Категории водительских прав 2022 Россия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории водительских прав 2022 Россия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Категории и подкатегории водительских прав в 2022 году

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

категория «DЕ» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

Право на получение водительских удостоверений независимо от желаемой категории транспорта может быть предоставлено только лицу, полностью соответствующему всем ниже перечисленным требованиям:

Требования для получения прав

Вам потребуются следующие документы:

  • Заявление о выдаче водительского удостоверения
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
  • Медицинская справка установленного образца
  • Документ о прохождении обучения
  • Письменное согласие законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей)
  • − необходимо для несовершеннолетнего кандидата в водители за исключением случая объявления его полностью дееспособным (эмансипация) или вступления его в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • возраст кандидата должен быть не ниже указанного в нормативном акте (для разных категорий транспорта он составляет от 16 до 21 года);
  • Препятствием для нормального управления транспортом может стать целый ряд как физических, так и психических болезней. Основные их группы — серьезные нарушения зрения и слуха, нестабильность работы внутренних органов (болезни сердца, легких и т.п.), проблемы с опорно-двигательным аппаратом (переломы позвоночника в анамнезе, неправильно сросшиеся переломы конечностей, недостающие фаланги пальцев и пр.). Особую категорию недугов составляют психические отклонения — не все, но большинство из существующих. Гражданам, признанным недееспособными, в получении прав отказывается автоматически. Для получения ВУ кандидаты обязаны проходить стандартное медицинское обследование;
  • человек должен успешно закончить профессиональное обучение вождению ТС желаемой категории в автошколе, о чем ему будет выдан официальный документ;

Внимание: чтобы не потратить время и деньги зря, стоит тщательно выбирать автошколу! Перед обращением обязательно нужно изучить ее разрешительную документацию, проверив, чтобы лицензия была действующей. Можно также ознакомиться со списком школ, одобренных ГИБДД. Такие перечни регулярно составляются для каждого из регионов и периодически пересматриваются. Кроме того, настоящим и будущим водителям рекомендуется постоянно отслеживать изменения в автомобильном законодательстве. Это поможет вовремя принять меры и избежать неожиданных штрафов.

в ведомство должны быть предоставлены подлинные, действующие, полностью заполненные документы лица в определенном составе. Пакет бумаг включает в себя удостоверение личности, квитанцию об оплате специальной госпошлины, заверенная печатью врача медицинская справка, выданная не больше 1 года назад, свидетельство о прохождении обучения в автошколе.

Эта подкатегория прав — для водителей средних и крупных грузовиков, эксплуатируемых в месте с тяжелыми прицепами весом свыше 750 кг. Оформляется не раньше, чем через 12 мес после получения категории “С”.

С1

Данным обозначением пользуются для выдачи прав на управление грузовиками только средних габаритов (3,5- 7,5 тонн) с подсоединенными легкими прицепами не тяжелее 750 кг. Подкатегорию С1 нет необходимости оформлять отдельно, т.к ее автоматически присваивают людям, владеющим категорией С.

Права этой подкатегории необходимы для вождения микроавтобусов. В эту категорию ТС входят те, число пассажирских мест которых составляет от 9 до 16. С такими автобусами можно возить и легкие прицепы. D1 автоматически дается при получении прав на D. Примечательно, что обе эти категории могут быть присвоены только человеку старше 21 года.

Внимание: в последние годы стали популярными современные иностранные микроавтобусы, внешне очень напоминающие авто выпуска прошлых лет. Однако, в них установлено более 16 сидений, поэтому права категории D1 для них не подходят. Не стоит рисковать, переходя на использование нового транспорта — лучше заранее озаботиться получением новой водительской категории.

Новые правила сдачи экзамена на права в 2022 году

Грубые ошибки (5 баллов), допустив которые хоть раз вы получите оценку «НЕ СДАЛ»

