Нормы площади жилья жилищное право в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы площади жилья жилищное право в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Минстрой пересмотрел правила пользования жильем

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8) осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее — государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

Любому военнослужащему-контрактнику и его семье должны бесплатно предоставить служебное жилье в течение трех месяцев с момента переезда в населенный пункт, где у военного нет своей квартиры. Однако в данном случае квартира предоставляется во временное пользование. После окончания службы или перевода в другое место помещение придется освободить в течение 3 месяцев.


Если военнослужащему не было предоставлено служебное жилье в течение 3 месяцев с момента прибытия на место прохождения службы, он имеет право на компенсацию арендной платы.

Выплата денежной компенсации за аренду жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно через бухгалтерию воинской части, где он проходит службу, на основании приказа командира воинской части (начальника организации).


Жилищный кодекс Российской Федерации

С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.

Жилищная субсидия предоставляется в порядке очереди. Ее размер зависит от военного стажа, заслуг военнослужащего и количества членов семьи, в среднем — 6,2 млн рублей.

Вместе с субсидией можно использовать собственные средства, материнский (семейный) капитал и/или ипотечный кредит или заем. Можно выбрать любое жилье — коттедж, дом, квартиру как на первичном, так и на вторичном рынке, практически любых параметров — в зависимости от размера субсидии.

Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.

Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 226-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О статусе военнослужащих»

  • Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 267-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  • Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 04.06.2018 N 134-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ

    «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 272-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета»

1.1. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее — Закон N 4530-1) основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории «Вынужденные переселенцы», право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.

1.2. В соответствии с положениями статей 14, 15, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон N 1244-1) основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории «Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица», право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.

1.3. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ) фактор нуждаемости в улучшении жилищных условий может применяться только в отношении граждан, которые имеют жилые помещения для постоянного проживания за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Остальные граждане могут претендовать на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом N 125-ФЗ, даже при наличии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях жилых помещений, общая площадь которых соответствует муниципальным учетным нормам (превышает муниципальные учетные нормы), установленные по месту проживания.

2.1. Согласно нормам статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) полномочиями осуществлять учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), наделены органы местного самоуправления.

2.2. В соответствии со статьей 51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

— не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

— являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

— проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

— являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2.3. Согласно положениям статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

2.4. Перечень заболеваний, при наличии которых невозможно совместное проживание в одном жилом помещении, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

2.5. Согласно положениям статьи 53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:

вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи;

переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника;

отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;

неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.

Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?

Условия оказания государственной финансовой поддержки в приобретении жилых помещений гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлены Федеральным законом N 125-ФЗ.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей установлен постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (в редакции от 3 марта 2012 г.).

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, смогут претендовать на получение жилищных субсидий (предоставляемых посредством государственных жилищных сертификатов) только при условии соответствия сразу нескольким требованиям:

1. Прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года.

2. Выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.

3. Наличие общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

4. Отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

5. В случае наличия жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей — наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, полученного в порядке, установленном ЖК РФ.

6. Не получение субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом федеральный законодатель установил ряд исключений из перечисленных требований в отношении отдельных категорий граждан.

Согласно положениям абзаца 2 статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ:

1. Требование об обязательном наличии общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет не применяется в отношении инвалидов I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья.

2. Для инвалидов с детства вместо указанного выше обязательного стажа работы устанавливается требование обязательного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

Инвалиды с детства могут претендовать на получение жилищной субсидии только при условии соответствия указанным выше требованиям, а также при условии, если они родились в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (либо, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).

Федеральный законодатель не установил обязательного условия о наличии у граждан, претендующих на получение жилищной субсидии, непрерывного стажа работы не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом следует учитывать, что правом на получение жилищной субсидии могут обладать только граждане, которые на момент выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей уже имели общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

Стать «городским очередником», то есть встать на жилищный учет, могут:

  • те, у кого нет собственного жилья;
  • те, кто живет в условиях, непригодных для проживания (например, в аварийных, расселяемых домах, коммунальных квартирах или в помещениях, площадь которых меньше нормативной).

