Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие регистрации обособленного подразделения в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Под обособленным подразделением (ОП) понимается созданный структурный отдел предприятия. Такое подразделение всегда находится отдельно от основной организации — на другой территории. Особые структуры отличает не только отдаленное (другое) место расположения, но и вновь созданные стационарные рабочие места (минимум на месяц). ОП — это не новые юридические лица, у них нет надлежащей правоспособности.
ОП ставится на учет только тогда, как через него ведется финансово-хозяйственная деятельность. Делается это в течение одного месяца с момента открытия новой обособленной структуры (п. 4 ст. 83 НК РФ). Если деятельность в момент создания ОП не ведется, регистрировать отделение нет необходимости. Но в тот момент, как головное предприятие начнет проводить операции через ОП, его придется зарегистрировать в установленный срок.
ВАЖНО! Штраф за несообщение об открытии обособленного подразделения — до 40 000 рублей.
Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.
Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.
Величина штрафа | Норма | Основание |
---|---|---|
10 000,00 рублей | П. 1 ст. 116 НК РФ | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в отделение Федеральной налоговой инспекции |
10% от доходов, полученных в течение всего времени деятельности ОП, но не меньше 40 000,00 рублей | П. 2 ст. 116 НК РФ | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в ИФНС |
5000,00 рублей | П. 1 ст. 129.1 НК РФ | Несвоевременное сообщение в ИФНС обязательных сведений |
200 рублей | П. 1 ст. 126 НК РФ | Непредоставление в ФНС обязательных документов в установленный срок |
За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.
Как только деятельность особой структуры прекращается, ее надлежит снять с учета. Снятие проводится в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ, только после окончания выездной проверки.
Если не сообщить о закрытии обособленного подразделения
О закрытии ОП сообщают в течение трех дней с момента принятия такого решения (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Если этого не сделать, то головная компания получит штраф за несообщение о закрытии обособленного подразделения. Есть специальная форма № С-09-3-2 для уведомления территориальной ИФНС. Если не отправить сообщение в трехдневный срок, организацию оштрафуют на 200 рублей по п. 1 ст. 126 НК РФ. Руководитель получит штраф в размере от 300 до 500 рублей.
Помимо бланка С-09-3-2, надлежит подавать уведомление по форме Р 13002. Если не предоставить его вовремя, штраф составит 5000,00 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Открытие обособленных подразделений имеет значение для правильного исчисления отдельных налогов и сборов, в частности, для корректной уплаты НДФЛ за работников, поскольку, согласно статье 230 НК РФ, НДФЛ должен уплачиваться по месту нахождения «обособки», где работают сотрудники.
В письме ФНС от 24 ноября 2017 года № ГД-4-11/23852 указано, что наиболее распространенным вариантом нарушения установленного порядка является уплата НДФЛ головной организацией за обособленное подразделение. На практике различие в реквизитах заполнения платежного поручения заключается в указании разных кодов ОКТМО – головной организации и обособленных подразделений. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 года № 784/13 по делу № А06-9384/2011 отмечено, что неправильное указание не приводит к образованию недоимки, поэтому основания для привлечения налогового агента к ответственности в соответствии со статьей 123 НК РФ нет, так как НДФЛ в бюджет фактически уплачен.
При этом инспекторы настаивают, что не следует нарушать установленный порядок перечисления НДФЛ в бюджет, так как это влечет потери другого местного бюджета. Нарушение порядка приводит к трудностям идентификации ревизорами платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа, затрудняет проведение сверки расчетов с бюджетом как головной организации, так и обособленного подразделения, вплоть до отнесения этих платежи к невыясненным.
Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:
Вид нарушения |
Штраф |
---|---|
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ) |
10 тыс. руб. |
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ) |
10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. |
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом.
В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить[1] в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).
То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую‑либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.
В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.
Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении[2], представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.
Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.
Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.
Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.
Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев[4] (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.
Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.
Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.
Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).
Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303‑КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.
Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.
Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.
Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.
Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.
Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.
Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это предусмотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.
То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких‑либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
[1] Сообщение подается по форме С-09‑3‑1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.
[2] Форма 1‑6‑Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.
[3] Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309‑КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
[4] В Постановлении АС СКО от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ. Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 № 308‑КГ15-13591).
- Как перейти на ЕНВД по месту регистрации ИП в 2021 — 2022 году: условия
- Как получить реквизиты для оплаты государственной пошлины при регистрации ИП в 2021 — 2022 году?
- Свидетельство о государственной регистрации ИП: исторический экскурс, форма 2021 — 2022, выдача дубликата
ВС отменяет большие штрафы за непостановку на учет подразделения
Определение этому понятию и основные его признаки содержатся в статье 55 Гражданского кодекса. Согласно этой норме, обособленное подразделение (далее ОП) — это представительство предприятия, которое находится вне места его нахождения, а также представляет и защищает интересы юридического лица. Представительства не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, которое их создало, и действуют на основании положений, утвержденных им. Руководители ОП также назначаются юридическим лицом, а действуют они на основании доверенности.
Статья 11 Налогового кодекса говорит о том, что ОП может считаться любое территориально обособленное от основного местонахождения подразделение, в котором оборудованы стационарные рабочие места. Стационарным может считаться только рабочее место, которое создано на срок более чем 1 месяц. Само признание такого объекта ОП производится вне зависимости от того, было ли отражено его создание в учредительных и организационных документах, а также от полномочий, которыми оно наделено.
