Закон о защите прав потребителей РК 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о защите прав потребителей РК 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) изготовитель — физическое или юридическое лицо, производящее товар для реализации;

2) срок годности — период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению;

3) работа — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой имеют материальное выражение;

4) недостаток — несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем);

5) гарантийный срок – период времени, установленный продавцом (изготовителем, исполнителем), законодательством Республики Казахстан или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, которые исчисляются со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которых продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги), при условии его надлежащего использования и хранения;

6) услуга — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения;

7) срок службы – период времени, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренных законодательством или договором, исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых товар (результат работы) возможно использовать по назначению;

8) исполнитель — физическое или юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору;

9) срок хранения – период времени, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет качество, свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре;

10) продавец — физическое или юридическое лицо, реализующее товар в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

11) товар – продукт (продукция) деятельности изготовителя (исполнителя), предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

12) безопасность товара (работы, услуги) — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, а так же окружающей среде, при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара или в процессе выполнения работы (оказания услуги);

13) качество товара (работы, услуги) — совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить потребности потребителя;

14) документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), — выданные в бумажной или электронной форме контрольный (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе);

15) потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

16) общественное объединение потребителей – организация, созданная в результате добровольного объединения граждан в целях защиты прав и законных интересов потребителей;

16-1) Межведомственный совет по защите прав потребителей – консультативно-совещательный орган, создаваемый при Правительстве Республики Казахстан в целях выработки предложений и рекомендаций по вопросам защиты прав потребителей;

16-2) ассоциация (союз) общественных объединений потребителей (далее – ассоциация (союз) – добровольное объединение общественных объединений потребителей, создаваемое для обеспечения координации деятельности своих членов и защиты их общих интересов;

17) уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей.

Нормативно-правовая база стран СНГ в сфере защиты прав потребителей

Статья 7. Права потребителей

Потребители имеют право на:

1) свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг);

2) просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов;

3) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе);

4) приобретение безопасного товара (работы, услуги);

5) свободный выбор товара (работы, услуги);

6) надлежащее качество товара (работы, услуги);

7) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;

8) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);

9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги);

10) предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;

11) создание общественных объединений потребителей;

12) возмещение морального вреда;

13) защиту прав и законных интересов;

14) осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 21.04.2016 № 504-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 25.06.2020 № 346-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)

Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора

1. Продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя.

Статья 34. Сроки выполнения работы (оказания услуги)

1. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный договором о выполнении работы (оказании услуги), если иное не установлено законами Республики Казахстан.

2. В договоре могут быть определены начальный и конечный сроки выполнения работы (оказания услуги), а также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В случае, если работа (услуга) выполняется (оказывается) по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора, должны предусматриваться промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги).

3. Указанные в договоре начальный, конечный и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) могут быть изменены по соглашению сторон.

4. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) — сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги), что окончание ее к сроку становится явно невозможным, то потребитель вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, потребитель вправе назначить исполнителю новый срок для устранения недостатков и при неисполнении исполнителем в назначенный срок этого требования отказаться от договора либо поручить исправление работы третьему лицу за счет исполнителя, а также потребовать возмещения убытков.

Требования потребителя, установленные настоящим пунктом, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что просрочка выполнения работы (оказания услуги) произошла вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

5. Назначенные потребителем новые сроки, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и ее закончить, указываются в договоре.

В случае просрочки назначенных новых сроков свыше десяти календарных дней потребитель вправе предъявить иные требования, установленные пунктом 4 настоящей статьи.

6. При расторжении договора в случае несвоевременного выполнения работы (оказания услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу).

Статья 35. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге)

1. Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) вправе по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге);

2) соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу);

3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги);

4) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.

2. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем либо если отступления в работе (услуге) от условий договора или иные недостатки работы (услуги) являются существенными и неустранимыми.

3. Требования, установленные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) или в ходе ее выполнения (оказания) либо использования в течение сроков, установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан, а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) в течение гарантийного срока, в случае обнаружения скрытых недостатков — одного года, в отношении работ, связанных со зданиями и сооружениями, а также независимо от вида работ — в отношении недостатков, которые были умышленно скрыты исполнителем, — три года со дня приемки работ.

Требование о безвозмездном устранении таких недостатков работы (услуги), которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого потребителя и других лиц, может быть предъявлено потребителем или его правопреемником в течение трех лет с момента принятия работы (услуги).

Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе и при обнаружении их по окончании гарантийного срока.

