Правила списания транспортно-заготовительных расходов (тзр 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила списания транспортно-заготовительных расходов (тзр 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Выбор способа учета ТЗР зависит от особенностей организации, доли этих расходов в стоимости МПЗ, количества остатков МПЗ на конец отчетного периода и прочих факторов. При формировании учетной политики необходимо перебрать все доступные способы учета и распределения ТЗР, поскольку они могут существенно влиять на финансовый результат организации.

  • Определение и способы учета ТЗР
  • Учет ТЗР в фактической стоимости материалов на счете 10 «Материалы»
  • Учет ТЗР отдельно на субсчете к счету 10 «Материалы»
  • Учет ТЗР на счете 15.01 «Заготовление и приобретение материалов»
  • Упрощенные способы учета ТЗР

  • С 1 ноября 2021 года запущены новые меры поддержки бизнеса

    5,2 тыс. 0

    Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:

    1. Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
    2. Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.

    В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.

    При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:

    • применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
    • путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
    • отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).

    Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).

    ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике.

    В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:

    • при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
    • при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.

    Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.

    Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:

    • прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
    • обособленное отражение операций по доставке.

    В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:

    ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).

    Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада). Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.

    Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены). Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.

    ВАЖНО!
    Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.

    Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.

    Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:

    • Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
    • Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
    • Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
    • Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.

    Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:

    • Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
    • Д19 – К60 – принят к учету НДС;
    • Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
    • Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
    • Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.

    При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.

    Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?

    • 10 — Материалы
    • 10.10 — Транспортно-заготовительные расходы
    • 19 — Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
    • 20 — Основное производство
    • 23 — Вспомогательные производства
    • 25 — Общепроизводственные расходы
    • 26 — Общехозяйственные расходы
    • 60 — Расчеты с поставщиками и подрядчиками
    • 60.01 — Расчеты с поставщиками и подрядчиками
    • 68 — Расчеты по налогам и сборам
    • 68.2 — Налог на добавленную стоимость
    • 90 — Продажи
    • 90.2 — Себестоимость продаж

    Ниже приведены проводки, отражающие учет ТЗР с использованием отдельного субсчета счета 10. Данные проводки отражают распределение сумм ТЗР на основные счета учета расхода материалов

    Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
    10.10 60.01 Отражается поступление ТЗР от контрагентов Сумма ТЗР Акт выполненных работСчет фактура
    19 60.01 Выделен НДС, относящийся к ТЗР Сумма НДС Акт выполненных работСчет фактура
    68.2 19 Отражается НДС к возмещению из бюджета Сумма НДС Счет фактураКнига покупокАкт выполненных работ
    25 10.10 Отражается списание ТЗР на счет учета общепроизводственных расходов материалов за отчетный период Расчетная сумма ТЗР к списанию Бухгалтерская справка-расчет
    26 10.10 Отражается списание ТЗР на счет учета общехозяйственных расходов материалов за отчетный период Расчетная сумма ТЗР к списанию Бухгалтерская справка-расчет
    23 10.10 Отражается списание ТЗР на счет учета расхода материалов на вспомогательные производства за отчетный период Расчетная сумма ТЗР к списанию Бухгалтерская справка-расчет
    20 10.10 Отражается списание ТЗР на счета учета расхода материалов на основное производство за отчетный период Расчетная сумма ТЗР к списанию Бухгалтерская справка-расчет
    90.2 10.10 Отражается списание ТЗР на счета учета продажи материалов за отчетный период Расчетная сумма ТЗР к списанию Бухгалтерская справка-расчет

    В бухучете транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитывайте одним из следующих способов:

    • непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
    • обособленно на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
    • обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 »Материалы», например на субсчете »Транспортно-заготовительные расходы».

    Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике. Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

    Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведите. При поступлении материалов сделайте проводки:

    Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75…)
    – отражено поступление материалов;

    Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26…)
    – отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

    Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов сделайте следующие проводки:

    Дебет 10 субсчет »Сырье и материалы» Кредит 60 (20, 21, 75…)
    – отражено поступление материалов по учетной стоимости;

    Дебет 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26…)
    – учтены ТЗР.

    Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:

    Дебет 15 Кредит 60 (76)
    – отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

    Дебет 15 Кредит 60 (76)
    – учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;

    Дебет 10 Кредит 15
    – оприходованы материалы по учетной цене.

    Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывайте в момент оприходования материалов проводками:

    Дебет 16 Кредит 15
    – отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;

    Дебет 15 Кредит 16
    – отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

    Если ТЗР отражаются обособленно, то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов. Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними. Из этого правила есть исключение. Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:

    • либо на счете 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы»;
    • либо на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»).

    Такой порядок предусмотрен пунктом 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

    Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухучете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:

    • планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
    • договорную цену;
    • фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
    • среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

    Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть. Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформите это в конце месяца проводкой:

    Дебет 20 (23, 25, 26…) Кредит 16 (10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы»)
    – списаны ТЗР по израсходованным материалам.

    Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:

    • сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
    • средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
    • сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;
    • сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
    • сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.

    Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).

    К ТЗР, например, могут относиться:

    • оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
    • оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
    • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
    • плата за временное хранение грузов;
    • другие расходы.

    Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).

    В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).

    Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:

    • в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
    • на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

    Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

    В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.

    Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

    Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:

    1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

    2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.

    3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).

