Изменения в транспортной накладной 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в транспортной накладной 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Транспортная накладная — это первичный документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. Она подтверждает реальность сделки и расходы на перевозку. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки.

Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.

Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.

Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную. С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.

В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.

Транспортные накладные составляют на бумаге в трех экземплярах — по одному для каждого участника перевозки: грузополучателя, грузоотправителя и транспортной компании. Все экземпляры должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика.

Транспортная накладная формируется на каждую машину. Если в один автомобиль погрузили несколько партий груза, будет достаточно одной накладной. Но если одну партию распределили на несколько машин — понадобится накладная на каждый автомобиль.

Накладную составляет грузоотправитель, а во время провоза ее дополняет перевозчик. Получатель вносит свои данные на приемке груза. В итоге в составлении документа принимают участие три стороны.

Есть несколько общих правил, которых все должны придерживаться при работе с транспортной накладной:

  1. Чтобы накладная подтверждала расходы, в ней должны быть заполнены: дата, данные грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, размер провозной платы. В разделах 6, 7, 15, 16 должны быть наименования должностей, подписи и расшифровки подписей.
  2. Печать на транспортной накладной не нужна, но ее наличие ошибкой не будет.
  3. В строках можно ставить прочерки, если для их заполнения нет информации. Разделы с отметкой «при необходимости» заполнять не обязательно (п. 10 Правил перевозок груза автомобильным транспортом, Письмо Минтранса России от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).

Далее подробно разберем порядок заполнения каждой из сторон.

Минтранс разработал новую форму транспортной накладной

При погрузке водитель перевозчика ставит свою подпись в разделе 6 «Прием груза», а при разгрузке — в разделе 7 «Сдача груза». Перевозчик самостоятельно заполняет разделы 8-11, 13, 15 и 16. При необходимости можно заполнить разделы 12, 14 и 17.

Раздел 8 «Условия перевозки». Здесь перевозчик прописывает, когда груз можно считать утраченным, размер платы за хранение в терминале, размеры штрафов за невывоз груза, задержку транспорта и пр. Часто его оставляют пустым — это значит, что все условия определяются по общим правилам Устава автомобильного транспорта.

Раздел 9 «Информация о принятии к исполнению». В разделе проставляется дата приема заказа, ФИО и должность принявшего и его подпись. У перевозчика есть три дня на рассмотрение заявки грузоотправителя.

Грузополучатель должен заполнить раздел 7 «Сдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:

  • дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
  • описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
  • массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
  • количество грузовых мест.

Состояние груза, его массу и количество занятых мест можно не проверять, если все приехало на исправном закрытом транспортном средстве, в контейнере и с пломбами. При повреждении или отсутствии пломб проверка обязательна, как и при нарушении сроков доставки скоропортящихся грузов (п. 9 ст. 15 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Приемку груза подтверждает представитель получателя, он ставит свою подпись, ФИО и должность.

В проекте приказа ФНС содержится электронный формат транспортной накладной и других перевозочных документов. Для транспортной накладной в электронном формате разработчики предусмотрели 4 файла обмена. Кроме транспортной накладной, в проекте приказа содержатся документы:

  • электронный заказ-наряд;
  • электронная сопроводительная ведомость.

В транспортной накладной в электронной форме предусмотрены 4 обязательных файла обмена.

Утвержденный файл обмена информацией грузоотправителя будет содержать сведения:

  • об участниках перевозки;
  • о существенных условиях договора перевозки;
  • о поданном под погрузку транспортном средстве и его водителе;
  • о грузе и сопроводительных документах на него;
  • о фактических обстоятельствах предъявления груза к перевозке и погрузки груза в транспортное средство;
  • УКЭП грузоотправителя.

В файле обмена информацией перевозчику необходимо будет указывать сведения:

  • о приеме груза к перевозке, состоящей из дополнительных к информации грузоотправителя сведений перевозчика в отношении принятия вверяемого груза и фактических обстоятельств погрузки груза в транспортное средство;
  • УКЭП перевозчика.

