Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Департаментом пенсионного обеспечения Минтруда России рассмотрено обращение относительно продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, поступившее из Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
В 2016 году было принято решение об оптимизации пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих и, в частности, о повышении возраста, дающего права на страховую пенсию по старости, и повышении стажевых критериев для права на специальный вид пенсионного обеспечения — пенсию за выслугу лет.
Как известно, право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и иные виды государственной службы (за исключением гражданской), возникает при выслуге 20 лет.
Право на пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих до 2017 года возникало при наличии стажа государственной службы 15 лет, а право на пенсионное обеспечение гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих — при наличии стажа от 10 — до 15 лет, что порождало необоснованное различие в пенсионном обеспечение лиц, проходивших различные виды государственной службы и муниципальной службы.
Вместе с тем законодательство о системе государственной службы Российской Федерации, о государственной гражданской службе и муниципальной службе устанавливает, что взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, а также гражданской и муниципальной службы обеспечивается, в т.ч. соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения.
Такая ситуация требовала урегулирования, в связи с чем было принято решение о повышении стажа государственной (муниципальной) службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет до 20 лет.
Рассматривались различные способы повышения стажа — одномоментно, поэтапно — в год по году или в год по полгода (например, в 1999 году, стаж государственной службы для права на дополнительное пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих и государственных служащих отдельных субъектов, муниципальных служащих отдельных органов местного самоуправления был повышен одномоментно для женщин на 5 лет, для мужчин на 2,5 года).
И хотя параметры указанного стажа не корректировались с 1999 года целесообразным принято его повышение по полгода в год, что закреплено в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и приложении 2 к нему.
В частности, продолжительность стажа государственной гражданской (муниципальной) службы для права на пенсию за выслугу лет определяется для соответствующего года приложением 2 к названному Федеральному закону.
Так, для возникновения права на пенсию за выслугу лет в 2020 году необходимая продолжительность стажа составляет 17 лет, в 2021 году — 17,5 лет, в 2022 — 18 лет, в 2023 — 18,5 лет и т.д. согласно приложению. При этом право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижении пенсионного возраста, как полагаете Вы, а по совокупности всех установленных условий, в т.ч. увольнении с государственной гражданской (муниципальной) службы.
Исключение составляют лица, за которыми сохранено право на назначение указанной пенсии по нормам законодательства (муниципальных актов), действовавшего до 1 января 2017 г.
К таким лицам (из числа муниципальных служащих) относятся лица, указанные в части 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», а именно:
за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет и уволенными с муниципальной службы до 1 января 2017 года;
за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы и имевшими на этот день стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имевшими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Заместитель директора Департамента пенсионного обеспечения — начальник отдела |
Г.И. Сысойкина |
Оформление пенсии госслужащему
Стаж муниципальной службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет повышен до 20 лет. Повышение происходит поэтапно — по полгода в год.
Для возникновения права на пенсию за выслугу лет в 2020 г. необходимая продолжительность стажа составляет 17 лет; в 2021 г. — 17,5 лет; в 2022 г. — 18 лет; в 2023 г. — 18,5 лет и т. д.
При этом право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижении пенсионного возраста, а по совокупности всех установленных условий, в т. ч. увольнении с муниципальной службы.
Минтруд разъяснил, за какими муниципальными служащими сохранено право на назначение пенсии за выслугу лет по правилам, действовавшим до 2017 г.
Так называют сотрудников органов местной власти. Они не являются гражданскими служащими, которые трудятся в органах федеральной власти и власти на уровне субъектов РФ, а обладают собственным статусом. Их правовое положение, особенности службы и условия выхода на муниципальную пенсию в 2020 году урегулированы законом № 25-ФЗ от 02.03.2007. Человек является муниципальным служащим, если:
- у него заключен трудовой договор с органом местной власти;
- его должность включена в штатное расписание органа;
- его вознаграждение выплачивается из средств муниципального бюджета.
