Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой норматив по электроэнергии применяется в Смоленске для расчета одн в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
№ п/п | Наименование | Нормативы потребления коммунальной услуги (куб. м в месяц на человека) | |
---|---|---|---|
холодного водоснабжения | горячего водоснабжения | ||
Многоквартирные и жилые дома | |||
1. С централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением | |||
1.1 | оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650 — 1700 мм с душем | 4,48 | 3,92 |
1.2 | оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1500 — 1650 мм с душем | ||
1.3 | оборудованные унитазами, раковинами, мойками, сидячими ваннами длиной 1200 мм с душем | 4,32 | 3,77 |
1.4 | оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душем | 4,32 | 3,01 |
1.5 | оборудованные унитазами, раковинами, мойками | 2,80 | 1,19 |
1.6 | оборудованные унитазами, раковинами, мойками | 3,26 | — |
2. С централизованным холодным водоснабжением, водоотведением | |||
2.1 | оборудованные унитазами, раковинами | 3,10 | — |
2.2 | с водонагревателями (на твердом топливе), оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами без душа | 5,23 | — |
2.3 | с водонагревателями (газовыми или электрическими), оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650-1750 мм с душем | 6,60 | — |
3. | С централизованным холодным водоснабжением, без водоотведения, оборудованные раковинами | 1,89 | — |
4. | С водопользованием из уличных водоразборных колонок | 1,22 | — |
Дома, использующиеся в качестве общежитий с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением | |||
1. | оборудованные раковинами, мойками, унитазами, ваннами длиной 1650 – 1700 мм с душем в каждой комнате или блоке | 4,48 | 3,92 |
2. | оборудованные раковинами, мойками, унитазами, с душем в каждом блоке | 2,34 | 1,80 |
3. | оборудованные раковинами, мойками, унитазами, с душем на этаже | 2,19 | 1,49 |
4. | оборудованные раковинами, мойками, унитазами | 1,58 | 0,73 |
Примечание
Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Нормативы потребления коммунальных услуг населением города Смоленска в 2020 году
Этажность | Норматив потребления коммунальной услуги (Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц) | ||
---|---|---|---|
Многоквартирные и жилые дома со стенами из камня и кирпича | Многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков | Многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов | |
до 1999 года постройки включительно | |||
1-4 | 0,0263 | 0,0263 | 0,0263 |
5 – 7, 9 – 12, 14 | 0,0255 | 0,0255 | — |
2 – 5, 9 (общежития) | 0,0263 | 0,0263 | 0,0263 |
после 1999 года постройки | |||
5, 8 — 10 | 0,0122 | 0,0122 | — |
16 | 0,0136 | 0,0136 | — |
Примечание
1.Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, определены расчетным методом, исходя из продолжительности отопительного периода семь календарных месяцев.
2.Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Расчет платы за коммунальную услугу по отоплению производится с применением коэффициента периодичности внесения потребителями оплаты, определяемого делением количества месяцев отопительного периода на количество календарных месяцев в году.
В жилых помещениях
№ п/п | Категория многоквартирного (жилого) дома | Ед. изм. | Норматив |
---|---|---|---|
1. Для приготовления пищи | |||
1.1. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой, при газоснабжении сжиженным углеводородным газом | килограмм на человека в месяц | 6,9 |
1.2. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой, при газоснабжении природным газом | куб. метр на человека в месяц | 10,6 |
2. Для подогрева воды | |||
2.1. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), при газоснабжении сжиженным углеводородным газом | килограмм на человека в месяц | 10,0 |
2.2. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), при газоснабжении природным газом | куб. метр на человека в месяц | 12,7 |
2.3. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой и не оборудованные газовым обогревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), при газоснабжении сжиженным углеводородным газом | килограмм на человека в месяц | 3,6 |
2.4. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой и не оборудованные газовым обогревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), при газоснабжении природным газом | куб. метр на человека в месяц | 5,3 |
3. Для отопления жилых помещений | |||
3.1. | Многоквартирные и жилые дома при газоснабжении природным газом | куб. метр на кв. метр общей площади жилых помещений в месяц | 8,1 |
При использовании земельного участка и надворных построек
№ п/п | Категория многоквартирных домов | Группы оборудования, являющиеся общим имуществом многоквартирного дома | Норматив потребления (кВт.ч в месяц на кв. метр) |
---|---|---|---|
1. | Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения | осветительные установки | 0,538 |
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования | 0,025 | ||
насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование | 0,043 | ||
2. | Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения | осветительные установки | 0,817 |
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт | 0,898 | ||
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования | 0,021 | ||
насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование | 0,038 |
Наименование категории | Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив | Норматив накопления отходов (куб. м/год) |
---|---|---|
Домовладения | ||
Итоговые значения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам | 1 проживающий | 1,82 |
Назад
Объем электроэнергии, предоставленной за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме, в этом случае определяется как разница объемов электрической энергии, поступающей в многоквартирный дом и потребленной собственниками (пользователями) жилых и нежилых помещений, которая распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю помещения в многоквартирном доме.
Расчет размера платы электроэнергии, за расчетный период на ОДН, производится следующим образом (например):
1. Определяется объем потребления по общедомовому прибору учета многоквартирного дома. Допустим, объем электроэнергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета, составил 4120 кВт*ч;
2. Определяется объем электроэнергии, потребленной на ОДН многоквартирного дома. Предположим, что суммарный объем потребления электроэнергии (по счётчикам и по нормативу) в жилых и нежилых помещениях дома составил 3280 кВт*ч. Тогда объем электрической энергии, потребленной на ОДН многоквартирного дома составит: 4120-3280 = 840 кВт*ч;
3. Определяется объем электроэнергии на ОДН, приходящийся на квартиру: допустим площадь Вашей квартиры 44 кв.м/2766 кв.м (общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме) * 840 кВт*ч= 13 кВт*ч;
4. Рассчитывается размер платы за ОДН: 13 кВт/ч*4.32 руб./кВт*ч = 56,16 руб.
При этом 4.32 руб./кВт*ч — одноставочный тариф для жилого помещения в газифицированном многоквартирном доме, актуальный на I полугодие 2020 г. (Приказ КТР Волгоградской области от 20.12.2019г. №44/2).
