Комментарий к налоговому кодексу РФ 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комментарий к налоговому кодексу РФ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

  • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
  • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
  • документообороту (ФСБУ 27/2021);
  • аренде (ФСБУ 25/2018).

Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.

Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.

Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:

  • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
  • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.

И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.

Станут едиными по всей стране сроки уплаты налога на имущество:

  • для налога за год — не позднее 1 марта следующего года;
  • для авансов — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Их больше не будут устанавливать регионы.

Декларацию по НнИ за 2021 год нужно подавать по новой форме. А с 2022 года больше не потребуется отчитываться по «кадастровому» имуществу.

Также с 1 января 2022 года действует ряд новых форм:

  • заявление на льготу по налогу на имущество;
  • заявление об уничтожении имущества, чтобы перестать платить по нему налог;
  • заявление о льготе по транспортному и земельному налогам;
  • сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и/или земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.

Федеральным Законом от 05.04.2021 № 88-ФЗ п. 1 ст. 219 НК РФ, определяющий перечень и порядок предоставления социальных вычетов по НДФЛ, был дополнен пп. 7, посвященным так называемому вычету на фитнес. Этот вычет предоставляется в сумме расходов, уплаченных налогоплательщиком за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные спортивными организациями (ИП), осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности:

  • ему самому;

  • его детям (в том числе усыновленным) или подопечным в возрасте до 18 лет.

При этом и сами физкультурно-оздоровительные услуги, и организации (ИП), оказывающие их, должны отвечать определенным требованиям.

Максимальная сумма годовых затрат на физкультуру и спорт, с которых можно получить налоговый вычет, – 120 000 руб. в год (п. 2 ст. 219 НК РФ). Возврату подлежат 13 % от потраченной суммы. В эту сумму не включаются затраты на обучение детей и подопечных (в размере не более 50 000 руб. в год на каждого обучающегося для обоих родителей, опекунов, попечителей) и на дорогостоящее лечение (п. 2 ст. 219 НК РФ). Согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ размер вычета на дорогостоящее лечение не ограничен.

Согласно Закону № 88-ФЗвычет на фитнес должен был начать действовать с 2022 года. Однако ст. 7 Закона № 305-ФЗ порядок вступления в силу правил об этом вычете скорректирован – они начнут действовать с 01.08.2021, а вот применять его нормы можно будет к доходам, полученным налогоплательщиком начиная с 2022 года.

Законом № 305-ФЗ скорректирован и п. 4 ст. 229 НК РФ. Благодаря изменениям налогоплательщики со следующего года в ряде случаев могут не указывать в декларации по форме 3-НДФЛ доходы от продажи недвижимости до истечения 3 и 5 лет владения. В частности, в декларации можно не отражать доходы, если в отношении объекта гражданин пользуется правом на имущественный вычет. При этом стоимость проданной недвижимости или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не должна превышать предельный размер вычета:

  • 1 000 000 руб. – для жилья, садовых домов и земельных участков (абз. 2 пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ);

  • 250 000 руб. – для иной недвижимости (абз. 3 и 4 пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщикам не нужно будет подавать в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 000 000 руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) – до 250 000 руб.

Глава 25 НК РФ по общему правилу не предусматривает возможность изменения уже сформированной первоначальной стоимости основного средства. Но есть исключение – это п. 2 ст. 257 НК РФ, согласно которому первоначальная стоимость может измениться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Со следующего года данный пункт будет дополнен уточнением о том, что изменение первоначальной стоимости основного средства в вышеперечисленных случаях должно происходить независимо от размера его остаточной стоимости.

Между тем Минфин такого подхода придерживается уже сейчас. К примеру, в Письме от 19.04.2021 № 03-03-06/1/29206 финансисты указали: п. 2 ст. 257 НК РФ распространяется и на случаи, когда объект полностью самортизирован. Поэтому если основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, то первоначальная стоимость такого объекта в целях расчета налога на прибыль увеличивается на стоимость проведенной модернизации.

