Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Периодические медосмотры в 2022 году Беларусь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
О нас
Реклама
Карта сайта
Общие правила форума
Использование материалов
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
- Сведения о районе
- Карта закрепления территорий
- График приёма
- Встречи с населением
- Выездной приём граждан
- Руководство района
- Новости
- События/объявления
- График проведения публичных слушаний
220006, г. Минск, ул. Маяковского, 83
+375 17 379-52-13
Пн – Чт: с 8.45 до 18.00 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Пт: с 8.45 до 16.45 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Выходные дни: Сб, Вс
По новым правилам работодатель получает право организовать для своих работников прохождение первого этапа диспансеризации или профилактического медосмотра за счет средств ОМС с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного / периодического осмотра.
При этом стоимость услуг, оказываемых за счет средств ОМС, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение медосмотра работников.
Для этого у работников будут дополнительно собирать сведения о полисе ОМС и передавать их в медицинский центр.
В свою очередь медицинские центры, проводящие медицинский осмотр, наделяются правом получать в рамках электронного документооборота из поликлиник результаты ранее проведенной диспансеризации еще до его явки работника на медицинский осмотр.
Работодатель теперь должен утверждать не только списки уже работающих сотрудников, но и список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам. Это не поименные списки, они должны содержать наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию и наименования вредных производственных факторов и работ.
В направлении на медосмотр теперь потребуется указывать номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.
Направление разрешено формировать в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Учет выданных направлений также можно организовать в электронном виде.
По новым правилам периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации.
Однако перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов работники проходят в медицинских организациях диагностические исследования.
В-четвертых, скорректирован объем медицинского осмотра
Для всех работников введен обязательный осмотр врача-невролога.
При сборе анамнеза у всех работников дополнительно выявляются жалобы и симптомы, характерные для дорсопатий.
При проведении периодического осмотра работников, контактирующих с:
— химическими веществами, способными вызывать аллергические заболевания, к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог ;
— аэрозолями преимущественно фиброгенного действия к обязательному объему обследования дополнительно проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях;
— веществами, опасными для репродуктивного здоровья человека, к обязательному объему обследования дополнительно привлекается врач-хирург ;
— канцерогенными веществами, биологическими и физическими факторами к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог и проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях.
Например, в случаях затруднения в оценке результатов осмотра лицу, поступающему на работу, в связи с имеющимся у него заболеванием теперь будет выдаваться справка о необходимости дополнительного медицинского обследования.
Работодателю направляется информация о выдаче такой справки, а лицо, поступающее на работу, считается не прошедшим предварительный осмотр.
Экспертиза профессиональной пригодности проводится в таких случаях лицом, поступающим на работу самостоятельно в рамках программы государственной гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Заключения по результатам медосмотров разрешено выдавать в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством передачи по защищенным каналам связи, исключающим возможность несанкционированного доступа к информации третьих лиц, и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Уважаемые читатели, если Вам понравился обзор, не забудьте поставить лайк и подписаться на новые статьи и обзоры, а также поделиться с коллегами!
\n\n
Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.
\n\n
Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).
\n\n
Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).
Порядок проведения обязательных медосмотров изменен в Беларуси
\n\n
В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.
\n\n
Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).
\n\n
Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).
Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.
Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).
Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).
В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.
Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).
Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).
Изменение1. Новые задачи проведения предварительного медосмотра
Теперь проведение периодических медосмотров не имеет цели раннего выявления и профилактики заболеваний. Задача у них только одна — определить соответствие состояния соискателя предполагаемым видам работ. В новом приказе Минздрава от 28.01.2021 № 29н больше нет упоминания о Паспорте здоровья, это значит, что его теперь также не требуется передавать во врачебную комиссию.
Изменение 2. Отказ в приеме на работу узаконит справка от медорганизации
Если соискатель не может пройти предварительный медосмотр, так как у него есть заболевание, являющееся противопоказанием к работе, медкомиссия выдает ему справку о необходимости дополнительного медицинского обследования. Информацию о выдаче такой справки медорганизация направляет работодателю. Именно этот документ и будет основанием для мотивированного отказа в приеме на работу.
Совет! Никогда не проводите предварительный медосмотр после заключения трудового договора. Вначале убедитесь, что соискатель не имеет противопоказаний к работе, на которую вы его планируете принять.
