Маркировка табачных изделий с 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Маркировка табачных изделий с 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пока идет эксперимент до 28 февраля 2022 года, участие в нем добровольное.

С 1 марта 2022 года производители, импортеры и розничные продавцы никотиносодержащей продукции обязаны зарегистрироваться в национальной системе маркировки Честный Знак.

С 15 марта 2022 года все операции с никотиносодержащей продукцией необходимо отправлять в Честный Знак — ввод продукции в оборот, продажу, передачу другим лицам для реализации, вывод из оборота.

Ввести в оборот продукты без маркировки производители смогут до 15 марта, а продавать их в розницу можно до 1 октября 2023 года. Если же продукция сделана после 15 марта 2022, торговля возможна только при условии передачи всей информации в Честный Знак.

За несоблюдение этих правил нарушителей ждут штрафы, поэтому подготовиться лучше заранее.

Маркировка никотиносодержащей продукции

Итак, что ждет участников оборота за несоблюдение правил маркировки нагревательного табака и кальянных смесей?

За производство никотиносодержащей продукции без нанесения специальных кодов грозят штрафы:

  • Юридическим лицам от 50 000 до 100 000 рублей;
  • Должностным лицам и ИП от 5 000 до 10 000 рублей.

За нарушение оптовыми и розничными продавцами правил закупки, реализации и хранения никотиносодержащей продукции:

  • Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 рублей;
  • Должностным лицам и ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
  • Физическим лицам от 2 000 до 4 000 рублей.

Нарушителей ждут не только штрафы, но и конфискация немаркированной продукции.

Чтобы избежать наказания, приобретите необходимое оборудование и подготовьтесь к правильному учету.

Если хотите торговать стиками и кальянными смесями по всем правилам, регистрируйтесь в системе маркировки и используйте МойСклад. Это удобная программа для продажи табачных изделий, где можно вести учет товаров с цифровыми кодами, продавать их через кассу или оптом.

На каждую отдельную пачку или общую тару с товаром нанесут специальные знаки с цифровым кодом, формат которого определяет Честный Знак. Код маркировки — это последовательность из букв и чисел, преобразованная в двухмерный формат Data Matrix.

Код маркировки содержит:

  • Код продукта из 14 цифр;
  • Ключ проверки из 4 символов, который предоставляет оператор системы маркировки;
  • Индивидуальный серийный номер товара из 13 символов, его генерирует оператор или производитель.

Пока идет эксперимент, до 28 февраля 2022 участники оборота получают коды маркировки бесплатно. С 1 марта 2022 каждый код будет стоить 50 копеек без НДС.

Процесс выглядит так:

  1. Производитель получает коды в Честном Знаке и размещает их на товаре.
  2. При отгрузке товара производитель отправляет тому, кто его закупает, электронный УПД со всеми кодами.
  3. Покупатель при получении товара сверяет коды, утверждает УПД и передает информацию в Честный Знак по ЭДО.
  4. При отгрузке товара розничному магазину тоже формируется УПД с кодами.
  5. Розничная точка сверяет коды и подтверждает приемку товара.
  6. При продаже покупателю кассир сканирует код, онлайн-касса отправляет запрос на его проверку в Честном Знаке, выводит полученную информацию в чеке и через ОФД сообщает в Честный Знак, что товар выбыл.
  • Новые меры поддержки бизнеса в ноябре 2021
  • Проведение инвентаризации и оформление ее результатов
  • Ozon или Wildberries: где выгоднее торговать? Сравниваем маркетплейсы
  • Работа с маркетплейсами: как выбрать площадку и с чего начать продажи
  • Штрафы за нарушения по онлайн-кассам в 2021 году
  • Как оформить возврат от покупателя
  • Кто может быть самозанятым в 2021 году

Вот основные ошибки, которые допускают торговые точки при работе с маркированными товарами:

  • Отсутствие маркировки в принципе. Товар не зарегистрирован в системе, ему не присвоен код. За данное нарушение предусмотрены серьезные штрафы.
  • Нечеткое нанесение маркировки на товар. К примеру, плохо пропечатан код, либо он частично стерся.
  • Не завершен процесс маркировки, а именно, после оформления и получения кодов, их не ввели в оборот.
  • Неправильно оформлен возврат товара. Например, торговая точка оформила возврат товара, т.к. вовремя не провела непромаркированные товарные остатки в системе.
  • Код не соответствует данным в УПД. В документе отражен другой товар, либо поступил промаркированный товар, а в УПД сведений о нем нет.

С 1 декабря 2021 года начнет действовать новая статья в КоАП. Законодатели одобрили изменения в статью 15.12 в третьем чтении.

Изменения касаются ошибок при оформлении маркировки. Если не передать вовремя сведения. представить их не полностью или передать недостоверные данные при маркировке, то возможно следующее наказание:

  • штраф для должностных лиц от 1 000 до 10 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Есть шанс отделаться предупреждением.

Статья подразумевает не только штрафы, но и конфискацию немаркированного имущества.

На данный момент существует два основных вида штрафных санкций:

  • производство товаров без нанесения маркировки либо с нарушениями обойдется компании — от 50 000 до 100 000 руб.; а для ответственного сотрудника или предпринимателя — от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 15.12 КоАП).
  • для продавцов — за перевозку, хранение и продажу товаров без маркировки, если она обязательна — штраф: для компании — от 50 000 до 300 000 руб.; для должностного лица или ИП — от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 15.12 КоАП), покупка для перепродажи немаркированного товара карается точно также.

  • Маркировка 2021-2022: ошибки, нарушения и штрафы, какие товары на очереди

    4,1 тыс. 2

    Эксперимент по маркировке никотинсодержащей продукции идет до 28 февраля 2022 года. До этого срока правила и даты могут измениться. Пока данные такие:

    1 марта 2022. Производители, импортеры и розничные продавцы никотинсодержащей продукции должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».