Предусмотрен файл обмена информацией грузополучателя со сведениями о приеме груза от перевозчика и характеристиках принятого груза и обстоятельствах приемки. И четвертый файл обмена перевозчика — о выдаче груза грузополучателю (лицу, правомочному на получение груза) с дополнительной информацией о выдаче вверенного ему грузоотправителем груза и фактических обстоятельствах такой выдачи сведений перевозчика в отношении груза, выданного грузополучателю.

Число разделов новой формы уменьшится с 17 до 12.

Разделы транспортной накладной

до 01.03.2022

после 01.03.2022

1. Грузоотправитель

1. Грузоотправитель

1а. Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости) 1а. Заказчик услуг, связанных с перевозкой груза (при наличии)
2. Грузополучатель 2. Грузополучатель
3. Груз 3. Груз
4. Сопроводительные документы на груз 4. Сопроводительные документы на груз (при наличии)
5. Указания грузоотправителя 5. Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки
6. Прием груза 6. Перевозчик
7. Сдача груза 7. Транспортное средство
8. Условия перевозки 8. Прием груза
9. Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению 9. Переадресовка (при наличии)
10. Перевозчик 10. Выдача груза
11. Транспортное средство 11. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков (при необходимости)
12. Оговорки и замечания перевозчика 12. Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)
13. Прочие условия
14. Переадресовка
15. Подписи сторон
16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (при необходимости)
17. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков

Сведения из разделов, которые исключили из состава транспортной накладной, размещены в оставшихся разделах. К примеру, данные раздела 12 «Оговорки и замечания перевозчика» прежней ТН перекочевали в раздел 10 «Выдача груза», а сведения из раздела 13 «Прочие условия» — в раздел 7 «Транспортное средство».

Детали отличий прежней транспортной накладной от новой в следующем разделе.

Перечислим основные отличия новой ТН от прежней формы:

  • в разделах 1, 1а, 2 и 6 при указании данных физлица вместо ИНН можно указывать паспортные данные (в остальном порядок заполнения прежний;
  • в разделах 4, 9, 11 и 12 появилась оговорка о том, что их заполнение производится при необходимости (при наличии);
  • в разделе 5 нужно указывать дополнительные сведения (маршрут перевозки, дату и время доставки груза, контактные данные лиц, по указанию которых может происходить переадресовка), а сведения о характеристике транспортного средства в данном разделе указывать не нужно — эту информацию требуется отражать в заказе (заявке) на перевозку грузов;
  • в разделе 7 добавили тип владения «совместная собственность супругов», а также набор новых сведений: реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга) и реквизиты спецразрешения и маршрут движения для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз;
  • в разделе 8 нужно будет указывать новые данные: реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия, а также наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним;
  • в разделе 10 появится новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т. д.

Еще об одном важном изменении в форме новой ТН подробнее расскажем в следующем разделе.

Путевые листы и транспортные накладные переводят в электронный вид

Некоторые документы, необходимые при перевозке грузов, можно будет оформить в электронном виде. Соответствующие изменения внесены в Устав автомобильного транспорта, утв. Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее – Устав).

Речь идет о таких документах, как:

  • транспортная накладная;
  • заказ-наряд;
  • сопроводительная ведомость.

С 1 января 2022 года перечисленные документы необязательно оформлять на бумаге – они могут быть сформированы в электронном виде в государственной информационной системе электронных перевозочных документов (далее – ГИС ЭПД). Для этого грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи и фрахтовщики должны заключить соответствующий договор с оператором ГИС ЭПД. Организации, являющиеся операторами ГИС ЭПД, будут включены в специальный реестр, формировать и вести который будет Минтранс России. Требования к организациям, которые желают стать оператором системы, и порядок приема заявок на включение в реестр, а также основания исключения из него прописаны в Уставе (новая статья 18.1). Реестр будет опубликован в открытом доступе на сайте Минтранса.

