Учет износа по ОСАГО в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет износа по ОСАГО в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

У автомобилистов часто возникают проблемы с учетом износа при определении размера ущерба. Так, Иван Шаблин* наехал на выбоину на проезжей части дороги, в результате чего у его автомобиля «Мерседес Бенц» 2005 года выпуска помялись два диска, две шины и передняя стойка амортизатора. Водитель сделал экспертизу в НОК ООО «ИРИС», которая определила – стоимость восстановительного ремонта поврежденной машины без учета износа составила 151 203 руб., а с учетом износа – 42 597 руб. Затем он обратился в суд, где потребовал взыскать 151 203 руб. ущерба, а также 5 000 руб. за проведение оценки с Управления городского хозяйства Калуги Именно оно обслуживает дорогу с ямой.

Цена купли-продажи автомобиля может вводить страховщиков в заблуждение. Такая ситуация произошла у Дмитрия Чередина*, который на своей машине столкнулся с автомобилем Игоря Иванова*. Его и признали виновником аварии. Ответственность нарушителя застрахована в АО «АльфаСтрахование», куда и обратился пострадавший. Страховщик провел экспертизу, согласно которой заявленные повреждения не могли быть причинены в этом ДТП. Поэтому в выплате он отказал. Тогда Чередин провел свою экспертизу, которая определила стоимость устранения повреждений в результате аварии в размере 247 700 руб., и передал ее вместе с претензией страховщику. Поскольку они остались без ответа, пришлось обратиться в суд.

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».

Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».

По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.

«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.

Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.

«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.

По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».

По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.

По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.

Методика расчета выплат по ОСАГО появилась в 2014 году. До этого выплаты по страховке рассчитывались хаотично: страховщики пытались максимально снизить размер выплаты и сэкономить, автовладельцы, напротив, — получить больше средств, чем было положено.

Обе стороны шли на самые разные ухищрения, методики расчета компенсации менялись от страховой к страховой и зависели от коммерческой политики компаний больше, чем от цен на ремонт и на запчасти. Конечно же, такая ситуация приводила к тому, что почти каждый страховой случай приводил к судебным разбирательствам, где стороны пытались договориться о сумме выплаты по ОСАГО.

Поэтому ЦБ принял единую для всей страны методику, где четко прописал схему расчета компенсации, которая работала для любой страховой компании России вне зависимости от региона. Эксперимент удался: количество судебных разбирательств существенно снизилось, а процедура получения страховой выплаты действительно стала более простой и понятной. Но со временем стало очевидно, что старая методика требует доработок.

Все изменения ОСАГО в 2022 году: что ждет водителей — хорошего и плохого

Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.

Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.

Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.

Достаточно часто, при компенсации ущерба за ремонт после ДТП, выплаченной суммы не хватает на полное восстановление транспортного средства. Чаще всего это связано с износом автомобиля. Данный момент заметно влияет на размер компенсируемых средств. В итоге, автомобилисты, чей автомобиль имеет возраст старше 3 – 5 лет, вынуждены добавлять свои кровные средства для полного ремонта, даже при условии, что они не являются виновником происшествия.

Для расчета износа по ОСАГО применяются специальные формулы, что присутствуют в положении о расчете размера компенсации материального ущерба за ремонт, которое вступило в силу с сентября 2014 года и имеющего номер 432.

Расчет износа транспортного средства распространяется лишь на те детали и агрегаты, что будут подвергаться замене после совершения ДТП. Если же они могут быть восстановлены, то износ не учитывается. Таким образом, износ рассчитывается на запасные части, покрасочные и иные ремонтные работы.

Стоит отметить, что любой расчет суммы выплаты производится в день, когда было совершено ДТП, а не в момент проведения оценки ущерба.

Учет износа автомобиля обусловлен его деталями и шинами. В первом случае, учитываются следующие моменты:

  • Прежде всего, страховой компании приходится учитывать срок эксплуатации транспортного средства и каждого отдельного поврежденного агрегата. Если поврежденная в результате ДТП деталь, была установлена не на заводе, а после покупки авто, то это должно быть подтверждено определенными данными, в случае их отсутствия, в расчет берется полный срок пользования машиной.
  • Также возможная выплата зависит от пробега авто, на момент совершения дорожно-транспортного происшествия.

