Какими должны минимальные размеры земельных участков в РФ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими должны минимальные размеры земельных участков в РФ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Минимальный размер земли для индивидуальной жилой застройки, составляет 3 сотки. Это обобщающий показатель по России, который установлен на основании следующих факторов:

  • санитарно-гигиенические требования к расстоянию между жилыми постройками на пограничных участках земли (СНиП 31-02-2001);
  • расстояние от дома до забора;
  • от дома до улицы (красной линии).

Росреестр разъяснил порядок определения границ земельного участка

Ограничения в отношении площади земельного надела, предназначенного под жилую застройку, действуют только при передаче государственной или муниципальной земли гражданам на безвозмездной основе. Если вы приобретаете земельный участок за собственный капитал, никаких ограничений не существует.

При определении площади участка, выделяемого для жилой застройки, учитывается:

  • наличие свободных участков в конкретном субъекте Федерации;
  • спрос населения на земельные участки;
  • семейное положение соискателя и наличие иждивенцев;
  • проект будущего жилого строения и т.д.
Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 30
Санкт-Петербург 15
Ленинградская область 25
Новосибирск 10
Екатеринбург 25
Краснодарский край 10

5. Дополнительные права региональных властей

Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.

Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:

  1. прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
  2. резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю

По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:

  • зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
    • это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
  • необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли

С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:

  • не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
  • будут застроиваться фермерскими домами

Достоверные максимальные и минимальные размеры земельного участка под ИЖС

Новый свод правил распространяется на вновь созданные объединения. Планировка и застройка существующих товариществ может не соответствовать документу.

По словам председателя Союза садоводов России, депутата Госдумы РФ Олега Валенчука, если площадь земельных участков не соответствует установленным предельным нормам, их не регистрируют в ЕГРН. В результате этого владельцам будет проблематично зарегистрировать строения на таких участках. Если же строения возведены в нарушение норм, то решение об их сносе может быть принято только через суд. Но для этого должны быть веские основания, которыми не являются формальные несоответствия своду правил, приводит его слова «Российская газета».

Для оптимальной эксплуатации земель предусмотрены такие параметры, как предельно наименьший и наибольший размер участка. Основные официальные нормативные акты: Градостроительный Кодекс РФ и ЗК РФ.

ВНИМАНИЕ! Все органы муниципалитета при разработке нормативов должны руководствоваться прописанными в законах требованиями.

Величина предоставляемого федеральными или государственными органами надела определяется несколькими факторами:

  • Размер земель, которые находятся в федеральном владении, устанавливается законами высшего исполнительного органа власти.
  • Параметры территории, выделяемой по льготам, определяются территориально-административными единицами федерации.
  • Площадь земли, предоставляемой под индивидуальное строительство, устанавливается на уровне местной администрации.

Власти регионов вправе устанавливать собственные нормы в соответствии с законами РФ. Они могут вносить корректировки в минимальные размеры земли, но только в сторону увеличения. Принятые нормативы должны быть нормированы «Правилами землепользования и застройки» и градостроительными регламентами. Их соблюдение обязательно.

Участок под садоводство является одним из самых востребованных желаний граждан. Цель использования надела будет влиять на размер его площади. Количество квадратных метров, предоставляемых для садоводства, регламентируется местными законами (если находится во владении муниципальных органов):

  1. В Московской области наименьший размер садового участка составляет 0,06 га. Регламентируется законом N 63 от 2003 года.
  2. В Ленинградской области под садоводство выделяют 0,05 га.
  3. В Нижегородской области размер составляет 0,02 га. Норматив действует на основании закона N 58-3, который был специально разработан для данного региона.

Максимальный размер территории, выдаваемой под строительство дома, регламентируется органами муниципального образования. Большинство субъектов федерации не имеют ограничений по предельному размеру. Они установлены только в густонаселенных регионах, где большая площадь земли может привести к ущемлению территориальных прав.

ВАЖНО! Ограничение действительно тогда, когда земля предоставляется государством в аренду с дальнейшей пролонгацией договора или выкупом.

Если рассматриваемая в аренду земля имеет большую площадь, будут учитываться несколько моментов:

  1. Спрос на землю в области. При большой востребованности величина наделов определяется средним размером полосы.
  2. Численность проживающих людей на местности.
  3. Экологическая обстановка. В некоторых областях, имеющих неблагополучные экологические условия, учитываются возможные отрицательные последствия после возведения жилой постройки.

Максимум площади участков на федеральном уровне, предназначенных под индивидуальное строительство:

  • В пределах черты города — 10 соток.
  • В пределах поселков городского типа — 15 соток.
  • В сельской местности — 25 соток.

Если площадь участка не соответствует законодательным нормам, возможно получение отказа в оформлении правоустанавливающих документов. Росреестр перед присвоением кадастрового номера построенному дому проверяет его на соответствие установленным законодательным требованиям.

