Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как я вылечила зубы по ОМС в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Не первый год государство привлекает к работе по ОМС частные компании. Заявки на включение в реестр ОМС лечебные центры подают добровольно. Участие в программе для них — гарантия стабильного дохода: если поток платных клиентов по каким-то причинам оскудел, желающих лечиться по полису всегда предостаточно, и оплата за пациентов поступает из Федерального фонда без задержек. По словам Алексея Старченко, главы Национального агентства по безопасности пациентов, частные стоматологи в рамках ОМС получают очень достойное финансирование. Поэтому уверенно обращайтесь за бесплатными услугами в коммерческие клиники. Наличие страхового полиса дает вам такое право.
Обладателя полиса ОМС вылечат от кариеса, пульпита, пародонтоза, ему удалят больной зуб, поставят пломбу, устранят гнойное воспаление, проведут физиотерапевтические процедуры. Анестезию и рентген по медицинским показаниям тоже сделают бесплатно. Каждые полгода можно приходить в клинику на профилактический осмотр и очищать зубы от камня — механическим способом, с помощью специального бора (ультразвуковая чистка выполняется за деньги). Детям предоставляют ортодонтическое лечение. Территориальные программы некоторых регионов могут включать дополнительные услуги. Поэтому не спешите доставать кошелек — уточните прежде, не решается ли ваша проблема бесплатно.
Протезирование, имплантация, отбеливание зубов, лечение с помощью лазерных технологий и некоторые другие процедуры в программу ОМС не входят. Исключение составляет льготная категория пациентов, состоящая из участников боевых действий, жертв аварии на Чернобыльской АЭС, ветеранов ВОВ. Протезирование для них оплачивается из средств госбюджета.
Пациенты могут испытывать справедливые сомнения по поводу качества услуг. Поможет ли полис в ситуации, которая стала нормой для районных поликлиник: «Бесплатно можем поставить только цементную пломбу, более дорогую и качественную — за деньги»? Поможет. Тарифы, по которым медицинские учреждения получают оплату, включают стоимость расходных материалов. При этом никаких ограничений по их ценам и видам программой госгарантий не предусмотрено. Это значит, что стоматолог обязан предоставить пациенту все, что требуется в ходе лечения и входит в программу ОМС, в соответствии с современными стандартами. Если необходима пломбировка, вы имеете право настаивать на использовании светоотверждаемой пломбы, как прочной, нетоксичной и долговечной.
При попытках явного вымогательства со стороны стоматолога и игнорировании ваших доводов набирайте номер страховой компании, выдавшей полис. Страховой агент в таких ситуациях — ваш консультант и адвокат. Его долг — защищать право пациента на получение качественного врачебного обслуживания. Случается, что визит бесплатного пациента врач использует как повод навязать дополнительные платные услуги. При любых сомнениях звоните по указанному на полисе телефону. Медицинским учреждениям очень невыгодно попадать в зону пристального внимания страховых компаний. Это чревато серьезными проверками и большими штрафами.
Медицинские полисы могут стать цифровыми с 2022 года
Хорошие стоматологи не страдают от отсутствия желающих лечиться по страховому полису. При переизбытке пациентов в регистратуре создают лист ожидания. Со дня записи до визита к врачу может пройти от недели до нескольких месяцев. Чтобы иметь возможность посещать стоматологический кабинет без долгих очередей, к учреждению нужно прикрепиться. Для этого при первом посещении подайте заявление и не забудьте взять с собой паспорт, полис ОМС и СНИЛС. После того как на вас будет оформлена карточка, вы сможете записываться на прием за несколько дней.
Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направляет для руководства и использования в работе Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, разработанные рабочей группой Министерства здравоохранения Российской Федерации по подготовке методических рекомендаций по реализации способов оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2015 N 931), взамен Методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, направленных в субъекты Российской Федерации совместным письмом от 21.11.2018 Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-7/10/2-7543 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 14525/26-1/и.
Приложение: на 105 л. в 1 экз.
Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации |
Н.А. Хорова |
Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
Н.Н. Стадченко |
В целях реализации настоящих рекомендаций устанавливаются следующие основные понятия и термины:
Случай госпитализации — случай лечения в стационарных условиях и (или) условиях дневного стационара, в рамках которого осуществляется ведение одной медицинской карты стационарного больного, являющийся единицей объема медицинской помощи в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования;
Клинико-статистическая группа заболеваний (КСГ) — группа заболеваний, относящихся к одному профилю медицинской помощи и сходных по используемым методам диагностики и лечения пациентов и средней ресурсоемкости (стоимость, структура затрат и набор используемых ресурсов);
Клинико-профильная группа (КПГ) — группа КСГ и (или) отдельных заболеваний, объединенных одним профилем медицинской помощи;
Оплата медицинской помощи по КСГ (КПГ) — оплата медицинской помощи по тарифу, рассчитанному исходя из установленных: базовой ставки, коэффициента относительной затратоемкости и поправочных коэффициентов;
Базовая ставка — средний объем финансового обеспечения медицинской помощи в расчете на одного пролеченного пациента, определенный исходя из нормативов объемов медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий, с учетом других параметров, предусмотренных настоящими рекомендациями (средняя стоимость законченного случая лечения);
Коэффициент относительной затратоемкости — устанавливаемый настоящими рекомендациями коэффициент, отражающий отношение стоимости конкретной клинико-статистической группы заболеваний или клинико-профильной группы заболеваний к среднему объему финансового обеспечения медицинской помощи в расчете на одного пролеченного пациента (базовой ставке);
Коэффициент дифференциации — устанавливаемый на федеральном уровне коэффициент, отражающий более высокий уровень заработной платы и коэффициент ценовой дифференциации бюджетных услуг для отдельных территорий, используемый в расчетах в случае, если для территории субъекта Российской Федерации установлено несколько коэффициентов дифференциации;
Поправочные коэффициенты — устанавливаемые на территориальном уровне: управленческий коэффициент, коэффициент уровня (подуровня) оказания медицинской помощи, коэффициент сложности лечения пациентов;
Управленческий коэффициент — устанавливаемый на территориальном уровне коэффициент, позволяющий корректировать тариф клинико-статистической группы с целью управления структурой госпитализаций и (или) учета региональных особенностей оказания медицинской помощи по конкретной клинико-статистической группе заболеваний;
Коэффициент уровня оказания медицинской помощи — устанавливаемый на территориальном уровне коэффициент, позволяющий учесть различия в размерах расходов в зависимости от уровня оказания медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;
Коэффициент подуровня оказания медицинской помощи — устанавливаемый на территориальном уровне коэффициент, позволяющий учесть различия в размерах расходов медицинских организаций, относящихся к одному уровню оказания медицинской помощи, обусловленный объективными причинами;
Коэффициент сложности лечения пациентов — устанавливаемый на территориальном уровне коэффициент, устанавливаемый в отдельных случаях в связи со сложностью лечения пациента, и учитывающий более высокий уровень затрат на оказание медицинской помощи;
Подгруппа в составе клинико-статистической группы заболеваний — группа заболеваний, выделенная в составе клинико-статистической группы заболеваний с учетом классификационных критериев, в том числе дополнительно устанавливаемых в субъекте Российской Федерации, для которой установлен коэффициент относительной затратоемкости, отличный от коэффициента относительной затратоемкости по клинико-статистической группе, с учетом установленных правил выделения и применения подгрупп;
Оплата медицинской помощи за услугу — составной компонент оплаты, применяемый дополнительно к оплате по КСГ в рамках одного случая госпитализации строго в соответствии с перечнем услуг, установленных настоящими рекомендациями.
При оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях (в том числе для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях (структурных подразделениях)) и в условиях дневного стационара, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — Программа) применяются следующие способы оплаты:
— за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе КСГ);
— за прерванный случай оказания медицинской помощи при переводе пациента в другую медицинскую организацию, преждевременной выписке пациента из медицинской организации при его письменном отказе от дальнейшего лечения, летальном исходе, а также при проведении диагностических исследований, оказании услуг диализа.
Оплата за счет средств обязательного медицинского страхования медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, по КСГ (КПГ) осуществляется во всех страховых случаях, за исключением:
— заболеваний, при лечении которых применяются виды и методы медицинской помощи по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, на которые Программой установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи;
— заболеваний, при лечении которых применяются виды и методы медицинской помощи по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, для которых Программой установлена средняя стоимость оказания медицинской помощи, в случае их финансирования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;
— социально значимых заболеваний (заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекции и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения), в случае их финансирования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;
— услуг диализа, включающих различные методы.
При планировании объема средств, предназначенных для финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях (в том числе в условиях дневного стационара) и оплачиваемой по КСГ (КПГ), из общего объема средств, рассчитанного исходя из нормативов территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, исключаются средства:
— предназначенные для осуществления межтерриториальных расчетов;
— предназначенные на оплату медицинской помощи вне системы КСГ или КПГ (в случаях, являющихся исключениями);
— направляемые на формирование нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования в части превышения установленного объема средств, предназначенного на оплату медицинской помощи в связи с увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, в результате превышения значения среднего поправочного коэффициента (СПК) по сравнению с запланированным.
Модель финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, основана на объединении заболеваний в группы (КСГ или КПГ) и построена на единых принципах независимо от условий оказания медицинской помощи.
Субъект Российской Федерации самостоятельно определяет способ оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара:
на основе КПГ, объединяющих заболевания;
на основе КСГ, объединяющих заболевания.
При этом не исключается возможность сочетания использования этих способов оплаты при различных заболеваниях.
Все КСГ распределены по профилям медицинской помощи, при этом часть диагнозов, устанавливаемых при различных заболеваниях, хирургических операций и других медицинских технологий могут использоваться в смежных профилях, а часть являются универсальными для применения их в нескольких профилях. При оплате медицинской помощи в подобных случаях отнесение КСГ к конкретной КПГ не учитывается. Например, при оказании медицинской помощи на терапевтических койках ЦРБ пациенту с диагнозом «Бронхиальная астма», который относится к КСГ «Астма», оплата производится по соответствующей КСГ, вне зависимости от того, что данная КСГ входит в КПГ «Пульмонология». Аналогично оплата по КСГ для случаев лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях лимфоидной и кроветворной тканей может осуществляться при госпитализациях на койки как по профилю «Онкология», так и по профилю «Гематология». Исключением являются КСГ, включенные в профили «Медицинская реабилитация» и «Гериатрия», лечение в рамках которых может осуществляться только в медицинских организациях и структурных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на оказание медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация» и «Гериатрия» соответственно.
Конкретный способ оплаты медицинской помощи при различных заболеваниях устанавливается территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Формирование КПГ осуществляется на основе профилей медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 N 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи».
Размер средней стоимости законченного случая лечения, включенного в КСГ или КПГ (базовая ставка), определяется исходя из следующих параметров:
— объема средств, предназначенных для финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях (в условиях дневного стационара) и оплачиваемой по КСГ или КПГ (ОС);
— общего планового количества случаев лечения, подлежащих оплате по КСГ или КПГ (Чсл);
— среднего поправочного коэффициента оплаты по КСГ или КПГ (СПК).
Коэффициент относительной затратоемкости определяется на федеральном уровне для каждой КСГ и КПГ при оказании медицинской помощи в стационарных условиях (Приложение 1) и в условиях дневного стационара (Приложение 2) и не может быть изменен при установлении тарифов в субъектах Российской Федерации.
Перечни КСГ (Приложение 1 и 2) включают в том числе КСГ с одинаковым наименованием, содержащим уточнение уровня, например, «Аппендэктомия, взрослые (уровень 1)» и «Аппендэктомия, взрослые (уровень 2). В таких случаях уровень означает уровень затратоемкости группы заболеваний (чем выше уровень, тем выше значение коэффициента относительной затратоемкости), а не уровень оказания медицинской помощи, установленный для медицинской организации.
Управленческий коэффициент (КУксг/кпг) устанавливается тарифным соглашением, принятым на территории субъекта Российской Федерации, для конкретной КСГ или КПГ.
