Камеральная проверка сроки проведения 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная проверка сроки проведения 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Дополнительно об этом читайте в статье «Доказательства, полученные за пределами срока камералки, могут быть допустимыми».

Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца (2 месяца для НДС-декларации) с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС). В рамках пилотного проекта деклараця по НДС к возмещению проверяется 1 месяц.

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

\n\n

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

\n\n

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

\n\n

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения

\n\n

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

\n\n

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

\n\n\n

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

\n\n

На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.

\n\n

Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.

\n\n

Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

Налоговые проверки. Что изменится в 2022 году?

  • Допрос в налоговой: как избежать ошибок

    353 0

  • Движимое или недвижимое: налог на инвестиции шагает по стране

    291 5

  • Роль бухгалтера в бизнесе. Помощник, вредитель или супермен?

    211 0

  • Какие изменения грядут во вторую часть Налогового кодекса?

    429 0

  • Налоговые проверки. Что изменится в 2022 году?

    • 17 оценили материалы

    • 9 в избранном

    • 54

      Камеральная проверка – это проверка конкретной декларации/расчета (далее – декларация), проводимая по месту нахождения ИФНС на основе этой декларации и документов/сведений, которые представлены плательщиком, а также имеются в распоряжении налоговиков. Иными словами, это проверка налоговиками в инспекции конкретной декларации на основе имеющихся данных.

      Далее мы расскажем об общем порядке проведения камеральных проверок, а потом остановимся на нюансах камеральных проверок некоторых деклараций, так как проверки отдельных деклараций имеют свои особенности.

      Мораторий на плановые проверки на 2022 год введен для малого и среднего бизнеса. Но, не все фирмы смогут вздохнуть с облегчением.

      Плановые проверки не отменяются на вредных и опасных производствах с высокими рисками для жизни и здоровья работников.

      Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

      Под мораторий не подпадают:

      • вредные и опасные производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
      • фирмы МСП, которым в течение последних 3-х лет было вынесено административное наказание за грубые нарушения;
      • компании, у которых в течение последних 3-х лет был дисквалифицирован руководитель;
      • компании, деятельность которых по решению надзорных органов приостанавливалась в течение последних 3-х лет;
      • компании, которые были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
      • организации, работающие на основании лицензий;
      • организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
      • предприятия, использующие атомную энергию.

      Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года.

      Но, существенная разница все-таки есть. В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.

      Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

      • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
      • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
      • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
      • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
      • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
      • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
      • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
      • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

      К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

      О камеральной налоговой проверке

      Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

      Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

      • с аналогичными показателями за другие периоды;
      • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
      • с бухгалтерскими отчетами.

      Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

      ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

      Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.

      Результаты камеральной проверки

      Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

      Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

      • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
      • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
      • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
      • прописаны те или иные льготы;
      • налоги касаются использования природных ресурсов;
      • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

      Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

      • лично (требование вручается под роспись);
      • заказным почтовым отправлением;
      • электронным письмом.

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

      После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

      1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
      2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
      3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

      Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

      • проверка документов предпринимателя;
      • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
      • опрос свидетелей (ст.90);
      • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
      • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

      ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

      Что такое камеральная проверка

      В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

      Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
      1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
      2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
      3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
      4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
      5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
      6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
      7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
      8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
      9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
      10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
      11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения

      Рекомендуем также изучить в Интернете:
      Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»


      Закреплен упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ. Это касается имущественных вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам) и инвестиционных — по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

      Плательщики будут взаимодействовать с налоговыми органами через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Декларацию подавать не нужно.

      Предусмотрены автоматизированная проверка налоговыми органами права плательщиков на вычеты и информационное взаимодействие инспекций с банками (участниками рынка ценных бумаг) с учетом специальных требований.

      Сокращены сроки получения вычетов.

      Введена ответственность за предоставление банком, налоговым агентом налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения вычетов в упрощенном порядке.

      Изменился порядок получения вычетов при приобретении земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для ИЖС, а также прав на квартиру, комнату или доли (долей) в них в строящемся доме.

      Например, при покупке квартиры или комнаты в строящемся доме право на вычет появится с даты акта приема-передачи объекта долевого строительства. Обратиться за вычетом можно будет только после госрегистрации права собственности.

      Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

      • Истребовать документы у налогоплательщика
      • Истребовать информацию у контрагентов и других лиц
      • Допросить свидетелей
      • Провести экспертизу
      • Запросить переводчика (эксперта)
      • Осмотреть документы и вещи (с согласия налогоплательщика)

      Это возможно, если:

      • в декларации по НДС есть несовпадения с отчетностью контрагента;
      • замечены расхождения со сведениями, которые уже есть у инспекторов;
      • не хватает обязательных документов;
      • заявлена сумма НДС к возврату;
      • есть заявка на льготы;
      • в расчете по взносам присутствуют суммы, которые не облагаются, или пониженные тарифы;
      • отчеты касаются налогов, которые связаны с использованием природных ресурсов;
      • декларация по налогу на прибыль или НДФЛ отправлена участником договора инвесттоварищества;
      • уточненка сдана больше чем через два года после первой декларации.

      За каждый несданный документ грозит штраф в 200 руб.

      С 1 июля этого года у налоговиков будет в распоряжении еще одно основание, чтобы затребовать данные к отчетности, а также новые обстоятельства для приостановки и возобновления камералки.

      ИФНС сможет требовать пояснения по действиям, не подлежащим или освобожденным от налогообложения.

      Сейчас можно запрашивать дополнительные разъяснения по льготам, которых нет у других категорий налогоплательщиков.

      Планируется, что в Налоговом кодексе будет уточнен перечень случаев, когда налоговая может не принять отчет. Один из них – подпись деклараций лицом, которое не обладает такими полномочиями.

      Также меняются правила проведения возобновленной проверки. Пока схема такая: если камералка не закончена, а уточненная декларация уже предоставлена, проверка переключается на второй вариант. Если налогоплательщик получит уведомление, что его отчеты не приняты, инспекция возобновит проверку первого.

      Обновленная версия правил предполагает, что в срок проверки, которая возобновлена, не будет включаться время, потраченное на прекращенную камералку. Информация, которая появилась у ИФНС в процессе прекращенной проверки, может быть использована для налогового контроля.

      Отдельно рассмотрим этот вопрос, так как суд в начале текущего года четко определил, какие документы налоговая вправе истребовать, проводя камералку по НДС.

      Компания подала декларацию, заявив в ней налог к возмещению. ИФНС дополнительно истребовала большой пакет документов, но организация решила, что эта информация напрямую не относится к вычетам, и обратилась в арбитражный суд Северо-Западного округа. Тот принял сторону компании, отметив, что налоговики могли потребовать лишь счета-фактуры и первичные документы.

      При этом были также запрошены:

      • договоры;
      • акты сверки;
      • акты о зачете взаимных требований;
      • расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей;
      • доверенности.

      Инспекция сослалась на утверждение, что эти сведения подтверждают договорные отношения и выполнение взаимных обязательств, а они необходимы для проверки по ст. 54.1 НК РФ. Но, по мнению АС, данная статья не определяет схему камеральной проверки и, следовательно, не способна снять ограничения.

      Остались вопросы? Позвоните по номеру (831)2-333-666, и наши менеджеры расскажут подробности о системе, покажут, как она работает, и предоставят демоверсию.

      «Налоговый контроль»: как ФНС будет проверять компании в 2022 году?

      Постановление № 409 внесло некоторые корректировки в процесс камеральных проверок, исполнения требований о представлении документов. И поэтому бизнес, которому поступают любые документы от налоговых органов — уведомления о вызове, повестки о вызове на допрос и т.д., должен знать, что сроки представления документов по требованию налоговиков предлеваются:

      • на 10 рабочих дней

      На такой срок предоставлена отсрочка по представлению документов и пояснений по требованиям, направляемых в рамках камеральных проверок по НСД и полученным с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.

      • на 20 рабочих дней

      На такой срок смещается представление документов и пояснений по всем остальным требованиям, которые получены в этот период.

      Таким образом, сроки увеличиваются за счет того, что к стандартному сроку, установленному Налоговым кодексом, прибавляется срок, прописанный в Постановлении.

      С учетом объявления нерабочих дней до конца апреля, для компаний, которые не работают в указанный период, срок реагирования на требования налогового органа продлевается еще дальше. Однако если компания продолжает осуществлять свою деятельность даже в нерабочие дни, в том числе в режиме удаленки, период нерабочих дней, установленный указом президента, в это срок не включается.

      Часть компаний перевела сотрудников на удаленный режим работы и продолжает деятельность в объявленные нерабочие дни. Может случиться так, что бухгалтерия получит требование от налоговой о необходимости представления некоторых документов, находящихся в офисе. То есть доступа к документам у бухгалтеров нет.

