Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «АПК РФ действующая редакция в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Положения кодекса дают полное представление о действующих законах в отношении предпринимателей и экономики в целом. В них описаны:
- Общие термины и понятия, которыми оперирует система судопроизводства в арбитраже. Полное описание правил – доступно и понятно.
- Порядок рассмотрения процессов в первой инстанции и споров по административным и публичным отношениям.
- Пояснения отличий рассматриваемых процессов в особом порядке.
- Пояснения для граждан иного государства при спорах, возникающих на территории Российской федерации и за ее пределами.
- Пересмотры результатов арбитражных процессов. В том числе по уже вынесенным судебным решениям.
- Порядок надзора за исполнением судебных решений.
Полная структура АПК содержит 7 разделов (37 глав), касающиеся обозначенной правовой темы.
Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ)
Первый раздел кодекса Арбитражного судопроизводства представляет собой введение и ознакомление с юридическими терминами и аспектами. Кроме понятий, он содержит принципы правовых процессов – признания равноправия, непосредственности, состязательности разбирательств. Определен состав арбитражного суда и круг дел, рассматриваемых в рамках системы. Обозначена характеристика лиц, участвующих в процессе. Сформулированы правила предоставления или освобождения от доказательств дела. Решены финансовые аспекты – уплата пошлин, несение судебных и прочих расходов. Далее:
- Второй раздел регулирует ведение судопроизводства по существу возникающих экономических споров. Необходимо ознакомиться с правилами подачи иска, примирительными мерами (составление мирового соглашения), санкциями в отношении необязательных участников процесса.
- Третий раздел поясняет процессы и особенности административных и публичных отношений. Сюда входят оспаривания актов государственных органов (местных, региональных и федеральных), разбирательства правонарушений организациями.
- Четвертым разделом регулируется судопроизводство дел, требующих рассмотрения в особом порядке. Часто они имеют специфические нюансы, отчего возможность подачи стандартного иска – исключена.
- Пятый раздел АКП определяет особенности дела с участием иностранных лиц. В этом случае рассматривается компетенция арбитражных судов и их состава.
- Шестой раздел предусматривает решение вопросов по отмене ранее принятого арбитражным судом решения, рассмотрение апелляций, кассаций или вновь открывшихся обстоятельств.
- Последний, седьмой раздел АПК объясняет порядок исполнительного производства на основании принятых судебных решений. В спектр вопросов входит выдача исполнительного листа, дубликата, нюансы финансовых операций и перечислений (отсрочка, рассрочка, изменение способа компенсации и прочее). Учтены условия прекращения исполнительного производства, а также его возобновления или приостановления.
Кому требуется знать основы и нюансы Арбитражного процессуального кодекса? Во-первых, предпринимателям, так как документ касается экономических взаимоотношений. Логично знать основы законов и статей, чтобы в случае судебных разбирательств быть готовым к любому течению дела.
Во-вторых, юристам предприятий. Грамотное управление производством невозможно без правовой поддержки.
В третьих, лицам, занимающимся частной юридической практикой. Безусловное владение знаниями из Кодекса для них – обязательно.
Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее — арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
2. Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 428-ФЗ)
4. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее — рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
5. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 195-ФЗ)
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)
1. Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ)
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
3. Отказ от права на обращение в суд недействителен.
4. Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме:
искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; (в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 186-ФЗ, от 02.03.2016 N 47-ФЗ)
жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
представления — при обращении Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
5. Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 147-ФЗ)
Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 147-ФЗ)
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 147-ФЗ)
Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, делам о несостоятельности (банкротстве), делам по корпоративным спорам, делам о защите прав и законных интересов группы лиц, делам приказного производства, делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также, если иное не предусмотрено законом, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 52, 53 настоящего Кодекса). (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 147-ФЗ)
1. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.
2.1. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям арбитражных судов по делам, находящимся в их производстве, либо председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 166-ФЗ)
3. Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
1. Правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.
2. Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
1. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.
2. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.
Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).
Информация Минэкономразвития от 17.06.2021
В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.
С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.
Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.
По проекту постановления Правительства об установлении с 1 января 2022 года предельной величины базы для исчисления страховых взносов, предельные базы для исчисления страховых взносов в 2022 году индексируются:
- на ОСС на случай ВНиМ – в 1,069 раза;
- на ОПС – в 1,069 раза.
Таким образом, с 2022 года предельная база на ОСС на случай ВНиМ составит 1 032 000 рублей, а по взносам на ОПС 1 565 000 рублей.
Напомним, что в 2021 году предельная база по взносам на ВНиМ составляет 966 000 рублей, а на на ОПС – 1 465 000 рублей (постановление Правительства от 26.11.2020 № 1935).
