Транспортный налог на самоходные машины в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог на самоходные машины в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Как проверить электронную подпись и продлить срок действия на весь 2022 год

    904 0

    Ставки и сроки уплаты транспортного налога по регионам на 2021 год

    1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:

    • налог — не позднее 1 марта следующего года;
    • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.

    2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.

    3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.

    1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.

    2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.

    А.Е. Крайнев, налоговый юрист

    Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

    В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

    На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.

    В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).

    При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).

    Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

    Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1).

    Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п. 2).

    При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

    При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

    Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

    Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

    • в отношении каждой категории ТС;

    • с учетом экологического класса ТС;

    • с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

    Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

    Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

    Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

    Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

    Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):

    ТН = НБ х НС.

    Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):

    ТН = НБ х НС – АП.

    О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:

    АП = 1/4 х ТН.

    При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

    В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС):

    Средняя стоимость легкового автомобиля

    Количество лет, прошедших с года выпуска

    Повышающий коэффициент

    От 3 млн до 5 млн руб. включительно

    Не более 3 лет

    1,1

    От 5 млн до 10 млн руб. включительно

    Не более 5 лет

    2

    От 10 млн до 15 млн руб. включительно

    Не более 10 лет

    3

    От 15 млн руб.

    Не более 15 лет

    3

    Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл. 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.

    Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

    • ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;

    • АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.

    Изменения по транспортному и земельному налогу в 2022-2023 годах

    Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв).

    Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

    Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа:

    Регистрация ТС

    До 15-го числа соответствующего месяца включительно

    Месяц регистрации = полный месяц

    После 15-го числа соответствующего месяца

    Месяц регистрации не учитывается

    Снятие ТС с регистрации

    До 15-го числа соответствующего месяца включительно

    Месяц снятия с регистрации не учитывается

    После 15-го числа соответствующего месяца

    Месяц снятия с регистрации = полный месяц

    При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п. 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).

    Пример.

    Организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 240 л. с. ТС было поставлено на учет 14 февраля.

    Законом субъекта РФ налоговая ставка для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л. с. до 250 л. с. установлена в размере 65 руб./л. с. и предусмотрены отчетные периоды по транспортному налогу.

    Коэффициент Кв по данному ТС составит:

    • в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);

    • по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).

    Авансовые платежи:

    • за I квартал – 2 600 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,6667);

    • за II квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

    • за III квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

    • за год – 14 300 руб. (240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,9167).

    \n\n

    Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили. Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.

    \n\n

    Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.

    \n\n

    Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.

    Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили. Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.

    Платежи осуществляют владельцы следующих видов транспорта:

    • автомобили (грузовики и легковые);
    • автобусы;
    • мотоциклы;
    • мотороллеры;
    • квадрокоптеры весом свыше 30 кг;
    • воздушный и водный транспорт;
    • самоходные и гусеничные машины.

    Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год

    В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.

    Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:

    1. Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
    2. Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.

    Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:

    • с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
    • расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.

    Региональные власти наделили следующими правами:

    1. предоставлять льготы по уплате налога;
    2. изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
    3. изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).

    В 2014 введены повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей (актуальный перечень представлен на сайте Минпромторга РФ). Размер коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля (определяется на основании приказа Минпромторга РФ) и года выпуска:

    Средняя стоимость автомобиля Возраст автомобиля Коэффициент
    От 3 000 000 до 5 000 000 руб. до 3 лет 1,1
    От 5 000 000 до 10 000 000 руб. до 5 лет 2
    От 10 000 000 до 15 000 000 руб. до 10 лет 3
    Более 15 000 000 руб. до 15 лет 3

    Физические и юридические лица вправе подать заявление на предоставление льгот по уплате налога при наличии оснований.

    Список автомобилей, не облагаемых налогом:

    • полученные на линии соцзащиты;
    • адаптированные для инвалидов;
    • весельные лодки;
    • сельскохозяйственная техника, зарегистрированная на владельца сельскохозяйственного предприятия;
    • ряд речных и морских судов.

    Собственники угнанных автомобилей временно освобождаются от уплаты налога. При возвращении машины начисления возобновляются. Доплачивать налог за пропущенный срок не требуется. Старые автомобили (выпущенные до 1994) не попадают под льготное налогообложение. Из-за несоответствия экологическим нормам допустимо применение повышающего коэффициента.