Если соискатель успешно прошел предварительный медосмотр, заключение об этом медкомиссия составить в трех экземплярах. Один экземпляр выдают работнику не позднее 5 рабочих дней, второй приобщают к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, которая проводила предварительный осмотр, третий направляют работодателю.
Изменение 3. Запрет на перенос сроков проведения периодического медосмотра
Дату проведения периодического медосмотра теперь нельзя перенести, даже в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Это качается работающих в общепите и пищевом производстве, в медицине, в водопроводном, жилищно-коммунальном хозяйстве, а также в организациях, обучающих и воспитывающих детей. Кроме того, нельзя отложить на 6 месяцев медосмотр всем работникам с вредными условиями труда 3.3 и 3.4.
Изменение 4. Внеочередной медосмотр придется проводить после временной нетрудоспособности работника
Внеочередные медицинские осмотры теперь проводят на основании выданного работодателем направления при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника. Ранее в приказе №302н такого указания по временной нетрудоспособности не было. Такие рекомендации должны быть указаны в медицинском заключении, а затем и в заключительном акте.
Если после болезни работник не принес медицинское заключение о рекомендациях после нетрудоспособности, или их не предоставила медицинская организация, работодатель не обязан их запрашивать. Учтите, если должность работника не указана в списке лиц, для которых медосмотры обязательны, то направлять его на внеочередной медосмотр после болезни не нужно.
Изменение 5. Возможность применения результатов ранее проведенных медосмотров
В договоре с медицинским учреждением на проведение периодического медосмотра можно указать возможность применения результатов ранее проведенных медосмотров, диспансеризации, но не позднее одного года. Это может снизить стоимость периодического медосмотра.
Изменение 6. Дополнительные обследования после периодического медосмотра проводят за счет средств ОМС
В случаях затруднения в оценке результатов осмотра и определении профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием, медорганизация выдает ему справку о необходимости дополнительного медицинского обследования.
Информацию о выдаче такой справки направляют и работодателю, после чего работник считается не прошедшим периодический осмотр с учетом выявленных заболеваний (состояний) и медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
При этом дополнительные обследования не входят в медосмотр. Их проводят за счет государства, а не за счет работодателя.
Порядок проведения обязательных медосмотров работающих актуализирован в Беларуси
➤ Офисные работники
Напоминаем, что Приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н распространяется только на работников, указанных в части четвертой статьи 213 ТК РФ:
- с вредными или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах),
- сотрудников на работах, связанных с движением транспорта
- работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли
- сотрудников водопроводных сооружений
- медицинский персонал и работников детских учреждений
- на охранников, работа которых предполагает использование оружия
- работников, имеющих контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в том числе в сельском хозяйстве, на пищеблоках и т.п)
Поэтому, если работники офиса трудятся в таких организациях, медосмотр проводится для них на основании результатов СОУТ, вне зависимости от того, превышен ПДУ, или нет.
Обратите внимание! Медосмотры для всех пользователей ПЭВМ, в том числе офисных, для вышеперечисленных организаций, будут обязательными вне зависимости от того, какой класс условий труда, и сколько времени за ПК работает сотрудник.
Исключение: Если ПЭВМ работают в спектре, указанном в основаниях для медосмотра по новому Порядку, то медосмотр придется проводить, вне зависимости от ПДУ и времени работы для всех пользователей ПЭВМ, то есть для офисных сотрудников, вне зависимости от сферы деятельности компании. Сведения о спектре частот, воздействующем на работника, необходимо получить из эксплуатационной документации на оргтехнику и результатов производственного контроля за условиями труда.
Учтите, что в ходе специальной оценки условий труда для настольных ПЭВМ такие замеры не проводятся. Если же анализ эксплуатационной документации и результаты производственного контроля докажут, что ПЭВМ не работает в указанном спектре, на медосмотр пользователей офисных компьютеров не направляйте.
➤ Работники рабочих профессий
Периодичность медосмотра зависит от вида выполняемых работ повышенной опасности. Даже в том случае, если у работника допустимые условия труда, медосмотр проводят в обязательном порядке.