С 2022 года правила выплата пособия на погребение регламентируется законом № 255-ФЗ. Пособие, как и раньше, выплачивает работодатель родственникам умершего, затем фонд возмещает страхователю эти затраты.
Организация не имеет права задерживать выплату, перечислить деньги нужно в день обращения тем способом, который указан в заявлении получателя.
С 2022 года согласно новой редакции пункта 1 статьи 15 Закона № 125-ФЗ, на больничные, выданные в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеваниями, распространяются те же нормы, которые установлены для пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Новая редакция пункта 1 статьи 15 Закона № 125-ФЗ
ФСС установил новые значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2022 г., которые используются для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Приказ ФСС от 28.05.2021 г. № 17
Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 (ред. от 20.09.2018)
«О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 N 33
«О признании не подлежащим применению абзаца третьего пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года N 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 295-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»
-
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О несостоятельности (банкротстве)»
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018)
«Об образовании в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 291-ФЗ
«О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»
-
Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018)
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018)
-
Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)
«Об арбитражных судах в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
– Теперь изменился срок направления лицам, участвующим в деле, копии определения о принятии апелляционной жалобы. Ранее арбитражный суд в пятидневный срок со дня поступления апелляционной жалобы должен был вынести определение о принятии апелляционной жалобы и направить его копии лицам, участвующим в деле[16]. Теперь копии определения направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения[17], при этом пятидневный срок вынесения определения не изменился.
– Предусмотрено ещё одно основание для возвращения апелляционной жалобы – если она не подписана или подписана и подана в суд лицом, не имеющим полномочий на её подписание и (или) подачу в суд[18].
– Отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в АПК РФ, являются безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции только в случае отсутствия аудиозаписи судебного заседания[19].
– Апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции по общему правилу рассматриваются единолично[20].
– Апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без проведения судебного заседания[21].
Как видно, АПК РФ претерпел довольно существенные изменения. Такие изменения носят системный характер и окажут положительное влияние на качество рассмотрения дел и эффективность судебной системы в целом и арбитражной в частности.
\r\n\r\n
Межведомственная рабочая группа при правительстве РФ, в состав которой входят представители Минцифры, ФНС и других госорганов, решила ввести переходный период для использования электронной доверенности (иначе «машиночитаемой доверенности», МЧД). Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителя вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Участники заседания отметили, что переходный период необходим, чтобы информационные системы и участники ЭДО успели подготовиться к работе с МЧД.
\r\n\r\n
С 1 января 2022 года лица, уполномоченные подписывать отчетность, должны были перейти на новый формат подписания документов: использовать личную электронную подпись физлица и прилагать к ней машиночитаемую доверенность (МЧД). Такой порядок вводили поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с поздним появлением соответствующих нормативных правовых актов участники рынка ЭДО могли не успеть перейти на МЧД к 1 января 2022 года.
\r\n\r\n
Межведомственная рабочая группа при правительстве РФ, в состав которой входят представители Минцифры, ФНС и других госорганов, решила ввести переходный период для использования электронной доверенности (иначе «машиночитаемой доверенности», МЧД). Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителя вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Участники заседания отметили, что переходный период необходим, чтобы информационные системы и участники ЭДО успели подготовиться к работе с МЧД.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ)
С 1 января 2022 года лица, уполномоченные подписывать отчетность, должны были перейти на новый формат подписания документов: использовать личную электронную подпись физлица и прилагать к ней машиночитаемую доверенность (МЧД). Такой порядок вводили поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с поздним появлением соответствующих нормативных правовых актов участники рынка ЭДО могли не успеть перейти на МЧД к 1 января 2022 года.
Статья 150. Основания для прекращения производства по делу
1. Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что:
1) дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;
2) имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда;
3) имеется принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
4) истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом;
5) организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована;
6) после смерти гражданина, являющегося стороной в деле, спорное правоотношение не допускает правопреемства;
7) имеются основания, предусмотренные частью 7 статьи 194 настоящего Кодекса.
2. Арбитражный суд также прекращает производство по делу в случае утверждения мирового соглашения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ)
Статья 151. Порядок и последствия прекращения производства по делу
1. О прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение.
В определении арбитражный суд указывает основания для прекращения производства по делу, а также разрешает вопросы о возврате государственной пошлины из федерального бюджета в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 150 настоящего Кодекса, и распределении между сторонами судебных расходов.
Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.
2. Определение арбитражного суда о прекращении производства по делу может быть обжаловано.
3. В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
ИНСТАНЦИИ ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Статья 189. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
1. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
2. Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным настоящим Кодексом, если в настоящем разделе не установлено иное.
3. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
Статья 190. Примирение сторон
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 настоящего Кодекса, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
Статья 223. Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)
1. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
2. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 настоящего Кодекса. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.
(в ред. Федерального закона от 12.07.2011 N 210-ФЗ)
3. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.
Статья 224. Право на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве)
С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).
Статья 225. Примирение по делам о несостоятельности (банкротстве)
По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные главой 15 настоящего Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Процессуальная реформа: изменения в АПК РФ
В 2022 году прогнозируется увеличение нефтегазовых доходов по сравнению с 2021 годом с 6,8% до 7,2% ВВП, в 2023 году — снижение до 6,5%, в 2024 году — до 5,7%. Это связано с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть марки Urals и на природный газ, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения.
Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2022 год прогнозируется в объеме 9,542 трлн рублей, при этом базовые нефтегазовые доходы составят 6,145 трлн рублей, а дополнительные нефтегазовые доходы — 3,397 трлн рублей. В 2023 и 2024 годах объем нефтегазовых доходов, согласно прогнозу, составит 9,194 трлн рублей и 8,564 трлн рублей, из них базовые нефтегазовые доходы соответственно составят 6,483 трлн рублей и 6,467 трлн рублей, дополнительные нефтегазовые доходы — 2,71 трлн рублей и 2,096 трлн рублей соответственно. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть — $44,2, $45 и $45,9 за баррель в 2022-2024 годах.
В части ненефтегазовых доходов в 2022-2024 годах прогнозируется незначительное снижение их доли в ВВП — с 11,6% до 11,4%. Доля нефтегазовых доходов в 2022-2024 годах в общем объеме доходов федерального бюджета снижается с 38,1% до 33,2%, доля ненефтегазовых доходов увеличивается с 61,9% до 66,8% соответственно.
В 2023 и 2024 годах планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2022-2023 годах. В результате к концу 2024 года планируется увеличение средств ФНБ до 23,267 трлн рублей.
Арбитражно процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июня 2002 года № 95-ФЗ был одобрен 10 июля 2002 года (за все годы существования действующего кодекса в него было внесено множество поправок).
Арбитражный процессуальный кодекс является, на сегодняшний день, самым важным нормативно-правовым документом, на основе которого разрешаются экономические споры, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности и вытекающие из гражданских правоотношений (либо из правоотношений в сфере управления).
Арбитражно-процессуальный кодекс незаменим для работы сотрудников арбитражных судов и сотрудничающих с ними органов. Кроме того, АПК необходим любому российскому гражданину, занимающемуся предпринимательской деятельностью, с целью понимания порядка разрешения различных споров в данной сфере и защиты своих интересов.
Значение АПК состоит в том, что он гарантирует организациям и предпринимателям защиту их имущественных и неимущественных прав, а также ограждает спорящие стороны от субъективизма судей и ведет к достижению истины в правосудии.
Суть закона заключается в качественном исполнении Арбитражным судом своих основных функций в решении определенных задач. С учетом последних правок, принятых в 2014 году, можно отметить основные задачи:
- защита нарушенных законных интересов, а также прав лиц, которые ведут предпринимательскую и экономическую деятельность, законных интересов РФ, субъектов муниципальных образований и т.д.;
- обеспечение доступности правосудия экономической деятельности;
- справедливое публичное разбирательство в судебном порядке в разумный срок беспристрастным и независимым судом;
- укрепление законности, а также предупреждение правонарушений в направлении любой экономической деятельности;
- содействие развитию и становлению партнерских деловых отношений;
- формирование обычаев, этики делового оборота;
- формирование позитивного, доверительного и уважительного отношения к судебным органам и закону.
В арбитражный суд имеют право обратиться заинтересованные лица, в случае возникшей необходимости в защите оспариваемых или нарушенных законных интересов и прав, и потребовать присуждения компенсации за нарушение прав (в установленный срок в порядке, установленном АПК).
В случаях, предусмотренных действующим Кодексом, в арбитражный судебный орган вправе обратиться и другие лица.
Однако важно помнить, что в случае, если истец передумает подавать документы на проведение судебного производства, отказ будет недействительным.
Обратиться в суд можно с помощью подачи искового заявления — по любым экономическим спорам, возникающим из правоотношений между гражданами.
Также допускается форма подачи заявления по возникающим из административных правоотношений делам, делам особого производства, которые предусмотрены действующим Кодексом.
При обращении в суд кассационной и апелляционной инстанций, можно подать жалобу по соответствующей форме.
При обращении Генпрокурора Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора судебных актов можно оформить представление.
Если для заданной категории споров законом установлен претензионный досудебный порядок урегулирования, или он предусмотрен договором, такой спор передается на рассмотрение арбитражного суда после выполнения действий такого порядка.