    Список льготников на федеральном уровне, освобождаемых от уплаты налога:

    1. Инвалиды I и II группы, их родители, попечители и опекуны.
    2. Собственники автомобилей мощностью менее 70 л. с.
    3. Многодетные семьи, матери или отцы-одиночки.
    4. Жертвы радиации (ликвидаторы техногенных катастроф, участники испытаний ядерного оружия или космической техники и пр.).
    5. Герои СССР и РФ.
    6. Награжденные Орденом Славы (независимо от степени).
    7. Бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и пр.
    8. Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий.

    Льгота распространяется на одно транспортное средство мощностью менее 200 л. с. (за исключением снегоходов и мотосаней). Оформить льготу могут только владельцы автомобиля, а не члены его семьи. Если в многодетной семье автомобиль есть у матери и отца, то льготу разрешено оформить только одному. Если у льготника в собственности несколько автомобилей, то гражданин вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения. Если у льготника 2 машины и 2 основания для получения льготы, то льгота распространяется на одно транспортное средство по выбору. Льготник получает льготы в соответствии с регионом прописки, а не по месту проживания.

    Региональные власти пользуются списком льготников на федеральном уровне. Правительства субъектов РФ вправе расширить перечень. Чаще всего в список региональных льготников попадают:

    • пенсионеры (полное освобождение от налога или уменьшение ставки);
    • ветераны труда.

    Точный список льгот легко узнать на региональном сайте ФНС.

    Транспортный налог будут начислять по новым правилам

    Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря. Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.

    Сроки оплаты налога для юридических лиц

    По новым правилам юрлица оплачивают налог до 5-го февраля. Но региональные власти вправе установить более поздний срок. Или затребовать внесение авансовых платежей каждый квартал (не противоречит НК РФ). Расчет при этом делают сотрудники бухгалтерии. В связи с вступлением в силу ряда изменений декларация за 2020 не нужна. Но подсчитать сумму к уплате бухгалтеру придется самостоятельно. В следующем году придет извещение из налоговой.

    Уплата транспортного налога является обязанностью всех собственников автомобилей, квадрокоптеров весом свыше 30 кг, речных и воздушных судов и пр. Рассчитать налог удобнее всего с использованием онлайн-калькулятора. Принцип подсчета для организаций и физлиц не отличается. Важно проверять на сайте ФНС возможности получения федеральных и региональных льгот (автоматически не применяются, необходимо подать заявление в отделение ФНС РФ по прописке).

    На год

    Наименование объекта налогообложения Ставка (руб.)
    на 2020 год
    Автомобили легковые
    до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 12
    свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно 25
    свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно 35
    свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно 45
    свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно 50
    свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно 65
    свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно 75
    свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 150
    Мотоциклы и мотороллеры
    до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 7
    свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 15
    свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 50
    Автобусы
    до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно 15
    свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно 26
    свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 55
    Грузовые автомобили
    до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 15
    свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 26
    свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 38
    свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 55
    свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 70
    Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу 25
    Снегоходы, мотосани
    до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 25
    свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 50
    Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства
    до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 100
    свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 200
    Яхты и другие парусно-моторные суда
    до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 200
    свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 400
    Гидроциклы
    до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 250
    свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 500
    Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 200
    Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 250
    Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 200
    Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 2000

    Большинство регионов России предусматривают необходимость внесения авансовых платежей для плательщиков из числа ЮЛ. В Москве такой обязанности нет — юридические лица оплачивают налог в полном объеме по окончании года. Последняя дата, до которой можно перечислять средства в счет оплаты обязательств — 5 февраля.

    Расчет суммы предприятия производят самостоятельно, учитывая следующие множители:

    • ставка;
    • налоговая база;
    • доля в праве;
    • повышающих коэффициент;
    • период владения (количество месяцев/12);
    • предоставленная льгота.

    Оплата производится без учета дробных долей рубля, с использованием математических правил округления.

    Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:

    • за 2020 год — не позднее 1 марта 2021 года
    • за 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года

    Особенности исчисления транспортного налога организациями

    Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

    В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:

    • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты;
    • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
    • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей;
    • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска и до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

    С 03.07.2016 по 31.12.2018 дополнительно действовала льгота, позволявшая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Она распространялась как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ).

    Подробнее о вычете читайте в статье «Транспортный налог и система Платон (нюансы)».

