Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производство на землях сельхозназначения в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
5. Дополнительные права региональных властей
Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.
Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:
- прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
- резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю
По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:
- зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
- это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
- необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли
С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:
- не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
- будут застроиваться фермерскими домами
Новый закон о строительстве жилого дома на сельхозземле – с 1 марта 2022 года
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
Структура Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
Сельскохозяйственные земли, по последним доступным данным Росреестра на 1 января 2018 года, занимают 383,2 млн га. Из них гражданам и юридическим лицам принадлежит чуть больше трети. В государственной и муниципальной собственности находится 255,5 млн га — эти земли потенциально могут войти в новый фонд. Эта площадь почти равна территории Казахстана или Франции, Германии, Италии, Испании, Польши и Украины, вместе взятых.
Большинство государственных сельхозземель России не распределено по конкретным собственникам. Муниципалитетам, по данным Росреестра, принадлежит 12,9 млн га, регионам — 10,6 млн га, в федеральной собственности — 6,3 млн га.
Земельный налог: ставки 2021/2022
Агрохолдинги часто берут сельскохозяйственную землю в аренду у государства, напоминает гендиректор «Русагро» Максим Басов. В 2018 году «Русагро», по версии консалтинговой компании BEFL, занимала третье место в России по размеру земельного банка — 650 тыс. га с учетом участков, как принадлежащих компании на праве собственности, так и арендованных. По словам Басова, холдинг арендует около 40% земли, но арендованной именно у государства не очень много. Региональные власти знают местных сельхозпроизводителей, и поэтому им проще найти арендатора, но контролировать одну структуру будет легче, считает Басов.
Крупнейшим владельцем сельхозземли в 2018 году был агрохолдинг «Мираторг», который, по версии BEFL, контролировал 1 млн га, оттеснив на второе место прежнего лидера — «Продимекс» Игоря Худокормова (865 тыс. га). Президент «Мираторга» Виктор Линник отказался от комментариев. РБК направил запрос в «Продимекс».
Интенсивное лесное хозяйство может стать отправной точкой для восстановления и развития регионов после коронавирусного кризиса. На зарастающих лесом сельхозземлях можно будет трудоустроить до 100 тыс. человек, подсчитали в Гринпис России.
«Потенциал по открытию рабочих мест есть у 71 региона, при этом больше всего работников потребуется в Башкирии, Новосибирской области и Забайкалье», — считают экологи.
Сохранение лесов является одной из целей нацпроекта «Экология». Предусматривается восстановление всех площадей вырубленных и погибших лесов, а также сокращение ущерба от лесных пожаров в три раза к 2024 году.
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 29.12.2017 N 447-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ)
2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:
1) сохранение целевого использования земельных участков;
2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;
6) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 138-ФЗ)
1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)
3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)
Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)
4. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона.
5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
6. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.
7. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
8. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2.-3. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)
Абзац второй — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ)
Абзацы 3. — 4. — Исключены. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
Абзац 6. — Исключен. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)
При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
О запрете возведения строений на землях сельскохозяйственного назначения
С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.
- Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
- Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.
Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:
- Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
- Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).
Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.
Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.
- Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
- Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
- По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
- Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.
Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.
Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.
- Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.
Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.
Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии:
- Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
- И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.
При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков:
- Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
- Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.
«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин. — Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории«.
Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:
- Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
- Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
- Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.
«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.
Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.
Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.
Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.
Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.
При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.
Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:
- чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
- были утверждены проектами планировки территории.
Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:
- если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
- для выполнения международных обязательств;
- для разработки недр;
- признании жилого помещения аварийным.
Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:
- принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
- решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.
Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.
Отдельно следует упомянуть конфискацию:
- Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
- Общих черт изъятие и компенсация не имеют.
Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.
В 2022 году изъятие включает несколько этапов:
- вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
- поиск правообладателей;
- вынесение постановления компетентной комиссией;
- уведомление собственника;
- подготовка соглашения;
- отчуждение земли и регистрация перехода права.
Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.
Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.