Таким образом, в связи с тем, что объем потребления электроэнергии в помещениях многоквартирного дома каждый месяц различен, размер платы за ОДН, приходящийся на жилое/нежилое помещение, каждый месяц также будет различаться.
Нормативно-правовая база:
— п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
1. Настоящее Положение регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
«потребитель» — лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабжению, а также приравненные к населению категории потребителей;
«домохозяйство» — группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;
«тип жилого помещения» — категория жилого помещения, определяемая в зависимости от места нахождения жилого помещения в городских или сельских населенных пунктах, его оснащения в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, и (или) электроотопительными установками, и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
«группа домохозяйства» — категория домохозяйства, определяемая количеством совместно проживающих в жилом помещении и в установленном порядке зарегистрированных по месту жительства лиц, относящихся к одному домохозяйству, или количеством лиц, проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;
«поставщик электрической энергии» — гарантирующий поставщик, энергосбытовая или энергоснабжающая организация, осуществляющие продажу (поставку) электрической энергии (мощности) населению и исполнителям коммунальных услуг по договорам энергоснабжения, а также приравненным к населению категориям потребителей;
«органы регистрационного учета» — территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере миграции. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.02.2014 N 136, от 07.08.2017 N 944)
Понятия «жилое помещение», «специализированный жилой фонд», «нормативы потребления коммунальной услуги» и «исполнитель коммунальных услуг» употребляются в настоящем Положении в значениях, определенных жилищным законодательством Российской Федерации.
3. Установление величины социальной нормы в соответствии с настоящим Положением осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), в количестве не менее 10000 человек, а также о количестве зарегистрированных в указанных помещениях лиц. В случае если в субъекте Российской Федерации отсутствует централизованное газоснабжение, выборочные данные предоставляются в отношении жилых помещений вне зависимости от их оборудования стационарными электроплитами.
4. Информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме согласно приложению N 1 гарантирующими поставщиками электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2, — не позднее 1 августа 2013 г.;
б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 4 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.
5. Выбор населенных пунктов и адресов жилых помещений, данные в отношении которых принимаются для установления социальной нормы в соответствии с настоящим Положением, осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании предложений гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствующих населенных пунктах. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
6. В случае если поставщик электрической энергии не является исполнителем коммунальных услуг в отобранных в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения жилых помещениях, информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Положению, исполнителем коммунальных услуг по запросу поставщика электрической энергии:
а) в отношении субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 25 июля 2013 г.;
б) в отношении субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 5 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.
7. Информацию, полученную от исполнителей коммунальных услуг, поставщик электрической энергии предоставляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно с информацией в отношении жилых помещений, в которых предоставление коммунальных услуг по электроснабжению осуществляется поставщиком электрической энергии. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для установления социальной нормы вправе запросить копии документов, подтверждающих данные о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях, в том числе непосредственно у исполнителей коммунальных услуг.
8. Информация о количестве зарегистрированных лиц, проживающих в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации, предоставляется органом (органами) местного самоуправления по форме согласно приложению N 3:
а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 1 августа 2013 г.;
б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 3 месяцев до даты перехода населения и приравненных к нему потребителей на расчеты за коммунальную услугу электроснабжения (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.
9. Предоставление информации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, осуществляется органами местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
22. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из полученной от органов местного самоуправления информации о численном составе домохозяйств в жилых помещениях, формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов не позднее 1 июня очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 10 августа 2013 г.
23. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют исполнителям коммунальных услуг и поставщикам электрической энергии в отношении обслуживаемых ими потребителей выписки из единой базы данных, указанной в пункте 22 настоящего Положения, не позднее 1 июля очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 15 августа 2013 г.
Органы социальной защиты населения и органы местного самоуправления в указанные в абзаце первом настоящего пункта сроки представляют сведения о потребителях, в отношении которых начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 14 — 142 настоящего Положения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
Предоставление указанной информации осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
24. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также исполнители коммунальных услуг не менее чем за 2 месяца до начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы в субъекте Российской Федерации информируют население о порядке реализации их прав на применение социальной нормы при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, о необходимости своевременного проведения гражданами сверки с исполнителями коммунальных услуг, касающейся соответствия имеющейся у исполнителей коммунальных услуг информации в отношении численного состава домохозяйств в целях отнесения домохозяйств к соответствующей группе, а также о наличии стационарных электроплит, газовых плит, электроотопительных и электронагревательных установок.
25. Исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее — объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):
а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
б) в отношении части объема сверх социальной нормы — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
26. Установленная для домохозяйства в целях применения в определенном месяце социальная норма не подлежит перерасчету в зависимости от количества дней в этом календарном месяце.
Расчет объема электроэнергии на общедомовые нужды
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
1. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) рассчитывается в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение) в субъекте Российской Федерации с учетом групп домохозяйств и типов жилых помещений, указанных в Положении, в порядке, предусмотренном настоящей методикой.
Базовая величина социальной нормы в субъекте Российской Федерации определяется как среднемесячный объем потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее — электронагревательные установки), по формуле 1:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
1. Плата за коммунальную услугу по электроснабжению за расчетный период в жилом помещении определяется по формуле 1:
28 сентября 2015
Вопрос о порядке начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) один из основных, с которым жители многоквартирных домов обращаются в ОАО «Янтарьэнергосбыт». Попробуем разобраться, что же такое ОДН и как производятся расчёты за них вместе с директором департамента по работе с гражданами-потребителями Татьяной Гусак.
– Татьяна Сергеевна, расскажите, что такое «ОДН»?
– Аббревиатура «ОДН» расшифровывается как общедомовые нужды. Каждый многоквартирный дом, получает определённое количество энергии, которую учитывает общедомовой прибор учёта электроэнергии (ОДПУ). Эта энергия предназначена как для потребления внутри жилых и нежилых помещений, так и для потребления в местах общего пользования. В случае если многоквартирный дом не оборудован ОДПУ, расчёт объёмов ОДН производится по утвержденному нормативу. К общедомовым нуждам относится освещение лестничных клеток, при необходимости – чердачных и подвальных помещений, лифтового оборудования (в случае если расходы на электроэнергию не несёт организация, обслуживающая лифты), работа насосов для подкачки воды, антенных усилителей, домофонов, противопожарной автоматики и другого внутридомового электрооборудования. Кроме того, сюда включаются технологические потери во внутридомовых сетях, возникающие при прохождении электрического тока по проводам. Как правило потери появляются, если внутридомовые сети долго не обслуживаются, отработали свой срок службы. У нас таких домов очень много. Ответственность за обслуживание сетей внутри дома лежит на управляющей компании, обслуживающей дом.