Кроме того, авторы Письма № 03-03-06/1/29206отметили: если срок полезного использования обозначенного основного средства налогоплательщик не увеличил согласно ст. 258 НК РФ, то начисление амортизации по основному средству должно производиться по тем нормам, которые были определены при введении этого средства в эксплуатацию. Приведенная позиция финансистов со следующего года также будет узаконена – в новой редакции абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ. В настоящее время в этом абзаце содержится иное требование: если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основного средства срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации должен учитывать оставшийся срок полезного использования.

И еще. Сейчас в п. 5 ст. 259.1 НК РФ сказано, что начисление амортизации должно быть прекращено с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям. С 2022 года в названной норме появится фраза-уточнение о том, что начисление амортизации по выбывающему объекту должно прекратиться независимо от окончания срока полезного использования.

Порядок учета расходов на НИОКР определен ст. 262 НК РФ.

Перечень расходов, признаваемых таковыми, приведен в п. 2 названной статьи. С 2022 года он пополнится новым положением. Согласно его пп. 3.2 к расходам на НИОКР можно будет также отнести затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.

В отношении обозначенных затрат будут действовать все правила, предусмотренные ст. 262 НК РФ.

На основании пп. 2 ст. 270 НК РФ при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не должны учитываться расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

При этом в норме не уточняется, что понимается под другими санкциями, взимаемыми государственными организациями. Данное обстоятельство породило споры о том, можно ли приравнять суммы ущерба, которые виновники перечисляют в бюджет, к другим санкциям, взимаемым государственными организациями. Ситуацию усугубляет также пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, которым определено, что расходы на возмещение причиненного ущерба относятся к внереализационным расходам.

Со следующего года в п. 2 ст. 270 НК РФ появится уточнение о платежах в целях возмещения ущерба, перечисляемых в бюджет, что устранит вышеупомянутую неопределенность. А это значит, что учреждение на законных основаниях будет исключать подобные платежи из состава расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Исходя из п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного п. 2.1 данной нормы. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы.

Пунктом 2.1 ст. 283 НК РФ изначально было предусмотрено, что в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 база по налогу на прибыль за текущий отчетный (налоговый) период (за исключением налоговой базы, к которой применяются налоговые ставки, установленные п. 1.2, 1.5, 1.5-1, 1.7, 1.8, 1.10, 1.14 ст. 284 и п. 6, 7 ст. 288.1 НК РФ) не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 %. К примеру, если учреждение по итогам 2021 года в налоговом учете получило прибыль в размере 200 000 руб., эту прибыль оно может уменьшить на убытки, полученные в предыдущих налоговых периодах, но не более чем на 100 000 руб.

Федеральным Законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ ограничение из п. 2.1 ст. 283 НК РФ было продлено по 31.12.2021. Законом № 305-ФЗ действие указанного ограничения снова продлено – на сей раз до 31.12.2024.

1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:

  • налог — не позднее 1 марта следующего года;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.

2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.

3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.

1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.

2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.

А.Е. Крайнев, налоговый юрист

В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

  • общая численность штата не превышает 5 человек;
  • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

Имущественные налоги — 2022: отмена деклараций и другие послабления

Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

  • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
  • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
  • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

Изменение Налогового кодекса в 2022-2024 годах: как это отразится на бизнесе?

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.

Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.

Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).

Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

При наличии недоимки по НДФЛ, иным налогам, задолженности по пеням и/или штрафам налоговый орган самостоятельно делает зачет суммы налога, подлежащей возврату в связи с предоставлением налогового вычета. Срок принятия такого решения – 2 дня после дня принятия решения о предоставлении вычета полностью или частично.

Если есть что возвращать, налоговый орган в течение 10 дней со дня принятия решения направляет его в территориальный орган Федерального казначейства. Тот, в свою очередь, в течение 5 дней делает возврат.