Земельный налог: ставки 2021/2022

1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 138-ФЗ)

1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

4. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона.

5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

6. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

7. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

8. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

СТ 11.9 ЗК РФ

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Земельный Кодекс время от времени претерпевает изменения, что связано с изменениями реальностей жизни. И нужно следить за такими новшествами, особенно тем, кто имеет отношение к земле, является собственником участка или планирует написать заявление на выделение надела.

В 2015 году появилось нововведение, касающееся присоединения земель, расположенных рядом с собственным участком.

ВНИМАНИЕ! Теперь можно писать заявку на присоединение той территории, которая находится рядом с участком и на протяжении длительного времени возделывалась вами. При этом важно, чтобы у такой земли не было собственника.

В 2015 году появилось нововведение, касающееся присоединения земель, расположенных рядом с собственным участком.

Для оптимальной эксплуатации земель предусмотрены такие параметры, как предельно наименьший и наибольший размер участка. Основные официальные нормативные акты: Градостроительный Кодекс РФ и ЗК РФ.

ВНИМАНИЕ! Все органы муниципалитета при разработке нормативов должны руководствоваться прописанными в законах требованиями.

Величина предоставляемого федеральными или государственными органами надела определяется несколькими факторами:

  • Размер земель, которые находятся в федеральном владении, устанавливается законами высшего исполнительного органа власти.
  • Параметры территории, выделяемой по льготам, определяются территориально-административными единицами федерации.
  • Площадь земли, предоставляемой под индивидуальное строительство, устанавливается на уровне местной администрации.

Власти регионов вправе устанавливать собственные нормы в соответствии с законами РФ. Они могут вносить корректировки в минимальные размеры земли, но только в сторону увеличения. Принятые нормативы должны быть нормированы «Правилами землепользования и застройки» и градостроительными регламентами. Их соблюдение обязательно.

Точные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, являются разными в зависимости от того, в каком именно регионе собирается действовать определенный гражданин. Причина этого заключается в том, что нормативы устанавливаются региональным законодательством, которое отличается в каждом отдельном регионе.

При этом отдельное внимание следует уделить тому, что вне зависимости от обстоятельств региональные нормативные акты не могут никоим образом противоречить нормам, прописанным в Конституции и Федеральном законодательстве.

В преимущественном большинстве случаев минимальный размер участка, предназначенного для строительства собственного жилого дома, составляет не менее трех соток, но в любом случае данная норма является индивидуальной и в некоторых регионах может превышать в несколько раз указанный показатель. Именно по этой причине лучше всего предварительно обратиться в соответствующие государственные органы и узнать о том, какая именно минимальная площадь предусматривается на территории того или иного региона.

  • садоразведение – 0.05 га;
  • строительство дачных коттеджей – 0.05 га;
  • обустройство огорода – 0.01 га.

Таким образом, на территории столицы земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности, должны иметь определенную площадь, соответствующую их конкретной цели, а именно:

В конечном итоге суд апелляционной инстанции вернул указанное дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, но при этом дал собственные разъяснения касательно того, что нормы, которые были указаны данным филиалом в процессе принятия решения об отказе, могут применяться в процессе предоставления земельных участков физическим лицам в собственность из тех территорий, которые находятся в собственности государственных или муниципальных органов. Таким образом, их нельзя использовать в том случае, если передается земельный участок, являющийся собственностью граждан.

Новый закон о строительстве жилого дома на сельхозземле – с 1 марта 2022 года

В разных регионах страны минимальный размер земельного участка для садоводства может отличаться, например:

  • в Московской области этот показатель составляет 6 соток;
  • в Ленинградской – 5;
  • в Свердловской – 11 соток.

На федеральном уровне минимальный размер колеблется между 6 (для огородного хозяйства от 4) и 15 сотками. Кроме того, площадь участка для садоводства должна быть не менее 400 м2, а его ширина не может превышать 8 м.

Точные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, являются разными в зависимости от того, в каком именно регионе собирается действовать определенный гражданин. Причина этого заключается в том, что нормативы устанавливаются региональным законодательством, которое отличается в каждом отдельном регионе.

При этом отдельное внимание следует уделить тому, что вне зависимости от обстоятельств региональные нормативные акты не могут никоим образом противоречить нормам, прописанным в Конституции и Федеральном законодательстве.

В преимущественном большинстве случаев минимальный размер участка, предназначенного для строительства собственного жилого дома, составляет не менее трех соток, но в любом случае данная норма является индивидуальной и в некоторых регионах может превышать в несколько раз указанный показатель. Именно по этой причине лучше всего предварительно обратиться в соответствующие государственные органы и узнать о том, какая именно минимальная площадь предусматривается на территории того или иного региона.