– Как производится расчёт электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН)?
– Действующим законодательством определен чёткий порядок распределения объема электроэнергии, отпущенной на ОДН, и в случае, если многоквартирный дом (МКД) оборудован ОДПУ, то объём электроэнергии, потреблённый домом, определяется с помощью этих данных. Из полученного общедомового расхода вычитается суммарный расход всех жилых и нежилых помещений. Оставшийся объём распределяется на все жилые и нежилые помещения пропорционально занимаемой площади (в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг – Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011).
Магазины и офисы, находящиеся в жилом доме, платят за коммунальные услуги по собственным счётчикам, но оплата за ОДН им начисляется также пропорционально занимаемой площади.
В случае отсутствия в доме ОДПУ определение объёма электроэнергии отпущенной на ОДН осуществляется исходя из площади мест общего пользования многоквартирного дома и норматива потребления коммунальной услуги по энергоснабжению на общедомовые нужды (приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 28.11.2012 года №109-01э/12).
С 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года (с учётом повышающего коэффициента 1,2) норматив составляет:
1) для многоквартирных домов, от 1 до 3 этажей, без лифта – 0,73 кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества;
2) для многоквартирных домов, от 4 до 6 этажей, без лифта – 1,61 кВт.ч в месяц на 1 кв. м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества;
3) для многоквартирных домов, от 4 этажей, оборудованных лифтами – 1,67 кВт.ч в месяц на 1 кв. м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества.
Полученный расчётным путем ОДН также распределяется между собственниками жилых и нежилых помещений пропорционально занимаемой площади.
Замечу, что с 1 января следующего года нормативы будут увеличены.
Получить информацию об объёме ОДН для многоквартирного дома в ресурсоснабжающей организации может лицо, имеющее полномочия, подтвержденные доверенностью. Данная доверенность должна быть выдана всеми или большинством собственников помещений в доме.
– Как можно снизить величину ОДН, если она кажется жителям слишком большой?
– Хотелось бы обратить внимание, что размер ОДН напрямую зависит от ответственности и самоорганизованности жильцов многоквартирного дома.
Собственникам жилья необходимо установить ОДПУ и индивидуальные приборы учёта (ИПУ) электроэнергии, соответствующие требованиям действующего законодательства. Приборы учёта с истёкшим сроком эксплуатации нужно заменить на новые классом точности не ниже 2.0.
Следующим шагом является проведение с привлечением управляющей (обслуживающей) организации или ТСЖ ревизии внутридомовых сетей и её замену в случае ненадлежащего состояния, а также проверки с целью выявления незаконных подключений для устранения хищений в доме. Важно также применять энергосберегающее оборудование, которое позволит снизить плату не только за индивидуальное потребление, но и за электроэнергию, отпущенную на ОДН.
Помимо этого, важно точно и своевременно передавать показания индивидуальных приборов учёта электроэнергии в организации ОАО «Янтарьэнергосбыт». Показания ИПУ желательно организованно передавать в конце расчётного месяца. Это позволит минимизировать начисление расчётными способами, применяемое при отсутствии передачи показаний и сделает расчёт ОДН более корректным.
– Какие способы передачи показаний существуют в ОАО «Янтарьэнергосбыт»?
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.
Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.
Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.
Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.
К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.
Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614
По данным Центра общественного контроля, десятикратный скачок ОДН зафиксирован у одного из жильцов двухэтажного дома №7 на ул. Чкалова. Он заплатил за июнь за электроэнергию в 10 раз больше, чем в мае (29 кВт.ч против 2,9). А читатель «РП» сообщил о 8-кратном росте ОДН в доме №5 на ул. Нахимсона. Вместо привычных 5,1 кВт потребителю выставили счет в 40,6 кВт. В рублевом эквиваленте это более 120 рублей! Один из путей решения проблемы, который был озвучен на заседании, — оплата ОДН исходя из показания общедомового и внутриквартирных счетчиков. Однако этот способ большинство членов Общественной палаты не поддержало.
«Да, можно инициировать собрание собственников жилья и перейти на оплату общедомовых нужд исходя из разницы показания приборов учетов — общедомового и индивидуальных. Затем делим ее между собственниками жилья пропорционально занимаемой ими жилой площади. В итоге мы решим проблему «тяжелых» ОДН, но на короткий период — два-три месяца. Затем, как и два-три года назад, «всплывет» проблема недобросовестных соседей — тех, кто организует в своей квартире «бассейны» и предоставляет некорректные показания счетчиков. То есть расходы на ОДН окажутся в разы больше индивидуального потребления», — высказал свое мнение Роман Романов.
Светлана Царегородцева, начальник отдела по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и платы за технологическое присоединение регионального департамента по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, рассказала, что при расчете новых нормативов ОДН учитывались данные, поданные управляющими компаниями. Речь идет о площади квартир, общедомового имущества и (в случае электрических общедомовых нужд) мощности установленного на общей территории оборудования.
«Как оказалось, сведения, поданные нам управляющими компаниями, не всегда совпадают с теми, что в квитанциях. Так, в одной из платежек мощность лифтового оборудования составляла 2,4 мегаватта (этого достаточно, чтобы питать несколько сотен МКД. — Прим. «РП»)», — отметила Светлана Роммуальдовна. Она также сообщила, что в ближайшее время в адрес УК поступят запросы с предписанием уточнить присланную ранее информацию.
В ответ представитель крупнейшей управляющей компании Смоленска, заместитель гендиректора ОАО «Жилищник» Маргарита Нежурбида сказала, что ее организация уже проверила порядка 50% всех жалоб потребителей. «Площадь, указанная в платежных документах (квитанциях), соответствует той, что прописана в техпаспорте», — «отрезала» Маргарита Степановна. Впрочем, по ее словам, без ошибок не обошлось. Так, некоторым смолянам к «квадратам» общедомовой площади почему-то приписывают ту, которую занимают арендаторы помещений.