Правила оформления и применения электронных перевозочных документов прописан в новой статье 18.1 Устава. В соответствии с этой нормой порядок обмена электронными перевозочными документами и порядок их направления в ГИС ЭПД должны быть установлены Правительством России. Такие правила закреплены в постановлении Правительства России от 21.12.2020 № 2200.

Формы и форматы электронных перевозочных документов будут утверждены позднее. Об их утверждении мы сообщим дополнительно.

Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления.

Среди новшеств в бланке можно отметить:

  • новые поля, которые нужно заполнять, если грузоотправитель является экспедитором (например, нужно дополнительно указать реквизиты юрлица — заказчика перевозки);
  • в разделе «Прием груза» отражают сведения о лице, от которого забирается груз;
  • нужно указывать код типа владения транспортным средством (собственность, аренда или лизинг);
  • скорректирован раздел, в котором отражают стоимость услуг перевозчика.

В письме от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС Минтранс указал, что все поля транспортной накладной обязательны к заполнению, за исключением случаев, когда информация имеет отметку «(при необходимости)».

В обновленной форме Минтранс предлагает учесть новые правила перевозки грузов и закрепить обновленный порядок оформления или формирования транспортной накладной. Раздел со стоимостью перевозки расширят. Грузоперевозчики должны будут его заполнять, если ТН используют как первичный документ. В раздел включат новые графы для указания:

  • стоимости услуг перевозки без налога;
  • налоговой ставки;
  • суммы налога, предъявляемого покупателю;
  • стоимости услуг перевозки с налогом.

Транспортная накладная — учетный документ, подтверждающий перевозку товаров. На ее основе производится расчет с транспортной компанией. После введения ЭТрН компании смогут получить целый ряд преимуществ.

  • Основной плюс — прямая финансовая выгода и экономия для компаний. Стоимость транзакции почти равна стоимости бумаги, которую используют при формировании накладной без учета расходов на печать, ФОТ, повторное восстановление, курьерские услуги, архивацию и штрафы за потерю бумажных документов.

  • Быстрое получение оплаты от контрагентов за перевозки грузов. Обычно оплата поступает с отсрочкой платежа, и к этому времени прибавляется срок доставки бумажной накладной — до двух недель. Доставка ЭТрН занимает считанные минуты.

  • Документы всегда доступны: их можно формировать, редактировать и корректировать из любого места.

  • Обеспечивается прозрачность бизнес-процессов для участников и государства. Перемещение заказа благодаря ЭТрН легко отследить на всех этапах даже при сложных маршрутах и транспортировках сборных грузов. Хранятся электронные документы в единой базе, доступ к которой есть как у федеральных органов исполнительной власти, так и у самих участников бизнес-процесса: грузоотправителей, транспортных компаний и грузополучателей.

  • Быстрый поиск документов. Проведенный анализ показывает, что при запросах от партнеров и фискальных органов в среднем три часа тратится на поиск в архиве нужного документа. Фильтры электронного архива позволяют найти нужный документ за минуту.

  • Полностью исключен риск потери документов и необходимости повторного восстановления, что в некоторых компаниях может достигать от 5 % до 25 %.

Несомненно, хватает и недостатков, и барьеров, которые могут замедлить внедрение ЭТрН. Среди них:

  • Психологический барьер работы с ЭТрН: в цепочке три участника, а многие компании пока только стремятся поменять привычный образ ведения документооборота.

  • Многие законодательные инициативы находятся на уровне проектов. Они будут приняты в 2021 году и вступят в силу в 2022. Этот аргумент слабеет день за днем: уже сейчас принято два, а на стадии проектов находятся еще пять нормативно-правовых актов, регулирующих работу с ЭТрН.

  • Для внедрения и использования ЭТрН пока не настроен роуминг между операторами. Сейчас требуется, чтобы все три участника цепочки работали с одним оператором. Однако данный вопрос также решится до конца 2021 года.

  • Участников цепочки много, а по прошлому опыту мы понимаем, что при таком количестве коммуникационных связей сложно работать с новым продуктом. В данном вопросе TerraLink и Docrobot на основании анализа рынка выработали систему работы по проектному управлению и готовятся запустить несколько пилотных проектов.