  • садоразведение – 0.05 га;
  • строительство дачных коттеджей – 0.05 га;
  • обустройство огорода – 0.01 га.

В соответствии с действующим законодательством перед тем, как проводить разграничение государственной собственности, безвозмездная передача земельных участков будет осуществляться в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством. Таким образом, определенный земельный участок могут предоставить гражданам только один раз.

Таким образом, на территории столицы земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности, должны иметь определенную площадь, соответствующую их конкретной цели, а именно:

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

В конечном итоге суд апелляционной инстанции вернул указанное дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, но при этом дал собственные разъяснения касательно того, что нормы, которые были указаны данным филиалом в процессе принятия решения об отказе, могут применяться в процессе предоставления земельных участков физическим лицам в собственность из тех территорий, которые находятся в собственности государственных или муниципальных органов. Таким образом, их нельзя использовать в том случае, если передается земельный участок, являющийся собственностью граждан.

Согласно новым правилам, площадь земель общего назначения может составлять от 20 до 25% территории всего товарищества. Раньше зона общего пользования строго составляла 25% от всего СНТ.

Согласно документу, по границе территории СНТ должно быть установлено ограждение высотой 1,5-2 метра. Ширина проезжей части улиц должна составлять не менее 5,5 метра (две полосы по 2,75 м), а пешеходной части — 1 метр (должны быть хотя бы в одну сторону).

Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
  • к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
  • размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.

Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.

В условиях плотной городской застройки или на землях федерального значения невозможно выделить огромные наделы земли всем желающим, в отличие от территорий, находящихся в состоянии развития (например, Дальний Восток).

С 2022 года начнется государственная кадастровая оценка земли

От того, какой градостроительный регламент принят в том или ином субъекте Федерации, зависит размер земельного участка, который может получить гражданин на безвозмездной основе.

Предельные размеры наделов соответствуют нормам застройки, и при правильном подходе позволяют возвести на участке жилое строение, соответствующее всем требованиям безопасности, а также санитарно-техническим нормам.

Получить информацию о предельных размерах земельных участков ИЖС можно в органах местного самоуправления (администрация, муниципалитет, департамент строительства и т.д.).

Установление закона в отношении предельных размеров участков земли продиктовано необходимостью поддержания разумного землепользования и полагается целесообразным, ведь при неимении таких ограничительных мер делить наделы можно было бы бессчетное количество раз, что привело бы к появлению микроучастков, не подходящих для эксплуатации надлежащим образом.

Обычно возникновение земель, площадь которых очень большая, тоже мешает их всесторонней и эффективной эксплуатации. Такие нюансы и стали главными основаниями для введения ограничительных мер в отношении предельных размеров землевладений.

Собственники заделов земли довольно часто оказываются в положении, когда требуется разделение участков.

Как свидетельствует судебная практика, главными основаниями для деления наделов выступают:

  • процедура раздела объектов, перешедших гражданам по наследству;
  • деление супружеской недвижимости при расторжении брачных отношений;
  • возникновение необходимости продажи принадлежащей доли у одного из совладельцев;
  • намерение владельца произвести отчуждение не целого участка, а определенной его доли.

Раздел землевладения на несколько самостоятельных частей, площадь которых не соответствует предусмотренному минимальному размеру, невозможен. Таким образом, надел, деление которого на отдельные участки не представляется возможным по причине несоответствия нормам о размере земель – неделимый.

Сегодня законодательные положения в отношении размеров землевладений подверглось серьезным изменениям. Утрачена сила пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающего положение о том, что при разделе землевладения на несколько объектов, габариты сформированных наделов должны находиться в пределах, которые предусматривает градостроительный регламент относительно максимальных параметров земель, и не должны быть ниже обозначенной минимальной нормы землевладений.

При этом предписание о необходимости соответствия параметров формируемых наделов указаниям градостроительного регламента все еще зафиксировано пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, лишилась законной силы статья 33 указанного кодекса, которой указывалось, что предельные минимальные и максимальные показатели землевладений, передаваемых населению под КФХ, садоводческую и огородническую деятельность, разведение домашнего скота, дачное строительство, регламентировались правовыми нормами органов муниципальной власти.

Судя по всему, делая такие поправки относительно допустимых параметров землевладений в законодательной базе, уполномоченные органы руководствовались необходимостью упразднения законодательства, контролирующего такого рода правоотношения, и ликвидацию аналогичных норм, одновременно содержащихся в нескольких одновременно действующих нормативных актах. К примеру, лишенный силы пункт 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ по сути дублировал пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Еще одним поводом для внесения изменений считается стремление законодателя ликвидировать разногласия, касающиеся использования правовых норм, регулирующих минимальные показатели землевладений, передаваемых в собственность населению из участков, являющихся государственной либо муниципальной собственностью, с прочими правоотношениями, не относящимися к передаче наделов.