Внимание! Появились новшества: теперь весь штат организаций ЖКХ, бытового обслуживания, медицинских учреждений и водопроводных организаций обязаны проходить медосмотр.
Вид работ | Пункт приказа № 29н | Периодичность |
Все работы на высоте | п.6.1, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в год |
Лифтер скоростных (от 2,0 до 4,0 м/с) и высокоскоростных (свыше 4,0 м/с) при внутреннем сопровождении лифта | п.7, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в год |
Машинисты всех видов кранов | п.8, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в год |
Электротехнический персонал | п.9, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в 2 года |
Работы по валке, сплаву, транспортировке, первичной обработке, охране и восстановлению лесов | п.10, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в 2 года |
Работы в географических отдаленных районах, где скорая помощь прибывает более 1 часа, в том числе: нефгегазодобыча (п.11.1), гидрометеослужбы (п.11.2), вахтовики (п.11.4) | п.11, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в 2 года |
Обслуживание и эксплуатация сосудов под давлением на опасных производственных объектах | п.12, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в 2 года |
Водители | п.18, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в 2 года |
Охранники с оружием | п.22, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в год |
Работники общепита, пищевой промышленности, торговли пищевой продукции, имеющие контакт с пищевой продукцией | п.23, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в год |
Работники водопроводных сетей(весь штат) | п.24, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в год |
Работники детских воспитательных и обучающих организаций (весь штат) | п.25, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в год |
Работники сферы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (весь штат) | п.26, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в год |
Работники медицинской сферы (весь штат) | п.27, раздел VI. Выполняемые работы | 1 раз в год |
➤ Работники, занятые по вредных или опасных условиях труда
Для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 — 3.4 класс 4). Последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии нужно проводить один раз в пять лет
➤ Пострадавшие при НС и профзаболеваниях
Вопросов, как провести предварительный и периодический медосмотр по новым правилам сейчас очень много, масса расхождений, недопонимания в трактовании приказа №29н.
На фактические вопросы Минтруд и Минздрав если и дают ответы, то крайне размытые, либо ссылаются друг на друга, либо вообще на Роспотребнадзор, а со вступлением в силу приказа, медосмотры никуда не денутся их нужно будет проводить в кратчайшие сроки.
А у некоторых работодателей медосмотр назначен уже в первые числа апреля, то есть подготовиться нужно заранее и нужно знать заблаговременно актуальную информацию, либо принять какое-то решение, направлять или нет работников.
Но так как очень много споров и различных мнений, разных видений и трактовок приказа №29 н, то сейчас я расскажу вам о своей позиции и понимании нового порядка. Не говорю,что оно основное и на него нужно делать упор при направлении на медосмотр, но вы можете его принять к сведению и далее основываясь на финансовые возможности компании, основываясь на свое видение этого приказа принимать какое-то решение.
Возможно, вы решите, да не будем “заморачиваться” всех на медосмотр, и проще, и предписаний точно не будет. Но к сожалению, так далеко не у всех дело обстоит.
Поэтому сейчас необходимо узнать обо всех нюансах, деталях и, возможно, у вас появится какое-то своё отличное от моего видение. Или же вы со мной согласитесь и поступите именно так, как мне подсказывает моя практика и мой опыт.
Рекомендую ознакомиться и соблюдать сроки, обязательные для выполнения, потому как в случае нарушения возможен штраф. Может и обойдется, и никто не заметит, не узнает, но лучше не рисковать.
- За 2 месяца до даты начала проведения периодических МО вам нужно предоставить поименный список в лечебное заведение (п. 24).
- В течение 10 дней медицинское учреждение разрабатывает календарный план проведения периодического медосмотра и передают его вам на согласование (п. 26).
- Не менее чем за 14 дней до начала проведения медосмотров календарный план должен быть согласован и утвержден (п.26).
- Не позднее чем за 10 дней до даты проведения медосмотров персонал должен быть ознакомлен с календарным планом, лучше это делать приказом по предприятию с указанием периода проведения медосмотра и списка сотрудников, которые подлежат прохождению периодического медосмотра.
Первое, что сейчас нужно сделать работодателю – это составить списки работников и поименные списки по новым образцам. Теперь мы руководствуемся Приказом №29н и необходимо эти документы переработать, а также пересмотреть локальные нормативные акты, приказы, положения системы управления охраной труда, чтобы ссылки на приказы были актуальные и “свежие”.
