Продажа алкоголя по правам закон в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продажа алкоголя по правам закон в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Идея разрешить торговлю алкоголем в сети появилась в 2016 году. В 2017 году Минфин создал первый законопроект. Запустить продажи алкоголя в интернете планировалось с января 2018 года. Однако Минздрав выступил против и отказался согласовывать закон. В итоге старт был перенесен на 2019 год.

Но и в 2019 году легализовать продажу не удалось. Государственно-правовое управление президента раскритиковало проект. В отзыве о законе они написали, что это увеличит продажи алкоголя, что противоречит политике России по снижению употребления спиртных напитков. Закон был отложен до устранения замечаний.

По последним данным, продажа алкоголя в интернете будет разрешена в 2020 году. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов говорит, что на данный момент законопроект находится на финальной стадии согласования с ведомствами.

Регулирование алкогольного рынка

Ввести закон планируют в три этапа:

  1. С 1 января 2020 по 1 января 2021 право продавать товар получат производители и оптовые поставщики. Продавать можно будет только вина с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения.
  2. С 2021 года до 1 января 2023 года торговать алкоголем смогут и сельскохозяйственные компании. Продавать можно будет пивные напитки, медовуху, сидр, пуаре.
  3. С 2023 года торговать алкоголем дистанционно смогут розничные торговцы.

Продажа крепкого алкоголя будет разрешена только производителям или оптовым поставщикам. Розничные продавцы будут продавать только легкий алкоголь (вино, пиво, сидр).

Главным противником нововведения выступает Минздрав. Они считают, что из-за закона население будет больше пить. В пресс-службе министерства высказывают опасения, что с новым законом будут нарушаться запреты о продаже алкоголя несовершеннолетним и ночью. Таких же взглядов придерживается первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко.

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, в свою очередь, выступает за легализацию. Он указывает на то, что при разработке закона Минфин учел все эти опасения, и закон предусматривает все ограничения на продажу в ночное время и несовершеннолетним.

Поддерживают законопроект и многие предприниматели. Ораз Дурдыев, директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам АО «САН ИнБев», считает, что с новым законом граждане будут больше покупать легкий алкоголь и меньше крепких напитков.

Антон Соничев, адвокат бюро «Деловой фарватер», считает, что легализация онлайн-продаж алкоголя не приведет к увеличению потребления спиртных напитков. Алкоголь и так активно продается через интернет, только нелегально. «Схема обхода запрета на торговлю алкогольной продукцией предельно проста», — заявляет адвокат.

Глава Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что закон положительно повлияет на доходы местных виноделов.

Таким образом, предприниматели и многие чиновники поддерживают нововведение. Закон легализует большую часть теневого рынка, принесет прибыль в бюджет страны (в виде налогов), положительно скажется на бизнесе. Однако у проекта много противников в правительстве. Минздрав не собирается поддерживать закон. И, возможно, легализация алкоголя опять будет отложена.

Не запретить, а сократить продажу алкоголя предложил член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Бийсултан Хамзаев. Факт не особенно удивительный, учитывая, что этот депутат руководит федеральным проектом «Трезвая Россия».

По словам Бийсултана Хамзаева, уменьшать объёмы реализации нужно уже с середины декабря и до конца январских каникул 2022 года. В противном случае коммерческие аппетиты могут слишком разрастись.

Депутат Госдумы также отметил высокую смертность во время новогоднего отдыха, к которой приводит отравление суррогатным алкоголем

Пока что ограничение продаж спиртного под вопросом. Будут ли его рассматривать на законодательном уровне – неизвестно.

Причиной обильного употребления алкоголя на Новый год Бийсултан Хамзаев считает малое количество альтернативы. Он предлагает сократить количество январских выходных в пользу майских, которым благоприятствует погода. Перенести на май депутат предлагает 5 дней.