Что касается используемых на транспорте шин, то здесь принимаются во внимание следующие моменты:

  • Срок эксплуатирования шин
  • Минимально допустимая высота протектора согласно законодательству РФ.
  • Высота протектора, что присутствовала на колесах в момент совершения ДТП.
  • Также учитывается высота рисунка протектора в новых таких же шинах, что и на вашем транспорте.

Ныне действующий закон, предусматривает возможность, когда величина выплаты снижается из-за износа транспортного средства, несмотря на то, что это не совсем справедливые действия в отношении автомобилистов, регулярно страдающих в авариях. Износ авто рассчитывается в соответствии с действующими нормативными актами:

  1. Федеральным законом об обязательном страховании транспортного средства.
  2. Положение, где присутствует единая методика определения суммы денежной компенсации за ущерб, полученный в результате аварии.

В вышеперечисленных нормативных актах, присутствуют отдельные выдержки, что предусматривают снижение суммы средств на возмещение ущерба, полученного в результате ДТП, в соответствии с износом авто и его отдельных агрегатов.

Новая методика выплат по ОСАГО: что изменилось

Согласно с действующим законодательством, устанавливается максимальный процент износа транспортного средства. Поэтому страховщик не может получить сумму компенсации после аварии, меньше определенного предела. Исходя из этого, следует, что процент износа не может составлять больше половины стоимости деталей, узлов и иных поврежденных агрегатов. Эти сведения также прописаны в Федеральном законе об обязательном страховании транспортного средства.

Достаточно часто на восстановительный ремонт после аварии, средств предоставленных страховой компанией недостаточно. В этом случае, есть желание затребовать недостающую сумму денежных средств с виновника ДТП, однако это невозможно. Если обратиться к судебной практике, то чаще всего суд занимает сторону виновника аварии, так как у того присутствует общепринятый полис ОСАГО, что автоматически перекладывает всю ответственность на страховую компанию.

Наряду с этим в вышеупомянутом положении присутствует информация о том, что компенсация степени износа автомобиля необходима. Поэтому получить дополнительные средства на ремонт с виновника ДТП вам не удастся.

Современный калькулятор расчета степени износа автомобиля для машин с пробегом, практически всегда предусматривает снижение суммы выплат. Однако имеется возможность такого снижения избежать, для этого потребуется подключить услугу “Авария не по моей вине.” Тогда можно будет рассчитывать на следующие положительные выходы из ситуации:

  • Ремонт транспортного средства после ДТП у официального дилера. В этом случае, вам не придется доплачивать из своего кармана.
  • Не потребуется самостоятельно подбирать сервис, а также заниматься поиском деталей, узлов и иных агрегатов.
  • Максимальная компенсация ущерба по полису ОСАГО, при этом она не может превышать сумму стоимости транспортного средства.
  • Ваш полис будет действовать даже при условии, что у виновника аварии не имеется страховки.

Настоящее Положение на основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2019, № 18, ст. 2212) устанавливает единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

Поменялась методика определения расходов на ремонт по ОСАГО

2.1. Идентификация поврежденного транспортного средства, представленного на осмотр (далее — транспортное средство), должна проводиться с целью установления:

идентификационного номера транспортного средства (VIN);

номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) и их соответствия сведениям, указанным в паспорте транспортного средства, регистрационных документах на транспортное средство, документах о дорожно-транспортном происшествии;

типа, марки, модели, даты (года) изготовления (выпуска) транспортного средства (или его комплектующих, если они заменялись в период эксплуатации);

типа коробки передач (автоматическая, механическая);

цвета и типа лакокрасочного покрытия;

основных технических характеристик и комплектации транспортного средства.

В случае если в процессе идентификации установлено несоответствие идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) сведениям, указанным в паспорте транспортного средства, регистрационных документах на транспортное средство, документах о дорожно-транспортном происшествии, или обнаружены следы изменений идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), указанное обстоятельство должно быть отражено в акте осмотра транспортного средства (далее — акт осмотра), указанном в абзаце третьем пункта 2.2 настоящего Положения, и (или) экспертном заключении, составленном по результатам проведения независимой технической экспертизы транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — экспертное заключение), и (или) заключении, составленном по результатам проведения судебной экспертизы транспортного средства, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2.2. Первичное установление наличия и характера повреждений транспортного средства, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт, должно производиться во время осмотра транспортного средства.

Осмотр транспортного средства является этапом исследования, проводимым непосредственно экспертом-техником или страховщиком (представителем страховщика) с использованием его специальных знаний.