4. Недостатки работы (услуги), обнаруженные в ходе ее выполнения (оказания), и недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.

Назначенный потребителем или согласованный сторонами срок устранения недостатков фиксируется в договоре.

Статья 40. Общественные объединения потребителей

1. Общественные объединения потребителей осуществляют деятельность, направленную на реализацию и защиту прав потребителей.

2. Общественные объединения потребителей могут объединяться в ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Республики Казахстан об общественных объединениях.

3. Запрещается финансирование общественных объединений потребителей, а также их ассоциаций (союзов) субъектами частного предпринимательства.

Сноска. Статья 40 с изменением, внесенным Законом РК от 21.04.2016 № 504-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 41. Права общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов)

1. Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе:

1) вносить предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей в уполномоченный орган и иные государственные органы;

2) обращаться в государственные органы в целях содействия в рассмотрении факта нарушения прав потребителей;

3) изучать потребительские свойства товара, спрос на него, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве товара (работы, услуги);

4) осуществлять прием заявлений, жалоб;

5) обращаться в государственные органы с целью оценки качества товара (работы, услуги) в случае поступления заявления, жалобы потребителя;

6) представлять интересы потребителей в государственных органах, а также в иных общественных объединениях в порядке, определяемом законами Республики Казахстан;

7) предъявлять иски в суд в интересах потребителей, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей;

8) исследовать и распространять информацию по проблемам и правам потребителей в средствах массовой информации;

9) реализовать социальные программы, проекты, а также отдельные мероприятия, направленные на решение социальных задач, по вопросам защиты прав потребителей на основе государственных социальных заказов;

10) участвовать в разработке документов по стандартизации и нормативных технических документов, устанавливающих обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг);

11) изучать и направлять в соответствующие государственные органы информацию по соблюдению прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания;

12) обращаться в соответствующие государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, выпустивших и реализовавших товары (выполнивших работы и оказавших услуги), не соответствующие установленным требованиям по безопасности и качеству;

13) предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся членами общественных объединений потребителей, в случае нарушения их прав, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан;

14) распространять информацию о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

15) вносить в соответствующие государственные органы и организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг);

16) участвовать совместно с соответствующими государственными органами в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан;

17) оказывать юридическую и консультационную помощь потребителям;

18) представлять через своих членов интересы потребителей в процессе медиации при разрешении конфликтов между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем);

19) принимать участие в работе общественных советов в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об общественных советах»;

20) инициировать проведение экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг) при проведении общественного контроля;

21) рассматривать потребительский спор в досудебном порядке, за исключением случаев, когда:

при рассмотрении одного спора общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) выступают в качестве субъектов досудебного урегулирования потребительских споров и представителей законных интересов потребителя;

общественные объединения потребителей являются участниками ассоциации (союза), которая (который) выступает в качестве представителя законных интересов потребителя.

Закон «О защите прав потребителей» РК: пояснения

Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей

Нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 44. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 5 июня 1991 года «О защите прав потребителей» (Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1991 г., № 23, ст. 267; 1992 г., № 13-14, ст. 313).

Президент
Республики Казахстан
Н. Назарбаев

zakon-respubliki-kazakhstan.doc (168.96 , doc)

Действующий закон о правах потребителя позволит покупателям и продавцам разобраться со своими правами и отстаивать верную позицию при необходимости. Закон «О защите прав потребителей» был принят 4 мая 2010 года. Он регламентирует общественные, материальные, медицинские и туристические права граждан. Механизм включает такие принципы действия:

  • обеспечение материальных интересов потребителей;
  • передача потребителям точной информации о предоставляемых работах;
  • безопасность интересов граждан;
  • предоставление товаров, соответствующих установленным нормам.

Любой закон не обходится без регулирования, которое обеспечивается президентом или правительством РК. Комитет по защите прав потребителей РК отвечает за такие моменты, как:

  • рассмотрение жалоб потребителей;
  • принятие мер по отношению к нарушителям закона;
  • контроль над соблюдением закона;
  • качественное информирование граждан;
  • ведение статистики нарушений и действий правительства;
  • анализ действующего законопроекта, внесение изменений при необходимости.