    4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

    При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).

    При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).

    Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:

    • включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
    • учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

    Согласно статье 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

    Транспортные расходы в торговле: проводки, учет ТЗР, ФСБУ «Запасы»

    Организация ООО «Новый интерьер» (применяет ОСНО, метод начисления, положения ПБУ 18/02). Одним из видов деятельности ООО «Новый интерьер» является оптовая торговля. Начиная с 2016 года, согласно учетной политике организации, стоимость транспортных расходов не включается в фактическую стоимость товаров, а относится на издержки обращения. На начало 2016 года остатка транспортных расходов нет, а на складе имеется остаток товаров на сумму 80 000,00 руб.

    В январе 2016 года ООО «Новый интерьер» были осуществлены следующие хозяйственные операции:

    • приобретены товары у поставщика — 120 000, руб.;
    • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 20 000,00 руб.;
    • покупателям реализованы товары, их себестоимость — 92 000,00 руб.;
    • покупателям отгружены товары без перехода права собственности, их себестоимость — 12 000,00 руб.

    В феврале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществило следующие хозяйственные операции:

    • приобретены товары у поставщика — 80 000, руб.;
    • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 11 760,00 руб.;
    • покупателям реализованы товары (с учетом отгруженных в январе без перехода права собственности), их общая себестоимость — 72 000, 00 руб.

    Операции по поступлению товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Покупки). В результате проведения документов вида Поступление товаров формируются проводки:

    Дебет 41.01 Кредит 60.01
    — на стоимость товара без НДС;
    Дебет 19.03 Кредит 60.01
    — на сумму НДС по поступившему товару.

    Операции по поступлению услуг по доставке приобретенных товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 1).

    Если организация отличается ограниченной номенклатурой изготавливаемых продуктов и небольшими оборотами, вся сумма ТЗР напрямую учитывается в структуре себестоимости. Но на практике такое встречается не слишком часто.

    Обычно фирмы работают сразу в нескольких направлениях и выпускают продукты в достаточно широком ассортименте. Поэтому ТЗР в течение определённого временного отрезка учитываются отдельно, а затем особым образом распределяются между произведенными (проданными) товарами и оставшимися в складских помещениях ценностями.

    Существует формула, по которой рассчитывается процент распределения этого вида издержек:

    (ТЗРнач + ТЗРотч)/(МЦкон + РМЦотч)*100%, где

    ТЗРнач – величина расходов на начало периода;

    ТЗРотч – издержки, произведенные в течение периода;

    МЦкон – сумма материальных ценностей, имеющая место на конец периода;

    РМЦотч – величина таких расходов, осуществленных в течение периода.

    Рассмотрим, как учитываются ТЗР в бухгалтерии.

    Организации, работающие на упрощенной системе налогообложения, имеют возможность относить ТЗР к издержкам того временного отрезка, в котором они были осуществлены. Остальные же субъекты хозяйствования должны учитывать такого рода траты по одному из имеющихся способов.

    Существует несколько вариантов «обращения» с ТЗР. Выбор конкретного из них определяется индивидуальными характеристиками предприятия: его размерами, масштабами хозяйственной деятельности, особенностями выпускаемой продукции и т.д.

    Лучше понять сущность вышеописанного способа можно с помощью примера.

    Пример. ООО «Сказка» получила счет на сумму 4 000 рублей от компании-перевозчика за транспортировку товара. Груз представляет собой 3 вида шоколада. Данные по этой ситуации приведены в таблице.

    Наименование шоколада Количество, шт Цена, руб. Определение стоимости товара с учетом ТЗР Стоимость с учетом ТЗР
    Стоимость ТЗР
    А 300 100 30 000 1 122 31 122
    В 400 80 32 000 1 196 33 196
    С 500 90 45 000 1 682 46 682
    107 000 4 000 111 000

    В бухгалтерии производится распределение ТЗР (в сумме 4000 рублей) по видам шоколада.

    Для шоколада А: 4 000*30 000/107 000 = 1 122 рубль.

    Для шоколада В: 4 000*32 000/107 000 = 1 196 рублей.

    Для шоколада С: 4 000*45 000/107 000 = 1 682 рубля.

    ТЗР разделены между партиями шоколада разного вида пропорционально их стоимостям. Несложно подсчитать теперь цену каждой партии с учетом доставки.

    Компании, производство которых характеризуется достаточно широкой номенклатурой (каких большинство на современном рынке), учитывают ТЗР по-другому. В течение определённого принятого за отчетный отрезка времени такого рода издержки аккумулируются на отдельном счете. Обычно это счет 15 или соответствующий субсчет к счету 44 для торговых компаний (обычно этот субсчет так и именуют – «ТЗР»).

    По окончании периода накопившуюся на этом счете сумму относят на овеществлённые ценности, находящиеся в производстве и в складских помещениях. Процент распределения считается по формуле, которая была рассмотрена выше.

    Как вести учет транспортно-заготовительных расходов

    Проще и нагляднее понять эту схему на примере.

    Пример. В ООО «ФОРВАРД» остаток овеществленных ценностей на начало апреля составлял 50 000 рублей. На 15-м счете на этот момент оказалась сумма ТЗР, равная 9 000 рублей. За апрель в организацию поступили ценности на сумму 150 000 рублей. Величина ТЗР за эти дни составила 30 000 рублей. Со склада в апреле отгрузили ценности на общую сумму 130 000 рублей.

