Поправки в жилищный кодекс 2022 о тишине

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поправки в жилищный кодекс 2022 о тишине». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В новую редакцию Жилищного кодекса будет внесена и новая статья с нормами и правилами по соблюдению тишины в многоэтажных домах. Так же в этой статье будут закреплены и права соседей.

Сразу следует сказать, что ответственность по статье за нарушение тишины будут нести не только собственники жилого (как и нежилого) помещения, но и те лица, которые в нем находятся. То есть, если гражданин сдал свою квартиру в аренду, то в случае нарушения закона о тишине, ответственность за это будут нести арендаторы квартиры, а не ее владелец.

Строго запрещается нарушать тишину в ночное время в любом многоквартирном доме. Точный период ночного времени устанавливают региональные власти, поэтому диапазон может различаться. В большинстве случаев ночным временем считается период с 22 – 23 часов ночи и до 7 часов утра.

Нарушением тишины будут считаться практически любые громкие звуки, которые распространяются из помещения – как из жилого, так и из нежилого. Это могут быть любые звуки и шум, которые явно слышны за пределами помещения, из которого они распространяются.

Например, звук работающего телевизора, музыка, крики, разговоры, стук, вибрация, звон в ночное время – все это будет считаться нарушением тишины. Но из общего правила есть исключения.

Не будут считаться нарушением тишины звуки, связанные с обычной жизнью граждан, с их повседневной деятельностью. Однако здесь следует разграничивать некоторые понятия. В частности, громкий храп или плач ребенка, шаги (обычная ходьба, но не бег и не прыжки), звук прохождения воды по трубам, в том числе и по трубам канализации – не будет считаться нарушением тишины. А вот лай собаки, громкий смех, крик, скандал, громкий разговор, свист будут грубо нарушать тишину и могут привести к реальной ответственности.

Также не будет считаться нарушением тишины вызов скорой помощи в ночное время и звуки, связанные с работой врачей по оказанию помощи. В эту же категорию попадает и вызов спасателей, и проведение работ по спасению жизни. Проведение любых работ, связанных с аварийными и неотложными ситуациями.

В этом направлении возникает наибольшее количество вопросов, ведь в дневное время шум также может мешать другим людям.

Однако здесь следует разделять проведение общедомовых ремонтных работ и частных. Все ремонтные работы должны проводиться с обязательным исполнением санитарных и экологических норм, а также правил пожарной безопасности. Однако проведение общедомовых ремонтных работ, в жилых, а также в нежилых помещениях, должно быть запланировано, и о дате начала ремонта жильцы многоквартирного дома должны быть оповещены заблаговременно. С целью оповещения могут быть расклеены объявления в подъездах, на двери, на придомовой территории. Ответственными за своевременность оповещений являются управляющие компании.

Что же касается проведения частного ремонта, то здесь важно помнить о добрососедских отношениях. Рано или поздно, но ремонт проводится в любой квартире, однако это не повод устраивать сильный шум, мешая спать соседскому малышу или пенсионерке с высоким давлением и головной болью, живущей по соседству. В любой ситуации нужно оставаться людьми. Новый закон не запрещает проведение ремонта в дневное время, однако расписывает отношения между соседями. Всегда можно пойти на уступки и просто договориться. Ведь ремонт закончится, а жить с соседями в одном доме еще долго.

Шум в квартире по закону регламентирован. В законодательстве можно найти предельно допустимые уровни шума в жилых квартирах: в СП 51.13330.2011 и ГОСТ 12.1.036-81. При этом важно учитывать, что показатели в этих двух документах несколько разные (для одних и тех же условий), поэтому один случай может трактоваться и как нарушение, и как действие в законных рамках. Но шум, который превышает самый высокий из возможных показателей, – это точно нарушение.

Право на тишину – новые поправки в Жилищный кодекс

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8) осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее — государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Минстрой пересмотрел правила пользования жильем

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Вопрос превышения шума в жилых помещения и на придомовых территориях волновал законодателей еще 20 лет назад, когда и был принят 52-й закон, гарантирующий защиту от шумных соседей. С тех пор он претерпел несколько изменений, включая самые последние, внесенные в 2018-2020 годах.

Бесплатная консультация юриста по закону о тишине>>
Не изменилась только единица шума, которая, как и 20 лет назад, исчисляется в децибелах (дБ). Для лучшего понимания вопроса предлагаем ознакомиться с основными источниками шума и количеством дБ, ими издаваемыми:

  • автомобильная сигнализация – 80-100 дБ
  • громкий плач ребенка – 75-80 дБ
  • работающий пылесос – 75-80 дБ
  • перфоратор или ударная дрель – 85-95 дБ
  • громкий крик – 85-90 дБ
  • средняя громкость речи – 40-45 дБ
  • шепот – максимум 30 дБ

Помимо перечисленных шумов под запрет могут попасть и другие звуки. Это касается лая собак, передвижения мебели, пения, игры на музинструментах, использование петард, хлопушек и многого другого.

Если ваши соседи шумно празднуют день рождения, а по закону исключением является только новогодняя ночь, не стоит спешить вызывать полицию. В большинстве случаев проблема улаживается мирно. В противном случае на злостного нарушителя надо написать заявление в орган ЖКХ, администрацию и полицию. Действенной мерой также будет коллективное заявление, направленное в Роспотребнадзор. Разбирательство по факту постоянного нарушения закона тишины проходят в суде, причем процедура обычно затягивается на долгие месяцы.

Очень важно в этом случае собрать доказательную базу, а для этого специалисты выезжают по указанному в заявлении адресу и при помощи шумомеров выполняют замер уровня шума.

Затем производится исследование помещения нарушителя, составляется соответствующий акт, причем будьте уверены, что документ, составленный специалистами Роспотребнадзора, станет важным свидетельством и стопроцентной гарантией того, что нарушитель будет наказан судом. В качестве дополнительных доказательств в суде можно использовать аудио- и видеозаписи с указанием точного времени, показания соседей и копии заявлений в полицию.

Суды обычно становятся на сторону потерпевших, присуждая нарушителям разные суммы штрафов. Размер их зависит от того, насколько злостным является правонарушение, причем в каждом регионе в 2020 году действуют свои правила:

  • в Москве шумные соседи будут вынуждены заплатить от 1 до 2 тыс. рублей, причем для юридических лиц эта сумма куда существенней – от 40 до 80 тыс. руб.
  • в «северной столице» за шум в часы тишины предусмотрено наказание 0,5-5 тыс. руб. для физлиц и до 200 тыс. руб. для предприятий и организаций.
  • в Алтайском крае нарушители закона из числа физических лиц заплатят 0,5-3 тыс. руб., а для юрлиц сумма штрафа возрастает до 10 тыс. руб.

Таким образом, закон запрещает превышать разрешенный уровень шума днем (40-55 дБ) и ночью (30 дБ). В случае если соседи мешают отдыхать – делают в часы тишины ремонт, не могут угомонить собаку или спящего ребенка, включили громкую музыку или совершенствуют навыки вокала в караоке, вызывайте полицию и пишите заявление в Роспотребнадзор. Будьте уверены, если вы все сделаете по правилам, можете навсегда избавиться от источника шума, а закон предполагает даже выселение злостных нарушителей.

Технические правки внесены в статьи:

  • 192 ЖК РФ «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами»;
  • 193 ЖК РФ «Лицензионные требования»;
  • 201 ЖК РФ «Лицензионная комиссия».

В них словосочетание «выдача лицензии» заменили на «предоставление лицензии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.