Перечень для получения за лечения в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень для получения за лечения в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Досье на проект

Пояснительная записка

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

до 1 июля 2022 г. — доклад о реализации в 2021 году Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;

до 1 октября 2022 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;

б) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования давать разъяснения по следующим вопросам:

формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования;

финансового обеспечения оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — территориальных программ обязательного медицинского страхования;

г) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Установить, что в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, может осуществляться в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 30 декабря 2021 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

Налоговый вычет на лечение в 2022 году: какие документы нужны

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее соответственно — территориальная программа обязательного медицинского страхования, территориальная программа).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при решении вопроса об индексации заработной платы медицинских работников медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, обеспечивают в приоритетном порядке индексацию заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь.

Индексация заработной платы осуществляется с учетом фактически сложившегося уровня отношения средней заработной платы медицинских работников к среднемесячной начисленной заработной плате работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации.

При формировании территориальной программы учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, а также климатические, географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.

В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.

Понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, согласно приложению № 1 (далее — перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи).

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

Медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют взаимодействие с родственниками и иными членами семьи пациента или законным представителем пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания, религиозными организациями и организациями, указанными в части 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в том числе в целях предоставления такому пациенту социальных услуг, мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, мер психологической поддержки и духовной помощи.

Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью Программы.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:

гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;

осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры граждан, в том числе их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, дистанционное наблюдение с использованием персональных цифровых медицинских изделий пациентов трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).

Граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вправе пройти углубленную диспансеризацию, включающую исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, который приведен в приложении № 4 (далее — углубленная диспансеризация).

Углубленная диспансеризация также может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Медицинские организации, в том числе подведомственные федеральным органам исполнительной власти и имеющие прикрепленный контингент, в соответствии с порядком направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, формируют перечень граждан, подлежащих углубленной диспансеризации, и направляют его в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования доводят указанные перечни до страховых медицинских организаций, в которых застрахованы граждане, подлежащие углубленной диспансеризации.

Информирование граждан о возможности пройти углубленную диспансеризацию осуществляется с привлечением страховых медицинских организаций с использованием единого портала, сети радиотелефонной связи (смс-сообщения) и иных доступных средств связи.

Запись граждан на углубленную диспансеризацию осуществляется в установленном порядке, в том числе с использованием единого портала.

Медицинские организации организуют прохождение углубленной диспансеризации гражданином из расчета выполнения всех исследований и иных медицинских вмешательств первого этапа углубленной диспансеризации в соответствии с пунктом 1 приложения № 4 к Программе в течение одного дня.

По результатам углубленной диспансеризации в случае выявления у гражданина хронических неинфекционных заболеваний, в том числе связанных с перенесенной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), гражданин в установленном порядке ставится на диспансерное наблюдение, при наличии показаний ему оказывается соответствующее лечение и медицинская реабилитация в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также предоставляются лекарственные препараты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет взаимодействие с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в том числе по вопросам осуществления мониторинга прохождения углубленной диспансеризации и ее результатов.

При необходимости для проведения медицинских исследований в рамках прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной, могут привлекаться медицинские работники медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь.

В случаях установления Правительством Российской Федерации особенностей реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, реализация базовой программы обязательного медицинского страхования в 2022 году будет осуществляться с учетом таких особенн��стей.

Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:

застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;

осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, дистанционному наблюдению с использованием персональных цифровых медицинских изделий пациентов трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — Фонд), осуществляется финансовое обеспечение:

оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения);

проведения углубленной диспансеризации;

проведения медицинской реабилитации.

Средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования — в расчете на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.

В средние нормативы объема медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, включаются объемы медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Нормативы объема скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, включая медицинскую эвакуацию, устанавливаются субъектами Российской Федерации.

Субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.

В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет соответствующих бюджетов, с учетом более низкого (по сравнению со среднероссийским) уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом Программы.

В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в том числе в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, в составе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи территориальными программами могут устанавливаться объемы медицинской помощи с учетом использования санитарной авиации, телемедицинских технологий и передвижных форм оказания медицинской помощи.

При формировании территориальной программы обязательного медицинского страхования субъект Российской Федерации учитывает объем специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, оказываемой федеральными медицинскими организациями, в соответствии с установленными Программой нормативами.