    15 марта 2022 года. Информацию о движении никотинсодержащей продукции нужно передавать в систему «Честный ЗНАК». Это значит, что нужно фиксировать ввод продукции в оборот, передачу ее другому владельцу и выбытие из оборота после продажи.

    Маркировка 2021-2022: ошибки, нарушения и штрафы, какие товары на очереди

    К никотинсодержащей продукции, подлежащей маркировке, относятся товары с кодами:

    ТН ВЭД ОКПД Код вида подакцизных товаров
    2403 99 900 9 12.00.19.100
    12.00.19.900
    472

    Это:

    • Изделия с табаком или никотином, которые употребляют путем нагревания — стики для нагревательных систем типа IQOS.
    • Курительные смеси для кальяна, не содержащие табака, но содержащие никотин: чайные смеси для кальяна и кальянные пасты.

    Эту категорию товаров еще называют «табак-3». «Табак-1» — это сигареты и папиросы, «табак-2» — альтернативная табачная продукция, такая как сигары, сигариллы, табак курительный и прочее.

    Маркировка электронных сигарет и нагревательных систем в 2022 не вводится. Маркировать нужно только стики, сами устройства продаются без маркировки. Жидкости для электронных сигарет также пока не маркируются.

    Лучший способ проверить, нужно ли маркировать продукцию — заглянуть в документы и посмотреть, есть ли там ОКПД или ТН ВЭД из таблицы выше.

    Перечень товаров, участвующих в эксперименте – по кодам ОКПД2:

    • 12.00.19.500 и 12.00.19.900 – жидкости для электронных систем доставки никотина, в том числе в картриджах, капсулах;
    • 27.90.40.190 и 27.90.11.900 – электронные системы доставки никотина, в своем составе содержащие жидкость для электронных систем доставки никотина.

    В ходе эксперимента:

    • Оператор информационной системы должен до 15 февраля 2022 г. разработать требования к информационной системе и к обеспечению защиты информации, содержащейся в информационной системе.
    • Минпромторг:
      • осуществляет координацию создания и функционирования информационной системы маркировки;
      • должен до 1 марта 2022 года разработать методические рекомендации и план-график по проведению эксперимента;
      • до 1 марта 2022 г. утвердить требования к информационной системе и требования к обеспечению защиты информации, содержащейся в ней;
      • совместно с уполномоченными органами оценить результаты эксперимента и представить доклады в правительство – до 30 сентября 2022 года и до 31 января 2023 года.
    • ФНС, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей, Федеральная служба по аккредитации:
      • должны обеспечить взаимодействие своих информационных систем с системой маркировки;
      • учитывают сведения, переданные участниками эксперимента в информационную систему маркировки, ‎включая информацию, размещаемую в национальном каталоге.

    Цель эксперимента – определить и согласовать с уполномоченными органами и участниками оборота состав сведений о товаре, которые позволяют однозначно определить каждую единицу товара.

    В рамках эксперимента проверят работу технологии нанесения средств идентификации на никотинсодержащие жидкости. Порядок маркировки будет согласовываться с участниками оборота, участвующими в эксперименте.

    Также запланировано первоначальное наполнение национального каталога данными о товарах, участвующих в эксперименте.

    По итогам эксперимента будут разработаны предложения по внесению изменений в законодательство по вопросу обязательности, срокам и условиям маркировки никотинсодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина.

    Производителям на время участия в эксперименте будет бесплатно предоставлено оборудование для нанесения марок и проверки их читаемости.

    Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет удостоверяющий центр, выдавший сертификат электронной подписи.

    Если вы не получили инструкцию по настройке, воспользуйтесь нашей инструкцией.

    Заказ кодов маркировки происходит в СУЗ (станция управления заказами кодов маркировки).

    Способы осуществления заказов кодов маркировки (КМ):

    • API
    • личный кабинет ГИС МТ

    Обязательными атрибутами для осуществления заказа кодов являются:

    • товарная группа
    • способ выпуска товара в оборот
    • GTIN/код товара (состоит из 14 цифр)
    • количество КМ, необходимых для заказа
    • способ генерации серийного номера
    • ИНН получателя/сервис-провайдера (если печать кодов происходит в типографии)

    Следует соблюдать следующие ограничения:

    • одна товарная позиция (GTIN) в одном заказе не должна превышать 150000 кодов маркировки
    • количество товарных позиций в одном бизнес-заказе не должно превышать 10 (1 бизнес-заказ – 10 GTIN)
    • одновременно может быть не более 100 активных заказов

    До начала обязательной маркировки коды предоставляются бесплатно

    При наступлении обязательной маркировки участнику на выбор доступны два способа оплаты кодов маркировки:

    • Оплата по эмиссии:
      • Денежные средства резервируются в момент подписания заказа кодов, списываются при завершении эмиссии кодов (заказ кодов в статусе «Готов»)
      • Срок жизни кода маркировки не отсчитывается.
    • Оплата по отчету о нанесении:
      • Денежные средства списываются с лицевого счета после успешной обработки отчета о нанесении
      • Срок жизни кода маркировки от момента эмиссии до успешной обработки отчета о нанесении (30 дней – при нанесении КМ на производстве; 365 дней – при нанесении КМ в типографии)

    По результатам подбора оптимального способа нанесения производитель составляет техническое задание,на основании которого осуществляется подбор технологического партнера.

    При этом следует обратить внимание на специализацию компании-интегратора. Типовое деление компаний осуществляется по следующим признакам:

    • поставщики и интеграторы аппаратных частей (маркираторы, аппликаторы, принтеры, камеры тех. зрения);
    • поставщики программных продуктов по интеграции с ГИСМТ, учетными системами предприятия;
    • компании, осуществляющие комплексное дооснащение предприятий под требования обязательной маркировки.