В агросекторе катастрофически не хватает работников: мигранты вернулись домой, а местные жители не хотят заниматься полевыми работами даже после повышения зарплат. Проблема начала ощущаться еще в 2020 году, а в феврале 2021-го встала наиболее остро. Большинство иностранцев, приезжающих в Россию на заработки, заняты именно в сельском хозяйстве, а за период пандемии их число сократилось с 11 до 6 миллионов человек.
Проблема напрямую связана с возвращением трудовых мигрантов на родину в апреле прошлого года и постановлением о запрете на въезд иностранных граждан на территорию РФ, в том числе с целью заработка. Похожая ситуация происходит и во многих других странах, об этом свидетельствуют различные публикации в СМИ.
В России, по некоторым данным, насчитывается около 500 тысяч трудовых мигрантов, задействованных в аграрном секторе.
В основном это граждане стран постсоветского пространства, но также приезжают из Средней Азии, Вьетнама и Китая. С сокращением числа мигрантов сильно страдает овощеводство и плодоводство. Например, сообщает о сложности сборки урожая из-за малого числа иностранных кадров Союз производителей ягод. При этом местные работники не могут восполнить дефицит трудовых мигрантов в этой отрасли. С тем же столкнулся и Картофельный союз России, ведь на некоторых предприятиях доля иностранных работников составляла порядка 80 % от общего числа занятых.
В 2020 году недостаток кадров частично удалось устранить благодаря студентам аграрных вузов и перераспределению специалистов из других областей. Но к урожайному сезону 2021 года ситуация может обостриться из-за массового оттока трудовых мигрантов.
Так, только в Астраханской области для сезонных работ в период с апреля по май необходимо более 6000 работников, а в самое урожайное время, с августа по сентябрь, – более 9000.
Кто будет всем этим заниматься, пока неясно.
Аграрии хотели бы, чтобы вопрос с сельскими хозяйствами был решен по примеру строительной отрасли. Об этом сообщает директор Картофельного союза Алексей Красильников. Прежде он уже высказывался в пользу упрощенного въезда для трудовых мигрантов в Россию со всеми медицинскими процедурами вроде проведения ПЦР-теста. Мигранты могли бы предоставлять справку с результатами анализа на коронавирус, прежде чем приступать к работам на угодьях. В свою очередь работодатель должен официально трудоустроить иностранного работника, поставить его на миграционный учет и предоставить жилье. По словам Алексея Красильникова, аграрии готовы оплачивать все расходы, сообщает «Российская газета».
Частично решить проблему позволит привлечение внутренних ресурсов. В частности, восполнить дефицит работников государство планирует за счет найма безработных граждан, тех, кто потерял основную работу в результате пандемии. Также на место трудовых мигрантов могут прийти студенты аграрных вузов, подобное практиковали уже в 2020 году, когда некоторые учащиеся поехали на практику «на картошку», но масштабных форм это не приобрело. По данным Минсельхоза России, в будущем студенты могут заместить порядка 11 тысяч сельхозработников. О привлечении начинающих специалистов к сезонным работам в 2022 году сообщил на съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) первый заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов.
«В следующем году мы будем сокращать количество ввозимых иностранцев. Нравится нам это или нет, но мы будем приглашать наших студентов, начиная с профтехучилищ, заканчивая высшими учебными заведениями, от которых отказывались фермеры», – сказал Джамбулат Хатуов. Это не только восполнит число работников в аграрном сегменте, но и поспособствует увеличению количества российских высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства.
Однако министр сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области Р.Ю. Пашаев считает, «только за счет сельчан проблему не решить». Потребность в сезонных работниках ощущают в Волгоградской области, где обычно работает около 11 тысяч мигрантов, в Красноярском крае, в Дальневосточном федеральном округе, где раньше китайские граждане выступали как наемными работниками, так и в качестве арендаторов сельскохозяйственных земель. Поиск работников среди россиян усложняется также тем, что многие боятся заразиться и предпочитают оставаться без работы, но избежать возможного риска. Генеральный директор Союза производителей ягод Ирина Козий считает, что работа на угодьях абсолютно безопасна. Производители ягод и другие отрасли плодоовощеводства готовы организовывать двухнедельный карантин для сезонных работников, проверять справки, проводить тесты и вакцинацию. Не стоит забывать и про то, что вся работа ведется на свежем воздухе, а сельскохозяйственные угодья находятся на большом расстоянии от крупных городов, поэтому риск заражения минимален. Да и в тепличных комплексах контакт между работниками незначителен, а средства индивидуальной защиты еще больше снижают риск заболевания.