      Будет ли распространяться продление срока предоставления документов по требованию на такую компанию? И каким локальным нормативным актом следует доказать тот факт, что бухгалтерия не могла исполнить требование?

      Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к Налоговому кодексу.

      Налоговый кодекс РФ Статья 88, пункт 1.2:

      Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.

      Проще говоря, налогоплательщик сдает свою налоговую декларацию. Специальная программа в ИФНС регистрирует ее в этот же день. А на следующий день уже начинается сама камеральная налоговая проверка, которая, как говорит нам Налоговый кодекс, длится три месяца.

      Есть случаи, когда налоговая откамераливается раньше. Такое бывает, когда налоговая успевает выполнить все мероприятия, необходимые для проверки, досрочно. Это и проверка налоговой декларации на арифметические ошибки, и сравнение показателей отчетного периода с показателями предыдущего, об этом мы рассказывали в предыдущей статье.

      В то же время налоговики могут продлить камеральную налоговую проверку еще на один месяц. Такое случится, если они обнаружат ошибки и расхождения в предоставленной отчетности. Этот месяц ИФНС потратит на углубленную проверку декларации. Инспекторы запросят у налогоплательщика дополнительную информацию и будут её изучать.

      Тут ситуация обстоит иначе. Налогоплательщик подает в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость, и в этот же день начинается ее проверка. А срок ее рассмотрения уже зависит от местонахождения компании, есть два варианта:

      • в течении двух месяцев для российских компаний;
      • в течении шести месяцев для иностранных организаций, состоящей на учете в налоговом органе РФ.

      При этом ИФНС может продлить срок камеральной налоговой проверки по НДС еще на три месяца. Произойдет это в том случае, если в декларации будут обнаружены ошибки и расхождения. Но это касается только отечественных компаний.

      Какие компании не будут проверять в 2022 году по мораторию на проверки

      Положениями п. 3 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 100 (далее – Стандарт «Права и обязанности»), установлено, что должностные лица органа контроля имеют право:

      1) запрашивать и получать у объекта контроля на основании обоснованного запроса в письменной или устной форме информацию, документы и материалы, а также их копии, необходимые для проведения проверок, ревизий и обследований (далее – контрольные мероприятия);

      2) получать объяснения у объекта контроля в письменной или устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;

      3) при осуществлении выездных проверок (ревизий, обследований) беспрепятственно по предъявлении документа, удостоверяющего личность (служебного удостоверения), и копии правового акта органа контроля о проведении контрольного мероприятия посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, в отношении которых проводится контрольное мероприятие, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

      4) назначать (организовывать) экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий, с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов, с привлечением:

      • независимых экспертов (специализированных экспертных организаций);

      • специалистов иных государственных (муниципальных) органов;

      • специалистов учреждений, подведомственных органу контроля;

      5) получать необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля доступ к государственным и муниципальным информационным системам, информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля, с соблюдением законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации и о государственной и иной охраняемой законом тайне;

      Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

      Такие сервисы

      • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

      • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

      • создают счета и договора

      • заполняют декларации

      • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

      Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

      Обстоятельства, которые дают право истребовать первичные документы у плательщика, перечислены в п. 7 статьи 88 НК. Основные подпункты перечислены далее:

      • При проверке декларации по НДС сотрудник налоговой обнаружил расхождения с декларацией контрагента компании;
      • Компания заявила налог на добавленную стоимость к возмещению денежными средствами из бюджета;
      • Компания указала в налоговой декларации налоговую льготу;
      • В отчетной документации указано возмещение НДС, который был возвращен иностранному гражданину в рамках Tax Free, однако информации об этом возмещении нет в базе нанных налоговой службы;
      • Декларация сдана без обязательных приложений, которые предусмотрены налоговым кодексом и другими нормативно-правовыми документами;
      • При расчете обязательных взносов указаны необлагаемые суммы или использованы сниженные тарифы;
      • В декларации по прибыли сумма налога снижена за счет инвестиционного вычета из платежа;
      • Плательщик налога сдал уточненную декларацию, в которой указаны убытки или уменьшена сумма налога, если первичная отчетность была сдана более 2 лет назад;
      • Данные, указанные в декларации, не соответствуют информации, которая имеется в распоряжении налоговой инспекции.