Налоговый агент или банк могут представить уточненные сведения, приводящие к уменьшению суммы налога, возвращенной физлицу в связи с предоставлением вычета. Тогда ИФНС в течение 5 дней принимает решение об отмене полностью или частично решения о предоставлении вычета полностью или частично.

В течение 3-х дней такое решение с суммой подлежащих возврату физлицом налога и/или процентов размещают в личном кабинете.

Возместить бюджету излишне полученное в рамках вычета нужно в течение 30 календарных дней со дня направления указанного решения через личный кабинет.

Упрощённый порядок получения имущественных и инвестиционного вычета по НДФЛ не отменяет действие общего порядка их предоставления – посредством подачи декларации 3-НДФЛ. Эти нормы тоже были соответственно уточнены.

Основное изменение в том, что при обращении физлица с письменным заявлением к работодателю (налоговый агент) подтверждение права на получение имущественных и социальных вычетов приходит сразу налоговому агенту, а не сначала работнику. Так, конечно, более логично.

  • Новые налоговые декларации и документы
    • О новой форме декларации по налогу на прибыль с 2022 года
    • О новой форме декларации по налогу на имущество
    • О новой форме РСВ
    • Об утверждении формы заявления для применения льгот по налогу на имущество
    • О порядке применения заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество
    • Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта
    • Об утверждении сообщения об исчисленных налоговым органом налогах
    • О подаче сообщений по транспорту и земельным участкам
    • О применении заявления о прекращении исчисления транспортного налога при изъятии транспорта
  • Новые федеральные стандарты и бухотчетность
    • О ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
    • О новом ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
    • Об применении ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
  • Налоговые изменения для бизнеса
    • Об освобождении от НДС общепита с выручкой до 2 млрд руб.
    • О НДС при перепродаже бытовой техники, купленной у граждан
    • О новых правилах начисления и уплаты транспортного налога
    • О едином сроке уплаты налога на имущество и отмене отчетности
    • Об изменении порядка налогового учета безвозмездной помощи НКО
    • О новом порядке признания расходов в НУ на санаторно-курортное лечение работников
    • О невозможности учета в НУ платежей в бюджет в счет возмещения ущерба
    • О новых правилах начисления амортизации при модернизации и реконструкции ОС
    • О продлении ограничения 50% на учет убытков прошлых лет
    • Об утверждении перечня КБК на 2022 год
  • Вычеты и пособия
    • О порядке получения физкультурного вычета
    • О новых правилах подсчета страхового стажа для расчета больничных
  • Новшества отчетности
    • О новом порядке представления годовой бухотчетности в ГИРБО с 2022 года
    • О новых формах отчетности НКО
    • Об уточнении сроков представления аудиторского заключения в ГИРБО
    • О новых правилах предоставления бухгалтерской отчетности
    • О новых поводах сдачи СЗВ-СТАЖ
  • Электронный документооборот и электронные подписи
    • О запуске ГИС ЭПД в постоянную работу
    • О новых правилах работы с электронными подписями
    • О новых требованиях к операторам ЭДО
  • Новое в маркировке товаров
    • Об ужесточении наказаний для продавцов маркированных товаров
    • Об обновлении правил маркировки обувных товаров
    • О переносе сроков обязательной маркировки велосипедов
  • Другие изменения
    • О машиночитаемых электронных доверенностях с 2022 года
    • О новой Товарной номенклатуре ВЭД и Едином таможенном тарифе ЕАЭС
    • О продлении моратория на проверки малого бизнеса
    • Об электронной регистрации ККТ
    • О новой инструкции ЦБ РФ об открытии, ведении и закрытии банковских счетов
    • Об утверждении формы акта утилизации отходов для производителей и импортеров
    • О передаче сообщений в Роскомнадзор о рекламе в интернете
    • О новых обязанностях работодателей на портале «Работа в России»
    • О новом размере взносов, уплачиваемых ИП за себя

\n\n

\n\t \n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t
\n\t\t\t

Суть поправки

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Соответствующая норма Кодекса

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Дата вступления в силу

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

Суть поправки

Соответствующая норма Кодекса

Дата вступления в силу

Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

  • Допрос в налоговой: как избежать ошибок

    353 0

  • Движимое или недвижимое: налог на инвестиции шагает по стране

    292 5

  • Роль бухгалтера в бизнесе. Помощник, вредитель или супермен?

