Какие налоги платят иностранные компании в российской федерации 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги платят иностранные компании в российской федерации 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Соглашение Россия — Нидерланды об избежании двойного налогообложения перестанет действовать с наступлением января 2022 года.

В России дивиденды будут облагаться налогом по ставке 15%, а проценты и роялти — по ставке 20%. ФНС начнет взимать налог на прибыль от продажи акций и долей участия в недвижимом имуществе в России. Эти налоги не попадают под налоговый вычет и будут облагаться налогами дважды: в Нидерландах и России.

На Кипре, Мальте и в Люксембурге аналогичные соглашения остались в силе, но изменены условия по обложению — повышены ставки.

Ставка налогообложения процентов и дивидендов

Было

Стало

Обычная

13%

15%

Льготная

2—3%

5%

Льготной ставкой пользуются публичные компании, 15% акций которых находятся в свободном обращении, если они владеют не менее чем 15% в компании, которая платит дивиденды.

Двойные налоги возвращаются. Во сколько это обойдется инвесторам?

В марте 2020 года президент России поручил обложить налогом в 15% доходы в виде дивидендов и процентов, переводимые на счета за рубежом. Это стало причиной корректировок соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами.

Свободы выбора эмитентов или инвесторов эти действия властей не нарушают: первые вправе выбрать место налоговой регистрации, вторые — во что вкладываться.

Олег Трошин, глава российской практики «Делойт» в СНГ по оказанию услуг в сфере налогообложения организациям финансового рынка, поясняет: «Изменения направлены лишь на то, чтобы в интересах бюджета России предотвратить вывод капитала за рубеж, однако напрямую не ограничивают такую возможность, то есть если кто-то собирается использовать иностранные компании для вывода капитала за рубеж, то такая возможность остается, но государство в таком случае требует уплатить повышенный налог».

Новое двухстороннее налоговое соглашение между странами с высокой вероятностью появится, считает Сергей Нестеренко, старший советник Hill Consulting.

Из пояснительной записки к закону о денонсации соглашения с Нидерландами он приводит цифры по перечислениям из России за 2019 год. В виде дивидендов направлено 182,8 млрд рублей (с них удержан налог — 9,4 млрд рублей), в виде выплат по процентам — 157,06 млрд рублей (удержан налог — 12,5 млн рублей).

С отменой соглашения налоги на доходы от компаний, зарегистрированных в Нидерландах, россияне будут отчислять дважды. Один раз в России, один раз в самом королевстве.

Например, в 2020 году на акцию одной глобальной депозитарной расписки X5 Retail Group в течение года выплатил (двумя траншами) 184,58 рубля дивидендов. При отсутствии соглашения налогоплательщик РФ заплатит 28% налога на дивиденды, из них 15% в Нидерландах и 13% в России. То есть на руки он получит 132,9 рубля.

Если общий доход инвестора превысит 5 млн рублей, то он заплатит по 15% в бюджеты России и королевства.

«Российские брокеры не являются налоговыми агентами и не удерживают налоги по дивидендам, полученным от источников, которые находятся за пределами РФ (статья 214 НК РФ, подпункт 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ). Налог удерживается в стране эмитента, по правилам и ставкам, которые приняты в данном иностранном государстве», — напоминает специалист по налогам «Открытие Брокер» Светлана Последовская.

Схема взимания налога, по словам юриста «КСК Групп» Андрея Трубицына, следующая:

  1. Иностранный эмитент самостоятельно удерживает налог при выплате дивидендов, до российского инвестора доходит сумма за вычетом налога.
  2. Российский инвестор заполняет до 30 апреля декларацию 3-НДФЛ по полученным дивидендам в предыдущем году, а затем уплачивает НДФЛ с полученных дивидендов.

В отношении ИИС привязка к налоговому соглашению отсутствует, поясняет Ирина Шамраева, партнер FP Wealth Solutions. «Вычет по таким бумагам работать должен, если выполняются необходимые для него условия. Условия получения вычета не изменятся в связи с отменой соглашения», — резюмирует она.