    Расчет процента ТЗР и распределение этих трат описано ниже.

    Наименование операции Суммы, накопившиеся на бухсчетах (руб.)
    10 15
    Дт Кт Дт Кт
    Остаток на начало апреля 50 000 9 000
    Поступление ценностей 150 000 30 000
    ВСЕГО 200 000 39 000
    Отпуск ценностей за месяц 130 000 25 350
    Остаток на конец 70 000 13 650

    Процент распределения ТЗР считается так:

    39 000/ (130 000 + 70 000) = 0,195

    Далее находится подлежащая списанию величина издержек транспортно-заготовительного характера. Для этого сумма реализованных ценностей умножается на рассчитанный выше процент:

    130 000*0,195 = 25 350 рублей.

    Следующий шаг – вычисление остатка затрат транспортно-заготовительного характера на конец апреля:

    39 000 – 25 350 = 13 650 рублей.

    Проводки, сделанные бухгалтером при учете этого типа издержек в апреле, следующие:

    Дт 15 Кт 60 30 000 рублей

    Дт 20 (либо другие производственные счета) Кт 15 25 350 рублей.

    В организациях из сферы торговли и исключительно для товаров используется несколько иной способ учета затрат, имеющих отношение к заготовке и доставке. Сущность его можно описать в двух пунктах.

    1. Все расходы по транспортировке продукции относится к издержкам текущего периода. При этом не имеет значения тот факт, были ли в течение данного временного отрезка реализованы продукты или нет.
    2. Иные ТЗР, относящиеся к товарам (помимо цены доставки), учитываются по одному из представленных в предыдущих пунктах варианту.

    Как уже упоминалось, ТЗР могут учитываться различными способами. Выбор определяется тем, какой вариант оприходования мат.ценностей принят в организации:

    • Учет овеществлённых ресурсов по фактическим издержкам;
    • Учет овеществленных ресурсов по плановым расходам.

    Избранный метод прописывается в Учетной политике.

    С первым вариантом проще, но его применение оправдано далеко не во всех случаях (только на предприятиях с малыми оборотами и ограниченной номенклатурой). При приобретении ценностей делается запись: Дт 10 Кт 60.

    При втором способе в оформлении операций фигурирует счет 15. Суммы с него затем переносятся на счет 10 по плановому прейскуранту (откуда они переходят на счет 20 и другие производственные счета, информация с которых используется для подсчета плановой себестоимости). Получается, что на 15-м счете формируется отклонение (разница между фактическими затратами и их плановыми аналогами). Его величина переносится на 16-й счет.

    Для этой схемы характерны такие бухгалтерские заметки:

    Дт 10 Кт 15 – списание ТЗР по плановым показателям;

    Дт 16 Кт 15 – отражение отклонения;

    Дт 20 Кт 16 – отклонение переходит в производство.

    • Отчетность
    • Налоговый учет
    • Общая система
    • УСН
    • ОСНО и УСН
    • ЕНВД
    • ОСНО И ЕНВД
    • Методология и практика учета
    • Учет по отраслям
    • Консультация аудитора
    • Директору на заметку
    • Трудовые отношения
    • Арбитражная практика
    • На вопросы читателей отвечают специалисты
    • Пошаговые инструкции. Просто о сложном
    • Ваш личный адвокат
    • БУХ-WiKi
    • Выбор редакции
    • Важные документы
    • Актуальные темы
    • Полезная информация

    Транспортные расходы в бухгалтерском учете

    ГСМ — какой КОСГУ в 2021 году

    Проводки по пособию по беременности и родам

    Платежное требование: проводки

    Как посчитать прибыль

    Весомую долю в себестоимости выпускаемого продукта занимают транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). О том, как рассчитать ТЗР и учесть их, расскажет эта публикация.

    Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам

    Напрямую включить все ТЗР в себестоимость продукта достаточно сложно, поскольку информация об их составе и размере, аккумулированная в первичных формах, может поступать с запозданием не только на момент поступления МЦ, но и списания в производство, т. е. к формированию себестоимости. Поэтому учитывать всю сумму ТЗР в себестоимости возможно лишь при небольших оборотах фирмы и однородных операциях. К примеру, если компания занимается производством продукции одного наименования, стоимость ее транспортировки будет полностью включаться в конечную себестоимость.

    Если же фирма несет затраты по производству нескольких номенклатурных наименований продукции или работает по нескольким видам деятельности, сумму ТРЗ рассчитывают по вариантам, смысл которых сводится к обособленному учету этих затрат на протяжении конкретного отчетного периода и распределении их на выпущенную продукцию и остатки ТМЦ в кладовых пропорционально.

    Расчет ТЗР, подлежащих переносу на счета, где фиксируются затраты МЦ, производится по формуле:

    %ртзр = (ТЗРн + ТЗРот) / (Мк + Рот) х 100, где

    %ртзр – процент распределения ТЗР,

    ТЗРн – ТЗР на начало,

    ТЗРот – ТЗР за отчетный период,

    Мк – остаток МЦ на конец периода;

    Рот – расход МЦ за отчетный период.