Подведомственный арбитражному суду спорный процесс, который возник из правоотношений между двумя или группой граждан, по соглашению сторон до принятия судом первой инстанции акта, которым заканчивается процесс рассмотрения дела, передается сторонами на рассмотрение в другую инстанцию – третейский суд, если ничто иное федеральным законом не установлено и эти граждане имеют основания для соответствующего обращения.
Арбитражный процессуальный кодекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
Принят Государственной Думой 14 июня 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года
(В редакции федеральных законов от 28.07.2004 № 80-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 31.03.2005 № 25-ФЗ, от 27.12.2005 № 197-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ, от 11.06.2008 № 85-ФЗ, от 22.07.2008 № 138-ФЗ, от 03.12.2008 № 229-ФЗ, от 28.06.2009 № 124-ФЗ, от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 09.03.2010 № 20-ФЗ, от 30.04.2010 № 69-ФЗ, от 27.07.2010 № 194-ФЗ, от 27.07.2010 № 228-ФЗ, от 23.12.2010 № 379-ФЗ, от 06.04.2011 № 65-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 12.07.2011 № 210-ФЗ, от 03.12.2011 № 389-ФЗ, от 08.12.2011 № 422-ФЗ, от 25.06.2012 № 86-ФЗ, от 30.12.2012 № 317-ФЗ, от 22.04.2013 № 61-ФЗ, от 07.06.2013 № 126-ФЗ, от 02.07.2013 № 166-ФЗ, от 02.07.2013 № 186-ФЗ, от 02.07.2013 № 187-ФЗ, от 02.11.2013 № 294-ФЗ, от 28.06.2014 № 186-ФЗ, от 29.12.2014 № 476-ФЗ, от 31.12.2014 № 527-ФЗ, от 08.03.2015 № 41-ФЗ, от 06.04.2015 № 72-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.06.2015 № 195-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 393-ФЗ, от 29.12.2015 № 409-ФЗ, от 30.12.2015 № 425-ФЗ, от 15.02.2016 № 18-ФЗ, от 02.03.2016 № 45-ФЗ, от 02.03.2016 № 47-ФЗ, от 01.05.2016 № 137-ФЗ, от 23.06.2016 № 220-ФЗ, от 22.11.2016 № 393-ФЗ, от 19.12.2016 № 435-ФЗ, от 17.04.2017 № 76-ФЗ, от 28.05.2017 № 101-ФЗ, от 01.07.2017 № 147-ФЗ, от 29.07.2017 № 223-ФЗ, от 28.12.2017 № 421-ФЗ, от 29.07.2018 № 265-ФЗ, от 03.08.2018 № 295-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 28.11.2018 № 451-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ, от 18.07.2019 № 191-ФЗ, от 26.07.2019 № 197-ФЗ, от 12.11.2019 № 374-ФЗ, от 02.12.2019 № 406-ФЗ)
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Осуществление правосудия арбитражными судами
Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее — арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Принципы Арбитражного процессуального кодекса таковы:
- Право на обращение в арбитражный суд. Оно неотъемлемо и принадлежит всем хозяйствующим субъектам. Невозможно никого ограничить в этом праве или лишить его.
- Независимость судей. Судьи принимают решения по делам самостоятельно и не зависят в своих усмотрениях ни от кого.
- Законность. Акты судебной власти принимаются в соответствии с действующим законодательством и могут ему противоречить.
- Разумные сроки судопроизводства и исполнения судебных актов. Если не предусмотрены конкретные сроки для совершения процессуальных действий, их можно выбрать, но руководствоваться при этом соображениями разумности.
- Равенство всех хозяйствующих субъектов. Никто не наделяется более широкими правами и не занимает приоритетное место в глазах суда.
- Равноправие сторон в процессе. Каждая сторона свободно участвует в процессе.
- Состязательность сторон. Стороны вправе выступать в процессе, предоставлять доказательства, подавать ходатайства. Не допускается поощрять подобные действия для одной стороны или препятствовать им
- Непосредственность. Предполагается исследование доказательств перед принятием судебного акта.
- Гласность. Процесс может проходить открыто, если это не нарушает коммерческую, банковскую и иную тайну.
- Язык судопроизводства. Процесс ведется на русском языке. Если в субъекте федерации предусмотрено официальное использование другого языка, то процесс может вестись на нем.
Участниками арбитражных процессуальных отношений могут стать все участники экономической деятельности, все хозяйствующие субъекты. Они выступают истцами и ответчиками, третьими лицами, представителями, свидетелями. Также АПК называет тех, кто участвует в правоотношениях со стороны государственной власти или с целью обеспечения справедливого судопроизводства: судьи, прокуроры, адвокаты, эксперты.