Сегодня показатели минимального и максимального размера землевладений, касательно которых градостроительными нормами предусматривается особая регламентация, устанавливаются положениями соответствующих регламентов.

Данная позиция законодательно закреплена в пункте 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ. Отражение градостроительных регламентов происходит посредством правил землепользования и застройки муниципалитета, а утверждение их происходит при помощи представительных органов местной власти.

Не забывайте о том, что каждый самостоятельный регион нашего государства предусматривает собственные нормы относительно предельных показателей земель. Таким образом, единых положений, на которые можно ссылаться при рассмотрении подобных вопросов, на территории России не предусмотрено.

В переделах Московской области указанный вопрос регулируется положениями Закона «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области», разработанного согласно предписаниям Земельного кодекса РФ, и определяющего показатели максимальных и минимальных площадей наделов, передаваемых населению во владение из земель, собственником которых выступает государство либо муниципалитет, под крестьянское (фермерское) хозяйство, садоразведение, устройство огородов, дачное строительство.

Согласно статье 1 вышеуказанного закона, предельно допустимые минимальные показатели размера землевладений, передаваемых в собственность граждан, определяются в зависимости от целей их эксплуатации и составляют:

  • для КФХ – 2,0 га;
  • под садоводческую деятельность – 0,06 га;
  • для устройства огородов – 0,04 га;
  • под дачное строительство – 0,06 га.

Статьей 2 данного правового акта регламентирована максимально допустимая площадь наделов, передаваемых населению во владение, которая, исходя из определенных целей землепользования равна:

  • для ведения КФХ – 40,0 га;
  • для садоразведения – 0,15 га;
  • под огородническую деятельность – 0,10 га;
  • под дачное строительство – 0,25 га.

В статье 3 закона, регламентирующего указанный вопрос на территории Московской области, приводятся завершающие положения, гласящие следующее:

  • указанный правовой акт подлежит применению, когда федеральное законодательство и законы Московской области не предусматривают других показателей в отношении размеров землевладений, передаваемых в собственность жителей;
  • при возникновении обстоятельств, когда площадь надела, выделенного определенному лицу на законных основаниях, ранее, чем данный закон получил юридическую силу, меньше минимальных показателей либо выше максимальных, отраженных в статьях 1 и 2 названного правового акта, то для конкретного землевладения этот параметр принимается в качестве максимального или минимального;
  • для уплаты соответствующих налогов, в качестве предельных показателей параметров наделов, в прошедшем времени выделенных лицам для пожизненного наследуемого владения, выступают следующие:
  • под садоводство – 0,12 гектара;
  • для разведения домашнего скота – 0,20 гектара;
  • под дачное строительство – 0,12 гектара.

Согласно Земельному кодексу РФ, на сегодняшний день допускаются такие показатели минимальных и максимальных площадей участков земли, передаваемых во владение граждан из государственных и муниципальных наделов:

  • для садоразведения: минимум – 0,05 га, максимум – 0,12 га;
  • под дачное строительство: не менее 0,05 га и не более 0,20 га;
  • для устройства огорода: минимально – 0,01 га, максимально – 0,10 га.

Предельные габариты землевладений, выделенных во владение лицам в безвозмездном порядке из государственной собственности, равны:

  • под садоводство – 0,12 гектара;
  • для огороднической деятельности – 0,10 гектара;
  • под дачное строительство – 0,20 гектара.

Перед разграничением собственности государства, безвозмездная передача землевладений населению производится согласно местным нормативным актам. Таким способом надел может быть выделен лишь единожды.

От того, какой градостроительный регламент принят в том или ином субъекте Федерации, зависит размер земельного участка, который может получить гражданин на безвозмездной основе.

Предельные размеры наделов соответствуют нормам застройки, и при правильном подходе позволяют возвести на участке жилое строение, соответствующее всем требованиям безопасности, а также санитарно-техническим нормам.

Получить информацию о предельных размерах земельных участков ИЖС можно в органах местного самоуправления (администрация, муниципалитет, департамент строительства и т.д.).

Какой по новым правилам может быть площадь личного садового участка?

Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2021 года.

Региональным властям в соответствии с действующим законодательством предоставляется возможность внесения корректировок в минимальные размеры площадей, но сделать это можно только в сторону увеличения.

В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, используемые под всевозможные сады, огороды или подсобное хозяйства.

Деятельность исполнительных комитетов в любом случае должна осуществляться в соответствии с нормами, прописанными в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса.

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

Точные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, являются разными в зависимости от того, в каком именно регионе собирается действовать определенный гражданин. Причина этого заключается в том, что нормативы устанавливаются региональным законодательством, которое отличается в каждом отдельном регионе.

При этом отдельное внимание следует уделить тому, что вне зависимости от обстоятельств региональные нормативные акты не могут никоим образом противоречить нормам, прописанным в Конституции и Федеральном законодательстве.