В то же время Ирина Козий согласна с мнением, что за счет местных полностью проблему не решить и аргументирует это тем, что, в частности, в ягодной отрасли задействуются иностранные агрономы, механизаторы и другие специалисты. «Нужного количества сотрудников с такой квалификацией и необходимым опытом в нашей стране просто нет», – поясняет она.
Стоит вопрос и о том, захотят ли сами студенты заниматься полевыми работами. По данным Минсельхоза РФ, в России профильных 26 университетов, 32 академии и один институт, которые расположены в 51 регионе. Они готовят кадры по 122 специальностям и 70 направлениям. По программам высшего образования обучается около 429,2 тысяч студентов: 197,8 тысяч бакалавров, специалистов и магистрантов, 9,5 тысяч аспирантов и докторантов, 25,6 тысяч человек проходят обучение по программам профессионального образования. Цифры внушительные, но на практике оказывается, что основная часть студентов не заинтересовала в полевых работах. Это комментирует директор Общероссийской общественной организации по вовлечению молодежи в развитие территорий «Городские реновации» Олег Зоря. Он предполагает, что учащиеся вузов не готовы ехать «на картошку» исходя из каких-либо идейных соображений. Эпоха поднятой целины и эра студенческой практики на сельскохозяйственных угодьях, похоже, прошла, а фраза «Куда Родина пошлет!» не актуальна уже несколько десятилетий.
Молодые специалисты заинтересованы в более высокооплачиваемой и привилегированной работе.
«Сейчас ребята все такие вдумчивые, прагматичные, конечно же, нужны понятные условия. Условия либо понятные сейчас – сумма, которую они получат за работу, либо понятные в будущем: если вы сейчас приедете, в следующий раз приедете, дальше мы, например, платим за ваше образование, вас трудоустраиваем примерно с такими ориентировочными суммами», – считает Олег Зоря. Заинтересовать студентов могут выгодные условия и достойная заработная плата, но не все хозяйства могут себе это позволить – фермеру-частнику все это сделать довольно сложно.
О том, что российские студенты пока не готовы работать в поле, рассказал председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Агрофирма «Элитный картофель”» Владимир Акатьев в своем интервью для Business FM. «Наверное, мы лет 15 используем иностранцев на ручных работах, но работают и наши, и женщины, и мужчины. Но наших-то очень мало. Люди с образованием идут на более интеллигентную работу. Я негативно отношусь к такому призыву, на мой взгляд, ничего хорошего из этого не выйдет», – считает он. Также Владимир Акатьев подчеркнул, что студенты нужны лишь на временные сезонные работы, в частности, зимой, когда работники перебирают, грузят и собирают картофель, или во время сбора земляники. То есть работа не постоянная, находиться на сельскохозяйственных угодьях круглый год необходимости нет. За один день в «Агрофирме “Элитный картофель”» работник получает от 1000 до 2500 рублей в день. Но оплата сдельная: чем больше сделаешь, тем больше получишь. При этом сам Владимир Акатьев на вопрос о том, планируется ли платить столько же студентам, отвечает, что не допускает даже мысли, что сам по себе прием на работу учащихся вузов возможен.
Чтобы исправить ситуацию, эксперты в области сельского хозяйства предлагают несколько направлений, включающих в себя различные меры. Во-первых, это ослабление ограничений передвижения трудовых мигрантов. Во-вторых, продление рабочих виз, чтобы те, кто уже находится в стране, могли продолжать свою трудовую деятельность. Третье направление – привлечение местных сельскохозяйственных работников. Например, как и Россия, Германия планирует предлагать рабочие места тем, что потерял работу из-за пандемии.
Для этого даже создали информационную платформу, где всем желающим фермеры предлагают поучаствовать в сборке урожая. К этой же мере обратились и во Франции. Четвертое направление – привлечение к сельскохозяйственным работам беженцев.
