Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2022 кого относят к неблагополучным семьям». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
По внешним признакам не всегда можно определить точный социальный статус ячейки общества. Чтобы понять, что значит неблагополучная семья и как ее выявить, социальные работники используют несколько критериев. К ним относятся как внешний вид ребенка, так и его психологическое состояние. Ряд особенностей и характерных признаков помогает осуществить выявление неблагополучных семей, которые подлежат постановке на учет и наблюдению со стороны социальных служб.
Классификация неблагополучных семей
Обязанности по выявлению и проведению работы возложены на органы опеки и попечительства. Они должны регулярно проверять социально неблагополучные и конфликтные семьи. Если установлены случаи жестокого обращения с ребенком или пренебрежение родительскими обязанностями, органы опеки обязаны забрать детей в интернат. Для помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, работают специальные социально-реабилитационные учреждения.
Чтобы определить социальный статус, работники служб опеки используют несколько способов:
- Сбор и анализ информации. Сигналы о наличии неблагополучной семьи поступают от соседей, учителей, воспитателей в детском саду. Сотрудники органов опеки и попечительства реагируют на все обращения о случаях насилия и жестокого обращения с ребенком. Часто источником информации становятся близкие родственники и друзья семьи.
- Обход квартир и контроль условий проживания. Асоциальные семьи подвергаются регулярным проверкам со стороны служб опеки. Сотрудники изучают условия проживания, физическое состояние детей, наличие еды и одежды.
- Анкетирование и опросы. Для определения психологического климата в семье в школах и детских садах регулярно проводятся тесты. С их помощью детские психологи изучают потребности и нужды ребенка. Высокий уровень тревожности, недостаток внимания и заботы служат сигналом для органов опеки, которые должны провести проверку.
Для поддержки используются разные виды мероприятий, направленные на повышение социального статуса:
- Психологическая помощь. Неблагополучная и сложная семья может рассчитывать на консультацию педагога, специализирующегося на работе с проблемными детьми.
- Экономическая помощь. Если тяжелое положение неблагополучной семьи связано с низким уровнем дохода, государство предоставляет пособия, льготы и субсидии.
- Социальная помощь. Чтобы дети из неблагополучной семьи смогли адаптироваться в обществе, для них организуются специальные мероприятия, включающие в себя обучающие и развлекательные программы.
Педагоги и психологи дают несколько рекомендаций для поддержания здоровой атмосферы в доме:
- Уделять больше внимания ребенку. Психологически неблагополучная семья часто характеризуется отсутствием интереса у родителей к потребностям и желаниям детей.
- Проводить время вместе. Чтобы сблизиться и лучше понять друг друга, родители и дети должны больше общаться и обмениваться мнениями.
- Своевременно обращаться за помощью. Если родители не могут самостоятельно справиться с воспитанием детей, лучше попросить поддержку у социальных работников. Профессиональные психологи помогут наладить отношения с ребенком.
Какая семья может считаться неблагополучной?
Проблема воспитания детей нашла отражение и в кинематографе. Понятие «неблагополучная семья» раскрывается во многих фильмах:
- «Жизнь этого парня». Фильм с участием Леонардо ДиКаприо и Роберта Де Ниро рассказывает историю семьи, из которой ушел отец. Мать привела в дом отчима, оказавшегося садистом и тираном.
- «Зимняя кость». Фильм о 17-летней девочке, отец которой сидит в тюрьме за наркоторговлю, а мать серьезно больна. Подростку приходится заботиться не только о себе, но и о младших братьях и сестрах.
- «Возьми мои глаза». В фильме раскрывается проблема семейного насилия и тирании со стороны отца.
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из — за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно — и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья — это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально — психическое состояние. «Для одного ребенка, — подчеркивает М. И. Буянов, — семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания.
Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как «благополучная» или «неблагополучная».
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания» — считает М. И. Буянов, — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».
Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой — либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
Под термином «неблагополучной», мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
- Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия — так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально — криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).
- Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
Семейное воспитание — это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация — это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный способ суррогатного воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.
Стиль воспитания зависит не только от социокулътурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.
- Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.
- Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.
- Автономный — родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.
- Компромиссный — для решения проблемы родитель предполагает ребенку что — либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного для него действия или разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребенка.
- Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.
- Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких — либо конкретных действий. Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.
- Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит его потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.
- Ситуативный — родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.
- Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитатели, педагоги и ученые) или перекладывает на него свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает педагогическая и психологическая литература, из которой он пытается почерпнуть необходимые сведения о «правильном» воспитании своих детей.
Внутренняя педагогическая позиция, взгляды на воспитание в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.
Следствием этого убеждения является то, что родители решительно не знают, как справиться с ребенком, проявляющим негативные эмоции.
Выделяются следующие стили родительского поведения:
- «Командир-генерал». Этот стиль исключает альтернативы, держит события под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основными средствами воздействия на ребенка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.
- «Родитель-психолог». Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему. Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью — направить ребенка по правильному пути.
- «Судья». Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным да вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, — доказать собственную правоту.
- «Священник». Стиль родительского поведения, близкий к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.
- «Циник». Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Основное его «оружие» — насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные «положить ребенка на лопатки».
Кроме того, рассмотренные выше стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель — помочь ему научиться решать проблемы. Родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным. А когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение.
Неблагополучные семьи — те, в которых присутствуют какие-либо из следующих проблем: зависимость от алкоголя, наркотических веществ, игр (не только на деньги). Сюда же относятся шопоголизм, трудоголизм, пристрастие к постоянным диетам или наоборот — обжорству. Сверхчистоплотность — это тоже своего рода зависимость.
Очень многие люди страдают от той или иной зависимости, которая со временем только развивается.
Зависимость — это психологическая болезнь, которая мешает нормальному построению взаимоотношений в семье. Их разновидностей существует очень много, но я хочу поговорить о самых заметных и часто встречаемых зависимостей.
Как определить неблагополучную семью:
- физическое насилие над своим супругом или ребенком (а иногда и первое, и второе);
- постоянное ощущение напряжения между членами семьи, частые споры без видимой причины;
- продолжительная холодность между родителями — супруги могут днями, и даже неделями не разговаривать
- борьба родителей за любовь ребенка;
- различные системы ценностей у отца и матери, что мешает благополучному развитию семьи;
- конкурентность между родителями и даже родителями и детьми;
- отчужденность одного родителя, не позволяющая наладить контакт с другими родственниками (сам родитель считает, что окружающие сами не хотят сближения);
- оба родителя или один из них ставит жесткие рамки в воспитании, требования к уровню дохода, способу заработка, или слишком сильно увлечен чем-либо — спортом, способами физического удовольствия и прочими направлениями.