    211 0

  • Какие изменения грядут во вторую часть Налогового кодекса?

    429 0

  • Налоговые проверки. Что изменится в 2022 году?

    • 17 оценили материалы

    • 9 в избранном

    • 54

      Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ вводится новый пункт в ст. 146 НК РФ, закрепляющий, что услуги и работы, а также передача имущественных прав не являются объектами налогообложения, если оказываются на безвозмездной основе органами государственной власти, местного самоуправления в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, причем данные правки распространяют свое действие с начала 2019 года.

      Касаемо освобождения:

      Основное направление — это освобождение общепита с 2022 года от налога, изменение внесено в пункт 3 статьи 149 НК РФ, дополнено подпунктом 38. Кроме ресторанов, кафе, баров, предприятий быстрого обслуживания, буфетов, кафетериев, столовых, закусочных, отделов кулинарии при указанных объектах и иных аналогичных объектов общественного питания, освободили от уплаты НДС также теперь кейтеринг (выездное обслуживание вне объектов общественного питания).

      Естественно, освобождением будут пользоваться не все налогоплательщики, а только выполнившие одновременно особые условия, а именно:

      • совокупный доход таких организаций или индивидуальных предпринимателей в году, предшествующем применению освобождения, должен быть менее 2 млрд. руб.;
      • удельный вес доходов, от названной деятельности должен составлять не менее 70%;

      -среднемесячный доход сотрудников, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен соответствовать или превышать региональный отраслевой показатель для ОКВЭД 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с ОКВЭД.

      Для вновь созданных компаний и ИП, зарегистрированных в 2022 году, освобождение может применяться с начала регистрации без соблюдения вышеназванных условий. Для компаний и ИП, планирующих зарегистрироваться по данному виду деятельности в 2023, 2024 году и позже, условия прописаны отдельно.

      Отметим, что отделы кулинарии в розничных торговых точках организаций и ИП, а также осуществляющих заготовочную и иную аналогичную деятельность, освобождение не применяют.

      От данной льготы компания вправе отказаться в установленном порядке, если применение данной льготы невыгодно для компании. Отказ от льготы осуществляется в заявительном порядке.

      Отметим, что отмена НДС должна, по плану законодателей, высвободить большее количество ресурса для привлечения новых сотрудников, а также помочь в восстановлении бизнеса после неблагоприятных последствий коронавирусных ограничений.

      Уточнены правила для налоговых агентов по НДС, если российские налогоплательщики приобретают услуги у иностранных компаний, которые стоят на учете в РФ только по объектам недвижимости или транспортным средствам, а также, если у таковых зарегистрированы обособленные подразделения, но услуги приобретаются непосредственно у головной иностранной компании, то российский покупатель обязан исчислить и уплатить НДС как налоговый агент.

      С октября 2021 НДС надо восстанавливать в случае передачи управляющей компании паевого инвестиционного фонда имущества в доверительное управление, а УК ПИФ, получивший это имущество, вправе принять восстановленный налог к вычету.

      По акцизам утверждены новые ставки на 2022-2024 гг. на легковые автомобили, бензин, этиловый спирт, некоторые табачные продукты, в том числе электронные и другие.

