Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕНВД для ИП в 2022 грузоперевозки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Минфин предложил продлить на год ЕНВД для индивидуальных предпринимателей
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
- Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2021
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:
- В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
- Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
- УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
Сложно сказать заранее, насколько бизнес будет окупать все расходы. Экономический кризис, рост цен на бензин, высокий уровень конкуренции и множество других факторов могут оказать влияние на итоговую доходность.
Упрощённая система налогообложения — самая популярная среди индивидуальных предпринимателей. Среди преимуществ упрощённой системы выделяют такие условия:
- с доходов платится только налог УСН — раз в квартал;
- раз в год необходимо отчитываться по декларации УСН.
Налоговая ставка зависит от размера выручки и числа сотрудников:
- Если число сотрудников не больше 100 человек включительно, а максимальный доход 154,8 миллионов рублей, применяют ставку от 1% до 6%.
- Если количество работников от 101 до 130 человек включительно, а годовой доход — от 150 до 200 миллионов, применяют ставку 8% с квартала, в котором лимит был превышен, и до конца года.
Конечные размеры ставок зависят от решения региональных властей и особых условий. Для нашего примера будем рассчитывать по стандартной ставке — 6%.
Чтобы определить базовую сумму налога, посчитаем 6% от суммы дохода за год:
15 000 000 * 6% = 900 000 рублей.
Мы можем уменьшить эту сумму на размер страховых взносов. Так как они явно больше половины размера налога, отнимем максимально возможные 50%:
900 000 / 2 = 450 000 рублей. Такую сумму составит размер налога.
Узнайте 45 легальных способов снижения налогов для вашей фирмы
Может, вам нужен всего один? Поможем выбрать.
Здесь налоговая ставка определяется так:
- Если работников не больше 100 человек включительно, а годовая прибыль не превышает 154,8 миллионов рублей, возможна ставка от 5% до 15%.
- Если число сотрудников от 101 до 130 человек, а сумма дохода — от 154,8 до 200 миллионов, ставка составит 20%.
Рассчитаем налог в нашем примере по стандартной ставке 15%.
Определим налоговую базу и отнимем от годового дохода все расходы:
15 000 000 — 7 000 000 = 8 000 000 рублей.
Посчитаем налог без учёта взносов (так как они уже вошли в расходы):
8 000 000 * 15% = 1 200 000 рублей.
Переход с ЕНВД для автоперевозчиков
Для грузоперевозок можно выбрать самозанятость и платить налог на профессиональный доход. Такой вариант подойдёт, если ИП работает в одиночку и имеет доход до 2,4 миллионов рублей в год. Ему не нужно платить страховые взносы за себя, а единственный налог НПД составит 6% с дохода от юридических лиц и 4% с прибыли от физических лиц. Специальной отчётности вести не нужно. Но среди минусов стоит учесть следующие:
- Нет страхового стажа, влияющего на будущую пенсию.
- Многие компании хотят заключать договоры с юридическими лицами, чтобы обезопасить себя от рисков.
- При расчёте налога не учитываются затраты на ремонт, сервисное обслуживание, бензин и т.д.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Да, перевозки автомобильным транспортом подпадают под патент. Это удобный вариант перехода, но подойдет он только индивидуальным предпринимателям, при соблюдении условий:
- не более 15 сотрудников
- доход не более 60 млн рублей в год.
Организации не могут применять патент.
Предприниматель занимается перевозкой пассажиров в Санкт-Петербурге и имеет в распоряжении 1 автомобиль. Перевозки осуществляет сам, наемных работников нет. Количество посадочных мест равно 3. Воспользуемся формулой:
ЕНВД за квартал = (БД × ФП × К1 × К2 × Налоговая ставка) × 3
Налоговая база = 1500 (базовая доходность при перевозках пассажиров) × 3 (количество посадочных мест) × 2,005 (К1) × 0,25 (К2) = 1500 × 3 × 2,005 × 0,25 = 2 255,63 рубля;
налоговая ставка = 15%;
ЕНВД за месяц = 2 255,63 × 15% = 338,34 рубля;
ЕНВД за квартал = 338,34 × 3 = 1015,02 рубля.
При расчете налога для грузоперевозок будем использовать базовую доходность в 6 000 рублей, а физическим показателем будет не количество мест для пассажиров, а количество автомобилей, которые задействованы в получении прибыли. Машины, которые находятся в ремонте или запасе, при расчете налога не учитываются.
ЕНВД |
да |
УСН |
да |
УСН |
да |
ПСН |
да |
НПД |
не обязательна |
Как рассчитать ЕНВД по транспортным услугам
ЕНВД |
15% |
УСН |
6% |
УСН |
15% |
ПСН |
6% с потенциально возможного дохода |
НПД |
4% или 6% |
ЕНВД |
вмененный доход |
УСН |
доход |
УСН |
доход минус расходы |
ПСН |
потенциально возможный доход |
НПД |
доход |
ЕНВД |
декларация |
УСН |
декларация |
УСН |
декларация |
ПСН |
нет |
НПД |
нет |
ЕНВД |
квартал |
УСН |
год |
УСН |
год |
ПСН |
срок от 1 до 12 месяцев |
НПД |
месяц |
ЕНВД |
ежеквартально |
УСН |
авансовые платежи ежеквартально |
УСН |
авансовые платежи ежеквартально |
ПСН |
зависит от срока действия патента |
НПД |
ежемесячно |
В статье 18 НК РФ сказано, что ЕНВД относится к специальным налоговым режимам, применение которых предусматривает:
- особый порядок определения объекта налогообложения, налоговой базы;
- освобождение от уплаты ряда федеральных и местных налогов и сборов.