      Камеральная налоговая проверка — это проверка соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основе представленных им декларации (расчета) и имеющихся у налогового органа данных / документов. Проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции (в отличие от выездной налоговой проверки, в рамках которой проверяющие выезжают в офис проверяемого налогоплательщика).

      Порядок, сроки и особенности проведения проверки регулируются ст. 88 Налогового кодекса РФ. Также инспекция в ходе проведения проверки учитывает рекомендации по проведению камеральных проверок, выпущенные вышестоящим налоговым органом (например, в Письмах Федеральной налоговой службы России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведения камеральных налоговых проверок», от 27.07.2018 №ММВ-20-15/85@ «О сокращении сроков камеральной проверки» налоговых деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию и др.).

      Глубина камеральной проверки строго ограничиваются данными представленной декларации / расчета как в отношении проверяемого налога, так и в отношении периода проверки. Инспекция ни при каких обстоятельствах не сможет попутно проверить иной налог (не тот, по которому представлена декларация) или охватить период за пределами того, по которому отчитался налогоплательщик.

      Полномочия инспекции в ходе проведения камеральной проверки также существенно ограничены законодательством. Подробнее об этом мы поговорим ниже.

      Итак, вы отчитались по налогу или взносам, и камеральная налоговая проверка началась.

      Срок проверки отсчитывайте с момента получения декларации (расчета) инспекцией. В рамках проверки условно можно выделить два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка.

      Первый этап осуществляется автоматически информационной системой налоговых органов, без участия сотрудников инспекции. Декларации / расчеты проверяются по контрольным соотношениям (сопоставимость данных, внесенных в различные строки декларации, или соответствие данных нормативно закрепленным показателям (например, соответствие средней зарплаты в организации средней зарплате в регионе, зарплаты сотрудников размеру МРОТ и пр.), показатели сопоставляются с другими данными отчетности самого налогоплательщика или его контрагентов (Письмо ФНС от 16.07.2013 №АС-4-2/12705).

      Если система обнаружит расхождения, несоответствия, инспекция перейдет к углубленному этапу проверки, к которому уже подключаются сотрудники инспекции. На этом этапе проверяющие запрашивают у налогоплательщика пояснения или документы, используют иные способы налогового контроля, разрешенные Налоговом кодексом РФ.

      Однако к декларациям по НДС и Расчету по страховым взносам особые требования.

      С 1 июля 2021 года в случае, если показатели декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям, утвержденным Приказом ФНС России от 25.05.2021 №ЕД-7-15/519@, декларация считается непредставленной (п 5.3 ст. 174 НК РФ в ред. с 1 июля 2021 года).

      О несоответствии декларации контрольным соотношениям инспекция сообщит по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации. Если в течение 5 рабочих дней налогоплательщик представит правильно заполненную декларацию, то она будет считаться представленной в день представления «неформатной» декларации (п.5.4 ст.174 НК РФ).

      На устранение несоответствий в Расчете по страховым взносам (например, если показатели по физическим лицам не совпадают с общей суммой) страхователю тоже дается 5 рабочих дней с даты получения от налогового органа уведомления об ошибках (п. 7 ст. 431 НК РФ). Расчет с ошибками не считается представленным. Но при своевременном их устранении датой представления Расчета будет день подачи «ошибочного» Расчета.

      ФНС сократит срок проведения камеральных проверок деклараций по НДС

      Полномочия инспекции в ходе камеральной проверки существенно ограничены положениями Налогового кодекса РФ. Проверяющие могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

      • истребование у проверяемого лица документов исключительно в прямо установленных Налоговым кодексом РФ случаях (п. 7 ст. 88 НК РФ);
      • истребование у проверяемого налогоплательщика пояснений как письменных, так и посредством вызова в инспекцию (пп. 4 п. 1 ст. 31, п. п. 3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ);
      • «встречные» проверки, т.е. направление запроса на информацию, документы контрагентам проверяемого лица (ст. 93.1 НК РФ);
      • осмотр помещений, территорий, документов и предметов в допустимых законодательством случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ);
      • допрос свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
      • назначение экспертизы (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ, п. 5 Письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).