Ошибка Пункт ПДД
Не предоставление преимущества (создание помехи) ТС, имеющему преимущество. 3.2, 8.1, 8.3-8.5, 8.8, 8.9, 8.12, 9.6, 11.7, 13.4-13.6, 13.8, 13.9,13.11, 13.12, 15.1, 18.1, 18.3
Не предоставление преимущества (создание помех) пешеходам, имеющим преимущество. 8.3, 13.1, 13.8, 14.1, 14.3, 14.5, 14.6
Выезд на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или трамвайные пути встречного направления. 8.6, 9.2, 9.3, 9.6, 9.8, 9.12
Проезд на запрещающий сигнал светофора (регулировщика). 6.2-6.4, 6.7, 6.9, 6.10
Не выполнение требований знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3, а также знаков особых предписаний. Приложения №1 и №2 ПДД
Пересечение «СТОП»-линии (разметки 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика). 6.13, Приложение №2 к ПДД
Нарушение правил выполнения обгона. 11.1-11.4
Нарушение правил выполнения поворота. 8.5-8.7
Нарушение правил выполнения разворота. 8.5, 8.8, 8.11
Нарушение правил движения задним ходом. 8.12
Нарушение правил проезда железнодорожного переезда. 15.1-15.4, 12.4
Превышение установленной скорости движения. 10.1-10.4
Не принятие возможных мер к снижению скорости вплоть до полной остановки ТС при возникновении опасности для движения. 10.1
Нарушение правил опережения ТС при проезде пешеходных переходов. 11.5, 14.2
Выполнение обгона ТС, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, либо сопровождаемого им ТС. 3.2
Действие или бездействие, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления ТС с целью предотвращения возникновения ДТП.
Не выполнение (игнорирование) задания экзаменатора.

Средние ошибки – 3 балла

Ошибка Пункт ПДД
2.1. Нарушил правила остановки, стоянки. 12.1-12.5, 12.7, 12.8
2.2. Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой. 8.1
2.3. Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12). Приложения №1 и №2 к ПДД.
2.4. Не использовал в установленных случаях аварийную сигнализацию или знак аварийной остановки. 7.1, 7.2
2.5. Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению ТС в поперечном направлении. 13.2
2.6. Не пристегнул ремень безопасности. 2.1.2
2.7. Нарушил правила перевозки пассажиров. 22.7
2.8. Использовал во время движения телефон. 2.7
2.9. В установленных случаях не снизил скорость или не остановился. 14.2, 14.7

Мелкие ошибки – 1 балл

Ошибка Пункт ПДД
3.1. Несвоевременно подал сигнал поворота. 8.2
3.2. Нарушил правила расположения ТС на проезжей части. 9.3, 9.4, 9.7-9.10
3.3. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий. 10.1
3.4. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим ТС. 10.5
3.5. Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП. 10.5
3.6. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом. 19.1-19.5, 19.8, 19.10
3.7. Допустил иные нарушения ПДД.
3.8. Неправильно оценивал дорожную обстановку.
3.9. Не пользовался зеркалами заднего вида.
3.10. Неверно пользовался органами управления ТС, не обеспечивал плавность движения.
3.11. В процессе экзамена заглох двигатель.

Российское законодательство устанавливает ограничения по возрасту для открытия в водительском удостоверении разных категорий. Подкатегории А1, М разрешены в 16-летнем возрасте. В 18 лет можно получить права категорий A, B, В1, C и С1, для управления легковыми и грузовыми автомобилями небольшой массой. ВЕ, С1Е, СЕ разрешено открывать с 19 лет. С 21-летнего возраста разрешается получать права на микроавтобус, автобус, троллейбус и трамвай.

Управлять машинами с прицепами можно лишь спустя год после открытия основной категории. То есть у водителя должен быть стаж вождения автомобилем от одного года, чтобы он мог получить право на управление транспортом с прицепом.

Подростки в возрасте 17 лет могут пройти обучение в автошколе на категории В и С. Но после сдачи экзаменов они не смогут самостоятельно водить машину, права выдаются лишь с 18 лет.

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

категория «А» — мотоциклы;

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2022 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Некоторые водители до сих пор не знают, что означает категория «В1» («B1») в водительском удостоверении. Здесь все достаточно просто – это новая подкатегория введена для управления трициклов и квадрициклов (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Трициклы – это трехколесный мототранспорт, а квадрициклы – четырехколесные мотоциклы, напоминающие советские мотоколяски.

Важно! В силу того, что «квадрицикл» и «квадроцикл» имеют абсолютно различные технические характеристики, водительские права для одного из типов транспортного средства не подходят для управления другим. Поскольку это разный транспорт, права на их вождение отличаются категориями.

подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.

В быту понятия «квадроцикл» и «квадрицикл» часто путают. На самом деле это разные термины. Квадрицикл – это легкое транспортное средство с 4 колесами, которое может иметь открытый или закрытый кузов, а также органы управления мотоциклетного или автомобильного типа. От этих нюансов зависит и то, какая категория нужна для управления данным видом транспорта. На квадрицикле можно передвигаться по дорогам общего пользования.