Жесткое регулирование нарушений в сфере торговли и предоставления услуг способствует развитию, а также улучшению качества сервиса в стране. Законы Республики Казахстан включают права покупателей на:

  1. Подписание сделок, покупку товаров.
  2. Получение свежей информации об изменениях в законе. Специальные требования распространяются благодаря информационным системам.
  3. Доступный выбор, а также высокое качество товара. Продукция должна соответствовать требованиям, быть безопасной для применения, хранения, окружающей среды. Покупатель имеет право проверить качество, комплектацию, функциональность продукции.
  4. Правильный обмен и возврат продукции. В течение 14 дней каждый имеет возможность обменять приобретенную вещь на аналогичную. Возврат товара РК выполняется, если продукт оказался испорченным. Также потребитель может требовать снижения стоимости, ремонта, возмещения расходов или замены товара.
  5. Компенсация урона и причиненного вреда во время проведения работ или пользования товаром. Сюда включен вред, нанесенный физическому или моральному здоровью человека.
  6. Возможность создать общество защиты прав потребителей.

Если вам нужно выйти из сложной ситуации, в этом поможет Закон «О защите прав потребителей РК». Помните, что приносить обратно покупку лучше до того, как вышел срок годности или истекла гарантия, если таковые имеются.

Если ваши законные права или интересы были ущемлены, тогда вы имеете право заявить о ситуации исполнителю и потребовать возместить расходы. Если обратной реакции не поступило в течение 10 дней, тогда обращайтесь в суд.

С 2022 года появится перечень индикаторов нарушений прав потребителей

Закон Казахстана включает не только особенности действий покупателя, но и работу продавца. Так, каждый производитель предусматривает гарантийный срок на товар, а продавец может его продлить. Кроме того, ответственность за ненадлежащий вид товара ложится на продавца.

Если вам интересно узнать «О защите прав потребителей» РК, тогда подробнее изучите обязанности производителя. Вот что он должен обеспечить:

  1. Подробное информирование о продукции или оказываемой услуге. Сюда включены название, стоимость, знак соответствия, основные свойства товара. Также необходимо указывать состав, особенности хранения, дату и место производства продукции. Потребитель вправе запросить документ, подтверждающий соответствие товара нормам.
  2. Безопасность и свободный выбор продукции. Продавец обязан правильно хранить товар, а также предупреждать о возможных рисках и способе хранения. К продукции должен быть свободный доступ в то время, которое указано режимом. Продавец должен взвешивать продукцию при необходимости.
  3. Товар, который соответствует нормам закона, а также его надлежащий обмен или возврат. В течение 14 дней продавец может принять обратно или обменять продукцию, если та находится в нормальном состоянии и предоставлены чеки.
  4. Возмещение убытков из-за пользования товаром.
  5. Наличие кассовых аппаратов и выдачу чеков.
  6. Соблюдение указанного режима работы.

Также защита прав потребителей вынуждает продавцов устанавливать точные цены на товары, а стоимость работ прописывать в документации. Продавец не имеет права ограничивать действия покупателей в случае фото- или видеосъемки. Этот момент также предусматривает Закон «О защите прав потребителей». Не стоит забывать, что покупатель также должен соблюдать нормы и правила закона.

Если вы обращаетесь в фирму или компанию, которая выполняет определенные работы, обязательно заключайте договор. В документе должны быть прописаны сроки окончания работ. Если услуги предоставляются непостоянно, тогда время перерыва должно прописываться в договоре.

Что еще включает защита прав потребителей? Казахстан позаботился о своих гражданах. Поэтому, если исполнитель уклоняется от выполнения обязанностей, можно потребовать компенсацию или расторгнуть договор.

Что делать, если в ходе работы вы обнаружили несоответствия? Тогда законы РК гласят, что можно поступить так:

  • потребовать бесплатно исправить недостатки;
  • договориться об урезании платы;
  • потребовать повторного изготовления;
  • заявить о возмещении расходов для устранения неточностей.

Помните, что все недочеты, обнаруженные во время работы, должны быть озвучены в течение 10 дней. Также права потребителя включают пункт о составлении сметы на услуги, если с этим согласны обе стороны. Если же в процессе работы исполнитель значительно превысил сумму в смете без предупреждения, тогда потребитель вправе расторгнуть все договоренности.

Выплаты проводятся по заключенной документации или по договоренности между двумя сторонами.

Статья 14 — Покупатель в 2021 году по закону «О защите прав потребителей» в РК вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет или получение назад денег. При отсутствии необходимого для обмена товара, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму. Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.

Статья 16 — Причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги):

  1. Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в полном объеме;
  2. Право требовать возмещения убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потребителем независимо от вины продавца (изготовителя, исполнителя) и от того, состоял ли он с ним в договорных отношениях или нет.