Если присмотреться, вокруг есть множество примеров семей с подобными проблемами. Все эти причины приводят к одному — супруги сосредоточены не на отношениях между собой и своими детьми, а на “правильной жизни”, соблюдении определенных правил. И их действия направлены на удовлетворение своих потребностей, пагубных желаний.
Зависимый человек никогда не признается, что он зависим.
Сложнее всего раскрыть глаза человека на его внутреннюю проблему. Сразу включается защитная реакция и он начинает отрицать доводы, находя себе оправдания.
План работы с неблагополучными семьями на 2021-2022 учебный год
Психологически неблагополучная семья бывает двух видов:
- когда психологическая проблема есть у одного из партнеров;
- когда проблемами страдают оба партнера.
В обоих случаях детская психика травмируется с раннего детства, но во втором случае она попросту может разрушиться.
“Мой отец страдал алкоголизмом, а мама половину своей зарплаты тратила разные безделушки. Половина нашей квартиры была уставлена никому ненужными вещами. Иногда мама могла купить очередное зеркальце или фен просто потому что на них была скидка. А папа в свой выходной мог начать пить уже с обеда. Ни одного выходного он не был трезвым.
Родители часто ругались: мама упрекала папу за его пристрастие к алкоголю, а он в свою очередь ее за любовь к бессмысленным покупкам.
На меня они практически никогда не обращали внимания. Мама бывало брала меня с собой при очередном наплыве шопоголизма, могла накупить не сочетающейся между собой одежды, которую я после стеснялась одевать. А отец изредка покупал сладости.
У нас никогда не было семейных праздников, а внимание родителей ко мне увеличивалось после их ссор и быстро заканчивалось…”
В таких условиях ребенок — не важно, девочка это или мальчик — разрушается психологически. Он не получает образ нормальных отношений, и во взрослой жизни ему сложно найти психологически здорового партнера и построить гармоничный союз.
Ребенок наблюдает за попытками родителей избавить друг друга от психологической проблемы. При этом они своими действиями подталкивают друг друга на разрушение его отношений с ребенком.
Человек, выросший в неблагополучной семье, не понимает, какими должны быть нормальные отношения между мужчиной и женщиной. В будущем он притягивает к себе такого же психологически несформированного человека. И эти отношения еще более разрушительны, чем отношения родителей.
Факторы воспитания бывают не только положительными, но и отрицательными. Их отличие состоит в том, что в одних семьях ребёнка контролируют и балуют в меру, воспитывают как в строгости, так и в ласке, не обижают, оберегают и т. д. Другие семьи не могут так себя вести. В них постоянные крики, ссоры, упрёки или рукоприкладство.
Любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость. На неблагополучные семьи необходимо обращать внимание всем окружающим. Ведь, возможно, от них зависит будущее детей.
Характеристика неблагополучной семьи – это неблагоприятный психологический климат, недоразвитие детей, насилие над более слабыми.
Причины этого бывают разными:
- Невыносимые условия жизни, нехватка финансов, что приводит к недоеданию, плохому духовному и физическому развитию ребёнка.
- Нет взаимосвязи у родителей с детьми, не находят общий язык. Взрослые часто пользуются своей силой и стараются физически повлиять на ребёнка. Это приводит к детской агрессии, замкнутости, отчуждённости. После такого воспитания у детей появляется только злость и ненависть к родным.
- Алкоголизм и наркомания в семье приводят к жестокому обращению с младшими, что является плохим примером для подражания. Нередко ребёнок становится таким, как и родители. Ведь он не видел другого отношения.
Таким образом, факторы, влияющие на появление неблагополучной семьи, – это материальная и педагогическая несостоятельность, плохой психологический климат.
Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.
Когда ребёнок идёт первый раз в садик или школу, в начале учебного года собираются сведения о каждой семье. То есть создаётся комиссия, которая посещает квартиру, где проживает ребёнок. Осматриваются условия его жизни, проводится общение с родителями и детьми.
Что же делать, если ребёнку в недрах семьи опасно жить? Конечно же, его отправляют на определённое время в стационарное отделение специального учреждения. Он там находится до тех пор, пока с родителями работают социальные сотрудники, которые пытаются помочь.
Есть ряд проблем как у детей, так и у родителей. Очень часто можно наблюдать детей-беспризорников, которые похожи на бомжей. По сути, так оно и есть. Ведь ребёнку легче проводить время на улице. Там их не бьют и не обижают, что для детей очень важно в любом возрасте.
Неблагополучная семья – неблагополучный ребенок
Очень часто социальным службам тяжело работать с семьями, где выявлено неблагополучие. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих людей. Когда начинают психологи или педагоги общаться со взрослыми и детьми, они видят, что те не идут на контакт. Чем глубже их неблагополучие, тем сложнее складывается разговор.
Родители неблагополучных семей враждебно относятся к тем людям, которые пытаются научить их жизни. Они считают себя самодостаточными, взрослыми и не нуждающимися в поддержке. Многие не понимают, что им помощь необходима. Как правило, сами родители не могут выпутаться из таких проблем. Однако и признать себя беззащитными они не готовы.
Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.
Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.
Неблагополучные семьи в школе – это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.
Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте. Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.
После вышеперечисленного можно сделать вывод: если вовремя выявить социально-неблагополучные семьи, тогда можно избежать в будущем серьёзных проблем как со взрослыми, так и с детьми.
Изначально определяется состояние родителей и их ребёнка. Специалисты устанавливают особенности поведения, обучения, социализации и многое другое. В случае необходимости предлагается семьям помощь. Если от неё отказываются, тогда приходится применять к родителям, а также их детям принудительные меры. Это может быть лечение, обучение и т. д.
Специалисты на первом этапе обращают внимание на бытовые условия: где играют дети, выполняют домашнее задание, есть ли у них собственный угол для отдыха и развлечений. На втором этапе смотрят на жизнеобеспечение и здоровье: оформлены ли льготы или субсидии, какое самочувствие у каждого члена семьи.