Этот вид учета подходит жителям коммунальных квартир, которые хотят изменить текущие жилищные условия. В рамках данного вида учета «городскими очередниками» могут стать:

  • многодетные семьи (семьи с 3 и более несовершеннолетними детьми);
  • проживающие в коммунальных квартирах;
  • проживающие в помещении по договору социального найма:
    • инвалиды Великой Отечественной войны;
    • участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
    • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
    • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
    • лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»;
    • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Для того чтобы вас приняли на учет, нужно жить в Санкт-Петербурге не меньше 10 лет, а ваши жилищные условия должны подходить под один из следующих критериев:

  • вы живете в коммунальной квартире, которую должны расселить;
  • вы занимаете квартиру по договору социального найма, однако площадь жилья меньше 10 м2 на человека, тем самым установленная норма не соблюдается;
  • у вас многодетная семья, но площадь вашей квартиры меньше 10 м2 на человека, что не соответствует действующей норме;
  • ваше жилье находится в плохом состоянии (не отвечает требованиям).

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Все
  • Краевые порталы

10 февраля 2021

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий в Петербурге могут получить от государства квартиру, субсидию (социальную выплату) на покупку жилья. Больше всего возможностей решить жилищный вопрос за счет регионального бюджета в 2021 году есть у многодетных родителей и жильцов коммунальных квартир Санкт‑Петербурга.

Требования к участникам программ

Для того, чтобы принять участие во всех нижеперечисленных программах, необходимо соответствовать единой системе требований и стать «городским очередником». Общие требования для постановки на учет:

Проживать на территории Петербурга не менее 10 лет. Здесь имеется ввиду наличие постоянной регистрации. Кроме того, желательно, чтобы место регистрации не менялось последние 5 лет.

На 1 человека должно приходиться не более 9 кв. м общей площади в отдельных квартирах. Для коммунальных квартир этот показатель увеличен до 15 кв. м.

Категории граждан, имеющие право постановки на учет:

  • малоимущие (доход меньше двухкратной величины прожиточного минимума);
  • граждане с 3-мя и более несовершеннолетними детьми;
  • ветераны ВОВ и боевых действий;
  • инвалиды или семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, обладающие государственными наградами (герои СССР и РФ);

Также к нуждающимся относятся лица, проживающие по договору социального найма в коммунальной квартире или обеспеченные жилой площадью меньше норматива (10 кв. м на человека) в отдельных квартирах:

  • участники и инвалиды ВОВ;
  • работники тыла во время ВОВ;
  • награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  • члены семей погибших инвалидов и участников ВОВ;
  • граждане, зарегистрированные в коммунальных квартирах, включенных в Перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению.

При соответствии этим параметрам, можно встать на учет нуждающихся в жилье и подать заявление на одну из существующих программ.

Для всех разновидностей программ субсидирования первоочередное право получения имеют многодетные семьи, в которых 3 и более детей, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, ветераны Великой Отечественной войны.

Программы субсидирования в Петербурге

Для начала разберемся, что же такое субсидирование? Это адресная финансовая помощь льготным категориям граждан от государства. Всего в регионе действует 4 основные целевые программы.

«Молодежи – доступное жилье»

Для права подачи заявления на участие в программе для молодежи нужно быть не моложе 18 лет и не старше 35 лет, причем наличие или отсутствие брака не играет никакой роли. В рамках программы осуществляется:

Если субсидию планируется направить на приобретение жилья в строящемся доме, то его фактическая готовность должна составлять не менее 70%;

Беспроцентное предоставление жилищных займов (выдается до 70% от стоимости жилья на 10 лет, однако минимальный первоначальный взнос из собственных средств должен составлять не менее 30%);

Льготное приобретение жилья в беспроцентную рассрочку у Оператора программы (выдается до 70% от стоимости жилья по льготной цене в беспроцентную рассрочку на 10 лет, первоначальный взнос из собственных средств составит 30%).

«Расселение коммунальных квартир в Санкт‑Петербурге».

Кто может быть участником программы:

  • граждане, являющиеся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий;
  • юридические лица, заключившие с уполномоченным органом соглашение об участии в расселении коммунальной квартиры, подлежащей расселению в соответствии с Программой.

Предусмотрено 2 формы государственного содействия, в результате которых граждане получают социальные выплаты — частичную финансовую поддержку.

Первая форма содействия предусматривает расселение коммунальной квартиры полностью (при условии, что все жильцы коммунальной квартиры достигли согласия на ее расселение, (как собственники, так и наниматели), а квартира включена в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению;

Вторая форма содействия подойдет тем гражданам, которые не смогли достичь согласия с соседями на расселение коммунальной квартиры, но хотят улучшить жилищные условия самостоятельно, без обязательного расселения коммунальной квартиры (более длительный срок ожидания выплат).

