемый своевременно получил копию постановления о возбуждении уголовного дела, применении к нему мер пресечения. Также он проконсультирует по поводу права возражать против обвинения, отказываться от дачи показаний, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы.

      Если вам требуется консультация по вопросу прав обвиняемого на предварительном следствии, обратитесь к адвокатам компании СКП. Наши специалисты проведут личную встречу и разъяснят все нюансы уголовно-процессуального законодательства.

      Адвокаты компании СКП обладают многолетним практическим опытом по защите обвиняемых на предварительном следствии. Мы помогаем клиентам в полной мере реализовать принадлежащее им и гарантированное законом право на защиту от уголовного преследования. Наши специалисты своими грамотными действиями добиваются смягчения наказания или отмены уголовного преследования. Если у вас возникла потребность в защите на предварительном следствии, заполните форму обратной связи или позвоните по телефону. Мы дадим ответы на ваши вопросы в любое удобное время.

      Адвокат по защите бизнеса

      • Адвокат по уголовным делам
        • Защита по налоговым преступлениям
          • Защита при обвинение в уклонении от уплаты налогов физическим лицом (198 УК РФ)
          • Защита при обвинение в уклонении от уплаты налогов организацией (199 УК РФ)
          • Защита при обвинение в cокрытие денежных средств организации (199.1 УК РФ)
        • Защита по экономическим преступлениям
          • Защита при обвинении в мошенничестве (159 УК РФ)
          • Защита при обвинении в присвоение и растрате (160 УК РФ)
          • Защита при обвинении в незаконном предпринимательстве (171 УК РФ)
          • Защита при обвинении в незаконной банковской деятельности (172 УК РФ)
          • Защита при обвинении в легализация (отмывание) денежных средств (174 УК РФ)
          • Защита при обвинении в разглашение коммерческой, налоговой и банковской тайны (183 УК РФ)
            • Защита при обвинении в разглашение коммерческой тайны
            • Защита при обвинении в разглашение налоговой тайны
            • Защита при обвинении в разглашение банковской тайны
          • Защита бизнеса при проверках
          • Юридическое сопровождение бизнеса
          • Споры в арбитражном суде
          • Адвокат по уголовным делам
          • Регистрация НКО

          Предварительное следствие является урегулированной уголовно-процессуальными нормами деятельностью уполномоченного лица. Она начинается с момента непосредственного возбуждения и принятия материалов соответствующим служащим в свое ведение. Завершается данная деятельность формулированием обвинительного заключения либо распоряжением о направлении материалов в суд для разрешения вопроса по поводу применения мер медицинского характера. Уполномоченное лицо может также вынести акт о прекращении преследования в отношении подозреваемого.

          Сроки предварительного следствия по уголовному преступлению имеют особое значение в деятельности уполномоченных органов и их служащих. Они позволяют упорядочить и эффективно организовать действия всех участников процесса. Установление конкретных периодов для выполнения тех или иных мероприятий исключает возникновение хаоса в ходе работы по исследованию материалов и выявлению обстоятельств случившегося. Сроки предварительного следствия и дознания выступают в качестве ключевого условия, обеспечивающего реализацию основополагающих принципов, приведенных в гл. 2 УПК.

          Постановление следователя, вынесенное в соответствии с законодательными нормами, является обязательными для выполнения всеми гражданами, должностными лицами, учреждениями. Указанный служащий обладает независимостью. При несогласии с указаниями прокурора по поводу привлечения лица в качестве обвиняемого, объема обвинения, квалификации деяния, направления материалов в суд или прекращения производства следователь имеет право представить дело с письменными возражениями вышестоящему прокурору, не исполняя полученных ранее указаний.

          В таком случае вышестоящее должностное лицо либо отменяет распоряжения, либо передает материалы другому служащему для изучения. Следователь может приступить к выполнению неотложных действий по делам, предварительное следствие по которым является обязательным. Он может не дожидаться исполнения мероприятий другими органами и окончания 10-дневного периода, предоставленного последним.

          Законодательство предусматривает определенную продолжительность периода выполнения как отдельных действий, так и всей процедуры подготовки материалов к рассмотрению в суде. Это обеспечивает полное и своевременное выявление всех существенных обстоятельств, соблюдение личных прав граждан, участвующих в процессе. В УПК устанавливается срок:

          • Задержания (ст. 192).
          • Предъявления обвинения (статья 171).
          • Заключения под стражу (ст. 109).
          • Допроса (ст. 173).
          • Принятия решения прокурором по материалам с обвинительным заключением (статья 124) и так далее.