Кто сможет получать электронные подписи в 2022 году по действующим правилам
С 2022 года в России изменятся ставки вывозных таможенных пошлин на лом и отходы чёрных металлов. Постановление об этом утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин. Это решение позволит смягчить влияние внешней конъюнктуры на внутренний рынок, скорректировать цены и обеспечить сырьём отечественных производителей.
Ставки экспортных пошлин на лом и отходы чёрных металлов устанавливаются в размере 5%, но не менее 100 евро за 1 тонну. Они будут действовать с 1 января в течение последующих 180 дней. Сейчас временная ставка на вывоз лома составляет 5%, но не менее 70 евро за 1 тонну.
Одновременно Правительство ввело более широкие ограничения на вывоз леса. С 2 января по 31 декабря 2022 года будут действовать повышенные ставки на экспорт отдельных видов лесоматериалов влажностью более 22% и толщиной и шириной более 10 см. Так, для хвойных пород древесины экспортные пошлины установлены в размере 200 евро за кубический метр, для ценных лиственных пород (дуб, бук, ясень) – от 250 до 370 евро за кубометр. Повышение пошлин позволит ограничить вывоз необработанной древесины под видом пиломатериалов.
Сейчас ставка на такие лесоматериалы для хвойных пород и дуба составляет 10%, но не менее 13 и 15 евро за кубический метр соответственно, на бук и ясень – также 10%, но не менее 50 евро за кубометр.
Кроме того, на два года (до 31 декабря 2023 года) продлевается нулевая пошлина на вывоз вольфрамовых руд и концентратов. Такое решение принято для поддержки производителей и недопущения остановки их деятельности из-за нехватки оборотных средств.
Также в постановлении действующие ставки экспортных пошлин приводятся в соответствие с седьмым изданием Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и правом Евразийского экономического союза.
Работа Правительства:
- Таможенно-тарифное регулирование
- Участие России в многосторонних соглашениях, международных организациях и объединениях (кроме СНГ)
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 42 (ред. от 24.12.2020)
«О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством»
-
Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 30.12.2020)
«О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 07.12.2020 N 755
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Распоряжение Президента РФ от 21.09.2020 N 244-рп
«О поощрении»
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 20.08.2020 N 266
«О внесении изменений в план информатизации государственного органа на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденный приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 14.02.2020 N 43»
Все документы >>>
-
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2469
«О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
-
Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2019 N 3227-р (ред. от 31.12.2020)
«Об утверждении плана реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р
«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)
Все документы >>>
-
Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2020 года
-
Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
«О внесении изменений в некоторые указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения»
-
Указание Генпрокуратуры России от 13.01.2021 N 4/23
«Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования водного транспорта»
Все документы >>>
Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
- АПК РФ
- АПК РФ Глава 1
- АПК РФ Глава 2
- АПК РФ Глава 3
- АПК РФ Глава 4.1
- АПК РФ Глава 4.2
- АПК РФ Глава 5
- АПК РФ Глава 6
- АПК РФ Глава 7
- АПК РФ Глава 8
- АПК РФ Глава 9
- АПК РФ Глава 10
- АПК РФ Глава 11
- АПК РФ Глава 12
- АПК РФ Глава 13
- АПК РФ Глава 14
- АПК РФ Глава 15
- АПК РФ Глава 16
- АПК РФ Глава 17
- АПК РФ Глава 18
- АПК РФ Глава 19
- АПК РФ Глава 20
- АПК РФ Глава 21
- АПК РФ Глава 22
- АПК РФ Глава 23
- АПК РФ Глава 24
- АПК РФ Глава 25.1
- АПК РФ Глава 25.2
- АПК РФ Глава 26
- АПК РФ Глава 27
- АПК РФ Глава 27.1
- АПК РФ Глава 28
- АПК РФ Глава 28.1
- АПК РФ Глава 28.2
- АПК РФ Глава 29
- АПК РФ Глава 30.1
- АПК РФ Глава 30.2
- АПК РФ Глава 31
- АПК РФ Глава 32
- АПК РФ Глава 33
- АПК РФ Глава 34
- АПК РФ Глава 35
- АПК РФ Глава 36
- АПК РФ Глава 37
- АПК РФ Раздел 7
- АПК РФ скачать
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
Глава 32. Компетенция арбитражных судов в Российской
Федерации по рассмотрению дел с участием иностранных лицСтатья 247. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц
Статья 248. Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц
Статья 248.1. Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера
Статья 248.2. Запрет инициировать или продолжать разбирательство по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера
Статья 249. Соглашение об определении компетенции арбитражных судов в Российской Федерации
Статья 250. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по применению обеспечительных мер по делам с участием иностранных лиц
Статья 251. Судебный иммунитет международных организаций
Статья 252. Процессуальные последствия рассмотрения иностранным судом дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниямГлава 33. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
Статья 253. Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц
Статья 254. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц
Статья 255. Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения
Статья 256. Поручения о выполнении отдельных процессуальных действийГлава 33.1. Производство по делам с участием иностранного государства
1. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2. В апелляционной жалобе должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается апелляционная жалоба;
2) наименование лица, подающего жалобу, и других лиц, участвующих в деле;
3) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;
4) требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;
5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
В апелляционной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.