Создание ОП регламентируется Федеральным законом от 08.02.1998 №14-ФЗ. Эта норма гласит, что создать его можно, утвердив решение об этом путем голосования участников ООО. Чтобы решение вступило в силу, «за» должны проголосовать как минимум 2/3 участников. Так же принимается решение о его закрытии.
Процедура закрытия обособленного подразделения коренным образом отличается от прекращения деятельности предприятия. Прежде всего, отличие заключается в том, что для этого не нужно назначать ликвидатора и ликвидационную комиссию, не создается ликвидационный баланс. Отличия связаны с тем, что ОП действует по доверенности юридического лица.
В зависимости от того, внесены сведения об ОП в учредительные документы организации или нет, существуют некоторые различия в алгоритме прекращения его работы. Если сведения о филиале внесены в документацию, то оно считается филиалом или представительством. Тогда процедура его закрытия несколько сложнее.
Существующее законодательство не регламентирует порядок прекращения деятельности ОП. Тем не менее, опираясь на действующие нормы, можно составить алгоритм действий при закрытии филиала или ОП.
1. Подготовить решение о закрытии ОП.
2. Издать приказ о закрытии обособленного подразделения.
3. Уведомить работников о прекращении деятельности в письменном виде под роспись не позднее, чем за два месяца до прекращения трудового договора (часть 2 статьи 180 ТК РФ).
4. Подготовить заявление по Форме № Р14001. Для этого заполняется титульный лист и лист “О”. На титульном листе указываются стандартные сведения о компании.
При ликвидации важно соблюсти не только налоговые и гражданские нормы, но и требования Трудового кодекса. Это позволит в дальнейшем избежать длительных судебных разбирательств и иных правовых последствий.
Например, если закрывается ОП в том же населенном пункте, где находится главный офис или другие подразделения, работодатель должен предложить работникам перевестись на свободные места в сохранившихся объектах. Если же свободных рабочих мест нет, работодатель может уволить сотрудников по причине сокращения персонала, согласно пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ. В таком случае работников необходимо уведомить о предстоящем увольнении за три месяца до него.
Если в населенном пункте больше нет отделений предприятия, увольнение производится по причине ликвидации филиала (пункт 1, части 1, статьи 81 ТК РФ). Тогда работодатель должен уведомить работника о предстоящем увольнении за два месяца до него, а предлагать работу в другом населенном пункте он не должен. Стоит помнить, что в обоих случаях работодатель должен полностью рассчитаться с сотрудниками, а также обеспечить установленные законом социальные гарантии.
Верховный суд РФ встал на сторону организации, указав, что суды должным образом не разграничили между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116, ст. 122 и ст. 126 НК РФ. Это привело к неправильному выводу о законности решения налогового органа. В своих выводах Верховный суд РФ опирался на следующие обстоятельства:
- Из взаимосвязанных положений подп. 2 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ следует, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность представить сообщение в налоговую о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации.
Поэтому если организация не представила сообщение в налоговую об открытии обособленного подразделения, такое нарушение подлежит квалификации на основании ст. 126 НК РФ. Этой нормой предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
- Предусмотренная в п. 2 ст. 116 НК РФ форма ответственности выражается в изъятии части дохода организации или индивидуального предпринимателя, полученного за время ведения деятельности без постановки на налоговый учёт. Такая ответственность сопряжена с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля.
Соответственно, инспекция не может определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности. Если же у налогового органа имеется возможность определить размер налоговой обязанности организации или индивидуального предпринимателя, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.
В рассмотренном споре судами было установлено, что задолженность по уплате налогов у организации отсутствовала. Поэтому она могла быть привлечена к ответственности только на основании ст. 126 НК РФ за то, что не представила сообщение о создании обособленного подразделения.
Отметим также, что размер ответственности на основании указанной статьи значительно меньше, чем было фактически доначислено организации — 200 рублей за непредставленный документ (т. е. в случае непредставления сведений о двух обособленных подразделениях — 400 руб.).
В гражданском законодательстве выделяют два вида обособленных подразделений:
- филиал, который имеет другое место нахождения, чем организация, и выполняет ряд функций или все ее функции (п. 2 ст. 55 ГК РФ);
- представительство, которое представляет и защищает интересы юридического лица в другом регионе (п. 1 ст. 55 ГК РФ).
Ни филиал, ни представительство не признают юридическими лицами.
В налоговом законодательстве применяют более широкое определение: это любое территориально обособленное подразделение, оборудованное хотя бы одним стационарным (созданным на срок более одного месяца) рабочим местом (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налоговая служба может признать рабочие места обособленным подразделением вне зависимости от того, отражено или нет его создание в уставе юрлица или других организационно-распорядительных документах.
Сведения о филиалах и представительствах должны быть включены в ЕГРЮЛ (пп. «н» п.1 ст. 5 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Налоговая служба поставит их на учет автоматически на основании данных из реестра (п. 3 ст. 83 НК РФ).