Далее, согласовываем график проведения медосмотров по новым спискам с медицинской организацией, после этого, обязательно, нужно ознакомить под подпись работников с календарным планом. Это требование обязательно, причём разрабатывает его медицинская организация, а вам направляет на согласование.
Выдаете направление работнику под подпись, потому как обязательно учет выданных направлений, обязательно ведение журнала.
Обязателен ли медосмотр для офисных сотрудников в 2021-2022 годах?
В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Приказ 302н отменили – как проходить медосмотры в 2021 году
Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.
Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
Вопрос: Согласно ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. В указанной норме не сделано никаких исключений относительно категорий работников данных организаций. При этом согласно приказу Минздрава от 28 января 2021 г. N 29н медицинским осмотрам подлежат не все работники организаций общественного питания и торговли, а только занятые на работах, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации. На каком основании Минздрав сузил перечень категорий работников, подлежащих медосмотрам в соответствии с ТК РФ?
Ответ: Департамент общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение и сообщает следующее.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые, в том числе на работах с опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
В силу абзаца двенадцатого части второй статьи 212 ТК РФ обязанность по организации проведения за счет собственных средств предварительных и периодических медицинских осмотров возложена на работодателя.
С 1 апреля 2021 г. вступили в силу совместный приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31 декабря 2020 г. «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (далее — Приказ N 988н/1420н) и приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее — Приказ N 29н), разработанные взамен приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
При прохождении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, с 1 апреля 2021 года необходимо руководствоваться Приказом N 29н.
Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Порядок N 29н), устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (пункт 1 Порядка N 29н).
Также сообщаем, что необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
В соответствии с пунктом 22 Порядка N 29н список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполн��моченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.
Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медорганизаций и детских учреждений, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган Роспотребнадзора.
Работодатель обязан утвердить поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, на основании списка работников, направленного в Роспотребнадзор, и ознакомить с ним работников.
Как понятно из названия, периодические медосмотры – это медицинские осмотры, проводимые с определенной, установленной законодательно, периодичностью. Цель таких осмотров – это, в частности, наблюдение в динамике за состоянием здоровья работника, выявление заболеваний, являющихся противопоказанием для продолжения работы, своевременное проведение профилактических мероприятий.
Профилактические медосмотры приостановлены в Беларуси
- Свежие
- Посещаемые
Медицинские освидетельствования работников проводятся в целях определения состояния здоровья человека. По результатам таких осмотров делают заключение, подходит ли этот человек для выполнения конкретного вида работ, может ли он контактировать с людьми и продуктами.
Проводить осмотры и давать заключения могут любые медицинские организации, получившие право конкретно на экспертизу профпригодности. Выбирайте удобную организацию, но уточните наличие именно этой лицензии. Далее заключите договор на обслуживание и в последующем направляйте туда работников.
Перед осмотрами выдайте каждому работнику направление — документ, на основании которого проведут необходимое обследование. Каких именно врачей и анализы назначить, медучреждение определит из информации в направлении, поэтому не забудьте указать:
- наименование работодателя, форму собственности и коды ОКВЭД;
- название медучреждения, фактический адрес, код ОГРН;
- вид осмотра — предварительный или периодический;
- Ф. И. О. работника, его дату рождения;
- наименование отдела, цеха или структурного подразделения, в котором будет работать или уже трудится человек;
- должность работника и вид выполняемых работ;
- вредные или опасные производственные факторы, с которыми может столкнутся работник.
Направление подписывает уполномоченный представитель работодателя с указанием должности, фамилии и инициалов. Ведите учет направлений и выдавайте их под роспись. Так сможете подтвердить, что обязанность по организации профосмотров выполнили.
Вручая направления работникам, предупредите, чтобы они взяли с собой:
- направление;
- паспорт;
- СНИЛС или документ, подтверждающий регистрацию в ПФР;
- заключение психиатрического обследования, если требовался осмотр психиатра.
Когда работник пройдет всех врачей и сдаст необходимые анализы, медучреждение выдаст ему заключение о профпригодности к данному виду работ, подписанное председателем врачебной комиссии. Документ составляют в 4 экземплярах не позднее 5 рабочих дней. Два из них выдаются работнику и работодателю, один приобщается к медкарте и еще один направляется в поликлинику, к которой прикреплен гражданин.