Цель установления управленческого коэффициента состоит: в мотивации медицинских организаций к регулированию уровня госпитализации при заболеваниях и состояниях, входящих в определенную КСГ или КПГ, или стимулировании к внедрению конкретных современных методов лечения. Кроме этого, управленческий коэффициент может быть применен в целях стимулирования медицинских организаций, а также медицинских работников (через осуществление выплат стимулирующего характера) к внедрению ресурсосберегающих медицинских и организационных технологий, в том числе развитию дневных стационаров в больничных учреждениях. В период перехода на оплату медицинской помощи по КСГ управленческий коэффициент может применяться с целью коррекции рисков резкого изменения финансирования случаев, отнесенных к отдельным КСГ, пролеченных преимущественно в монопрофильных медицинских организациях.
Управленческий коэффициент применяется к КСГ или КПГ в целом и является единым для всех уровней оказания медицинской помощи.
Значение управленческого коэффициента — от 0,8 до 1,4.
В случае применения управленческого коэффициента с целью коррекции рисков его значение должно быть рассчитано с учетом фактических расходов на оказание медицинской помощи в рамках конкретной КСГ.
К КСГ, включающим оплату медицинской помощи с применением сложных медицинских технологий, в том числе при заболеваниях, являющихся основными причинами смертности, применение понижающих коэффициентов не допускается (перечень представлен в Инструкции).
К КСГ, включающим оплату медицинской помощи при заболеваниях, лечение которых должно преимущественно осуществляться в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (перечень представлен в Инструкции), повышающий управленческий коэффициент не применяется.
К КСГ по профилю «Онкология» и «Детская онкология» управленческий коэффициент не применяется (устанавливается в значении 1).
Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.
Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.
В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.
Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.
К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.
Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).
В свою очередь, объемы оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС и оказываемой федеральными медицинскими организациями, в 2021 – 2023 годах планируется нарастить (по сравнению с 2020 годом). Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ (пп. «а» п. 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом РФ 12.12.2020 № Пр-2072). Объемы помощи должны быть увеличены в отношении пациентов со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, направляемых в федеральные учреждения субъектами РФ.
Как вылечить зубы у частника и не заплатить ни копейки
Чтобы участвовать в оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, федеральное учреждение должно сначала войти в единый реестр медицинских организаций (ч. 1, 2.2 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). Для этого надо направить в ФФОМС заявку на распределение объемов предоставления медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Заявка подается до 1 сентября года, предшествующего году, в котором учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС (заявку на 2021 год можно было подать до 25 декабря 2020 года).
Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.
Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.
Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:
1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;
2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).
Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.
Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).
Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.
Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:
-
методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);
-
порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);
-
порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).
Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.
1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).
Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).
2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).
3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 – 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.
* * *
Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.
1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.
2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.
Получить налоговый вычет за стоматологические услуги можно не только за собственное лечение, но и за услуги, оказанные родителям, детям, супругу (супруге). Таким образом, даже неработающие пенсионеры, школьники, студенты, люди без официального дохода могут получить налоговый вычет при помощи своих родственников со стабильной работой. Как получить компенсацию за протезирование зубов пенсионеру? Через родственников, которые работают с официальным оформлением. Налоговый вычет за лечение зубов ребенка, как правило, получает кто-то из родителей.
Полис ОМС: используем правильно и не упускаем свою выгоду
Документы для налогового вычета за лечение зубов необходимо подготовить заранее и отдать все сразу. Чтобы получить налоговый вычет за лечение зубов, вам нужно предоставить:
- Паспорт.
- Справка 2-НДФЛ и налоговая декларация 3-НДФЛ.
- Заявление на получение вычета.
- Квитанция (чеки) об оплате стоматологических услуг.
- Договор с клиникой, которая оказывала услуги.
- ·Копия лицензии клиники.
Если вы получаете налоговый вычет за своего родственника, нужно собрать дополнительные документы:
- Свидетельство о рождении ребенка (если лечился ребенок).
- Свидетельство о рождении того, кто получит вычет (если лечился родитель).
- Свидетельство о браке (если услуги оказывались мужу или жене).
Заявление оформляется по специальной форме. Ее лучше запросить в ФНС, чтобы у вас точно был корректный документ. В интернете можно посмотреть примеры и образцы, но не советуем скачивать шаблоны с незнакомых сайтов, в данном случае лучше подстраховаться и лишний раз проконтролировать, чтобы у вас была самая свежая и актуальная форма.
Кстати, в налоговой инспекции вам могут помочь с заполнением заявления, если вы сомневаетесь в том, что сможете сами учесть все нюансы.
Налоговый вычет можно получить в году, следующем за тем годом, когда оказывалось лечение. То есть в 2021 году можно получить вычет за стоматологические услуги, оказанные в 2020 году. А в целом заявление можно подать в течение трех лет после лечения.
Когда придет вычет?
ФНС готовит уведомление в течение 30 дней. Вся сумма компенсации выплачивается единовременно – в среднем через несколько месяцев после подачи документов.
В рамках Территориальной программы бесплатного оказания медицинской помощи застрахованным в г. Москве лицам бесплатно предоставляется медицинская помощь следующих видов:
- Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
- Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), которые требуют использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также включает медицинскую реабилитацию. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
- Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве с применением медицинского оборудования — при медицинской эвакуации). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается также в амбулаторных и стационарных условиях выездными экстренными консультативными бригадами скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в случае невозможности оказания данного вида медицинской помощи в соответствующей медицинской организации. При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается бесплатно медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы, а также иными медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы в части оказания указанного вида медицинской помощи. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
- Паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями;
Паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Паллиативная медицинская помощь жителям города Москвы оказывается бесплатно Государственным бюджетным учреждением здравоохранения города Москвы «Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы», отделениями (кабинетами) паллиативного лечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, в том числе на койках сестринского ухода, а также выездными патронажными службами.
- Медицинская реабилитация.