Применять ЕНВД имеют право как организации, так и ИП, которые осуществляют деятельность, прямо предусмотренную перечнем из ст. 346.26 НК РФ. Правда, при этом региональные и местные власти также должны включить код вида такой деятельности (ОКВЭД2) в список разрешенных на данной территории для применения вмененного налогообложения. Обычно ИП имеют право применять ЕНВД транспортные услуги 2020. Правда, только в том случае, если имеют в своем распоряжении не более 20 автомобилей.
Выбирая такую систему, налогоплательщик при определении базы налогообложения исходит не из размера реального дохода, а из так называемого вмененного дохода, который установлен Налоговым кодексом для разных сфер бизнеса. Поскольку сумма реально полученного предпринимателем дохода не играет роли, можно представить, какой платеж предусмотрен в месяц на ЕНВД грузоперевозки-2017. Расчет этой суммы мы рассмотрим на примере.
Очень важно не перепутать коды видов предпринимательской деятельности с кодами ОКВЭД. Если первые предназначены исключительно для заполнения налоговой декларации и утверждены ФНС, то вторые классифицируют все виды бизнеса и позволяют определить право на ЕНВД по правоустанавливающим документам ИП или юрлица. Это может быть свидетельство о регистрации или выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Код вида предпринимательской деятельности ЕНВД-2017 грузоперевозки по версии ФНС — 05. Именно это значение следует указывать в заявлении о переходе на единый налог, а также в отчетности. При этом ОКВЭД-2017 (транспортные услуги, грузоперевозки) ИП ЕНВД или юрлица также должен соответствовать этому значению.
Для того чтобы иметь возможность применять вмененное налогообложение при грузоперевозках, налогоплательщик должен соответствовать ряду критериев:
- не иметь более 100 работников (средняя численность за отчетный период);
- если это организация, то не иметь долю участия в уставном капитале других организаций более 25 %;
- не работать по договору простого товарищества или договору доверительного управления имуществом;
- не быть крупнейшим налогоплательщиком.
Все это в равной степени относится к грузоперевозкам. Кроме того, право применения «вмененки» заканчивается с момента приобретения 21 транспортного средства. Также нужно учитывать, что единый налог можно исчислять только с разрешенных видов деятельности. Поэтому, если одновременно с грузоперевозками организация или ИП занимается чем-то еще, то можно совмещать эту систему с упрощенной или общей.
Предположим, что нам надо рассчитать сумму ЕНВД для ИП (грузоперевозки, 1 машина, 2020). Применим следующий алгоритм:
- Необходимо узнать базовую доходность, которая приведена в п. 3 ст. 346.29 НК РФ. Для автотранспортных услуг по перевозке грузов она составляет 6000 рублей.
- Далее нужно скорректировать это значение на коэффициент-дефлятор К1, который ежегодно устанавливает МЭР России. В 2020 году он равен 1,798, и это значение не зависит от вида деятельности. Умножаем 6000 на 1,798, получаем 10 788 руб.
- Следующим шагом нужно выяснить физический показатель. В нашем случае это число машин, которые используются для грузоперевозок. Значит, он равен 1, и итоговая сумма, по сравнению с прошлым шагом, не изменилась.
- Применим региональный корректирующий коэффициент К2. Его значение может быть равным от 0,1 до 1. В большинстве регионов действует максимальное значение. Его мы и применим. Итоговая сумма осталась равна 10 788 руб.
- Настало время умножить полученную базу налогообложения на ставку. Она может составлять от 7,5 до 15 %. Минимальную ставку некоторые регионы установили для новых ИП или для предпринимателей с инвалидностью, однако в общей массе везде действует максимальная ставка 15 %. Следовательно, к оплате в месяц у нашего ИП получится 1618,20 рублей.
Для того чтобы рассчитать сумму платежа, проще всего применять простую формулу:
Ежемесячный платеж = БД × ФП × К1 × К2 × 15 %.
Полученную сумму можно уменьшить на сумму страховых взносов:
- ИП без работников — на 100 % уплаченных фиксированных страховых взносов;
- ИП без работников и юрлица — на 50 % страховых взносов за сотрудников по вмененной деятельности и на фиксированные взносы ИП;
- организации и ИП — на больничные за первые три дня и платежи по ДМС.
Платеж является ежеквартальным, поэтому рассчитывается за 3 месяца. Далее его нужно перечислить в бюджет до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Кроме того, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, необходимо сдать налоговую декларацию. В этом случае обязанность плательщика ЕНВД будет исполнена.