Муниципальные служащие вправе получать одновременно:
- выплату за выслугу: эта возможность им предоставлена ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ как гражданским служащим (ст. 24 25-ФЗ говорит о том, что пенсионные права местных и гражданских служащих одинаковы);
- страховую выплату по старости — по ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- накопительную по Федеральному закону от 28.12.2013 № 424-ФЗ, если у гражданина имеются специальные пенсионные накопления.
Такие работники вправе получать пенсию по инвалидности, если по медицинским показаниям им присвоена та или иная группа. Для ее получения не обязательно иметь статус муниципального служащего, она доступна любому гражданину, который имеет страховой стаж. Минимальная продолжительность необходимого страхового стажа не устанавливается.
Возраст выхода на пенсию госслужащих
Помимо выплаты за выслугу, сотрудники органов власти на местах вправе рассчитывать на долю страховой выплаты, размер которой определяется по правилам ст. 19 400-ФЗ. Той же нормой установлены условия ее получения.
Гражданские и местные служащие были первой группой граждан РФ, которых коснулась пенсионная реформа, возраст выхода на страховую пенсию для них стал увеличиваться уже с 2017. Пенсионный возраст муниципального служащего с 2020 года составит 57 — для женщин и 62 — для мужчин. Постепенное увеличение продолжится вплоть до 2026, когда он составит 65 — для мужчин и 63 — для женщин. Схема повышения пенсионного возраста приведена в приложении № 5 к 400-ФЗ:
Момент, когда гражданину назначается страховая выплата по старости, в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 400-ФЗ (по состоянию на 31.12.2016) | Возраст, по достижении которого назначается страховая выплата по старости в период замещения местных должностей | |
Мужчины | Женщины | |
2017 | V + 6 месяцев | V + 6 месяцев |
2018 | V + 12 | V + 12 |
2020 | V + 18 | V + 18 |
2020 | V + 24 | V + 24 |
2021 | V + 36 | V + 36 |
2022 | V + 48 | V + 48 |
2023 | V + 60 | V + 60 |
2024 | V + 60 | V + 72 |
2025 | V + 60 | V + 84 |
2026 и последующие | V + 60 | V + 96 |
V: 55 — для женщин и 60 — для мужчин.
ВАЖНО! Размеры необходимого страхового стажа и пенсионного коэффициента в настоящий момент постепенно увеличиваются. В 2020 они составляют 10 лет и 16,2 коэффициента. В 2020 необходимый стаж составит 11 лет, а размер коэффициента — 18,6.
Чтобы оформить надбавку к пенсии муниципальным служащим в 2020 году, следует обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда РФ по месту проживания пенсионера. Из документов потребуются:
- заявление;
- паспорт.
При наличии оснований, для корректного исчисления страховой пенсии потребуются:
- свидетельство о рождении детей;
- свидетельство о браке;
- документы, подтверждающие наличие иждивенцев у заявителя.
Подать документы гражданин вправе лично в ПФ РФ, отправить их по почте, через МФЦ либо с помощью личного кабинета гражданина на сайте ПФ РФ.
Пенсионные выплаты за выслугу лет регулируют два положения:
- ФЗ №166 – устанавливает правила назначения пенсионного обеспечения в РФ;
- Закон РФ №4468-1 от 12.021993 – описывает особенности оформления пенсионных выплат за выслугу лет лицам, прошедшим службу в вооруженных силах России.
Дополнительным регулятором является ФЗ №342 от 30.11.2011 — устанавливает правила расчета рабочего стажа для лиц, служивших в органах внутренних дел РФ.
Последние новости обрадовали одних и расстроили других сотрудников.
Так, с 2017 года период службы у работников бюджетных организации увеличился с 15 до 20-ти лет. Планируется ежегодно прибавлять по полгода к трудовом стажу. Однако здесь есть свои плюсы. Для служащих, продолжающих работу по достижению стажа 15 лет, будущая пенсия будет увеличена на 3%. Однако согласно закону пенсия с учетом всех выплат не может быть более 75% от размера зарплаты.