Понятие «квадроцикл» действующим законодательством формально не установлено. В переводе «квадроцикл» означает «четыре колеса». Формально любой автомобиль является квадроциклом. Например, в США под ним и вовсе понимается четырехколесный велосипед.

Как правило, в России под квадроциклами имеют в виду мотовездеходы спортивного назначения. Они не регистрируются в ГИБДД и не имеют ПТС, так как не предназначены для управления на дорогах общего пользования. Также к мотовездеходам относят мощные квадрициклы с объемом двигателя более 50 см3 и максимальной скоростью более 50 км/ч, не вписывающиеся в стандарты категории B1. Получать водительское удостоверение для вождения данных ТС не нужно. Однако может понадобиться удостоверение тракториста-машиниста A1.

категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.

Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.

Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).

Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

Имеющиеся категории классифицируются на 7 основных:

  1. «A» — мотоциклы;
  2. «B» — легковые автомобили;
  3. «C» — грузовые автомобили;
  4. «D» — автобусы;
  5. «Tm, Tb» — тролебусы, трамваи;
  6. «M»— мопеды и скутеры;
  7. специальные категории «BE», «CE», «DE», «C1E», «D1E» дающие право на управление ТС с прицепом.

И 4 группы подкатегорий: «A1», «B1», «C1», «D1».

  • подкатегория «D1» — автомобиль для транспортировки пассажиров имеющий больше 8 и меньше 16 сидячих мест, не включая водительское сиденья;
  • автомобиль подкатегории «D1» в связке с прицепом весом не более 750 килограмм;

Такая подкатегория разрешает управлять маленьким автобусом ( от 9 до 16 мест), а также эксплуатировать легкий прицеп (вес — менее 750 кг).

Двухколёсный транспорт делится на три категории:

  • М – мопеды;
  • А1 – легкие мотоциклы;
  • А – мотоциклы.

Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.

Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».

Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.

Также читайте: Как получить права на мотоцикл

Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.

Чтобы получить медицинскую справку, нужно пройти нескольких врачей:

1. Офтальмолог

Нужно будет прочесть буквы разного размера на плакате. Также возможны дополнительные испытания: врач можно попросить изучить плакаты с несмыкающимися окружностями, предложить тест на световосприятие, а также определить границы полей зрения при помощи прибора под названием периметр.

Те, кто в обычной жизни пользуется контактными линзами или очками, должны иметь их с собой. После диагностики врач может сделать пометку в карте пациента о том, что наличие очков и линз в момент управления автомобилем обязательно.

Категории водительских удостоверений

В некоторых организациях могут предложить получить справку дистанционно — там сообщают, что якобы сделают запросы по месту жительства водителя о том, не состоит ли он на наркологическом учете. Остальных врачей там также предлагают пройти «удаленно». Например, за 3 тыс. рублей такие справки предлагают оформить в Москве. Однако этот способ нелегален.

Даже если клиника каким-то образом получила лицензию, подобная деятельность незаконна. В ГИБДД такую справку проверят и если организации не окажется в утвержденном списке, получить права не получится. Кроме того, каждый водитель должен быть уверен, что у него нет противопоказаний — от этого зависит не только его жизнь и здоровье, но и всех окружающих.

6 сентября 2021 года по всей России стартовал эксперимент по электронным документам водителей. С этой даты Минцифры запустило приложение «Госуслуги Авто», при помощи которого водители могут предъявлять свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) в виде QR-кода на экране телефона. Однако, так как это лишь эксперимент, сотрудники ГИБДД вправе потребовать предъявить оригинал документа.

По информации Минцифры, экспериментальный режим будет действовать до конца 2021 года. В случае внесения необходимых изменений в нормативно-правовые акты, электронный дубликат СТС в приложении может стать полноценным документом уже с 1 января 2022 года.

Еще в 2021 году планировался запуск открытой цифровой платформы МВД с информацией о нарушителях правил дорожного движения. В базу данных будут загружены данные о водителях, лишённых прав, а также о злостных нарушителях ПДД.

Наличие открытой базы данных позволит проверять водителей на предмет злостных и многократных нарушений, а также лишения прав. Это будет полезно, к примеру, при приёме на работу водителей в такси, в пассажирских и грузовых перевозках.

Сервис проверки данных по водительским правам есть и сейчас — он доступен на официальном сайте ГИБДД. Однако, он позволяет только факт выдачи или лишения водительских прав — информации о нарушениях ПДД там нет. Кроме того, текущий сервис не поддерживает пакетную загрузку данных, то есть при массовом наборе водителей информацию каждого придётся проверять отдельно.