Субъект Российской Федерации вправе корректировать указанный объем с учетом реальной потребности граждан в медицинской помощи, следовательно, территориальные нормативы объема специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, могут быть обоснованно выше или ниже средних нормативов, установленных Программой.

Установленные в территориальной программе нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных территориальной программой.

Субъекты Российской Федерации устанавливают нормативы объема и нормативы финансовых затрат на единицу объема проведения отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) и вправе корректировать их размеры с учетом применения в регионе различных видов и методов исследований систем, органов и тканей человека, обусловленного заболеваемостью населения.

Нормативы объема патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала включают отдельные исследования, которые могут быть проведены в иных медицинских организациях и оплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI и настоящим разделом Программы.

Подушевые нормативы финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций из бюджета Фонда устанавливаются с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».

Люди, получающие официальную зарплату или другой доход, с которого платят НДФЛ, вправе получить вычет. На вычет нельзя претендовать неработающим пенсионерам, студентам и женщинам в декрете, получателям пособия по безработице, так как таких доходов у них нет и НДФЛ не платят.

Заявить о праве на вычет разрешено, если вы оплачивали не только свое лечение, но и медицинские расходы родителей и несовершеннолетних детей, если подтвердите родство. Убедитесь, что чек, приходный ордер или другой документ об оплате оформлен на ваше имя. К договору такого требования нет.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее соответственно — территориальная программа обязательного медицинского страхования, территориальная программа).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при решении вопроса об индексации заработной платы медицинских работников медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, обеспечивают в приоритетном порядке индексацию заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь.

Индексация заработной платы осуществляется с учетом фактически сложившегося уровня отношения средней заработной платы медицинских работников к среднемесячной начисленной заработной плате работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации.

При формировании территориальной программы учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, а также климатические, географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.

В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

Повышение детских выплат: сколько родители будут получать в 2022 году

В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.

Понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, согласно приложению N 1 (далее — перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи).

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Собянин повысил минимальную пенсию в Москве

В целях сохранения уровня социальной поддержки и социальной стабильности и в соответствии с полномочиями Правительства Москвы, установленными правовыми актами города Москвы в сфере социальной защиты населения, Правительство Москвы постановляет:

1. Установить размеры отдельных социальных и иных выплат на 2022 год (приложение 1).

2. Утвердить перечень единовременных социальных выплат на 2022 год, размеры которых устанавливаются отдельными правовыми актами Правительства Москвы (приложение 2).

3. Установить величину городского социального стандарта в целях определения размера региональной социальной доплаты к пенсии в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» и назначения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы» ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии некоторых категорий работающих пенсионеров, указанных в пункте 6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы», в размере 21 193 рублей.

4. Признать утратившими силу:

4.1. Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. № 828-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2016 год».

4.2. Постановление Правительства Москвы от 22 декабря 2015 г. № 905-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. № 828-ПП».

4.3. Пункт 3 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2016 г. № 238-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы».

4.4. Постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2016 г. № 816-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2017 год».

4.5. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. № 956-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 января 2006 г. № 37-ПП и от 6 декабря 2016 г. № 816-ПП».

4.6. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 22 февраля 2017 г. № 56-ПП «Об организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

4.7. Постановление Правительства Москвы от 24 мая 2017 г. № 273-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2016 г. № 816-ПП».

4.8. Пункты 1-3, 5 постановления Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. № 805-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2018 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП».

4.9. Пункты 2 и 3 постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2017 г. № 818-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы».

4.10. Постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2017 г. № 881-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. № 805-ПП».

4.11. Постановление Правительства Москвы от 10 июля 2018 г. № 675-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. № 805-ПП».

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Ракову А.В.