Не все перечисленные способы подходят для России, но, например, положительный опыт западных стран в привлечении местных кадров с помощью информационных платформ мог бы сработать и у нас. Так, на сайте Минсельхоза и Минтруда России можно создать портал с вакансиями и всей необходимой информацией: условиями труда, проживания и оплаты.
В любом случае меры необходимо принимать как можно скорее. Да, дефицит иностранных работников в сельскохозяйственных угодьях – общемировая проблема, столкнулась с ней не только Россия, но и страны ЕС, США, Канада и другие государства. Однако если не проблему не решать, то мировая экономика потерпит колоссальные убытки. Уже сейчас нехватка рабочей силы спровоцировала рост цен на продукты. По разным прогнозам, он может составить от 20 до 50 %, а некоторые товары могут оказаться и вовсе не доступны для покупателей.
Пример решения проблемы с дефицитом рабочих рук в строительной отрасли в России наводит на позитивные мысли. Возможно, в скором времени этим же путем пойдут и аграрии, в результате ситуация изменится к лучшему.
Александра Близнецова
- Кадастровый учет дома на ИЖС, ЛПХОколо двух недель. 38 тыс. руб. Если на участке есть капитальный гараж, баня или другая постройка, то дополнительный технический план на каждый такой объект обойдётся всего лишь 8 тыс. руб.
- Кадастровый учет дома с уведомлением и учет хозяйственной постройкиОколо 2 недель. 46 тыс. руб.
- Другие услуги
Вы находитесь на сайте компании «Геодезия и кадастр». С 2003-го года мы предоставляем кадастровые услуги, подготавливаем межевые, технические планы, акты обследования и экспертные заключения в целях кадастрового учета и регистрации права. Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией и разработкой алгоритма решения вашей задачи.
С 1990 года площадь земель сельхозназначения в России сократилась почти вдвое: из 638 миллионов гектаров, обрабатываемых в последний год существования Советского Союза, к 2020 году осталось 382 миллиона. Ни одна другая категория земель не была столь сильно урезана по площади за новейшую историю России. Сельхозугодий стало почти на 25 миллионов гектаров меньше, а площадь пашни сократилась за три десятилетия на 15,8 миллиона гектаров. Зато земель лесного фонда за тот же период стало на 231 миллион гектаров больше: значительная часть этих лесов растёт на бывших плодородных полях. Мировой рост цен на продовольствие обострил вопрос возвращения земель в сельхозоборот.
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса будет действовать в России с 2022 по 2031 год. Как отметил глава кабмина Михаил Мишустин, она разработана по поручению президента, вопрос неоднократно поднимали депутаты и сенаторы.
Цели программы — вовлечение в оборот 13,2 миллиона гектаров неиспользуемых земель и сохранение в сельхозобороте мелиорированных почв на площади не менее 3,6 миллиона гектаров. В документе также сформулированы задачи по сбору информации об актуальном состоянии земель сельхозназначения.
«На первом этапе в течение ближайших пяти лет будет создана достоверная база данных. В ней появятся сведения о земельных участках в 83 регионах, которые предполагается вовлечь в оборот», — сказал на заседании Правительства 17 мая Михаил Мишустин.
ВС обобщил практику предоставления земли КФХ и сельскохозяйственным организациям
В основном успехи в деле возвращения в оборот заброшенных сельхозземель достигнуты в так называемом плодородном поясе — Краснодарском, Ставропольском краях и других южных регионах, констатировал член Экспертного совета аграрного комитета Совета Федерации, юрист по земельным вопросам Владимир Солдатенков. В этих субъектах, даже несмотря на то, что сельхозземли какое-то время не использовались, они всё же сохранились во вполне пригодном агрономическом состоянии и их можно ввести в оборот с минимумом затрат. Поэтому претендентов на такие участки, как правило, много. А вот в других регионах очереди из фермеров не наблюдается, отметил эксперт.