Получив документ, проверьте в нем следующую информацию:
- дату выдачи заключения;
- Ф. И. О., дату рождения работника;
- наименование работодателя;
- название отдела и должности работника;
- вид работ;
- перечень вредных факторов;
- результаты осмотра — медицинские противопоказания к работе выявлены или не выявлены.
Если врачи обнаружили противопоказания, то в заключении должны указать конкретные виды работ, которые этот работник выполнять не может.
Закон не устанавливает, кто должен заниматься организацией медосмотров персонала. Иногда документы готовят менеджеры по охране труда, но чаще кадровики. Однако будет проще и быстрее, если привлечь к этому обоих специалистов.
Например, менеджер по охране труда составит списки должностей, направит их в Роспотребнадзор, выберет медучреждение и заключит с ним договор. Еще он согласует с руководством календарный план проведения осмотров, ознакомит с ним персонал. А кадровик подготовит направления и выдаст их работникам, примет готовые заключения, отстранит от работы лиц, не прошедших комиссию, привлечет к дисциплинарной ответственности или уволит, если есть противопоказания.
Минтруд России и Минздрав России совместным приказом утвердили новый перечень опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (Приказ от 31.12.2020 N 988н/N 1420н).
Он вступил в силу 1 апреля 2021 года и будет действовать шесть лет — до 1 апреля 2027 года.
Порядок проведения медицинских осмотров работников подразумевает, что они обязаны проходить профмедосмотр в двух случаях:
- Если специальная оценка условий труда (СОУТ) выявила вредные или опасные производственные факторы — например, шум, работа с химическими веществами или плохое освещение рабочей поверхности.
- Если работник выполняет определенные виды работ — например, работает машинистом крана, лифтером скоростного лифта или проводит работы на высоте.
В новой редакции закона уточнили формулировки выполняемых работ — теперь работодателям проще определить, кого отправлять на осмотр.
Вкратце: нет.
А если подробнее, то электромагнитное излучение при работе за компьютером действительно может наносить вред здоровью работников. Однако показатель, после достижения которого считается, что излучение действительно опасно, никак не закреплен в законодательстве.
В свежем приказе Минтруда и Минздрава есть много хороших новостей как для работодателей, так и для сотрудников.
- С 1 апреля 2021 медосмотры можно проводить в любых медицинских организациях, имеющих право на проведение профосмотров — если раньше закон требовал от медучреждения специальную лицензию, то теперь вы можете отправить сотрудников в любую удобную для вас клинику.
- Еще одно важное изменение — теперь медосмотры могут проводить мобильные бригады прямо на предприятии. Правда, анализы все равно нужно сдавать в больнице, но, по крайней мере, врачи смогут осмотреть сотрудников прямо на месте.
- Если сотрудник сам недавно прошел диспансеризацию или другой медосмотр, их результаты учтут при проведении профмедосмотра — при условии, если с момента предыдущего осмотра прошло не больше года и для повторной проверки нет показаний.
- Предварительный осмотр перед приемом на работу может оплатить страховая. Работнику будет достаточно показать врачу результат первого этапа диспансеризации и ежегодного профосмотра — эти исследования оплачиваются за счет ОМС.
- Теперь отправлять списки работников в Роспотребнадзор нужно не всем. Обязаны это делать только компании с декретированным контингентом — например, организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.
Изменения и дополнения:
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 сентября 2021 г. № 104 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/37284 от 28.10.2021 г.)
На основании части третьей подпункта 2.6 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2021 г. № 137 «О регулировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения», части пятой статьи 181 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», части второй статьи 27 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда», части второй статьи 26 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абзаца тринадцатого подпункта 8.85 пункта 8 и подпункта 9.1 пункта 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446, Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить Инструкцию о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих (прилагается).
- Установить перечень организаций, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством, и вправе проводить обязательные и внеочередные медицинские осмотры только в отношении граждан, работающих в этих организациях (поступающих на работу в эти организации), согласно приложению.
- Признать утратившими силу:
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 апреля 2011 г. № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 47».
- Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
ПЕРЕЧЕНЬ
организаций, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством, и вправе проводить обязательные и внеочередные медицинские осмотры только в отношении граждан, работающих в этих организациях (поступающих на работу в эти организации)
- Закрытое акционерное общество «Атлант».
- Открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ».
- Открытое акционерное общество «Минский механический завод имени С.И.Вавилова» – управляющая компания холдинга «БелОМО».
- Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД».
- Открытое акционерное общество «ИНТЕГРАЛ» – управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ».
- Открытое акционерное общество «Минский тракторный завод».
- Открытое акционерное общество «Нафтан».
- Открытое акционерное общество «Гродно Азот».
- Открытое акционерное общество «Гродножилстрой».
- Открытое акционерное общество «Гомельский химический завод».
- Открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод» – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания».
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров (далее – обязательные медосмотры) работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и (или) на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья (далее – внеочередные медосмотры).
Обязательные и (или) внеочередные медосмотры проводятся в отношении физических лиц, работающих по трудовым договорам, физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, и иных физических лиц в соответствии с законодательством.
2. Для целей настоящей Инструкции используются термины и их определения в значениях, установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», Законом Республики Беларусь «Об охране труда», Законом Республики Беларусь «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», а также следующие термины и их определения:
профессиональный отбор – оценка состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ;
комплексная гигиеническая оценка условий труда – итоговая гигиеническая оценка параметров всех производственных факторов на рабочем месте с установлением класса вредности условий труда в соответствии с требованиями Санитарных норм и правил «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 211;
общие медицинские противопоказания – заболевания (состояния), при наличии которых противопоказана работа во вредных и (или) опасных условиях труда, в том числе с вредными и (или) опасными производственными факторами (факторами производственной среды и факторами трудового процесса), уровни и значения которых превышают гигиенические нормативы, и которые в соответствии с гигиенической классификацией условий труда отнесены к классу условий труда 3.1 и выше;
оценка условий труда – результаты производственных лабораторных исследований факторов производственной среды, комплексной гигиенической оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса и (или) аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Обязательные и (или) внеочередные медосмотры работающих проводятся в целях: обеспечения безопасности труда;
- предупреждения профессиональных заболеваний;
- охраны здоровья работающих.
По результатам проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров работающих определяется:
- годность (негодность) по состоянию здоровья работающих к работам во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов;
- годность (негодность) по состоянию здоровья работающих к работам, где есть необходимость в профессиональном отборе.
4. Обязательные и (или) внеочередные медосмотры работающих проводятся при выполнении работ:
- во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров при работах во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению 1 с учетом заболеваний (состояний) по перечню заболеваний (состояний), являющихся общими медицинскими противопоказаниями к работам во вредных и (или) опасных условиях труда, согласно приложению 2;
- где есть необходимость в профессиональном отборе, по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе, согласно приложению 3.
5. Обязательные и (или) внеочередные медосмотры работающих проводятся медицинскими комиссиями по проведению обязательных и внеочередных медосмотров, формируемыми из числа медицинских работников (далее, если не установлено иное, – медицинские комиссии).
6. Медицинские комиссии создаются в государственных организациях здравоохранения, медицинских частях, больницах исправительных учреждений, медицинских частях лечебно-трудовых профилакториев и в организациях, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством, и вправе проводить обязательные и внеочередные медосмотры только в отношении граждан, работающих в этих организациях (поступающих на работу в эти организации), по перечню согласно приложению к постановлению, утвердившему настоящую Инструкцию (далее, если не установлено иное, – организации).
7. Руководители организаций обеспечивают организацию проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров работающих.
19. Предварительные обязательные медосмотры поступающих на работу (далее – предварительные медосмотры) осуществляются на основании направления.
20. Предварительные медосмотры проводятся при выполнении работ:
- во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в графе 2 приложения 1;
- с воздействием факторов производственной среды, указанных в графе 2 приложения 1, которые вызывают аллергические заболевания, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- с воздействием биологических факторов, указанных в подпунктах 2.4, 2.5 и 2.8 пункта 2 приложения 1, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- с воздействием физических факторов, указанных в подпунктах 4.1 и 4.6 пункта 4 приложения 1, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- с воздействием химических факторов (химических веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), указанных в графе 2 приложения 1, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- где есть необходимость в профессиональном отборе и указанных в графе 2 приложения 3.