1 января 2021, после завершения эксперимента Минтранса с ЭТрН, в силу вступило, Постановление Правительства «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ», в которое вносятся понятия: «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость».

С 1 января 2022 года вступает в силу Федеральный Закон № 336-ФЗ от 02.07.2021 «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской̆ Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской̆ Федерации» и Федеральный̆ закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Оператором системы определён Минтранс России, на этапе разработки находится ГИС электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). С учётом накопленной практики добровольного применения ЭТрН, Минтранс планирует подготовить предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года. Если в 2022 году начнется плавное внедрение ЭТрН в логистические процессы компаний, то с 2023 года это станет уже обязательной нормой. Таким образом, у участников перевозочного процесса будет возможность поэтапного перехода к цифровому документообороту.

Сейчас в России сформировано несколько рабочих групп, объединяющих участников по различным признакам: вокруг бизнес-сообщества, операторов ЭДО и перевозчиков. Все они взаимодействуют с государственными ведомствами, передавая им мнения, пожелания и проблемы, возникающие при внедрении электронной транспортной накладной. Представители государственных органов анализируют обратную связь и пытаются сформировать корректные бизнес-процессы.

Запустив процесс цифровизации в транспортно-логистической сфере, Минтранс приводит ее работу к высокому, современному, технологическому уровню. Даже если пока не все компании готовы к переходу на цифровой документооборот, им рекомендуется рассмотреть те преимущества, которые он дает. Введение электронного документооборота существенно облегчит работу как грузоперевозчиков и логистов, так и компаний, которые отправляют и получают грузы.

Актуальность перехода на ЭТрН в рамках определенного государством промежутка времени по добровольному внедрению каждый бизнес определит сам для себя, исходя из масштабов перевозок. TerraLink и Docrobot рекомендуют начать переходить на электронный обмен данными при заказах и отгрузках до вступления обязательных требований. Это позволит своевременно научиться взаимодействовать с партнёрами и операторами ЭДО, а также навести порядок со своими базами данных.

Более того, внедрение ЭТрН сейчас исключит риск попадания в очереди для интеграции и подключения к операторам ЭДО, а он высок. С учетом требований к операторам ЭТрН в Проекте приказа Минтранс «О порядке ведения реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов» и в изменениях ФЗ № 336-ФЗ от 02.07.2021 на рынке останется не более 10 операторов. Объем рынка довольно серьезный, а количество участников логистической цепочки поставок по официальным данным более 50 тысяч. Вопрос о том, как 10 операторов за 18 месяцев смогут интегрировать всех перевозчиков с грузоотправителями и грузополучателями, остается открытым.

Что же делать компаниям, которые только планируют оцифровать ЭТрН? Собрали несколько коротких советов:

  • Выбрать оператора электронного документооборота. Обратиться за экспертизой и получить консультацию профессионалов, участвующих в рабочих группах и занимающихся внедрением ЭТрН. У большинства операторов уже выстроены дорожные карты действий для внедрения ЭТрН и есть готовые решения.

  • Описать процессы перевозок в компании. Чтобы перейти к использованию ЭТрН, потребуется описать текущие процессы перевозок и определить участников, с которыми можно начать внедрение, и которые будут подписывать документы УКЭП. Важно, чтобы первая цепочка сформировалась с участниками, с которыми есть постоянный объем грузоперевозок.

  • Передать информацию об учётной системе для оценки интеграции. Если компания уже выбрала оператора, стоит сообщить ему, с какой учетной системой планируется работать. Это позволит оценить сроки и стоимость внедрения ЭТрН. В случае с TerraLink и Docrobot прикрепляется персональный менеджер, который ведет компанию по налаженной дорожной карте и предоставляется интеграционная платформа для работы с электронными документами в интерфейсе учетной системы.

  • Интегрироваться и проходить тесты. На этом этапе компания уже готова для подключения других участников, когда начнется этап массовых подключений.