В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих формах:
- Экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, представляющих угрозу жизни пациента;
- Неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, без явных признаков угрозы жизни пациента;
- Плановая — медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной либо неотложной формы оказания медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшения состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
В 2021 году по полису ОМС можно получить больше услуг
В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих условиях:
- Вне медицинской организации (по месту вызова выездной бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
- В амбулаторных условиях, в том числе на дому при вызове медицинского работника;
- В условиях дневного стационара (предусматривается медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требуется круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
- В стационарных условиях (обеспечивается круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
- Медицинская помощь в стационарных условиях в экстренной форме оказывается безотлагательно;
- Срок ожидания специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной) в стационарных условиях в плановой форме (плановая госпитализация) составляет не более 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию пациента;
- Срок ожидания специализированной медицинской помощи для пациента с онкологическим заболеванием (состоянием, имеющим признаки онкологического заболевания), за исключением высокотехнологичной, в связи с наличием указанного заболевания (состояния) в стационарных условиях в плановой форме — не более 7 рабочих дней со дня гистологической верификации опухоли или со дня установления диагноза онкологического заболевания (состояния, имеющего признаки онкологического заболевания). Плановая госпитализация обеспечивается при наличии направления на госпитализацию пациента;
- Медицинская помощь по неотложным показаниям в амбулаторных условиях оказывается врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми, врачами акушерами-гинекологами и осуществляется в день обращения пациента;
- Срок ожидания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме составляет не более двух часов с момента обращения пациента;
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в плановой форме осуществляется по предварительной записи пациентов, в том числе в электронной форме. Срок ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должен превышать 24 часов с момента обращения пациента;
- Срок ожидания приема врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет не более 10 календарных дней со дня обращения пациента;
- Срок ожидания приема (проведения консультаций) врачей-специалистов в случае подозрения на онкологическое заболевание составляет не более трех рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
- Срок ожидания проведения диагностических инструментальных исследований (рентгенологические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет не более 10 календарных дней со дня назначения исследования;
- Срок ожидания проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) составляет не более 14 рабочих дней со дня назначения исследования;
- Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента вызова бригады скорой медицинской помощи для оказания такой медицинской помощи;
- Срок ожидания проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологическое заболевание составляет не более 7 рабочих дней со дня назначения исследования;
- Срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием составляет не более трех рабочих дней со дня постановки ему диагноза онкологического заболевания;
- Сроки ожидания оказания высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется «лист ожидания» оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Помощь, оказанная застрахованным, должна быть надлежащего качества, поэтому в задачи экспертов страховых компаний и внештатных врачей-экспертов качества медицинской помощи входит исследование случаев оказания медицинской помощи, выявление врачебных ошибок, выяснение причин возникновения этих ошибок, рекомендаций по их предотвращению. За неисполнение обязательств по предоставлению застрахованным медицинской помощи надлежащего качества и гарантированного объема, к медицинским организациям применяются финансовые санкции. Особому контролю подлежат случаи при поступлении жалоб от застрахованных на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации, летальные исходы, в том числе материнская и младенческая смертность, осложнения заболеваний, внутрибольничное инфицирование.
Вышк мы выяснили, что вычет ограничивается суммой не более 120 000 рублей в год.
Существуют два кода услуги для налогового вычета за лечение. Код 01 — обычное лечение и код 02 — дорогостоящее лечение.
Для начала определимся, согласно какому документу вы вообще имеете право на налоговый вычет:
«В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (в соответствии с Перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации)».
Попутно убедимся, что, как видите, медицинское учреждение абсолютно не обязано быть государственным. Оно может быть и частным и даже не ООО, а простое ИП. Главное, чтобы оно имело стандартную медицинскую лицензию установленного образца (что абсолютно логично).
Читаем документ дальше:
«При этом в соответствии с абз. 4 подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса по дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях или у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов».
Мы видим, что дорогостоящее лечение не ограничивается суммой в 120 000 рублей. Хоть миллион, хоть десять. Еще раз повторяем: в размере фактически произведенных расходов!
Осталось только найти сам перечень дорогостоящих видов лечения, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 (последняя редакция совсем свежая, от 20.12.2019) № 201 «Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» (далее — Перечень).
На самом деле, в этом перечне стоматологии посвящено не так много, а точнее, всего один пункт номер девять, который гласит:
«Реплантация, имплантация протезов, металлических конструкций, электрокардиостимуляторов и электродов».
Но и этого было мало пытливому читателю, и в Минздравсоцразвития полетели запросы, а правда ли, что тут имеется в виду именно имплантация зубных протезов?
И Минздравсоцразвития России в отдельном письме от 07.11.2006 № 26949/МЗ-14 разъяснил, а потом еще и письмом от 08.11.2011 №26-3/378332-2065 еще раз подтвердил, что:
«операция по имплантации зубных протезов входит в Перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета (п. 9), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 201, и медицинское учреждение правомерно выдать справку для представления ее в налоговые органы Российской Федерации с указанием кода услуги 2 при проведении указанной операции».
Итак, мы предоставили все юридические документы, согласно которым имплантация зубов входит в перечень дорогостоящих видов лечения, а потому налоговый вычет (13%) за нее подлежит выплате в размере фактически понесенных расходов.
То есть никаких ограничений, как в других видах лечения, в виде максимальной суммы 120 000 рублей в год, мы не имеем.
Но тут кроется еще один подводный камень, о который спотыкаются не только неопытные пациенты, но даже вполне себе опытные врачи и бухгалтеры.
Дело в том, что зубопротезирование само по себе не относится к дорогостоящим видам лечения. Поэтому основная ошибка, которую совершают бухгалтеры клиник, та, что имплантацию они выписывают по коду 02 (без ограничений), а коронки на этих имплантатах по коду 01 (ограничение 120 000 рублей в год).
Почему это неправильно? Давайте вспомним формулировку: «имплантация зубных протезов». Сами имплантаты не являются протезами. Это просто система крепления зубных протезов к челюсти.