При осуществлении расселения действуют схемы:

  • Все собственники в коммунальной квартире продают комнаты единственному покупателю, а на средства выплаты покупает себе жилье;
  • Один собственник может выкупить доли соседей и стать полноправным владельцем всей квартиры. Остальные с помощью выплаты приобретают другое жилье.
  • Если свободная комната принадлежит государству, то проживающие в другой комнате могут ее выкупить по льготной цене.
  • Обмен с целью односемейного заселения квартир.

«Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт‑Петербурге»

В программе развития жилищного кредитования могут принимать участие граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющие ��ли собирающиеся брать ипотеку.


ДУМА ПУРОВСКОГО РАЙОНА
первого созыва

Р Е Ш Е Н И Е

25 февраля 2021 г. № 191
г. Тарко-Сале


Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества, в целях признания граждан малоимущими и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма



Разбираясь, сколько квадратных метров положено на человека в квартире, необходимо принять во внимание, что расчеты зависят от целого перечня факторов. Во внимание принимаются жилищные условия в конкретном субъекте РФ, а также расчет какой именно нормы выполняется.

Они бывают нескольких видов, в перечень которых входят:

  • социальная;
  • учетная;
  • санитарная.

В этот же перечень необходимо включить значение показателя средней цены за квадратный метр в конкретном регионе, а также тип жилья, в отношении которого производится расчет.

Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

В статье 38 Жилищного кодекса РФ обозначаются нормы, которые должны быть в обязательном порядке соблюдены при расчете положенной жилой площади. Так, там указываются нормы предоставления жилья. Понятие представляет собой минимальный размер жилой площади квартиры, в соответствии с которым определяется величина жилья, которая предоставляется по договору социального найма. В этой же статье Жилищного кодекса выделяется санитарная норма площади. Она определяет количество жилой площади, которое должно приходиться на одного человека. Сегодня значение показателя составляет минимум 6 квадратных метров.

Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.

Согласно правилам, учетная норма не может быть ниже санитарной. Это значит, что значение показателя должно составлять минимум 6 квадратных метров на человека.

При расчете показателя в учет принимается количество лет, которые живут в помещении совместно. Это значит, что социальная норма тоже принимается во внимание. Учитывается и тип жилплощади.

Площадь Категория граждан
15 кв. м. Тем, кто награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени.
20 кв. м. Тем, кто исполняет обязанности судьи.
20 кв. м. Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы.
До 2-х социальных норм Инвалидам.
20 кв. м. Сотрудникам СК РФ.
1-й комнаты Полицейским, которые имеют звание генерала или полковника.
20 кв. м. Судьям Конституционного Суда.
15−25 кв. м. Военнослужащим, находящимся в звании генерала или полковника, командирам частей, военным, у которых есть ученая степень.

Когда гражданин выяснил, что минимальная норма жилья на 1 человека составляет 6 кв. м., и узнал, что значение показателя в 2021 году зависит от его типа и ряда других параметров, необходимо разобраться, когда эта информация может понадобиться. Сведения необходимы, если осуществляется расчет количества денежных средств, которые необходимо предоставлять за услуги ЖКХ.

Если по каким-либо причинам гражданин не может самостоятельно вносить денежные средства в полном объеме, государство может оказать помощь в виде субсидий. Их размер рассчитывается в соответствии с тем, сколько квадратных метров жилья приходится на человека.

Информация необходима и в случае, если за услуги ЖКХ образовался большой долг, и семью выселяют с занимаемой жилплощади. В этом случае им будет предоставлено другая квартира с соблюдением норматива 6 кв. м. на человека.

Дополнительная жилая площадь в России предоставляется далеко не всем гражданам. Государство оказывает поддержку лицам, которые не могут приобрести квартиру самостоятельно. Приоритет отдается лицам, которые страдают тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, а также сотрудникам МВД, МЧС и военнослужащим. Правила и нормы предоставления квартиры устанавливаются действующим законодательством.

Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:

Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).

Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.

Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.

Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.