3. Лицо, подающее апелляционную жалобу, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их другим лицам, участвующим в деле, или их представителям лично под расписку.
4. К апелляционной жалобе прилагаются:
1) копия оспариваемого решения;
2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины;
3) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;
4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание апелляционной жалобы.
К апелляционной жалобе на определение арбитражного суда о возвращении искового заявления должны быть также приложены возвращенное исковое заявление и документы, прилагавшиеся к нему при подаче в арбитражный суд. Документы, прилагаемые к апелляционной жалобе, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.
ГК РФ (часть I)
ТК РФ
НК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
Земельный кодекс
Жилищный кодекс
КоАП РФ
ГрК РФ
НК РФ (часть II)
ТК ЕАЕС
ГПК РФ
КАС РФ
УПК РФ
УК РФ
Семейный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Бюджетный кодекс
ТК ТС
Лесной кодекс
ГК РФ (часть IV)
ГК РФ (часть III)
АПК РФ
УИК РФ
Арбитражно процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июня 2002 года № 95-ФЗ был одобрен 10 июля 2002 года (за все годы существования действующего кодекса в него было внесено множество поправок).
Арбитражный процессуальный кодекс является, на сегодняшний день, самым важным нормативно-правовым документом, на основе которого разрешаются экономические споры, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности и вытекающие из гражданских правоотношений (либо из правоотношений в сфере управления).
Арбитражно-процессуальный кодекс незаменим для работы сотрудников арбитражных судов и сотрудничающих с ними органов. Кроме того, АПК необходим любому российскому гражданину, занимающемуся предпринимательской деятельностью, с целью понимания порядка разрешения различных споров в данной сфере и защиты своих интересов.
Значение АПК состоит в том, что он гарантирует организациям и предпринимателям защиту их имущественных и неимущественных прав, а также ограждает спорящие стороны от субъективизма судей и ведет к достижению истины в правосудии.Суть закона заключается в качественном исполнении Арбитражным судом своих основных функций в решении определенных задач. С учетом последних правок, принятых в 2014 году, можно отметить основные задачи:
- защита нарушенных законных интересов, а также прав лиц, которые ведут предпринимательскую и экономическую деятельность, законных интересов РФ, субъектов муниципальных образований и т.д.;
- обеспечение доступности правосудия экономической деятельности;
- справедливое публичное разбирательство в судебном порядке в разумный срок беспристрастным и независимым судом;
- укрепление законности, а также предупреждение правонарушений в направлении любой экономической деятельности;
- содействие развитию и становлению партнерских деловых отношений;
- формирование обычаев, этики делового оборота;
- формирование позитивного, доверительного и уважительного отношения к судебным органам и закону.
В арбитражный суд имеют право обратиться заинтересованные лица, в случае возникшей необходимости в защите оспариваемых или нарушенных законных интересов и прав, и потребовать присуждения компенсации за нарушение прав (в установленный срок в порядке, установленном АПК).
В случаях, предусмотренных действующим Кодексом, в арбитражный судебный орган вправе обратиться и другие лица.
Однако важно помнить, что в случае, если истец передумает подавать документы на проведение судебного производства, отказ будет недействительным.Обратиться в суд можно с помощью подачи искового заявления — по любым экономическим спорам, возникающим из правоотношений между гражданами.
Также допускается форма подачи заявления по возникающим из административных правоотношений делам, делам особого производства, которые предусмотрены действующим Кодексом.
При обращении в суд кассационной и апелляционной инстанций, можно подать жалобу по соответствующей форме.
При обращении Генпрокурора Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора судебных актов можно оформить представление.Если для заданной категории споров законом установлен претензионный досудебный порядок урегулирования, или он предусмотрен договором, такой спор передается на рассмотрение арбитражного суда после выполнения действий такого порядка.