    Производителям товаров доступно бесплатное предварительное тестирование образцов маркированной продукции на предмет считываемости оборудованием.

    Протестировать свою продукцию вы можете в специальной лаборатории компании ТрекМарк, созданной при поддержке Оператора-ЦРПТ, и непосредственно в крупных торговых сетях, входящих в Ассоциацию компаний розничной торговли.

    Обращаем внимание, что помимо соблюдения обязательных требований согласно положениям законодательства РФ об обязательной маркировке товаров (Справочная информация о положениях ГОСТ), важно также учитывать практические рекомендации от торговых сетей.

    С 1 июля 2020 года правительство внесло изменения в прослеживаемость табака. Правила маркировки остались прежними, а вот перечень изделий, для которых нужны ДатаМатрикс коды расширился.

    Обновленный список сигарет и табачной продукции подлежащей маркировке:

    Товарная категория Код ОКПД 2 Код ТН ВЭД ЕАЭС Примечание
    Сигареты 12.00.11.130 2402 20 900 бумажный цилиндр, внутри которого находится измельчённый табак для курения
    Сигариллы 12.00.11.120 2402 10 000 0 сигары тонкие
    Черуты 12.00.11.110 2402 10 000 0 сигары, в том числе с обрезанными концами
    Папиросы 12.00.11.140 2402 20 900 0 из табака или заменителей табака с бумажным мундштуком
    Биди 12.00.11.150 2402 20 900 0 тонкие азиатские сигареты
    Кретек 12.00.11.160 2402 20 100 0 сигареты, из табака, листьев гвоздики и специй
    Табак для кальяна 12.00.19.130 2403 11 000 0 курительная смесь для кальяна из табака
    Табак курительный 12.00.19.110 2403 19 100 0 курительный табак, содержащий или не содержащий заменители
    табака в любой пропорции в первичных упаковках
    нетто-массой не более 500 г
    Трубочный табак 12.00.19.120 2403 19 100 0 смесь табачного сырья нарезанная на волокна шириной 1,5-3 мм
    Табак жевательный 12.00.19.140 2403 99 100 0 табачное сырье предназначенное для жевания
    Табак нюхательный 12.00.19.160 2403 99 100 0 измельчённый до порошкообразного состояния табачный лист

    Чтобы точно знать, какую пачку снабдить DataMatrix, сравнивайте номенклатурные коды в сопроводительной документации и законодательных актах. Если ваши ТН ВЭД и ОКПД 2 отсутствуют в перечне — чипировать не нужно.

    15 января 2018 — пилотный проект
    В эти сроки был проведен добровольный эксперимент. Участники рынка получали коды и регистрировали движение сигарет. Благодаря этому были сделаны выводы о целесообразности цифровых меток и перечне изделий, которые получат цифровую маркировку.

    1 марта 2019 года — старт изменений

    Все предприниматели получили возможность выполнить регистрацию и начать взаимодействие с системой «Честный Знак». Это дата запуска изменений, с которой бизнесу стали понятны условия введенной государством маркировки табака.

    С 1 июля 2019 года — нанесение этикеток на производстве
    Фабрики обязали наносить DataMatrix на производстве. Каждая пачка получила свой уникальный DataMatrix. С этого момента выпуск новых сигарет запрещен, если на их упаковке не пропечатан двумерный читаемый штрихкод, зарегистрированный у оператора системы.

    Для взаимодействия между контрагентами участники рынка должны подключить ЭДО. Поставка табака сопровождается УПД. В нем, кроме количества и перечня поставляемой продукции, прописаны коды ДатаМатрикс.

    Теперь продажи в рознице проходят по-новому: с обязательным сканированием этикетки с двумерным кодом. Каждая реализация передает заявку на выведение кода маркировки из оборота.

    1 июля 2020 года — только товар с маркировкой

    Без цифровых марок запрещены любые действия с продукцией, содержащей табак. Взаимодействия между контрагентами происходят через ЭДО, каждый передаточный документ содержит, кроме количества и перечня номенклатуры, информацию о средствах идентификации.

    Сведения о любом действии контрагентов с DataMatrix поступают в систему «Честный Знак». Таким образом, обеспечена полная прослеживаемость каждой пачки. Для большей части продукции, содержащей табак, с наступлением этой даты введение средств идентификации завершилось.

    Изделия на основе смесей из табака получили широкое распространение, но не попали под действие ограничений сразу. К чипированию эту товарную категорию законодатели подключили позже, соответственно и сроки определены иные.

    Даты запуска обязательной маркировки для альтернативного табака:

    • 1 марта 2019 года.
      Дата начала регистрации для предпринимателей. Необходимо было пройти авторизацию в системе «Честный Знак» и запустить процесс работы с ДатаМатрикс.
    • 1 июля 2020 года.
      Дата введения ограничения оборота без обязательной маркировки, с этого момента операции с изделием, если на нем нет DataMatrix, запрещены.
    • 1 июля 2021 года
      Последняя дата маркировки остатков, после которой нанесение этикеток с кодами маркировки на складские остатки уже невозможно.

    Таким образом, альтернативная табачная продукция без цифровых меток пока может храниться на складах. Однако, любые действия с изделием, когда на нем нет маркировки запрещены. Каждая производимая с товаром операция уже попадает от предпринимателей в систему «Честный Знак».

    Основные определения терминам приведены в ППРФ №224 от 28 февраля 2019. Ниже расскажем о самых главных понятниях.

    ИС МОТП — это Информационная Система Мониторинга Оборота Табачной Продукции. В настоящее время мониторинг оборота осуществляется через «Честный ЗНАК».