      Проведение данного мероприятия возможно только при проведении камеральной проверки декларации по НДС, а также деклараций неплательщиков НДС (по УСН, ЕСХН, единой (упрощенной) декларации) в следующих ситуациях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

      • в декларации заявлена сумма НДС к возмещению;
      • выявлены противоречия декларации по НДС или расхождение показателей с данными отчетности контрагентов, которые приводят к занижению налога к уплате или завышению налога к возмещению;
      • выявлены несоответствия между сведениями, содержащимися в декларации (отчете об операциях с прослеживаемыми товарами), и сведениями в отчете об операциях с такими товарами, представленном другим налогоплательщиком.

      Перед проведением осмотра налоговый инспектор должен предъявить мотивированное постановление о проведении осмотра, а также служебное удостоверение (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ).

      Перечень оснований для проведения осмотра в ходе камеральной налоговой проверки является закрытым. Ни в каких других случаях налоговый орган произвести осмотр не вправе. Если все же вопреки запрету инспекция проведет осмотр вашей территории без наличия законных оснований и использует доказательства, полученные в ходе такого осмотра, при вынесении решения о привлечении к ответственности, вы имеете право требовать исключения полученного доказательства из пула доказательств, положенных в обоснование выводов решения. При этом если это доказательство является ключевым, то его исключение может привести к отмене решения налогового органа и отраженных в нем доначислений. Так произошло, к примеру, в споре, рассмотренном в Арбитражном суде Центрального округа (постановление от 26.12.2017 по делу №А54-223/2017). Суд установил, что в основу оспариваемого решения инспекции по результатам камеральной налоговой проверки декларации по ЕНВД было положено доказательство, полученное в ходе осмотра. При этом при проведении камеральной проверки налоговой декларации ЕНВД осмотр в порядке ст. 92 НК РФ недопустим. Следовательно, решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности является недействительным как основанное на доказательстве, полученном с нарушением закона.

      Подробно о проведении осмотров территорий налоговыми органами мы уже писали.

      Камеральная проверка декларации по НДС имеет свои особенности.

      Во-первых, для нее установлен сокращенный срок — два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). У инспекции есть право его продлить до 3-х месяцев в случае выявления признаков налоговых нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ).

      Во-вторых, если в декларации заявлена сумма НДС к возмещению, то у «благонадежных» налогоплательщиков проверка может быть проведена в сжатые сроки — за один месяц. Для этого должен быть соблюден ряд условий. Условия и порядок проведения такой сокращенной проверки закреплены Письмом ФНС России от 06.10.2020 №ЕД-20-15/129.

      Среди обязательных условий:

      • не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;
      • налогоплательщик относится к низкому, среднему либо неопределенному уровню риска (по данными ПП «Контроль НДС»);
      • в предшествующий период подтверждено возмещение НДС более 70 % от суммы налога, заявленной к возмещению;
      • более 80% вычетов по НДС от общей суммы заявленных вычетов приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного уровней риска, при этом не менее 50% суммы налоговых вычетов относится к контрагентам, указанным в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;
      • сумма уплаченных налогов за три года (36 месяцев), предшествующих периоду проверяемой декларации, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации (расчет суммы налогов осуществляется с учетом письма ФНС России от 23.07.2010 №АС-37-2/7390).

      Если все эти условия соблюдены и не выявлены признаки налоговых нарушений, решение о возмещении НДС может быть принято в месячный срок. При этом данный месячный срок определяется со дня истечения предельного срока, установленного для представления декларации (т.е. 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом), а не с даты фактического представления или получения декларации инспекцией.

      Если по истечении одного месяца налоговым органом будут выявлены ошибки, противоречия, признаки нарушений налогового законодательства, то срок проверки будет увеличен до общего срока — 2 месяца с правом продления до 3-х месяцев.

      Вы можете прочитать подробную Инструкцию по возмещению НДС из бюджета.

      В-третьих, для иностранных организаций, которые являются плательщиками «налога на Google» (оказывающей услуги в электронной форме) установлен специальный увеличенный срок — 6 месяцев со дня представления такой иностранной организацией налоговой декларации НДС.

      Если по результатам проверки нарушений не выявлено, то об окончании проверки налогоплательщику не сообщат, т.к. составление каких-либо документов по нерезультативным «камералкам» не предусмотрено. Исключением является ситуация, когда по результатам проверки инспекция сама должна совершить какие-либо действия, например, возместить НДС. В таком случае выносится соответствующее решение (о возмещении налога).

      Если же проверяющие установят нарушения налогового законодательства, они фиксируют их в Акте камеральной налоговой проверки. Акт составляет в течение 10 рабочих дней после окончания проверки.