Как изменился Закон РК «О защите прав потребителей»

Чтобы вернуть продавцу товар, необходимо доказать факт его покупки именно у этого продавца, для этого достаточно предъявить один из этих документов:

  • товарный или фискальный чек;
  • договор, заключенный при приобретении товара.

Если у покупателя нет ни одного из перечисленных документов, он также может обратиться к продавцу с требованием возврата. Но доказательство покупки предоставить все равно придется, согласно закону, покупатель может предъявить:

  • фото- или видеоматериалы;
  • свидетельские показания;
  • при онлайн-покупке подтвердить ее может также товарно-транспортная накладная;
  • другие документы и средства, подтверждающие покупку.

С 2021 года в Казахстане работает единая информационная система на сайте e-tutynushy.kz, который сам перенаправит жалобу продавцу. У продавца есть 10 дней на решение вопроса с покупателем и если за это время продавец не реагирует на жалобу, подключаются государственные органы.

Если продавец отказывается вернуть вам деньги, вы так же можете обратиться:

в комитет по защите прав потребителей через бот @kzpp_bot;
на портал электронного правительства https://egov.kz/cms/ru/services/citizen_and_the_government/e_app;
горячую линию +7 (7172) 75-06-42, 75-16-32, 74-98-32, 74-98-36.

(в ред. Федеральных законов от 09.01.96 N 2-ФЗ, от 17.12.99 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 01.05.2017 N 88-ФЗ, от 18.04.2018 N 81-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ, от 18.03.2019 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 191-ФЗ, от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020), от 24.04.2020 N 144-ФЗ, от 31.07.2020 N 290-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ)

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 24.04.2020 N 144-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Возврат товара в Казахстане по Закону «О защите прав потребителей»

1. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2. В целях реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей орган государственного надзора осуществляет формирование и ведение открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. (в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

4.1. При продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза. Перечень отдельных видов указанных технически сложных товаров, порядок составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза и которые должны быть предварительно установлены, и порядок их предварительной установки, включая требования к функционированию, определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020))

Предварительно установленные программы для электронных вычислительных машин, используемые потребителем на отдельных видах технически сложных товаров для доступа к информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны обеспечивать возможность использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к указанной поисковой системе и порядок ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020))

5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

6. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

(Абзац дополнительно включен с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 мая 2020 года Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 144-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Абзац, дополнительно включенный с 10 декабря 2006 года Федеральным законом от 25 ноября 2006 года N 193-ФЗ, утратил силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Комментарий к статье 1

1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона (пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде (пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)) (пункт дополнен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

4. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона (пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2435);

постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2018 г. N 967 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 35, ст. 5558);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 1536 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8639);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 895 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4038);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. N 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 37, ст. 5725).

3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (далее — государственный контроль (надзор).

2. Государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — контрольный (надзорный) орган).

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются должностные лица контрольного (надзорного) органа, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Для целей настоящего Положения под контролируемыми лицами понимаются лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 4.

Для целей настоящего Положения инспекторами являются должностные лица, указанные в подпунктах «в» — «и» пункта 5 и подпунктах «в» — «ж» пункта 6.

Новый закон о защите прав потребителей в 2020 году

13. Контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

меры стимулирования добросовестности;

объявление предостережения;

консультирование;

самообследование;

профилактический визит.

Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные контрольному (надзорному) органу, в рамках обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом работы контрольного (надзорного) органа, а также по отдельным поручениям контрольного (надзорного) органа вправе проводить консультирование и профилактический визит.

14. Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет профилактических мероприятий.

15. Итоги обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля (надзора) после публичных обсуждений включаются в государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 283 «О государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации».

Доклад размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

16. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее — меры стимулирования).

Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится в случае их обращения при условии осуществления ими деятельности не менее 3 лет и при представлении подтвержденных сведений о реализации следующих мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований:

реализация контролируемым лицом мероприятий по предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;

добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

Критериями добросовестности контролируемого лица являются следующие параметры:

соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, а также иных требований, соблюдение которых оценивается контрольным (надзорным) органом в рамках иных видов контроля (учитывается отсутствие нарушений требований, выявленных по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, производств по делам об административных правонарушениях, привлечение к уголовной ответственности, отсутствие случаев объявления контролируемому лицу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований);

своевременность представления контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган обязательной информации;

отсутствие исковых заявлений о защите прав потребителей, удовлетворенных судебными органами;

реализация мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, указанных им при обращении в контрольный (надзорный) орган с целью оценки его добросовестности;

наличие декларации соблюдения обязательных требований.

Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за три года.