21. По результатам предварительных медосмотров работающих выдается медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность (негодность) работающего к работе.
22. Для проведения обязательных периодических медосмотров (далее – периодические медосмотры) работников наниматель ежегодно составляет список профессий (должностей).
Периодические медосмотры работников, не включенных в список профессий (должностей), физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, и иных физических лиц в соответствии с законодательством проводятся на основании направления.
23. Список профессий (должностей) составляется в двух экземплярах с указанием результатов оценки условий труда по каждому вредному и (или) опасному производственному фактору, один из которых остается у нанимателя, второй – направляется в организацию до 1 января календарного года, в течение которого необходимо провести работникам запланированный периодический медосмотр (далее – календарный год).
24. Организация на основании списка профессий (должностей) составляет и направляет нанимателю не позднее 1 февраля календарного года график проведения периодических медосмотров работников, сформированный с учетом срока ранее проведенного периодического медосмотра.
25. Наниматель на основании списка профессий (должностей) и графика проведения периодических медосмотров составляет список работников.
Список работников за 20 рабочих дней до начала периодического медосмотра направляется нанимателем в организацию.
26. В случае несоблюдения графика проведения периодического медосмотра и (или) неявки работников на периодический медосмотр организация в течение пяти рабочих дней со дня завершения периодического медосмотра информирует нанимателя о несоблюдении графика проведения периодических медосмотров и (или) неявке работников на периодический медосмотр.
27. Периодические медосмотры работающих проводятся с 1 января по 31 декабря календарного года.
Новый порядок проведения медосмотров
- при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, которые по результатам оценки условий труда отнесены к вредным третьего класса третьей, четвертой степени (класс 3.3, 3.4) и (или) опасным четвертого класса (класс 4);
- при воздействии химических факторов независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте (химических веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), указанных в пункте 1 приложения 1;
- при воздействии химических факторов независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте, указанных в подпункте 1.2.2 пункта 1 приложения 1;
- при воздействии биологических факторов независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте, указанных в подпунктах 2.4, 2.5, 2.8 пункта 2 приложения 1;
- при воздействии физических факторов, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.6 пункта 4 приложения 1;
- при воздействии физических факторов, указанных в подпунктах 4.1.1 (независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте) и 4.6 пункта 4 приложения 1;
- при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, которые по результатам оценки условий труда отнесены к вредным третьего класса первой, второй степени (класс 3.1, 3.2);
- при воздействии химических факторов, указанных в подпунктах 1.2.5, 1.2.7 и 1.2.8 пункта 1 приложения 1;
- при воздействии биологических факторов, указанных в подпунктах 2.1–2.3, 2.6 и 2.7 пункта 2 приложения 1;
- при воздействии аэрозолей преимущественно фиброгенного и смешанного типа действия, указанных в подпунктах 3.1–3.8 пункта 3 приложения 1;
- Представительские расходы. Что включаем? 25 ноября, 2021
- Чек-лист для самостоятельной проверки организациями состояния учета по нематериальным активам 24 ноября, 2021
- Алкоголь на корпоративе. Законно? 23 ноября, 2021
- Новости законодательства 16 ноября, 2021
- Положение по командировочным расходам. Что это и для кого? 15 ноября, 2021
Представляет собой диспансеризация следующий процесс — проводятся медицинские (профилактические) осмотры населения, медицинские исследования и консультации врачей, которые проводятся у человека в заранее установленные его возрастные циклы (периоды).
Основные цели диспансеризации в 2022 году:
1. Ранее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основными причинами инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, к которым относятся:
- болезни системы кровообращения и, в первую очередь, ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания;
- злокачественные новообразования;
- сахарный диабет;
- хронические болезни легких.
Указанные болезни обуславливают более 75% всей смертности населения нашей страны.
2. Выявление и коррекция основных факторов риска развития указанных заболеваний, к которым относятся:
- повышенный уровень артериального давления;
- повышенный уровень холестерина в крови;
- повышенный уровень глюкозы в крови;
- курение табака;
- пагубное потребление алкоголя;
- нерациональное питание;
- низкая физическая активность;
- избыточная масса тела или ожирение.