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
- ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
- Антракт
- Telegram-обзоры недели
- МониториНГ
Главное условие — собственник земельного участка должен вести сельскохозяйственную деятельность в форме, установленной ст. 1 № 74-ФЗ от 11.06.2003:
- единолично;
- путём объединения граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество крестьянского (фермерского) хозяйства
В случае предпринимательской деятельности фермерское хозяйствование осуществляется без образования юрлица.
Перечень видов разрешённого использования земель, где можно будет возвести фермерский дом, довольно широк. Это все сельскохозяйственные угодья, расположенные на участках из состава земель сельхозназначения.
Жилые фермерские дома, которые будут построены на землях сельхозназначения, войдут в состав имущества фермерского (крестьянского) хозяйства. То же самое правило коснётся домов, которые были возведены на момент вступления нового закона в силу.
Ограничения касаются массовой застройки. Возвести коттеджный посёлок или другие строения, которые не имеют отношения к фермерству и сельскому хозяйству, на земле сельхозназначения не получится.
Земельный участок с возведённым фермерским домом запрещено делить на самостоятельные земельные участки меньшей площади.
При застройке участка следует руководствоваться установленными нормами:
Строить можно только один жилой дом общей площадью не более 500 м2, в соотношении площади постройки — не более 0, 25% от площади земельного участка.
Параметры жилого дома должны соответствовать п 39, ст.1 ГрК РФ:
- высота — не больше 20 м;
- не более трёх надземных этажей;
- здание должно состоять из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании и при этом не подлежит разделу на самостоятельные объекты недвижимости.
За нецелевое использование земельного участка предусмотрена ответственность ст. 8.8 КоАП и усилена требованиями закона ФЗ № 299-ФЗ.
Все актуальные и проблемные вопросы, касающиеся земель сельскохозяйственного использования, последние изменения в законодательстве разберём на семинаре: «Земли сельскохозяйственного назначения и для садоводства: законодательство и практика.»
Агропромышленным туризмом считается проведение досуга на фермах и сельскохозяйственных производствах, сказал «Известиям» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. Например, во время отдыха люди могут принимать участие в сборе винограда и дегустировать напитки. Конечно, для людей немаловажно иметь возможность остановиться на ночь при проведении такого досуга, заметил он.
— Но проблема в том, что на сельскохозяйственных землях нельзя строить гостиницы, это серьезный барьер для развития агротуризма, — отметил эксперт. — Такие земли имеют особое и точное назначение, сменить категорию земли сложно и невыгодно. Это повысит налоги за пользование участком, увеличит тарифы на воду и энергию. Поэтому Минсельхоз уже брался за подобный законопроект, но решить эту задачу оказалось достаточно сложно. Помощь других ведомств в этом вопросе может быть решающей.
Новый 299-ФЗ: что разрешили строить на землях сельхозназначения в 2022 году
- Блоги
- Инструктаж
- Экспертное мнение
- Спецпроекты
- Вопрос-ответ
- Календарь
- Каталог
- Объявления
- Статьи
- Минсельхоз хочет усилить контроль за оборотом сельхозземель
- Госпрограмма по вовлечению сельхозземель в оборот может заработать в 2021 году
- Минсельхоз РФ готовит программу возврата сельхозземель в оборот
- Минсельхоз вернёт в оборот 10 млн гектаров неиспользуемых земель
- В Кабмин внесли новый проект программы вовлечения сельхозземель в оборот
- АПК-органы управления
- ветеринарные препараты, ветеринарные учреждения
- ГСМ, биотопливо
- корма, добавки для животных
- оборудование для АПК, промышленное, весовое
- обучение
- сельхозпроизводители / сельхозпредприятия
- сельхозтехника, запчасти
- семена, посадочные материалы
- средства защиты растений, удобрения
- страхование
- строительные материалы
- финансовые учреждения
- элеваторы, мелькомбинаты
- Аграрные СМИ
- Сельскохозяйственная продукция и сырье
- Сельхоз техника
- Сельскохозяйственная техника, оборудование, запчасти
- Удобрения, агрохимия, семена, саженцы
- Животные и птица
- Услуги
- Недвижимость
- Работа
- Знакомства
- Разное
По общему правилу сельхоз угодья имеют признаки:
- располагаются вне населённых пунктов: вокруг населённых пунктов на расстоянии 30 км все земли могут быть только сельскохозяйственными. Исключается расположение новых промышленных объектов в непосредственной близости от жилой зоны;
- предназначены для ведения хозяйства: животноводства, рыбоводства и растениеводства;
- могут использоваться для переработки продуктов сельхоз деятельности и в целях развития науки в этой области;
- в некоторых случаях возможно применение земель в охотничьих целях: сама охота и производство, связанное с переработкой результатов этой деятельности.