Еще с ноября 2019 года в России должна была измениться процедура прохождения медосмотра для получения водительских прав. Предполагалось, что при прохождении медосмотра на права придётся сдавать два дополнительных анализа:

  • определение наличия психоактивных веществ в моче;
  • качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.

Определение наличия психоактивных веществ в моче было призвано выявлять водителей, употребляющих наркотики. Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови – анализ, направленный на выявление хронического употребления водителем алкоголя.

Данные анализы стоят недешёво, поэтому после их введения стоимость медсправки для водителей должна была существенно вырасти.

Поэтому, Минздрав уже неоднократно откладывал эти поправки: сперва на 1 июля 2020 года, затем на 1 января 2021 года, а прямо в канун Нового года новые правила спешно отложили ещё на год – до 1 января 2022 года.

Категории водительских прав 2021-2022 года

Согласно федеральному закону №105-ФЗ, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:

  • за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
  • за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.

Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.

Предложены следующие меры по ограничению шипованных шин:

  • ввести штраф 2000 рублей за езду на шипах в летнее время;
  • дать регионам возможность регулировать периоды, в которые эксплуатация шипов разрешена;
  • ввести ограничения скорости для машин с шипами — 60 км/час в городе и 80 км/час за городом;
  • ввести обязательный знак «Шипы» на переднем и заднем стекле, чтобы камеры могли фиксировать скоростной режим таких машин.

При этом водителей, которые передвигаются между разными регионами, от этих штрафов предлагается освободить.

С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн).

Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».

6 сентября 2021 года по всей России стартовал эксперимент по электронным документам водителей. С этой даты Минцифры запустило приложение «Госуслуги Авто», при помощи которого водители могут предъявлять свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) в виде QR-кода на экране телефона. Однако, так как это лишь эксперимент, сотрудники ГИБДД вправе потребовать предъявить оригинал документа.

По информации Минцифры, экспериментальный режим будет действовать до конца 2021 года. В случае внесения необходимых изменений в нормативно-правовые акты, электронный дубликат СТС в приложении может стать полноценным документом уже с 1 января 2022 года.

Расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца

30 апреля 2021 года был утверждён федеральный закон №105-ФЗ, освобождающий призывником от госпошлины за права.

Согласно тексту документа, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:

  • за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
  • за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.

Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.

С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн). Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».

Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», с 27 июля 2020 года управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, предусматривало наложение штрафа в размере 2000 рублей.

Однако, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» вступление в силу указанного штрафа перенесено на 1 марта 2022 года.

На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа об электронном взаимодействии между МВД и Минздравом. Как говорится в пояснительной записке, на сегодняшний день отсутствие информационного взаимодействия между двумя ведомствами приводит к тому, что зачастую после выдачи водительских прав у граждан выявляют медицинские противопоказания к управлению автомобилем. Однако, такие водители продолжают управлять автомобилем, подвергая себя и окружающих опасности.

В связи с этим, МВД России совместно с Минздравом подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».

Положения законопроекта направлены на исключение возможности допуска к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания, которые являются:

  • медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами;
  • медицинскими показаниями для управления транспортными средствами;
  • медицинскими ограничениями для управления транспортными средствами.

Проект предусматривает законодательное закрепление информационного взаимодействия между Минздравом и МВД в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Оформление медицинского заключения (медсправки) планируется осуществлять в электронном виде в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

При этом, по желанию гражданина ему может быть выдана выписка из информационной системы о результатах медицинского освидетельствования.

Ожидается, что это позволят исключить медсправку из перечня бумажных документов, представляемых при получении или замене водительских прав.

Подобные изменения также помогут аннулировать водительские права по медицинским показаниям.

Законопроект размещен на портале проектов нормативных правовых актов для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. В случае его утверждения, поправки должны вступить в законную силу с 1 марта 2021 года.

17 августа 2021 года было принято решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) №101, согласно которому в странах ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) до конца 2021 года (по 31 декабря 2021 включительно) временно разрешено выпускать автомобили без установки «ЭРА-ГЛОНАСС». Это связано с дефицитом чипов и резким ростом цен на полупроводники — срок ожидания поставки чипов достигает 60 недель.

Указанное решение вступило в законную силу с 16 сентября 2021 года, но действует на правоотношения, возникшие с 17 августа 2021 года.