«Мне, да и другим депутатам Смоленской облдумы, поступает шквал жалоб по поводу роста расходов на ОДН, — вступил в дискуссию председатель комитета по экономическому развитию и инвестициям Сергей Маслаков. — Мы, как и потребители, воспринимаем эту ситуацию как ненормальную. Люди и раньше не понимали, с какой стати должны каждый месяц платить за «общедомовые» нужды. Но речь шла о достаточно небольших суммах. Теперь они возросли многократно и стали серьезно «бить» по кошельку. Особенное сочувствие тем, в МКД которых нет общедомовых «точек раздачи» холодной и горячей воды. Попробуй объясни, за что смоляне платят!»
По словам Сергея Васильевича, сейчас народные избранники анализируют сложившуюся ситуацию, собирают статистику. В ближайшее время на базе профильного комитета облдумы будет создана рабочая группа, которая разработает рекомендации департаменту по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике для уменьшения социального волнения, а также администрации области.
«Самый короткий путь — внести коррективы в региональное постановление. Мое предложение по выходу из сложившейся ситуации — устанавливать счетчики на местах общего пользования. То есть на каждой точке раздачи холодной и горячей воды, а также в электрических пунктах. Прежде всего в лифтовых шахтах. Согласитесь, в подвалах и чердаках в смоленских МКД свет редко горит. Но технически приборы учета можно установить и там», — подчеркнул Сергей Васильевич.
Руководитель региональной жилинспекции Александр Захарцов напомнил: расходы на покупку и установку счетчиков станут бременем собственников жилья: «Каждый прибор стоит около 10 тысяч рублей. Чем больше жильцов — тем меньше затраты отдельной семьи. Еще один вариант — установка в рассрочку. Этот вариант сейчас предлагают крупные ресурсоснабжающие организации».
Всем управляющим компаниям страны нужно предъявлять потребителям счета за оплату электричества на чердаках, в подвалах и в нежилых помещениях. Такое предписание дал главный жилинспектор России Андрей Чибис в официальном письме, которое направил региональным органам власти. Тем самым замминистра ЖКХ отреагировал на протесты населения, общественной палаты и комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ.
Впрочем, Андрей Чибис уточнил, что нормативы, по которым производится начисление ОДН, в том числе за электричество на чердаках и подвалах, правильно рассчитаны не во всех регионах РФ.
«Имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями правил №306 («Об установлении и определении нормативов потребления коммунальных»). В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль», — написал Андрей Чибис.
Правомерность начисления платы за ОДН (КР СОИ) сверхнорматива
Этажность | Норматив потребления коммунальной услуги (Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц) | ||
---|---|---|---|
Многоквартирные и жилые дома со стенами из камня и кирпича | Многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков | Многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов | |
до 1999 года постройки включительно | |||
1-4 | 0,0263 | 0,0263 | 0,0263 |
5 – 7, 9 – 12, 14 | 0,0255 | 0,0255 | — |
2 – 5, 9 (общежития) | 0,0263 | 0,0263 | 0,0263 |
после 1999 года постройки | |||
5, 8 — 10 | 0,0122 | 0,0122 | — |
16 | 0,0136 | 0,0136 | — |
Примечание
1.Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, определены расчетным методом, исходя из продолжительности отопительного периода семь календарных месяцев.
2.Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Расчет платы за коммунальную услугу по отоплению производится с применением коэффициента периодичности внесения потребителями оплаты, определяемого делением количества месяцев отопительного периода на количество календарных месяцев в году.
В жилых помещениях
№ п/п | Категория многоквартирного (жилого) дома | Ед. изм. | Норматив |
---|---|---|---|
1. Для приготовления пищи | |||
1.1. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой, при газоснабжении сжиженным углеводородным газом | килограмм на человека в месяц | 6,9 |
1.2. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой, при газоснабжении природным газом | куб. метр на человека в месяц | 10,6 |
2. Для подогрева воды | |||
2.1. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), при газоснабжении сжиженным углеводородным газом | килограмм на человека в месяц | 10,0 |
2.2. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), при газоснабжении природным газом | куб. метр на человека в месяц | 12,7 |
2.3. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой и не оборудованные газовым обогревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), при газоснабжении сжиженным углеводородным газом | килограмм на человека в месяц | 3,6 |
2.4. | Многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой и не оборудованные газовым обогревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), при газоснабжении природным газом | куб. метр на человека в месяц | 5,3 |
3. Для отопления жилых помещений | |||
3.1. | Многоквартирные и жилые дома при газоснабжении природным газом | куб. метр на кв. метр общей площади жилых помещений в месяц | 8,1 |
При использовании земельного участка и надворных построек
Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.
Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу.
При этом фактическое потребление их значительно меньше.
- земельный участок, на котором расположен дом;
- инженерные системы и коммуникации;
- лестничные пролеты и площадки;
- чердаки;
- крыши;
- коридоры;
- подвалы;
- технические этажи;
- помещения, которые приспособлены для обслуживания жильцов, их социальных или бытовых потребностей;
- все техническое оборудование, которое обслуживает больше одной квартиры.
Основным критерием расчета оплаты СОИД служат нормативы, установленные органами власти в конкретном регионе РФ. Если до принятия новых постановлений оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме рассчитывалась управляющими компаниями по индивидуальной схеме, то теперь расчет производится в соответствии с законом – по нормативам.
Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома:
- этажность;
- год постройки;
- вид системы отопления;
- размер ванн;
- наличие унитазов и центральной канализации.
Как упоминалось выше, до внесения изменений в действующее законодательство жильцы многоквартирных домов получали квитанции за оплату коммунальных услуг с графой «ОДН». С прошлого года этой графы больше нет в платежных документах.
Обслуживание общедомового имущества и плата за ОДН в составе жилищных услуг включаются в расчеты за электричество, газ, водоотведение, канализацию и прочие использованные ресурсы. К примеру, в новой платежке в графе «Электричество» теперь содержатся данные не только об объеме энергии, потребленной отдельной квартирой, но и о расходах на освещение в лифте и подъезде.
Подобный порядок оплаты и включение услуг ОДН в квитанции ЖКХ за квартиру должен исключить возможность для УК вносить в платежные документы несанкционированные и ничем не мотивированные суммы. Жильцы теперь должны будут оплачивать установленный нормативом ресурс.
Новый порядок оплаты не применяется для МКД с непосредственным управлением, а также в домах, в которых не выбран способ управления.
Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери.
В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.
Если на многоэтажке не установлен прибор учета израсходованного электричества, за единицу оплаты берется норматив, установленный администрацией области. Ознакомиться с его размером можно, зайдя на официальный сайт региона.
выберите год
2015 год
2016 год
2017 год
Показатель группы потребителей с разбивкой тарифа по ставкам и дифференциацией по зонам суток | Тарифная зона | Цена, руб. за 1 кВт*ч |
Население в домах, оборудованных газовыми плитами | ||
Одноставочный тариф | — | 4,06 |
Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток | Дневная зона | 4,67 |
Ночная зона | 2,72 | |
Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток | Пиковая зона | 4,87 |
Полупиковая зона | 4,06 | |
Ночная зона | 2,72 | |
Население в домах, оборудованных электроплитами | ||
Одноставочный тариф | — | 2,84 |
Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток | Дневная зона | 3,30 |
Ночная зона | 1,90 | |
Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток | Пиковая зона | 3,41 |
Полупиковая зона | 2,84 | |
Ночная зона | 1,90 | |
Население в сельских населенных пунктах | ||
Одноставочный тариф | — | 2,84 |
Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток | Дневная зона | 3,30 |
Ночная зона | 1,90 | |
Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток | Пиковая зона | 3,41 |
Полупиковая зона | 2,84 | |
Ночная зона | 1,90 | |
Потребители, приравненные к населению | ||
Одноставочный тариф | — | 4,06 |
Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток | Дневная зона | 4,67 |
Ночная зона | 2,72 | |
Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток | Пиковая зона | 4,87 |
Полупиковая зона | 4,06 | |
Ночная зона | 2,72 |
1) Все действующие тарифы на электроэнергию с 1 января 2021 года опубликованы на официальных сайтах электроснабжающей организации (электросеть) для каждого региона.
2) Оплата за электроэнергию вероятнее всего будет также включена в общую платежку коммунальных начислений. Делает это предприятие, которое и произвело начисление — управляющая организация (УО) или Управляющая компания (УК) по обслуживанию вашего дома. Изучить тарифы вы можете на официальном сайте.
Общедомовые нужды по электроэнергии – часть ресурса, что уходит на поддержание и обеспечение освещением многоэтажки, вне той доли электричества, которую использует владелец в пределах своей жилой собственности. То есть в величину ОДН по электроэнергии входит такой перечень затрат:
- освещение лестничных площадок, тамбуров, подъездов;
- электричество, необходимое для бесперебойной работы домофонов;
- электроэнергия, которую потребляют лифтовые кабины;
- электричество для видеокамер, если они установлены в доме;
- технологические потери, фиксированные во внутридомовых сетях.
Специалисты утверждают, что согласно постановлению под номером 354, величина оплаты ОДН по электроэнергии в 2021 году во многом зависит, установлен ли на доме счетчик, который позволят существенно сэкономить средства жильцов. Если его нет, Энергонадзор рассчитывает энергопотребление многоэтажкой по нормативу, установленному еще в 2012 году.
Если в многоэтажке монтирован прибор учета потребления электроэнергии, общедомовые нужды определяют работники Энергонадзора совместно с представителем дома, выбранным на собрании жильцов. За основу берется разница между показателями общедомового счетчика и совокупными значениями счетчиков, установленных в каждой квартире многоэтажки, сюда же входят жилые квадратные метры, не оборудованные датчиками.
Полученная величина распределяется на всех без исключения собственников квартир, с учетом занимаемой площади. То есть чем больше квартира, тем больше платит владелец за ОДН по электроэнергии в 2021 году.
Формула, определяющая размер ОДН по электроэнергии, если на многоэтажке установлен счетчик, выглядит так:
Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.
Если на многоэтажке не установлен прибор учета израсходованного электричества, за единицу оплаты берется норматив, установленный администрацией области. Ознакомиться с его размером можно, зайдя на официальный сайт региона. Норматив – это граничная величина, но если жильцы не вписываются в это значение, они могут принять решение на собрании платить еще больше, по собственному желанию. Как вы понимаете, таких случаев в реальной жизни еще не встречалось.
Формула расчета ОДН по электроэнергии для многоэтажки, где нет счетчика, выглядит так:
Объем ОДН = Норматив потребления электроэнергии × Квадратура помещений, которые описаны в составе общедомового имущества × Площадь квартиры / Площадь квартир в многоэтажном доме.
В постановлении Правительства РФ №334 «О совершенствовании порядка технического присоединения потребителей к электрическим сетям» от 21.04.2009 года сказано, что частное лицо может подключить к своему дому до 15 кВт. Исходя их этой цифры будем делать расчет, а хватит нам сколько киловатт для дома. Чтобы провести расчет нужно знать сколько электроэнергии потребляет каждый электроприбор в доме.
Тарифы, утверждаемые региональными властями, публикуются на сайтах управляющих компаний. Публикации подлежат и нормативы потребления по ОДН.
Таким образом каждый гражданин может проверить правильность начисления оплаты. Благодаря этому расчет оплаты за коммунальные услуги становится более прозрачным.
Собственник помещения в МКД, зная тарифы на коммунальные ресурсы, может самостоятельно рассчитать плату за личное потребление ресурсов.
Зная норматив по ОДН можно сравнить заявленную плату по общедомовым расходом и установить ее соответствие норме или превышение.
В 2021 году Правительством утверждено повышение тарифов ЖКХ. Но при учете кризиса в экономике рост тарифов будет весьма умеренным.
Предполагается, что с 1 июля тарифы увеличатся на 2,5-7,5% в зависимости от конкретного региона.
Чтобы уменьшить оплату ОДН, специалисты рекомендуют жильцам многоквартирных домов такие меры:
- Норматив ОДН по потреблению электроэнергии в среднем по стране в 2021 году повысился на 7,3%. Поэтому есть смысл собрать средства и установить общедомовой электросчетчик – монтаж и покупка оборудования окупятся всего за несколько месяцев.
- Несвоевременность подачи показаний счетчиков в квартирах является поводом для расчета коммунальщиков трат ОДН по нормативам. Если жители передают информацию позже положенного срока (после 26 числа текущего месяца), специалисты просчитывают среднегодовое потребление, а позже переходят на региональный норматив.