    Сумма ТЗР, подлежащая списанию рассчитывается понесенных затрат на рассчитанный процент. Если ТЗР не превышает 10% от стоимости МЦ, то их сумма в полном объеме может быть списана на счета затрат.

    Компания-автоперевозчик доставила фирме-заказчику товары: конфеты трех наименований.

    Название продукта

    Конфеты А

    20 000

    20 612

    Конфенты Б

    36 000

    37 102

    Конфеты В

    42 000

    43 286

    98 000

    101 000

    Стоимость перевозки – 3000 руб.

    Бухгалтер производит расчет транспортных расходов по доставке груза по позициям:

    • Для товара А = 3000 х 20 000 / 98 000 = 612 руб.
    • Для товара Б = 3000 х 36 000 / 98 000 = 1102 руб.
    • Для товара В = 3000 х 42 000 / 98 000 = 1286 руб.

    Проводка:

    Д/т 10 (41) К/т 60 – на сумму 101 000 руб.

    1. Вести учет ТЗР отдельно и списывать на затраты, рассчитывая их сумму пропорционально стоимости МЦ, реализованных или отпущенных в производство в определенный отчетный период. Этот вариант наиболее приемлем для компаний с обширной номенклатурой МПЗ.

    Учет ТЗР ведут на счете 15 «Заготовление/приобретение МЦ», иногда (в торговле) на субсчете к счету 44 «Расходы на продажу». Накопленную сумму в конце месяца распределяют на остатки МПЗ в производстве и кладовой.

    МЦ учитываются по группам (сырье, материалы, товары и др.), каждая из которых объединяет соответствующую номенклатуру. Сумма ТЗР на переданные в производство МЦ рассчитывается по представленный выше формуле.

    Остатки МЦ на начало марта составили 48 000 руб. Сумма ТЗР на счете15 — 7000 руб.

    За март получено ТМЦ на сумму 130 000 руб.

    ТЗР за март составили 20 000 руб.

    Отпуск МЦ из кладовой – 123 000 руб.

    Транспортно — заготовительные расходы (процент в смете) составили:

    Операция

    Сумма на счетах (в руб.)

    10

    15

    Д/т

    К/т

    Д/т

    К/т

    Сальдо на начало месяца:

    48 000

    7000

    Поступление МЦ

    130 000

    20 000

    Итого

    178 000

    27 000

    Отпуск МЦ за месяц

    123000

    18 659,1

    Сальдо на конец месяца:

    55 000

    8340,9

    Произведенные расчеты

    Кртзр = (27 000) / (123 000 + 55 000)

    0,1517

    Сумма ТЗР к списанию (123 000 х 0,1517)

    18 659,1

    Остаток ТЗР на конец м-ца (27 000 – 18 659,1)

    8340,9

    Проводки по учету ТЗР:

    Д/т 15 К/т 60 – 20 000 руб.

    Д/т 20 (23, 25,26, 29) К/т 15 –18 659,1 руб.

    ТЗР фиксируются во 2-м разделе баланса по строке 1210 «Запасы», а в Отчете о финансовых результатах – в строке 2120 «Себестоимость продаж».

    Рубрики: Бухгалтерский учет Tags:
    • транспортные расходы

    Условия договора. Право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика. Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель – оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре может быть не указана или указана отдельно от стоимости товара).

    В данной ситуации учет в торговых (приобретение товаров) и промышленных (приобретение материалов) предприятиях может различаться.

    Учет и списание транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)

    2 декабря 2021 Авторский онлайн-семинар Ирины Иванус «Новые ФСБУ. Практика применения для бухгалтера»

    6 декабря 2021 Всероссийская конференция «ESG Отчетность»

    В таком случае весь товар принимают на учет в 41 счет совместно с транспортно-заготовительными расходами. Это не очень удобный способ, однако любая организация все-равно имеет полное право его выбрать. Все необходимые проводки по учету каждого товара, а также транспортных расходов представляются в виде:

    • Д41/1 К60 – вид полной стоимости товаров, в соответствии с официальными документами поставщика.
    • Д19 К60 – размер выделенного НДС, который был заявлен поставщиком.
    • Д41/1 К60 – полная стоимость непосредственно ТЗР.
    • Д19 К60 – размер НДС, который относится к ТЗР.

    Цена за каждую единицу предоставленного товара обязательно будет соответственно включать стоимость доставки.

    В случаях, когда заказанный товар содержит несколько партий и будет доставлен не только в вашу организацию, то транспортные расходы должны пропорционально делиться по полученным партиям.

    В данном случае могут рассматриваться всего три различных варианта:

    • когда заказчик приезжает в компанию и забирает заказ самостоятельно;
    • когда доставка заказанного товара происходит за счет получателя;
    • когда доставку товара оплачивает продавец.

    В двух первых случаях поставщик не несет никаких затрат, а в третьем случае продавец может стоимость доставки включать в стоимость товаров либо учитывать на отдельном листе.

    В конце месяца вся накопленная сумма, затраченная на доставку списывается в дебет 90.

    Итог:

    1. Затраченные средства на доставку могут включать в расходы на продажу либо в стоимость товара.
    2. В первом случае ТЗР должны отражаться по счету дебета 41, во втором – по дебету 44, на отдельном листе.
    3. Когда учет ТЗР ведется отдельно, то они должны списываться пропорционально проданным товарам.

    Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) по товарам осуществляется в порядке, аналогичном изложенному в соответствующих документах Минфина России в отношении материалов. Такой вывод следует из п.16 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, в котором и для материалов, и для товаров, учитываемых по покупным ценам, предложены единые методы учета их стоимости при списании или продаже.

    Организация имеет право отражать для целей бухгалтерского учета ТЗР одним из трех способов:

    • включать непосредственно в цену товаров;
    • отражать на отдельном субсчете к балансовому счету 41 «Товары»;
    • отражать на балансовом счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

    Выбранный организацией метод отражения ТЗР должен быть закреплен в учетной политике.

    В соответствии со ст.320 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в целях налогообложения затраты, связанные с приобретением товаров, не включаются в их стоимость, а вот для целей бухгалтерского учета могут включаться или нет в зависимости от принятой учетной политики.

    Таким образом, порядок отражения ТЗР по приобретению товаров, применяемый организацией для целей бухгалтерского учета, нельзя безоговорочно использовать при отнесении затрат по приобретению товаров на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

    Бухгалтерский и налоговый учет совпадут лишь в случае, если в соответствии с принятой учетной политикой товары учитываются на счетах бухгалтерского учета по покупной стоимости (без учета затрат, связанных с их приобретением). В остальных случаях можно только взять из данных бухгалтерского учета необходимые суммы для проведения соответствующих налоговых расчетов.

    Таким образом, непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость товара, отражаемую на счетах бухгалтерского учета, нецелесообразно, и это можно делать лишь в случае большой необходимости или при незначительном увеличении трудоемкости бухгалтерских и налоговых расчетов вследствие применения данного метода учета (например, в организациях с небольшой номенклатурой товаров, в случаях особой значимости отдельных видов и групп товаров и т.п.).

    В соответствии с п.86 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, ТЗР, относящиеся к товарам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на те счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих товаров (на счета учета реализации, целевые расходы и др.).

    Списание ТЗР производится пропорционально учетной стоимости товаров исходя из отношения суммы ТЗР на начало отчетного периода и ТЗР за период к сумме остатка товаров на начало отчетного периода и поступивших в течение отчетного периода товаров по учетной стоимости.

    Полученное отношение (в процентах) используется при списании ТЗР на увеличение стоимости израсходованных товаров.

    Согласно п.88 вышеприведенных Методических указаний организациям дано право использовать следующие упрощенные варианты расчета величины ТЗР, увеличивающих стоимость отпускаемых со склада товаров:

    • при небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости товаров) их сумма может полностью списываться на увеличение стоимости проданных или выбывших по иным причинам товаров;
    • удельный вес ТЗР (в процентах к учетной стоимости товара) может округляться до целых единиц (без десятичных знаков);
    • в текущем месяце ТЗР могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих товаров), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) ТЗР корректируется на вышеуказанную сумму прошлого месяца;
    • ТЗР могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, в учетной стоимости используемых товаров. При этом если фактические размеры ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма ТЗР корректируется, то есть увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР, предусмотренного в плановых (нормативных) калькуляциях, в учетных ценах товаров по их фактическому наличию;
    • ТЗР могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) товаров, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости товаров) не превышает 5%.

    Пример 1. Порядок списания ТЗР.

    Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0

    Организация имеет право, закрепив его в учетной политике, вести учет ТЗР на балансовом счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

    В соответствии с п.85 вышеуказанных Методических указаний ТЗР в этом случае относятся на балансовый счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Таким образом, в состав отклонения в стоимости товаров (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых товаров и их учетной ценой) будет входить сумма ТЗР и разница между стоимостью товара по договорной цене и его учетной ценой.

    Сумма отклонений по окончании отчетного периода в полном объеме списывается на балансовый счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

    В остатке по балансовому счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» у организации может числиться только указанная в расчетных документах поставщика (счете, счете-фактуре, платежном требовании-поручении и т.п.) стоимость товаров, на которые к покупателю перешли права владения, пользования и распоряжения, но сами товары еще не поступили (товары в пути).

    В большинстве случаев для территориальных баз действуют те же методики, что и для федеральных. Однако, лучше уточнить информацию дополнительно для каждого региона. Так, например, в ПЦСН-2014 для Московской области указано:

    Для учета в сметной цене материалов транспортных, заготовительно-складских расходов и погрузочно-разгрузочных работ к стоимости приобретения материалов по прайс-листу, как правило, учитывающей наценки снабженческо-сбытовых организаций и затраты на тару и упаковку, применяется надбавка в размере до 6,9% (при оформлении актов за выполненные работы КС-2 дополнительные начисления должны быть подтверждены документально).

    Стоимость запасных частей, затраты на тару и упаковку, расходы на транспортировку оборудования, услуги посреднических организаций, затраты на комплектацию оборудования, заготовительно-складские расходы принимаются в размере до 5% от стоимости приобретения оборудования.

    А также

    При разработке расчетных индексов по РТМ оптовые (отпускные) цены на строительные материалы, изделия и конструкции в текущем уровне, полученные от администраций муниципальных образований Московской области, увеличиваются с целью учета транспортных расходов по доставке материалов от заводов-изготовителей до франко-приобъектный склад, услуг посредников и заготовительно-складских расходов (на 0,75% на металлические строительные конструкции и 2% — по остальным строительным материалов, изделиям и конструкциям) при строительстве объекта в целом.