Кадастровый паспорт участка даёт информацию о том, как может использоваться земля. Виды деятельности:
- подсобное (личное) хозяйство;
- фермерские угодья;
- земли для крестьянского хозяйства;
- сады и дачи.
Всегда уточняется вид деятельности, запланированный на участке:
- выращивание растений для личного использования (цветы, овощи, фрукты);
- пашня, выращивание культур в промышленных объёмах (зерновые, подсолнечник, виноград и тд);
- сенокос;
- сельскохозяйственное производство;
- пастбища;
- ведение личного хозяйства с возможностью постоянного проживания на территории.
Каждый из видов деятельности определяет возможные постройки и их назначение.
На данный момент действует так называемая «дачная амнистия» — закон, по которому зарегистрировать дом, построенный на дачном участке, можно без предоставления разрешения на это строительство. Иными словами, владелец земли ЛПХ строит дом, а затем зарегистрирует его в Кадастровой палате. Это правило действует и для давних построек.
Ограничения по строительству:
- на землях для СНТ нельзя возводить больше одной постройки определённого назначения (можно только один жилой, один сарай, один гостевой дом и тд);
- ряд запретов есть при выборе места для постройки: она не должна мешать соседям, перегораживать выезд, затрагивать коммуникации;
- на этих наделах невозможно возвести крупный промышленный объект сельского хозяйства, так как обычно земли ЛПХ имеют небольшие площади.
Сельскохозяйственные угодья имеют особый статус и ценятся выше прочих, так как они универсальны. Земля поселений применима только для жилищного строительства, промышленные наделы не пригодны ни для проживания, ни для ведения хозяйства. С/х угодья – обычно, плодородные, ровные. Это позволяет использовать их и для строительства, и для проживания, и для возделывания. Поэтому за освоением крупных наделов сельхоз назначения государство строго следит.
Приобретая в собственность или в аренду поле КФХ с планами выстроить дом, владелец (арендатор) обязан:
- доказать, что действительно ведёт крестьянскую фермерскую деятельность;
- использовать землю в тех целях, для которых она предназначена.
В зависимости от типа хозяйства разрешено возводить капитальные строения:
- жилые дома – для постоянного пребывания лиц, возделывающих землю или управляющих этим;
- подсобные помещения – птичники, коровники, свинарники;
- сооружения, обеспечивающие жизнедеятельность фермерского хозяйства.
Примечательно, что фермой считается не только крупное подворье, но и небольшое хозяйство на несколько голов. Закон учитывает, что даже небольшому количеству обитателей нужен ежедневный круглосуточный уход.
Запрещены к строительству:
— промышленные объекты;
— многоквартирные и офисные здания.
Жилой дом (коттедж) может построить собственник, если:
- он вынужден постоянно находиться на территории участка;
- он получил разрешение на строительство.
ВАЖНО. Поэтому, приобретая надел для строительства дома, нужно следить за тем, чтобы в кадастровом паспорте было указано назначение ЛПХ, а не КФХ. В первом случае не требуется разрешение от Земельного Комитета.
Собственник предоставляет в муниципалитет (Земельный Комитет):
- личные документы;
- кадастровый паспорт;
- документы о межевании территории;
- подтверждение ведения фермерской деятельности;
- проект будущей постройки.
После рассмотрения заявки муниципалитет выносит решение: положительное или отрицательное.
Муниципалитет, обнаружив незаконную постройку на земле КФХ, обратится в суд. Судья рассмотрит обстоятельства дела и вынесет решение о сносе, только если:
- постройка закрывает доступ к инфраструктуре или мешает соседям;
- она находится в природоохранной или санитарной зоне;
- она располагается в непосредственной близости от объектов магистральной инфраструктуры: нефте или газопровода, водных коммуникаций, электричества.