Для oпpeдeлeния cтeпeни блaгoycтpoeннocти жизни в ЖК PФ oпpeдeлeнa coциaльнaя нopмa жилoй плoщaди нa oднoгo чeлoвeкa. Ee пpинимaют кaк ocнoвнoю пpи cyбcидиpoвaнии, выдaчe кoмнaты/дoмa/квapтиpы, oпpeдeлeнии кoммyнaльныx плaтeжeй. Дaнный вид нopмaтивa зaвиcит oт пapaмeтpoв:

  • кoличecтвo чeлoвeк;
  • ypoвeнь жилoгo oбecпeчeния тeppитopии;
  • вид и тип пpeдocтaвляeмoгo жилья.

Cтaтья 50 ЖК oпpeдeляeт двa видa нopмaтивoв:

Пpeдocтaвлeния — кoличecтвo квaдpaтypы, иcпoльзyeмoe для pacчeтa oбщeй плoщaди пpoживaния. Pacчeт пpoизвoдитcя пpи пpeдocтaвлeнии пoмeщeний ceмьe coглacнo дoгoвopy нaймa. B бoльшинcтвe peгиoнoв paзмep oпpeдeлeн в 18 кв.м. Paзмep cчитaeтcя минимaльным и в нeкoтopыx cлyчaяx мoжeт быть yвeличeн (нaпpимep, пpeдocтaвили кoмнaтy, oднoкoмнaтнyю квapтиpy, жильe oтдaнo ceмьe c xpoничecким бoльным). Квaдpaтypa тaкжe yвeличивaeтcя для coтpyдникoв opгaнoв внyтpeнниx дeл чeй чин нe нижe пoлкoвникa, a тaкжe лицaм, имeющим yчeнyю cтeпeнь.

Учeтнaя нopмa плoщaди жилoгo пoмeщeния — этo минимyм квaдpaтypы нa чeлoвeкa, пpинимaeмый для пpизнaния ceмьи нyждaющeйcя в блaгoycтpoйcтвe. Для гpaждaн, чьe пoмeщeниe пo квaдpaтype мeньшe дaннoгo пoкaзaтeля, cyщecтвyeт peгиcтpaция и oчepeдь нa yлyчшeниe. Нo дaннoe пpaвo кacaeтcя тoлькo ceмeй или гpaждaн, кoтopыe pacпoлaгaют cтaтycoм мaлoимyщиe или мaлooбecпeчeнныe. Пpи pacчeтe cтeпeни нyждaeмocти yчитывaютcя вce пpoпиcaнныe в жильe гpaждaнe (нa пocтoяннoй или вpeмeннoй ocнoвe).

Для ocoбыx cлoeв нaceлeния, нyждaющиxcя в гocyдapcтвeннoй пoмoщи ycтaнoвлeны иныe жилищныe нopмы.

Кабмин выделит 9,5 млрд руб. на жилье чиновникам в ближайшие три года

Пpoцeдypa пepeceлeния из дaнныx ycлoвий coпpoвoждaeтcя пpимeнeниeм пpaвил:

  • жильe пpeдocтaвляeтcя пoд дoгoвop coциaльнoгo нaймa;
  • кoмнaтa или пoмeщeниe блaгoycтpoeны;
  • жилплoщaдь paвнa cтapoй плoщaди или пpeвышaeт ee.

Кaтeгopия oтличaeтcя ocoбым oтнoшeниeм влacтeй и пpaвoм пoлyчeния жилoгo пoмeщeния нa иныx ycлoвияx, нeжeли гpaждaнcкиe лицa. Для вoeнныx пpимeнимы нopмaтивы в зaвиcимocти oт cитyaций pacпpeдeлeния и нaличия ceмьи являeтcя пpeдeл oт 18 дo 25 кв.м. Квaдpaтypa oпpeдeляютcя peгиoнaльными влacтями.

Председатель правления концерна «Русич» Александр Ванчура рассказал, что с 1 февраля 2022 года повысится кадастровая стоимость жилья. Ее размер в московском регионе составит в среднем 181 тыс. рублей за 1 кв. м. По словам Андрея Большакова, основателя юридической фирмы Bolshakov & Partners, в Москве она повысится на 21,4%. В последний раз это значение корректировали в 2018 году. Ванчура связал изменения с «ощутимым ростом цен» на недвижимость в 2020 году.