В соответствии с обновленным законодательство и порядок получения пенсии за выслугу для госслужащих изменился. Дополнительные требования:
Пенсия за выслугу лет в 2021 году
- Письмо Минобрнауки России от 24.11.2021 N МН-18/2419-АО «О направлении информации»
- Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ(ред. от 22.11.2021)
- Распоряжение Правительства РФ от 19.11.2021 N 3262-р «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ на предоставление в 2021 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат региональных социальных доплат к пенсии»
- Письмо Роскомнадзора от 19.11.2021 N 09-78548 «О неактуальности разъяснений Роскомнадзора»
- Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 765 (ред. от 19.11.2021) «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»
- Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1967 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и признании утратившими силу абзацев четвертого и шестого подпункта «б» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 36″
- Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1971 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1602»
- Постановление Правительства РФ от 07.12.2011 N 1010 (ред. от 17.11.2021) «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 36»
- Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 36 (ред. от 17.11.2021) «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 08.05.2004 N 34-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2006 N 196-ФЗ, от 21.12.2006 N 239-ФЗ, от 09.04.2007 N 43-ФЗ, от 22.07.2008 N 156-ФЗ, от 18.07.2009 N 187-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 28.03.2011 N 43-ФЗ, от 03.05.2011 N 94-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 01.07.2017 N 148-ФЗ, от 18.07.2017 N 162-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 22.12.2020 N 431-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
30 ноября 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
5 декабря 2001 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
1. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.
Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
2.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
2. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»); (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;
7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;
9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.
К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать;
12) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.
2. Пенсия по старости назначается:
1) гражданам, указанным в подпунктах 1 и 4 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;
2) гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», по состоянию на 31 декабря 2018 года в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
3. Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
4. Членам семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, назначается пенсия по случаю потери кормильца независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца.
1. Размеры пенсий за выслугу лет, по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей в случае гибели (смерти) военнослужащих (за исключением членов семей граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
2. Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причины инвалидности в следующем размере:
1) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:
инвалидам I группы — 300 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
инвалидам II группы — 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
инвалидам III группы — 175 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы;
2) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:
инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
инвалидам II группы — 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
инвалидам III группы — 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
1. Пенсия по старости назначается в следующем размере:
гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, — 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения (подпункты 4 — 10 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), — 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 и части 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», размер пенсии по старости определяется исходя из размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, увеличенного на 1 208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
2. Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере:
инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 51-ФЗ)
инвалидам II группы — 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;
инвалидам III группы, в том числе на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 и части 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», — в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, в том числе увеличенного на 1 208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, и 125 процентами размера указанной социальной пенсии. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
24 июля 2018
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации гарантируется каждому работнику при достижении определенного возраста. Однако для некоторых категорий граждан преду-смотрен отдельный порядок и условия назначения пенсии.* К таким работникам относятся государственные служащие,** замещающие:
–государственные должности Российской Федерации;
–государственные должности субъекта Российской Федерации;***
–муниципальные должности на постоянной основе;
–должности государственной гражданской службы (федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ);
–должности муниципальной службы.
Повышение пенсионного возраста происходит поэтапно – ежегодно по полгода, до достижения максимальной величины пенсионного возраста (для мужчин – 65 лет к 2027 го-ду, для женщин – 63 года к 2032 году). В 2018 году возраст выхода на пенсию по старости на общих основаниях для госслужащих составляет: 56 лет – для женщин, 61 год – для мужчин.
Не каждый работник государственной власти является государственным служащим. К государственным гражданским служащим относятся лица, наделенные властно-распорядительными и управленческими функциями, а также работники исполнительных ор-ганов государственной власти. Депутаты Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга и Ленинградской области**** относятся к государственным гражданским служащим и на них распространяются положения о повышении пенсионного возраста.