- Желательно чтобы фиксация показаний прибора учета потребления света производилась в присутствии ответственного лица, выбранного на собрании дома. В идеале за этим следит управляющая компания, если, конечно, она обслуживает многоэтажку. Некоторые россияне до сих пор противятся сотрудничать с такими организациями, в связи с чем государство, изучая жалобы граждан, с каждым годом увеличивает права жильцов многоквартирных домов и ограничивает в притязаниях управляющие фирмы. Например, если в 2021 году потребление света по ОДН превышает норматив, тогда вся лишняя сумма ложится на плечи управляющей компании, считается, что она не справилась со своими обязанностями и не смогла эффективно организовать работу энергосистем дома.
- Если есть сомнения по поводу несанкционированных подключений со стороны предпринимателей, арендующих нижние этажи здания, обратитесь с просьбой проконтролировать ситуацию к управляющей компании. Заявление нужно написать письменно, тем более управляющая компания заинтересована в том, чтобы обличать воришек, а не платить вместо них деньги из собственного бюджета.
- Еще один способ, как сэкономить в 2021 году на оплате ОДН по электроэнергии – заменить старую проводку на новую, практика показывает, что потери электроэнергии удастся свести на нет.
Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.
Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.
Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.
К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.
Жильцы МКД не хотят переплачивать за поддержание общественного имущества в пригодном для эксплуатации состоянии и стремятся знать, из чего складываются суммы платежей в их квитанциях за услуги ЖКХ.
Хотя нормативы потребления электроэнергии на общественные нужды в многоквартирных домах регионов страны существенно отличаются, правила начисления ОДН по электроэнергии абсолютно идентичны.
При проведении расчетов учитываются следующие факторы:
- отсутствие или наличие общедомового счетчика;
- размер утвержденных региональными властями нормативов потребления электричества на общественные нужды в МКД;
- тарифы, по которым следует оплачивать данный энергоресурс.
Нормативы потребления электроэнергии
Механизм вычислений будет следующим:
- Производится снятие показаний за определенный период с общедомового прибора учета потребления электроэнергии. Допустим, коллективный счетчик отобразил потребление в объеме 6500 киловатт-часов. В данном случае это общий расход электроэнергии жилого дома, который включает в себя суммарный объем потребления жилых помещений и затраты на ОДН.
- На данном этапе производится сравнение суммарных показаний, снятых с индивидуальных электросчетчиков и данных общедомового прибора учета. Чтобы выполнить данную операцию необходимо просуммировать потребление каждой квартиры. Как правило, данные за отчетный период снимаются в определенных числах месяца. Такие ограничения на процесс снятия показаний необходимы для того, чтобы не возникало больших расхождений в балансе.
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ, ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ, ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2012 года N 260
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановлений Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 20.05.2013 N 199, от 30.12.2014 N 490, от 17.09.2015 N 290, от 20.10.2015 N 334 (редакции 11.11.2015), от 28.10.2015 N 341 (редакции 11.11.2015), от 11.11.2015 N 352, от 16.05.2016 N 50, от 17.06.2016 N 58, от 22.07.2016 N 80, от 09.12.2016 N 369, от 26.05.2017 N 44)
Приложение N 1
к постановлению
Департамента
Смоленской области
по энергетике,
энергоэффективности,
тарифной политике
и промышленности
от 23.07.2012 N 260
НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНУЮ УСЛУГУ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПРИБОРОВ УЧЕТА В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, НЕ ОБОРУДОВАННЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ЭЛЕКТРООТОПИТЕЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ
(в ред. постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 09.12.2016 N 369)
N п/п |
Количество комнат в жилом помещении |
Число людей, проживающих в жилом помещении |
Нормативы потребления коммунальной услуги, кВт.ч в месяц на человека |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
жилое помещение, не оборудованное в установленном порядке электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения |
жилое помещение, оборудованное в установленном порядке электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
комната (в общежитии ) |
квартира Приложение N 4 Утратили силу с 1 июня 2017 года. — Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 26.05.2017 N 44. Приложение N 6 (в ред. постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 22.07.2016 N 80)
________________ При наличии электронагревательных приборов.
К дополнительным тратам приводит также отсутствие общего электросчётчика. Если при наличии такого прибора можно достаточно точно подсчитать общедомовые нужды и честно разделить их между всеми жильцами, то когда счётчик на дом или подъезд не установлен, поставщик электричества начисляет ОДН по нормативам, а они, разумеется, всегда завышены относительно реальности, чтобы поставщик не оставался в проигрыше. Механизм вычислений будет следующим:
Представим, что суммарное значение всех показаний электросчетчиков жильцов составило 5600 киловатт-часов. То есть, это показатель объема электроэнергии израсходованного владельцами жилых помещений.
Вернемся к нашему примеру. Допустим общая жилая площадь в доме 4200 м2. Следовательно, чтобы рассчитать соотношение необходимо общий объем потребления ОДН (в нашем случае 900 кВт*ч) разделить на суммарное количество жилой площади (4200 м2), у нас получится: 900/4200 ≈ 0,214 кВТ*ч.