Третий этап – воспитательный. Здесь заостряется внимание на эмоциях или переживаниях как семьи в целом, так и каждого её члена по отдельности. Если у детей обнаружены физические или психологические травмы, их легче искоренить на начальной стадии развития.
Семейное воспитание — это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация — это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный способ суррогатного воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.
Стиль воспитания зависит не только от социокулътурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.
- Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.
- Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.
- Автономный — родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.
- Компромиссный — для решения проблемы родитель предполагает ребенку что — либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного для него действия или разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребенка.
- Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.
- Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких — либо конкретных действий. Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.
- Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит его потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.
- Ситуативный — родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.
- Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитатели, педагоги и ученые) или перекладывает на него свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает педагогическая и психологическая литература, из которой он пытается почерпнуть необходимые сведения о «правильном» воспитании своих детей.
Проблема воспитания детей нашла отражение и в кинематографе. Понятие «неблагополучная семья» раскрывается во многих фильмах:
- «Жизнь этого парня». Фильм с участием Леонардо ДиКаприо и Роберта Де Ниро рассказывает историю семьи, из которой ушел отец. Мать привела в дом отчима, оказавшегося садистом и тираном.
- «Зимняя кость». Фильм о 17-летней девочке, отец которой сидит в тюрьме за наркоторговлю, а мать серьезно больна. Подростку приходится заботиться не только о себе, но и о младших братьях и сестрах.
- «Возьми мои глаза». В фильме раскрывается проблема семейного насилия и тирании со стороны отца.
Ранее итоги своих мониторингов в этой сфере уже представили три другие общественные организации. Все четыре исследования лягут в основу общего альтернативного доклада президенту РФ о ситуации с изъятием детей из кровных семей в России.
- Брянская: 1028
- Республика Коми: 1033
- Владимирская: 1006
- Алтайская: 1063
- Кировская: 1031
- Калмыкия: 1028
- Ленинградская: 1119
- Чечня: 158
- Город Севастополь: 658
- Северная Осетия: 635
- Крым: 648
- Город Санкт-Петербург:
- Тува: 282
- Кабардино-Балкария: 632
- Дагестан: 324
- Ингушетия: 186
Последние официальные данные о количестве возвращённых детей, которые ранее изымались из семей, размещены на сайте www. Согласно статистике, тогда было изъято 58 детей, а возвращено обратно — 10 У некоторых нет желания исправляться, а у других оно длится не так долго — люди настолько деградируют, что не знают, какие шаги им надо предпринять.
Эксперты, опрошенные RT, также считают, что законодательство должно быть изменено. По мнению юриста Юлии Чесалиной, для устранения проблем необходимо создать отдельное ведомство, так как в разных регионах полномочия опеки осуществляет соцзащита или управление образования.
Член Общественной палаты Элина Жгутова говорит, что для того, чтобы прекратить необоснованное изъятие детей из семьи, необходимо менять подход в идеологии заботы государства о детях: оказывать пусть и неблагополучным, но родным семьям поддержку большую или хотя бы равную той, которая положена приёмным семьям.
Правительство РФ который год пугает население нашей страны, что скоро оно будет вынужденно поднять пенсионный возраст, так как количество в России сегодня очень велико и отчислений работающих граждан в Пенсионный фонд явно не хватает, чтобы формировать из них положенные по закону пенсии.
Но для естественного роста населения нужна не только высокая рождаемость, но и низкая смертность. «Если в перспективе 5-6 лет смертность не снизится до 1,5 миллиона человек в год (а сейчас она в среднем 1,8 миллиона), — предупреждает Топилин, — то стимулированием рождаемости мы не сможем решить задачу естественного прироста».
Демографическую ситуацию в России анализирует в интервью «Русской народной линии» демограф, заместитель руководителя Экспертного центра Всемирного русского народного собора, депутат Тульской городской Думы Владимир Тимаков: Заявление Топилина реалистичное, за исключением 2020 года. Я думаю, что в 2020 году рождаемость будет на уровне 2020 года.
Законодательство РФ не выработало актуального определения понятия «многодетная семья». Статус могут получить те, кто подойдет под требования региональных властей. Именно в их ведении оказался данный вопрос.
Разумеется, бывают случаи, когда родителей признают «утратившими право воспитывать своих детей или ограничивают это право».
В законодательстве прописаны для этого основания: когда родители алкоголики, когда здоровью и жизни детей угрожает опасность.
Демографическая ситуация в России в настоящее время внушает опасения специалистам и ученым-демографам.
Рождаемость в нашей стране падает, а…
Следственные органы Владимирской области после смерти 17-летнего подростка от запущенной стадии рака на фоне равнодушия его пьющей матери требуют, чтобы власти разработали регламент оперативного вмешательства госорганов в жизнь семей, где родители не заботятся о здоровье ребенка, сообщает СУ СКР по региону…
Рекомендуем прочесть: Кто владелецмосковская недвижимость
Институт брака По результатам опроса, 47% россиян не верит в прочность и долговечность брака. 27% соотечественников считаю брак устаревшим явлением. Только 70% опрошенных считают, что заключать брачный союз нужно один раз в жизни и по большой взаимной любви.
- Динамика прироста населения
- Неполные семьи
- Низкий уровень жизни
- Пропавшие дети
- Преступления против несовершеннолетних
- Изъятие из семьи
- Социальные сироты
- Усыновление и возвраты
- Смертность и пороки развития
- Рост числа отклонений при рождении
- Детский церебральный паралич
- Преждевременные роды
- Спорность эффективности ЭКО
- Рост числа инвалидов
- Опасные заболевания
- Несчастные случаи
В России распадается больше половины браков Самая обсуждаемая новость этой недели — распавшийся третий брак российского бизнесмена Романа Абрамовича с основательницей музея современного искусства «Гараж» Дарьей Жуковой.
Число неполных семей за последние годы в России выросло до 30%, сообщил в четверг на Пятом съезде детских омбудсменов уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Также он отметил, что наблюдается неблагополучная ситуация с подростковыми родами.
Неблагополучные семьи — те, в которых присутствуют какие-либо из следующих проблем: зависимость от алкоголя, наркотических веществ, игр (не только на деньги). Сюда же относятся шопоголизм, трудоголизм, пристрастие к постоянным диетам или наоборот — обжорству. Сверхчистоплотность — это тоже своего рода зависимость.