Для поощрения и стимулирования добросовестных контролируемых лиц могут применяться следующие меры:

выдвижение представителей контролируемых лиц в общественные и иные органы при контрольном (надзорном) органе;

возможность проведения инспекционного визита, выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия;

присуждение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, и предоставление контролируемому лицу права публично размещать данную информацию в открытых источниках, в том числе в информационных и рекламных.

Информация об оценке контролируемых лиц предоставляется заинтересованным лицам посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

Срок действия репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, составляет 3 года со дня присвоения указанного статуса.

Репутационный статус, обозначающий добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, аннулируется при установлении контрольным (надзорным) органом несоответствия контролируемого лица критериям добросовестности, о чем контролируемое лицо уведомляется в течение одного месяца.

21. Государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

22. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом:

контрольная закупка;

мониторинговая закупка;

выборочный контроль;

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся:

наблюдение за соблюдением обязательных требований;

выездное обследование.

23. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут быть:

наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках контроля (надзора) за исполнением законов, соблюдением прав гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения предписания контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случае непредставления документов и сведений контролируемым лицом, представление которых установлено этим предписанием, или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении указанного предписания.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольного (надзорного) органа на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, указанных в пункте 6 настоящего Положения, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.

Инспектор определяет вид контрольных (надзорных) мероприятий с учетом характера нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) действий, необходимых для оценки их соблюдения.

В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспектором оценивается соблюдение обязательных требований в отношении объектов государственного контроля (надзора), к которым предъявляются обязательные требования, указанные в предмете контрольного (надзорного) мероприятия.

24. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках государственного контроля (надзора) размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

25. В ходе проведения контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

эксперимент.

26. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

эксперимент;

инструментальное обследование;

истребование документов;

испытание;

экспертиза.

27. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

28. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

29. В ходе рейдовых осмотров могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

30. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

31. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

32. В ходе контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) действия совершаются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и пунктами 36 — 39 настоящего Положения.

46. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности государственного контроля (надзора).

47. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты прав потребителей, который рассчитывается как отношение общего объема возмещенного ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, к общему объему ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей.

Ключевой показатель государственного контроля (надзора) приведен в приложении.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

(процентов)

Наименование ключевого показателя Годы и целевые (плановые) значения ключевого показателя
2021 2022 2023 2024 2025 2026
Показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей 33 34 35 36 37 38

Закон о защите прав потребителей посвящен защите прав потребителей и следует знать, какими именно правами они обладают и от кого и чего их следует защищать. Проанализировав положения Закона, можно определить права потребителей на:

  • просвещение (ст.3);
  • безопасность (ст.7);
  • информация об изготовителе (ст.8);
  • высокий уровень качества (ст.4);
  • безвозмездное устранение недостатков (ст. 18,29);
  • обмен товара (продукта) (ст.18,25);
  • отказ от выполнения обязательств по договору (ст.18);
  • возмещение в полном объеме вреда, причиненного недостатками (ст.14);
  • компенсация материального и морального вреда (ст,15).

Другими словами, закон о защите прав потребителей предоставляет покупателям государственную защиту.

При несоблюдении прав покупатель вправе обращаться в следующие государственные инстанции:

  • суд
  • Роспотребнадзор
  • ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»

Однако для получения возможности обращения в вышеперечисленные службы обманутому покупателю предварительно следует оформить досудебную претензию и передать ее продавцу. В случае, если в течение 10 регламентированных дней заявка потребителя не рассматривается, он получает возможность перевести спор в другую юридическую плоскость.

При этом передача документов в вышестоящие государственные инстанции осуществляется одним из перечисленных ниже способов:

  • лично
  • через почтовую службу
  • онлайн через единый портал идентификации и аутентификации

Порядок возврата товара

  • Покупатель имеет право производить возврат товара по нескольким причинам:
  • неподходящий размер или фасон одежды;
  • отсутствие необходимых функций, заявленных производителем;
  • изделие не выполняет свои непосредственные функции;
  • приобретенные продукты имеют истекший срок годности;
  • несмотря на то, что срок годности продуктов не истек, они потеряли свои съестные качества;
  • неполная комплектация изделия;
  • нарушение заводской упаковки;
  • наличие на новом товаре следов эксплуатации;

Возврат средств, уплаченных за некачественный товар производится по следующей схеме:

  • обращение в магазин;
  • подача устной претензии к качеству товара;
  • написание претензии в свободной форме с указанием дефектов товара;
  • получение денежных средств или аналогичного изделия.