    В 2022 году повышающие коэффициенты, используемые при расчете транспортного налога для дорогих автомобилей, остаются прежними.

    Средняя стоимость автомобиля Количество лет с года выпуска Коэффициент для налога на роскошь
    От 3 млн до 5 млн руб. включительно Не более 3 лет (для 2022 г. это 2020 год выпуска и позже) 1,1
    От 5 до 10 млн руб. включительно Не более 5 лет (для 2022 г. это 2018 год выпуска и позже) 2
    От 10 млн до 15 млн руб. включительно Не более 10 лет (для 2022 г. это 2013 год выпуска и позже) 3
    От 15 млн руб. Не более 20 лет (для 2022 г. это 2003 год выпуска и позже) 3

    На федеральном уровне льгот по транспортному налогу не предусмотрено. Но региональные власти вправе самостоятельно устанавливать льготы, поэтому пенсионеры не платят транспортный налог за 2020 год во многих российских регионах, особенно если относятся к другим льготным категориям. Условия получения преференций в них отличаются. Где-то от уплаты освобождают полностью, с минимальными условиями, а где-то требуется соответствие установленным рамкам. Льгота носит заявительный характер, автоматически налоговые органы ее не предоставляют. Пенсионеру-льготнику требуется подтверждать право на преференции, если они есть, документально.

    На сайте налоговой службы нельзя узнать размер транспортного налога по номеру машины, хотя такие данные есть в базе. Также не получится это сделать и на сторонних интернет-ресурсах, которые предоставляют подобные услуги. Это небезопасно, потому что данные паспорта, ИНН, необходимые для этой процедуры, могут попасть в руки злоумышленников.

    Транспортный налог в 2021 году: таблица, ставки, изменения

    В соответствии с действующим порядком юрлица сами считают величину транспортного налога и авансов по нему (п. 1 ст. 362 НК РФ). Но чтобы обеспечить правильность расчета и полноту уплаты этого налога, инспекторы в срок не позже 6-ти месяцев со дня окончания срока его уплаты направляют налогоплательщикам сообщение о точной величине рассчитанного транспортного налога.

    На данный момент в НК не указана возможность направлять такие сообщения по запросу хозяйствующих субъектов. Они формируются и передаются при совершении самого факта оплаты налога или наступления срока его оплаты, а также при ликвидации компании или при поступлении в ИФНС сведений о перерасчете ранее рассчитанного налога (п. 4 ст. 363 НК РФ).

    По ст. 10 Закона от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ со 2 августа 2021 года поменяются правила и основания отправки налогоплательщикам таких сообщений. С этой даты сообщения о рассчитанной величине транспортного налога будут выдаваться также и по заявлению самой компании-плательщика.

    Компания сможет получать сообщение в любой ИФНС вне зависимости от места нахождения или постановки на учет транспортного средства.

    Сообщение будет направляться директору компании в срок не позже 5-ти дней с момента получения налоговиками заявления от налогоплательщика (п. 5 ст. 363 НК РФ). Форма заявления будет разработана и утверждена ФНС позднее.

    Раньше от оплаты транспортного налога освобождались все весельные и моторные лодки мощностью до 5 л.с. включительно, если они поставлены на учет до вступления в силу Закона от 23.04.2012 г. № 36-ФЗ. Теперь же такое послабление в уплате налога распространяется и на правоотношения, которые связаны с расчетом налога за 2020 г. Этот момент введен Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ.

    С 1 января 2022 года региональные власти могут издавать законы, которые будут устанавливать не только основания, но и определенные правила использования льгот по транспортному налогу (ч. 3 ст. 356 НК РФ).

    С 2021 года из-за отмены деклараций по транспортному налогу для компаний был введен заявительный порядок получения льгот по этому налогу (п. 3 ст. 361.1 НК РФ). В связи с этим для применения льгот по транспортным средствам компания должна подать в ИФНС заявление по форме из Приказа ФНС от 25.07.2019 г. № ММВ-7-21/377@.

    С 2022 года региональные власти на основании законов своих субъектов РФ будут вправе внедрять механизм беззаявительного получения юрлицами льгот по транспортному налогу.