Мэр Москвы С.С.Собянин

1.1.1 Дополнительное пособие по беременности и родам — 1 722

1.1.2 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на территории города Москвы, в срок до 20 недель беременности — 690

1.1.3 Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка:

1.1.3.1 на первого ребенка — 6 313

1.1.3.2 на второго и последующих детей — 16 642

1.1.4 Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) одновременно трех и более детей — 57 383

1.2.1 Ежемесячное пособие на ребенка:

1.2.1.1 семьям, уровень имущественной обеспеченности которых не превышает уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы, и среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного Правительством Москвы в расчете на душу населения:

1.2.1.1.1 на детей в возрасте от 0 до 3 лет:

1.2.1.1.1.1 одиноких матерей (отцов), военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов — 17 216

1.2.1.1.1.2 в остальных семьях — 11 477

1.2.1.1.2 на детей в возрасте от 8 до 18 лет:

1.2.1.1.2.1 одиноких матерей (отцов), военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов — 6 887

1.2.1.1.2.2 в остальных семьях — 4 592

1.2.1.1.3 на детей в возрасте от 3 до 7 лет (включительно) — 8 087

1.3.1 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям:

1.3.1.1 с 3-4 детьми — 1 379

1.3.1.2 с 5 и более детьми — 1 722

1.3.2 Ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента семье, имеющей 5 и более детей — 2 067

1.3.3 Ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента семье, имеющей 10 и более детей — 2 067

1.3.4 Ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей — 1 722

1.3.5 Ежемесячная компенсационная выплата многодетной матери, родившей 10 и более детей и получающей пенсию — 22 954

1.3.6 Ежегодная компенсационная выплата семье, имеющей 10 и более детей, к Международному дню семьи — 22 954

1.3.7 Ежегодная компенсационная выплата семье, имеющей 10 и более детей, ко Дню знаний — 34 430

1.3.8 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги семьям:

1.3.8.1 с 3-4 детьми — 1 199

1.3.8.2 с 5 и более детьми — 2 397

1.3.9 Ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном семьям, имеющим трех и более детей — 264

1.3.10 Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения — 11 477

1.3.11 Единовременная выплата родителям (усыновителям), награжденным Почетным знаком «Родительская слава города Москвы» — 229 528

Кому положены бесплатные лекарства и как их получить

1.4.1 Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет — 13 772

1.4.2 Ежемесячная компенсационная выплата на ребенка в возрасте до 18 лет неработающим родителям, являющимся инвалидами I или II группы — 13 772

1.4.3 Ежемесячная компенсационная выплата потерявшим кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства в возрасте до 23 лет — 1 666

1.4.4 Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения — 11 477

1.5.1 Ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет — 1 722

1.5.2 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми:

1.5.2.1 на детей одиноких матерей (отцов):

1.5.2.1.1 получающих ежемесячное пособие на ребенка — 862

1.5.2.1.2 не получающих ежемесячное пособие на ребенка — 345

1.5.2.2 на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву — 690

1.5.2.3 на детей из семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов — 690

1.5.2.4 на детей в возрасте до 1,5 лет, родители которых являются инвалидами и (или) пенсионерами — 690

1.5.3 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей до 3 лет:

1.5.3.1 одиноким матерям, многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, семьям, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов — 776

1.5.3.2 студенческим семьям — 2 153

2.1 Единовременная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье попечителя, приемных родителей, патронатных воспитателей в связи с достижением возраста 18 лет — 26 083

2.2 Единовременная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поступившим на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих — 22 431, из них:

2.2.1 единовременное денежное пособие — 13 042

2.2.2 единовременная денежная компенсация в целях приобретения одежды и обуви — 9 389

2.3 Единовременная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, по окончании обучения в образовательной организации по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным образовательным программам за счет средств бюджета города Москвы) — 86 309, из них:

2.3.1 единовременное денежное пособие — 13 042

2.3.2 денежная компенсация для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования — 73 267

Если медикаменты приобретались для лечения жены или детей, то к указанному выше пакету документов потребуется приложить копию свидетельства о браке, о рождении детей (которым еще не исполнилось 18 лет на момент лечения) либо своего (если покупались лекарства для родителей).

Правда, тогда при подаче в налоговую также потребуется предъявить оригиналы данных документов. Налоговый инспектор, сверив оригиналы с копиями, поставит на последних соответствующую отметку и дату.

С 2013 года стало возможным претендовать на соцвычеты из средств, затраченных на лечение усыновленных или находящихся на попечении несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет. Но нельзя претендовать на соцвычет из средств, уплаченных на медикаменты для дедушек и бабушек налогоплательщика.

О том, что супругам разрешено платить друг за друга за лекарства, а потому за соцвычетом можно обращаться одному из них, указано в письме ФНС от 01.10.2015 № БС-4-11/17171@.