Неблагополучие охватывает самые разнообразные сферы жизнедеятельности семьи. Нарушения в ее структуре и количественном составе, отношения между членами семьи, а также ее взаимодействие с окружающими социальными институтами. К таким показателям неблагополучия можно отнести:
· Частые конфликтные ситуации родителей;
· Алкогольная и наркотическая зависимость и как следствие неадекватное их поведение;
· Неправильные воспитательные методики родителей, вследствие чего деформируется психика ребенка;
· Бедность и безработица;
· Насилие, совращение несовершеннолетних;
· Социальное сиротство, при наличии одного или нескольких родителей;
· Нахождение одного из родителей в местах не столь отдаленных;
· Создание в месте проживания притона.
В результате чего наступает социальное неблагополучие? Причины можно условно разделить на 5 групп:
· Социально-экономические (катастрофическая нехватка денег, нищета, плохие условия для жизни несовершеннолетнего);
· Социально-психологические (негативные взаимоотношения супругов, частые конфликтные ситуации в родительской семье, а также жестокое обращение с ребенком, что негативно сказывается на его психике);
· Личностные причины (которые заключаются в особенности личности родителей, например неустойчивая психика или определенные акцентуации характера);
· Отрицательные отношения и грубое общение между супружеской парой (скандалы, безразличие, упреки, порицание).
Также за исключением вышеупомянутых причин можно выделить субъективные и объективные факторы социального неблагополучия. К субъективным факторам относится: аморальный образ жизни родителей, недостаточное психическое развитие, эмоциональная холодность. Причины объективного характера заключаются в низком материальном уровне жизни, плохих жилищных условиях, наличии проблем психологического характера, и угнетение положения женщины в семье.
Как правило, в неблагополучных семьях основной удар приходится на детей, их психика, как губка впитывает весь негатив, происходящий в семье. Их нахождение в таких условиях опасно, поскольку:
· Детскую психику можно охарактеризовать как не устойчивую и не до конца сформированную;
· У детей отсутствует жизненный опыт, и явления, происходящие в семье, берутся за основу;
· Дети подвержены нападкам, грубости и жестокому обращению родителей;
· Несовершеннолетнему в такой семье мало душевного тепла, общения, как следствие, он ищет это за пределами дома, что может привести к бродяжничеству и побегам из дома;
· Непринятие в коллективе сверстников, поэтому дети ищут понимания и одобрения у сверстников со схожими жизненными ситуациями, как результат – влияние плохой компании.
Живя в неблагоприятных условиях, дети получают глубокую душевную и психологическую травму, что очень мешает им в дальнейшей жизни выстроить свои, нормальные отношения с людьми. Если малыш все детство находился в окружении алкоголиков, наркоманов, рос в грубой атмосфере – это становится для него нормой и вполне вероятно, что он будет жить таким же образом.
Типы неблагополучных семей
Выделяется две основные формы семей, для которых характерно социальное неблагополучие:
1. Скрытая форма неблагополучия, которые стараются не афишировать свою несостоятельность в обществе, однако за закрытой дверью их дома происходят недопустимые события: побои, жестокое обращение, приобщение детей к алкоголю и прочие негативные моменты. Воспитание детей в такой семье деструктивно влияет на личность малыша. При посторонних людях такая семья ведет себя положительно и производит благоприятное впечатление.
2. Открытая форма неблагополучия, для которых характерны открытые формы конфликтного общения, несовершеннолетний в такой семье предоставлен сам себе, со стороны родителей он чувствует холодность и непринятие, как результат у ребенка происходит формирование стыда за себя, семью перед обществом, возникают различные страхи перед своим будущим. Наиболее ярким примером такой семьи является семья алкоголиков и наркоманов, где кроме данной проблемы наблюдается масса других.
Для поддержки используются разные виды мероприятий, направленные на повышение социального статуса:
- Психологическая помощь. Неблагополучная и сложная семья может рассчитывать на консультацию педагога, специализирующегося на работе с проблемными детьми.
- Экономическая помощь. Если тяжелое положение неблагополучной семьи связано с низким уровнем дохода, государство предоставляет пособия, льготы и субсидии.
- Социальная помощь. Чтобы дети из неблагополучной семьи смогли адаптироваться в обществе, для них организуются специальные мероприятия, включающие в себя обучающие и развлекательные программы.
Педагоги и психологи дают несколько рекомендаций для поддержания здоровой атмосферы в доме:
- Уделять больше внимания ребенку. Психологически неблагополучная семья часто характеризуется отсутствием интереса у родителей к потребностям и желаниям детей.
- Проводить время вместе. Чтобы сблизиться и лучше понять друг друга, родители и дети должны больше общаться и обмениваться мнениями.
- Своевременно обращаться за помощью. Если родители не могут самостоятельно справиться с воспитанием детей, лучше попросить поддержку у социальных работников. Профессиональные психологи помогут наладить отношения с ребенком.
Проблема воспитания детей нашла отражение и в кинематографе. Понятие «неблагополучная семья» раскрывается во многих фильмах:
- «Жизнь этого парня». Фильм с участием Леонардо ДиКаприо и Роберта Де Ниро рассказывает историю семьи, из которой ушел отец. Мать привела в дом отчима, оказавшегося садистом и тираном.
- «Зимняя кость». Фильм о 17-летней девочке, отец которой сидит в тюрьме за наркоторговлю, а мать серьезно больна. Подростку приходится заботиться не только о себе, но и о младших братьях и сестрах.
- «Возьми мои глаза». В фильме раскрывается проблема семейного насилия и тирании со стороны отца.
Факторы воспитания бывают не только положительными, но и отрицательными. Их отличие состоит в том, что в одних семьях ребёнка контролируют и балуют в меру, воспитывают как в строгости, так и в ласке, не обижают, оберегают и т. д. Другие семьи не могут так себя вести. В них постоянные крики, ссоры, упрёки или рукоприкладство.
Любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость. На неблагополучные семьи необходимо обращать внимание всем окружающим. Ведь, возможно, от них зависит будущее детей.
Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.
Когда ребёнок идёт первый раз в садик или школу, в начале учебного года собираются сведения о каждой семье. То есть создаётся комиссия, которая посещает квартиру, где проживает ребёнок. Осматриваются условия его жизни, проводится общение с родителями и детьми.
Что же делать, если ребёнку в недрах семьи опасно жить? Конечно же, его отправляют на определённое время в стационарное отделение специального учреждения. Он там находится до тех пор, пока с родителями работают социальные сотрудники, которые пытаются помочь.