Если дом не попадает ни в одну из этих категорий, сносить его не придётся. Однако, оформить как постройку, прописаться и получить адрес не получится. Не удастся его застраховать от пожара, и в случае стихийного бедствия владелец не получит компенсацию от государства, которая положена всем потерпевшим бедствие.
Регистрация во вновь построенном жилище иногда жизненно необходима. И сделать это бывает сложно, если дом не построен на земле для ИЖС.
Если строение возведено в садовом товариществе, зарегистрировать его проще: в этом случае действует «дачная амнистия», а к качеству постройки не предъявляется высоких требований. Единственное, что требуется от владельца, — перевести землю из СНТ в ИЖС.
С землями крестьянского фермерского назначения дело обстоит сложнее.
Регистрация возможна только в доме, строительство которого было разрешено. Дом должен полностью соответствовать проекту, предоставленному в заявке на разрешение. Он должен быть капитальным, пригодным для круглогодичного проживания. Самая большая трудность для владельцев – доказать это.
Дело в том, что в законе нет чётких критериев пригодности. Так, в северных регионах дом должен оборудоваться системой отопления, в южных она не нужна, а в средней полосе бывает сложно определить её необходимость.
Назначение дома на земле КФХ будет одно: регулярное пребывание для поддержания фермерского хозяйства. В некотором роде, офис для животновода. Законность круглогодичного проживания доказывается обращением в суд, проведением экспертиз и тратой времени. Делать это можно бесконечно долго, так и не добившись положительного решения.
Прописка возможна, если:
- дом зарегистрирован как объект собственности;
- на него оформлен паспорт БТИ.
Строительство на землях сельскохозяйственного назначения имеет ограничения и правила. В основном они направлены на защиту полезных угодий от застройки и обеднения. Плодородная земля – национальное достояние, её кадастровая стоимость бывает в разы выше средней, чем у промышленных наделов или поселений. Но, несмотря на сложности и ограничения, владельцы легко могут возводить разрешённые постройки. В первую очередь, это те, которые обеспечивают удобство в освоении земель. Особенно, это касается фермерских хозяйств, которые невозможно вести без постоянного пребывания на участке.
В целом, если не вдаваться в подробности земельных категорий, то у простых граждан есть возможность приобрести один из двух типов земли. Это земли, расположенные в населенных пунктах, и сельскохозяйственные земельные участки.
Земли в населенных пунктах являются наиболее интересным вариантом для покупки, поскольку здесь можно строить жилые дома. У граждан будет возможность получить почтовый адрес, постоянную регистрацию и т.д.
Сельскохозяйственные участки земли располагаются за пределами городов, поселков, сел и деревень. И на таких участках строить дом нельзя. Именно поэтому цены на такие участки земли будут гораздо ниже, чем на земли населенных пунктов.
Сельхозземли в первую очередь предназначены для того, чтобы заниматься на них сельским хозяйством. В составе таких земель выделяются угодья, земли, занятые водными объектами, здания и сооружения, предназначенные для производства и складирования фермерской продукции.
На такой земле гражданин может:
- Выращивать зерновые
- Получать урожай овощей и фруктов
- Заниматься скотоводством
- Разводить птицу, рыбу, пчел
- Перерабатывать сельхозпродукцию
Таким образом, владелец сельхозземли может на своем участке осуществить строительство зданий, сооружений, но только тех, что имеют отношение к его фермерской деятельности. Например, это могут быть загоны для скота, амбары для зерна, помещения для производства сыра и т.д. Это все технические сооружения. А вот строить жилой дом на сельхозземле пока нельзя.
Такой момент создавал серьезные трудности для многих граждан, которые зарабатывают на жизнь сельским хозяйством. Почти все свое свободное время они проводят на своей земле, участке, но жилище вынуждены размещать совсем в другом месте – там, где закон разрешает ставить жилые дома.
- на QIWI кошелек
- на Ю money
- на банковскую карту
- на расчетный счет
- через Unistream
- через систему Contact