Часть досуговых возможностей, по словам Бийсултана Хамзаева, стоит сделать бесплатными на время новогодних каникул. Потому что даже поход в кинотеатр всей семьёй требует значительных затрат. Вместо этого некоторые могут отдать предпочтение спиртному.

Правомерен ли отказ продавца в продаже алкогольной продукции?

Маркировку алкоголя упростят

Принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года

Статья 1

Для получения марок организация – производитель или импортер алкоголя должны направить электронное заявление через личный кабинет ЕГАИС Росалкогольрегулирования.

При этом импортеру алкоголя потребуется в заявлении о выдаче марок указать:

  • номер (при наличии) и дату договора поставки алкогольной продукции, при исполнении которого будет осуществляться ввоз продукции;
  • полное наименование поставщика алкогольной продукции, место его нахождения, фактический адрес.

Чтобы получить марки производитель алкоголя должен зафиксировать в ЕГАИС сведения о наличии у него в собственности сырья, объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок.

Росалкогольрегулирование должно рассмотреть заявление в течение 29 рабочих дней.

Этот срок может быть продлен, например, если на дату выдачи у Росалкогольрегулирования отсутствуют данные об объеме сырья.

Если Росалкогольрегулирование выявит, что у заявителя нет лицензии, в выдаче марок ему откажут.

Изготовление марок оплачивается за счет средств заявителя. Для этого организации надо предварительно перечислить на счет территориального органа Росалкогольрегулирования плату в размере, кратном количеству марок.

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)

К производству и обороту винодельческой продукции законодательство о виноградарстве и виноделии применяется в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

деятельность физических лиц, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих лекарственных препаратов; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)

деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ)

Абзац 5 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ)

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

Абзац седьмой — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 248-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган и (или) в суд. Для рассмотрения жалобы по обращению заявителя может быть создана независимая экспертная комиссия с участием заявителя, представителей лицензирующих органов и независимых специалистов для проведения экспертизы. Положения об экспертных комиссиях утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

1. Общественный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона осуществляется гражданами и общественными объединениями.

2. Государственные органы и должностные лица обязаны содействовать гражданам и общественным объединениям в проведении соответствующих проверок фактов нарушения настоящего Федерального закона и в десятидневный срок уведомлять заявителей о принятых решениях.

3. В целях анализа возможных социально-экономических последствий законодательных инициатив по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, практики применения законодательства и разработки соответствующих рекомендаций могут создаваться консультативно-экспертные советы при федеральных органах законодательной и исполнительной власти, органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Положение о консультативно-экспертном совете утверждается органом, принявшим решение о создании такого совета.

Минимальная цена на водку повысится на 7,4%, до 261 рубля за 0,5 литра, а коньяка на 7,6%, до 480 рублей за аналогичный объем. Прочий алкоголь тоже подорожает — бренди и другие продукты из дистиллятов на 7,4%, до 348 рублей за 0,5 литра, а алкоголь крепостью выше 28 градусов на 7,3%, до 205—372 рублей за 0,5 литра. Цены в рознице с учетом НДС и акциза.

Весной 2021 года был принят закон о новых ставках акцизов на алкогольную продукцию — с 1 января 2022 года акциз вырастет на 4%. Остальной рост в розничных ценах обусловлен инфляцией, удорожанием сырья. В частности, пшеница подорожала за год на 50%, стоимость деревянных паллет (в которых поставляется продукция) увеличилась на 200%.

По мнению ряда экспертов, без повышения цен производители были бы вынуждены работать в убыток и МРЦ это просто приведение в соответствие затрат производителей. При этом, по данным статистики, с начала 2021 года алкоголь в стране подорожал на 2,25%. Это гораздо ниже средних темпов роста цен потребительских товаров, который составил 8,13%.

Производители, с одной стороны, рады, потому как рост себестоимости надо чем-то компенсировать. С другой стороны они не в восторге, лучшим решением для них была бы заморозка акцизов на пару-тройку лет. Повышение приведет к росту поставок из стран Евразийского экономического союза, производители боятся недобросовестной конкуренции.