Можно ли будет сменить «прописку»?

Можно, но это стоит дорого. Если публичная компания решится на смену «налоговой прописки», то это ей может дорого обойтись. Налог на выход составляет 25% суммы условной продажи всех ее активов, если она превышает 245 тыс. евро (если меньше, то 15%). К этому добавляется оплата налоговых, юридических и аудиторских специалистов для сопровождения процесса переезда. Он может занять до года.

Более того, есть значительный риск, что компанию заподозрят в попытке сэкономить на налогах, тогда могут быть претензии со стороны России (страны происхождения), Нидерландов (страны регистрации), а также у принимающей страны. Каждое государство проверит обоснованность переезда.

А вот Россия заранее озаботилась данным вопросом возможного возвращения компаний-эмитентов на историческую родину. Специальные административные районы (САР) — на островах Русском (в Приморье) и Октябрьском (в Калининградской области). Там компании и дальше смогут использовать льготные ставки по дивидендам. «Однако данный инструмент подходит только крупным компаниям, так как для перехода необходимо осуществить инвестиции в САР в размере не менее 50 миллионов рублей», — предупреждает Габил Абдурахманзаде.

Налоги для филиала иностранной компании в России

Риск с отменой соглашения об избежании двойного налогообложения предугадать невозможно. Но он существует и затрагивает интересы эмитентов и инвесторов. Возможно, ситуация с Нидерландами научит участников фондового рынка учитывать и такое развитие событий, когда покупаешь актив.

Но если акции или другие виды ценных бумаг у вас уже на руках, то паниковать не стоит. Ведь крупные публичные компании заинтересованы в инвесторах и постараются максимально выполнить свои обязательства.

Написать комментарий

      Напоминаю, что итоговый статус налогового резидента/нерезидента РФ физического лица определяется путем сложения дней его нахождения на территории РФ / за пределами РФ за период с 1 января по 31 декабря каждого года. Таким образом, в настоящее время тем, кто еще не провел 183 дня в 2021 году в РФ/ за пределами РФ рекомендуется спланировать свой итоговый налоговый статус за 2021 год .

      Налоговый резидент РФ по итогам 2021 (более 183 дней в 2021 году на территории РФ):

      • представляет отчет о движении средств и иных активов (ОДС) по зарубежным счетам за 2021 год
      • представляет уведомление о КИК за 2021 год (в котором учитывается прибыль 2020 фин периода КИК)
      • представляет налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год

      Налоговый НЕрезидент РФ по итогам 2021 (более 183 дней в 2021 году за пределами РФ):

      • НЕ представляет отчет о движении средств и иных активов (ОДС) по зарубежным счетам за 2021 год
      • НЕ представляет уведомление о КИК за 2021 год (в котором учитывается прибыль 2020 фин периода КИК)
      • представляет налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год ТОЛЬКО при наличии доходов от источников в РФ

      В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

      Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

      Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

      Фиксированный налог КИК в 2021 и 2022: кому, зачем и как воспользоваться?

      Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

      Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

      Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

      В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

      • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
      • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
      • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

      Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

      • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
      • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
      • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
      • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
      • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
      • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
      • НДС: кто получил льготы с 2022 года
      • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
      • ККТ и маркировка товаров

      В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

      В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

      А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

      Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

      С 1 октября действуют новые требования к уплате НДС за иностранных контрагентов

      С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
      Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

      Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

      Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.

      Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.

      Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).

      Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)

      С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

      Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

      Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

      В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

      С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

      Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

      Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

      Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

      Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

      Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

      При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

      Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

      Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

      Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

      В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

      Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

      Изменение Налогового кодекса в 2022-2024 годах: как это отразится на бизнесе?

      Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

      С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

      Иностранные акции как правило номинированы в иностранной валюте, курс которой постоянно меняется. А доходы и расходы для налогообложения в РФ должны учитываться в рублях, поэтому при расчете финансового результата по закрытой сделке с иностранной ценной бумагой доходы от продажи пересчитываются по курсу Банка России на дату расчетов по продаже (день Т+2), расходы на покупку — на дату расчетов по сделке покупки, а НДФЛ уплачивается с рублевой разницы.

      Налоги с дивидендов по акциям иностранных компаний брокер за вас не заплатит, так как по данным доходам налоговым агентом он не является. А принцип налогообложения американских дивидендов такой. При их выплате налог с вас удерживает сам иностранный эмитент:

      • По ставке 10%, если вы подписывали у брокера форму W-8ben. Исключение — ценные бумаги фондов недвижимости (REIT), по ним ставка 30%. Это особенность налогообложения США.
      • По ставке 30%, если W-8ben не подписывали.

      Далее в первом случае вы должны самостоятельно задекларировать и доплатить оставшиеся 3% НДФЛ в бюджет РФ. 3% — это разница между налогом на доходы по российской ставке 13% и налогом по ставке США 10%, который вы поставите к зачету. Между Россией и США действует Договор об избежании двойного налогообложения (подписан 17.06.1992), поэтому налог, уплаченный в США, можно зачесть в счет уплаты российского НДФЛ.

      Важно! Подтверждением уплаты налога в США для ИФНС будут являться отчет брокера и форма 1042-s (она содержит сведения о доходах из источника в США и информацию об удержании налогов в Службу внутренних доходов США (IRS), которую нужно получить у него же. В налоговой рекомендуем уточнить, нужен ли им построчный перевод этих документов на русский язык. По опыту можем сказать, что где-то перевод требуют, а где-то нет.

      Во втором случае (если эмитент удержал 30%) в отношении налога с дивидендов иностранных акций также нужно подать 3-НДФЛ, но доплачивать в бюджет РФ уже ничего не придется.

      Принципы налогообложения в акции европейских компаний такие же, как и в акции США.

      Если у вас российский брокер, то НДФЛ по сделкам купли-продажи он рассчитает и удержит сам. Дивиденды придут на счет уже очищенными от налога. Его удержит эмитент по ставке, действующей в его стране.

      А дальше все зависит от того, есть ли у РФ с этой страной соглашение об избежании двойного налогообложения. Если соглашение есть и ставка там ниже 13%, разницу нужно будет задекларировать и доплатить в российский бюджет. Если выше 13%, то просто отразить дивиденд в декларации. При отсутствии соглашения дополнительно отдать в казну России придется все 13%.

      При работе через иностранного брокера посчитать и задекларировать весь НДФЛ по европейским ценным бумагам необходимо самостоятельно.

      Что касается налогообложения депозитарных расписок (ДР), то налог с инвестиционного дохода от сделок купли-продажи исчисляется по тем же правилам, что и при покупке иностранных акций. Схожий принцип и по дивидендам — чтобы понять, платить ли что-то в РФ, нужно знать:

      • ставку налога на дивиденды в той стране, на бирже которой торгуется ДР;
      • о наличии или отсутствии соглашения об избежании двойного налогообложения.

      Процедуру налогообложения и декларирования такого дохода мы описали выше.

      Важно! При подсчете налога к доплате имейте в виду, что дивиденд начисляется на 1 акцию, а 1 депозитарная расписка может равняться нескольким акциям (2, 5, 75) или долям акции (например, 1 депозитарная расписка = 0,1 акции). Эту информацию можно найти на сайте компании в разделе для инвесторов и там же посмотреть сумму начисленных дивидендов до удержания налога.

      Как инвестировать и платить налоги нерезиденту?

      Согласно ст. 21 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица проводится посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Функции аккредитации обособленных подразделений иностранных юридических лиц, а также ведение реестра обособленных подразделений иностранных юридических лиц выполняют аккредитующие органы, в том числе Государственная регистрационная палата при Минюсте России, Торгово-промышленная палата и др.