Пример: Женщина, 2 апреля 1963 года рождения, депутат Законодательного Собра-ния Санкт‑Петербурга. Приобретет право на пенсию не ранее 2 апреля 2019 года.
Если государственный служащий достиг общеустановленного пенсионного возраста (55 лет – женщины, 60 лет – мужчины), то обратиться за пенсией он может в любое время после увольнения с государственной должности.
Для уточнения информации о категориях должностей государственных служащих, не предусматривающих повышение пенсионного возраста, обращайтесь в свою кадровую служ-бу.
______________________________________________________________
*Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдель-ные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возрас-та отдельным категориям граждан»
** Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года №32 «О государственных должностях Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 31декабря 2005 года №1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»
Указ Президента РФ от 04 декабря 2009 года №1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации»
***Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации
****Закон Санкт‑Петербурга от 15 июня 2005 года №302-34 «О Реестре государ-ственных должностей Санкт‑Петербурга и Реестре должностей государственной граж-данской службы Санкт‑Петербурга»
Повышение пенсионного возраста для госслужащих поэтапно
Год возникновения право на страховую пенсию по старости у женщин |
Год рождения |
Возраст, по достижении которого возникает право на пенсию |
Год возникновения права на страховую пенсию по старости |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2017 |
1962 |
55,5 |
В 2017 – родившиеся в I пол. 1962 г. В 2018 – родившиеся во II пол. 1962 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2018 |
1963 |
56 |
В 2019 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2019 |
1964 |
56.5 |
В 2020 – родившиеся в I пол. 1964 г. В 2021 – родившиеся во II пол. 1964 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2020 |
1965 |
57 |
В 2022 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2021 |
1966 |
57,5 |
В 2023 – родившиеся в I пол. 1966 г. В 2024 – родившиеся во II пол. 1966 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2022 |
1967 |
58 |
В 2025 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2023 |
1968 |
58,5 |
В 2026 – родившиеся в I пол. 1968 г. Госслужащие могут одновременно получать две пенсии. Одну по выслуге лет. Это подтверждает ФЗ-166. Другую – по старости, как все граждане РФ. При этом для получения пенсии по выслуге лет достаточно 20 лет стажа в должности государственного служащего. Также увеличены требования к возрасту будущего пенсионера. Увеличение проходит в несколько этапов, как указано в таблице:
Таким образом, изменения в 2021 году коснулись возраста выхода на пенсию госслужащих и размера минимального стажа. Еще одно требование – ИПК. Чтобы уйти с работы и получать пособие, госслужащий в России должен набрать пенсионный коэффициент. В 2021 году составляет – 21 балл. Если пенсионер не попадает под эти критерии, но проработал 25 лет в качестве госслужащего, он может подать запрос на оформление выплаты. Пенсия за выслугу лет — условия назначенияСт. 10 ФЗ №58 разъясняет: кто относится к государственным служащим. По закону к ним относят:
Служебные обязанности работников объясняют их особый статус. Для этих категорий служащих устанавливаются отдельные нормативы об их статусе, зарплате, материальных выплатах на пенсии и т.д. Федеральными госслужащими называют граждан, которые занимают одну из должностей, финансируемой из госбюджета. Они могут работать в:
При этом не все бюджетные работники будут считаться федеральными служащими. Назначение на должность происходит по указу Президента или федеральным законам. Более подробно о требованиях к федеральным госслужащим можно узнать в ФЗ-79. К ним относят лиц, осуществляющих трудовую деятельность в регионах. Им зарплата выплачивается из регионального бюджета. При этом не каждый работник, занятый в государственном или региональном органе, будет считаться госслужащим. Только тот, кто занимает соответствующую должность. Право получать пенсию по выслуге лет будет только у этой категории служащих Есть несколько ключевых моментов, которые влияют на величину пенсионного пособия. Чтобы заявитель мог получать пособие, он должен подходить под требования. В 2019 году совокупный стаж по профессии составлял 16 лет и более, в 2021 году лимит повышен до 17,5 лет. Пенсия госслужащих по-новому зависит от дохода, выплаченного за предшествующие 12 месяцев до сокращения, и выработки. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗВыслуга лет считается, если специалист беспрерывно работал на конкретной должности. Право оформить льготную ежемесячную выплату есть у госслужащих. Прибавка предоставляется: гражданским служащим, судьям, приставам, бюджетникам и другим работникам. Выслуга лет никак не скажется на размере зарплаты. С ее помощью можно получать дополнительные доплаты к пенсии госслужащим по трудовому стажу. По получении возраста выхода на пенсию госслужащим стаж будет влиять на размер пособия. В ТК РФ нет никаких уточнений о размере выплаты. Чтобы получать надбавку, госслужащий должен соответствовать нескольким критериям. Они варьируются исходя из рода деятельности, количества отработанных лет, причин окончания службы и прочих факторов. Льготную пенсию назначат, если:
Кроме того, федеральному госслужащему, у которого есть стаж больше 25 лет в должности госслужащего, при завершении карьеры по собственному желанию из-за расторжения служебного контракта, положена при госслужбе пенсия по выслуге лет до того момента, как ему станет выплачиваться страховая пенсия. Это право есть у тех, кто до того, как прекратить работать, замещал должность из Указа Президента РФ больше семи лет. Льготную пенсию не будут выплачивать во время прохождения госслужбы или в моменты замещения госдолжности. Выплату возобновят по заявлению пенсионера со следующего дня после увольнения. Фактически, надбавка является финансовой стимуляцией для государственного служащего. Для ее расчета нужны следующие данные:
Подтверждают основания на оформление выслуги записи из трудовой книжки. Учитывают дату приема на работу, совокупный срок службы, зарплату на каждом месте работы.
Приметка для просчета необходимо брать во внимания 1-4 пункт. Кейс 2Описание более 30 онлайн-сервисов! Ставка — от 0.01% Срок — до 180 дней Сумма — до 20 000 грн.
О коэффициенте индексации на 2022 годНа сегодня в Украине действуют положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №911-VII, который вступил в силу 1 января 2016. Так, если исходить из положений этого закона, то специальный стаж для назначения пенсии по выслуге лет постоянно увеличивается (ежегодно на 6 месяцев), в частности:
Для некоторых категорий работников в Законе предусмотрены особенности относительно стажа. Важно! Кроме того, выход на пенсию по выслуге лет зависит от возраста. Пенсионный возраст увеличивается постепенно от 50 до 55 лет. Начиная с января 2016 года, на пенсию выходят после достижения установленного пенсионного возраста (зависит от даты рождения человека). При этом и мужчинам, и женщинам установлен единый возраст выхода на пенсию – 55 лет. Однако пенсионный возраст увеличивается постепенно от 50 до 55 лет. В частности, лица будут иметь право выхода на пенсию в:
Пенсии за выслугу лет назначаются при достижении указанных выше пенсионного возраста и специального стажа. Получите совет юриста за 15 минут! Круг лиц, имеющих (имевших) право на пенсию за выслугу лет, прописан статьей 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении». Среди них:
Согласно Порядку подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденному постановлением КМУ от 12.08.93 г. № 637 (далее – Порядок № 637), есть возможность документально подтвердить приобретенный спецстаж. Так, в п. 20 Порядка № 637 предусмотрено: при отсутствии сведений, определяющих право на пенсию за выслугу лет, органами Пенсионного фонда принимаются уточняющие справки учреждений или их правопреемников. В этой справке (подписывают ее руководитель кадровой службы и главный бухгалтер), в частности, указываются:
Есть еще один документ, на который следует обратить внимание. Это Порядок подтверждения периода работы, зачисляемого в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда от 10.11.06 г. № 18-1, который применяется при отсутствии правопреемника. При подобных обстоятельствах лица, которые имеют основания для получения пенсии за выслугу лет, но не могут документально подтвердить необходимый стаж, могут обратиться в структурные подразделения Пенсионного фонда, где они получат помощь в сборе официальных подтверждений стажа работы. Одной из категорий работников, имеющих право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, являются лица, которые трудятся на работах, которые дают право на назначение пенсии за выслугу лет. Важно! Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых приводит к потере профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Важным условием для назначения пенсии за выслугу лет является определенный стаж работы по специальности. Однако условия назначения пенсии за выслугу лет неодинаковые. Важно! В одних случаях они назначаются независимо от возраста, в других – устанавливается возраст и стаж. Законодательство выделяет четыре категории работников, которые имеют право на пенсию за выслугу лет:
Для лиц, которые заняты на отдельных видах работ с вредными и тяжелыми условиями труда, статьями 13 и 14 Закону Украины “О пенсионном обеспечении” предусмотрено право досрочного выхода на пенсию (до достижения женщинами 55, мужчинами – 60 лет). На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:
Однако, в системе льготного пенсионного обеспечения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, накопилось много проблем, что приводит не только к потере работниками льготного стажа, но и права на льготную пенсию. Право на пенсию за выслугу лет имеют артисты театрально-концертных и других зрелищных заведений, предприятий и коллективов при наличии стажа творческой деятельности от 20 до 35 лет независимо от возраста. Важно! В частности, для артистов балета и балета на льду, артистов – исполнителей танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах, артистов театров мимики и жеста, травести, цирковых артистов предусмотрен стаж творческой деятельности не менее 20 лет. Для вокалистов (солистов) театров оперы и балета, каскадеров, артистов хоровых коллективов (солистов), кукловодов в театрах кукол и цирках, артисты ТЮЗ, жонглеров и артисты оригинального жанра – не менее 25 лет. Артисты хора театров оперы и балета и профессиональных художественных коллективов имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии не менее 30 лет. Соответствующие изменения в Перечень должностей артистов театрально-концертных и других зрелищных заведений, предприятий и коллективов, имеющих право на пенсию за выслугу лет внесены постановлении Кабмина от 14 марта 2018 года № 161. Каждый регион Российской Федерации имеет право самостоятельно устанавливать список льгот при назначении пенсионного обеспечения государственным служащим. К ним относятся:
К примеру, законодательным актом Нижнего Новгорода от 24 июня 2003 года номер 48 определена надбавка к пенсионному обеспечению при полной потере работоспособности. Законодательным актом Самары от 13 марта 2001 года номер 19 установлена ежемесячно предоставляемая надбавка, равняющаяся 45-75 процентам от пенсии. Для того чтобы была назначена пенсия за выслугу лет, должно соблюдаться несколько условий:
Возможно получение пенсии раньше наступления пенсионного возраста, в этом случае стаж государственной службы должен быть не менее 25 лет и непрерывный стаж работы на государственной службе должен составлять не менее 7 лет. Так же при ликвидации государственной организации или сокращения в штате организации возможно получение пенсии без выполнения условия по отработке 12 месяцев. При наличии трудового стажа на государственной службе не менее 15 лет работник может рассчитывать на пенсионную выплату в размере 45% от среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии. За каждый год трудового стажа свыше 15 лет, выплата увеличивается на 3%, но суммарно общая выплата не может превышать 75% от среднего заработка служащего. 