В случае если по ряду причин пациент не в состоянии самостоятельно приобрести лекарственные средства, а это делают за него друзья или родственники, то здесь возможны варианты. Если медпрепараты приобретал супруг или ребенок больного, то тот, кто производил оплату, сможет получить вычет в отношении этих средств.

В том случае, если покупал лекарства друг/знакомый либо гражданский (-ая) муж/жена, тогда подтвердить право на вычет можно при помощи небольшого ухищрения. Потребуется оформить доверенность на такого близкого знакомого/друга о том, что пациент доверяет ему совершить покупку лекарств в аптеке для него. Такую доверенность не обязательно заверять нотариально (письма УФНС по Москве от 10.03.2010 № 20-14/4/024732 @, ФНС РФ от 17.05.2012 № ЕД-4-3/8135).

Налоговый вычет за лечение в 2021 году

В 2020 году Сергей Петрович Сидоров болел бронхитом, тратил деньги на лечение страдающей от повышенного артериального давления и катаракты матери, на дезинфицирующие и гормональные препараты для 17-летней дочери и на «инъекции красоты» для жены.

В налоговом периоде Сидоров заработал 350 000 руб. Из этой суммы был удержан налог на доходы в размере 45 500 руб.

О том, как исчисляется НДФЛ, читайте в нашей статье «Общий порядок исчисления и уплаты НДФЛ».

Для лечения бронхита он покупал прописанные врачом аспирин и эритромицин. На лекарства Сидоров потратил 200 руб. Матери для лечения он купил амлодипин и пиреноксин на сумму 600 руб., а дочери — хлоргексидин, йод и бетаметазон на сумму 300 руб. Инъекции ботокса для жены обошлись в 15 000 руб.

Сидоров С. П. имеет право на получение вычета с сумм, потраченных на лекарства, приобретенные по рецептам для себя, матери и дочери. Суммарно это составило 1 100 руб. (200 + 600 + 300). А вот деньги, потраченные на приобретение косметологических средств жене, он не сможет вернуть в виде соцвычета.

Подав вместе с налоговой декларацией и другими документами рецептурные бланки врача, чеки, копии своего свидетельства о рождении и свидетельства о рождении дочери, Сидоров сможет претендовать на возврат из бюджета 143 руб. (13% от 1 100). Деньги будут перечислены на его расчетный счет на основании поданного заявления.

У налогоплательщика есть право в отношении удерживаемого с его доходов НДФЛ воспользоваться социальным вычетом в размере расходов, потраченных на лечение (свое или членов семьи). В частности, он может нести расходы по приобретению лекарств. До 2019 года вычет возможен только на лекарства по перечню из постановления Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. С вычета за 2019 год, в т.ч. за 2020 год, данное ограничение снимается. К документам, подтверждающим факт назначения врачом именно этого лекарства, предъявляются определенные требования.

Для получения вычета со всеми документами, подтверждающими право на него, нужно обратиться в ИФНС либо в году осуществления расходов на лечение (тогда вычет можно учесть по месту работы), либо по завершении этого года (тогда возвращать налог будет ИФНС). В последнем случае вместе с документами, подтверждающими право на вычет, придется сдать еще декларацию по форме 3-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ, подтверждающие сумму удержанного за год налога.

Медработники, которые уже почти два года непрерывно находятся на передовой в борьбе с коронавирусом, кроме всеобщего почета и уважения, получают некоторые меры материального стимулирования. И в числе этих мер – специальные выплаты.

Началось все в апреле 2020 года – тогда медикам начали доплачивать за работу с больными, у которых подтвердился коронавирус. В частности, врачи стационаров стали получать дополнительно 80 тысяч рублей в месяц, медсестры стационаров и врачи скорой помощи получали по 50 тысяч рублей в месяц, остальные (включая водителей скорой помощи) – по 25 тысяч рублей в месяц.

Формально эти доплаты считаются социальными выплатами – это позволяет не облагать их налогами и страховыми взносами, но вместе с тем, они не засчитываются в заработок для больничного, оплаты отпуска и не влияют на величину будущей пенсии.

Нынешние доплаты для медиков, занятых работой с пациентами, у которых подтвердился коронавирус, формально рассчитаны до 31 декабря 2021 года. Вероятно, при принятии постановления в правительстве полагали, что пандемия закончится быстрее – но этого не случилось.