Основным риском многие специалисты считают рост производства контрафактного алкоголя. Нелегальный оборот вырастет из-за повышения акциза и увеличения розничной цены водки. Причем из-за того, что наш акциз намного выше, чем в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), увеличиваются поставки из этих стран. Как официальные, так и неофициальные. В частности, в Киргизии акциз в пять раз меньше, в Беларуси на 20%, в Казахстане на 50%. Российский рынок становится своего рода эльдорадо для дельцов всех мастей. Ряд экспертов считают повышение МРЦ инициативой Минздрава, который видит только легальные продажи. А то, что народ переключается на контрафактный алкоголь и не пьет меньше, не видит. Вроде бы и инициатива благая, но нюансы нашего менталитета накладывают ограничения — растет количество смертей людей, пьющих непроверенный алкоголь. Самое интересное, что в период с 2015 по 2018 годы, когда рост акцизов был заморожен, поступления в бюджет выросли, а доля нелегального спиртного на рынке упала. Совпадение? Вряд ли.

С другой стороны, есть мнение, что увеличение МРЦ не вызывает фактического роста цен в рознице, а является индикатором для бизнеса и проверяющих — если продукция продается дешевле установленного уровня, значит она нелегальна.

Профильный комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предложил Минфину зафиксировать ставку акцизов в целях снижения темпов роста цен на алкогольную продукцию и заняться гармонизацией ставок в рамках ЕАЭС. По другим предложениям Минфина Совфед поддержит министерство. Речь идет об изменениях на алкогольном рынке — предлагается выдавать лицензии на розничную продажу индивидуальным предпринимателям и ввести госрегулирование производства и оборота самогонных аппаратов, вплоть до запрета на открытую продажу аппаратов.

Время продажи алкоголя в Челябинской области в 2021-2022 годах с 8-00 до 23-00: его можно приобрести в любом розничном магазине. Неважно сетевой это супермаркет или магазин у дома. В указанный временной период купить спиртные напитки в «Пятерочке», в «Магните», в «Красном и белом» и т.д. можно на законных основаниях.

Региональных ограничений в Челябинской области не установлено. Ранее в регионе действовало постановление губернатора №471 от 23.12.2005г., в котором был установлен иной временной период продажи алкоголя — с 7-00 утра до 23-00 вечера. То есть, дополнительные лимиты действовали утром, и были увеличены на один час. Данное постановление сейчас не действует.

Запрет на розничную продажу алкогольных напитков в ночной период с 23-00 до 8-00 часов применяется в выходные, будни и праздники, если иное не установлено региональными властями. В Челябинской области нет «сухого закона» для определенных дат и праздников.

Это не исключает принятия решения на уровне губернатора об установлении ограничений в конкретный год. Правда, в большинстве случаев такие меры только обсуждаются, но в конечном итоге не вводятся. Так, запрет на продажу алкоголя в Челябинской области во время карантина по коронавирусу не был введен даже в майские праздники 2020 года. Хотя такая мера рассматривалась, но в итоге губернатор решил, что она окажет негативное воздействие на экономику.

Купить алкоголь ночью в магазинах не получится, доставка его водителями такси также неправомерна, так как дистанционная торговля спиртным вне закона по ФЗ-171.

Утром после 8-00 и днем до 23-00 в Челябинске и области спиртное продается во всех розничных магазинах без ограничений, можно воспользоваться этой возможностью и приобрести достаточно алкоголя, ограничений по количеству товара нет. Ночью продажу алкогольных напитков осуществляют только в кафе, ресторанах, в барах и т.д. в часы работы этих заведений. В магазинах такой товар даже не смогут пробить.