Результаты осмотра транспортного средства должны фиксироваться актом осмотра. Акт осмотра должен включать в себя следующие сведения:

основание для проведения осмотра транспортного средства;

дату осмотра транспортного средства (в том числе время начала и окончания проведения осмотра);

место и условия проведения осмотра транспортного средства;

данные регистрационных документов транспортного средства;

сведения о владельце транспортного средства (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) физического лица или полное наименование юридического лица);

сведения о соответствии (несоответствии) идентификационных номеров транспортного средства, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) сведениям, указанным в паспорте транспортного средства, регистрационных документах на транспортное средство, документах о дорожно-транспортном происшествии;

дату повреждения транспортного средства;

информацию о пробеге транспортного средства с указанием источника данной информации;

дату (год) изготовления (выпуска) транспортного средства;

дату начала эксплуатации транспортного средства;

сведения о комплектации транспортного средства;

информацию о повреждениях транспортного средства (характеристиках поврежденных элементов с указанием расположения, вида и объема повреждения);

информацию о дефектах эксплуатации транспортного средства, повреждениях аварийного характера, не относящихся к заявляемому событию, следах ранее проведенного ремонта;

данные по определению технического состояния транспортного средства либо его остатков;

информацию о возможных скрытых повреждениях транспортного средства (повреждениях, которые не могут быть выявлены органолептическим методом, без использования средств технического диагностирования) с указанием примерного места расположения и характера таких повреждений;

информацию о пробах материала и об элементах транспортного средства, взятых для исследования (с описанием причины, вида и цели исследования);

фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), подпись лица, осуществившего осмотр транспортного средства;

фамилии, имена, отчества (последнее при наличии), замечания (при наличии) и подписи лиц, присутствовавших при осмотре транспортного средства;

дату составления акта осмотра транспортного средства.

Обязательным приложением к акту осмотра транспортного средства являются фотоматериалы. Фотографирование поврежденного транспортного средства должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в приложении 1 к настоящему Положению. Дополнительным приложением к акту осмотра является видеоматериал (при наличии).

При первичном осмотре повреждения транспортного средства фиксируются по результатам внешнего осмотра органолептическим методом, без проведения демонтажных работ.

В случае необходимости при первичном осмотре транспортного средства применяются инструментальные методы с использованием технических средств измерения и контроля или диагностического оборудования в соответствии с технической документацией и инструкциями по эксплуатации и применению указанных технических средств и оборудования, а также осуществляется проведение демонтажных работ.

3.1. Целью расчета расходов на восстановительный ремонт является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия.

3.2. Размер расходов на восстановительный ремонт должен определяться в отношении повреждений транспортного средства, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия. Перечень повреждений может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных осмотров.

3.3. Размер расходов на восстановительный ремонт должен определяться на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий и границ региональных товарных рынков (экономических регионов), соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.

3.4. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, снижение их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуются показателем износа.

В соответствии с абзацем вторым пункта 19 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2020, № 22, ст. 3382) размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1-15.3 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Размер расходов на восстановительный ремонт должен определяться исходя из стоимости ремонтных работ (работ по восстановлению, в том числе окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), стоимости деталей (узлов, агрегатов) и материалов, используемых в процессе восстановления транспортного средства взамен поврежденных.

Размер расходов по восстановлению поврежденного транспортного средства должен определяться без учета дополнительных расходов, вызванных улучшением и модернизацией транспортного средства.

5.1. Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) поврежденного транспортного средства, исправные и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых предлагается в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства), должны отвечать следующим условиям:

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты должны находиться в работоспособном состоянии;

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных изготовителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования). К таким изменениям не относятся отверстия, следы среза и иные технологические следы, не препятствующие установке изделия и не ухудшающие его внешнего вида и эксплуатационных качеств.

5.2. При соответствии условиям, предусмотренным пунктом 5.1 настоящего Положения, к годным остаткам относятся:

рама (подрамники), навесные составные части кузова в сборе: капот, двери, крышка багажника (дверь задка), детали оперения (крылья съемные), а также бамперы (передний и задний), стекло проемов окон;

составные части привода и ходовой части (например, двигатель, коробка передач, мосты) транспортного средства;

шины пневматические в комплекте на два или четыре колеса, эксплуатация которых допускается действующими нормами и правилами, колеса в сборе;

приборы и оборудование транспортного средства.