Однако беспокоиться медработникам не стоит – Минтруд уже подготовил проект постановления правительства, которым срок окончания специальных соцвыплат для медработников переносится с 31 декабря 2021 года на 31 декабря 2022 года. Соответственно, выплаты в нынешних размерах медики практически гарантированно будут получать и в 2022 году.

В целом на федеральном уровне система доплат и других мер поддержки для медиков работает достаточно успешно – особенно учитывая средние заработки врачей и суммарные расходы государства на программу. Тем не менее, на местах бывают проблемные ситуации.

Так, многие врачи (а иногда, увы, родственники умерших медиков) сталкиваются с отказами в страховых выплатах – чиновники ссылаются на то, что человек заразился коронавирусом не на рабочем месте, хотя подтвердить или опровергнуть это практически невозможно.

Были проблемы и с доплатами – как правило, они решаются на местах. Сейчас специальные выплаты рассчитываются в зависимости от числа отработанных смен, которые подсчитывают медучреждения. Затем больница заполняет реестр и направляет его в региональный орган ФСС, который и начисляет выплаты. Проблема в том, что даже если медик работал с инфицированным пациентом, официально диагноз устанавливается по результатам ПЦР-теста, которые часто задерживаются или вообще не берутся.

Еще одна проблема из недавних – выяснилось, что еще с октября 2020 года медработники, работающие с «ковидными» пациентами, не получают двойной стаж за отработанное время. Постановление, которое давало право на ускоренное исчисление стажа, действовало только с начала 2020 года до 30 сентября, после чего его не стали продлевать.

Чиновники уверяют, что все дело в этичности – многие другие медики работают в таких же сложных условиях, и не получают двойного стажа. К тому же, с осени прошлого года работа инфекционных отделений была более-менее отлажена, и врачам уже не приходится выполнять роль «кризисных менеджеров». Тем не менее, медработники крайне недовольны тем, что их лишили пенсионной льготы.

Размеры отдельных социальных и иных выплат на 2022 год

Социальный вычет на обучение можно получить на себя, на своего родного или опекаемого ребенка, а также на брата или сестру. Если речь идет о родных детях, получить вычет на них можно до исполнения им 24 лет, но после 18 ребенок должен учиться очно.

Вычет на обучение бывших опекаемых и подопечных также возможен до исполнения им 24 лет (после прекращения над ними опеки или попечительства) при условии очной формы. Это актуально и в отношении братьев, сестер. На себя вычет можно получить при любой форме обучения: очной, заочной, вечерней.

Получить возврат налога можно только в случае обучения в:

  1. Российской образовательной организации при наличии у нее лицензии.
  2. Иностранной организации, но при предоставлении документов, подтверждающих статус образовательного учреждения.
  3. У индивидуального предпринимателя при наличии у него лицензии на образовательную деятельность.

Человек, который платит налоги, может рассчитывать на вычет 13% оплаты за стоимость обучения в автошколе. В расчетном периоде сумма не должна превышать 120 тыс. руб.

Важным моментом является то, что это ограничение распространено на совокупность всех услуг, заявленных в декларации. Например, если человек хочет получить вычет на обучение и лечение, общая сумма, с которой посчитают вычет, не может быть более 120 тыс. Если услуги в совокупности стоят дороже, на часть суммы вычет не будет распространен.

На заметку!

В налоговой декларации можно указать только ту автошколу, которая имеет лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Получить вычет можно за своего или опекаемого, усыновленного ребенка. При этом возврат налогов будет осуществляться не за родительскую плату, а за оплату кружков, секций.

Существует и максимум, с которого могут высчитывать вычет. В 2022 году он составляет 50 тыс. руб. за налоговый период. Это означает, что если родители потратили за кружки более этой суммы, вернут только 13% от 50 тыс. Это составляет 6500 руб.

В законодательстве выделяют в отдельный пункт дорогостоящее лечение. В отличие от обычного, в данном случае можно вернуть 13% со всей затраченной суммы. Но не стоит забывать, что эта компенсация не может быть больше по размеру, чем сумма НДФЛ, заплаченная за расчетный период.

В нормативных актах можно найти перечень всех услуг, которые допустимо считать дорогостоящим лечением. Если говорить о стоматологии, к этой категории причисляют только операции по установке имплантов. Коронки, съемные протезы дорогостоящим лечением не считают.