Еще одно ограничение, которое было установлено во время пандемии, были введено на федеральном уровне для «наливаек». Так в быту называют магазины, работающие круглосуточно, и отпускающие спиртное под видом рюмочных, закусочных и т.д. К ним предъявляется дополнительное требование: площадь зала обслуживания клиентов должна быть не менее 20 кв.м.

Это положение ФЗ-171, но регионы вправе его корректировать в сторону увеличения. В Челябинске установлено, что площадь зала обслуживания должна быть не меньше 40 кв.м. (изначально законодатели рассматривали лимит в 50 кв.м.).

Для желающих выпить единственный вариант – это бары и рестораны при отелях. Чтобы попасть внутрь, нужно предъявить паспорт или ID: данные забиваются в государственную систему, чтобы в случае чего вас можно было отследить.

Первый раз я с этим столкнулась, когда нашла на карте Дохи ирландский паб и решила зайти туда на разведку. Мощный парень из Нигерии, который поймал меня грозным «Айди, плиз» уже на пороге, взял мой паспорт, отсканировал его, а потом долго что-то перепечатывал.

«Мне самому это кажется странным, но таковы правила, – выдал он после моих вопросов. – Это связано с безопасностью: например, если что-то случится, полиции будет проще найти виновных».

Закон о продаже алкоголя с 21 года может вступить в силу в 2022 году

Cмотрим уголовный кодекс.

  • Статья 270: «Любой, кто употребляет алкогольные напитки в общественном месте, открывает магазин для продажи алкогольных напитков, подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок до шести месяцев и/или штрафа в размере до трёх тысяч катарских риалов (~57 тысяч руб). То же самое касается тех, кто был пойман пьяным на улице или беспокоил окружающих, находясь в состоянии алкогольного опьянения».
  • Статья 77: «Суд может, если иностранец приговорён к тюремному заключению в случае тяжкого преступления или правонарушения, приказать его депортировать».

Во время чемпионата мира алкоголь будут продавать в фан-зонах и на фан-фестах, про стадионы должно стать известно в ближайшее время – Верховный комитет всё ещё обсуждает это с ФИФА.

«Алкоголь – не часть нашей культуры, но гостеприимство – да, – сказала журналистам исполнительный директор по коммуникациям Верховного комитета Фатма Аль-Наими. – Мы организуем зоны, где будут продаваться спиртные напитки – подобное было в 2019-м на клубном чемпионате мира. Болельщики приезжали туда и до матчей, и после. То есть алкоголь не будет доступен для широкой публики, на улицах пить будет нельзя, но в этих зонах – барах, ресторанах, фан-зонах и фан-фестах – можно. Что касается цен, то они будут доступными».

Так что можно не переживать – пиво будет, пить можно, ну а момент с запретом на распитие в общественных местах можно пережить.

Из пояснительной записки следует, что с медицинской точки зрения потребление спиртного небезопасно для нормального развития головного мозга молодых людей. В юном возрасте орган более уязвим, особенно к химическим отравлениям. Также потребление алкоголя лицами, не достигшими 21 года, может способствовать долгосрочному ухудшению когнитивных способностей, отмечают специалисты Минздрава.

С подобной инициативой министерство здравоохранения выступало еще в 2019 году, однако тогда идею не поддержал Минфин, сославшись на Конституцию России, где говорится, что совершеннолетние могут в полном объеме осуществлять свои права.

Сейчас проект Минздрава уже проходит оценку профильной рабочей группы и готовится к рассмотрению на комиссии по законопроектной деятельности правительства.

Как разъяснил Пленум ВАС в п. 12 Постановления от 11.07.2014 № 47, соответствующие акты о введении дополнительного ограничения по алкоголю могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, так как тем самым устанавливаются ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. ФАС, в свою очередь, добавила, что дополнительные «алкогольные» ограничения зачастую вводятся органами местного самоуправления, что не соответствует действующему законодательству (Письмо от 31.12.2014 № АК/55277/14). В связи с этим ограничения, налагаемые не тем органом, судьями во внимание не принимаются. Приведем примеры.