Есть ряд проблем как у детей, так и у родителей. Очень часто можно наблюдать детей-беспризорников, которые похожи на бомжей. По сути, так оно и есть. Ведь ребёнку легче проводить время на улице. Там их не бьют и не обижают, что для детей очень важно в любом возрасте.
Очень часто социальным службам тяжело работать с семьями, где выявлено неблагополучие. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих людей. Когда начинают психологи или педагоги общаться со взрослыми и детьми, они видят, что те не идут на контакт. Чем глубже их неблагополучие, тем сложнее складывается разговор.
Родители неблагополучных семей враждебно относятся к тем людям, которые пытаются научить их жизни. Они считают себя самодостаточными, взрослыми и не нуждающимися в поддержке. Многие не понимают, что им помощь необходима. Как правило, сами родители не могут выпутаться из таких проблем. Однако и признать себя беззащитными они не готовы.
Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.
Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.
Неблагополучные семьи в школе – это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.
Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте. Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.
После вышеперечисленного можно сделать вывод: если вовремя выявить социально-неблагополучные семьи, тогда можно избежать в будущем серьёзных проблем как со взрослыми, так и с детьми.
Изначально определяется состояние родителей и их ребёнка. Специалисты устанавливают особенности поведения, обучения, социализации и многое другое. В случае необходимости предлагается семьям помощь. Если от неё отказываются, тогда приходится применять к родителям, а также их детям принудительные меры. Это может быть лечение, обучение и т. д.
Специалисты на первом этапе обращают внимание на бытовые условия: где играют дети, выполняют домашнее задание, есть ли у них собственный угол для отдыха и развлечений. На втором этапе смотрят на жизнеобеспечение и здоровье: оформлены ли льготы или субсидии, какое самочувствие у каждого члена семьи.
Третий этап – воспитательный. Здесь заостряется внимание на эмоциях или переживаниях как семьи в целом, так и каждого её члена по отдельности. Если у детей обнаружены физические или психологические травмы, их легче искоренить на начальной стадии развития.
Неблагополучные семьи — те, в которых присутствуют какие-либо из следующих проблем: зависимость от алкоголя, наркотических веществ, игр (не только на деньги). Сюда же относятся шопоголизм, трудоголизм, пристрастие к постоянным диетам или наоборот — обжорству. Сверхчистоплотность — это тоже своего рода зависимость.
Очень многие люди страдают от той или иной зависимости, которая со временем только развивается.
Зависимость — это психологическая болезнь, которая мешает нормальному построению взаимоотношений в семье. Их разновидностей существует очень много, но я хочу поговорить о самых заметных и часто встречаемых зависимостей.
Как определить неблагополучную семью:
- физическое насилие над своим супругом или ребенком (а иногда и первое, и второе);
- постоянное ощущение напряжения между членами семьи, частые споры без видимой причины;
- продолжительная холодность между родителями — супруги могут днями, и даже неделями не разговаривать
- борьба родителей за любовь ребенка;
- различные системы ценностей у отца и матери, что мешает благополучному развитию семьи;
- конкурентность между родителями и даже родителями и детьми;
- отчужденность одного родителя, не позволяющая наладить контакт с другими родственниками (сам родитель считает, что окружающие сами не хотят сближения);
- оба родителя или один из них ставит жесткие рамки в воспитании, требования к уровню дохода, способу заработка, или слишком сильно увлечен чем-либо — спортом, способами физического удовольствия и прочими направлениями.
Если присмотреться, вокруг есть множество примеров семей с подобными проблемами. Все эти причины приводят к одному — супруги сосредоточены не на отношениях между собой и своими детьми, а на “правильной жизни”, соблюдении определенных правил. И их действия направлены на удовлетворение своих потребностей, пагубных желаний.
Зависимый человек никогда не признается, что он зависим.
Сложнее всего раскрыть глаза человека на его внутреннюю проблему. Сразу включается защитная реакция и он начинает отрицать доводы, находя себе оправдания.
Психологически неблагополучная семья бывает двух видов:
- когда психологическая проблема есть у одного из партнеров;
- когда проблемами страдают оба партнера.
В обоих случаях детская психика травмируется с раннего детства, но во втором случае она попросту может разрушиться.
“Мой отец страдал алкоголизмом, а мама половину своей зарплаты тратила разные безделушки. Половина нашей квартиры была уставлена никому ненужными вещами. Иногда мама могла купить очередное зеркальце или фен просто потому что на них была скидка. А папа в свой выходной мог начать пить уже с обеда. Ни одного выходного он не был трезвым.
Родители часто ругались: мама упрекала папу за его пристрастие к алкоголю, а он в свою очередь ее за любовь к бессмысленным покупкам.
На меня они практически никогда не обращали внимания. Мама бывало брала меня с собой при очередном наплыве шопоголизма, могла накупить не сочетающейся между собой одежды, которую я после стеснялась одевать. А отец изредка покупал сладости.
У нас никогда не было семейных праздников, а внимание родителей ко мне увеличивалось после их ссор и быстро заканчивалось…”
В таких условиях ребенок — не важно, девочка это или мальчик — разрушается психологически. Он не получает образ нормальных отношений, и во взрослой жизни ему сложно найти психологически здорового партнера и построить гармоничный союз.
Ребенок наблюдает за попытками родителей избавить друг друга от психологической проблемы. При этом они своими действиями подталкивают друг друга на разрушение его отношений с ребенком.
Человек, выросший в неблагополучной семье, не понимает, какими должны быть нормальные отношения между мужчиной и женщиной. В будущем он притягивает к себе такого же психологически несформированного человека. И эти отношения еще более разрушительны, чем отношения родителей.
В большей степени в неблагополучных семьях страдают дети. В большинстве случаев, их признают социальными сиротами и распределяют в детские дома. Существует несколько опасностей нахождения ребенка в неблагополучной семье:
- Неокрепшая психика;
- Отсутствие жизненного опыта;
- Подверженность нападениям со стороны родителей;
- Побеги из дома и бродяжничество;
- Недостаточность общение;
- У детей из неблагополучных детей увеличивается риск получения инфекционных заболеваний;
- Насмешки со стороны сверстников.
Дети, живущие в неблагополучных семьях, получают морально-психологическую травму, которая, может, серьезно помешать их дальнейшей жизни. Часто, встречаются случаи, что если ребенок все свои юные годы находился в компании пьющих людей или наркоманов, то, скорее всего, он начнет в жить подобным образом. Как правило, всего существует несколько типов неблагополучных семей.