          Кроме того, законодательство устанавливает, когда начинается и завершается срок предварительного следствия уголовного дела. Кроме этого, в нормах предусмотрены также порядок и условия его увеличения. Согласно ст. 162 УПК, срок предварительного следствия составляет 2 мес. В него входит время от даты начала преследования до момента передачи материалов прокурору с обвинительным заключением либо актом о передаче дела в судебный орган для решения вопроса о применении мер принудительного (медицинского) характера.

          Оно допускается при наличии обстоятельств, указанных в статьях УПК. В частности, по ст. 10 гражданин не может быть задержан более чем на 48 ч. при отсутствии судебного решения. В случае если уполномоченные органы имеют достаточно оснований для заключения под стражу, то до окончания указанного периода они должны направить материалы в суд. Рассмотрение поступивших сведений должно быть осуществлено также до истечения 48 ч. При этом судья может увеличить срок предварительного следствия и, соответственно, задержания лица до 72 ч. при необходимости истребовать дополнительные доказательства обоснованности просьбы служащих.

          В случае обратного направления судом дела для выполнения дополнительных следственных мероприятий, при возобновлении прекращенного/приостановленного производства срок устанавливается по решению прокурора, который уполномочен выполнять надзор за процессом, — 1 мес. Последующее расширение пределов периода происходит по общему правилу. При возникновении такой необходимости служащий, осуществляющий дополнительные процедуры в рамках преследования, выносит постановление о продлении срока предварительного следствия. Этот акт должен быть направлен руководителю его подразделения не позже пяти дней до дня завершения установленного ранее периода. Кроме этого, служащий обязан известить обвиняемого и его защитника, потерпевшего и представителя о принятом решении.

          «Остается надежда на суды присяжных»

          12 июля 2021 года вступили в силу ряд федеральных законов, вносящих изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

          Так, Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» значительно усиливается уголовная ответственность в сфере незаконного оборота оружия.

          В частности, статья 222 УК РФ изложена в новой редакции, предусматривающей семь частей. Преступления, связанные со сбытом огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов, выделены в отдельные составы.

          Положения действующей редакции части четвертой перенесены в новую часть седьмую и дополнены ответственностью за незаконный сбыт пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, а также основных частей и патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения.

          Кроме того, в примечаниях 2 и 3 к указанной статье даны определения огнестрельного оружия и боеприпасов, к числу которых отнесены патроны.

          Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 258-ФЗ «О внесении изменения в статью 2641 Уголовного кодекса Российской Федерации» в новой редакции изложена статья 2641 УК РФ. Теперь в части второй предусмотрена повышенная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, имеющим судимость по данной статье, а также частям второй, четвертой и шестой статьи 264 УК РФ.

          Согласно Федеральному закону от 1 июля 259-ФЗ «О внесении изменения в статью 2282 Уголовного кодекса Российской Федерации» статья 2282 УК РФ дополнена примечанием, предусматривающим освобождение от уголовной ответственности в случае нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, совершенного по неосторожности при осуществлении медицинской деятельности и повлекшего их утрату, если такая утрата не причинила вреда охраняемым уголовным законом интересам.

          Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в статью 1711 Уголовного кодекса Российской Федерации» части первая и третья статьи 1711 УК РФ дополнены положениями, устанавливающими ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров.

          Пленум Верховного суда решил внести поправки в свои постановления о правилах применения Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Документы дополнили новыми разъяснениями по делам в отношении несовершеннолетних. Было уточнено и расширено поле действия «экстремистских» статей. Также судьи затронули вопросы замены наказания для осужденных и выхода по УДО.

          Первый блок поправок касается постановления от 21.04.2009 № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания». Пленум Верховного суда уже в четвертый раз вносит изменения в этот документ.

          Если осужденный или его адвокат обратятся в суд с ходатайством о смягчении оставшейся части наказания раньше срока, прописанного в ч. 3 ст. 79 Уголовного кодекса, ходатайство им должны вернуть. В этой статье указано, сколько должен отбыть заключенный, прежде чем подавать прошение. Сроки разные в зависимости от тяжести преступления.

          Это же правило применимо и для случаев, когда наказание один раз уже смягчили, но заключенный нарушил, например, правила УДО. Если такое обращение поступило в суд меньше чем через год (ч. 12 ст. 175 УИК), суд его вернет.

          Один из пунктов обновленного постановления может помочь выйти на свободу тяжелобольным заключенным.

          ВС подчеркивает: отрицательная характеристика сотрудников колонии, отсутствие поощрений за время заключения, отсутствие постоянного места жительства и «социальных связей» не должны мешать освобождению заключенного по причине болезни. Как и тот факт, что заключенный отбыл лишь незначительную часть назначенного наказания.

          Финансирование СК и Генпрокуратуры планируется увеличить в 2022-2024 году

          Пункт постановления о возможности заключения несовершеннолетнего под стражу, то есть в СИЗО, дополнили новым абзацем. Согласно обновленной позиции Верховного суда, разрешается арестовать такого подозреваемого в совершении преступления средней тяжести. Предыдущая версия постановления такого указания не содержала.