Подведомственный арбитражному суду спорный процесс, который возник из правоотношений между двумя или группой граждан, по соглашению сторон до принятия судом первой инстанции акта, которым заканчивается процесс рассмотрения дела, передается сторонами на рассмотрение в другую инстанцию – третейский суд, если ничто иное федеральным законом не установлено и эти граждане имеют основания для соответствующего обращения.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
Принят Государственной Думой 14 июня 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года(В редакции федеральных законов от 28.07.2004 № 80-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 31.03.2005 № 25-ФЗ, от 27.12.2005 № 197-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ, от 11.06.2008 № 85-ФЗ, от 22.07.2008 № 138-ФЗ, от 03.12.2008 № 229-ФЗ, от 28.06.2009 № 124-ФЗ, от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 09.03.2010 № 20-ФЗ, от 30.04.2010 № 69-ФЗ, от 27.07.2010 № 194-ФЗ, от 27.07.2010 № 228-ФЗ, от 23.12.2010 № 379-ФЗ, от 06.04.2011 № 65-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 12.07.2011 № 210-ФЗ, от 03.12.2011 № 389-ФЗ, от 08.12.2011 № 422-ФЗ, от 25.06.2012 № 86-ФЗ, от 30.12.2012 № 317-ФЗ, от 22.04.2013 № 61-ФЗ, от 07.06.2013 № 126-ФЗ, от 02.07.2013 № 166-ФЗ, от 02.07.2013 № 186-ФЗ, от 02.07.2013 № 187-ФЗ, от 02.11.2013 № 294-ФЗ, от 28.06.2014 № 186-ФЗ, от 29.12.2014 № 476-ФЗ, от 31.12.2014 № 527-ФЗ, от 08.03.2015 № 41-ФЗ, от 06.04.2015 № 72-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.06.2015 № 195-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 393-ФЗ, от 29.12.2015 № 409-ФЗ, от 30.12.2015 № 425-ФЗ, от 15.02.2016 № 18-ФЗ, от 02.03.2016 № 45-ФЗ, от 02.03.2016 № 47-ФЗ, от 01.05.2016 № 137-ФЗ, от 23.06.2016 № 220-ФЗ, от 22.11.2016 № 393-ФЗ, от 19.12.2016 № 435-ФЗ, от 17.04.2017 № 76-ФЗ, от 28.05.2017 № 101-ФЗ, от 01.07.2017 № 147-ФЗ, от 29.07.2017 № 223-ФЗ, от 28.12.2017 № 421-ФЗ, от 29.07.2018 № 265-ФЗ, от 03.08.2018 № 295-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 28.11.2018 № 451-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ, от 18.07.2019 № 191-ФЗ, от 26.07.2019 № 197-ФЗ, от 12.11.2019 № 374-ФЗ, от 02.12.2019 № 406-ФЗ)
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Осуществление правосудия арбитражными судами
Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее — арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В соответствии с новой ст. 248.1 АПК РФ к исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации отнесены следующие категории дел:
1) по спорам с участием лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера.
Меры ограничительного характера могут быть введены иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза.
2) по спорам одного российского или иностранного лица с другим российским или иностранным юридическим лицом, если основанием для таких споров являются ограничительные меры, введенные в отношении граждан РФ или российских юридических лиц.
Новыми положениями ст. 2482 АПК РФ предусмотрено наделение лиц, потенциально являющихся сторонами поименованных в ст. 2481 АПК РФ споров, правом на обращение в российский арбитражный суд с заявлением о запрете проводить начавшееся судебное разбирательство в иностранных судах или международном коммерческом арбитраже за пределами территории РФ или, при наличии доказательств того, что такое разбирательство будет инициировано – с заявлением о запрете инициировать его.
Помимо стандартных сведений, требующихся для подготовки заявления в суд, заявителю по делу о запрете потребуется предоставить:
- информацию о требованиях, которые предъявлены или могут быть предъявлены в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже,
- сведения о месте жительства или адресе лица, в отношении которого необходимо установить запрет,
- информацию об обстоятельствах, обуславливающих исключительную компетенцию российских арбитражных судов в отношении спора (в том числе, при наличии, – неисполнимости соглашения сторон об отнесении спора к компетенции иностранного суда, международного коммерческого арбитража за пределами РФ).
Указанные сведения должны быть подтверждены документально.
По результатам рассмотрения суд выносит определение, которое может быть обжаловано в кассационном порядке в кассационный суд округа в течение месяца со дня вынесения определения (аналогично заявлению о признании и приведении в исполнение иностранных решений и иностранных арбитражных решений).
1. Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть принято только в том случае, если должник не представил возражений по существу заявленных требований в установленный судом срок.
2. Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса.
3. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его принятия.
4. Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
(часть 4 в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ)
1. Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса — административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
2. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
1. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд по правилам, предусмотренным АПК РФ.