С 1 марта следующего года, согласно Федеральному закоу от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, разрешается строить индивидуальные жилые дома (ИЖС) на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства, рассказала медиатор Леонова. По ее словам, регистрация будет проходить по правилам «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года. Однако у этого правила есть ограничения: построить можно будет не более одного жилого дома площадью до 500 кв. м. Площадь застройки не должна превышать 0,25% территории сельхозназначения.

Сергей Соловьев, основатель, партнер юридической компании «Бугров и партнеры», отметил, что региональные власти должны будут сами определить территории, где строительство жилых домов запрещено. Ранее такие земельные участки можно было использовать только для возведения строений, предназначенных для хранения и переработки сельхозпродукции, напомнил он.

Председатель правления концерна «Русич» Александр Ванчура рассказал, что с 1 февраля 2022 года повысится кадастровая стоимость жилья. Ее размер в московском регионе составит в среднем 181 тыс. рублей за 1 кв. м. По словам Андрея Большакова, основателя юридической фирмы Bolshakov & Partners, в Москве она повысится на 21,4%. В последний раз это значение корректировали в 2018 году. Ванчура связал изменения с «ощутимым ростом цен» на недвижимость в 2020 году.

В свою очередь, Тигран Саркисов, партнер Reasons Law Firm, руководитель практики недвижимости и строительства, рассказал, что с 1 января 2022 года вступят изменения в ФЗ от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которыми будет расширен перечень основных сведений, включаемых в кадастр недвижимости.

В него будут вносить в том числе полную информацию о каждом кадастровом инженере, осуществляющим кадастровый учет объекта недвижимости; уникальный номер в реестре саморегулируемой организации и ее наименование; страховой номер индивидуального лицевого счета инженера в системе обязательного пенсионного страхования, номера и даты заключения договоров на выполнение работ, дату их завершения.

Расширение этого списка, по словам юриста, позволит покупателю получить больше информации об объекте недвижимости, что должно повысить «прозрачность» сделок.

С 1 февраля 2022 года, согласно закону от 26 мая 2021 года №148-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в реестр недвижимости будут вносить сведения об аварийности многоквартирных домов. Если дом/жилое помещение признается аварийным, подлежащим реконструкции или сносу, а также непригодным для проживания, эти сведения должны обязательно поступить от должностных лиц в орган регистрации и быть отраженными в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) до 1 июля 2022 года, рассказал Александр Ванчура.

Юлия Леонова, юрист в области земельно-правовых отношений, медиатор, отметила, что мера упростит для граждан процедуру купли-продажи жилья и защитит их права, поскольку будет видно состояние не только помещения, но и общее состояние дома.

В новом году получить налоговый вычет, в том числе на покупку квартиры, физические лица смогут без сдачи декларации 3-НДФЛ, напомнил Александр Ванчура. Срок проверки документов сокращается до одного месяца. Средства поступят на счет налогоплательщика в течение 15 дней.

Президент России Владимир Путин подписал указ о получении вычета на НДФЛ в упрощенном порядке через сайт Федеральной налоговой службы (ФНС) 1 мая 2021 года.

С 1 марта 2022 года в России утратят силу нынешние правила пользования жилыми помещениями от 2006 года. Начнут действовать новые — согласно постановлению правительства от 6 сентября 2021 года № 1498. Они будут действовать шесть лет.

Одно из изменений правил касается того, что для лиц, которые пользуется государственными квартирами по договорам социального найма, вводится обязанность о немедленном сообщении наймодателю о неисправностях жилого помещения или сантехники и другого оборудования в нем. Действующие в настоящее время правила требуют сообщать об этом в муниципалитет только в случае необходимости.

По словам Юлии Леоновой в новых правилах сохраняется обязанность арендующего жилье допускать туда наймодателя или его представителя для осмотра технического и/или санитарного состояния.

С 1 марта следующего года, согласно Федеральному закоу от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, разрешается строить индивидуальные жилые дома (ИЖС) на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства, рассказала медиатор Леонова. По ее словам, регистрация будет проходить по правилам «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года. Однако у этого правила есть ограничения: построить можно будет не более одного жилого дома площадью до 500 кв. м. Площадь застройки не должна превышать 0,25% территории сельхозназначения.

Сергей Соловьев, основатель, партнер юридической компании «Бугров и партнеры», отметил, что региональные власти должны будут сами определить территории, где строительство жилых домов запрещено. Ранее такие земельные участки можно было использовать только для возведения строений, предназначенных для хранения и переработки сельхозпродукции, напомнил он.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.