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Постановлением Правительства Республики Тыва от 21.02.2012 № 96, являющегося исполнительным органом государственной власти, не соответствует положениям федерального законодательства. Доводы заявителя кассационной жалобы о делегировании Правительству Республики Тыва полномочий в отношении ограничения времени реализации алкогольной продукции не могут быть приняты во внимание, поскольку вступают в противоречие с разъяснениями, содержащимися в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 47 (Постановление АС ВСО от 22.06.2015 № Ф02-2621/2015 по делу № А69-3106/2014).

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Указом Президента Республики Саха (Якутия), то есть подзаконным нормативным правовым актом, противоречит положениям федерального законодательства (Постановление ФАС ВСО от 29.07.2014 № Ф02-2465/2014 по делу № А58-7168/2013).

Минфин предложил повысить минимальные цены на водку и коньяк в 2022 г.

На федеральном уровне (абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ) действует запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23.00 до 8.00 по местному времени, но распространяется он не на всех. Так, в группу исключений попали организации и индивидуальные предприниматели, реализующие алкоголь при оказании услуг общественного питания (напомним, ИП вправе заниматься розничной продажей только пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи).

Региональные органы власти вправе указанный временной запрет расширить. Но могут ли они такое ограничение распространить на лиц, оказывающих услуги общепита? Высший арбитр разделяет точку зрения о том, что положения п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ предоставляют субъекту РФ право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (определения от 22.07.2015 № 59-АПГ15-4, от 28.05.2014 № 31-АПГ14-2). Причем ВС РФ находит правомерным введение дополнительного ограничения в отношении только определенных типов предприятий общепита.

Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1248-З № 51-V «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)» закреплен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 20.00 до 14.00 по местному времени. Соблюдать данный запрет не нужно организациям и индивидуальным предпринимателям при оказании услуг общественного питания, но при условии, что заведение общепита относится к типу «ресторан» в соответствии с ГОСТ Р 50762-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания»[1] (изменение про рестораны действует с 01.08.2015).

Судьи расценили, что установление дополнительных ограничений по продаже алкоголя в зависимости от типа предприятия общественного питания не может быть квалифицировано как создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов в сфере общепита, в том числе закусочных. Ресторан и закусочная относятся к разным типам предприятий общественного питания. Запрет продажи алкоголя в закусочной в период с 20.00 до 14.00 по местному времени и отсутствие такого запрета в отношении ресторана, как реализация полномочий субъекта РФ в сфере правового регулирования оборота алкоголя, не нарушают положений Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Определение ВС РФ от 25.11.2015 № 74-АПГ15-33).

На практике также достаточно часто встречаются ситуации, когда региональные власти запрещают организациям, оказывающим услуги общественного питания, осуществлять розничную продажу алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки). Пример – п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона Забайкальского края от 26.12.2011 № 616-ззк[2] (введенный Законом Забайкальского края от 25.09.2014 № 1050-ззк), согласно которому организациям и ИП при оказании услуг общепита запрещена розничная продажа алкогольной продукции, если не обеспечено недопущение выноса алкоголя с 20.00 до 11.00 по местному времени. Здесь же пояснено: под выносом алкогольной продукции понимается ее перемещение за пределы помещения для обслуживания потребителей на предприятии общественного питания.

Данная норма стала предметом рассмотрения в суде, который посчитал, что противоречия между ней и федеральным законодательством отсутствуют. В свою очередь, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ не нашла причин не согласиться с выводом суда первой инстанции. При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения невыполнимы без нарушения конституционных прав третьих лиц, что перемещение клиентом приобретенной алкогольной продукции может быть пресечено либо воспрепятствованием покупателю выхода из помещения, либо ее изъятием, расценены как надуманные. Ни один закон не может рассматриваться в качестве средства, направленного на нарушение конституционных прав граждан, если того не требует федеральный закон и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Напротив, установленная оспариваемым законом обязанность организации, ИП при оказании услуг общественного питания обеспечить недопущение выноса алкогольной продукции в течение времени запрета ее розничной продажи подразумевает возможность ее исполнения любыми не запрещенными законом мерами (допустим, путем отпуска алкогольной продукции в розлив, предупреждением покупателей о запрете ее выноса за пределы помещения предприятия общепита) (Определение ВС РФ от 24.06.2015 № 72-АПГ15-4).