О создании другого обособленного подразделения необходимо уведомить налоговиков, подав сообщение по форме № С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС РФ от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@. Сделать это нужно в течение одного месяца (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Прикладывать какие-либо подтверждающие документы не требуется (письмо ФНС РФ от 30.10.2018 № ГД-4-14/21195). За непредставление сообщения в установленные сроки организации грозит штраф в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ), генеральному директору — 300–500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).
Обособленное подразделение следует поставить на налоговый учет по месту его нахождения. Из этого правила есть два исключения (п. 4 ст. 83 НК РФ, письмо ФНС РФ от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886):
- при создании нескольких обособленных подразделений в одном городе или муниципальном районе — их можно поставить на учет в одной ИФНС по месту нахождения любого из подразделений;
- при наличии в городе обособленного подразделения — вновь открываемое другое подразделение можно поставить на учет в ту же инспекцию, в которой числится первое.
В течение пяти рабочих дней организацию уведомят о постановке на учет в налоговом органе. В документе будет указан КПП, присвоенный обособленному подразделению. Его необходимо использовать в том числе при заполнении счетов-фактур (п. 7 порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@, письмо ФНС РФ от 16.11.2016 № СД-4-3/21730@).
Отказать в постановке на учет обособленного подразделения налоговая не может.
Любое обособленное подразделение, в том числе филиал и представительство, нужно поставить на учет в ПФР и ФСС, если оно имеет счет в банке и будет осуществлять выплаты физлицам (пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Для регистрации в ПФР необходимо подать в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о наделении обособленного подразделения полномочиями производить выплаты в пользу физлиц. Его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@. Направить сообщение нужно в течение месяца со дня издания приказа о наделении подразделения такими полномочиями (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Налоговая самостоятельно передаст сведения в ПФР.
Для постановки на учет в ФСС не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения нужно подать в отделение фонда по месту его нахождения (пп. 6, 9, 10 порядка регистрации и снятия с учета в ФСС РФ, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 29.04.2016 № 202н):
- заявление о регистрации по утвержденной форме (приложение 1 к Административному регламенту ФСС РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, утвержденное Приказом фонда от 22.04.2019 № 217);
- справку из банка об открытии счета;
- документ, подтверждающий, что подразделение будет осуществлять выплаты физлицам (например, копию положения об обособленном подразделении, где указано, что оно самостоятельно выплачивает зарплату своим сотрудникам).
За нарушение 30-дневного срока на организацию может быть наложен штраф (ст. 26.28 закона № 125-ФЗ):
- 5 тыс. рублей при просрочке до 90 дней;
- 10 тыс. рублей при просрочке свыше 90 дней.
В этом случае подразделение самостоятельно удерживает НДФЛ с доходов своих сотрудников и перечисляет его в бюджет, а также сдает отчетность по форме 6-НДФЛ.
Обособленные подразделения в 2020 и 2021 году
Налог на прибыль в федеральный бюджет организации уплачивают по месту своего нахождения без распределения суммы налога по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ). Налог, зачисляемый в региональный бюджет, необходимо распределить между головным подразделением и всеми обособленными подразделениями пропорционально долям прибыли, которые на них приходятся. Эти суммы нужно перечислить в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения головной организации и каждого обособленного подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Если на территории одного субъекта РФ находится несколько обособленных подразделений организации, то она может выбрать одно из них и сделать его ответственным подразделением. Через него будет уплачиваться налог в бюджет этого субъекта РФ. Об этом нужно уведомить налоговые органы (письмо ФНС РФ от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@).
Долю прибыли обособленного подразделения рассчитывают по формуле: удельный вес трудового показателя (среднесписочная численность сотрудников или расходы на оплату труда) удельный вес стоимости амортизируемого имущества / 2.
Организация самостоятельно решает, какой из двух трудовых показателей она будет применять для расчета: среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда (п. 2 ст. 288 НК РФ). Выбранный показатель нужно закрепить в учетной политике и не менять до конца года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 288, ст. 313 НК РФ).
Если у организации и обособленного подразделения нет амортизируемого имущества, расчет по формуле нужно произвести, взяв только среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда (письмо Минфина РФ от 20.02.2021 № 03-03-06/1/12084).
Удельный вес среднесписочной численности работников следует считать по формуле: среднесписочную численность работников обособленного подразделения / среднесписочную численность работников в целом по организации х 100 процентов.
Удельный вес расходов на оплату труда рассчитывают по формуле: расходы на оплату труда подразделения / расходы на оплату труда в целом по организации х 100 процентов.
Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества следует считать по формуле: среднюю остаточную стоимость амортизируемых основных средств подразделения / среднюю остаточную стоимость амортизируемых основных средств в целом по организации х 100 процентов.
Декларация по налогу на прибыль должна быть подана по организации в целом и по каждому обособленному подразделению либо группе подразделений, если налог в региональный бюджет уплачивает ответственное подразделение.
Налог на прибыль по закрытому обособленному подразделению в отчетном периоде, в котором оно было ликвидировано, считается в общем порядке. В последующих отчетных и текущем налоговом периодах налог рассчитывается с учетом следующих особенностей:
- прибыль организации в случае ее увеличения распределяют между головной организацией и оставшимися подразделениями за вычетом прибыли ликвидированного подразделения, рассчитанной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было закрыто;
- доля прибыли по другим обособленным подразделениям и головной организации за последующие после закрытия отчетные периоды и за текущий налоговый период определяется без учета показателей закрытого обособленного подразделения.