Речь идёт о транспортных средствах категорий M1, M2, M3, N1, N2 и N3 (легковые автомобили, автобусы и грузовики, за исключением транспортных средств для перевозки опасных грузов и транспортных средств, специально предназначенных для перевозки детей).

Речь идёт не об отмене требований по установке данных систем, а об отсрочке — до 30 июня 2022 года. До указанный даты автопроизводители будут вынуждены провести отзывные компании и дооснастить уже проданные автомобили модулями «ЭРА-ГЛОНАСС» за свой счет.

Не следует путать понятия «КвадрОцикл» и «КвадрИцикл». К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см.;
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
  • в случае электродвигателя – номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Мопед – это двухколесное или трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см., или — в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Теперь поговорим о сдаче теста на водительское удостоверение:

  • сдача такого теста (по теоретической части экзамена) проводится при помощи программно-аппаратных средств автошколы. При этом присутствует наблюдатель от автошколы, возрастом старше 25 лет (ранее допускалось от 23 лет). В роли экзаменатора может быть человек, с наличием высшего образования. Отметим, что до этого порядок получения водительских прав допускал экзаменатора со средним образованием;
  • еще одним новшеством при проведении тестирования станет требование к экзаменатору самому иметь права данной категории, а также иметь стаж их использования от 3-х лет;
  • следующей особенностью проведения тестирования на права станет сокращение количества попыток сдачи экзамена, а также введение обязательного перерыва перед следующей попыткой. После первой неуспешной сдачи экзамен можно сдать повторно через неделю, после третьей – уже через месяц;
  • еще одним ужесточением, но уже для автошколы, станет введение определенного «порога» на сдачу. Так, если экзаменующийся сдал тест на балл ниже 80 баллов, а практические экзамены – менее 70 баллов, то для школы будут снижены привилегии, и экзаменатор в нее направлен не будет.

При наличии категории в водительском удостоверении C водитель может управлять:

  • среднеразмерными грузовиками (весом от 3500 до 7500 кг);
  • тяжелыми (свыше 7500 кг).

Также с данной категорией допускается ездить на указанных грузовых машинах, если они оборудованы прицепом, вес которого не более 750 кг.

Обращаем особое внимание, что в 2019 году категория водительских прав C не дает правомочий на управление легкими грузовиками с весом до 3500 кг – для этого нужно получить категорию B.

В 2021-м существует 6 подкатегорий водительских прав:

Подкатегория Краткое описание разновидности ТС
A1 Мотоциклы с небольшой мощностью и объемом двигателя.
B1 Трициклы, квадрициклы (без мотоциклетной посадки).
C1 Средние грузовики (от 3500 до 7500 кг), в том числе, с прицепом, если его масса не свыше 750 кг.
D1 Автобусы с небольшим числом сидячих мест (не более 16).
C1E Средние грузовики с “большим” прицепом.
D1E Небольшие автобусы с “большим” прицепом.

Категории и подкатегории водительских прав в 2021 году

Данная пометка в ВУ позволяет водить автобусы с небольшой пассажировместимостью (до 16 мест) с тяжелыми прицепами (то есть с массой свыше 750 кг), при одновременном соблюдении условий:

  • масса прицепного устройства равна или меньше весу автомобиля без нагрузки;
  • совокупный вес прицепного агрегата и автобуса не превышает 12 тонн.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполняется, потребуются права с открытой категорией – DE.

Любой транспорт, относящийся к A:

  • либо не предназначен для движения по автодорогам общего использования;
  • либо имеет максимальную скорость, предусмотренную конструктивно заводом-изготовителем, не свыше 50 км/ч.

C наличием A1 гражданин получает право управлять снегоходами, квадроциклами (не путать с квадрициклами, права на которые категории B1 выдаются в ГИБДД) и различными двухколесными мотовездеходами.

Аналог обычной категории B. То есть с наличием A2, но на самоходные машины, гражданин получает возможность ездить на ТС с небольшим весом – до 3,5 тонн, которые либо не предназначены для движения по дорогам (внедорожники), либо имеют скорость не выше 50 км/ч.

Примером ТС, относящегося к данному классу, может служить снегоболотоход Марш-1, созданный на базе ВАЗ-2121.

Аналог D в обычных водительских правах.

ТС данного класса в 2021 году также либо имеют скорость до 50 км/ч, либо не предназначены для движения по общим дорогам и, как и стандартные городские автобусы, специально предназначены для транспортировки пассажиров и имеют число мест свыше 8.

Примером техники, относящейся к A4, могут служить перонные автобусы, доставляющие граждан от аэровокзала к трапу самолета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.