      В частности, ставка акциза составляет:

      • на этиловый спирт в 2022 году — 589 рублей за 1 литр, в 2023 — 613 рублей, в 2024 — 638 рублей;
      • на виноград с 1 января 2022 года — 32 рубля за 1 тонну;
      • на вина, фруктовые вина в 2022 году 33 рубля за 1 литр, в 2023 — 34 рубля, в 2024 — 35 рублей (на винные напитки, сидр, игристые вина, пиво и проч. ставки установлены отдельно);
      • легковые автомобили от 90 до 150 л.с. — в 2022 — 53 руб., в 2023 – 55руб., в 2024 – 57 руб.
      • бензин класса 5 в 2022 — 13 793 рубля за 1 тонну, в 2023 — 14 345 руб., в 2024 — 14 919 руб.

      Установлены правила применения налогового вычета по акцизам в случае безвозвратной утери давальческого сырья (материалов), являющегося подакцизным товаром.

      Для сделок с 2021 года действуют новые условия декларирования доходов. Теперь не нужно подавать декларацию даже при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) и иного имущества (транспорта, гаражей и т.д.) даже раньше минимального срока владения.

      С 2022 года можно не по всем сделкам с недвижимостью указывать доход в декларации 3-НДФЛ, в частности, если гражданин имеет право на налоговый вычет, который равен или больше суммы дохода от соответствующей реализации. То есть, если при продаже в 2021 году, например, квартиры за 1 млн. руб. (по иной недвижимости — 250 тыс. руб.) в 2022 году декларацию подавать не нужно, поскольку размер вычета, установленный пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, равен размеру дохода от реализации.

      Очевидно, что и ранее при продаже имущества дешевле 1 млн или 250 тысяч рублей налога не возникало независимо от подтверждения расходов.

      При этом нужно учитывать кадастровую стоимость недвижимости. Если доход от продажи меньше, доходом считается не сумма продажи, а 70% от кадастровой стоимости. То есть, нельзя продать квартиру за 900 тысяч по документам, если кадастровая стоимость составляет 2,5 млн рублей. Доходом все равно посчитают 1,75 млн — и придется подавать декларацию и платить НДФЛ.

      Федеральным законом от 05.04.2021 N 88-ФЗ добавили еще один вид социального вычета — на физкультурно-оздоровительные услуги. Комментируемым ФЗ скорректировали порядок вступления в силу новых правил о социальном вычете на физкультурно-оздоровительные услуги: нормы начнут действовать с 1 августа 2021 года, а вот применять их можно будет к доходам, которые физлица получат начиная с 1 января 2022 года.

      С 2022 года затраты на фитнес можно заявить в уменьшение налоговой базы по НДФЛ в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ. Вычет можно заявить как на себя, так и на расходы на детей и подопечных до 18 лет.

      Предельный размер социального вычета в целом по всем видам остался неизменным и по — прежнему составляет 120 тыс. руб.

      К физкультурно-оздоровительной услуге относится деятельность, направленная на удовлетворение потребности граждан в сохранении здоровья, физподготовке и физразвитии. Она включает также проведение спортивных мероприятий. Причем спортивные организации или ИП должны быть включены в соответствующий перечень, утвержденный Минспортом.

      Новый социальный вычет заявляется путем подачи налоговой декларации 3-НДФЛ с приложением подтверждающих документов.

      Уточнен порядок определения налоговой базы по НДФЛ при получении материальной выгоды от приобретения ценных бумаг и производных финансовых инструментов в ряде случаев. Речь идет о материальной выгоде, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 212 НК РФ.

      Касаемо реконструкции:

      Первоначальная стоимость основного средства при дооборудовании, достройке, частичной ликвидации, а также модернизации или технического перевооружения и проч. меняется вне зависимости от остаточной стоимости.

      При этом, если в указанных выше случаях срок полезного использования не меняется, то меняется только норма амортизации.

      Неучитываемые доходы:

      С учетом внесенных изменений для целей налогообложения не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации либо если величина уставного капитала стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года.

      Отметим, что ранее не учитывались именно доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства РФ.

      Не включается в состав доходов стоимость работ, услуг и имущественных прав, полученных от органов госвласти, местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерних обществ, организаций, включенных по Закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки (пп. 61 п. 1 ст. 251 НК РФ).