Следовательно, речь не идет о том, что имплантация это некая отдельная манипуляция, а коронки на имплантатах — другой вид лечения. Ни в коем случае! Наша цель — зубное протезирование на имплантатах, а никак не установка имплантатов. Сами имплантаты без протезов на них никому не нужны и никаким лечением не считаются.
Мало того, в разъяснительных письмах Минздравсоцразвития есть и такое пояснение:
«Учитывая, что в указанных письмах Минздравсоцразвития России относит к дорогостоящим видам лечения конкретно только операции по имплантации зубных протезов, иное зубопротезирование (стоматология ортопедическая) следует относить к лечению с кодом услуги 1, по которому максимальный размер социального налогового вычета составляет 120 000 руб. в совокупности с другими социальными вычетами в налоговом периоде».
Нам абсолютно недвусмысленно разъясняют, что есть «имплантация зубных протезов», относящаяся к коду 02, а есть «иное зубопротезирование», относящееся к коду 01.
Поясняем. Если рядом стоят имплантат и свой родной зуб, то коронка на имплантате вместе с самим имплантатом идут по коду 02, а коронка на своем родном зубе идет по коду 01.
Учитывая тот факт, что зачастую протезирование стоит чуть ли не дороже самой имплантации, таким образом мы можем получить налоговый вычет в сумме, гораздо большей, чем стандартные 13% от максимальной суммы в 120 000 рублей.
Вот теперь, должно стать понятно, как что делать, на что ссылаться в налоговой (если станут сопротивляться) или в клинике, если станут говорить, что протезирование на имплантатах не относится к коду 02.
Памятка пациентам — Услуги, по программам ОМС и госгарантий
На самом деле, все очень просто. За любого пенсионера налоговый вычет может получить работающий член семьи (муж, жена, сын, дочь), а за любую домохозяку ее работающий муж (или наоборот). Если же в семье никто официально не работает, то получить налоговый вычет за лечение, естественно, нельзя. Не платится НДФЛ, не с чего получать вычет. Поэтому и самозанятые, и ИП вычеты также не получают, т.к. они тоже не платят НДФЛ.
И еще несколько тонкостей, о которых мы уже говорили, но повторим.
- Существуют два кода лечения: код услуги 01 — обычное лечение и код услуги 02 — дорогостоящее лечение. Так вот, по коду 01 можно получить вычет только с суммы 120 000 рублей в год (13%=15 600, немного, но тоже деньги), а по коду услуги 02 вычет не ограничен по сумме.
Поэтому имплантацию, к примеру, нужно проводить по коду 02 как дорогостоящее лечение. Тогда, если вы заплатили миллион, то вам вернутся целых 130 000 рублей.
Некоторые налоговые пытаются не принять документы и не оплачивать коронки на имплантатах, утверждая, что ортопедическое лечение — это код 01.
- Что делать, если по коду 01 оплачивается только 120 тысяч, а вы налечились аж на 240? Ортодонтия, к примеру, штука недешевая, и брекеты на обе челюсти часто стоят гораздо дороже, чем 120 000 рублей, а законодательно к коду 01 ортодонтия не относится.
Даём бесплатный лайфхак. Оформляете 120 000 на одного члена семьи, а остальное на другого члена семьи — и все дела! Делается другой договор, где отмечается, что этот член семьи плательщик, а платит он вот за этого члена семьи. Все! Ничего сложного и все абсолютно законно! Причем оформляется это все не до лечения, а после.
Если же другого работающего члена семьи нет, то постарайтесь сделать оплату в 120 000 руб. в одном году, а остальное в другом году. Те же брекеты можно проносить и два, и три года, а платить поэтапно.
- Вычет можно оформить только на следующий год после лечения. Так, в 2020 году вы можете получить вычет за 2019, 2018 и 2017 годы.
- Если в налоговой пытаются сказать, что услуга, оказываемая по ОМС, не подлежит возврату, если она оказана в частной клинике (бывали такие случаи), то зовите руководство и требуйте либо принять документы, либо написать письменный отказ. Сразу сдадутся, ведь это явное нарушение закона. Стоматология, к примеру, тоже входит в услуги по ОМС, а при этом полностью оплачивается по коду 01 и даже 02 после любой частной клиники.
- Если оформляете налоговую декларацию на сайте налоговой инспекции, то обратите внимание, что важно скачать файл именно того года, за который подается декларация! Версии файлов могут меняться!
- Ну и последнее: чеки действительно уже два года как хранить не обязательно! Они все есть в налоговой через онлайн-кассы, а в корешке клиника указывает дату и сумму оплаты, по которым налоговая чеки проверяет у себя.
- Вычет можно делать не только за само лечение, но и за лекарства, выписанные врачами на это самое лечение.
За любое обычное лечение (и не только стоматологическое, а любое другое плюс лекарства) можно было получить налоговый вычет в 13% по коду 01 в пределах суммы, составляющей 120 000 рублей. А вот за ДОРОГОСТОЯЩЕЕ лечение можно было получить вычет по коду 02 без ограничения суммы, хоть миллион, хоть больше.
До недавнего времени один вопрос был не совсем понятным. В частности, к дорогостоящему лечению была отнесена имплантация, а вот относится ли к дорогостоящему лечению протезирование на имплантатах, в законе было написано очень двусмысленно и расплывчато.
Вместо имплантации и протезирования на имплантатах была фраза «имплантация протезов». Видимо, как обычно, показать закон перед публикацией специалистам не посчитали нужным. Протезы никто не имплантирует, имплантируют имплантаты, а протезы уже устанавливают потом на них.
В связи с этим ожидаемо возникла путаница, и каждый понимал этот вопрос так, как хотел. Одни утверждали, что сами имплантаты без протезов не имеют ни смысла, ни пользы, и слова «имплантация протезов» указывают и на имплантацию, и на протезирование на этих самых имплантатах. Налоговая прекрасно принимала эти справки и оплачивала протезирование на имплантатах по коду 02.
Однако другие утверждали, что имплантация это дорогостоящее лечение, а протезирование на имплантатах — нет, и отказывали пациентам в этой малости, вызывая их ожидаемое негодование, вплоть до смены клиники.