    Специальная структура отслеживания данных была разработана ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), он же выступил оператором. С ее помощью отслеживается движение каждой пачки с момента производства до реализации конечному потребителю.

    Чтобы фиксировать полный путь, каждой пачке присваивается индивидуальный DataMatrix: двумерный штрихкод, напечатанный на этикетке. Этот код имеет повышенную криптозащищенность, то есть его невозможно подделать, и состоит из специальной последовательности символов. Генерирует идентификаторы оператор маркировки.

    Цифровая метка должна быть расположена на упаковке табака. В кодировке зашиты сведения о самом изделии, фабрике-производителе и действиях с ним. Наносить этикетку допустимо на любые виды и конструкции упаковки.

    В цифровой метке в виде цифровой последовательности зашиты данные:

    • код товара или GTIN,
    • номер идентификации,
    • проверочный код.

    Двумерный штрихкод DataMatrix используется однократно, и все зашитые в нем сведения собираются и хранятся в ИС МОТП.

    Расскажем, что значит прослеживаемость для рынка сигарет в зависимости от роли предприятия в логистической цепи, и как взаимодействуют участники рынка между собой в условиях введения нового механизма.

    Фабрика или организация-импортер являются начальным звеном, выпускающим продукцию, а значит имеют максимум обязательств. Каждая компания проходит регистрацию в системе «Честный Знак», получает идентификаторы и наносит их или проклеивает этикетками табачные пачки.

    Каждая такая метка уникальна и позволяет прослеживать движение любой производимой на фабрике единицы продукции. В систему передается информация о нанесении идентификаторов на произведенные товары и агрегации.

    Маркированные упаковки отгружаются со склада. В сопроводительных документах указан перечень кодов для учета движения в системе. УПД загружаются в электронный документооборот.

    Функция агрегации позволяет производителю объединять упаковки с ДатаМатрикс в транспортную единицу под единым кодом. Это ускоряет процессы приемки и отгрузки и снижает вероятность ошибок. Код агрегации включает в себя коды входящих в него товаров. Информация о шифре конкретного изделия при этом не теряется и доступна в «Честный Знак».

    При выполнении приемки поставки от производителя коды в электронной накладной сканируется и сверяются с полученными фактически. После закрытия приемки уведомление об изменении «держателя» марки попадет в систему «Честный Знак».

    При отгрузке товара розничным точкам оптовик аналогично формирует УПД с ДатаМатрикс. Коды сканируются, и уведомление уходит оператору маркировки. Цифровая метка движется по цепочке поставок и направляется в розничную точку.

    С 1 января 2022 года участникам оборота табачной продукции доступен только один законный способ направить данные о сделке в Честный ЗНАК. Информацию из электронных документов (УПД, УКД) обязательно передавать через оператора ЭДО. Для этого нужно заключить договор с ним. Он разделяет ответственность: участники оборота отвечают за корректность сведений, оператор ЭДО — за неизменность и своевременность передачи информации.

    Сергей Киселев
    Эксперт сервиса Контур.Диадок

    Сейчас каждый участник оборота еще может выбирать: напрямую подавать данные в систему маркировки либо привлекать оператора ЭДО. Передача данных через оператора ЭДО — более универсальный способ, он полностью соответствует законодательству и исключает лишние действия. Участники обмениваются электронными юридически значимыми УПД или УКД, после подписания с двух сторон сведения передаются автоматически в систему маркировки, в режиме реального времени. Дополнительно уведомлять систему о сделке не нужно. Прежняя редакция правил маркировки табака подразумевала технологическое участие оператора ЭДО в процессе передачи сведений. Поправки в явном виде зафиксировали статус оператора как важного элемента для функционирования всей системы.

    Маркировка табачных изделий стартовала в 2019 году и запускалась поэтапно. Оборот немаркированных сигарет и папирос запрещен с 1 июля 2020 года. По остальной табачной продукции пока продолжается эксперимент.

    Благодаря нанесению кодов Data Matrix на упаковки государство отслеживает весь путь товара от производства до продажи.За нарушение правил маркировки предусмотрены штрафы до 300 тыс. рублей с конфискацией товара (ст. 15.12 КоАП РФ).

    Вы получите от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, отсканируйте все коды с блоков. Если все хорошо, подтвердите УПД, если есть расхождения — оформите возврат поставщику. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации.

    2. Установить, что производители и импортеры табачной продукции в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами:

    а) осуществляют свою регистрацию в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее информационная система мониторинга), до 30 июня 2019 г. (включительно) либо после 30 июня 2019 г. в течение 7 календарных дней со дня возникновения у производителя или импортера необходимости осуществления деятельности, связанной с вводом в оборот и (или) оборотом табачной продукции;

    б) направляют в срок не позднее 21 календарного дня со дня регистрации в информационной системе мониторинга оператору информационной системы мониторинга заявку на получение устройства регистрации эмиссии средств идентификации табачной продукции или предоставление к ним удаленного доступа в электронной форме в информационной системе мониторинга;

    в) в срок не позднее 21 календарного дня со дня регистрации в информационной системе мониторинга обеспечивают готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с информационной системой мониторинга и направляют оператору информационной системы мониторинга заявку на прохождение тестирования информационного взаимодействия;

    г) проходят тестирование информационного взаимодействия собственных программно-аппаратных средств и информационной системы мониторинга в соответствии с порядком, размещенным на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в отношении маркировки табачной продукции, ввода табачной продукции в оборот, ее оборота и вывода из оборота в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, в срок не позднее 2 календарных месяцев со дня готовности собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с информационной системой мониторинга;

    д) вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке табачной продукции, а также вводе табачной продукции в оборот, ее обороте и выводе из оборота в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, с 1 июля 2019 г.