      Соответственно, для того чтобы определить, необходима ли аккредитация филиала иностранной компании в РФ, нужно понять, создается ли собственно «филиал». Следует отметить, что Закон об иностранных инвестициях не содержит строгого определения термина «филиал иностранной компании», описывая лишь цель его создания.

      Филиал де-факто создается, если подразделение иностранного юридического лица:

      • расположено вне места нахождения юридического лица;
      • выполняет все функции или часть функций юридического лица;
      • выполняет функции представительства (представляет интересы юридического лица и ведет их защиту).

      Общие условия принятия НДС к вычету закреплены в ст. 171, 172 НК РФ и включают:

      • приобретение товаров (работ, услуг) в целях ведения операций, облагаемых НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ);
      • принятие товаров (работ, услуг) налогоплательщиком на учет на основании соответствующих первичных документов;
      • предъявление НДС налогоплательщику выставлением счета-фактуры, оформленного надлежащим образом, т. е. в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.

      В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению.

      Местом реализации отделочных работ, проводимых в Российской Федерации, является Российская Федерация независимо от места деятельности исполнителя или заказчика.

      Должен ли налог уплачиваться по месту постановки на учет конкретного отделения, по месту нахождения которого ведутся облагаемые НДС операции? Например, ФАС Восточно-Сибирского округа при вынесении Постановления от 14 января 2005 г. по делу № А19–11 585 / 04-45-Ф02–5593 / 04-С1 признал, что иностранная организация, обязанная уплатить НДС, должна исполнять эту обязанность по месту нахождения каждого обособленного подразделения, через которое совершаются операции, облагаемые НДС. Суд отказал налоговому органу во взыскании пеней и штрафов, руководствуясь тем, что вследствие уплаты НДС через московское отделение (вместо других подразделений) у иностранной организации не образовалось недоимки перед федеральным бюджетом. Однако суд взыскал штрафные санкции за непредставление налоговых деклараций по месту учета каждого обособленного подразделения.

      В Постановлении от 30 мая 2002 г. по делу № КА-40 / 3386-02 ФАС Московского округа указал, что «одно отделение иностранной организации не может нести обязанность по исчислению и уплате НДС за другие отделения и не может вычитать из общей суммы налога налог, уплачиваемый по месту нахождения других отделений».

      Такую судебную практику нельзя признать сформировавшейся. Из НК РФ следует, что любой НДС (независимо от того, совершались ли налогооблагаемые операции через обособленное подразделение или нет) должен уплачиваться иностранной организацией по месту учета в Российской Федерации. То есть отсутствует прямая связь между представительством облагаемых НДС операций и возникновением обязанности уплаты НДС.

      Учет в налоговых органах

      Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.

      Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:

      • инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
      • услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.

      Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.

      В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:

      • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
      • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

      Размер земельного налога не зависит от гражданства его владельца. Налогоплательщиками признаются все, кто обладает землей на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Арендаторы земли такой сбор не вносят.

      Оплата происходит один раз в год, в срок до 31 декабря. В качестве исходной базы берется кадастровая стоимость участка, а ставка устанавливается местными муниципальными органами. Однако, она не может превышать:

      • 0,3% в отношении сельскохозяйственных земель, участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, участков, занятых жилищным фондом и инфраструктурой;
      • 1,5% в отношении иных земель.

      Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года

      Если иностранный гражданин имеет зарегистрированное в России транспортное средство, то обязан уплачивать за него налог в общем порядке. К ТС относятся не только автомобили, но и любые другие виды наземных, водных и воздушных средств передвижения. Например, гидроциклы, снегоходы и мотороллеры.

      Российское юридическое лицо является налоговым агентом по НДС при оказании услуг иностранной компанией, когда соблюдаются два условия:

      • местом реализации является российская территория;
      • компания из другой страны не зарегистрирована в ФНС РФ.

      Обязанность налогового агента по НДС, если иностранная компания оказывает услуги российской компании, возникает независимо от применяемой юридическим лицом системы налогообложения — ОСН, УСН или ЕНВД.