    Кроме того, с 2022 года будут внедрены новые правила расчета налога в ситуациях появления и прекращения у хозяйствующих субъектов права на налоговые льготы в течение налогового периода. В этих случаях налог будут считать с учетом специального коэффициента. Он рассчитывается как отношение количества полных месяцев отсутствия налоговой льготы к общему количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. В данном случае месяц появления и прекращения права на льготу считают как полный месяц (п. 3.3 ст. 362 НК РФ).

    С 1 января 2022 года для хозяйствующих субъектов вводятся обновленные правила освобождения от уплаты транспортного налога касаемо принудительно изъятых транспортных средств. В данном случае имеются в виду объекты, право собственности на которые прекратилось из-за их принудительного изъятия по основаниям, предусмотренным законодательством, например по решению суда.

    На данный момент не установлен порядок прекращения обложения налогом этих транспортных средств, а потому момент такого прекращения считается датой их снятия с учета. С 2022 года момент прекращения расчета транспортного налога за изъятые транспортные средства будет устанавливаться датой изъятия вне зависимости от даты снятия транспорта с учета.

    Чтобы прекратить платить транспортный налог, компания должна будет подать в налоговую инспекцию заявление, которое будет разработано и утверждено позже. Дополнительно к заявлению можно будет добавить документы, свидетельствующие о принудительном изъятии транспортного средства. Но если компания не подаст эти документы, она все равно не лишается права прекратить платить налог с даты изъятия транспорта.

    В этих случаях налоговики будут сами запрашивать сведения, свидетельствующие о принудительном изъятии транспорта, у госорганов и лиц, их имеющих. Учреждение или ответственное лицо, получившее данный запрос от ИФНС, должны будут представить информацию в срок до 7-ми дней со дня поступления запроса.

    Заявление налогоплательщика налоговики рассматривают 30 дней с момента его поступления. Если к нему не приложены подтверждающие документы, срок могут продлить еще на 30 дней.

    По результатам рассмотрения заявления налогоплательщик получает из ИФНС уведомление о прекращении расчета транспортного налога. В документе фиксируются основания этого прекращения, а также объекты обложения налогом и период, с которого прекращается расчет налога.

    В любом случае расчет налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором было принудительное изъятие у владельца его транспортного средства (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

    С 2.07.2021 заработало правило: для расчета налога ИФНС берет мощность двигателя из учрежденного единого реестра сведений о характеристиках налогооблагаемых ТС. Далее отправляет сообщение владельцу транспорта.

    В перечень ТС, которые не облагаются налогом, теперь входят моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил, которые были зарегистрированы до 25.05.2012, и весельные лодки.

    Транспортный налог в 2021 году

    Вступили в действие с 1.07.2021 изменения в законодательстве, которые раскрывают нюанс возникновения перерасчета. Если новая исчисленная сумма налога будет больше той, что уже была уплачена налогоплательщиком согласно уведомлению налоговой инспекции, то перерасчет не будет произведен.

    Эта норма направлена на соблюдение законных интересов добросовестных налогоплательщиков, своевременно оплативших налоговое уведомление. Аналогичное условие применяется с 2019 года в отношении перерасчета по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

    С 1.01.2022 налог по водным и воздушным ТС, которые находятся в общей долевой собственности, будем считать пропорционально доле каждого собственника. Равными долями — если объект налогообложения в общей совместной собственности.

    С 1.01.2022, если у налогоплательщика изменится право на льготу, налог будем считать с использованием коэффициента.

    Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, когда право на льготу отсутствовало, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Месяц возникновения и месяц прекращения права принимаются за полный месяц.

    С 1.01.2022 при изъятии транспорта по суду или гибели (уничтожении) ТС налог перестаем считать с первого числа того месяца, когда ТС изъяли (уничтожили). Чтобы ИФНС налог больше не считала, подаем заявление в любую налоговую инспекцию. Заявление заполняется рукописным способом чернилами черного цвета или с использованием программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании Заявления вывод двумерного штрих-кода, либо через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме. Физлица могут подавать заявления в ИФНС или в МФЦ — на выбор.

    На ответ у ИФНС — 30 рабочих дней. Если понадобятся доказательства, налоговая запросит дополнительные данные и может продлить срок, но не больше, чем на 30 дней.

    Из-за пандемии в 2020м году потребовалось ввести дополнительные меры поддержки бизнеса. В частности, на региональном уровне для некоторых категорий налогоплательщиков были введены льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

    С 2022 это право узаконено полностью — с 1 января наступающего года регионы получат возможность самостоятельно решать, каким будет порядок применения льгот по налогу на транспорт.