В преимущественном большинстве случаев минимальный размер участка, предназначенного для строительства собственного жилого дома, составляет не менее трех соток, но в любом случае данная норма является индивидуальной и в некоторых регионах может превышать в несколько раз указанный показатель. Именно по этой причине лучше всего предварительно обратиться в соответствующие государственные органы и узнать о том, какая именно минимальная площадь предусматривается на территории того или иного региона.

Под ИЖС Как говорилось выше, минимальная площадь участка устанавливается в соответствии с региональным законодательством отдельного субъекта, так как использование стандартного подхода по отношению к земельным участкам по всей территории России было бы просто нецелесообразным. Стандартно под жилищное строительство предоставляются земельные участки, имеющие площадь не менее трех соток.
Для садоводства В соответствии с нормами, прописанными в Земельном кодексе, на сегодняшний день предусматриваются следующие показатели минимальных площадей земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам из различных муниципальных или государственных наделов для ведения садоводческой деятельности:
  • садоразведение – 0.05 га;
  • строительство дачных коттеджей – 0.05 га;
  • обустройство огорода – 0.01 га.

В соответствии с действующим законодательством перед тем, как проводить разграничение государственной собственности, безвозмездная передача земельных участков будет осуществляться в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством. Таким образом, определенный земельный участок могут предоставить гражданам только один раз.

При межевании или разделе
  • Если человек является законным собственником определенного земельного участка, имея на него всю необходимую документацию, ему может потребоваться проведение процедуры раздела земельного участка для последующей продажи определенной доли этого имущества. При этом не все учитывают, что в процессе раздела участка нужно, в первую очередь, выполнить межевание данной территории. Данная процедура может проводиться только уполномоченными кадастровыми инженерами, и в процессе проведения данного мероприятия осуществляется выделение определенной доли территории в натуре, а также оформляется план на все образовавшиеся участки.
  • С полученными документами заинтересованное лицо обращается в территориальное отделение кадастрового учета, где человеку нужно будет в письменной форме сообщить, что предыдущий участок будет полностью снят с учета. Затем оба образовавшихся владения будут регистрироваться заново на имя определенного гражданина, вследствие чего каждый участок получит уникальный кадастровый номер, а собственнику будет предоставлен паспорт, на основании которого он в дальнейшем сможет официально зарегистрировать свое право собственности.
  • Таким образом, нет ничего сложного в проведении данной операции, но в то же время она предусматривает определенные нюансы, такие как, к примеру, то, что действующее законодательство не устанавливает минимальный размер участка. Предусматривается возможность внесения в данный норматив местными органами власти, но в любом случае суть будет оставаться единой – если хотя бы одна из выделенных территорий не будет соответствовать установленным нормам, зарегистрировать свое право собственности уже не получится.
  • Помимо этого, стоит отметить тот факт, что общая площадь получившихся участков не должна быть больше реального размера старого землевладения. В процессе раздела участка между собственниками каждый из них должен будет соответствовать определенной категории.
  • Если же заинтересованное лицо не является единоличным владельцем определенного земельного участка, то в таком случае решение, на основании которого будет осуществляться процедура раздела территории, принимается всеми лицами, имеющими право владения указанным имуществом. В конечном итоге все они могут по-прежнему остаться совладельцами, только в их распоряжении уже будет присутствовать сразу два земельных участка с предоставлением каждому соответствующей доли. После того, как будет точно определено право владения, можно будет заполнить соответствующий образец заявления.
  • Таким образом, после раздела недвижимости землевладение юридически перестает существовать, и вместо него появляется два абсолютно независимых участка. При этом даже из этого правила могут быть определенные исключения, касающиеся садовых товариществ, так как в данном случае даже после раздела осуществляется сохранение имеющихся территориальных границ, а также юридической силы различных документов.
Сельскохозяйственного назначения В данном случае также все зависит от особенностей регионального законодательства. Таким образом, к примеру, в Москве минимальные размеры таких земельных участков устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства №3/59-П, которое было опубликовано 28 мая 2021 года.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» принял решение об отказе в предоставлении регистрационных услуг и постановке на учет определенного объекта недвижимости, основываясь на нормах, указанных в пункте 2 статьи 27 Закона о кадастре, а также в Законе Нижегородской области №58-3, принятом 14 июля 2021 года.

На основании решения суда первой инстанции заявитель получил отказ в удовлетворении указанных требований, в связи с чем подал апелляционную жалобу с требованием об отмене решения суда первой инстанции.

В конечном итоге суд апелляционной инстанции вернул указанное дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, но при этом дал собственные разъяснения касательно того, что нормы, которые были указаны данным филиалом в процессе принятия решения об отказе, могут применяться в процессе предоставления земельных участков физическим лицам в собственность из тех территорий, которые находятся в собственности государственных или муниципальных органов. Таким образом, их нельзя использовать в том случае, если передается земельный участок, являющийся собственностью граждан.