      Индивидуальные предприниматели, применяющие любую из систем налогообложения, в т. ч. патентную систему, приобретающие услуги у контрагента из другой страны, принимают на себя обязанность налогового агента по НДС и сдают налоговую декларацию в установленном порядке.

      Что касается обязанности по уплате НДС для иностранных организаций, то такая обязанность возникает, если:

      • зарубежному контрагенту присвоен российский ИНН;
      • компания имеет представительства или филиалы в России.

      Налоговый агент сдает отчетность в электронной форме ежеквартально. Сроки подачи декларации — не позднее 25 дня после окончания отчетного квартала.

      Под местом реализации понимается территория государства, где работы фактически завершены. Таким местом признается российская территория, если оказание услуг завершено на территории РФ. Исключение — сдача в аренду движимого и недвижимого имущества, агентские, бухгалтерские, консультационные и некоторые другие услуги, перечисленные в п. 1 ст. 148 НК РФ, для которых местом реализации является местонахождение покупателя или имущества.

      Плательщиком НДС по консультационным услугам иностранной компании является иностранный контрагент (письмо Минфина от 15.03.2019 № 03-07-08/17231).

      В этом же документе содержится информация о порядке уплаты НДС с электронных услуг иностранной компании в РФ: в этом случае обязанность исчисления и уплаты лежит на поставщике.

      Российская компания выполняет функции налогового агента по НДС с транспортных услуг иностранной компании при условии, что пункты отправления и назначения груза расположены на территории Российской Федерации (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

      Налог по ставке 20% удерживается из суммы, причитающейся к уплате зарубежному партнеру, и перечисляется в бюджет той же датой, когда происходит оплата по контракту.

      ВАЖНО! Включение в цену налога следует согласовать с поставщиком на стадии заключения контракта. Если в контракте отсутствует фраза о том, что цена включает налог на добавленную стоимость, компания вынуждена уплатить налог в бюджет из собственных средств.

      Пример. Перевозчик из Германии занимается грузоперевозками товаров по российской территории. В соответствии со ст. 161 и ст. 148 Налогового кодекса, иностранная фирма не является плательщиком НДС, если не имеет филиалов и представительств в России, и услуги оказаны на территории РФ. В нашем примере оба эти условия выполнены.

      В сентябре 2020 года стоимость доставки составила 1500 евро, что по курсу ЦБ на день оплаты (15 сентября) составляет 126 495 руб.

      Налог на добавленную стоимость в сумме 21 082,50 руб. оплачен платежным поручением от 15.09.2020. Поставщику перечислено за минусом налога 105 412,50 руб. (1250 евро).

      Следующий вопрос: как рассчитать НДС, если российская организация оказывает услуги иностранной организации на территории РФ. В этом случае следует обратиться к ст. 149 НК, содержащей перечень товаров, работ и услуг, освобожденных от налогообложения, и сопоставить условия.

      Условие Налогообложение
      Подпадает под перечень ст. 149 Нет
      Не подпадает под перечень ст. 149, местом реализации является территория РФ Да
      Местом реализации не является территория России Нет

      Декларация по НДС предоставляется в налоговые органы ежеквартально, форма утверждена приложением № 1 к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (в ред. приказа ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@).

      Налоговые агенты заполняют раздел 2 декларации. На каждого иностранного контрагента заполняется отдельная страница.

      Налоговый абонемент стоит пять млн рублей

      Если агент не отразил данные об операции по импорту в декларации, но отправил отчет вовремя, то санкции за неподачу декларации не применяются. Камеральная проверка выявляет операции, подлежащие налогообложению, о чем в адрес агента направляется требование, в котором содержится предписание предоставить уточненную декларацию либо пояснения.

      После подачи уточненного расчета налоговый орган взыскивает недоимку, пени и штраф в размере 20% от суммы неудержанного налога (ст. 123 НК РФ).

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.