Неработающие граждане не могут воспользоваться описываемой государственной программой и получить вычет. Если человек не имеет дохода и не платит с него налоги, возврат части затраченных на лечение, обучение средств невозможен. Даже если человек получает какие-то выплаты, декларацию он подать не сможет, так как практически все пособия от государства не облагаются НДФЛ.

Единственным вариантом получения вычета является подача декларации от близкого родственника. Если супруг работает, а жена — нет, но в то же время она потратила средства на обучение или лечение, съездила в санаторий, муж может оформить вычет на себя.

За ребенка старше 18 лет тоже можно получить вычет. Но важно учитывать, что его возраст должен быть не более 24 лет. И это актуально только для социального вычета на образование и если сын или дочь учатся на очном отделении в институте или колледже.

Усыновленные дети и те, которые вышли из-под опеки после 18 лет, также входят в данную категорию. Даже после совершеннолетия опекун может учить ребенка и получать возврат части средств от государства.

По российскому законодательству, при продаже квартиры нужно платить налог в виде 13%, так как это является доходом. Налог насчитывают не во всех случаях. Например, если собственник владел недвижимостью более 3 лет, он освобождается от уплаты. Также не облагаются налогом квартиры, переданные третьим лицам по договору переуступки и в ряде других случаев.

Но если налог платить все-таки нужно, есть возможность воспользоваться правом на получение налогового вычета. По закону сумма, облагаемая сборами, может быть уменьшена на 1 млн руб. Например, если квартира стоит 5 млн руб. и человек ее продает, налог будут платить не с 5, а с 4 млн. Если квартира стоит меньше 1 млн, ничего платить не нужно.

Чтобы точно узнать, к какому виду относится услуга, за которую вы заплатили, запросите в клинике или больнице справку об ее оплате. В справке будет указан код, который подтверждает вид лечения:

  • 01 — код для обычного лечения, не входит в перечень дорогостоящих (лимит налогового вычета ограничен 120 000 руб. в год)
  • 02 — дорогостоящее лечение из специального перечня (без лимита суммы вычета)

ВАЖНО! Справка об оплате медицинских услуг пригодится вам для налоговой, чтобы получить вычет за дорогостоящее лечение. Обязательно возьмите ее в медучреждении. Она подтвердит вид оплаченных услуг. Обратите внимание, что если вы получали дорогостоящий вид медуслуг из специального перечня, то это не отменяет ваше право на получение вычета по обычному виду медуслуг.

Главное, чтобы размер налогового возврата был не больше той суммы подоходного налога, что вы уплатили в бюджет со своего дохода.

В случае если вы лечились в разные годы (включая как дорогостоящие виды операций из специального перечня, так и обычные), то можете по каждому из этих случаев оформить налоговый возврат. Но только, если еще не прошло 3 года с момента возникновения права на вычет.

Еще бывают такие случаи, когда пациент лечился в разных клиниках и каждая из них дала свою справку с разным кодом. Например, сдавали анализы в одной клинике и получили справку по виду медуслуг 01 (обычный вид лечения, не входит в специальный перечень), а саму операцию делали в другой клинике (оттуда есть справка с видом медуслуг 02 — лечение входит в перечень дорогостоящих).

Если у вас такой случай, то вы можете получить налоговый возврат и по той и по другой справке, но рассчитывать размер вычета нужно будет по каждой справке отдельно.

Напомним про лимиты и суммы возврата по каждому виду услуг:

  1. По коду 01 — медуслуги обычные, не входят в перечень дорогостоящих, максимальная сумма возврата подоходного налога составит 15 600 руб. (120 000*13%).
  2. По коду 02 — дорогостоящие медуслуги из специального перечня, вычет по ним не ограничен. Потратили 500 000 руб., вернуть сможете 65 000 руб. (500 000 *13%), но если эту сумму заплатили в качестве налога со своего дохода.

ПРИМЕР
Сидоров в 2019 году оплатил своей жене процедуру ЭКО стоимостью 450 000 руб. В справке указан вид лечения — дорогостоящий (“02”), т.е. это лечение из специального перечня. Значит, он может вернуть себе ранее уплаченный НДФЛ в размере 13% от всех расходов на эту операцию, то есть 58 500 руб. (450 000 руб *13%).

Перечень дорогостоящего лечения без ограничения лимита утверждается отдельным постановлением Правительства. Этот перечень периодически пересматривается.