Если письменная претензия также не была рассмотрена продавцом, покупатель получает право обратиться в суд или Роспотребнадзор.

Для того, чтобы обменять и сдать некачественный товар покупателю необходимо иметь при себе документ, доказывающий факт покупки в конкретной точке продаж, а именно:

  • кассовый чек;
  • свидетельские показания;
  • выписки с банковского счета;
  • согласие владельца магазина;
  • видео или фотоматериалы.

Возврат денежных средств осуществляется в течение 10 дней с момента подачи обращения. При необходимости, продавец имеет право отправить изделие на независимую экспертизу.

Согласно законодательству, возврату подлежат лишь те товары, которые:

  • не имеют следов непосредственного использования;
  • сохранили свой товарный вид, включая заводские пломбы и этикетки;
  • сдаются в сопровождении чека или иных документов, подтверждающих факт покупки.

Обратите внимание! В законе оговорен определенный перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату. К таковым относят: лекарства, расходные материалы, предметы личной гигиены, ткани, книги и так далее. Полный перечень изделий, которые нельзя вернуть при наличии надлежащего качества, возможно найти в тексте Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55,закона о Защите прав потребителей.

При возврате некачественного изделия покупателю обязаны предложить несколько вариантов возмещения:

  • устранение неисправностей за счет продавца;
  • уменьшение стоимости в зависимости от характера дефекта
  • замена товара на аналогичный;
  • замена изделия на иную модель с перерасчетом итоговой стоимости;
  • полный возврат средств.

Что готовит казахстанцам новый закон о защите прав потребителей?

Статья 16 Закон о защите прав потребителей устанавливает, что продавец не имеет права навязывать покупателю дополнительные услуги или товары. В случае, если подобный прецедент случается, покупатель получает возможность взыскать с продавца сумму убытков, понесенных ввиду покупки навязанных товаров или услуг.

Нередки случаи, когда продавцы навязывают покупателю подписание невыгодных соглашений, противоречащих интересам потребителя. В таком случае последний вправе обратиться суд с просьбой признать подобный договор ничтожным и потребовать взыскание с реализатора определенной суммы в качестве морального ущерба.

Ситуация. Вы приобрели товар, однако потеряли чек или такой документ вам попросту не выдали. Покупка оказалась некачественной, и вы решили ее вернуть. Продавец отказывается принять товар обратно.

Как сейчас. Если дело доходит до суда, то в качестве доказательства факта покупки можно предоставить свидетельские показания. А вот с фото- и видеоматериалами — все непросто, ведь продавцы, как правило, запрещают вести съемку в магазине.

Как будет по законопроекту. Фото- и видеосъемка официально разрешены на объектах торговли. Запретить вам снимать сотрудники будут не вправе.

— Фото и видео — это косвенные доказательства, оценку которым дает суд, — говорит председатель общества по защите прав потребителей «Ваше право» Елена Жерихова. — К тому же потребитель, приобретая товар, как правило, не производит фото- или видеофиксации. Заранее ведь не знаешь, что может возникнуть конфликт. А запись с камер видеонаблюдения в магазине могут попросту не предоставить, сказав, например, что материалы уже удалены.

— Это несомненно полезная поправка для покупателей, — считает председатель общества по защите прав потребителей «Паритет» Елена Нитяжук. — Ситуации бывают разные, например, когда цена на чеке не соответствует той, что указана на ярлыке. Человек может пойти и зафиксировать это на камеру.

Ситуация. В супермаркете вы набрали немало продуктов, обращая внимание на ценники и стараясь уложиться в определенную сумму. Однако на кассе вам называют совсем другое «итого», заметно превышающее конечное число в вашем подсчете. А в чеке — стоимость товаров сильно отличается от той, что была на прилавках.

Как сейчас. Можно потребовать возврата разницы и купить товар именно по той стоимости, что указана на ценнике. Однако формулировка в действующем законе, на которую можно сослаться в данной ситуации, по мнению специалистов, звучит весьма расплывчато: «Продавец (изготовитель) обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта». Следует ли из этого, что покупатель прав?

Как будет по законопроекту. Формулировка стала более четкой и звучит так: «Продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленный во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта».

— Нынешняя формулировка в законе не всегда понятна рядовому потребителю, — делится мнением Елена Жерихова. — Покупатели чаще всего этой нормы не знают. Поэтому, когда тот же кассир говорит им, что в магазине просто не успели поменять ценник, человек соглашается с завышенной ценой и уходит. Новая форма старого правила поможет избежать разночтений.