При этом в другом деле суд апелляционной инстанции принял противоположную позицию, в связи с чем можно отметить, что какой-либо единой судебной практики по использованию законодательных норм при определении минимальных размеров земельных участков на данный момент еще не сформировалось, в связи с чем конечный результат может непосредственно зависеть от особенностей рассматриваемого дела и того, в каком суде оно рассматривается.

В зависимости от цели использования надела, он может иметь разный размер. Этот показатель зависит от градостроительных регламентов и принятых нормативных актов регионом или местным административным руководством. Возьмём для примера усреднённые показатели:

  • ИЖС, выделяется 20-60 соток;
  • создания личного, фермерского, крестьянского хозяйства = 2-40 га;
  • садоводства = 6-15, а для огородничества = 4-10 соток;
  • дачных строений = 6-25 соток.

Если участок не будет оформляться в собственное владение, площадь будет устанавливаться на уровне муниципального образования. В определённых районах участки подразделяются на несколько категорий. И для каждой из них определяется оптимальный размер. Поэтому если хотите не только взять участок в арендное пользование, но и выкупить в последующем, рекомендуется обратиться в местную администрацию.

Минимальная площадь земельного участка под ИЖС в 2021 году

Размер участка в этом случае составит 3 сотки. Это обобщающий показатель, который установлен по всей РФ. И для этого есть несколько аргументов:

СНиП требования по отношению расстояния между жилыми постройками со смежными территориальными наделами;

  • расстояние от заборного ограждения до жилого дома;
  • от здания до красной линии (улицы).

Минимальный размер территории рассчитывается не только при определении возможного строительства дома, но и её разделении на несколько долей.

Ограничения в размерах земельных участков учитываются только при передаче муниципального\государственного надела бесплатно. Если человек захочет купить территорию, тогда никаких ограничений. Он сможет приобрести тот участок, которые его устраивает по площади, инфраструктуре и иным характеристикам.

Чтобы определить размер надела под индивидуальное строительство, во внимание берутся следующие факторы:

  • сколько в наличии имеется свободных земель;
  • уровень спроса среди населения конкретного региона;
  • семейное положение соискателей и наличие детей;
  • по какому проекту планируется возведение дома;
  • иные факторы.

Чтобы будущее строение соответствовало всем требованиям, необходимо придерживаться СНиП. Поговорим об этом подробнее.

Любое здание и строение должно соответствовать установленным нормативам. А именно:

  1. Дом не должен занимать больше 30% от общей площади земли.
  2. На 12 сотках можно построить только 1 жилое здание. Это требование не имеет отношения к хозпостройкам.
  3. Здание должно находиться от улицы на 5 метров и 3 метра от бокового проезда.

Если удастся построить дом с учётом всех перечисленных требований, удастся без особых проблем зарегистрировать права собственности, провести процедуры межевания.

Территориальные границы территории под многоквартирным домом определяются ещё на стадии разработки межевого проекта. Он проходит этап обсуждения на публичных слушаниях. Каждый из жителей имеет полное право на высказывание личной точки зрения.

При разработке межевого проекта должны учитываться следующие требования:

  1. Расположение территориальных границ и площадь участка устанавливаются в полном соответствии с градостроительством. Также учитываются и остальные условия.
  2. Максимальные размеры застроенных территорий устанавливаются с учётом их использования.
  3. Новообразованный надел должен находиться в границах одного участка. То есть не за его пределами, а внутри него.
  4. К каждому образованному участку оборудовать отдельный подход, подъезд.
  5. Не допустим излом границ, вклинивание и другие недостатки. Они будут препятствовать рациональному использованию земли.

Отводимый участок под ижс должен предусматривать возможность организации придомовой зоны. Нужно создать площадки, высадить зелёные наслаждения и другие мероприятия для развития инфраструктуры.

Предельные размеры земель устанавливаются градостроительным регламентом. В соответствии с пунктом 2 части 6 ст. 30 ГК РФ в отношении наделов и объектов капитального строительства, которые находятся в пределах одной территории, указываются размеры и параметры участка.

Согласно части 1 статьи 32 ГК РФ правила использования земли, которые отводятся под магазин устанавливаются местным административным органом. Есть и исключения, прописанные в статье под номером №63 ГК РФ.

Так, нормативным правовым актом, устанавливаются минимальные и максимальные размеры. Он должен быть утверждён в городском округе или в сельском поселении, на территории которой располагается участок.

Приобретая участок под магазин за свои деньги, можно выбрать тот, который будет соответствовать требованию. Если брать в аренду у государственного или муниципального органа, придётся соответствовать их требованиям.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ

Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2021 года.