    Транспортные расходы — это расходы, связанные с доставкой строительных материалов и оборудования и других ресурсов на место их использования. Транспортные расходы учитываются в цене строительных ресурсов как дополнительные затраты и имеют четко регламентированный размер в процентном выражении.

    Транспортные расходы в смете – это, по сути, надбавка к чистой отпускной стоимости материалов и оборудования от производителя или поставщика, не беря в расчет конечно других расходов (таких как прибыль сбытовой организации).

    Процент транспортных расходов на материалы в смете, а точнее его величина очень важный вопрос, который часто упускается при расчете общей стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, что приводит к ошибкам в сметных расчётах.

    Транспортные расходы в сметном деле часто объединяют с другими тесно взаимосвязанными с доставкой материалов расходами. Такую объединённую группу расходов принято называть заготовительно складские и транспортные расходы в сметах (или по-другому заготовительно-складские и транспортные). К ней относятся следующие затраты:

    • — стоимости тары, упаковки и реквизита;
    • — стоимости погрузочно-разгрузочных работ;
    • — стоимости перевозки грузов.

    При применении в сметных расчетах материалов, изделий, конструкций и оборудования по сборникам сметных цен на строительные ресурсы транспортные расходы уже учтены в их стоимости. Определяются они на основе среднестатистических данных. В свою очередь при использовании по фактической стоимости (по прайс-листам, цене поставщика, счетам-фактурам, накладным) транспортные расходы необходимо учитывать дополнительно, так как зачастую данные затраты не включаются в стоимость материалов, а принимаются отдельно по фактическим затратам.

    Как уже было выше сказано существуют среднестатистические данные по стоимости транспортных затрат по отношению к стоимости строительных материалов, оборудования и т. п. Поэтому при составлении сметной документации принято использовать установленные нормативами фиксированные ценовые надбавки к ресурсам, принятым по фактической стоимости (прайс-листам, счетам-фактурам и т.п.). Тем самым это позволяет упростить расчет транспортной составляющей и строго регламентировать верхние пороги таких надбавок. Давайте рассмотрим такие фиксированные пределы и как они определяются для элементов транспортных расходов.

    Тара, упаковка и реквизит – одна из важнейших составляющих, и они необходимы для защиты материальных ценностей от повреждений при перевозках, перемещениях, и естественно их включают в стоимость сметных расчетов.

    Так согласно п. 4.57 МДС 81-35.2004 если материалы, оборудование, изделия, конструкции применяются по сборникам сметных цен (ФССЦ, стройцена), стоимость тары и упаковки, реквизита уже учтена в стоимости. А вот если по фактической стоимости и в стоимости товара не учтены затраты на тару, упаковку, то необходимо учитывать в сметных расчетах дополнительно. Обычно поставщик помимо стоимости товара отдельной строкой в счете-фактуре или коммерческом предложении прописывает стоимость упаковки, тары, но чаще про это забывается и приходится сметчику отдельно высчитывать эти цены. В этом ему помогает п. 4.58. все того же документа МДС 81-35.2004. Где говорится, что при отсутствии подробной информации о характеристиках тары и упаковки, стоимость можно рассчитать в процентном отношении от стоимости материалов и оборудования, а именно:

    • — крупное технологическое оборудование – от 0,1% — до 0,5%;
    • — станочного оборудования – до 1%;
    • — электрооборудования, КИПиА, инструмента – до 1,5%.

    При составлении смет на строительно-монтажные работы, финансируемые из федерального или муниципального бюджета обязательны к применению сборники сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом. Данные сборники разработаны в базах уровне цен на 2001 года (ФЕР, ТЕР и пр.) и посредством индексации переводятся в текущий уровень.

    Однако при расчетах Заказчика с Подрядчиком могут быть использованы и фактические затраты на перевозку грузов по действующим рыночным ценам в конкретном регионе, однако это возможно только при отсутствии конкурентного вида перевозки в сборниках цен или данный вид работ финансируется за счет не государственного бюджета. В этих случаях также составляется калькуляция с обоснованием фактических затрат на перевозку.

    Порядок расчета сметных цены на перевозку грузов автомобильным транспортом в 2021 году определены Приказом Минстроя России № 517/пр от 04.09.2021 года «Об утверждении Методических рекомендаций по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства» раздел 3.

    В данном приказе подробно разъясняется как правильно и точно рассчитать стоимость перевозки грузов автомобильным транспортом в зависимости от класса груза, видов транспортных средств, расстояния перевозки и видов дорог, по которым осуществляется перевозка.

    Если организация отличается ограниченной номенклатурой изготавливаемых продуктов и небольшими оборотами, вся сумма ТЗР напрямую учитывается в структуре себестоимости. Но на практике такое встречается не слишком часто.

    Обычно фирмы работают сразу в нескольких направлениях и выпускают продукты в достаточно широком ассортименте. Поэтому ТЗР в течение определённого временного отрезка учитываются отдельно, а затем особым образом распределяются между произведенными (проданными) товарами и оставшимися в складских помещениях ценностями.