Узлы, агрегаты, приборы и оборудование должны считаться работоспособными при выполнении нижеперечисленных условий, если иное не будет установлено их диагностикой или дефектовкой:

они расположены вне зоны аварийного контакта;

они не имеют следов аварийного контакта и ремонтных воздействий;

отсутствуют признаки технической неисправности или неработоспособности, например, в виде подтеков рабочих жидкостей, ощутимых недопустимых люфтов в соединении.

К годным остаткам не могут быть отнесены составные части:

демонтаж которых требует работ, связанных с применением механического, газосварочного и электродугового резания, а также работ, изменяющих размеры составной части в результате демонтажа;

имеющие изменения конструкции, формы, нарушения целостности, не предусмотренные изготовителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);

подвергавшиеся ранее ремонтным воздействиям (например, правке, рихтовке, шпатлеванию и так далее);

влияющие на безопасность дорожного движения (номенклатура таких составных частей приведена в приложении 6 к настоящему Положению);

имеющие коррозионные повреждения;

требующие ремонта.

Стоимость годных остатков не определяется, если транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

5.3. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам должны быть отнесены детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Такие комплектующие переходят в распоряжение страховщика. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) должен производиться на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего) в случае письменного обращения потерпевшего с заявлением о передаче ему этих комплектующих.

5.4. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) должна определяться по данным специализированных торгов, осуществляющих реализацию поврежденных транспортных средств без их разборки и вычленения годных остатков. В отсутствие специализированных торгов допускается применение расчетных методов: использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков в соответствии с требованиями глав 3 и 4 настоящего Положения.

5.5. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случаях, если:

транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) в срок, не превышающий 15 дней;

транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

Расчетные методы применяются при условии невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящим Положением.

6.1. Справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства должны формироваться в виде электронных баз данных (далее при совместном упоминании — Справочники).

Справочники формируются и утверждаются профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — профессиональное объединение страховщиков), с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов), под которыми в настоящем Положении понимается территория субъекта Российской Федерации.

6.2. Справочники должны формироваться исходя из следующих подходов и принципов.

6.2.1. В отношении запасных частей исследование в части формирования Справочника средней стоимости запасных частей должно включать в себя следующие обязательные этапы:

формирование номенклатуры запасных частей и установление номеров взаимозаменяемых деталей разных изготовителей;

определение сертифицированной запасной части, используемой в качестве аналога «оригинальной» запасной части в Справочнике средней стоимости запасных частей;

исследование стоимостной информации (базовых цен) на запасные части;

определение региональных коэффициентов;

установление цен в проекте Справочника средней стоимости запасных частей;

публикация проекта Справочника средней стоимости запасных частей;

корректировка цен на запасные части в проекте Справочника средней стоимости запасных частей по результатам анализа поступивших замечаний и предложений.

6.2.1.1. При формировании номенклатуры запасных частей профессиональное объединение страховщиков должно использовать данные о номерах запасных частей, содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств, кросс-таблицах изготовителей баз данных взаимозаменяемых запасных частей и прайс-листах торговых организаций, осуществляющих поставки и (или) продажи запасных частей в Российской Федерации.

Марка транспортного средства должна включаться в номенклатуру запасных частей, если число договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных в отношении данной марки транспортного средства за предшествующий год, составляет не менее 15 000 (пятнадцати тысяч). Должна обрабатываться информация по всем ценам на запасные части на модели транспортных средств, содержащимся в прайс-листах торговых организаций (официальных дилеров, изготовителей транспортных средств), осуществляющих поставки и (или) продажи запасных частей в Российской Федерации.

Номенклатура запасных частей должна формироваться для каждой марки транспортного средства и включать в себя номера оригинальных (составные части конструкции транспортного средства, имеющие упаковку, торговое обозначение изготовителя и установленный им идентификационный номер, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации) запасных частей, номера сертифицированных (не имеющих упаковки, торгового обозначения изготовителя транспортного средства либо установленного им идентификационного номера) запасных частей, соответствующих оригинальным запасным частям изготовителей транспортных средств и наименованиям изготовителей запасных частей.

6.2.1.2. Для установления взаимозаменяемости оригинальных и сертифицированных запасных частей могут использоваться любые доступные источники этой информации (например, информация от изготовителей баз данных взаимозаменяемых запасных частей (кросс-таблиц).