Региональным властям в соответствии с действующим законодательством предоставляется возможность внесения корректировок в минимальные размеры площадей, но сделать это можно только в сторону увеличения.

В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, используемые под всевозможные сады, огороды или подсобное хозяйства.

Деятельность исполнительных комитетов в любом случае должна осуществляться в соответствии с нормами, прописанными в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса.

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

Точные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, являются разными в зависимости от того, в каком именно регионе собирается действовать определенный гражданин. Причина этого заключается в том, что нормативы устанавливаются региональным законодательством, которое отличается в каждом отдельном регионе.

При этом отдельное внимание следует уделить тому, что вне зависимости от обстоятельств региональные нормативные акты не могут никоим образом противоречить нормам, прописанным в Конституции и Федеральном законодательстве.

В преимущественном большинстве случаев минимальный размер участка, предназначенного для строительства собственного жилого дома, составляет не менее трех соток, но в любом случае данная норма является индивидуальной и в некоторых регионах может превышать в несколько раз указанный показатель. Именно по этой причине лучше всего предварительно обратиться в соответствующие государственные органы и узнать о том, какая именно минимальная площадь предусматривается на территории того или иного региона.

Под ИЖС Как говорилось выше, минимальная площадь участка устанавливается в соответствии с региональным законодательством отдельного субъекта, так как использование стандартного подхода по отношению к земельным участкам по всей территории России было бы просто нецелесообразным. Стандартно под жилищное строительство предоставляются земельные участки, имеющие площадь не менее трех соток.
Для садоводства В соответствии с нормами, прописанными в Земельном кодексе, на сегодняшний день предусматриваются следующие показатели минимальных площадей земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам из различных муниципальных или государственных наделов для ведения садоводческой деятельности:
  • садоразведение – 0.05 га;
  • строительство дачных коттеджей – 0.05 га;
  • обустройство огорода – 0.01 га.

В соответствии с действующим законодательством перед тем, как проводить разграничение государственной собственности, безвозмездная передача земельных участков будет осуществляться в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством. Таким образом, определенный земельный участок могут предоставить гражданам только один раз.

При межевании или разделе
  • Если человек является законным собственником определенного земельного участка, имея на него всю необходимую документацию, ему может потребоваться проведение процедуры раздела земельного участка для последующей продажи определенной доли этого имущества. При этом не все учитывают, что в процессе раздела участка нужно, в первую очередь, выполнить межевание данной территории. Данная процедура может проводиться только уполномоченными кадастровыми инженерами, и в процессе проведения данного мероприятия осуществляется выделение определенной доли территории в натуре, а также оформляется план на все образовавшиеся участки.
  • С полученными документами заинтересованное лицо обращается в территориальное отделение кадастрового учета, где человеку нужно будет в письменной форме сообщить, что предыдущий участок будет полностью снят с учета. Затем оба образовавшихся владения будут регистрироваться заново на имя определенного гражданина, вследствие чего каждый участок получит уникальный кадастровый номер, а собственнику будет предоставлен паспорт, на основании которого он в дальнейшем сможет официально зарегистрировать свое право собственности.
  • Таким образом, нет ничего сложного в проведении данной операции, но в то же время она предусматривает определенные нюансы, такие как, к примеру, то, что действующее законодательство не устанавливает минимальный размер участка. Предусматривается возможность внесения в данный норматив местными органами власти, но в любом случае суть будет оставаться единой – если хотя бы одна из выделенных территорий не будет соответствовать установленным нормам, зарегистрировать свое право собственности уже не получится.
  • Помимо этого, стоит отметить тот факт, что общая площадь получившихся участков не должна быть больше реального размера старого землевладения. В процессе раздела участка между собственниками каждый из них должен будет соответствовать определенной категории.
  • Если же заинтересованное лицо не является единоличным владельцем определенного земельного участка, то в таком случае решение, на основании которого будет осуществляться процедура раздела территории, принимается всеми лицами, имеющими право владения указанным имуществом. В конечном итоге все они могут по-прежнему остаться совладельцами, только в их распоряжении уже будет присутствовать сразу два земельных участка с предоставлением каждому соответствующей доли. После того, как будет точно определено право владения, можно будет заполнить соответствующий образец заявления.
  • Таким образом, после раздела недвижимости землевладение юридически перестает существовать, и вместо него появляется два абсолютно независимых участка. При этом даже из этого правила могут быть определенные исключения, касающиеся садовых товариществ, так как в данном случае даже после раздела осуществляется сохранение имеющихся территориальных границ, а также юридической силы различных документов.
Сельскохозяйственного назначения В данном случае также все зависит от особенностей регионального законодательства. Таким о��разом, к примеру, в Москве минимальные размеры таких земельных участков устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства №3/59-П, которое было опубликовано 28 мая 2021 года.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» принял решение об отказе в предоставлении регистрационных услуг и постановке на учет определенного объекта недвижимости, основываясь на нормах, указанных в пункте 2 статьи 27 Закона о кадастре, а также в Законе Нижегородской области №58-3, принятом 14 июля 2021 года.