          Это допустимо в случаях, если такая мера пресечения «единственно возможная в конкретных условиях с учетом обстоятельств инкриминируемого деяния». При этом должны учитываться и данные о личности предполагаемого преступника.

          Пленум делает поправку: отправить в СИЗО еще не достигшего 16-летнего возраста подозреваемого можно только в случае, если он совершил преступление средней тяжести не впервые.

          Иногда осужденный достигает 18-летия в процессе обжалования приговора. Предыдущая версия постановления Пленума предусматривала, что в таком случае законные представители могут принимать участие в заседаниях как апелляционной, так и кассационной инстанции. Теперь упоминание кассации из документа убрали.

          Попытка примирения

          В пункте о возможном примирении сторон ВС дал судам новое указание. По делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, совершенных несовершеннолетним впервые, суд должен выяснять у потерпевшего, заглажен ли причиненный вред и не желает ли он примириться с подсудимым. Всем участникам процесса нужно также разъяснить порядок прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон.

          Приступая к исследованию полномочий прокурора в предварительном следствии, необходимо отметить, что наличие упорядоченной совокупности юридических норм, регламентирующих уголовно-процессуальные отношения прокурора и органов предварительного следствия, позволяют сделать вывод, что участие прокурора в ходе предварительного следствия является самостоятельным правовым институтом отрасли уголовно-процессуального права. Выделение данного структурного элемента отрасли права обусловлено особым характером процессуальных отношений, которые регламентируются нормами, составляющими рассматриваемый институт. Это проку рорско-надзорные огяошения предполагающие определенный состав их участников -надзирающего прокурора и поднадзорных ему следователя руководителя следственного органа. Выделение рассматриваемого института в качестве самостоятельного определяется и тем, что составляющие его нормы закрепляют такие полномочия прокурора, которые могут быть реализованы только в отношении органов, осуществляющих предварительное следствие, что придает данным полномочиям специфичность, отличает их от иных полномочий данного участника уголовного судопроизводства.

          Рассмотрение совокупности норм, регламентирующих вопросы участия прокурора в ходе предварительного следствия в качестве правового института, позволит с учетом новелл уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность прокурора; а также с учетом ранее сделанного вывода О приоритетном характере надзорной функции прокуратуры в стадии предварительного расследования; провести комплексный анализ полномочий прокурора, осуществляемых в отношении органов предварительного следствия; исследовать механизм реализации указанных полномочий; с формулировать и охарактеризовать принципы, составляющие основу деятельности прокурора в предварительном следствии, в соответствии с которыми полномочия прокурора должны реализовываться.

          Институт участия прокурора в предварительном следствии образует совокупность правовых норм, закрепляющих полномочия прокурора, каждое из которых заслуживает самостоятельною рассмотрения и оценки. Кроме того, анализ указанных полномочий позволит дополнительно обосновать сделанный ранее вывод о том, что в предварительном следствии исключительной функцией прокурора выступает надзор, а уголовное преследование является его задачей.

          Так, согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ на прокурора наряду со следователем и дознавателем возложена обязанность но осуществлению уголовного преследования, ч. 2 указанной статьи предписывает, что в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор принимает (предусмотренные УПК РФ) меры по установлению события преступления, изобличению лица или лица виновных в совершении преступления. Отметим, что эти меры сводятся к полномочию прокурора, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, которое не предполагает непосредственной деятельности прокурора по осуществлению уголовного преследования, Это подтверждается и п. 4 ч. I ст. !40 УПК РФ, согласно которому, постановление прокурора является лишь поводом к возбуждению уголовного дела,

          Часть 3 ст. 7 УПК РФ закрепляет, что нарушение норм УПК РФ прокурором в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. Для уяснения-данной нормы следует обратиться к ст. 86 УПК РФ, из положений которой следует, что собирание доказательств осуществляется выходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий. Однако анализ норм УПК РФ свидетельствует о том, что при производстве предварительного следствия сбор прокурором доказательств посредством производства следственных действий не возможен, в силу отсутствия полномочий. Это указывает на то, что ч. 3 ст. 7 УПК РФ не может распространяться на деятельность прокурора в ходе предварительного следствия.