Это следует из подпунктов 10.2, 10.12 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.
Если же прибыль организации в следующем отчетном периоде или в текущем налоговом периоде уменьшилась либо получен убыток, то ранее исчисленные авансовые платежи по налогу как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая закрытое, уменьшаются (п. 10.12 порядка). Для этого необходимо произвести перерасчет налоговой базы исходя из зафиксированной доли прибыли ликвидированного подразделения (письмо Минфина РФ от 10.08.2006 № 03-03-04/1/624, письмо ФНС РФ от 01.10.2009 № 3-2-10/23).
Если после уменьшения исчисленного по закрытому обособленному подразделению налога произошло увеличение налоговой базы в целом по организации, перерасчет авансовых платежей по налогу ликвидированного подразделения не производят (письмо ФНС РФ от 28.05.2019 № СД-4-3/10244@).
Ежемесячные авансовые платежи за последующие после закрытия отчетные периоды по обособленному подразделению не рассчитывают и не уплачивают (п. 10.12 порядка).
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество в бюджет по местонахождению каждого подразделения в отношении имущества, находящегося на его отдельном балансе (ст. 384 НК РФ).
Налог рассчитывают как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположено подразделение, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.
Если адрес объекта недвижимого имущества находится вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, то налог следует уплачивать в бюджет по местонахождению такой недвижимости (ст. 385 НК РФ).
Таким образом, налог с недвижимости, которая числится на балансе обособленного подразделения, организация платит по месту нахождения имущества. По месту нахождения обособленного подразделения налог следует уплачивать, только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости.
Чтобы закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, достаточно снять его с учета в ИФНС и ФСС, если оно имело счет и производило выплаты сотрудникам.
Для этого нужно подать в налоговую службу сообщение по форме № С-09-3-2, утвержденной Приказом ФНС РФ № ЕД-7-14/632@. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о закрытии (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). За нарушение срока грозит штраф:
- организации в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ),
- генеральному директору — 300–500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).
Сведения о снятии обособленного подразделения с учета налоговый орган передаст в ПФР, который снимет с учета подразделение в течение трех рабочих дней с момента получения информации. Подавать отдельное заявление в ПФР не нужно.
Для снятия подразделения с учета в ФСС необходимо подать заявление (приложение № 2 к Административному регламенту № 217). К нему необходимо приложить копию справки из банка, подтверждающую, что расчетный счет подразделения закрыли. Срок подачи документов не установлен. В любом случае рекомендуем это сделать до конца текущего отчетного периода.
Шаг 1: Определение обособленного подразделения
Обособленные подразделения (далее по тексту ОП) это любые подразделения фирмы, которые находятся не по юридическому адресу компании и соответствуют следующим требованиям:
- срок их действия более 1 месяца;
- имеют стационарные рабочие места (хотя бы одно).
Шаг 2: сроки и место регистрации ОП в налоговой инспекции
С момента осуществления деятельности ОП для его регистрации в налоговой инспекции дается срок 30 календарных дней. День принятия работника в обособленное подразделение на стационарное рабочее место — это день отчета регистрации ОП.
Штрафы за нарушение сроков:
- 10 000 рублей за просрочку;
- 40 000 рублей и более — за отсутствие регистрации.
Виновное должностное лицо несет административную ответственность в виде штрафа в пределах 2000 – 3000 рублей (КоАП, ст. 15.3, ч.2).
Регистрация ОП осуществляется в органе ФНС по месту расположения открываемого отделения (п.1 ст. 83 НК РФ). Все компании должны зарегистрироваться во всех инспекциях, в которых она открывает свои ОП. Однако на практике все проще: достаточно обратиться с заявлением в «свою» ИФНС (по юридическому адресу фирмы), а дальше налоговики самостоятельно в пятидневный срок передают документы в инспекцию по адресу нахождения ОП.
Шаг 3: Документы, необходимые для регистрации ОП в ИФНС
- Форма заявления С-09-3-1. Бланк заявления, используемый организациями при открытии ОП и изменении их данных, утвержден Приказом ФНС № ММВ-7-6/362@ от 9 июня 2011 г.; Данная форма заявления подается лично генеральным директором при наличии паспорта или доверенным лицом, по нотариальной доверенности; Госпошлины за регистрацию ОП нет.
Шаг 4: Документы, необходимые для регистрации ОП в ПФР и ФСС
В месячный срок, если для отделения открывается собственный расчетный счет и открывается отдельный баланс, регистрируется ОП в местном пенсионном фонде и фонде социального страхования (в месте нахождения ОП).
В этом случае необходимо подать следующие документы:
- заявление в произвольной форме;
- нотариально заверенные копии свидетельства о госрегистрации юрлица и его постановке на учет во внебюджетные фонды;
- приказ о создании удаленного подразделения.
- письмо об открытии счета.