    Существует формула, по которой рассчитывается процент распределения этого вида издержек:

    (ТЗРнач + ТЗРотч)/(МЦкон + РМЦотч)*100%, где

    ТЗРнач – величина расходов на начало периода;

    ТЗРотч – издержки, произведенные в течение периода;

    МЦкон – сумма материальных ценностей, имеющая место на конец периода;

    РМЦотч – величина таких расходов, осуществленных в течение периода.

    В бухгалтерском балансе ТЗР отражаются по строке 1210 «Запасы».

    В отчете о финансовых результатах ТЗР:

    • если учитываются непосредственно в стоимости МПЗ — отражаются по строке 2120 «Себестоимость продаж»;
    • если учитываются на отдельном счете — отражаются или по строке 2120 «Себестоимость продаж» или по строке 2210 «Коммерческие расходы».

    Что такое транспортно-заготовительные расходы? На этот вопрос каждая организация должна ответить для себя самостоятельно, закрепив перечень таких расходов в учетной политике. На помощь в этом вопросе могут прийти некоторые НПА:

    • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н) — п. 6;
    • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н) (далее — Методические указания) — п. 70;
    • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) — раздел «Транспортировка и хранение».

    Подробные перечни разных возможных составляющих ТЗР, содержащиеся в указанных документах, ищите в статье «Какими проводками отражаются транспортные расходы?».

    Учёт транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)

    Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).

    Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).

    В бухучете транспортно-заготовительные расходы учитывайте одним из следующих способов:

    • непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
    • обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
    • обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы», например на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы».

    Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике.

    Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

    Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета расходов (ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

    Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведите. При поступлении материалов сделайте проводки:

    Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75. )

    – отражено поступление материалов;

    Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26. )

    – отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

    Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов сделайте следующие проводки:

    Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75. )

    – отражено поступление материалов по учетной стоимости;

    Дебет 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26. )

    Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:

    Дебет 15 Кредит 60 (76)

    – отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

    Дебет 15 Кредит 60 (76)

    – учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;

    Дебет 10 Кредит 15

    – оприходованы материалы по учетной цене.

    Ситуация: можно ли в бухучете включить транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) в фактическую себестоимость материалов? Расходы произведены после перехода права собственности на материалы.

    Применение метода с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» позволяет учесть в фактической себестоимости материалов ТЗР, произведенные после перехода права собственности на материалы. В данном случае по дебету счета 15 отражается поступление материалов. Затем организация отражает по дебету счета 15 расходы на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.), в том числе и произведенные после перехода права собственности на материалы. Когда все расходы будут учтены, организация оприходует материалы на счет 10 (по учетной цене), а на счет 16 будет списано отклонение фактической себестоимости (с учетом ТЗР) от учетных цен. Эти суммы впоследствии (в конце месяца) списываются на счет 20 (23, 25, 26) пропорционально стоимости списанных материалов. Следовательно, такой вариант позволяет распределить ТЗР (в т. ч. произведенные после перехода права собственности на материалы) между списанными и несписанными материалами. То есть, если например, материалы используются для производства продукции, ТЗР включаются в ее себестоимость пропорционально стоимости списанных материалов.

    Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 10, 15, 16), абзаца 8 пункта 6 ПБУ 5/01 и пунктов 86, 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

    Если поступление материалов организация отражает на счете 10 без использования счетов 15 и 16, то при их передаче к месту использования фактически происходит внутреннее перемещение (п. 51 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). То есть организация доставляет до места использования материалы, себестоимость которых уже сформирована на счете 10. На основании пункта 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материалов не может быть изменена. Поэтому ТЗР не увеличивают фактическую себестоимость материалов, а в зависимости от целей использования МПЗ учитываются в составе расходов на счете 20 (23, 25, 26, 97) (п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99). При этом в учете сумму расходов на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.) отразите проводкой:

    Дебет 20 (23, 25, 26, 97) Кредит 60

    – отражены расходы, связанные с доставкой материалов к месту использования.

    Совет: есть аргументы, позволяющие учесть стоимость ТЗР в фактической себестоимости материалов, даже если организация приходует МПЗ без использования счетов 15 и 16. Они заключаются в следующем.

    Чтобы учесть ТЗР в фактической себестоимости материалов, к счету 10 откройте субсчет «Материалы в пути». Это позволит скорректировать себестоимость материалов на величину ТЗР, произведенных уже после поступления МПЗ. Такой вывод позволяет сделать пункт 26 ПБУ 5/01, который допускает уточнение фактической себестоимости по материалам, находящимся в пути.

    При использовании субсчета «Материалы в пути», открытого к счету 10, сделайте следующие проводки:

    Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60

    – отражена стоимость материалов, находящихся в пути;

    Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60

    – скорректирована фактическая себестоимость материалов на сумму ТЗР, произведенных после перехода права собственности на МПЗ;

    Дебет 10 Кредит 10 субсчет «Материалы в пути»

    Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

    Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством?

    Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).

    Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.

    Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной

    В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.

    Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен:
    60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.

    Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.

    Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
    7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.

    Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
    7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.

    1. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
    2. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
    3. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
    4. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.

    Транспортно заготовительные расходы. Что включают. Формула расчета

    Итак, учет транспортно-заготовительных расходов по второй схеме предполагает:

    • оприходование МПЗ по фактическим затратам;
    • оприходование МПЗ по плановым или учетным затратам.