И вот победа! В результате 8 апреля 2020 года вышло новое постановление №458, в котором абсолютно четко прописан тот факт, что протезирование на имплантатах суть дорогостоящее лечение.
Цитируем (орфография дается в оригинале): «1. Медицинские услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей с опорой на зубные имплантаты при отсутствии условий для традиционного зубного протезирования (значительная атрофия или дефекты косной ткани челюстей).»
Но наши чиновники не были бы нашими, если бы в документе не допустили какие-нибудь ошибки, неточности или двусмысленности. Во-первых, слова «косной ткани» вызывают желание отправить того, кто это опубликовал, обратно в школу пересдавать ЕГЭ по русскому языку. Во-вторых, вставка «при отсутствии условий для традиционного зубного протезирования» сразу показывает уровень медицинского образования авторов закона.
Для всего остального мира уже несколько десятков лет имплантация является традиционным методом протезирования, и только у нас она, оказывается, до сих пор приравнена к нетрадиционной медицине (лечение пиявками, гомеопатия, уринотерапия, битье по голове медным тазом и т.д. и т.п.). Неожиданно, если честно!
Уже десятки лет считается категорически безграмотным пилить два живых зуба под мостовидный протез, если можно поставить один имплантат и сохранить оба зуба интактными.
- Страховой медицинский полис ОМС (должен быть не просрочен и не аннулирован).
- Документ, удостоверяющий личность — паспорт.
- СНИЛС
Полис обязательного медицинского страхования (полис ОМС) – государственный документ, подтверждающий право застрахованного по ОМС на получение бесплатной медицинской помощи по программам ОМС на территории Российской Федерации.
О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2020 и плановый период 2021-2022 гг.
- Неотложная стоматологическая помощь оказывается бесплатно для всех граждан Российской Федерации, граждан других государств, лиц без гражданства без ограничений.
- Объем диагностических исследований и лечебных мероприятий определяются лечащим врачом с учетом медико- экономических стандартов.
- Участники Великой Отечественной войны имеют право на внеочередное получение медицинской помощи.
- Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, с учетом согласия этого врача.
- Время, отведенное на обслуживание пациента, определяется в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке (30 минут).
Терапевтические услуги:
Использование анестетиков с доказанной гипоаллергенностью. Безопасное применение у пациентов группы риска.
Профилактика кариеса:глубокое фторирование зубов, герметизация фиссур (материалами импортного производства).
Эстетические реставрации с улучшенной устойчивостью к износу. Применение универсальных нанокомпозитных материалов, высоконаполненных композитов для реставрации боковых групп зубов.
Долговечные реставрации сильно разрушенных зубов с помощью стекловолоконных и композитных внутрикорневых систем.
Изготовление ретейнеров ( адгезивных протезов) в случае малых дефектов зубного ряда.
Изготовление виниров.
Реконструкция зубных рядов.
Изменение цвета и формы зубов.
Стерилизация корней зубов с помощью гидроокиси Сu – Ca (методика «депофореза» Германия).Такой зуб становиться стабильным, выполняющим все свои функции, в том числе функцию опоры под мостовидный протез.
Лечение осложненных форм кариеса с использованием новейших эндодонтических технологий.
Обтурация корневых каналов методом вертикальной конденсации горячей термопластифицированной гуттаперчи, система «Термафил».
Методики озонотерапии для стерилизации корневых каналов и обработки кариозных полостей.
Цифровые рентгенологические методы диагностики, обеспечивающие точность диагноза и качество лечения. Мы заботимся о снижении лучевой нагрузки наших пациентов.
Хирургические услуги:
Лечение воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области;
Вскрытие абсцессов и флегмон;
Удаление зубов любой сложности, удаление «зубов мудрости»;
Проводятся все виды амбулаторных операций:
— удаление опухолей челюстно- лицевой области,
— удаление кист,
— зубосохраняющие операции: резекция верхушек корней, гемисекция, реплантация,
— хирургическое лечение заболеваний пародонта;
— реконструктивные операции на слизистой полости рта и костной ткани челюстей, вестибулопластика,
пластика уздечек губ и языка,
Применение современных остеопластических материалов импортного производства;
Операции дентальной имплантации, позволяющие восстанавливать дефекты зубных рядов без обтачивания здоровых зубов, а также осуществлять протезирование при полном отсутствии зубов;
Все хирургические манипуляции проводятся под обезболиванием с применением современных, гипоаллергенных анестетиков как импортных, так и отечественного производства.
Ортопедические услуги:
Протезирование дефектов зубных рядов современными конструкциями с учетом индивидуальной переносимости материалов.
Изготовление бюгельных протезов с замковыми креплениями. Бюгельное зубное протезирование – как альтернатива частичному съемному пластиночному протезу.
Микропротезирование, изготовление керамических вкладок, виниров, безметалловой керамики.
Металлокерамические протезы (в том числе изготовление на имплантатах).
Съемное протезирование по современным технологиям.
Изготовление современных зубных протезов только из самых прочных, гибких и безопасных материалов.
Шинирование подвижных зубов.
Металлокерамические конструкции с опорой на имплантаты.
Изготовление коронок, мостовидных протезов, индивидуальных абатментов из диоксида циркония.
Пародонтология и стоматология профилактическая:
Терапевтические методы лечения: обучение гигиене и контроль гигиенического ухода за полостью рта, противовоспалительное лечение.
Хирургические методы лечения включают: кюретаж патологических зубодесневых карманов, лоскутные операции, гингивопластику, вестибулопластику.
Освоена и внедрена техника шинирования подвижных зубов с применением искусственных нитей и композитных материалов.
Применяется техника хирургических операций по поводу заболеваний пародонта с использованием остеопластических материалов.
Комплексное лечение пародонта складывается из нескольких этапов:
Начальный: снятие воспаления посредством удаления зубного налета и камня, медикаментозного лечения пародонтальных карманов.
Хирургический этап: пластика уздечек и мягких тканей, открытый и закрытый кюретаж пародонтальных карманов, лоскутные операции.
Этап восстановления жевательной функции включает рациональное протезирование и шинирование подвижных зубов.