    3. Установить, что производители наносят, а импортеры табачной продукции обеспечивают нанесение средств идентификации на потребительскую и групповую упаковки сигарет (код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее — код по классификатору) 12.00.11.130, код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — товарная номенклатура) 2402 20) и папирос (код по классификатору 12.00.11.140, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) с 1 июля 2019 г., а на потребительскую и групповую упаковки прочих видов табачной продукции с 1 июля 2020 г.

    4. Установить, что участники оборота табачной продукции, осуществляющие розничную продажу табачной продукции:

    а) осуществляют свою регистрацию в информационной системе мониторинга до 30 июня 2019 г. (включительно) либо после 30 июня 2019 г. в течение 7 календарных дней со дня возникновения у участника оборота табачной продукции, осуществляющего розничную продажу табачной продукции, необходимости осуществления деятельности, связанной с розничной продажей табачной продукции;

    б) обеспечивают готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с информационной системой мониторинга в срок не позднее 21 календарного дня со дня регистрации в информационной системе мониторинга;

    в) проходят тестирование информационного взаимодействия собственных программно-аппаратных средств и информационной системы мониторинга в соответствии с порядком, размещенным на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в отношении розничной продажи табачной продукции в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, в срок не позднее 2 календарных месяцев со дня готовности собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с информационной системой мониторинга;

    г) вносят в информационную систему мониторинга сведения в отношении розничной продажи табачной продукции в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, с 1 июля 2019 г., в отношении иных действий по обороту табачной продукции с 1 июля 2020 г.

    Обязательная маркировка сигарет и табачной продукции

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок маркировки средствами идентификации табачной продукции, порядок предоставления участниками оборота табачной продукции информации об обороте табачной продукции оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно — средства идентификации, оператор, информационная система мониторинга), характеристики средств идентификации табачной продукции, требования к техническим средствам, используемым участниками оборота табачной продукции, требования к участникам оборота табачной продукции, получающим указанные технические средства, а также порядок взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота табачной продукции.

    5. Производитель осуществляет маркировку табачной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, средствами идентификации в соответствии с требованиями настоящих Правил.

    Импортер табачной продукции (далее — импортер) обеспечивает маркировку табачной продукции, произведенной за пределами территории Российской Федерации и ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Евразийского экономического союза либо в Российскую Федерацию из государств — членов Евразийского экономического союза в целях ввода в оборот на территории Российской Федерации.

    6. Участники оборота табачной продукции, осуществляющие ввод табачной продукции в оборот, должны иметь:

    а) усиленную квалифицированную электронную подпись (далее — усиленная электронная подпись);

    б) устройство регистрации эмиссии либо удаленный доступ к нему;

    в) программно-аппаратный комплекс, обладающий возможностью формирования и подписания усиленной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с информационной системой мониторинга;

    г) оборудование, обеспечивающее нанесение средств идентификации на упаковки табачной продукции (если маркировка табачной продукции средствами идентификации осуществляется участником оборота табачной продукции самостоятельно).

    7. Участник оборота табачной продукции, осуществляющий оптовую торговлю, должен иметь:

    а) усиленную электронную подпись;

    б) программно-аппаратный комплекс, обладающий возможностью формирования и подписания усиленной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми документами с информационной системой мониторинга, в том числе посредством личного кабинета.

    8. Участник оборота табачной продукции, осуществляющий розничную торговлю, должен иметь:

    а) усиленную электронную подпись;

    б) программно-аппаратный комплекс, обладающий возможностью формирования и подписания усиленной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с информационной системой мониторинга, в том числе посредством личного кабинета;

    в) сопряженные с контрольно-кассовой техникой средства сканирования и распознавания средств идентификации;

    г) заключенный с организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящейся на территории Российской Федерации, получившей в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных (далее — оператор фискальных данных), договор на обработку и передачу от имени участника оборота табачной продукции в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота маркированной табачной продукции с использованием контрольно-кассовой техники по каждой реализованной торговой единице (за исключением передачи сведений о выводе из оборота маркированной табачной продукции в случаях применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных).

    9. Оснащение производителей и импортеров табачной продукции устройствами регистрации эмиссии, включая обеспечение удаленного доступа к устройству регистрации эмиссии, размещенному в инфраструктуре оператора информационной системы мониторинга, осуществляется оператором на безвозмездной основе. В целях такого оснащения участник оборота табачной продукции заключает с оператором информационной системы мониторинга договор, содержащий в том числе условия предоставления такого оборудования, его регламентного обслуживания и технической поддержки на безвозмездной основе и (или) условия оказания услуги по предоставлению устройства регистрации эмиссии, размещенного в инфраструктуре оператора, путем предоставления удаленного доступа к нему на безвозмездной основе.

    Типовая форма такого договора утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

    Предоставленное участнику оборота табачной продукции устройство регистрации эмиссии подлежит регистрации оператором в информационной системе мониторинга.

    10. Представление участниками оборота табачной продукции информации оператору информационной системы мониторинга осуществляется с использованием стандартных протоколов передачи данных и разработанных оператором интерфейсов электронного взаимодействия путем обмена электронными документами (заявление, уведомление, квитанция и прочее), формат которых определяется оператором и размещается на официальном сайте оператора в сети «Интернет».

    11. Электронные документы, направляемые участниками оборота табачной продукции в информационную систему мониторинга, должны быть подписаны усиленной электронной подписью участника оборота табачной продукции, за исключением случаев передачи сведений:

    о розничной продаже табачной продукции, передаваемых участниками оборота табачной продукции в электронной форме в составе фискальных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

    передаваемых участниками оборота табачной продукции в электронной форме с использованием устройств регистрации эмиссии кодов маркировки.

    12. При осуществлении ввода в оборот, оборота и вывода из оборота табачной продукции представление сведений в информационную систему мониторинга осуществляется участником оборота последовательно, в хронологическом порядке.