      Расширен перечень затрат, формирующих первоначальную стоимость НИОКР, теперь в состав затрат включается расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по договору об отчуждении или лицензионному договору .

      50-ти процентное ограничение по переносу убытка прошлых лет продлено до конца 2024 года. Данное ограничение по-прежнему не распространяется на особые категории налогоплательщиков, для которых установлены пониженные ставки налога. Перечень таких налогоплательщиков приведен в п. 2.1 ст. 283 НК РФ.

      Налоговая ставка:

      Для налогоплательщиков, занимающихся предоставлением по лицензионному договору прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, по которым зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, региональные власти могут предоставить преференции в виде снижения налоговой ставки (изменения следует уточнять в законах субъектов РФ). Применять пониженную ставку можно только в отношении прибыли от предоставления прав. Для этого нужно вести раздельный учет. Важно, чтобы данные права принадлежали организации.

      Для организаций культуры, занимающихся творческой деятельностью, продлены сроки уплаты налога за 2020 и 2021 гг., и теперь дата оплаты не должна быть позднее 28.03.2022 г. А также у таких организаций появилось освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей за налоговые периоды 2020 и 2021 годов и от подачи самой декларации на данный период[.

      Послабления касаются организаций, осуществляющих творческую деятельность: деятельность в области искусства и организации развлечений, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры. Виды экономической деятельности для применения льготных правил налоговые органы установят по коду ОКВЭД основного вида деятельности организации на 31 декабря 2020 года.

      То есть авансовые платежи они не платят, декларацию за 2020 и 2021г. не подают, налог могут заплатить в 2022 году. Данные изменения призваны улучшить положение таких компаний, пострадавших от пандемии.

      Плательщики налога на прибыль организаций больше не обязаны учитывать в составе доходов стоимость работ (услуг), имущественных прав, которые:

      • получены безвозмездно от органов государственной власти и местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерних обществ, организаций, включенных в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки МСП (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления);

      • получены безвозмездно от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта (на основании Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ, законодательства субъектов РФ, актов органов местного самоуправления);

      • получены от физических или юридических лиц, если оплата стоимости этих работ (услуг, имущественных прав) осуществлена перечисленными выше органами и организациями в рамках выполнения ими указанных полномочий по поддержке субъектов МСП и поддержке экспорта.

      Это правило закреплено в новом подпункте 61 пункта 1 статьи 251 НК РФ (вступил в силу 02.07.2021) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 (пп. «в» п. 32 ст. 2, п. 16 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

      Таким образом, налогоплательщики, имевшие указанные доходы в 2019 и 2020 годах и заплатившие с них налог, вправе либо представить в ИФНС уточненные декларации по налогу на прибыль за эти периоды, либо уменьшить текущую налоговую базу на сумму этих доходов (отразив их по строке 400 Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@) за отчетные периоды или налоговые периоды 2021 года). Это следует из пункта 1 статьи 54, пункта 1 статьи 81 НК РФ.

      Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

      Напомним, пени, штрафы (например, за административные правонарушения), иные санкции, перечисляемые в бюджет и государственные внебюджетные фонды, не учитываются для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ).

      С 01.01.2022 к ним добавятся платежи в бюджеты в целях возмещения ущерба (п. 39 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

      Закон № 305-ФЗ установил льготы по налогу на прибыль для организаций культуры и искусства. Такие организации:

      • освобождаются от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей и представлению налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 и 2021 гг.;

      • уплачивают налог на прибыль за налоговые периоды 2020 и 2021 гг. не позднее 28.03.2022.

      Это распространяется на организации, осуществляющие:

      • творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений (код ОКВЭД 90);

      • деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (код ОКВЭД 91).

      Осуществляемая организацией деятельность определяется по коду основного вида экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на 31.12.2020.