На основании решения суда первой инстанции заявитель получил отказ в удовлетворении указанных требований, в связи с чем подал апелляционную жалобу с требованием об отмене решения суда первой инстанции.

В конечном итоге суд апелляционной инстанции вернул указанное дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, но при этом дал собственные разъяснения касательно того, что нормы, которые были указаны данным филиалом в процессе принятия решения об отказе, могут применяться в процессе предоставления земельных участков физическим лицам в собственность из тех территорий, которые находятся в собственности государственных или муниципальных органов. Таким образом, их нельзя использовать в том случае, если передается земельный участок, являющийся собственностью граждан.

При этом в другом деле суд апелляционной инстанции принял противоположную позицию, в связи с чем можно отметить, что какой-либо единой судебной практики по использованию законодательных норм при определении минимальных размеров земельных участков на данный момент еще не сформировалось, в связи с чем конечный результат может непосредственно зависеть от особенностей рассматриваемого дела и того, в каком суде оно рассматривается.

Данное понятие подразумевает одно – площадь надела, полученного в результате выкупа или аренды у муниципалитета для совершения поставленных задач либо путем раздела или выдела из общедолевой собственности, которая не может быть менее или более конкретных величин, определенных правовыми актами в качестве нормативов в данной местности при данных условиях.

Предельные значения неразрывно взаимосвязаны с показателями разрешенного строительства:

  • допустимое количество этажей или максимальная высота сооружений;

  • минимальное расстояние от границ надела для уточнения мест возможного расположения объектов, за рамками которых размещение сооружений и построек противоречит градостроительным нормам;

  • максимальный процент застройки на земельном участке в виде отношения совокупной площади ЗУ, на которой могут быть расположены объекты, к общей площади ЗУ.

Важно! Если размер надела не соответствует установленным значениям, то совершение любых юридически значимых действий с ним недопустимо.

Какими должны минимальные размеры земельных участков в РФ

Нормы сопредельных границ устанавливаются с учетом:

  • требований по эксплуатации земельных ресурсов;

  • положений СниПов;

  • правил застройки территорий.

На заметку! Чтобы запланированный объект жилой недвижимости не противоречил нормам безопасности и не представлял угрозы и дискомфорта для лиц, расположенных по соседству, его строительство должно быть выполнено строго с соблюдением ограничений, касающихся расстояния от границы надела до соседнего объекта жилой недвижимости: 8, 12, 15 метров – зависит от используемых строительных материалов.

Минимальные и максимальные размеры не определяются в отношении участков, которые формируются в процессе их изъятия для нужд государства или муниципалитета в целях размещения конкретных объектов на полученной земле при отсутствии иных доступных вариантов:

  • сооружения и сети энергетических систем как федерального, так и регионального значения;

  • объекты федерального и регионального уровня: транспорта, связи, путей сообщения, информатики;

  • объекты государства или субъекта, которые необходимы для обеспечения оптимальной деятельности субъектов естественных монополий;

  • сооружения и сети водо-, тепло-, газо- и электроснабжения муниципальных субъектов;

  • дороги для транспортных средств любого уровня.

В дальнейшем, после изъятия, осуществляется перевод земли в другую категорию и определение конкретного градостроительного регламента.

В ситуации, когда минимальный размер земельного участка под ИЖС в Московской области не отвечает утвержденным требованиям градостроительного регламента, данный факт может быть использован в качестве основания для отказа в удовлетворении ходатайства о проведении государственной регистрации.

Чтобы выполненные изменения в площади участка были приняты к учету, необходимо обратить внимание на реальные значения и величину ее превышения над указанной в документации до проведения работ. Важно: фактический размер не должен быть больше предельного максимума и меньше допустимого минимума, которые были утверждены в процессе формирования или приобретения надела с текущим типом разрешенной эксплуатации.

Каким должен быть минимальный размер ИЖС дополнительно в видео:

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про необычный взгляд на беседку: 10 интересных идей.

В целом, исключить факт возникновения разногласий с регламентированными значениями при взаимодействии с государственными и муниципальными органами власти вполне возможно. Но для этого нужно потратить время на изучение нормативов, предусмотренных как на федеральном, так и на региональном уровне. Также обязательно принимать к учету предельные значения, установленные муниципалитетом. При этом необходимо отслеживать актуальные акты, так как минимальные и максимальные размеры могут быть скорректированы органами власти в дальнейшем.


Еще немного внимания!

Напишите в комментариях, как думаете – минимальный и максимальный размеры земельных наделов ввели для борьбы с монополиями, или преследуя другие цели?

Прочитать позже


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.