Шаг 5: Определение реквизитов по уплате страховых взносов по ОП и сдаче отчетности
В том случае, если ОП имеет отдельный расчетный счет, отдельный баланс, а также стационарные рабочие места, то в этом случае страховые взносы и местные налоги (транспортный налог, налог на имущество, ндфл) платятся по реквизитам местного бюджета, а также сдача отчетности осуществляется в местные фонды.
Обособленные подразделения должны уплачивать взносы на страхование и сдавать отчеты в налоговую только в том случае, если их сотрудники-физлица получали вознаграждения. Раньше обязанность возникала, если ОП имели собственные банковские счета и отдельный баланс. Но это уже в прошлом — теперь только при наличии вознаграждений.
Головные организации должны сообщать в налоговую службу по месту своего нахождения о том, что их ОП могут выплачивать зарплату сотрудникам и вознаграждения физическим лицам или, наоборот, этого права теперь лишены. На сообщение ИФНС дает месяц со дня изменений.
Когда обособленные подразделения не ставят на учет
Чтобы создать филиал или представительство, понадобится решение участников организации и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Другие виды ОП могут быть открыты только по приказу руководителя организации.
Об открытии ОП нужно уведомить налоговую (по месту постановки на учет головной компании) в течение 30 дней после открытия сообщением по форме С-09-03-1. Если ОП будет начислять и перечислять выплаты работникам со своего банковского счета, дополнительно нужно в течение месяца со дня наделения его такими полномочиями подать в инспекцию отдельное сообщение по форме КНД 1112536 (ст. 23 НК РФ).
В ПФР регистрировать ОП не надо. Всю информацию в фонд передаст ИФНС, а он уже поставит на учет ОП, которые платят зарплату и имеют банковский счет.
В ФСС ставить ОП на учет придется самостоятельно. Это также касается только ОП со счетом, которые платят вознаграждения работникам. Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения. В отделение ФСС по месту нахождения ОП представьте заявление о регистрации, справку об открытии счета и приказ, подтверждающий право ОП платить зарплату самостоятельно.
Отличие ОП от филиала или представительства:
Ошибка, которую допускают многие, — считать филиалы и представительства обособленными подразделениями. Это не так.
- Наличие ОП нужно отражать в Уставе организации. Филиал или представительство — не нужно.
- О создании ОП нужно уведомить налоговую инспекцию, о создании филиалов и представительств — нет.
- Сведения о филиалах и представительствах указываются в ЕГРЮЛ, по остальным ОП — не указываются.
- Предприятия с ОП могут применять упрощенку, а с филиалом и представительством — нет.
Различия есть. Обособленные подразделения платят не все налоги и сдают не все отчеты, которые необходимо сдавать головной компании.
- По доходам работников ОП надо платить НДФЛ и сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в инспекцию по месту учета ОП, но только в том случае, если ОП само начисляет и выплачивает им вознаграждения.
- Страховые взносы платят и сдают отчетность по ним только по месту учета того ОП, которое само начисляет и выплачивает деньги работникам со своего расчетного счета.
- Транспортный налог по месту учета ОП платится за автомобили, зарегистрированные на ОП.
- Налоги на землю и имущество уплачиваются по месту нахождения земли или недвижимости. Платить налог и отчитываться по месту нахождения ОП нужно только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости. Если у ОП есть свой расчетный счет, то его оплата налога не станет нарушением.
- Региональная часть налога на прибыль ОП перечисляется по месту его учета. Если ОП в том же регионе, можно платить налог по месту учета головной организации.
- НДС рассчитывается в целом по организации без разбивки по ОП. Декларации подавать отдельно тоже не надо.
Законодательство дает возможность компаниям открывать обособленные подразделения (ОП) как на территории своего региона, так и за его пределами.
Статья 55 ГК РФ выделяет среди ОП филиалы и представительства. Отличие в том, что филиал дублирует функции основного юридического лица (полностью или частично), а представительство — обеспечивает защиту интересов компании в данном регионе и ведет рекламную деятельность.
НК РФ (п. 2 ст. 11) определяет ОП шире. Оно должно отвечать следующим критериям:
- расположение за пределами территории, где находится основная компания;
- наличие минимум одного стационарного рабочего места (т. е. созданного на срок, превышающий один месяц).
ОП любого вида — это не самостоятельное юридическое лицо, сколь бы крупным оно ни было.
ОП подлежит регистрации:
- В любом случае, если это филиал или представительство (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
- Если создано на срок более месяца — для других типов ОП.
«Днем рождения» ОП бизнесмены обычно считают дату издания приказа о его создании. Но налоговики могут посчитать ОП начавшим деятельность и с другой даты, например, после перехода к организации права собственности или пользования помещением. Поэтому нужно быть внимательным при соблюдении сроков регистрации ОП, о которых будет сказано ниже.
Под обособленным подразделением (ОП) понимается созданный структурный отдел предприятия. Такое подразделение всегда находится отдельно от основной организации — на другой территории. Особые структуры отличает не только отдаленное (другое) место расположения, но и вновь созданные стационарные рабочие места (минимум на месяц). ОП — это не новые юридические лица, у них нет надлежащей правоспособности.
ОП ставится на учет только тогда, как через него ведется финансово-хозяйственная деятельность. Делается это в течение одного месяца с момента открытия новой обособленной структуры (п. 4 ст. 83 НК РФ). Если деятельность в момент создания ОП не ведется, регистрировать отделение нет необходимости. Но в тот момент, как головное предприятие начнет проводить операции через ОП, его придется зарегистрировать в установленный срок.
Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.
Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.
Величина штрафа | Норма | Основание |
---|
За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.
Как только деятельность особой структуры прекращается, ее надлежит снять с учета. Снятие проводится в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ, только после окончания выездной проверки.
О закрытии ОП сообщают в течение трех дней с момента принятия такого решения (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Если этого не сделать, то головная компания получит штраф за несообщение о закрытии обособленного подразделения. Есть специальная форма № С-09-3-2 для уведомления территориальной ИФНС. Если не отправить сообщение в трехдневный срок, организацию оштрафуют на 200 рублей по п. 1 ст. 126 НК РФ. Руководитель получит штраф в размере от 300 до 500 рублей.
Помимо бланка С-09-3-2, надлежит подавать уведомление по форме Р 13002. Если не предоставить его вовремя, штраф составит 5000,00 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. 116 НК РФ, если компания нарушит порядок процедуры регистрации обособленных подразделений, то она привлекается к административной ответственности и обязана выплатить штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, если фирма или ИП будут вести экономико-хозяйственную деятельность без оформления на учете в налоговой службе, штраф будет взыскан в объеме 10% от прибыли (не меньше 40 тыс. руб.).
Так, штраф за неоткрытие обособленного подразделения будет наложен, если компания не совершает следующие действия:
- Не подает в инспекцию ФНС заявления о постановке на учет обособленного подразделения. Пакет документации считается поданным, если полностью соответствует требованиям законодательства.
- Не уведомляет в письменной форме об открытии обособленного подразделения в установленный срок.
- Не уведомляет и не заявляет о постановке на учет по адресу расположения обособленного подразделения (до 30 дней включительно – пп. 3 п. 2 ст. 23 НК).
Штрафные санкции будут применены по каждому подразделению, в отношении которого были совершены предусмотренные нарушения. Таким образом, если обособленных подразделений 11, будет начислен штраф в размере 110 000 рублей (11 х 10 000).
В том случае, когда обособленное подразделение расположено на территории той же инспекции ФНС, что и головная фирма, административная ответственность в связи с нарушением положений ст. 116 НК РФ может быть не применена. В такой ситуации компания может быть оштрафована на сумму 200 рублей, согласно ст. 126 НК РФ. Нарушением будет признано не пропуск сроков или несоблюдение правил подачи заявления, а непредоставление документов для осуществления фискального контроля.
Дополнительно, за нарушение сроков и ведение деятельности без прохождения регистрации в ФНС может быть оштрафован руководитель фирмы. Штрафные санкции будут применены на основании ст. 15.3 КоАП РФ. Размер штрафа варьируется от 500 до 3000 рублей.
Автор: М. В. Подкопаев
По какой статье налогоплательщику назначается штраф за непостановку обособленного подразделения на учет? Что по этому поводу решил ВС РФ?
Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.
Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.
Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.
Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ)
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ)
10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом.
В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить[1] в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).
То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.
В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.
[1]
Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении[2], представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.
25.07.2017Автор: М. В. Подкопаев
Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.
Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.
Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
– по месту нахождения организации;
– по месту нахождения ее обособленных подразделений;
– месту жительства физического лица;
– по месту нахождения принадлежащих вышеназванным лицам недвижимого имущества и транспортных средств;
– по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Пунктом 2 указанной нормы установлено: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Место нахождения обособленного подразделения организации определяется соответствующим адресом (см. письма Минфина России от 16.05.2017 № 03‑02‑07/1/30877, от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969).
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место при этом считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Статьей 209 ТК РФ установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.
Обособленные подразделения в 2021 году: что важно знать
Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:
Вид нарушения | Штраф |
---|---|
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ) | 10 тыс. руб. |
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ) | 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. |
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом.
В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).
То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.
В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.
Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.
Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.
Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.
Величина штрафа | Норма | Основание |
---|---|---|
10 000,00 рублей | П. 1 ст. 116 НК РФ | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в отделение Федеральной налоговой инспекции |
10% от доходов, полученных в течение всего времени деятельности ОП, но не меньше 40 000,00 рублей | П. 2 ст. 116 НК РФ | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в ИФНС |
5000,00 рублей | П. 1 ст. 129.1 НК РФ | Несвоевременное сообщение в ИФНС обязательных сведений |
200 рублей | П. 1 ст. 126 НК РФ | Непредоставление в ФНС обязательных документов в установленный срок |
За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.
- Если организация нарушит срок постановки на налоговый учет обособленного подразделения, ей грозит штраф по ст. 116 Налогового кодекса РФ.
При опоздании на срок не более 90 дней штраф составит 5000 руб.
Если же фирма подаст заявление о постановке на учет более чем через 90 дней после положенного срока, штраф будет равен 10 000 руб.
За нарушение срока регистрации подразделения с должностных лиц — руководителя и главного бухгалтера — в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ взыскивается штраф в размере от 500 до 1000 руб.
- Если фирма не зарегистрировала новое подразделение, которое ведет деятельность и получает прибыль, ее оштрафуют по ст. 117 Налогового кодекса РФ.