6.2.1.3. Сбор информации о базовых ценах на запасные части проводится в пределах административных границ города Москвы и Московской области по следующим источникам:

прайс-листы изготовителей транспортных средств (максимальные цены перепродажи);

прайс-листы официальных дилеров с оптовыми и розничными ценами (организации, уполномоченные изготовителем транспортных средств на реализацию его продукции) (розничные цены дилеров);

прайс-листы торговых организаций с оптовыми и розничными ценами, осуществляющих поставки и (или) продажи запасных частей в Российской Федерации.

6.2.1.4. Приведение оптовых цен к розничным должно осуществляться применением к прайс-листам с оптовыми ценами розничного коэффициента, размер которого для каждого прайс-листа с оптовыми ценами должен рассчитываться следующим образом.

Цены в оптовом прайс-листе должны ранжироваться в порядке возрастания и разбиваться на 10 равных по количеству запасных частей групп.

В случае если количество позиций в прайс-листе с оптовыми ценами не может быть разделено на 10 равных по количеству позиций групп, количество позиций, вошедших в группу с самыми низкими ценами, может отличаться от количества позиций в остальных группах.

Расходы на ремонт по ОСАГО начали считать по-новому

ОСАГО – это договор о защите гражданской ответственности, составленный двумя сторонами: хозяином движимого имущества и компанией, обеспечивающей его материальную безопасность на дороге. Главным и единственным обстоятельством, при котором он вступает в силу, является дорожно-транспортное происшествие, случившееся по вине владельца полиса. Но компенсация при аварии происходит лишь в пользу третьих лиц, а не самого клиента, как это предусматривает КАСКО.

Максимальная сумма возмещения

по ОСАГО достигает 160 тысяч рублей при условии, что в ДТП пострадало более 2 человек. А вот если столкновение произошло между двумя автомобилями, то СК ограничивается выплатой в размере до 120 тыс. рублей. Поэтому виновнику дорожно-транспортного происшествия иногда приходится доплачивать потерпевшей стороне деньги за ремонт техники из своего кармана.

Чтобы гражданина не обманули при оценке полученного вреда, ему необходимо выяснить, как осуществляется единый расчет ущерба по ОСАГО (по калькулятору РСА) еще до выплаты. Ведь после проведения транзакции сверять количество полученных средств с размером компенсации уже бесполезно.

На сайте РСА есть открытые сервисы, где каждый пользователь онлайн может определить примерную сумму возмещения. Как рассчитать выплату при ДТП самостоятельно?

На ресурсе РСА находится специальный калькулятор. Он содержит 3 раздела – средняя стоимость запчастей, средняя стоимость нормо-часа работ, средняя стоимость материалов. Каждый раздел содержит поля, в которые последовательно необходимо внести соответствующую информацию.

  1. Дата, на которую нужны сведения (как правило, соответствует дню ДТП).
  2. Экономический регион. Выбирается из выпадающего списка.
  3. Марка транспортного средства. На выбор из списка.
  4. Номер запчасти. Одновременно можно ввести три номера. Номера комплектующих можно узнать по каталогу на сайте производителя авто по VIN-коду машины.
  5. Тип транспортного средства – легковой, грузовой или автобус.
  6. Производитель материалов – выбирается из списка.
  7. Наименование материала – вводится вручную, также не более 3-х.

ЕМРУ – это процедура, которую представители страховой компании могут выполнять по отношению к пострадавшему транспортному средству владельца полиса с целью точного подсчета затрат на ее ремонт. В основе такого процесса лежат несколько формул, выведенных Центробанком. А дополнительными данными для применения упомянутой системы служат порядка 10 разных критериев, связанных с обстоятельствами произошедшего ДТП, изувеченными машинами и характеристиками их хозяев.

Единый расчет ущерба РСА представляет собою документ по внесению показаний, требуемых для создания сметы по восстановлению движимой собственности. Содержатся в нем следующие пункты:

  • Основные термины СК и их трактовка;
  • Общий алгоритм проведения расчета полученного ущерба;
  • Несколько формул;
  • Справочник для уточнения некоторых данных, содержащихся в бланке ЕМРУ;
  • Пошаговая инструкция по проведению оценки поврежденной техники.

Сама же методика по вычислению размера компенсационной выплаты включает в себя шесть простых шагов:

  1. Фиксация поврежденных зон на машине;
  2. Изучение обстоятельств ДТП;
  3. Составление сметы по ремонту;
  4. Учет износа отдельных запчастей;
  5. Составление списка уцелевших деталей;
  6. Определение первоначальной цены авто.