Ситуация. Инструкция к новенькой бытовой технике написана только на иностранном языке. Вы, не имея возможности перевести документ, сломали купленный товар, потому что не поняли, как им пользоваться.

Как сейчас. Придется приложить немало усилий в суде, чтобы доказать, что информация о пользовании товаром была предоставлена некорректно и именно это привело к поломке.

Как будет по законопроекту. Права в этом аспекте будут защищены на сто процентов. «Информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается не предоставленной» — такая норма есть в законопроекте.

— Не совсем понятно, о какой именно информации идет речь, — говорит Елена Жерихова. — Есть ведь информация и на этикетке, и в сервисных книжках. Если пояснения не будет, то это бессмысленная поправка. Потому что чем четче закон — тем меньше лазеек.

— Здесь, скорее всего, говорится о всей информации, касающейся товара, — комментирует Елена Нитяжук. — То есть если инструкция к пользованию товаром напечатана только на русском или только на казахском языке — значит, информация не предоставлена. Тем же сотовым телефоном я смогу пойти и забить гвозди, а потом вернуть устройство по гарантии, потому что информацию о том, как им пользоваться, мне не предоставили.

Ситуация. Вы приобрели товар, который оказался некачественным. Пытаетесь вернуть покупку продавцу и требуете обмена дефектного товара на новый.

Как сейчас. Фирма может начать диагностику товара. На эту процедуру по закону выделяется максимум 30 дней. Если экспертиза показала, что поломка произошла из-за заводского брака, то покупателю должны обменять товар на новый. Кто-то делает это незамедлительно, а некоторые продавцы затягивают с обменом. Дескать, в законе не прописаны конкретные сроки.

Как будет по законопроекту. Для обмена дефектного товара на новый продавцу теперь выделили 10 дней. Это к уже существующим тридцати! При этом добавили возможность присутствия покупателя при диагностике товара. Можно отправить на техпроверку даже доверенное лицо. По завершении диагностики, также согласно новым поправкам, продавец или изготовитель обязан будет предоставить документ о проведенных работах. Подобных требований в действующем законе нет.

— Из-за дополнительных 10 дней потребитель однозначно не выиграет, — уверена Елена Жерихова. — Продавец по требованию покупателя обязан незамедлительно обменять некачественный товар на новый. А теперь предпринимателю дают дополнительные 10 дней. Итого — в общей сложности человек может ждать до 40 дней. Это если включить сюда время проведения диагностики.

— Чтобы не ждать дополнительные 10 дней, во время диагностики товара можно сразу же обратиться к продавцу и поставить его в известность о том, что вы намерены в дальнейшем товар поменять или вернуть за него деньги, — говорит Елена Нитяжук. — То есть продавец заранее подготовится к тому, что, возможно, потребуется обмен товара, и, может быть, позаботится о его доставке. Поправка эта очень важна потому, что сейчас предприниматель может сколько угодно тянуть с обменом товара, дожидаясь, пока техника, например, прибудет в город. В законопроекте же конкретно ограничили рамки — 10 дней и точка.

Изменения и дополнения в законодательстве по вопросам защиты прав потребителей

Ситуация. Вы задолжали за отопление. Внезапно в квартире отключили электричество, хотя за свет горожанин исправно платит. В ходе выяснения обстоятельств коммунальщики говорят вам, что причина отключения в долге за тепловую энергию. И это при том, что эти услуги никак не связаны!

Как сейчас. Горожанин, не желая судебных разбирательств, идет и оплачивает долг. Не сидеть же без света.

Как будет по законопроекту. Появилась поправка, согласно которой «энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу электрической энергии потребителю при наличии задолженности по плате за использованную тепловую энергию». Как пояснили в Комитете по защите прав потребителей, в ряде регионов есть компании, которые одновременно занимаются подачей электричества и отопления. Однако, несмотря на то, что в ВКО эти услуги предоставляют разные компании, у нас подобная практика также не редкость.

— Данная поправка — большой плюс для потребителей, — считает Елена Жерихова. — Случаев, когда должникам угрожали отключить свет за долг по отоплению, — очень много. Это не что иное, как шантаж. При том что тепло и свет никак не связаны, такие обращения к нам были.

— Если поправку примут, то компания сначала обязана будет обратиться в суд на должника, — комментирует Елена Нитяжук. — Хотя компании и сейчас должны так делать, а не заниматься шантажом. Если поправку в законопроекте оставят, то в случае отключения электричества можно будет подавать в суд на энергоснабжающую организацию.