      Налогоплательщик, в свою очередь, наделен правом представить возражения на акт в месячный срок после его получения и впоследствии лично принять участие в рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 5 ст. 88, п. п. 1, 6 ст. 100 НК РФ).

      По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений инспекция, как правило, принимает окончательное решение по проверке (о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности). В исключительных случаях, инспекция может предварительно назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если проверяющим не хватает данных для принятия итогового решения. Срок таких мероприятий не может превышать месяц. Как уже говорилось, на практике по камеральным проверкам такое решение принимают редко.

      Итоговое решение налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

      Как и зачем обжаловать решения налоговых органов читайте в статье.

      В ряде случаев проведение камеральной проверки прекращается из-за признания поданной декларации (расчета) непредставленной. В частности, это может случиться при установление следующих обстоятельств (п. 4.1 ст. 80 НК РФ):

      1. подписание налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
      2. дисквалификация на момент подписания декларации физического лицо, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика, или внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об указанном лице;
      3. смерть физического лица ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
      4. неустранение в пятидневный срок несоответствий показателей представленной налоговой декларации по НДС контрольным соотношениям, утвержденным ФНС (п 5.3 ст. 174 НК РФ в ред. с 1 июля 2021 года).
      5. неустранение в пятидневный срок ошибок в расчете по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ);

      Если декларация признана непредставленной, проверка прекращается в день направления вам соответствующего уведомления (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Если непредставленной будет признана уточненная декларация инспекция возобновит проверку ранее представленной первичной декларации.

      Готовимся к камеральной проверке: на что обратить внимание?

      В период самоизоляций может быть несколько вариантов реакции на требование инспекторов в рамках камеральной проверки.

      Компании, которые приостановили работу из-за мер по борьбе с распространением вируса, пользуются отсрочкой: 10 дней при проверке по НДС и 20 дней в других случаях. Течение срока начинается с первым рабочим днем.

      Компании, которые перевели сотрудников на удаленный режим и продолжили работу, тоже получают отсрочку по требованиям. К стандартному сроку ответа прибавляется отсрочка в 10 или 20 дней.

      Например, на требование в связи с камеральной проверкой по НДС, нужно ответить в 20 дней: стандартные 10 дней плюс 10 дней отсрочки. В этот период нужно сообщить в налоговую, что в компании установлен удаленный режим работы и сотрудники бухгалтерии не имеют доступа к документам. Если в течение 20 дней режим работы не изменится, компания уведомляет налоговую, что предоставить документы в срок невозможно. Тогда налоговая не сможет применить санкции к компании.

      Важно: если компания перевела сотрудников на удаленный режим, директор издает соответствующий приказ. Он является основанием, на котором бухгалтерия может не выполнить требование налоговой.

      Согласно постановлению Правительства № 409, назначение выездных налоговых проверок и проведение назначенных проверок приостанавливается до 31 мая 2020 года включительно. Также замораживаются все сроки, которые Налоговый кодекс устанавливает по данным проверкам.

      Отсрочка распространяется в том числе на компании, которые продолжили работать. Любые требования в этот период незаконны.

      1. Функции контроля и проверки налоговых органов в 2022 году с учетом изменений 2021 года.

      2. Встречные проверки:

      • порядок проведения проверки;

      • продление сроков представления документов по требованию налоговиков.

      3. Порядок проведения камеральных проверок процедурные моменты камеральной проверки.

      4. Порядок проведения выездных проверок:

      • проведение допросов – требование копии протокола;

      • осмотр помещений, программного обеспечения компьютеров.

      5. Совместные проверки с органами МВД:

      • подготовка к совместной проверке;

      • права и компетенции контролеров;

      • запросы как со стороны ИФНС, так и со стороны органов МВД и СК РФ.

      • Транснефть Финанс
      • Северсталь ЦЕС
      • РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
      • Компания Braun
      • Мостотрест
      • Альфа-Банк
      • Мособлгаз
      • Газпромбанк
      • МКУ Управление Делами Администрации
      • ФКР Москвы
      • Аппарат Мэра и Правительства Москвы
      • ВТБ Лизинг
      • Гипромез
      • АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
      • Русское море
      • Издательство Просвещение
      • ИЦЛС Биотехнология
      • ГУП Моссвет

      Камеральная проверка в 2021 году

      Начиная с 1 октября 2020 года, «наиболее добросовестные» налогоплательщики могут рассчитывать на укороченную камеральную проверку декларации по НДС в которой заявлено возмещение налога. Укороченная проверка проходит 1 месяц после крайнего срока сдачи декларации, установленного НК РФ (письмо ФНС № ЕД-20-15/129 от 6 октября 2020 года). Если подается «уточненка» с возмещением НДС из бюджета, то месяц проверки отсчитывается от даты подачи уточненной декларации.