Существует два основных типа неблагополучной семьи:
- Группы людей с открытой формой неблагополучия, где встречаются открытые конфликты, за которыми можно наблюдать со стороны;
- Группы людей со скрытой формой неблагополучия – это семьи, которые по первичным признакам имеют респектабельный вид, но, на самом деле в ней есть множество нарушений.
Что значит “неблагополучная семья”
3 октября Вредные привычки, причины и их последствия
16 апреля СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, чьи дети биологически уже старшеклассники, а психологически еще подростки.
3 марта Способы эффективного общения с подростками
29 января Семья и подросток
18 ноября 2020 Переходный возраст. Чем помочь подростку в поисках смысла жизни и себя.
18 ноября 2020 6 родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребёнком.
16 ноября 2020 7 способов разрушить самооценку ребенка и даже не заметить этого.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Демографическая ситуация в России в настоящее время внушает опасения специалистам и ученым-демографам.
По госпрограмме государство оплачивает молодой малообеспеченной семье до 30% от стоимости недвижимости или до 35% – при наличии детей.
Согласно классификации психолога В. В. Юстицкиса, существуют еще несколько видов скрытых форм семейного неблагополучия.
Оптимальный вариант — это семейная форма устройства детей — когда в одной небольшой группе оказываются дети разного возраста, в том числе братья и сестры. И при этом учатся они в обычной школе, ходят в ближайший детский сад и лечатся в районной поликлинике. Таким опытом поделилась Москва.
Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет.
Статистика семей в мире показывает, что в индустриальных западных обществах широкое распространение получил нуклеарный тип. На его долю приходится 87% браков. Однако больше половины из них их распадается. В антисоциальных семьях родители прибегают к физической силе, могут заставить ребенка стоять на паперти, воровать, искать еду и одежду на свалках. Родители не знают, что такое моральные ценности и не придерживаются никаких общественных норм и правил.
Почему так много людей оказалось за этой неприятной чертой? Статистики объясняли это тем, что завышена сама планка, по которой проводилась оценка – поскольку вырос прожиточный минимум, опередив инфляцию. Не случись этого, всё бы осталось, как и прежде.
Та же проблема возникает и с детьми, которых помещают в социальные центры, где занимаются семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Однако ситуация в мире такова, что социальное неблагополучие получает все большее распространение. И вне зависимости от факторов, его породивших данное явление отрицательно сказывается на развитии и несформировавшейся психике ребенка.
Неблагополучные семьи становятся объектом наблюдения со стороны социальных, государственных и психологических учреждений. Так какая же семья может считаться неблагополучной, какие меры стоит принять обществу для оказания помощи и исправления ситуации будет рассмотрено далее.
Неблагополучие охватывает самые разнообразные сферы жизнедеятельности семьи. Нарушения в ее структуре и количественном составе, отношения между членами семьи, а также ее взаимодействие с окружающими социальными институтами.
Благополучие и неблагополучие – понятия относительные, у них нет четкого определения ни в законных актах, ни в психологических учебниках. Однозначно определить статус неблагополучной семьи можно только при совместной работе психологов, полиции, социальных служб.
Иногда проблемы могут возникнуть в самой обычной ячейке общества из-за временных трудностей материальных, моральных (стрессы, усталость на работе родителей, проблемы с финансами). В этом случае своевременное оказание помощи специалистов может в кратчайшие сроки восстановить нормальные отношения среди родных людей, избежать присвоения статуса неблагополучной.
Но существуют семьи, в которых проблемы, аморальное поведение и другие отклонения от социальной нормы стали привычными, другой жизни и другого поведения дети, воспитывающиеся в таких условиях, просто не знают. Помощь неблагополучной семье в этом случае выражается в длительной работе психологов, органов соцзащиты. Возможно, даже с размещением отдельных взрослых в специальных учреждениях, или помещением несовершеннолетних в государственные детские дома или больницы.
Среди неблагополучных семей можно условно выделить два типа:
- Явно неблагополучные. К ним относятся аморальные, асоциальные, семьи алкоголиков и наркоманов, так называемые конфликтные, неполные ячейки общества.
- Скрытые неблагополучные. В этом случае внешне проблемы никак не проявляются, все члены этой семьи ведут вполне нормальный образ жизни, социально активны, со стороны выглядят благополучно. Но внутрисемейные отношения чаще всего характеризуются отсутствием моральных ценностей, антисоциальными установками, неблагоприятным поведением родителей.
Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно — и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья — это не синоним асоциальной семьи.
Причины объективного характера заключаются в низком материальном уровне жизни, плохих жилищных условиях, наличии проблем психологического характера, и угнетение положения женщины в семье.
Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.
Предстоит также серьезно поработать над защитой имущественных прав детей сирот. С одной стороны, во многих регионах даже нет практики выдавать школьникам карманные деньги — дети живут на всем готовом и порой выходят в большую жизнь, не имея элементарных навыков обращения с деньгами и собственностью.
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
- Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия — так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально — криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).
- Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
Консультация «Неблагополучные семьи. Какие они?»
Семейная история, традиции, общение, воспитание — все это формирует личность ребенка. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь. Поэтому очень важно, чтобы родители четко знали и понимали, какие у малыша есть потребности.
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания» — считает М. И. Буянов, — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи». Открытая форма неблагополучия, для которых характерны открытые формы конфликтного общения, несовершеннолетний в такой семье предоставлен сам себе, со стороны родителей он чувствует холодность и непринятие, как результат у ребенка происходит формирование стыда за себя, семью перед обществом, возникают различные страхи перед своим будущим.
Социальная статистика делит семьи, исходя из их состава, на нуклеарные и расширенные. Расширенный тип семьи включает несколько поколений кровных родственников, в то время как в нуклеарном типе ядром семейных взаимоотношений являются родители и дети.
На нуклеарные семьи приходится 87% всех браков. Кризис в отношениях наступает, как показывает статистика между пятым и девятым голом совместной жизни, поэтому на данный период приходится 25% всех разводов.
По данным 2016 г у 12,1% распавшихся пар было двое и более детей, а у 56,7% распавшихся пар детей вообще не было.
На формирование маленького человека большое влияние оказывают те, кто его окружает. Довольно часто семья ребенка имеет проблемные обстоятельства, например, кто-то из членов семьи употребляет наркотики или алкоголь, кто-то практикует в разных формах домашнее насилие.