Закрывая тему расчетов при наличии счетчика МОП, следует заметить, что самое слабое звено в данной системе учета – снятие показаний с индивидуальных приборов. Это напрямую связано с влиянием человеческого фактора, например, информация передана с ошибкой или нет возможности снять показания ввиду отсутствия жильцов. Также следует принять во внимание время, необходимое на ввод данных в общую базу и возможные ошибки оператора. В системах автоматизированного сбора показаний такие недостатки отсутствуют. На сведение баланса по электроэнергии, потребляемой сетями жильцов, уйдет всего несколько минут, при этом гарантируется стопроцентная точность. Затраты по электроэнергии на общедомовые нужды (ОДНЭ) состоят из нескольких факторов. Это освещение придомовой территории, лестничных площадок, обслуживание лифтового хозяйства и прочее. Всё это в общей сумме для МКД составляет немалые затраты. Какие нормативы потребления электроэнергии на ОДН применяются для расчётов с энергопоставляющей компанией? От того, как построена система начислений платежей, зависит справедливое перераспределение расходов за электричество между владельцами квартир. Ранее управляющие компании (УК) многоквартирных домов рассчитывались по ОДН средствами, аккумулированными путём вычитания сумм из коммунальных платежей хозяев жилья. Проконтролировать правильность начислений ОДН каждому собственнику практически было невозможно. Этим пользовались недобросовестные администраторы управляющей организации, совершая махинации с денежными средствами. С 2019 года были введены новые нормативы ОДН по электроэнергии. Они были определены расчётным путём, наиболее приближённым к реальному потреблению электроэнергии на общедомовые нужды. Статьи нового ФЗ (Федерального закона) выводят из оборота мошеннические схемы, с помощью которых производилось необоснованное повышение затрат на ОДН по электроэнергии, в отличие от реальных. Производились изъятия денежных средств из сумм платежей жильцов не только в городе, но и в крупных населённых пунктах на всей территории РФ. Нововведения заставили управляющие администрации считаться со строгими правилами учёта, контроля и экономии электричества. Владельцев жилья в МКД зачастую интересует, как рассчитать ОДН самостоятельно. Расчёт производится просто. За основу берут общую площадь МКД, включая помещения коммунального пользования и квартиры. В расчёт вводят установленный тариф конкретного региона. В расчёт принимают показания ОДПУ и индивидуальных электросчётчиков. Если в МКД общедомовой счётчик отсутствует, то подсчёт производится по другому варианту. Ниже приведены примеры расчётов ОДН по электроэнергии. Существуют две формулы подсчёта, как платить за ОДН по электроэнергии. Одна из них – это вариант, как рассчитывается ОДН без общедомового счётчика электроэнергии. Рассчитывают объём потраченной энергии на ОДН без счётчика по формуле: Viодн = N одн х Sои (Si/Sоб), где:
УК, рассчитавшая объём энергии, перемножает его на тариф. Вторая формула расчёта ОДН по электроэнергии основана на показаниях общедомового прибора учёта расхода электроэнергии: Vi = (V д – V неж – V жил б – V жил – V кр), где:
Важно! Нужно ли устанавливать общедомовой прибор учёта электроэнергии, покажет сравнительный анализ затрат на ОДН по электроэнергии при его наличии или отсутствии. Результат всегда будет в пользу установки общедомового прибора учёта. Отрицательная величина ОДН за электроэнергию складывается в том случае, если общедомовой счётчик зафиксирует потреблённый объём электричества меньше суммированных показаний квартирных приборов учёта. Это происходит по причине отсутствия электросчётчиков у нескольких владельцев жилья, которые оплачивают ОДНЭ по нормативу. Отрицательный баланс электропоставляющая компания гасит перерасчётом, отталкиваясь от количества жильцов или общей площади каждой квартиры. Эта система расчёта ОДН по электроэнергии утверждена статьёй № 354 Постановления Правительства. За месяц разница между данными ОДПУ и всех электросчётчиков МКД составила 150 кВт/час. Количество жильцов составляет 200 человек. Разницу распределяют на 1 человека: 150/200 = 0,75 кВт/ч. Полученный результат умножают на количество жильцов каждой квартиры. Если в ней проживают 3 человека, а потребление электричества на текущий момент составило 150 кВт/ч, то в зачёт пойдёт 150: (0,75 х 3) = 147,75 кВт/ч. Затраты по электроэнергии на общедомовые нужды (ОДНЭ) состоят из нескольких факторов. Это освещение придомовой территории, лестничных площадок, обслуживание лифтового хозяйства и прочее. Всё это в общей сумме для МКД составляет немалые затраты. Какие нормативы потребления электроэнергии на ОДН применяются для расчётов с энергопоставляющей компанией? От того, как построена система начислений платежей, зависит справедливое перераспределение расходов за электричество между владельцами квартир. Ранее управляющие компании (УК) многоквартирных домов рассчитывались по ОДН средствами, аккумулированными путём вычитания сумм из коммунальных платежей хозяев жилья. Проконтролировать правильность начислений ОДН каждому собственнику практически было невозможно. Этим пользовались недобросовестные администраторы управляющей организации, совершая махинации с денежными средствами. С 2021 года были введены новые нормативы ОДН по электроэнергии. Они были определены расчётным путём, наиболее приближённым к реальному потреблению электроэнергии на общедомовые нужды. Статьи нового ФЗ (Федерального закона) выводят из оборота мошеннические схемы, с помощью которых производилось необоснованное повышение затрат на ОДН по электроэнергии, в отличие от реальных. Производились изъятия денежных средств из сумм платежей жильцов не только в городе, но и в крупных населённых пунктах на всей территории РФ. Нововведения заставили управляющие администрации считаться со строгими правилами учёта, контроля и экономии электричества. Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома. Вам будет интересно ==> Помощь инвалидам с детства 2 группы в 2021 Затраты по электроэнергии на общедомовые нужды (ОДНЭ) состоят из нескольких факторов. Это освещение придомовой территории, лестничных площадок, обслуживание лифтового хозяйства и прочее. Всё это в общей сумме для МКД составляет немалые затраты. Нaпpимep: ecли дoм пoдключeн к цeнтpaльнoй cиcтeмe oтoплeния, coбcтвeнник кaждoй квapтиpы плaтит зa тeплo c yчeтoм плoщaди cвoeгo жилья. Нo, нa лecтничнoй плoщaдкe тoжe ycтaнoвлeны paдиaтopы, кoтopыe пoддepживaют нopмaльнyю тeмпepaтypy в пoдъeздe. Имeннo pacxoд pecypcoв нa oтoплeниe в пoдъeздe, нapядy c дpyгими ycлyгaми, бyдeт вxoдить в OДН, a плaтa зa нeгo pacпpeдeляeтcя мeждy вceми жильцaми. Что такое коммерческий учет электроэнергии В структуру ОДН входят все расходы электроэнергии, кроме квартирного потребления:
Потерями электроэнергии в сетях считают разницу между входящим объёмом электрического тока и его учтённым потреблением внутри дома. Потери ложатся дополнительной оплатой на ОДН по электроэнергии. Причины, вызывающие внутридомовую утечку тока:
Снизить потери в сетях можно только заменой старой электропроводки на новые провода, сечение которых соответствуют нагрузке, а также сменой изношенного электрооборудования на более современные приборы. Норма одн по электроэнергии в 2021 году по г СмоленскуНормативы потребления электроэнергии на человека без счетчика Помимо внесения платежей за потреблённое электричество согласно показаниям индивидуальных электросчётчиков, жильцы МКД несут расходы на ОДНЭ. В квитанционных книжках на коммунальные услуги для владельцев жилья внесена специальная строка ОДН. Плата за потреблённую электроэнергию по ОДН для одной квартиры в многоэтажном доме определяется по формуле: Pi=Viодн NS, где:
За последние несколько лет собственники жилья некоторых МКД стали замечать необоснованный рост величины платежей на ОДН по электричеству. Это вызвано тем, что между непосредственным потребителем и поставщиком электрического тока находится посредник – управляющая компания (УК) МКД. Знакомство с пиковыми и другими зонами тарификации электроэнергии Размер норматива зависит от качества электротехнического оборудования дома, его этажности. Нормативы в каждом регионе России устанавливают местные органы власти. Они представляют единичную величину на 1 м2 площади, относящуюся к помещениям коммунального назначения и придомовой территории. Новыми правилами расчёта ОДНЭ практически исключается самовольное повышение размера оплаты по этой статье расходов. Ранее УК сама производила платежи энергоснабжающей компании, теперь расходы на ОДНЭ несут владельцы квартир по специальной строке в квитанции. Расчёт этой статьи расходов основан на нормативе, принятом региональной государственной администрацией. Единого норматива на ОДНЭ для МКД по стране не существует. В разных территориальных образованиях РФ показатели сильно различаются. Чтобы посчитать ОДН, нужно учитывать ряд факторов:
Исходя из этих данных, формируется норматив, на основании которого производятся начисления ОДНЭ в квитанции. С начала 2019 года за ОДН по электроэнергии платят по региональным нормативам. Теперь, если расход электричества меньше норматива, то плату вносят по факту потребления. Ниже приведена таблица нормативов в некоторых областях и республиках России, установленных местными органами власти с 01.01. 2021 г. Таблица нормативов на ОДНЭ
Оставшееся ее количество распределяется на служебные помещения, лестницы, лифты и для общего функционирования оборудования в доме. Поэтому свет практически в каждом доме используется круглосуточно, несмотря на то, что сами жильцы могут экономить на своей жилплощади. Если говорить о многоквартирных домах старой постройки, то большие потери можно связать с износом самого дома, коммунальных сетей. Улучшить ситуацию смогут только дополнительные затрата, так как существующие платежи покрывают только ежемесячные потребности. Лишних денег нет, соответственно, приобрести, например, приборы контроля или модернизировать старые не представлялось возможным.
Таким образом, принятие нового закона позволяет обеспечить корректность и прозрачность начислений, люди, да и сами управляющие компании будут заинтересованы в установлении общедомовых приборов учета. К тому же, когда у собственников станет меньше вопросов по системе начислений ОДН, объем недополученных денег ресурсоснабжающими организациями должен значительно снизиться. Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном домеКак видим, в расходы по ОДН входят как необходимые каждому потребности, так и необязательные траты. Каждый хочет пользоваться лифтом, иметь светлую парадную или освещение у входы в подъезд снаружи. Но оплачивать неэффективность устаревших коммуникаций, которая приводит к потерям, неинтересно никому. Также можно организовать и обеспечение потребностей в освещении более грамотно — например, чтобы свет включался только при появлении человека и не горел зря целыми ночами.
«Мы выявили, что по стандартам ОДН холодной воды у девяти из 76 регионов нормативы высокие, у 48 — средние, у 19 — минимальные. По горячей воде нормативы по ОДН высокие в семи регионах, где на одну мойку общедомового имущества тратится 180 литров воды на 1 квадратный метр общедомовой площади, у 48 регионов нормативы средние, у 27 — минимальные. По нормативам ОДН в части электроэнергии — в «красной зоне» находятся 24 региона, в зеленой — 30, в желтой — 25. И в субъектах, где нормативы максимальные, региональным координаторам необходимо понять, почему были установлены такие показатели», — рассказал координатор партпроекта «Управдом», заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. Как подчеркнула координатор проекта в Башкортостане Елена Родина, по итогам проведенного мониторинга в муниципалитетах республики показатели нормативов на горячее и холодное водоснабжение являются средними по стране. Норматив ОДН на электроэнергию, установленный в регионе, достаточно низкий, находится на минимальном уровне относительно других субъектов. Тарифы в республике разрабатываются совместно с Правительством Башкортостана. Ответственность управляющих организаций за неправильные расчеты ежемесячной платы регламентирована федеральным законом №176-ФЗ от 29.06.2015 г. Согласно законодательству, за некачественное предоставление коммунальных услуг или завышение оплаты при расчете УК обязана заплатить неустойку потребителям. Наиболее жесткая административная ответственность наступает за нарушение расчетов, которые привели к увеличению размера начислений для собственников. Штрафы управляющие организации обязаны платить в адрес потребителей. Избежать административного наказания можно только в том случае, если выявленное нарушение устранено до обращения в контролирующий орган или оплаты потребителем. «Наша принципиальная позиция — управляющие компании должны иметь договора с гарантирующим поставщиком, — подчеркнул депутат Смоленской областной Думы Виктор Вуймин. — Некоторые пока не готовы к этому, ведь тогда на них ляжет разница в показаниях. Но без этого управляющие компании не должны работать. К такому мнению мы пришли. К сожалению, сегодня существует серьезная проблема в районах. В Угранском районе, к примеру, мы не можем найти ни одну управляющую компания. Из-за низкого тарифа и небольшого количества домов никто не хочет там работать. Такие проблемы должны быть решены на федеральном уровне. Ведь население не должно страдать, брать на себя чьи-то издержки, платить больше норматива. Это законодательно должно быть закреплено на уровне РФ». Норматив потребления электроэнергии на ОДН, как пояснили специалисты филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт», утвержден областным департаментом по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике № 260 в 2012 году, и для разных категорий домов он свой. К примеру, для многоквартирного дома с газовыми плитами без лифта норматив потребления электроэнергии на ОДН составляет 1,1 кВт/ч на 1 кв.м. общей площади общего имущества.
Если в многоэтажке монтирован прибор учета потребления электроэнергии, общедомовые нужды определяют работники Энергонадзора совместно с представителем дома, выбранным на собрании жильцов. За основу берется разница между показателями общедомового счетчика и совокупными значениями счетчиков, установленных в каждой квартире многоэтажки, сюда же входят жилые квадратные метры, не оборудованные датчиками. Похожие записи: |