Поддерживающее лечение осуществляется врачом хирургом — пародонтологом (посещение врача два раза в год).
Врачи стоматологи — хирурги — пародонтологи проводят комплексное лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта.
Как получить услугу по бесплатному зубопротезированию в Подмосковье
- Нужна ли профессиональная гигиена полости рта
- Мягкий зубной налет
- Зубной камень
- Галитоз
- Развитие кариеса
- Запах изо рта — четыре причины
- Здоровые зубы и онкология
- Здоровые зубы-здоровое сердце
- Как бактерии производят неприятный запах изо рта
- Язык — источник неприятного запаха в полости рта.
- ОАО «Городская страховая медицинская компания»
- СПБ филиал ООО Страховая компания «Капитал-полис Медицина»
- АО «Медицинская акционерная страховая компания «МАКС-М» в г. Санкт-Петербурге
- СПб филиал ООО «Страховая медицинская компания РЕСО – Мед»
- Филиал ООО «Капитал медицинское страхование» в г. Санкт-Петербурге
- СПб филиал ООО ВТБ Медицинское страхование
- СПб филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ — Мед»
По сложившейся традиции бесплатно получить услуги врача-стоматолога можно в обычной государственной муниципальной больнице. Такие клиники есть почти в каждом населенном пункте. При первом посещении больницы на пациента заводят амбулаторную карту, и тем самым прикрепляют его к себе.
При повторном обращении, пациенту будет достаточно осуществить запись и прийти на прием с соответствующими документами.
В каждой клинике должна быть предоставлена информация для пациентов на видном месте. К такой информации относятся:
- перечень всех видов бесплатного лечения, которые оказывает данная поликлиника;
расписание, режим работы и номер кабинета врача-специалиста, осуществляющего прием;
- реквизиты страховых компаний (номера телефонов, адреса);
- перечень льгот, которые гарантированы гражданам государством.
К бесплатным услугам, которые может получить пациент в рамках ОМС относятся:
- консультация, прием и осмотр квалифицированным врачом – стоматологом;
- лечение кариеса, пульпита, пародонтоза и прочие заболевания;
- если в ротовой полости имеется абсцесс, то его можно бесплатно вскрыть;
- если боль зуба вызвана сломанным корнем, то такое лечение тоже будет проводиться на бесплатной основе;
- лечение и профилактика заболеваний слюнных желез;
- если при прорезывании зубов требуется хирургическое вмешательство;
- удаление зубных камней;
- правление вывихов челюстей;
- если требуется лечение челюстей при врожденной патологии;
- удаление зубов;
- анестезия;
- снимки с помощью рентгена, которые необходимы для успешного лечения;
- процедуры физиотерапевтического характера.
Как оказалось, что все услуги могут быть оказаны бесплатно, так за что же все- таки приходится платить? Все зависит от качества расходного материала и от его производителя. Одного пациента может устроить простая пломба, а другому этого может оказаться мало. В любом случае, решающее слово должно оставаться за пациентом. И цена за лечение будет зависеть от его желаний и возможностей.
Перечень бесплатных услуг и расходного материала всегда должен быть в регистратуре, и врач обязан предложить ознакомиться с ним!
Новшества в системе обязательного медицинского страхования с 2021 года
Простым гражданам проблемы стоматологических организаций неинтересны. Им хочется вылечить зубы. Здесь и сейчас. И желательно подешевле. У специалистов это вызывает недоумение: люди годами ходят с кариозными зубами и обращаются за стоматологической помощью лишь тогда, когда без серьёзного медицинского вмешательства, а значит, и дополнительных затрат, не обойтись.
Чтобы сохранить зубы здоровыми и избежать кариеса, лучше обойтись:
- Без перекусов
Когда вы постоянно жуёте, вы «подкармливаете» бактерии, которые всегда есть в полости рта. Возьмите за правило чистить зубы или тщательно полоскать рот после каждого даже небольшого перекуса.
- Без жевательных конфет и сладкой жевательной резинки
Кариес и его осложнения – источник хронической инфекции в организме. Список болезней, к которым она может привести, внушителен:
- менингит,
- синусит (фронтит, гайморит, этмоидит)
- аллергические реакции в хронической форме
- воспаление перегородки сердца (эндокардит)
- воспалительные заболевания почек
- воспалительные заболевания желудочно-кишечного тракта
- воспалительные заболевания суставов
-
Не даёт вам умереть в случае острого состояния.
-
Не даёт вам стать инвалидом из-за развития серьёзного заболевания.
-
Покрывает единичные особо дорогие операции вроде нейрохирургии, замены суставов или аортокоронарного шунтирования.
-
Обеспечивает приемлемый уровень здоровья максимальному количеству граждан.
-
Обеспечивает бесплатно дорогими препаратами отдельные группы: гормон роста — детям, инсулин — диабетикам, моноклональные антитела — людям с ревматизмом.
ОМС — это конвейер, который оперирует условными цифрами заболеваемости на 100 000 населения. Его задача в первую очередь не дать вам умереть или получить какую-то тяжёлую инвалидность, после которой вы не сможете работать и платить налоги. В его задачи не входит комфортная анестезия, эстетические разрезы, приятная музыка в холлах и отсутствие очередей.
Поэтому он такой некомфортный в случае простых и недорогих заболеваний. В этом случае намного приятнее воспользоваться ДМС или даже оплатить приём самостоятельно.
Как получить налоговый вычет за лечение зубов
ОМС в стоматологии — это совершенно отдельная история. Даже во времена СССР бюджет покрывал только самое необходимое, а остальное оплачивалось пациентом при необходимости. С одной стороны, ОМС условно гарантирует, что вы не будете страдать от острой зубной боли. С другой — вам могут просто вырвать этот зуб и тем самым решить проблему. И неважно, что с применением микроскопов, дорогого оборудования и больших затрат времени, зуб можно было бы спасти. В условные 217 рублей 37 копеек, выделенные на решение вашей проблемы, это не втискивается. Поэтому надо сразу понимать, что ОМС-стоматология в чистом виде сделает так, чтобы не болело и обеспечит кое-какое жевание страшноватым акриловым протезом.