По дорогостоящему лечению, которое вы оплачивали до 2021 года, список операций указан в постановлении Правительства России № 201 от 19.03.2001 г.

Среди них:

  • ЭКО
  • установка кардиостимуляторов
  • установка имплантов, в том числе зубных,
  • операции по устранению врожденных аномалий (пороков развития),
  • тяжелые формы заболеваний крови и кровеносных сосудов,
  • тяжелые формы болезней органов дыхания,
  • операции на глаза (включая лечение лазером),
  • операции по удалению злокачественных новообразований,
  • ведение сложной беременности, сложные роды и осложненный послеродовой период
  • лечение осложненных форм сахарного диабета,
  • лечение ожогов с площадью поражения поверхности тела 30 процентов и более,
  • выхаживание недоношенных детей,
  • заболевания нервной системы, органов пищеварения,
  • операции на суставах,
  • трансплантация органов, тканей и костного мозга
  • болезни поджелудочной железы
  • и еще ряд других сложных медицинских вмешательств.

Будьте внимательны! За посещение стоматолога получить вычет можно не более 15 600 руб в год. В дорогостоящий перечень стоматологического лечения входит только установка имплантов.

Будьте внимательны! С 2021 года будет действовать новое постановление — от 08.04.2020 № 458.

В новом приказе, среди дорогостоящих видов значатся такие как:

  • Медицинские услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей с опорой на зубные имплантаты при отсутствии условий для традиционного зубного протезирования (значительная атрофия или дефекты косной ткани челюстей).
  • Медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи.
  • Медицинские услуги по лечению бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения.
  • Медицинские услуги, оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи, предусматривающие использование на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека.

Чтобы не разбираться в перечне сложных медицинских терминов, смотрите вид лечения в справке об оплате медуслуг. Врачи знают об этом перечне и точно указывают вид в справке.

За оплату дорогостоящих услуг в 2021 году вычет можно будет получить через налоговую инспекцию только в 2022 году.

Напомним, что по дорогостоящему лечению из специального перечня вы можете получить возврат НДФЛ в размере 13 процентов от суммы фактически оплаченных услуг за год. Но не больше той суммы подоходного налога, которую с вас удержал работодатель или которую вы задекларировали самостоятельно.

Вычет за дорогостоящие медицинские процедуры и операции из специального перечня имеет свой “срок давности”. Вы можете подать документы и заявить на возврат налога не позднее 3 лет с года оплаты лечения (только за те года, когда вы несли расходы и уплачивали налог в размере 13% со своего дохода).

То есть, если с момента оплаты как дорогостоящих, так и обычных процедур прошло 3 и более года налоговый возврат вы оформить не сможете.

За прошлые периоды налоговый возврат можно получить только через налоговую инспекцию.

ПРИМЕР
Семья Орловых оплатила для мужа дорогостоящий вид операции из перечня Правительства в 2016 году, но потом потребовалась еще одна операция, которую сделали в 2018 году. Орловы не получали вычет за первую операцию за 2016 году и решили собрать документы на вычет только в 2020 году, чтобы сразу получить возврат налога за обе операции. Но так как в 2020 году можно подать декларацию на вычет только за 2019, 2018 и 2017 годы (не более 3 лет назад), то в инспекции отказали Орловым в вычете за 2016 год. Но они смогли получить возврат за вторую операцию, которую делали в 2018 году.

Налоговый вычет вы имеете право получить только 1 раз в год. При этом если вы несколько раз оплачивали дорогостоящий вид медуслуг, но в разные годы, то вернуть часть НДФЛ вы можете по каждому из них.

ПРИМЕР
Иванов в 2019 году оплачивал установку зубных имплантов. Импланты относят к дорогостоящему виду медуслуг. Стоимость дорогостоящего лечения — 350 000 руб. При этом его годовой доход — 600 000 руб., с этого дохода он заплатил в бюджет НДФЛ 78 000 руб. Иванов получил возврат НДФЛ по налоговому вычету в сумме 45 500 руб (350 000 руб. * 13%). Он может вернуть остаток уплаченного налога в сумме 32 500 руб (78 000 — 45 500) из бюджета, если в этом же году у него были расходы по другим вычетам (например, за обучение).