Уже попавший на «зубок» судьям Закон Забайкальского края № 616-ззк содержит среди прочего требование о том, что на территории Забайкальского края организации и ИП при оказании услуг общепита могут заниматься розничной продажей алкоголя при условии наличия в помещении для обслуживания потребителей не менее 8 столов и 32 посадочных мест. Аналогичную норму можно найти в Законе Амурской области от 25.09.2014 № 403-ОЗ «О некоторых вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Амурской области»: в зале обслуживания должно быть не менее 6 столов и 24 мест для обслуживания посетителей с потреблением на месте (п. 2 ч. 1 ст. 1). Два ИП и ООО посчитали, что данная норма нарушает их права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку вводит дополнительные, не предусмотренные законом ограничения для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания, ставит в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами. Однако судьи (и их поддержал ВС РФ) не усмотрели оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству. В ней содержится не требование (обязательное предписание) к предприятию общественного питания, а дополнительное ограничение условий (обстоятельств, от которых зависит наступление конкретного события) розничной продажи алкогольной продукции заведениями общепита (Определение ВС РФ от 10.06.2015 № 59-АПГ15-2).

6 сентября 2021 года по всей России стартовал эксперимент по электронным документам водителей. С этой даты Минцифры запустило приложение «Госуслуги Авто», при помощи которого водители могут предъявлять свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) в виде QR-кода на экране телефона. Однако, так как это лишь эксперимент, сотрудники ГИБДД вправе потребовать предъявить оригинал документа.

По информации Минцифры, экспериментальный режим будет действовать до конца 2021 года. В случае внесения необходимых изменений в нормативно-правовые акты, электронный дубликат СТС в приложении может стать полноценным документом уже с 1 января 2022 года.

Маркировка алкоголя в 2021 году: новые правила

Еще с ноября 2019 года в России должна была измениться процедура прохождения медосмотра для получения водительских прав. Предполагалось, что при прохождении медосмотра на права придётся сдавать два дополнительных анализа:

  • определение наличия психоактивных веществ в моче;
  • качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.

Определение наличия психоактивных веществ в моче было призвано выявлять водителей, употребляющих наркотики. Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови – анализ, направленный на выявление хронического употребления водителем алкоголя.

Данные анализы стоят недешёво, поэтому после их введения стоимость медсправки для водителей должна была существенно вырасти.

Поэтому, Минздрав уже неоднократно откладывал эти поправки: сперва на 1 июля 2020 года, затем на 1 января 2021 года, а прямо в канун Нового года новые правила спешно отложили ещё на год – до 1 января 2022 года.

На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа об электронном взаимодействии между МВД и Минздравом. Как говорится в пояснительной записке, на сегодняшний день отсутствие информационного взаимодействия между двумя ведомствами приводит к тому, что зачастую после выдачи водительских прав у граждан выявляют медицинские противопоказания к управлению автомобилем. Однако, такие водители продолжают управлять автомобилем, подвергая себя и окружающих опасности. В связи с этим, МВД России совместно с Минздравом подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».

Согласно федеральному закону №105-ФЗ, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:

  • за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
  • за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.

Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.

Предложены следующие меры по ограничению шипованных шин:

  • ввести штраф 2000 рублей за езду на шипах в летнее время;
  • дать регионам возможность регулировать периоды, в которые эксплуатация шипов разрешена;
  • ввести ограничения скорости для машин с шипами — 60 км/час в городе и 80 км/час за городом;
  • ввести обязательный знак «Шипы» на переднем и заднем стекле, чтобы камеры могли фиксировать скоростной режим таких машин.