Самая простая и часто используемая формула для подсчета убытков, полученных в результате ДТП, выглядит так: РК = СР + СМ + СД, где:

  • РК – размер компенсационной выплаты;
  • СР – сумма, указанная в смете по ремонту;
  • СМ – цена за израсходованные материалы (с учетом их износа);
  • СД – стоимость поменянных запчастей (повреждения, полученные до дорожно-транспортного происшествия за счет страховой компании не восстанавливаются).

При этом, пользуясь данной системой расчетов, водитель и представители СК обязаны ссылаться на одинаковые документы. Максимальная разница между среднерыночной ценой купленных деталей и цифрами в смете не должна превышать 10%.

В правила начисления амортизации для целей налога на прибыль внесены изменения

Анализ полученного ущерба при ДТП по единому методу расчета применяется практически при каждом страховой случае. Но по закону РФ пользоваться такой методикой могут лишь:

  • Автостраховщики, имеющие соответствующую аккредитацию для экспертизы поврежденных транспортных средств;
  • Независимые специалисты (или организации, предоставляющие подобные услуги);
  • Частные лица, обладающие государственным сертификатом;
  • Представители судебных органов.

Внимание! Рядовые граждане, пострадавшие в результате дорожно-транспортного происшествия, имеют право только неофициально использовать калькулятор для оценки вреда по единой системе РСА. Поэтому полученные ими данные предъявлять в суде запрещено.

Поврежденная при ДТП машина – это огромная статья денежных вложений, которые, порой, превосходят первоначальные предположения. При расчете расходов на ремонт во внимание берутся:

  • Все поврежденные детали кузова автомобиля;
  • Его запчасти, находящиеся вне зрительной досягаемости;
  • Отдельные механические агрегаты ТС;
  • Лакокрасочное покрытие, при условии, что общее состояние движимой собственности не расценивается как «тотально уничтоженное»
  • Количество израсходованных материалов;
  • Сама работа.

Важно знать! Устанавливая цену, эксперты учитывают УТС каждого элемента, его текущий износ, появившийся в результате банального пробега, и регион, где случилось ДТП. Ведь стоимость автозапчастей в разных областях РФ существенно отличается.

Вне зависимости от того, по какому методу проводится оценка ущерба (онлайн РСА, или при личном посещении эксперта), дата на заключении должна совпадать со днем, когда произошла авария. Иначе такой документ будет признан недействительным. А если на изувеченном транспорте уже присутствовали царапины и вмятины, зафиксированные в полисе, то их СК в подсчет размера компенсации убытков не возьмет.

Последний официальный закон, который вносил изменения в правила прохождения техосмотра, был утвержден в 2019 году, но его положения вступили в силу только 1 марта 2021 года. Причиной стал коронавирус и повсеместное закрытие диагностических станций из-за режима самоизоляции.

Однако можно констатировать, что чиновники так и не завершили намеченную «реформу», поскольку уже сейчас законодатели рассматривают новый закон, который вовсе отменит техосмотр в 2022 году для большой категории автовладельцев.

Вместе с этим, с 1 марта введена новая норма, согласно которой от техосмотра освобождаются транспортные средства возрастом до 4 лет (ранее – до 3 лет). Также согласно поправкам, техника возрастом 4-10 лет должна проходить осмотр один раз в два года (ранее это касалось 3-7-летних машин), а более 10 лет – ежегодно. Такой же ежегодный техосмотр остался обязательным для автобусов, грузовиков и автомобилей такси.

Также с марта 2021 года вместо бумажной диагностической карты стала применяться электронная запись в базе данных ЕАИСТО. Это сделано для того, чтобы контролировать наличие техосмотра при помощи дорожных камер видеофиксации. Штраф за отсутствие технического осмотра у автомобилей, принадлежащим физлицам, остался прежним – 2000 рублей. Юридическим же лицам могут предъявляться более серьезные санкции – 300 тысяч рублей за первое нарушение и до 500 тысяч – за повторное.

Итак, в новом законопроекте чиновники предлагают:

  • Сохранить норму, согласно которой техосмотр могут не проходить легковые автомобили и мотоциклы возрастом до 4 лет, находящиеся в собственности физических лиц.
  • Ввести норму, по которой легковые автомобили и мотоциклы возрастом более 4 лет должны будут проходить техосмотр только при прохождении регистрации в ГИБДД, которая связана либо со сменой собственника, либо с внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
  • Сохранить обязательный техосмотр для всех транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.
  • Сохранить обязательный техосмотр для грузовиков и автобусов, находящихся в собственности физических лиц, а также любых других транспортных средств, которые используются не в личных целях (такси).
  • Оставить возможность автовладельцам проходить техосмотр по желанию.