    В первом случае применяется проводка Дт 10 / ТЗР Кт 60, соответствующая стоимости ТЗР по закупке. Во втором — покупка с ТЗР отражается на счете 15, после — списывается на счет 10 по плановой цене в целях дальнейшего списания на счет 20 и расчета плановой себестоимости. В результате на счете 15 можно проследить отклонения показателей фактических затрат от плановых. Их необходимо отнести на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

    Проводки по рассматриваемой схеме учета ТЗР будут такими:

    1. Корреспонденция для оприходования МПЗ по фактическим затратам: Дт 10 Кт 60.

    2. Корреспонденции для оприходования МПЗ по плановым или учетным затратам:

    • Дт 10 Кт 15;
    • Дт 16 Кт 15;
    • Дт 20 Кт 16.

    Есть еще одна возможная схема учета ТЗР, предполагающая раздельный учет:

    • ТЗР в виде стоимости доставки товаров;
    • прочих ТЗР, имеющих отношение к товарам.

    Таким образом, данная схема учета применима только для операции с товарами.

    Прочие ТЗР учитываются посредством вариантов 1-й или 2-й схем, рассмотренных нами выше.

    Полезно будет рассмотреть некоторые нюансы налогового учета ТЗР. Существуют 2 наиболее распространенные его схемы — учет ТЗР в торговой организации и аналогичная процедура на производственном предприятии.

    Одна из ключевых задач бухгалтера фирмы в обоих случаях — исчислить корректную сумму ТЗР в целях списания в расходы в отчетном периоде. Рассмотрим то, каким образом она решается.

    Каким образом определить сумму «торговых» ТЗР? В соответствии с положениями ст. 320 НК РФ для этого должна использоваться следующая схема:

    1. Вычисляется средний процент (ПРОЦ) ТЗР по формуле:

    (ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ)) / (СЕБ (ТМ) + ОСТ (КМ)) × 100%,

    где:

    ТЗР (НМ) — расходы по остаткам нереализованных товаров по состоянию на начало месяца;

    ТЗР (ТМ) — общая сумма расходов в текущем месяце;

    СЕБ (ТМ) — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

    ОСТ (КМ) — остаток нереализованных товаров на складе по состоянию на конец месяца.

    2. Вычисляется сумма ТЗР по остаткам нереализованных товаров (ТЗР (ОСТ)) по формуле:

    ОСТ (КМ) × ПРОЦ.

    3. Определяется сумма ТЗР, которые можно списывать в расходы в отчетном периоде по формуле:

    ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ) – ТЗР (ОСТ).

    Если фирма занимается производством, то для расчета ТЗР по материалам (как основному МПЗ) должна использоваться другая формула (она основана на положениях п. 87 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н):

    (ТЗР (НМ) + ТЗР (ОТЧ)) / (ОСТ (НМ) + СТ (ОТЧ)) × 100% / СТ (РАСХ),

    где ТЗР (НМ) — остаток ТЗР по состоянию на начало месяца;

    ТЗР (ОТЧ) — сумма ТЗР по материалам, что поступили на фабрику за месяц;

    ОСТ (НМ) — стоимость остатков материалов на начало месяца;

    СТ (ОТЧ) — стоимость материалов, прибывших на фабрику за месяц;

    СТ (РАСХ) — стоимость материалов, что были израсходованы в производстве за месяц.

    Отметим, что если ТЗР относятся к материалам, что отпущены в производство, на нужды управления либо иные цели, их списание должно осуществляться ежемесячно (п. 86 приказа № 119н).

    Рассмотренные налоговые схемы могут применяться и в бухгалтерском учете, в том числе для минимизации разниц между налоговыми и бухгалтерскими расчетами.

    Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).

    Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).

    Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) — сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.

    Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.

    При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:

    Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).

    Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:

    • стоимость страхования — на дату уплаты страховой премии страховщику;

    • таможенные пошлины — на дату их уплаты;

    • вознаграждение посреднику — на дату подписания отчета посредника (акта).

    Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:

    Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).

    Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.

    Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.

    В бухучете транспортно-заготовительные расходы учитывайте одним из следующих способов:

    • непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
    • обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
    • обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы», например на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы».

    Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике.

    Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

    Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета расходов (ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

    Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведите. При поступлении материалов сделайте проводки:

    Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75…)

    – отражено поступление материалов;

    Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26…)

    – отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

    Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов сделайте следующие проводки:

    Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75…)

    – отражено поступление материалов по учетной стоимости;

    Дебет 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26…)

    – учтены ТЗР.

    Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:

    Дебет 15 Кредит 60 (76)

    – отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

    Дебет 15 Кредит 60 (76)

    – учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;

    Дебет 10 Кредит 15

    – оприходованы материалы по учетной цене.

    Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывайте в момент оприходования материалов проводками:

    Дебет 16 Кредит 15

    – отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;

    Дебет 15 Кредит 16

    – отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

    Если ТЗР отражаются обособленно, то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов. Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними.

    Из этого правила есть исключение. Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:

    • либо на счете 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»;
    • либо на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»).

    Такой порядок предусмотрен пунктом 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

    Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухучете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:

    • планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
    • договорную цену;
    • фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
    • среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

    Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть.

    Такие правила установлены пунктом 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

    Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформите это в конце месяца проводкой:

    Дебет 20 (23, 25, 26…) Кредит 16 (10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»)

    – списаны ТЗР по израсходованным материалам.

    Об этом сказано в пункте 86 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.