Автоперевозки переведут на электронные накладные.
С 01.01.2022 г. вступит в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

В электронном виде будут следующие транспортные документы:

  • накладные,
  • заказ-наряды,
  • сопроводительные ведомости.

Грузоотправители и грузополучатели, перевозчики, фрахтователи, фрахтовщики должны будут заключить договоры с оператором информационной системы. Операторов включат в специальный реестр. Они должны иметь в собственности расположенную на территории России телекоммуникационную инфраструктуру и аппаратные средства электронной подписи.
Оператор будет обязан обеспечивать бесперебойную обработку электронных документов 24*7, идентифицировать участников и обеспечивать конфиденциальность сведений. Операторы также будут направлять электронные перевозочные документы в государственную информационную систему для обеспечения межведомственное взаимодействия от ФНС до ГИБДД. Это не будет считаться нарушением конфиденциальности.

Порядок обмена безбумажными транспортными документами и содержащимися в них сведениями, а также порядок их направления установит правительство.
Система электронного документооборота (далее — ЭДО) для транспортной документации позволит увеличить скорость бизнес-процессов в логистике и грузоперевозках, по предварительным оценкам специалистов – в 6 раз. До 2022 года сроки доставки товаров по России и из России сильно тормозил большой бумажный документооборот, так, в 2020 г. количество документов для автоперевозок перевалило за 3 млрд. шт. К примеру, если один автомобиль посещает за день 15 — 17 точек доставки, то водитель может возить с собой до 200 — 300 бумажных накладных.
Каждый документ требовал «живых» подписей грузоотправителя и грузополучателя, доверенностей и прочего. Теперь нововведение должно облегчить жизнь всех участников перевозок грузов.
Принятию решения по ФЗ предшествовал стартовавший 01.10.2020 г. месячный эксперимент по ЭДО в автоперевозках в России. Такие перевозчики как ПЭК и операторы ЭДО тестировали обмен в электронном виде транспортными накладными и путевыми листами. В ходе эксперимента были обыграны различные сценарии: перевозка с заменой водителя в рейсе, а также перевозка с заменой точки выгрузки на маршруте, старт рейса ночью и т.д. В результате выявились замечания:
— нужно обеспечить техническую возможность работы с электронными документами (предоставить смартфон, планшет, ноутбук).
— нужно предусмотреть план действий при невозможности технического устройства обеспечить ЭДО.
Также желательно заранее иметь опыт взаимодействия с партнерами через ЭДО.

  • Товары из ДНР и ЛНР допускаются к госзакупкам как отечественные16/11/2021
  • Тоджиксодиротбанк задерживает поставки сельхозтехники в Таджикистан20/10/2021
  • Казахстанские импортеры обязаны заполнять СНТ с 01.10.202120/09/2021
  • Почта России будет сотрудничать с РЖД для сборных перевозок16/09/2021
  • За первое полугодие 2021 г. ФТС доначислил 14 млрд.руб.11/08/2021

С 1 января 2022 года электронные перевозочные документы приравняются к бумажным. Сейчас компании могут использовать электронные накладные, но взаимодействие с государством происходит по-прежнему в бумажном виде. Компании сами выбирают, переходить на ЭТрН или нет.

Транспортную накладную теперь можно составить:

— в бумажном виде в 3 экземплярах для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;

— в электронном виде, подписанном УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью).

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Просим Вас дать разъяснение по изменениям касающихся оформления ТТН согласно приказу №307 от 16 июня 2021г.

У нас деятельность связана с дистрибуция товаров и согласно наших договорных отношений с доставкой до конечного потребителя: (мелких магазинов, супермаркетов, торговых сетей, АЗС). Для этого у нас есть разные марки авто грузоподъемностью от 4 до 16 тонн. В каждой машине сборный груз: минимум 20 супермаркетов и АЗС в день.

Необходимо ли нам оформлять ТТН? Если да то как именно: на каждый супермаркет отдельно?