    С помощью данного сервиса вы можете рассчитать транспортный налог на автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства

    Транспортный налог 2021: кто должен платить

    • 3.1. Функциональные возможности Портала доступны Пользователю при условии его регистрации и дальнейшей авторизации на Портале.
    • 3.2. Регистрация Пользователя на Портале осуществляется следующими способами:
      • 1) Путем указания Пользователем своего номера телефона, на который Оператор с использованием средств автоматического дозванивания осуществляет телефонный вызов или с использованием средств автоматической рассылки направляет СМС-сообщение. Часть цифр номера телефона, с которого поступил телефонный вызов, и цифровой код, содержащийся в СМС-сообщении являются кодами подтверждения регистрации. Необходимый для подтверждения регистрации набор цифр номера телефона, с которого поступил телефонный вызов, указывается в инструкции при регистрации на Портале. После регистрации Пользователь самостоятельно устанавливает пароль к своей учетной записи на Портале.
      • 2) Путем авторизации через ЕСИА.
    • 3.4. Авторизация Пользователя на Портале осуществляется при помощи указанного им при регистрации номера телефона и пароля, или через ЕСИА.
    • 3.5. Портал обеспечивает доступ к следующим функциям:
      • а) ознакомление в электронной форме со сведениями о государственных и муниципальных услугах;
      • б) обращение в электронной форме за предоставлением государственных и муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами;
      • в) функции Личного кабинета;
      • г) осуществление оплаты коммунальных и иных услуг;
      • е) иные функции, явно доступные Пользователю.
    • 3.6. Полная функциональность Портала доступна Пользователю в случае его авторизации через учетную запись Пользователя в ЕСИА, при этом при регистрации Пользователя в ЕСИА личность Пользователя должна быть удостоверена в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
    • 3.7. При авторизации Пользователя при помощи номера телефона и пароля или через учетную запись Пользователя в ЕСИА, не содержащей информацию об удостоверении личности Пользователя, Пользователю предоставляется ограниченная функциональность Портала, отображающаяся Пользователю.
    • 3.8. В случае если для использования функции Портала необходима авторизация Пользователя через учетную запись ЕСИА, содержащую информацию о том, что личность Пользователя удостоверена, на Портале отображается соответствующее уведомление.
    • 3.9. При осуществлении доступа к Порталу через Мобильное приложение «Услуги РТ» перечень функций может быть ограничен.
    • 3.10. Использование функциональности Портала возможно только при наличии доступа к сети «Интернет». Пользователь самостоятельно получает и оплачивает такой доступ на условиях и по тарифам своего оператора связи или провайдера доступа к сети «Интернет».
    • 3.11. После авторизации на Портале все действия, совершенные на Портале под учетной записью Пользователя, считаются совершенными Пользователем. Пользователь обязуется соблюдать конфиденциальность в отношении данных для входа в учетные записи ЕСИА и Портала.
    • 3.12. Оператор вправе размещать в Личном кабинете отображения фотоматериалов административных правонарушений в области дорожного движения, совершенных с использованием транспортного средства, данные которого введены на Портале, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото -, киносъемки, видеозаписи.
    • 3.13. Оператор вправе направлять на номер телефона, указанный Пользователем при регистрации (рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи), уведомления, связанные с работой Портала и его функций, при условии, если Пользователь предварительно согласился с такой рассылкой посредством настройки уведомлений в Личном кабинете.
    • 3.14. В целях улучшения качества Портала Оператор вправе вносить изменения в Портал (модифицировать), проводить технические работы без уведомления Пользователя, в связи с этим в функционировании Портала возможны технические сбои.
    • При проведении тестирования и (или) технических работ функциональность Портала может быть ограничена или не доступна.
    • 3.15. Пользователь вправе удалить свою учетную запись на Портале с использованием соответствующих настроек в Личном кабинете. После нажатия кнопки удаления на номер телефона Пользователя поступит звонок, последние 5 цифр номера телефона, с которого поступил вызов, являются кодом подтверждения удаления учетной записи.
    • 3.16. Настоящее Соглашение действует в течение предоставления доступа к функциям Портала и Мобильного приложения «Услуги РТ». С момента прекращения доступа к функциям Портала и (или) Мобильного приложения «Услуги РТ» настоящее Соглашение считается прекращенным.
    • 3.17. Пользователь не вправе публиковать на Портале информацию, нарушающую законодательство Российской Федерации, включая сообщения оскорбительного характера, сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию третьих лиц.
    • 3.1. Оператор осуществляет обработку данных Пользователя в следующем объеме:
      • 3.1.1. в случае регистрации на Портале по номеру телефона – номер телефона, а также персональные данные, перечисленные в пунктах 3.1.3–3.1.4 Политики;