В терапевтической стоматологии всё не сильно лучше. На приём выделяется совершенно мизерная сумма в районе 150-200 рублей, которая не покрывает даже нормальные базовые расходные материалы российского производства. Сейчас уже как-то отошли от жутких цинк-фосфатных и цинк-эвгенольных цементов, которые чуть ли не через месяц благополучно выпадали. Но альтернатива из дешёвых химических композитов тоже не сильно лучше. Химический композит — это материал типа паста-паста. То есть вы на специальном блокноте или стекле вначале замешиваете два компонента, а потом в течение пары минут должны героически вылепить пломбу. Через несколько минут материал затвердеет, и излишки придётся только спиливать. Обычно врач на потоке, конечно, как-то адаптируется, но чаще всего получается страшно и нефункционально. Про точное моделирование анатомии зуба можно забыть. Не выпадает и ладненько. Мне это очень напоминает посещение фантомного класса, где обучаются врачи различных специальностей. У меня было немного времени, и я попробовал удалить аппендикс на симуляторе эндоскопических операций. Ощущения неимоверно крутые, но в итоге всё это вылилось в соревнование с коллегой на скорость. Через 10 попыток я в итоге победил, удалив виртуальный аппендикс за 2,5 минуты, и всего с тремя прижжёнными кровотечениями в печени. К сожалению, есть ощущение, что вечная перегрузка врачей и жёсткие временные рамки ОМС в итоге приводят к чему-то подобному и в стоматологии.
Лечение каналов тоже отдельная история. Нормальный канал чаще всего похож на корневую систему растения. Главный канал довольно широкий, но у него есть куча очень тонких боковых ответвлений, куда нельзя влезть инструментом напрямую. В норме вы должны по 40 шприцов тёплого гипохлорита натрия влить в каждый канал, прикрываясь пылесосом и коффердамом. А потом так же всё промыть стерильным физраствором. Потом нередко нужно в каждый канал положить гидроксид кальция. Это очень долго по времени. Поэтому типовой вариант по ОМС заключается в мумифицировании остатков мягких тканей в канале зуба. Вам неинтересно, есть ли там боковые ответвления. Вы просто снимаете болевой синдром, убивая нервную ткань, и надеетесь, что будет достаточно только эндодонтического лечения. Как вы понимаете, это часто заканчивается хронической инфекцией в виде периодонтита и кистой в районе верхушки корня.
Профилактика — это здорово. Если вам повезло и у вас неплохая поликлиника, то там могут провести базовую гигиеническую чистку, а потом покрыть недорогим фторлаком. Фторлак мерзкий, облезает желтоватыми солёными струпьями, но небесполезен. Простой кариес, пойманный на ранней стадии под дешёвым стеклоиономером, тоже куда лучше, чем уже развалившийся зуб в частной клинике.
А ещё врачи ОМС нередко ловят онкологию во время своих осмотров. Это очень важно. Они сразу могут направить в онкологические отделения на биопсию или лечение. Из частной клиники напрямую к государственному онкологу обычно попасть не получится. Знакомому так поймали рак губы на ранней стадии. Иссекли опухоль, провели локальную лучевую терапию. В итоге всё хорошо уже спустя почти десять лет, только шрам остался.
Так что в целом, если с кем-то приключится флегмона или травма челюстно-лицевой области, то его будут ставить на ноги именно коллеги-стоматологи по ОМС. Без медицинской помощи человек не останется, а в конце лечения ему не выкатят астрономический счёт в десятки тысяч долларов.
Программы по ДМС бывают очень разные. Стоматология она не только для государства дорогая, но и для страховых. Именно поэтому этот пункт всегда описан с большим количеством исключений и оговорок. Чаще всего это co-payment — вы оплачиваете как минимум 10-15 % общего счёта самостоятельно.
В ДМС почти всегда входит профилактика. Хорошая профилактика обходится дешевле, чем лечение, поэтому страховые компании всегда включают профессиональную гигиену в свои полисы. Обычно это две профессиональные чистки в год со фторированием, которых вполне достаточно при высокой резистентности эмали, если у вас нет каких-то критических проблем с пародонтом или сопутствующего сахарного диабета, например. Профессиональные процедуры при пародонтите страховка уже часто не покрывает в нужном количестве и объёме. Собственно, ДМС в первую очередь старается исключить дорогостоящие в лечении хронические заболевания, которые принесут гарантированный убыток.
В стандартные недорогие ДМС обычно входит только неосложнённый кариес. Это когда есть дефект эмали и/или дентина, но ничего больше не затронуто. Причём дефект не очень большой.
Если кариес осложнился пульпитом или периодонтитом, то страховая компания чаще всего сразу выкатывает огромный перечень ограничений, которые чаще всего сводятся только к устранению острой боли в минимальном объёме. Не болит? Отлично. Дальше за свои деньги. Эндодонтия разрешена в самом минимальном объёме, эстетические реставрации, вкладки и коронки после лечения почти никогда в страховку не входят, так как это самая дорогая часть лечения.
Тем не менее иногда встречается ДМС, который позволяет почти все, включая имплантацию, но работает он по-другому. Стандартный ДМС у страховой относится к рисковым договорам. То есть они просят условно по 15 000 на каждого вашего сотрудника в год и обязываются их лечить. Подразумевается, что болеть будет только часть и неизрасходованных излишков хватит для обеспечения прибыли. Если все массово болеют, то страховая в убытке.
Второй вариант ДМС — депозитный. Это когда у вас солидная нефтяная компания и вы хотите обеспечить своим топовым сотрудникам максимальный уровень лечения. Естественно, что вы понятия не имеете как организовывать медицинскую помощь и куда с этими проблемами бежать. Для этого вы приходите к страховой и говорите, что вот вам депозит, в рамках которого вы будете лечить наших сотрудников. Страховая тут не несёт рисков и работает как управляющая компания в вашем доме, организовывая лечение. Вот с такими ДМС к нам приходили за полноценным лечением с имплантацией и ортопедией. Но это скорее исключение.