2. Судам следует учитывать, что, поскольку согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Критерии отнесения дел об административных правонарушениях к подведомственности арбитражных судов определены в ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) и в ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Дела о привлечении лиц к административной ответственности подведомственны арбитражному суду в случаях, если:
— административные правонарушения совершены предпринимателями либо юридическими лицами при реализации ими предпринимательской или иной экономической деятельности;
— составы административных правонарушений отнесены федеральным законодательством к компетенции арбитражных судов.
Из этого следует, что административные правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности к компетенции арбитражных судов не относятся.
Правила подсудности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности определены в ст. 203 АПК РФ.
Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
Особенности определения подсудности дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств, в АПК РФ нормативно не закреплены. Однако на практике суды руководствуются разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которым дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, подлежат рассмотрению по месту совершения нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Кроме того, судебная практика арбитражных судов определила, что дела о привлечении к административной ответственности юридического лица за нарушение, связанное с деятельностью подразделения, не являющегося филиалом или представительством, расположенного вне места нахождения юридического лица, также рассматриваются по месту совершения нарушения.
1.
Часть 1 ст. 229 АПК обращает внимание на возможность принятия решения по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства только в том случае, если должник не представил возражений по существу заявленных требований в установленный судом срок.
Следует отметить, что в отличие от ч. 3 ст. 228 АПК, в которой предусмотрена возможность представления сторонами возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, в ч. 1 ст. 229 АПК поддерживается правило, закрепленное ч.
5 ст. 228 АПК, в соответствии с которым, если должник возражает в отношении заявленных требований, арбитражный суд выносит определение о рассмотрении этого дела по общим правилам искового производства. Таким образом, рассмотрение дела в порядке упрощенного производства может окончиться не только вынесением судебного решения, но и вышеназванного определения, что позволит рассмотреть возбужденное арбитражным судом дело по общим правилам искового производства.
2. Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, должно отвечать требованиям, предъявляемым гл. 20 АПК к судебному решению. Такое решение должно быть законным и обоснованным, содержать ответы на все поставленные перед судом вопросы.
Однако такое решение имеет и определенные особенности, которые связаны со спецификой рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. К таким особенностям, в частности, можно отнести то, что решение:
«1) выносится по требованиям бесспорного характера, либо если иск заявлен на незначительную сумму; 2) основывается только на исследовании письменных доказательств и иных документов, представленных сторонами в суд; 3) постановляется только судьей единолично; 4) копия судебного решения высылается в более краткие сроки (не позднее следующего дня после принятия)»
. ——————————— Загайнова С.К.
Судебные акты в гражданском и арбитражном процессе: теоретические и прикладные проблемы: Дис.
. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 275. Следует согласиться с мнением К.А. Чудиновских о недопустимости вынесения судебного решения об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, если при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства «.в ходе исследования материалов дела выяснится недостаточность представленных доказательств для подтверждения правомерности заявленных требований или невозможность разрешения спора на основании представленных доказательств.
Такая ситуация может возникнуть вследствие допущенной ошибки судьи при принятии дела к производству и назначении упрощенного порядка его рассмотрения.
Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2018 N 304-КГ18-9125 по делу N А67-10416/2017 Как следует из судебных актов, руководствуясь положениями статей 229.1, 229.2, 229.3, 229.4, 229.5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», а также статей 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания доказательств, представленных пенсионным фондом, бесспорными и достаточными для вынесения судебного приказа о взыскании с общества спорной финансовой санкции в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих правовое значение для подобного рода споров. При этом суды приняли во внимание отсутствие пояснений со стороны пенсионного фонда об обстоятельствах, связанных с представлением обществом дополнительных сведений относительно первоначально поданных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за спорный период, а именно: являлось ли такое представление дополнительных сведений самостоятельным выявлением обществом ошибки или было вызвано исправлением ошибки, выявленной пенсионным фондом. Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2018 N 304-КГ18-9112 по делу N А67-10673/2017 Как следует из судебных актов, руководствуясь положениями статей 229.1, 229.2, 229.3, 229.4, 229.5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62
«О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»
, а также статей 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания доказательств, представленных пенсионным фондом, бесспорными и достаточными для вынесения судебного приказа о взыскании с общества спорной финансовой санкции в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих правовое значение для подобного рода споров.
При этом суды приняли во внимание отсутствие пояснений со стороны пенсионного фонда об обстоятельствах, связанных с представлением обществом дополнительных сведений относительно первоначально поданных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за спорный период, а именно: являлось ли такое представление дополнительных сведений самостоятельным выявлением обществом ошибки или было вызвано исправлением ошибки, выявленной пенсионным фондом.
Похожие записи:
-