      • 3.1.2. в случае регистрации (или авторизации) на Портале с использованием ЕСИА Оператор получает доступ к следующим персональным данным Пользователя из ЕСИА: список организаций Пользователя, ИНН, данные о документе, удостоверяющем личность, данные личного кабинета в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (интерактивные формы), фамилия, имя и отчество, адрес регистрации и адрес проживания, номер мобильного телефона, дата рождения, пол, СНИЛС, адрес электронной почты;
      • 3.1.3. персональные данные, предоставляемые Пользователем при использовании Портала, в том числе, но не ограничиваясь, номера лицевых счетов, сведения о договорах, заключенных с Поставщиками услуг, а также иные данные;
      • 3.1.4. персональные данные Пользователя, полученные Оператором от Поставщиков услуг.
    • 4.1. Обработка персональных данных Оператором может осуществляться как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств.
    • 4.2. Согласие Пользователя на обработку персональных данных действует в течение 15 лет или в течение срока действия учетной записи Пользователя на Портале, если такой срок наступит ранее.
    • В случае предоставления доступа к персональным данным Пользователя, содержащихся в ЕСИА, отзыв согласия осуществляется путем направления такого отзыва оператору ЕСИА в соответствии с его политикой в отношении обработки персональных данных. В остальных случаях отзыв согласия на обработку персональных направляется Оператору по почте в соответствии с действующим законодательством.
    • 4.3. При обработке персональных данных Оператор может осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача лицам, указанным в п. 4.5 Политики, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
    • 4.4. Оператор вправе передавать (предоставлять) персональные данные Пользователя третьим лицам, не указанным в пункте 4.5 настоящей Политики, только на основании отдельного согласия Пользователя.
    • 4.5. Используя функции Портала, позволяющие Пользователю совершить оплату по договору Поставщика услуг, Пользователь дает свое согласие на передачу его персональных данных Поставщику услуг в объеме и целях, необходимых для совершения оплаты. Используя функции Портала, позволяющие Пользователю обратиться за оказанием услуг к Организации, размещенной на Портале Пользователь дает свое согласие на передачу его персональных данных Организации, размещенной на Портале в объеме и целях, необходимых для оказания услуг.
    • Пользователь дает свое согласие на предоставление доступа к его персональным данным организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги) по технической поддержке и (или) модернизации Портала, либо иные работы (услуги) на основании государственных контрактов, при этом указанные организации обязуются соблюдать конфиденциальность в отношении персональных данных Пользователя и не вправе передавать третьим лицам.
    • Осуществляя оплату услуг и иные платежи на Портале, Пользователь выражает согласие Оператору на передачу его персональных данных в Акционерный коммерческий банк «Ак Барс» (420066, Республика Татарстан, город Казань, улица Декабристов, д. 1, ОГРН: 1021600000124, ИНН: 1653001805) в следующем объеме:
      • — в случае оплаты коммунальных услуг – номер лицевого счета, фамилия собственника жилого помещения, номер квартиры, номер телефона, идентификатор учетной записи Пользователя на Портале;
      • — в случае оплаты услуг водоснабжения и водоотведения – номер лицевого счета, фамилия, указанная в квитанции на оплату, адрес, номер телефона, идентификатор учетной записи Пользователя на Портале;
      • — в случае оплаты услуг дошкольных образовательных учреждений – фамилия, имя ребенка, табельный номер ребенка в дошкольном образовательном учреждении, номер телефона, идентификатор учетной записи Пользователя на Портале.
      • 5.1. Пользователь имеет право:
        • -использовать свои персональные данные в любых законных целях;
        • -направлять Оператору (по его адресу) запросы на получение информации, касающейся обработки его персональных данных;
        • -оспаривать и обжаловать действия Оператора в сфере обработки персональных данных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
        • -направлять Оператору (по его адресу) свои предложения, вопросы и жалобы по использованию Портала;
        • -потребовать прекращения обработки своих персональных данных посредством направления Оператору (по его адресу) соответствующего требования;
        • — отозвать согласие на информирование путем изменения Настроек уведомлений посредством исключения отметки о согласии на информирование («галочки») за исключением случаев, предусмотренных п. 4.6. настоящей Политики;
        • -реализовывать иные права, предоставленные ему законодательством Российской Федерации в сфере персональных данных.
      • 5.2. Пользователь обязан:
        • -обеспечивать сохранность данных доступа к личному кабинету на Портале;
        • -обеспечивать актуальность данных, размещенных на Портале;
        • -при оплате на Портале услуг Поставщиков услуг и иных лиц указывать номера лицевых счетов, сведения о заключенных договорах, платежные и иные данные, относящиеся только к Пользователю.