Полезно

  • Выписка ТТН и путевого листа в электронном виде в системе ЕСУТД: обязательство или возможность?
  • Утверждены сведения для заполнения ТТН и путевого листа (изменения в Правилах перевозок грузов автотранспортом);
  • Единая система учета транспортных документов (электронные ТТН и путевые листы);
  • Инструкция пользователя по работе в система учета транспортных документов.

Эксперимент по использованию ЭТрН был начат Минтрансом еще в 2018 году. Его решили проводить на автомобильном транспорте, так как этот вид перевозок является самым востребованным в России. Цель создания ЭТрН — облегчить и ускорить взаимодействие по документам между участниками перевозок и государством и обеспечить безопасность этого взаимодействия.

Также ЭТрН нужна для:

  • подтверждения заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги;
  • подтверждения расходов на транспортные услуги для уменьшения налоговой базы.

Основным отличием документа от привычной транспортной накладной станет ее носитель. Документ перестанет существовать в бумажном виде, участники перевозки смогут передавать ее через информационные системы и в них же их обрабатывать.

Это позволяет получить несколько выгод:

  1. 1 ускорение документооборота (не нужно будет тратить время на пересылку документов и их обработку участниками перевозки, что еще влияет и на скорость оплаты перевозок);
  2. 2 доступ из любого места;
  3. 3 мгновенное внесение правок (в отличие от бумажной транспортной накладной не придется восстанавливать документы и пересылать их оригиналы между участниками перевозки для корректировок);
  4. 4 исключение риска утери и порчи бумажных документов;
  5. 5 отсутствие потребности в архивах (ЭТрН не нужно физическое место для хранения).

Работа с ЭТрН проводится через операторов ЭДО. Так как ЭТрН будет иметь единый формат для всех операторов ЭДО, то проблем во взаимодействии между участниками перевозок, если они работают с разными операторами, возникнуть не должно. Для полноценного использования ЭТрН пока что еще есть «подводные камни». Например, отсутствует судебная практика в отношении споров при использовании ЭТрН, отработаны еще не все сценарии перевозок и развития ситуаций, не до конца готовы регламенты и и инструкции по использованию ЭТрН.

Еще в начале эксперимента были созданы несколько рабочих групп, которые курировали каждую из сторон процессов: бизнес-сообщества, перевозчиков и операторов ЭДО. Их задачами являются тестирование системы, передача государственным ведомостям информации о возникающих проблемах, пожеланий и мнений. Государство в свою очередь на основании этой обратной связи вносит корректировки для совершенствования системы. Этот процесс пока не завершен.

С 1 марта 2022 года изменится форма транспортной накладной

Так как обязательного использования ЭТрН пока что нет, то стандартные бумажные транспортные накладные еще не отменены и их использование обязательно. ЭТрН можно использовать параллельно с бумажными, так как обмен ими между участниками перевозки уже возможен и он значительно ускоряет и облегчает процессы.

Проводились успешные эксперименты по проверке ЭТрН на постах ГИБДД, но на данный момент не все посты ГИБДД оборудованы системой для контроля перевозок по ЭТрН.

В него входят товарно-транспортная накладная для авто категории N3 и путевой лист для автомобилей категория N3, М2, М3.

Категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов. Технически допустимая максимальная масса — более 12 тонн.

Категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса не превышает 5 тонн.

Категория М3 — nранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн.

Самые важные изменения — о статусе транспортной накладной и заявке на перевозку. Закон не препятствует устной форме договора перевозки, но ее невозможно оцифровать. Введение электронных форм транспортной накладной и заявки приводят к потребности четко показать их статус. В законодательстве ряда европейских стран статус накладной обозначен в названии параграфа: «Доказательная сила транспортной накладной». Но различия в законодательствах не позволят перенести такую формулировку в нашу страну. Тем не менее, возможен компромиссный вариант:

«Транспортная накладная, подписанная грузоотправителем и перевозчиком, является подтверждением заключения договора перевозки груза, приема перевозчиком груза, соответствии количества, состояния, маркировки, принятого к перевозке груза сведениям в транспортной накладной.