      Такие нововведения являются пилотным проектом, самое интересное, кто же заслужит подобные преференции и право на укороченные сроки проверки. Добросовестными налогоплательщиками, по мнению ФНС, считаются плательщики налога, безупречно прошедшие автоматизированный контроль с помощью системы АСК НДС-3. Кроме того, вычеты в декларации у них должны быть подтверждены инспекцией более чем на 70%. Одновременно более 80% вычетов должны составлять счета-фактуры поставщиков низкого и среднего уровней риска, а также не менее 50% контрагентов должны присутствовать в предыдущей декларации.

      Не вправе рассчитывать на укороченную проверку те, кто подавали заявление на применение заявительного порядка возмещения НДС (статья 176.1 НК РФ). Это вызвано тем, что две льготы одновременно применяться не могут.

      Нельзя не сказать о том, что у этой льготы есть и оборотная сторона медали. Компании, которые получат право на возмещение НДС из бюджета в укороченный срок, будут находиться под особым контролем у налоговиков. Если в ходе наблюдения фискалы обнаружат, что налогоплательщику напрасно было оказано высокое доверие, то он попадет в список кандидатов на выездную налоговую проверку со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями (рекомендации ФНС № ЕД-5-2/307дсп@ от 12 февраля 2018 года).

      Если вы получили требование из ФНС, ознакомились с ним, после чего поняли, что в сданной декларации действительно есть ошибка, то не дожидайтесь окончания «камералки». В этом случае нужно быстро отправить уточненный расчет, что позволит вам избежать штрафа и дополнительных контрольных мероприятий со стороны налоговой инспекции.

      После получения от вас «уточненки» инспекторы прекратят проверку первоначальной, содержащей ошибки декларации и переключатся на проверку «уточненки» (пункт 9.1 статьи 88 НК РФ).

      Важный нюанс, если ошибка привела к тому, что база по налогу или страховым взносам в первом отчете занижена, то вначале доплатите в бюджет недоимку с пенями, а потом отправляйте «уточненку» (подпункт 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, письма Минфина № 03-02-07/1/53498 от 13 сентября 2016 года, ФНС № ЕД-4-15/21472 от 14 ноября 2016 года).

      Не на все запросы налоговиков в рамках камеральной проверки нужно представлять документы, нередко инспекторы лукавят или пытаются превысить свои полномочия. Рассмотрим ситуации, когда можете не исполнять требование, полученное из ФНС. Так, наказания в виде штрафа по статье 126 НК за непредставление документов по требованию не будет, если требование:

      • инспектор отправил вам после окончания срока, установленного на проведение камеральной проверки;
      • отправлено простым, а не заказным письмом, в результате в инспекции нет подтверждения, что оно было доставлено адресату;
      • содержит невнятные формулировки, не позволяющие однозначно установить, какие именно документы надлежит передать в инспекцию по запросу;
      • направлено компании повторно или запрошены документы, предоставляемые в инспекцию ранее в рамках других контрольных мероприятий.

      В перечисленных случаях не игнорируйте требование, на него все равно нужно обязательно отреагировать. Для этого заполните уведомление на бланке, утвержденном приказом ФНС № ММВ-7-2/204 от 24 апреля 2019 года, и отошлите в налоговую инспекцию в общие сроки.

      Ситуация № 1: Налоговики требуют пояснить отсутствие выручки в декларации.

      Отсутствие выручки в декларации не является ни нарушением, ни ошибкой. Готовя ответ на требование, укажите реальные причины, по которым выручка временно отсутствовала.

      Например, причинами мог стать режим самоизоляции и отсутствие клиентов физлиц или к вам не поступило сырье, необходимое для выпуска готовой продукции, и так далее. В ответе также можно указать предполагаемые сроки выхода компании из критической ситуации и принимаемые для этого управленческие решения.

      Запрашивая информацию об отсутствии вашей выручки, инспектор пытается разобраться, не являетесь ли вы фирмой-однодневкой, оперативный ответ на требование отведет от вашей компании фокус внимания контролеров.