11 мая 2016 года был принят, предложенный единоросом Валерием Трапезниковым, закон, на основании которого будет произведено постепенное увеличение пенсионного возраста госслужащих для женщин до 63 лет и до 65 для мужчин. В действие закон от 23.05.2016 года №143-ФЗ вступил с 1 января 2017 года. Он предполагает увеличение пенсионного возраста ежегодно на шесть месяцев в период с 2017 по 2020 г., а затем с 2021 года ежегодно на год. Для мужчин окончательные нормативы будут установлены с 2023 года, а женщин — с 2026. Так же изменился срок выслуги для получения пенсии: если ранее он составлял 15 лет, то теперь госслужащим необходимо будет отработать 20 лет. Минимальный стаж по выслуге лет, как и пенсионный возраст, так же будет повышаться постепенно и достигнет окончательного повышения к 2026 году. Данный закон увеличивает и срок исполнения обязанностей для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации для начисления надбавки по выслуге лет, теперь он составит 5 лет вместо ранее установленного года. Пенсия за выслугу лет вырастет у некоторых категорий бюджетниковРасчет величины государственной пенсионной выплаты за выслугу лет для федеральных государственных служащих зависит от среднемесячной заработной платы стажа и величины начисленной пенсии по старости (инвалидности), и рассчитывается по формуле: П = (45% СЗ — СП) + 3%СЗ × Ст, где:
При расчете не учитываются суммы повышений фиксированных выплат к страховой пенсии и размер доли страховой пенсии. Так же закон устанавливает ограничения по размеру максимальной выплаты пенсии. Так сумма пенсии за выслугу и страховая пенсия не может превышать 75% среднемесячной зарплаты федерального государственного гражданского служащего. Гражданин имеет право подать заявление о назначении пенсионного обеспечения после возникновения на него права на имя председателя Правления ПФР, в любой момент без ограничения во времени. Заявление необходимо подать в Пенсионный фонд или Многофункциональный центр как самостоятельно, так и через законного представителя, либо по почте. При отправке заявления через почтовое отделение днем обращения будет считаться дата, указанная на штампе с места отправления. Рассмотрение заявление происходит в течение 10 дней со дня подачи заявления или предоставления недостающих документов. К заявлению необходимо приложить следующие документы:
Выплата пенсии по государственному обеспечению устанавливают с 1 числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не раньше для возникновения права на нее. Перечисление пособия происходит ежемесячно через организацию, выбранную госслужащим. В качестве получателя гражданин так же может использовать доверенное лицо, в этом случае для получения пособия необходимо оформить доверенность. Возможные способы доставки пенсионного пособия:
Пенсионные выплаты по выслуге лет могут приостановиться в следующих случаях:
Выплата страховой пенсии не прекращается в период осуществления работы. Согласно ФЗ № 400 от 28 декабря 2013 года, служащие муниципалитетов одновременно получают при выходе на пенсию несколько ежемесячных выплат из федерального пенсионного фонда:
Кроме этого, им может назначаться пенсия по инвалидности, как и всем россиянам. Для ее получения не требуется трудовой стаж и выслуга. К такой или к страховой пенсии муниципальным служащим по закону положены государственные пенсии при выслуге лет в 17,5 лет и более. Доплаты к государственным пенсиям у муниципальных служащих выплачиваются из региональных бюджетов в зависимости от занимаемой пенсионером должности в момент трудовой деятельности. Особенности выхода на пенсию по выслуге летИндексация пенсионных выплат муниципальным служащим, вышедшим на пенсию, проводится с учетом действующего оклада на их последней должности, которую они занимали во время службы. Если местный бюджет позволяет провести индексацию окладов муниципальных работников, будет проведен и перерасчет их пенсий, базирующихся на размере действующего оклада. В ряде случаев размер пенсий может уменьшаться из-за того, что сокращается размер должностного оклада, по которому рассчитывалась пенсионная выплата муниципальным служащим. В любом случае размер окладов работников органов местного самоуправления, приравненных по своему статусу к государственным служащим, выше МРОТ даже в бедных российских регионах. Повышение доплат к пенсии в будущем году большинству категорий таких пенсионеров не планируется. Исключение могут составлять муниципальные пенсионеры, имеющие инвалидность и небольшой срок выслуги, не позволяющий им рассчитывать на повышенные доплаты к основной пенсии.
С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии. За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже. Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет
|