За ведение деятельности подразделения без постановки на учет штраф взыскивается в размере 10 процентов от доходов, полученных пока филиал не был зарегистрирован, но не менее 20 000 руб.
Если подразделение не зарегистрировано более 90 дней, штраф равен 20 процентам доходов, полученных за время, пока новое отделение не состояло на налоговом учете.
За то, что филиал вел деятельность без регистрации в налоговом органе, должностных лиц — руководителя и главного бухгалтера — оштрафуют по ст. 15.3 КоАП РФ на сумму от 2000 до 3000 руб.
У компаний, которые приняли решение о расширении своих коммерческих интересов, может возникнуть необходимость в ведении деятельности через новые подразделения — филиалы или представительства (согласно ст. 55 ГК РФ), к примеру, в другом регионе нашей страны. Они будут преследовать те же цели, выполнять те же задачи, что и головная организация. Также обособленные подразделения наделяются всеми функциями главной компании либо их частью. Это позиция ГК РФ.
Позиция налогового законодательства отличается от гражданского. НК РФ выделяет как филиалы и представительства, так и просто обособленные подразделения. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ компания обязана поставить на учет каждое новое подразделение по месту его нахождения. Понятие обособленного подразделения можно найти в п. 2 ст. 11 НК РФ. Это отделение компании, фактическое местопребывание которого отличается от основного юридического адреса. Обособленное подразделение может быть образовано в другом регионе, городе или районе городского округа, то есть в другом муниципальном образовании. Одним из главных условий признания подразделения как обособленного выступает наличие в нем хотя бы одного стационарного рабочего места. При этом место должно быть организовано на срок больше 1 месяца (ст. 11 НК РФ).
В качестве примера можно привести такие структуры, имеющие подразделения, находящиеся в разных регионах страны и разных районах одного города, как:
- торговые розничные сети;
- банковские организации.
Обособленные подразделения могут быть разными и создаваться в силу разных причин. При этом регистрация по ГК РФ и НК РФ отличается. По ГК РФ регистрируются только филиалы или представительства, а по НК РФ — любое обособленное подразделение (по месту нахождения имущества, по месту установки ККМ). Для налоговой инспекции достаточно уведомления о том, что на ее территории находится, к примеру, ККМ или объект недвижимости. Это необходимо для контроля за налогообложением. Если ваше предприятие решило регистрировать обособленное подразделение по ГК РФ (как филиал или представительство), приготовьтесь к полномасштабной регистрации по всем правилам. И здесь вам понадобится подробная пошаговая инструкция по регистрации обособленного подразделения в 2021 году.
О том, возможно ли наличие обособленного подразделения у «упрощенца», читайте в статье «Открываем обособленное подразделение при УСН».
Итак, компанией было принято решение о создании обособленного подразделения. Прежде чем его зарегистрировать, ей нужно будет подготовить пакет определенных документов.
На этом этапе действия организации заключаются в следующем:
- Решение о создании обособленного подразделения выносит орган управления предприятием — совет директоров, наблюдательный совет, собрание акционеров.
- На основании этого решения органа управления, представленного в виде протокола, издается приказ о создании подразделения.
В приказе должно быть отражено:
- название нового подразделения;
- основание для его создания, например, протокол общего собрания акционеров (номер и дата);
- местонахождение подразделения;
- руководитель, который назначается и снимается с должности решением органа управления головного предприятия, например, решением наблюдательного совета, общего собрания акционеров;
- в какой срок подразделение должно быть поставлено на учет.
Документ подписывается руководителем головной компании.
- На основании приказа разрабатывается внутренний локальный акт — Положение об обособленном подразделении (филиале или представительстве). Оно закрепляет:
- степень правоспособности и полномочия нового подразделения;
- виды деятельности;
- функции;
- структуру управленческого аппарата;
- другие аспекты, которые касаются деятельности и действий подразделения.
- Также приказ является основанием для внесения изменений в учредительные документы, если речь идет о филиале или представительстве. Их можно оформить в виде:
- отдельного документа, который прилагается к действующему уставу либо учредительному договору, например, изменения № 1;
- новой редакции учредительного документа.
После того как необходимая документация была собрана, переходим к следующему этапу.
Штраф за обособленное подразделение
На юридическое лицо возложена обязанность сообщить о создании обособленного подразделения в налоговую инспекцию в течение месяца после принятия решения об этом, например после даты протокола общего собрания акционеров. Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ новое подразделение предприятия должно пройти процедуру постановки на налоговый учет и включения в ЕГРЮЛ.
Регистрацию обособленного подразделения проводят налоговые органы. Для этого предприятию необходимо обратиться в ту налоговую инспекцию, в ведении которой будет находиться подразделение по территориальному признаку (муниципальному образованию).
Для регистрации филиала или представительства в налоговые органы необходимо подать документы по следующему перечню:
- копия решения органа управления о создании обособленного подразделения;
- копия утвержденного положения об обособленном подразделении;
- копия учредительной документации и ее изменений (отдельным документом или в виде новой редакции);
- копия свидетельства о государственной регистрации главного предприятия;
- копия приказов о назначении на должности руководителя и главного бухгалтера нового подразделения;
- копия платежного поручения или банковской выписки об оплате пошлины за государственную регистрацию, заверенную печатью и подписью руководителя кредитной организации;
На нашем сайте вы можете скачать образец платежного поручения для уплаты госпошлины «Платежное поручение на уплату госпошлины – образец 2021-2020».