      Ситуация № 2: вы сдали декларацию, в которой при отсутствии доходов имеются расходы, которые компания покрывает, инспектор просит дать пояснения.

      Такая ситуация тоже не является нарушением. Кроме того вы не обязаны отчитываться, откуда вы взяли деньги на выплату зарплаты или покрытия иных расходов предприятия, при полном отсутствии выручки.

      В письменном ответе на требование укажите, что расходы были оплачены за счет заемных средств, помощи учредителя, оборотных запасов или иных источников финансирования, которые фактически были вами использованы. Обычно этого бывает достаточно и инспекторы, получив такой ответ, будут удовлетворены полученной информацией.

      Ситуация № 3: в декларации по НДС заявлен вычет, который выше среднеотраслевого в регионе, поступило требование обосновать вычет НДС.

      Вычет, превышающий средний показатель, тоже не является нарушением, но его необходимо обосновать на цифрах в письменных пояснениях, чтобы у инспекторов снялись подозрения в необоснованной налоговой выгоде или в использовании незаконных способов оптимизации НДС.

      В ответе на требование укажите, что получали товары с отсрочкой оплаты или что сделали предзаказ у поставщиков, а реализовать его сразу покупателям не удалось. В подобной ситуации налоговики могут настаивать на переносе вычетов, но вы это делать не обязаны. Однако если декларация была подана на возмещение НДС из бюджета, будьте готовы к углубленной налоговой проверке.

      Ситуация № 4: от налоговиков получен запрос на предоставление бизнес-плана организации или ИП.

      Этот тот случай, когда предоставлять информацию вы не обязаны. Поэтому предоставить бизнес-план вы можете только по своему желанию. Чтобы не навредить себе, учитывайте, что у фискалов появится дополнительная информация для анализа вашей будущей налоговой базы. Что, в свою очередь, может повлечь дополнительные вопросы, если прогнозы бизнес-плана не оправдаются.

      На такой запрос следует ответить, что нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет, а также НК РФ не предусматривают составление бизнес-плана. Поэтому компания его не составляет и прислать в инспекцию не имеет возможности.

      Чтобы успокоить инспекторов, можете сослаться на имеющуюся сезонность бизнеса.

      Например, указать, что выручка в IV квартале обычно максимальная за год, а в I квартале ожидается самый большой спад продаж, конкретные цифры при этом указывать совсем необязательно.

      Ситуация № 5: после окончания камеральной налоговой проверки директора вызвали для дачи пояснений, после чего у него запросили документы.

      Инспекторы явно хитрят и хотят дополучить документы, которые вы предоставлять уже не обязаны, потому что срок проведения камеральной уже проверки вышел. Не поддавайтесь на уловки контролеров.

      Сам вызов директора, например, для дачи устных пояснений по вычетам, является законным (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ). Такой вызов не имеет временных ограничений в рамках проверки. В то же время запрашивать документы при вызове для дачи пояснений налоговая не вправе, устные пояснения — это только беседа на словах и ничего более.

      Ситуация № 6: фирма исключена из ЕГРЮЛ, но директор получил требование о даче пояснений в рамках камеральной налоговой проверки.

      Например, в сентябре ООО ликвидировано, а в октябре пришло требование из ФНС.

      Такое требование по ликвидированному ООО директор может смело выкинуть в мусорное ведро.

      Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ (пункт 3 статьи 49 ГК). Следовательно, после завершения процедуры ликвидации и исключения компании из ЕГРЮЛ камеральные и выездные проверки организации проводиться не могут.

      Никакие запросы, в том числе и по встречным проверкам, ликвидированная организация и бывший директор исполнять не обязаны, так же, как и вообще на них как-то реагировать.

      Ситуация № 7: в рамках камеральной проверки УСН сотрудники ФНС запросили копию «Книги учета доходов и расходов» (КУДиР), в требовании не указано, какие ошибки и противоречия выявлены в декларации по единому налогу.

      Налогоплательщик не обязан предоставлять КУДиР по такому требованию. В рамках камерального контроля декларации по УСН налоговая вправе истребовать все расходные документы (на основании пункта 7 статьи 88 НК РФ), но КУДиР в этот список не входит.

      А когда в требовании не указано, какие ошибки и противоречия выявлены в декларации, то на такое требование можно не отвечать. Оно считается незаконным. Требов��ть представить какие-либо дополнительные документы к пояснениям инспекция не вправе.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.