    Передача участником оборота сведений о групповой (транспортной) упаковке считается равнозначной передаче сведений о потребительских (групповых) упаковках, содержащихся в этой групповой (транспортной) упаковке по данным системы мониторинга.

    13. Все документы и сведения, направляемые участниками оборота табачной продукции в информационную систему мониторинга, соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат отражению в информационной системе мониторинга.

    14. Оператор отказывает в приеме документов (заявлений, уведомлений) или внесении в информационную систему мониторинга сведений, представляемых участниками оборота табачной продукции в информационную систему мониторинга, при наличии одного из следующих оснований:

    а) представленные документы подготовлены с нарушением установленного формата, содержат некорректные сведения либо не содержат обязательных сведений, предусмотренных пунктами 25, 30, 33, 60 и 69 настоящих Правил;

    б) документ не подписан или подписан лицом, не имеющим полномочий на подписание документа от имени участника оборота табачной продукции либо правом подписания этого типа документов;

    в) имеется запись в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении участника оборота табачной продукции о прекращении деятельности юридического лица либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

    15. Участник оборота табачной продукции уведомляется о получении представленных документов и внесении сведений в информационную систему мониторинга либо об отказе в принятии документов или внесении сведений в информационную систему мониторинга путем направления ему уведомления (квитанции) о получении документов или о внесении сведений в информационную систему мониторинга либо об отказе в принятии документов или внесении сведений в информационную систему мониторинга, содержащего следующие сведения:

    а) регистрационный номер документа участника оборота табачной продукции;

    б) номер уведомления (квитанции);

    в) дата уведомления (квитанции);

    г) коды идентификации табачной продукции (коды идентификации групповой или транспортной упаковки) и их статус (изменение статуса) в информационной системе мониторинга (если представленный участником оборота табачной продукции документ содержит сведения о табачной продукции);

    д) сообщение о внесении документов (сведений) в информационную систему мониторинга или о причинах отказа в их внесении.

    16. Уведомление (квитанция) о внесении в информационную систему мониторинга документов (сведений), представленных в информационную систему участником оборота табачной продукции, направляется участнику оборота табачной продукции с использованием интерфейсов электронного взаимодействия через личный кабинет в информационной системе мониторинга или по электронной почте.

    17. Датой представления документа в информационную систему мониторинга признается дата, зафиксированная в уведомлении (квитанции) о приеме документа.

    Факт исполнения участником оборота табачной продукции обязанности по представлению сведений в информационную систему мониторинга подтверждается уведомлением (квитанцией) о внесении сведений в информационную систему мониторинга.

    Указанные уведомления (квитанции) автоматически формируются и направляются участнику оборота табачной продукции информационной системой мониторинга в форме электронного документа при фиксации переданных документов (сведений) в информационной системе мониторинга.

    18. В целях организации взаимодействия оператора с федеральными органами исполнительной власти применяется информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура, созданная в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

    Органы исполнительной власти, осуществляющие контроль в сфере маркировки табачной продукции средствами идентификац��и, обязаны представлять в информационную систему мониторинга сведения о результатах проведенных контрольных мероприятий в течение 5 рабочих дней со дня оформления результатов соответствующих контрольных мероприятий.

    24. Регистрация участников оборота табачной продукции в информационной системе мониторинга и предоставление им доступа к личному кабинету осуществляются оператором на основании сведений, представленных участниками оборота табачной продукции оператору в соответствии с настоящими Правилами.

    25. Для осуществления регистрации в информационной системе мониторинга участники оборота табачной продукции направляют в информационную систему мониторинга заявление о регистрации в информационной системе мониторинга, подписанное усиленной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя, содержащее следующие сведения:

    а) тип участника оборота табачной продукции (производитель, организация оптовой или розничной торговли, импортер);

    б) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) участника оборота табачной продукции;

    в) фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, имеющего право действовать от имени участника оборота табачной продукции без доверенности;

    г) адрес электронной почты участника оборота табачной продукции, на который будет осуществляться направление уведомлений из информационной системы.

    26. Обработка и проверка заявления о регистрации осуществляются оператором не позднее 3 рабочих дней со дня подачи такого заявления.

    27. Заявителю может быть отказано в регистрации в информационной системе мониторинга в следующих случаях (помимо оснований для отказа в приеме документов или внесении сведений, указанных в пункте 14 настоящих Правил):

    а) идентификационный номер налогоплательщика, указанный при получении усиленной электронной подписи, не соответствует идентификационному номеру налогоплательщика в заявлении;

    б) фамилия, имя или отчество (при наличии) лица, подписавшего заявление, не соответствуют указанным в заявлении;

    в) заявитель уже зарегистрирован в информационной системе мониторинга;

    г) отсутствие или несоответствие сведений в отношении заявителя, указанных в заявлении, сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

    28. В случае положительного результата проверки заявления о регистрации оператор осуществляет регистрацию заявителя в информационной системе мониторинга, предоставляет ему возможность доступа в личный кабинет и направляет уведомление о регистрации на адрес электронной почты заявителя, указанный в заявлении.

    29. Участник оборота табачной продукции (или уполномоченное лицо) авторизуется в личном кабинете информационной системы мониторинга с использованием сертификата ключа проверки усиленной электронной подписи.

    30. По заявлению руководителя организации — участника оборота табачной продукции в информационную систему мониторинга могут быть внесены сведения о лицах, уполномоченных на подписание определенных документов от имени участника оборота табачной продукции, и о прекращении полномочий этих лиц на подписание документов от имени участника оборота табачной продукции.

    Такое заявление должно содержать следующие сведения:

    а) страховой номер индивидуального лицевого счета уполномоченного лица (при наличии) либо ключ проверки усиленной электронной подписи уполномоченного лица;

    б) фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица;

    в) типы документов, представляемых в информационную систему мониторинга участником оборота табачной продукции, право подписывать которые предоставлено уполномоченному лицу.