- выписка из ЕГРЮЛ для головной компании;
- заявление о регистрации изменений по формам Р13001 (для изменений в уставе) и Р13002 (для изменений в ЕГРЮЛ).
Для прочих обособленных подразделений специального пакета документов не требуется. Согласно приказу ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6-36@ достаточно представить в налоговый орган сообщение по форме С-09-3-1.
Все копии должны быть заверены в нотариальном порядке. Если обособленное подразделение будет вести свою деятельность в арендованном помещении, то необходимо наличие копии договора аренды площади. Документы можно подать и в электронной форме по соответствующим каналам связи в виде сканов. В этом случае они будут заверены электронной цифровой подписью.
Регистрация проводится налоговым органом в течение 5 дней со дня фактической подачи пакета документов или поступления на сервер через электронный документооборот. В качестве документа, подтверждающего постановку на учет подразделения, выступает соответствующее уведомление.
При регистрации обособленному подразделению не присваивается ИНН, а только код причины постановки (КПП). В своей документации подразделение будет применять ИНН головной компании. При этом оно не является самостоятельным юридическим лицом.
Само заявление представляет собой бланк на 1 листе. С его заполнением у предприятия не должно возникнуть сложностей.
В заявлении указываются:
- ИНН/КПП головной компании;
- ее полное наименование;
- код налоговой инспекции;
- ОГРН головного предприятия;
- количество новых подразделений;
- Ф. И. О. руководителя компании, его ИНН;
- контактные сведения (телефон, адрес электронной почты);
- круглая печать предприятия.
Если заявление подается не лично руководителем, а представителем, то в документе заполняются его данные. При этом его полномочия должны быть подтверждены документально. Обычно для этих целей применяется типовая форма доверенности.
Заявление подается в 2 экземплярах. Можно также в качестве второго экземпляра предоставить копию заявления. Это необходимо для отметки на нем о дате принятия специалистом налоговой инспекции.
Обособленное подразделение осуществляет деятельность в соответствии с целями и задачами головной компании. Функции, виды деятельности, уровень правоспособности и полномочий определяются головной организацией и закрепляются в положении об обособленном подразделении. В т. ч. и ведение бухгалтерского учета возможно в двух вариантах.
- Вариант 1: подразделение не имеет собственного баланса.
В этом случае отделение не имеет собственного бухгалтерского отдела и расчетного счета. Все расчеты с контрагентами, в том числе с персоналом по заработной плате, осуществляет бухгалтерия головного офиса. При этом подразделение имеет право выписывать, к примеру, товарно-сопроводительные документы, но приниматься к учету они будут в головной бухгалтерии.
- Вариант 2: подразделение находится на самостоятельном балансе.
Этот вариант предполагает создание бухгалтерской службы и ведение учета внутри подразделения. Оно имеет расчетный счет в кредитной организации и расчеты с контрагентами может осуществлять самостоятельно. Данные из бухгалтерской отчетности подразделения учитываются в общем своде по предприятию. Обособленное подразделение осуществляет учет по правилам учетной политики головной компании.
Как правильно составить учетную политику для своего предприятия, вы узнаете из нашего материала «Как составить учетную политику организации (2020)?».
Порядок закрытия филиала или представительства отличается от закрытия иного обособленного подразделения. Согласно подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ предприятие обязано уведомить налоговый орган о закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения в течение 3 дней со дня прекращения деятельности.
Порядок закрытия филиала и представительства похож на порядок открытия. Такие обособленные подразделения снимаются с налогового учета с полным пакетом документов: заверенная копия распорядительного документа о закрытии подразделения (например, протокол собрания совета директоров), изменения в устав и ЕГРЮЛ, заявление по форме Р13002.
Для закрытия иного обособленного подразделения достаточно подать в налоговый орган заявление по форме С-09-3-2, в котором указываются:
- ИНН и КПП головной организации;
- полное наименование;
- код налогового органа;
- ОГРН головной организации;
- количество закрывающихся подразделений;
- Ф. И. О. руководителя предприятия, его личный ИНН;
- контактные сведения (номер телефона, адрес электронной почты);
- печать предприятия.
При этом заявления на постановку и снятие с учета подразделения практически идентичны. Отличие состоит только в самом названии документа. Заявление также составляется в 2 экземплярах. Можно предоставить оригинал документа и его копию, на которой специалист налоговой инспекции проставит отметку о принятии.
Если закрываемое ОП было ответственным за централизованную уплату налога на прибыль, то помимо вышеуказанных документов в ФНС следует направить уведомления по форме 1 и 2.
Подробности см. здесь.
Обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом. Решение о создании нового подразделения выносит орган управления предприятием. После этого предприятию необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения подразделение и предоставить необходимый пакет документов в течение месяца после принятия решения (для филиала или представительства). Для регистрации иного обособленного подразделения по налоговому законодательству достаточно уведомить налоговую инспекцию в форме заявления.
После регистрации подразделение получает собственный КПП, а ИНН применяет относящийся к головной организации.