      Вопрос – отменят ли транспортный налог, поднимается регулярно с года его введения (2003 г.). Многие люди уверены, что это несправедливая пошлина, ведь собственники авто и так уже оплачивают право передвигаться на автомобиле, возмещая стоимость акцизов, которые заложены в цену на бензин. Этот вопрос периодически обсуждают в Госдуме, но пока безрезультатно. В 2022 году налог на транспорт не будет отменен.

      Льготы положены и юрлицам, например, в столице пошлину не взимают с компаний, которые занимаются перевозкой пассажиров по городу. Также льготы распространяются на агентов особых экономических зон. Кроме того к льготникам относят:

      • Предприятия, которые владеют водным транспортом и занимаются перевозками пассажиров или грузов, а также ловлей рыбы.
      • Компании, занимающиеся сельским хозяйством, освобождены от пошлины на транспорт для перевозки удобрений и готовой продукции.
      • Военные ведомства и силовики.
      • Медицинская воздушная техника.

      Когда организация относится к одной из этих категорий, то нужно поставить в известность ФНС. Освобождение от пошлины будет лишь после отправки формы в налоговые органы. Ранее эти данные указывались в декларациях. Раньше все организации подавали транспортные декларации, но сейчас от них освободили, потому, чтобы у налоговых органов были данные, нужно подавать заявления.

      Базовая ставка формируется от вида транспорта, его мощности, экологичности. На сайте ФНС представлен перечень базовых ставок. Далее, поскольку налог региональный, то каждый регион сам определяет размер пошлины. Власти на местах могут увеличить или уменьшить сумму, но не более чем в 10 раз.

      Какой будет итоговая сумма пошлины – зависит от места проживания. Машину ставят на учет только в том регионе, где зарегистрирован собственник транспорта, выбирать регион по своему желанию нельзя.

      В России действует транспортный налог и представляет собой сбор, обязательный для всех владельцев транспортных средств. Платежи, взимаемые с автовладельцев, направляются в государственный бюджет и должны расходоваться на поддержание и улучшение состояния и качества дорог страны.

      Разумеется, многие автовладельцы крайне недовольны необходимостью ежегодной уплаты налога, и большинство из них считает порядок расчётов несправедливым, а суммы – чрезмерно крупными для средних слоёв населения. Кроме того, обязанность распространяется даже на граждан, не пользующихся авто. Не раз ходили слухи о возможной отмене налоговых платежей за транспорт, но у правительства на этот счёт свои планы.

      Будут ли отменены транспортные налоги для всех россиян в 2022-ом году? Нет, пока никаких данных об отмене нет. Более того, нет и нормативно-правовых актов, предполагающих замену таких налоговых выплат иными, например, неоднократно обсуждаемыми топливными сборами за счёт увеличения акцизных ставок на бензин. Они, согласно предварительным подсчётам, не покроют всех расходов: потери для региональных бюджетов могут достигнуть 150 миллиардов рублей ежегодно.

      Иной предположительный вариант – определение суммы отчислений с учётом класса экологичности транспортного средства. Это позволило бы поддержать современные мировые тенденции и снизить объёмы вредных выбросов в атмосферу, но вряд ли покрыло бы расходы на обслуживание и ремонт дорог, осуществляемые бюджетными средствами. Так что, скорее всего, ситуация останется прежней, если только не будет принят закон, отменяющий налог (это маловероятно, ведь пополнение бюджета необходимо).


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.