Это интересно
Мало кто знает, но на любой некачественный товар в действующем законодательстве существует гарантия – до двух лет. То есть даже если в гарантийном талоне оговорен меньший срок, потребитель в течение двух лет вправе вернуть за некачественный товар деньги, обменять его или потребовать ремонта.

Ситуация. Вы купили телефон, который в скором времени сломался. Требуете у фирмы починить мобильное устройство по гарантии.

Как сейчас. Не важно, насколько серьезному ремонту подвергался гаджет, гарантийный срок един и не продлевается после очередного ремонта.

Как будет по законопроекту. Если во время ремонта был заменен какой-либо элемент некачественного товара, гарантийный срок обновляется, как если бы товар поменяли на новый.

Ситуация. В вашем доме рабочие провели капитальный ремонт крыши. Спустя время она дала течь.

Как сейчас. Если доказано, что дефекты допущены строителями, можно в течение двух лет со дня принятия выполненных работ предъявить требования по устранению недостатков.

Как будет по законопроекту. Подобные требования можно будет предъявить в течение пяти лет. При этом в законопроекте добавлен пункт, что, если были выявлены существенные недостатки в предоставленных услуге или работе, гарантия будет действовать до 10 лет.

Но, пожалуй, самым интересным нововведением является внедрение административной ответственности фирм за нарушение Закона «О защите прав потребителей». Сейчас менять вам товар продавцы не спешат, так как знают, что никакая ответственность за игнорирование норм им не грозит. А вот при угрозе серьезного штрафа продавец сто раз подумает, прежде чем отказать клиенту, например, в предоставлении информации.

Что интересно — в законопроекте значительно расширили полномочия Комитета по защите прав потребителей. Ведомство сможет возбуждать и вести дела об административных правонарушениях, обращаться в суд в защиту прав неопределённого круга потребителей и многое другое. То есть теперь в государственный орган можно будет обратиться не только за консультацией, но и за конкретной помощью.

Иван Сухоруков

Изменения, внесенные в п. 2 ст. 17 Закона РК «О защите прав потребителей» устанавливают, что при электронной торговле (покупки в интернет-магазинах), гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товаров начинает течь со дня передачи (доставки) товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, то со дня его установки (подключения) или сбора.

Ранее, если у потребителя отсутствовали документы, подтверждающие факт приобретения товара, то он мог ссылаться на свидетельские показания. Теперь такой факт также может быть подтвержден фото и видеофиксацией (ст. 18 Закона РК «О защите прав потребителей»). Поэтому, если клиент хочет вернуть товар , но у него нет фискального чека, то в случае наличия у него фото или видео подтверждения покупки, Вы будете обязаны произвести возврат или обмен товара.

Внедрить институт омбудсмена по защите прав потребителей планируют в Казахстане

Если Вы выставили товар по определенной цене, но стоимость товара по каким либо причинам изменилась, то необходимо своевременно изменить информацию о его стоимости. Так как ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей» вводит норму о том, что Продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.

Также теперь запрещается продавцу (изготовителю, исполнителю), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки в торговых залах. В связи с чем, в случае наличия у Вас службы безопасности, Вам необходимо разъяснить сотрудникам, что фото и видеосъемка в торговых залах не может быть запрещена.

Наверняка, к Вам иногда обращаются клиенты, которые считают что им был продан некачественный товар. И чтобы установить факт реализации некачественного товара необходимо было провести соответствующую экспертизу.

С 7 мая 2016 года, стоимость дополнительной проверки (экспертизы) качества товара оплачивается продавцом (изготовителем). Если в результате проверки (экспертизы) товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение проверки (экспертизы), а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара (п. 2 ст. 30 Закона «О защите прав потребителей»).

Согласно поправкам, внесенным в п. 1 ст. 18 Закона РК «Об электроэнергетике»:

  • энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу тепловой энергии потребителю при наличии задолженности по оплате за использованную электрическую энергию.
  • энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу электрической энергии потребителю при наличии задолженности по оплате за использованную тепловую энергию.

Таким образом, если Вы являетесь организацией предоставляющей услуги по электро и теплоснабжению, Вам необходимо учесть данные изменения и внести соответствующие изменения в договора с Вашими клиентами.

Мы с Вами ознакомились с некоторыми изменениями законодательства в области защиты прав потребителей, и все они устанавливают дополнительные права и возможности для потребителя, которые Вам необходимо учитывать в соей деятельности.

Также хотим отметить, что с января 2016 года по искам о защите прав потребителей, поданным гражданином, суд производит отсрочку от уплаты государственной пошлины (п.3 ст. 106 ГПК РК).

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.