      Соответствующие изменения внесены в статьи 286, 287, 289 НК РФ, которые действуют с 02.08.2021 (п. 44, пп. «б» п. 46, п. 47 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

      Отметим, что сумма налога за 2020 год и авансовые платежи за I квартал и полугодие 2021 года могут быть уплачены налогоплательщиком. Полагаем, в этом случае он вправе вернуть эти суммы из бюджета или зачесть их в счет предстоящих иных платежей в бюджет (например, по другим налогам) по правилам статьи 78 НК РФ.

      Как известно, обязанностей налогового агента по налогу на прибыль при выплате дохода иностранной организации не возникает, если этот доход относится к ее постоянному представительству. Чтобы это подтвердить, у источника дохода должна быть копия свидетельства о постановке получателя дохода на налоговый учет в РФ, заверенная нотариально не ранее чем в предшествующем налоговом периоде (пп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ).

      С 02.08.2021 налоговому агенту достаточно иметь копию вышеуказанного документа. Заверять ее нотариально не нужно (п. 49 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

      Полагаем, теперь заверить ее должен получатель дохода (иностранная организация в лице ее постоянного представительства).

      С 01.01.2022 в расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) можно будет включить затраты на приобретение:

      • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав. Это означает, что расходы на перечисленные нематериальные активы (НМА) организация вправе учесть единовременно (не прибегая к амортизации);

      • прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

      При этом приобретенные права должны использоваться исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (п. 36 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

      Какие изменения по «имущественным» налогам ожидают бухгалтеров

      Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2004, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3435; 2011, N 30, ст. 4575; N 47, ст. 6611; 2012, N 26, ст. 3447; 2013, N 40, ст. 5037, 5038; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 48, ст. 6660; 2016, N 7, ст. 920; N 22, ст. 3092; N 27, ст. 4176; N 49, ст. 6844; 2017, N 1, ст. 16; N 30, ст. 4453; N 49, ст. 7307; 2018, N 30, ст. 4534; N 32, ст. 5095; N 45, ст. 6828; N 49, ст. 7496, 7497; 2019, N 23, ст. 2908; N 39, ст. 5375; 2021, N 8, ст. 1196) следующие изменения:

      1) подпункт 3 пункта 2 статьи 18 признать утратившим силу;

      2) в пункте 4 статьи 55 цифры «, 263» исключить;

      3) подпункт 3 пункта 2 статьи 10514 изложить в следующей редакции:

      «3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;».

      В части 6 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2023; 2016, N 23, ст. 3297; N 49, ст. 6844; 2017, N 49, ст. 7307; 2020, N 48, ст. 7627) цифры «2021» заменить цифрами «2022».

      Внести в статью 15 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7494; 2019, N 50, ст. 7201) следующие изменения:

      1) в части 3 слова «систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,» исключить;

      2) часть 4 изложить в следующей редакции:

      «4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога). В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.»;

      3) абзац первый части 6 изложить в следующей редакции:

      «6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) с даты:».

      В части 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2020 года N 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 29, ст. 4514) цифры «2021» заменить цифрами «2022».

      Статья 7

      Внести в статью 1 Федерального закона от 15 октября 2020 года N 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6508) следующие изменения:

      1) абзац четвертый подпункта «в» пункта 10 после слов «превышает 110 миллиардов рублей,» дополнить словами «организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ, по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 или подпункте 1 пункта 3 статьи 1799 настоящего Кодекса, и при условии, что совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, входящих в состав новых производственных мощностей по переработке СУГ в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, проектной мощностью по сырью не менее 300 тысяч тонн СУГ в год, введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, превышает 110 миллиардов рублей, или при условии, что совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, входящих в состав новых производственных мощностей по переработке этана и СУГ в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, проектной мощностью по сырью не менее 600 тысяч тонн этана и СУГ в совокупности в год, введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, превышает 175 миллиардов рублей,»;

      2) абзац шестой подпункта «з» пункта 13 после слов «в результате дегидрирования СУГ,» дополнить словами «и (или) окисления СУГ при температуре не менее 400 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения)».


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.