          Исходя из положений ч, 2 ст. 10 УПК РФ прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей выше срока. Данная обязанность прокурора не связана с формированием позиции по вопросу о виновности или невиновности липа, право па неприкосновенность личности которого нарушено, не связана с решением вопроса об уголовном преследовании или отказа от него в отношении данного лица, С учетом изложенного можно отмстить, что данное полномочие носит надзорный характер и направлено на обеспечение соблюдения прав личности. Аналогичное заключение можно сделать в отношении ст. 11 УПК РФ,

          Анализ положений ст 37 УПК РФ позволяет отметить следующее. Из восьми полномочий прокурора в отношении органов, осуществляющих предварительное следствие, закрепленных ч. 2 ст. 37 УПК РФ, надзорный характер носят полномочия, предусмотренные п. 1—3, п. 5.1, п. 7, п. 15 ч, 2, а также полномочие, закрепленное ч. 2.1 дачной статьи. Данные полномочия нуждаются в самостоятельном рассмотрении, результаты которого будут изложены далее.

          До внесения изменений в- УТЖ РФ в июне 2007 г. у прокурора существовали два ключевых полномочия, позволявших осуществлять доказывание по уголовному делу. Так, п. 2, п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ закрепляли право прокурора не только возбуждать уголовное дело, но и принимать его к своему производству, участвовать в производстве предварительного расследования, лично производить следственные и иные процессуальные действия С принятием Закона № 87-ФЗ полномочия прокурора в уголовном: судопроизводстве значительно сократились, что не позволяет прокурору осуществлять доказывание по уголовному делу в полном объеме. Но, имеете е тем, законодатель по-прежнему провозглашает право прокурора на осуществление деятельности по доказыванию.

          Согласно ч. 2 ст\ 2 і УПК РФ Б каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор принимает предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления. То есть, устанавливает обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу. Однако п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК гласит, что при выявлении фактов нарушения уголовного законодательства прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. Из смысла приведенной нормы следует, что прокурор, выявляя факт нарушения, лишь обнаруживает признаки состава преступления, но не устанавливает событие преступления.

          Согласимся с А.В. Кудрявцевой, по словам которой, «доказывание, представляющее собой сердцевшгу уголовно-процессуальной деятельности, в качестве одного из важнейших элементов включает собирание доказательств: их обнаружение либо истребование и закрепление (фиксацию) … Собирание (формирование) доказательств — ото активная целенаправленная деятельность, состоящая в извлечении из следов, оставленных событием, информации, относящейся к делу, и в преобразовании и закреплении этой информации, т.е. в придании ей надлежащей процессуальной формы»1. Следует отметить, что ни один из приведенных в понятии элементов, характеризующих собирание доказательств, не находит отражения в деятельности прокурора в ходе предварительного следствия. Также у прокурора отсутствуют полномочия по осуществлению такой важной деятельности, составляющей процесс доказывания, как закрепление (удостоверение) доказательств, под которым следует понимать «выполнение требований уголовно-процессуального закона о придании информации, полученной в процессе производства следственных и иных процессуальных действий, силы доказательств»2,

          Представляют интерес п, 2 ч. 1 ст. 221, ст. 226 УПК РФ, согласно которым прокурор может принять решение о возвращении уголовного дела следователю, дознавателю для производства дополнительного следствия (дознания). Решение принимается прокурором, если он приходит к выводу, что собранных по делу доказательств недостаточно для обоснования виновности лица в инкриминируемом ему деянии. Таким образом, прокурор не просто указывает на необходимость получения дополнительных доказательств, возвращая дело с письменными указаниями, а обязывает следователя (дознавателя) произвести следственные и процессуальные действия для получения доказательств. Но указанное полномочие не может рассматриваться как опосредованная деятельность прокурора по собиранию доказательств осуществляемая через следователя (дознавателя), оно носит надзорный характер- и направлено на проверку деятельности следователя (дознавателя) в части производства всех возможных следственных действий, обосновывающих виновность лица.

          В качестве способа собирания доказательств ч, 1 от, 86 УПК РФ предусматривает производство следственных и иных, процессуальных действий. При этом, как ни парадоксально, согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству прокурор вообще лишен полномочий самостоятельно проводить следственные действия. Потому ч. 3 ст. 7 УПК РФ, которая гласит, что нарушение норм УПК РФ прокурором в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств, не может распространяться на деятельность прокурора в предварительном следствии.

          Частью 4 ст. 21 УПК РФ закреплено, что требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах полномочий, обязательны для исполнения. Можно ли в данном случаи говорить о собирании прокурором доказательств, посредством их истребования? Нам представляется, что нет, потому как деятельность по собиранию доказательств (в том числе, путем их истребования) должна осуществляться надлежащим субъеетом доказывания -лицом, на котором лежит бремя доказывания в рамках конкретного уголовного дела. С учетом того, что прокурор не имеет возможности возбуждать уголовное дело, принимать его к своему производству, прокурору не могут быть адресованы поручения следователя о производстве каких-либо действий, соответственно, рассматриваемое полномочие используется прокурором для обеспечения строгого и точного исполнения законов поднадзорными органами, то есть в рамках надзорной деятельности.


          Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.