Ориентировочная дата принятия закона и его введения – 1 марта 2022 года. Таким образом, при успешном прохождении законопроекта через все слушания и проверки весной следующего года для подавляющего большинства передвигающихся по российским автодорогам транспортных средств обязательный техосмотр фактически будет отменен.

Новая методика расчета стоимости ремонта по ОСАГО заработала с 20 сентября

Фото 15312

89012

19556

Фото 10395

9497

Фото 4779

Первый документ (Правила НТЭ) устанавливает:

  • объекты и субъекты проверочной экспертизы,
  • перечень документов,
  • определяет действия, проводимые в ходе проверки,
  • порядок осмотра поврежденного автомобиля,
  • установление причин повреждений,
  • объем, технологии и способы ремонта,
  • а также порядок действия при полной утрате транспортного средства.

Единая методика определения размера ущерба содержит:

  • порядок определения денежной суммы на материалы, запасные части, исполнение работ,
  • а также систему расчета амортизации деталей,
  • цену пригодных остатков (детали, которые можно использовать).

Одно из важных достоинств разработанной методики – доступность для всех заинтересованных лиц, от судьи до обычного владельца транспортного средства.

После принятия документа, пострадавшие могут самостоятельно оценить полученный ущерб и представить компенсацию, которую возможно заплатит страховщик. Этот документ является лишь частью метода. А реальным инструментом является справочник цен, содержащий огромное количество статей по запасным частям разных моделей.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, стоимостная оценка ущерба, компенсируемая страховщиком, состоит из стоимости комплектующих частей машины, которые необходимо отремонтировать или полностью заменить, с учетом амортизационного коэффициента.

Термин амортизация характеризует в стоимостном выражении износ автомобиля за весь период пользования. Значит, процент амортизации старого транспортного средства будет большой, а стоимость запасных частей гораздо меньше.

Полис ОСАГО поможет потерпевшему получить денежную компенсацию после ДТП. Или не поможет – такое тоже бывает, что очень возмущает владельцев транспортных средств. Но больше всего их возмущает, что компенсация не покрывает расходов, требующихся на восстановление машины.

Проблема в том, что страховщик рассчитывает сумму компенсации по утвержденным Правилам ОСАГО за № 263-2003 года, где четко указано: при начислении компенсации необходимо в расчет включить амортизацию деталей.

Проще говоря, чем старше машина, тем меньше денег выплатит страховая компания. Именно этот пункт не дает водителям, пострадавшим в аварии произвести восстановление поврежденных машин на средства, полученные по ОСАГО.

Например, во время ДТП на пятилетнем автомобиле разбили бампер. Оплачивать новые детали страховая компания откажется, потому что старый бампер за годы амортизации стал дешевле, значит, такой придется искать на замену. А где его взять? Вот и получается, что пострадавший доплачивает из своего кармана.

Учет износа зависит от срока эксплуатации автомобиля, его марки, пробега, технического состояния, изношенности комплектующих деталей, предназначенных к восстановлению. Остановимся более подробно на деталях по расчету износа.

На сегодняшний день большинство страховщиков выплачивают компенсацию, далекую от реальной. Они производят выплату, опираясь на положение об учете износа комплектующих деталей автомобиля, выплачивают небольшую часть компенсационной выплаты пострадавшему.

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), средняя страховая выплата составляет 25-75%. Вообще-то, закон закрепил за владельцем авто, пострадавшем в ДТП право на возмещение ущерба в полном объеме. (Гражданский кодекс РФ, ст.ст. 15, 1064). Значит, владелец разбитого автомобиля на законных основаниях должен требовать у своего страховщика возмещения всех расходов, затраченных на восстановление машины.

В рамках обязательного страхования, возмещение расходов регулируется ФЗ № 40 от 2002 года и принятыми позднее Правилами ОСАГО.

Сам закон не предусматривает ограничение страховой компенсации. То есть денежная сумма по закону начисляется без амортизационного коэффициента.