    31. Во внесении в информационную систему сведений об уполномоченном лице отказывается в следующих случаях (помимо оснований для отказа в приеме документов или внесении сведений, указанных в пункте 14 настоящих Правил):

    а) уполномоченное лицо уже зарегистрировано в реестре уполномоченных лиц для соответствующего участника оборота табачной продукции;

    б) страховой номер индивидуального лицевого счета или ключ проверки усиленной электронной подписи уполномоченного лица отсутствует в реестре уполномоченных лиц для указанного заявителя.

    Новые правила маркировки табака закрепили роль оператора ЭДО

    32. Регистрация табачной продукции в информационной системе мониторинга осуществляется:

    а) в случае производства табачной продукции на территории Российской Федерации — производителями табачной продукции (включая табачную продукцию, производимую третьими лицами по заказу производителя табачной продукции в рамках контрактного производства);

    б) в случае производства табачной продукции за пределами территории Российской Федерации — импортером.

    33. Для регистрации табачной продукции в информационной системе мониторинга заявитель представляет следующие сведения о регистрируемой табачной продукции:

    а) идентификационный номер налогоплательщика заявителя;

    б) наименование табачной продукции;

    в) код товара;

    г) страна производства;

    д) вид упаковки табачной продукции;

    е) количество потребительских упаковок в групповой упаковке (для групповых упаковок);

    ж) количество групповых упаковок в транспортной упаковке (для групповых упаковок);

    з) код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

    и) код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности;

    к) код вида подакцизных товаров;

    л) страна производства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

    34. Заявителю отказывается в регистрации табачной продукции в информационной системе мониторинга в следующих случаях (помимо оснований для отказа в приеме документов или внесении сведений, указанных в пункте 14 настоящих Правил):

    а) табачная продукция с таким кодом товара уже зарегистрирована в информационной системе мониторинга;

    б) код товара по данным информационного ресурса, обеспечивающего учет и хранение достоверных данных о товарах по соответствующей товарной номенклатуре, не принадлежит заявителю.

    35. В случае положительного результата проверки заявления о регистрации табачной продукции оператор не позднее 3 рабочих дней со дня подачи такого заявления осуществляет регистрацию табачной продукции в информационной системе мониторинга и направляет заявителю уведомление о регистрации табачной продукции в информационной системе мониторинга в порядке, предусмотренном пунктом 16 настоящих Правил.

    • Последние посты
    • Популярные посты
    • Последние комментарии
    • Метки

    Новая система разработана с целью контроля оборота всей табачной продукции. По данным статистики количество нелегальных сигарет на рынке России приняло просто катастрофические размеры. Маркировка Честный Знак призвана выявлять нарушения, бороться с контрафактом и повышать рост легального бизнеса. Увеличения доходов легального бизнеса положительно отразится на налоговых сборах. Из рынка будут изъяты нелегальные товары, что обезопасит потребителя от риска покупки некачественных и опасных продуктов. Таким образом, маркировка дает возможность выиграть всем: потребителю, бизнесу, государству.

    Маркировку табачной продукции постановление правительства №224 утвердило еще в 2019 году. С вступлением закона в силу, производство немаркированной табачной продукции стало полностью запрещено. Также с этого срока запретили продавать сигареты без отчета в систему. Немаркированные остатки альтернативной табачной продукции из табака реализовать можно будет до 1 июля 2021 год, другая табачная продукция должна быть полностью промаркирована и выпущена в оборот. За продажу товара без цифровой метки полагается административная ответственность в виде штрафов.

    Система подразумевает строгий контроль каждой единицы товара. Помимо прочего реализован инструмент общественного контроля — мобильное приложение Честный Знак, которое дает возможность потребителю проверить товар, получить всю необходимую информацию, а в случае выявления нарушений, — пожаловаться. Потребитель заинтересован в покупке легального качественного товара, так что инструмент работать будет. Приложение бесплатно и доступно для скачивания в Google Play и AppStore.

    1

    Запускается информационная система «Маркировка» (ИС Маркировка). Начинается регистрация участников. Чтобы работать по новому, им придется модернизировать оборудование и обучить сотрудников.

    Период проекта: с 1 марта 2019 года

    Как продавать: можно продавать как по старому, так и по новому (в ходу есть как старые пачки, так и новые с кодами DataMatrix).

    2

    Выпускаются пачки сигарет только с маркировкой. Поставки товара от производителя поставщикам будут сопровождаться УПД с кодами маркировки. В систему вступают розничные магазины и торговые сети.

    Для того, чтобы перейти на новую систему им придется установить необходимое оборудование:

    • Кассовое оборудование с поддержкой маркировки и соответствующей программой;
    • Сканер с поддержкой DataMatrix.

    Кассир будет сканировать идентификатор на кассе, чек с данными будет передаваться в ОФД, а затем в ИС Маркировка.

    Период проекта: с 1 июля 2019 по 1 июля 2020 года.

    Как продавать: в обороте будут еще старые пачки, которые можно и нужно продавать, пачки старого образца больше производиться не будут. Необходимо распродать всю немаркированную продукцию, т.к. с 01.07.2020 будет введен запрет на продажу.

    3

    В этот период активно подключаются оптовики и розница на подтверждение закупок. Производятся пачки только нового образца. Отказ от бумажных ТТН, переход на работу с УПД (универсальный придаточный документ) который будет передаваться через ЭДО (оператор электронного документооборота) между участниками рынка. К этому моменту планируется ввести маркировку на все основные виды товаров, а не только на сигареты.

    Период проекта: с 1 июля 2020 года.

    Как продавать: можно продавать только пачки нового образца (старые нельзя, за это будут штрафовать).