Теперь вы точно знаете, какой вид лечения относится к дорогостоящим. Узнали, чем регламентируется перечень дорогостоящих видов лечения, какое лечение не входит в специальный перечень. А еще как точно проверить, какое лечение вы получили и сколько денег можно вернуть.

Противовирусные препараты для лечения гепатита C Симепревир Капсулы Адренергические средства в комбинации с глюкокортикоидами или другими препаратами, кроме антихолинергических средств Мометазон + формотерол Аэрозоль для ингаляций дозированный

Перечень лекарственных средств для налогового вычета в 2020 — 2021 годах

Россельхознадзор при проведении контроля качества лекарственных средств для ветеринарного применения, находящихся в гражданском обороте, выявил несоответствия установленным требованиям качества образцов лекарственного препарата для ветеринарного применения «Витамин АД3Е» (серия N-001, срок годности – 01.2023) производства «Industrial Veterinaria, S.A. «INVESA» (Испания). Согласно представленной информации на сайте регулятора, несоответствие выявлено по показателям «Количественное определение (Количественное определение витамина Е)», в связи с чем было приостановлено обращение указанной серии ветеринарного препарата. Кроме того, Россельхознадзор сообщает, что испанский производитель лекарственного препарата «Витамин АД3Е» – «Industrial Veterinaria, S.A. «INVESA», проинформирован о необходимости проведения мероприятий в соответствии с требованиями российского законодательства.

ООО «ПРОМОМЕД ДМ» опубликовал отчетность за 9 мес. 2021 г., составленную в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). По итогам 9 мес. 2021 г. выручка ООО «ПРОМОМЕД ДМ» равна 13.25 млрд руб., тогда как за 9 месяцев 2020 г. она составляла 4.5 млрд руб. Чистая прибыль компании в отчетном периоде составила 495.46 млн руб. по сравнению с 38.92 млн руб. за 9 месяцев 2020 г.. Об этом сообщается в промежуточной отчетности эмитента. Кроме того, по данным отчетности активы компании составили 11.12 млрд руб. по сравнению с 3.12 млрд руб. годом ранее. Внеоборотные активы ООО «ПРОМОМЕД ДМ» находятся на уровне 772.52 млн руб. Оборотные активы выросли на 288.78% до 10.35 млрд руб. Капитал и резервы увеличились на 51.33% до 2.33 млрд руб. Долгосрочные обязательства ООО «ПРОМОМЕД ДМ» согласно отчетности РСБУ выросли, достигнув уровня 2.52 млрд руб. Краткосрочные обязательства равны 6.28 млрд руб., что на 303.55% больше аналогичного показателя за 9 месяцев 2020 г.

Акционеры компании приняли решение всю прибыль направить на реконструкцию и модернизацию лабораторного комплекса, организацию производства стерильных порошков, леофилизатов и растворов для инъекций различных фармацевтических групп, разработку новых лекарственных препаратов, а также на организацию производства твердых нестерильных лекарственных средств.

Фармацевтическая компания «Р-Фарм», зарегистрировала на Московской бирже проспект и бессрочную программу выпуска облигаций. Это подтверждается пресс-релизом выпущенном Московской Биржей. В рамках программы компания сможет выпускать биржевые облигации общим объемом до 35 миллиардов рублей (или эквивалент этой суммы в иностранной валюте) с максимальным сроком погашения 10 лет, параметры отдельных выпусков будут устанавливаться в каждом конкретном случае. Ранее ФармПром.РФ писал о том, что для привлечения финансирования планирует выпустить облигации «Биннофарм Групп». Тогда речь шла об объеме до 50 млрд рублей с максимальным сроком погашения 15 лет.

Новые льготы для граждан и предпринимателей с 1 января 2022 года

Эксперты, опрошенные «Известиями», считают изменения логичными. По мнению старшего научного сотрудника Института социальной политики НИУ ВШЭ Елены Гориной, если исключение из имущественного ценза угнанных автомобилей и мотоциклов можно считать косметическим изменением, то аналогичные действия в отношении имущества под арестом принципиальны.

— Имущественный ценз призван отделить действительно нуждающихся граждан от тех, кто имеет теневые доходы и достаточно собственности для комфортного проживания. Сам по себе факт ареста имущества — своего рода маркер. Он свидетельствует о том, что человек находится в сложной жизненной ситуации, поскольку накопил долги, которые не может выплачивать, — прокомментировала она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.