Внешне семья может казаться благополучной, но внутри такой семьи принято скрывать и подавлять эмоции, практикуется авторитарно-подавляющий или гиперопекающий стиль воспитания.
Ребенок, выросший в дисфункциональной семье, имеет целый ряд особенностей:
- заниженная или компенсаторно-завышенная самооценка;
- высокая тревожность, низкая стрессоустойчивость, преувеличение проблемных ситуаций;
- проблемы в общении с людьми, с построением отношений;
- выбор партнеров с проблемным поведением, которое транслировалось в родительской семье – это зависимость, агрессия, эмоциональное подавление, воспринимавшиеся нормой;
- зависимость от чужого мнения, неумение отказать и др.;
- склонность к периодическим проявлениям печали, апатии, ощущению бессилия, деструктивный внутренний диалог;
- склонность к накоплению негатива;
- жизненный успех не приносит радости и обесценивается;
- склонность к различным видам зависимого поведения и желание отвлечься от негативных эмоций.
К счастью, если человек захочет, от этих особенностей можно избавиться вследствие системной терапевтической работы.
Статус матери-одиночки в России Помимо этого разрабатываются дополнительные меры помощи социально-незащищенным слоям населения, к которым относятся и одинокие матери.В России число неполных семей за последние годы выросло до 30 процентов.
/ / По данным, представленным в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, размещённой на сайте Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей видим, что количество полных семей неуклонно сокращается на 11,2%, а % неполных семей растет на 3%.
Что собой представляют неблагополучные семьи и чем они опасны
Это новые формы современного брака В семье, как и в жизни нет определенного шаблона по которому лучше всего жить или следуя которому можно построить долгие и счастливые отношения со своей второй половинкой.
Давайте разберемся, что же все-таки такое семья. какая она в нашем сегодняшнем мировоззрении, какие существуют модели современной семьи.
браков. Показатель вырос с 1960 года минимум в два раза. Кризисный периодСтатистика распада семей показывает, что основной кризис в отношениях наступает между пятым и девятым годом совместной жизни. На этот отрезок времени приходится 25% всех разводов.
Количество малоимущих российских граждан поражает воображение даже экспертов. Они подсчитали людей, живущих за чертой бедности за два квартала этого года.
Уровень бедности в России 2021 года показала статистика – он носит специфический характер, а показатель ее уровня повышается ежегодно. Согласно данным Росстата, за черту бедности «отброшено» более 20 млн. наших соотечественников. Это свыше 15% населения России.
Согласно результатам опроса, семья считается бедной, если на каждого ее члена приходится ежемесячно менее 15000 рублей.
Количество сирот в России снизилось до рекордно низкого уровня. По состоянию на 1 сентября года в банке данных о детях-сиротах числятся 47,8 тыс.
За последние десять лет воспитанников в детских домах стало на 67,8 тыс.
Эксперты связывают уменьшение численности сирот с развитием в России системы устройства детей, упрощением процедуры усыновления и предоставлением налоговых льгот приемным семьям.
Главным признаком неблагополучных семей россияне, которые с ними знакомы, считают нехватку денег на самое необходимое (47%), безработицу (17%) и алкогольную или наркотическую зависимость (12%).
Только 2% заявили, что считают неблагополучными многодетные семьи, а еще 4% отнесли к таковым матерей-одиночек и неполные семьи.
При этом россияне, которые знакомы в основном с семьями, живущими хорошо, назвали неблагополучными те семьи, члены которых страдают алкогольной или наркотической зависимостью (49%), имеют низкий уровень жизни (19%), а также не следят за детьми и не работают (по 6%).
Рекомендуем прочесть: Штраф при утере паспорта 2021
- заявление;
- справка с места работы другого супруга, о том, что он не получал этих денежных средств.
- паспорт гражданина РФ;
- копии документации, подтверждающие законность усыновления (договор усыновления, справка о смерти родителей, копия постановления суда о лишении прав настоящих родителей);
- свидетельство об усыновлении (удочерении);
- Получить решение органов опеки об усыновлении (удочерении).
- Подготовить пакет документов, свидетельствующих об усыновлении.
- Обратиться в органы опеки по месту жительства приемной семьи с просьбой и заявлением.
- Получить единовременную выплату.
В 2021-2021 годах государство продолжит поддерживать семьи, воспитывающие приемных малышей.Изменения на государственном уровнеПрошел всего год с начала вступления проекта «Десятилетие детства» в силу, а программа уже дала свои результаты.
Живя в неблагоприятных условиях, дети получают глубокую душевную и психологическую травму, что очень мешает им в дальнейшей жизни выстроить свои, нормальные отношения с людьми. Если малыш все детство находился в окружении алкоголиков, наркоманов, рос в грубой атмосфере – это становится для него нормой и вполне вероятно, что он будет жить таким же образом.
Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.
Предстоит также серьезно поработать над защитой имущественных прав детей сирот. С одной стороны, во многих регионах даже нет практики выдавать школьникам карманные деньги — дети живут на всем готовом и порой выходят в большую жизнь, не имея элементарных навыков обращения с деньгами и собственностью.
Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний).
Неблагополучная семья: характеристика. Дети из неблагополучных семей
В отличие от браков, количество разводов с 1950 года увеличилось в 13 раз и в 2012 году составило 644.101 развод (или 4,5 на тысячу населения). Наибольшее число разводов, как в абсолютном, так и в относительном выражении, было зафиксировано в 2002 году.
Итак, мужчины, в среднем, удовлетворены своим браком в несколько большей степени, чем женщины. (Всероссийская перепись населения состоялась в октябре — декабре 2010 года) выросло до 1 млн 566 тыс.
Это на 25% больше показателей последней Всероссийской переписи. Зампред комиссии Общественной палаты РФ по защите семьи, детей и материнства Павел
дают яркий пример того, что нужно иметь большие семьи».
Сычёв пояснил, что в России среди эффективных мер соцподдержки — материнский капитал, льготная ипотека, различные субсидии, федеральные и региональные программы помощи семьям.
«Это свидетельство того, что маткапитал работает, поскольку он направлен не на первого ребёнка.По данным последнего десятилетия преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, — 67% семей.
Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.
Предусматриваются льготы на прохождение лечебных процедур и на обучение. Ребенку без отца полагается бесплатное 2-разовое питание в школе и ежегодные путевки в санаторий.Кроме того, мать будет считаться одинокой, если: Таким образом, кто считается матерью-одиночкой по закону, более-менее понятно, теперь можно переходить к рассказу о том, что дает этот статус.