При этом водителей, которые передвигаются между разными регионами, от этих штрафов предлагается освободить.

Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ

В 2021 году срок действия запрета на торговлю алкогольными напитками в Москве наступает в одиннадцать часов вечера и продолжается до восьми часов утра.

Пользуясь правом на ужесточение мер ограничения, некоторые регионы России сдвинули временные рамки реализации алкоголя, увеличив промежуток времени, в течение которого продажа спиртосодержащих напитков считается незаконной.

Регионы Время запрета
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 20:00 – 8:00
Дагестан 20:00 – 10:00
Ненецкий автономный округ 20:00 – 11:00
Чукотский автономный округ 20:00 – 12:00
Республика Саха (Якутия) 20:00 – 14:00
Тамбовская, Тюменская области 21:00 – 8:00
Республика Бурятия, Алтайский край, Владимирская, Ивановская, Иркутская, Липецкая области 21:00 – 9:00
Новгородская область 21:00 – 10:00
Карачаево-Черкессия, Амурская и Псковская области 21:00 – 11:00
Республика Коми, Архангельская область, Брянская, Рязанская, Сахалинская области, Севастополь 22:00 – 8:00
Приморский край, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская области 22:00 – 9:00
Кабардино – Балкария, республика Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашская республика, Ставропольский край, Хабаровский край, Астраханская область, Белгородская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Магаданская, Омская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Тверская, Томская области, Ямало-Ненецкий автономный округ 22:00 – 10:00
Республика Адыгея, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Еврейская автономная область 22:00 – 11:00
Республика Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Марий-Эл, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Чечня, Красноярский край, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Курская, Московская, Орловская, Пензенская области, Пермский край, Ростовская, Свердловская, Смоленская, Ульяновская, Челябинская области, Забайкалье, Ярославская область, Москва 23:00 – 8:00
Алтайский край, Кировская область, республика Крым 23:00 – 10:00
Тыва 24:09 – 8:00
Мурманская область 8:00 – 11:00

21:00 – 23:00

Тульская область 22:00 – 14:00

22:00 – 12:00 (по выходным)

Следует знать, что в республике Чечня временной режим продажи алкоголя учитывает только слабоалкогольные напитки, крепкие же можно приобрести только в период с восьми до десяти утра. Данная уступка сделана в интересах туристов и гостей республики. Можно отметить, что эти меры позволили Чеченской республики войти в тройку самых трезвых областей Российской Федерации.

В ночное время приобрести алкогольные напитки без нарушения законодательства можно только в местах общественного питания, к коим относятся:

  • кафе;
  • рестораны;
  • буфеты;
  • бары;
  • пабы.

В 2016 году стала активно использоваться система ЕГАИС, в которой отображается вся информация о движении алкоголя. Так, обладатели лицензии для заведений общепита должны проводить в данной системе регистрацию факта открытия каждой бутылки с алкогольным напитком. Это позволило добиться того, что продажа алкоголя «на вынос» в вышеперечисленных заведениях не является законной.

Федеральный закон от 22.12.2020 г. № 436-ФЗ

Минздрав предлагал повысить возраст продаж еще в 2019 году. Перед этим, в конце 2018-го, вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что эта мера может быть полезной в РФ. Тогда в ее секретариате ссылались на мнение специалистов из США, которые назвали повышение возрастного порога одной из главных причин снижения смертности от ДТП в этой стране.

Вправе ли продавец потребовать от покупателя предъявить паспорт при приобретении алкоголя? Правомочно ли требование продавца предъявить паспорт при покупке алкогольной продукции?

В связи с участившимися обращениями потребителей с вопросом о законности требования продавца представить удостоверение личности (паспорт) потребителем при покупке им алкогольной продукции, Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» информирует:

В соответствии со статьей 426 ГК РФ договор между потребителем и продавцом является публичным договором, т.к. согласно пункта 1 указанной статьи, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары , услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).

Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним . В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца) , сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .

Постановление должно вступить в силу в марте 2017 года.

Минпромторг подготовил проект постановления правительства, которое включает водительское удостоверение в перечень документов, позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, пишет «КоммерсантЪ».

Из него следует, что соответствующее постановление начнет действовать с 31 марта 2017 года.

Поводом для расширения списка документов, предъявление которых дает право приобретать алкоголь, стала юридическая коллизия, указывает один из ретейлеров.

Дело в том, что аналогичный перечень документов для покупки сигарет и других табачных изделий уже включает в себя водительские права.

Сегодня помимо паспорта гражданина РФ для определения возраста покупателя спиртного продавец вправе потребовать заграничный, дипломатический или служебный паспорт, временное удостоверение личности, паспорт моряка или иностранного гражданина, военный билет, вид на жительство или разрешение на временное проживание в РФ, удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища в России.

Идею Минпромторга поддерживают и производители пива.

Государственные деятели с целью уменьшить проблему алкоголизма в стране создали ряд законов, регулирующих продажу спиртных напитков. В связи с этим, крепкие изделия стали продаваться только лицам, достигшим определённого возраста. Кроме того, федеральные изменения коснулись времени и периода продаж. Во многих субъектах РФ крепкие напитки не продают в ночное время и в период некоторых праздников.

Алкоголем считается любой напиток, который содержит более 0,5 % спирта в составе. Поэтому федеральные законы распространяются на пиво, слабоалкогольные коктейли. Купить крепкие напитки в России возможно в дневное время, после 23:00 продажа подобной продукции прекращается. За нарушение подобных мер начисляются штрафные санкции. В некоторых регионах страны время продажи разнится, связано это с религиозными или культурным особенностями того или иного субъекта.

  • Нижегородская область. Время продажи — с 8 утра до 11 вечера.
  • Санкт-Петербург. Время — с 11 утра до 10 вечера. Однако в Ленинградской области купить крепкие напитки можно с 9 утра.

В России с 2022 года хотят увеличить возраст для продажи алкоголя

Молодых водителей нередко волнует вопрос — можно ли покупать алкоголь по правам, от ксерокопированных на принтере?

Приобрести алкоголь по ксерокопии нельзя. Этот документ не является достоверным, его с лёгкостью можно подделать при помощи компьютерной графики и различных программ. Поэтому продажа разрешена по оригинальным документам.

Если подросток совершает попытку покупки спиртных напитков, продавец обязуется потребовать паспорт, подтверждающий возраст покупателя. При отказе предъявления работник вынужден отказать в покупке. Если продавец пренебрег подобными правилами, на него и владельца торговой точки начисляются штрафные санкции. Суммы зависят от юридических аспектов предприятия и варьируются от 30.000 руб. до 500.000 руб.

При повторных попаданиях в подобную ситуацию в течения 6 месяцев после штрафования для владельца торговой точки наступает уголовная ответственность. Она подразумевает выплату штрафов государству до 100.000 руб, а также направление на исправительные работы, которые длятся от полугода до года.

При совершении торговли в неположенное время также начисляются штрафные санкции. Для продавцов сумы варьируются в пределах 5.000 руб. Для владельцев организаций от 30.000 руб. до 500.000 руб.

Граждане России смогут покупать алкогольные напитки, предъявляя водительское удостоверение. Проект постановления сейчас готовится вМинпромторге , сообщил глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин — Румянцев .

По его словам, поводом для расширения списка документов стала юридическая коллизия: аналогичный перечень документов для покупки сигарет и других табачных изделий уже включает в себя водительские права.

Как передает газета «Коммерсантъ», оответствующее постановление начнет действовать с 31 марта 2017 года.

45257

22119


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.