    4

    Начинается эксперимент по маркировке никотиносодержащей продукции. Данный эксперимент будет касаться следующих видов продукции:

    • табак и табачные изделия, которые потребляются путем нагревания;
    • кальянные курительные смеси, которые не содержат табак.

    Период проекта: с 11 января 2021 по 28 февраля 2022 года.

    Маркировка табака: для розницы и опта

    • Сигары, сигариллы, черуты;
    • Биди, кретек;
    • Курительный табак, трубочный, табак для кальяна;
    • Табак жевательный и нюхательный.

    В 2021 году обязательная маркировка сигарет вступила в силу. Запрещены любые действия с немаркированными сигаретами. Также введена полная отчетность в информационную систему. Запрещается производство и импорт альтернативных табачных изделий, а также становится обязательной регистрация по УПД оптовых продаж, а розничных — по онлайн кассе. В чеке должна обязательно присутствовать пометка о маркированном товаре [M]. Маркировка табачных изделий в 2021 году требует от бизнеса всей серьезности и ответственности в подготовке к новым правилам работы. Расскажем о них далее.

    Список кодов партии табака вносится в систему. Далее при транспортировке все данные фиксируются. Здесь не учитываются только перемещения в рамках одной организации. Все операции по работе с маркировкой осуществляются с помощью ЭДО (электронный документооборот). Когда партия приходит, и ее нужно принять достаточно подписать документ (используется УПД — универсальный придаточный документ) в электронной форме электронной подписью. Стоит заранее проверить, чтобы в документе отображался весь список кодов с пачек, и коды были верными, иначе продать такой товар будет нельзя.

    Главной особенностью маркировки табака является тот факт, что не нужно использовать какое-то особое программное обеспечение. Чтобы списать товар, достаточно просто его продать и выбить чек. Если же вам нужно списать пачки не по причине продажи, то сделать это можно в личном кабинете.

    • Кассир продает пачку и формирует чек,
    • Онлайн-касса передает чек оператору фискальных данных,
    • Данные о списании попадают в систему маркировки.

    Маркировка табака: электронный документооборот с 2022 года

    В рамках «пилота» маркировка будет распространяться на две группы товаров:

    1. Никотиносодержащие жидкости, включая те, которые поставляются в капсулах, картриджах — коды ТН ВЭД 2403 99 900 9 и 3824 99.
    2. Электронные сигареты, которые «работают» на основе жидкости, содержащей никотин, — код ТН ВЭД 8543 70 900 0.

    Эксперимент проводится на добровольной основе, в рамках которого участникам безвозмездно предоставят оборудование, необходимое для маркировки продукции. Оператор ИС МП — ЦРПТ.

    Маркировка товаров проводится с целью избавления российского рынка от контрафакта и поддержки отечественных производителей. В пояснительной записке к проекту отмечается, что прослеживание товаров в системе «Честный ЗНАК» необходимо для борьбы с их незаконным импортом, производством и оборотом, увеличения собираемости налоговых и таможенных сборов.

    Удобно, когда вся работа — и с документами, и с товаром — делается в одной экосистеме. МТС Кассы готовы к работе с маркированным товаром: онлайн-кассы распознают код маркировки на любом, даже бесплатном тарифе, а прием документов от поставщиков легко организовать, подключив модуль “Маркировка” в личном кабинете товароучетного сервиса.

    Товароучетная система МТС интегрирована с ЭДО, поэтому пользователи могут работать с УПД, принимать, ставить на учет и отслеживать движение товаров в «одном окне». Дополнительно оплачивать ЭДО не нужно — для пользователей МТС Кассы это включено в тариф.

    Решение, которое предлагает МТС Касса для работы с маркировкой табака и табачных изделий, позволяет

    1. Принимать УПД от поставщика как на кассе так и в личном кабинете товароучетной системы.
    2. Вы можете:
      • принимать или отказывать в приемке УПД от поставщика;
      • контролировать поставки табачных изделий, при необходимости сверять поступившую партию с данными УПД (полностью или выборочно просканировать коды маркировки табачных изделий в полученной партии);
      • автоматически ставить на баланс принятые по УПД табачные изделия и сразу же запускать их в продажу;
      • принимать товар партиями (блоками, коробками) и экономить свое время. Вам будет достаточно считать штрих-код с основной упаковки, чтобы принять на балансе каждую единицу товара с ее уникальным кодом;
      • вести складской учет: любое движение товара будет сразу же отображаться на остатках, поэтому вы всегда будете в курсе своих товарных запасов.
    • Нет необходимости в установке дополнительных приложений для приемки маркированных товаров. Начать принимать УПД от поставщиков можно просто, подключив «Маркировку» в личном кабинете.
    • Настройка системы «под ключ». Обучение сотрудников и техническое сопровождение.
    • Поддержка двух систем налогообложения на одной кассе или двух юридических лиц в формате «одна касса с двумя фискальными регистраторами».
    • Продажа и учет всех групп товаров в одной системе (алкоголь, табачные изделия, разливные напитки и развесные товары, товары вет.контроля, маркированные, немаркированные).
    • Интеграция с государственными системами: ЕГАИС, ФГИС «Меркурий» и системой маркировки «Честный Знак». Дополнительные приложения устанавливать не нужно — приемка и учет сразу доступны в личном кабинете.
    • Интеграция с внутренними системами предприятия (1С, Контур.Эльба) и с ЭДО.
    • Возможность перехода на решение МТС без замены уже установленного кассового оборудования других производителей.
    • Статистика продаж, обзор основных показателей торговли и более 40 видов отчетов для бизнеса в личном кабинете руководителя.

    Такая организация работы с маркированными табачными изделиями значительно упростит вашу работу, улучшит качество учета и усилит контроль за всеми процессами.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.