Остальные пополняют ряды безработных, криминальные структуры. В отличие от взрослого населения молодежь не обладает иммунитетом против антисоциальных явлений, поэтому, как правило, именно молодые идут в преступный бизнес.
Девочки занимаются проституцией, а парни — рэкетом, наркобизнесом и так далее.
Число преступлений, совершаемых подростками, растет. По данным МВД, 182 тысячи преступлений приходится на несовершеннолетних.Принимаемые государством меры Хасанова оценила как позитивные.
«Материнский капитал повлиял на небольшой рост числа третьих и вторых рождений.
Бывают исключения. Так, в 2021 году индексация вообще не проводилась, несмотря на рост инфляции. В 2021 году некоторые регионы заявили о повышении пособий. В их число вошла столица. Ежемесячные выплаты приемным семьям в Москве составят 16.5 тыс. руб.
на ребенка до 12 лет, для подростка от 12 до 18 лет – 22 тыс. руб. Семью не зря называют ячейкой общества или, как сейчас модно говорить, социума.
Если сравнить общество с пчелиными сотами, то каждая семья — это действительно отдельная ячейка этих сот, занимающая совершенно конкретное пространство в совершенно конкретной квартире.
2021 кого относят к неблагополучным семьям
Объект недвижимости должен состоять на кадастровом учете и иметь кадастровый номер! Регистрация прав на объект недвижимости — вторична. Кадастровый учет — первичен.
Кадастровые документы для Росреестра готовят теперь сертифицированные специалисты — кадастровые инженеры. Список специалистов есть на официальном сайте Росреестра.
: Узнать Номер Учетного Дела По Улучшению Жилищных Условий
Вчера ехала в автобусе и разговаривали 2 женщины, у обеих дети маленькие и так поняла, что не замужние.Пошла у них речь о том, что вот бы родить ещё раз, да вначале надо папу найти, не самца, а именно папу! Да вот печалька, хороших мужиков ещё щенятами разобрали.Позабавило меня эта фраза «Щенята». Наибольшее число браков — 1316 тысячи — было зарегистрировано в 2021 году.
В таких условиях ребенок — не важно, девочка это или мальчик — разрушается психологически. Он не получает образ нормальных отношений, и во взрослой жизни ему сложно найти психологически здорового партнера и построить гармоничный союз.
Проблемы неблагополучных семей
У детей, выросших в неблагополучной семье, нарушена способность чувствовать понимать окружающих людей. Из-за неспособности понимать истинное отношение окружающих нет возможности любить истинной любовью и получать ее в ответ.
Статистика отмечает в 2021 году 157 случаев лишения родительских прав. Однако наблюдаются многочисленные злоупотребления в этой сфере. В 2021 году из российских семей было изъято более 300 тыс. ребят, из них около четверти возвращено обратно, что говорит о необоснованности принятых мер.
Пока новшество начало действовать по отношению к государственным служащим – женщинам до 63 лет, мужчинам до 65. Узнайте, насколько увеличили пенсионный возраст в странах Европы и США в этой рубрике. Прогнозы и реальность о численности пенсионеров В течение 2021 года численность пенсионеров в России увеличилась больше чем на 600 000 человек.
В то же время обращает на себя внимание динамика отношения молодых респондентов к возможным соседям-геям в сравнении с 2021 годом. Если доля тех, кто к соседству с однополой парой отнеслись бы с раздражением и неприязнью сократилась с 30 до 25%, то заметно стало больше респондентов, которые отнеслись бы к такой вероятности с недоверием и страхом — с 7 до 22%. Тех, кто встретил бы такое соседство с интересом и готовностью общаться, стало вдвое меньше: с 6% этот показатель сократился до 3%.
Таким образом, 4 умножается на 18, получается 72 кв. м, которые могут быть предоставлены семье. Но у семьи в собственности уже есть квартира общей площадью 55 кв. м. Значит, от 72 необходимо вычесть 55, получается 17 кв. м. – это и есть общая площадь жилья, необходимая для обеспечения членов семьи по норме предоставления;
Каждый субъект РФ разрабатывает собственные постановления, устанавливающие льготы малоимущим, размеры выплат и виды субсидий. Эти регламентирующие документы, в свою очередь, опираются на положения Конституции РФ и на основные федеральные законы, курирующие данное направление социальной деятельности.
· Семья с алкогольной зависимостью или супружеские пары с аморальным поведением. Родители целиком и полностью уходят в алкогольную «сказку», забыв тем самым о воспитании и уходе за ребенком. Их лучшим другом является зеленый змий, ребенок же в такой семье предоставлен сам себе, жизнь становится невозможной и ребенок при живых родителях превращается в социального сироту. Под влиянием алкоголя в семье происходят ссоры, драки, безразличие к детям, небезопасное пребывание с родителями. Дети вырастают с надломленной психикой, недоверием к людям, ощущением недолюбленности и здесь возможно два развития событий: либо полное отвращение к алкоголю, либо приобщение к вредной привычке.
2. Открытая форма неблагополучия, для которых характерны открытые формы конфликтного общения, несовершеннолетний в такой семье предоставлен сам себе, со стороны родителей он чувствует холодность и непринятие, как результат у ребенка происходит формирование стыда за себя, семью перед обществом, возникают различные страхи перед своим будущим. Наиболее ярким примером такой семьи является семья алкоголиков и наркоманов, где кроме данной проблемы наблюдается масса других.
· Конфликтная семья. Скандалы и ссоры родителей или нападки на ребенка являются нормальным явлением. Родители не думают о том, что своим поведением наносят вред ребенку. Для них приоритетнее доказать свою правоту и значимость своего мнения. В семьях, где царят частые конфликты, отсутствует необходимая ребенку моральная поддержка, ссоры здесь происходят из-за неумения общаться, каждый из родителей направлен на себя, здесь нет понятия «мы», сплоченности и общности, а есть только «я» и «мое». Дети, ежедневно слушая эти склоки, получают негативный опыт общения и, не видя иного общения, могут применять эту манеру в своей взрослой жизни. Поэтому, даже не видя выхода в разрешении конфликтной ситуации втягивать ребенка или ссориться при нем крайне не желательно, о своем ребенке нужно заботиться не меньше, чем о себе.