Правила ОСАГО дополнены злосчастной статьей про износ. Получается, правила противоречат основному закону. Страховым компаниям такая двоякая ситуация вполне подходит, при расчетах компенсационных выплат, страховщики руководствуются Правилами, поэтому окончательная сумма минимальна. Но есть хорошая новость для всех владельцев автомобилей – в силу вступили новые положения «Об ОСАГО».

Перечень деталей, на которые не начисляется процент износа по ОСАГО

Производить расчет износа авто по автогражданке может только независимый эксперт, с которым заключили договор страховщики. По этой причине многие владельцы транспортных средств жалуются на небольшие компенсации, не покрывающие все затраты на ремонт.

Чтобы избежать подобной ситуации, автовладельцам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с методикой расчета амортизации.

  • Все вклады
  • Накопительные счета
  • Вклады онлайн
  • Дебетовые карты
  • Страхование вкладов
  • Полезные статьи
  • Кредиты наличными
  • Кредитные карты
  • Ипотека
  • Автокредиты
  • Микрозаймы
  • Полезные статьи

Формула расчёта, его методика и применяемые коэффициенты регламентируются Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года. При определении степени амортизации конкретного автомобиля независимые эксперты учитывают в своих калькуляторах две позиции.

  1. Срок службы детали, выраженный в количестве лет эксплуатации.
  2. Пробег автомобиля на момент страхового случая.

Кроме того, в формуле используется специальный коэффициент, учитывающий влияние на амортизацию детали срока службы и пробега транспортного средства. Его значения указаны в Приложении № 5 к Положению Центробанка № 432-П.

Также в формуле могут быть применены коэффициенты дополнительной амортизации детали при наличии следующих факторов:

  • повышенная коррозия, не свойственная детали;
  • повреждения облицовки и кузова, занимающие больше десяти процентов площади детали и не относящиеся к страховому случаю;
  • следы ремонтных работ, выполненных с нарушением технологии;
  • дефекты ЛКП, занимающие больше десяти процентов площади детали;
  • ремонтные вставки и врезки при восстановлении детали;
  • трещины, сколы или потёртости стёкол, зеркал и световых приборов, занимающие больше десяти процентов их площади;
  • повреждения неокрашенной пластиковой детали, если они не относятся к страховому случаю.

Есть в Положении Центробанка № 432-П и положительные для автовладельцев моменты. В частности, в Приложении № 7 приводится обширный перечень деталей, замена которых оплачивается без учёта износа. В их числе подушки и ремни безопасности, различные элементы системы торможения и рулевой системы.

Техосмотр 2022: все новые правила, отмена у легковых авто б/у, осаго

Чтобы произвести расчёт значения показателя УТС машины в 2021 году, потребуется обратиться к экспертам. Применяемые методы могут различаться. Однако суды считают более достоверным расчёт, произведенный на основании методических рекомендаций. Они утверждены Минюстом РФ. Величина утраты товарной стоимости автомобиля зависит от цены машины на момент происшествия и характеристика повреждений. Во внимание принимается их:

  • вид;
  • характер;
  • количество.

Чтобы эксперт мог рассчитать показатель утраты товарной стоимости транспортного средства, важно сохранять все документы о выполненном ремонте и результатах осмотра автомобиля. Бумаги стоит отсканировать и предоставлять в последующем их копии. Автовладелец может выбрать специалиста, который будет производить оценку, самостоятельно. Страховщика стоит известить о проведении процедуры предварительно. При желании компания может прислать представителя. В установленный срок автовладелец перегоняет машину на площадку и ждёт проведение экспертизы. Она занимает около 20-30 минут. Если машина не на ходу, экспертов можно пригласить посетить место ее нахождения.

В 2021 году существует большое количество методик, позволяющих произвести расчёт утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Эксперты применяют следующие методы:

  • Министерства юстиции РФ;
  • руководящего документа;
  • Хальбгевакса.

Если возраст машины превышает 5 лет, а уровень износа больше 40%, прибегать к помощи экспертов бессмысленно. Правило объясняется присутствием зависимости УТС от цены машины на момент происшествия.

Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:

УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100

Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:

  • если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
  • если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
  • цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
  • если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.

Допустим, изначальная стоимость машины составляла 1000000 руб. Сумма коэффициентов износа составила 0,2. Тогда утерянная стоимость автомобиля по ОСАГО будет равна 1000000 х 0,2 : 100 = 2000

Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:

Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию

Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:

Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу

Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:

  1. Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
  2. Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
  3. Цена окрашивания — 5000 руб.
  4. Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.

Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.