В транспортную накладную могут вноситься обоснованные сведения, указывающие на отсутствие у перевозчика средств, необходимых для проверки состояния, количества, маркировки принятого к перевозке груза».

В европейском варианте «подтверждение» заменено на более существенное «доказательство». Серьезное дополнение — обоснованность оговорок, которые может вносить перевозчик и прямое указание на отсутствие возможности проверить, например, упаковку груза при погрузке. В случае возникновения разногласий при сдаче груза по окончании перевозки прямые указания на невозможность оценки подготовки груза к перевозке при его приеме помогут перевозчику отстоять свои права. Анализ судебных дел говорит о необходимости прямых указаний.

Чтобы понять логику двух следующих поправок, перенесемся к Заказу (заявке). В проекте по Заказу (заявке) появилась хорошая ссылка на ст. 429 ГК РФ. Анализ разбора судебной практики говорит, что ссылки на ГК РФ недостаточно, поэтому возникает необходимость прямо указать: «Заказ (заявка) на перевозку грузов является предварительным договором. Подписание Заказа (заявки) не означает принятие груза и ответственности за него перевозчиком в соответствии со статьей 796 ГК РФ» и кроме этого, отсечь посредников и некоторую часть злоумышленников, заинтересованных в воровстве перевозимого груза: «Заказ (заявка) к перевозчику может быть только от грузоотправителя». Этим предложением многие недовольны. «Покупатель лишается возможности выступить заказчиком перевозки!», — воскликнут многие юристы. «Покупатель приобретает товар у продавца и не может сам заказать перевозку». Поясним отличия. В транспортную накладную вносятся данные не товара, а груза. В ней нет «покупателя» и «продавца», а есть «грузоотправитель» и «перевозчик». При необходимости перевозки «покупатель» может стать либо «клиентом», либо «грузоотправителем» и передать свой груз для перевозки «экспедитору» или «перевозчику», подготовив перед этим «товар» к перевозке, который после этого становится «грузом».

Если Заказ (заявка) — предварительный договор, то у многих возникает вопрос: что же тогда является непосредственно договором перевозки? Цифровизация диктует требование написать в «Правилах перевозки грузов» цитату из судебных решений: «Транспортная накладная, обладает всеми существенными условиями и является договором перевозки».

Подтверждение этого предложения находится в формулировке проекта: считать договор перевозки заключенным с момента погрузки груза грузоотправителем в транспортное средство перевозчика и заполнения обеими сторонами пункта 8 транспортной накладной. Похвально желание законодателя выделить момент «погрузки груза грузоотправителем», удовлетворив массовые просьбы перевозчиков лишить их ответственности за погрузку, крепление груза и заодно за соблюдение нагрузок по осям транспортных средств. Однако, формулировка «с момента погрузки груза» противоречит ст. 433 ГК РФ, п.8 ст. 11 ФЗ-259 «Устав автомобильного транспорта» и, соответственно, части условий поставки, поэтому логичнее: «Договор перевозки считается заключенным, а груз вверенным перевозчику с момента передачи груза (имущества) в соответствии с п.2 ст. 433 ГК РФ и подписи договора представителями грузоотправителя и перевозчика».

В начале года много копий было сломано по вопросам заполнения транспортной накладной. Проект изменений, пожалуй, не разрешил основные из них.

Иногда логика этих изменений вызывает улыбку. Примерно так произошло с разделом 1а транспортной накладной. На сегодняшний день раздел 1а обозначен, как «Клиент». Такое понятие в Главе 40 ГК РФ «Перевозка», к которой относится транспортная накладная, отсутствует. «Клиент» — персонаж из Главы 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция». В проекте изменений предлагается назвать этот раздел накладной «Заказчик». Просто и понятно, к чему крючкотворство?! Однако, подмена понятий — один из основных инструментов криминальных схем. Понятия «Заказчик» также нет в Главе 40 ГК РФ. Оно из Главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Ситуация с нумерацией Глав ГК напомнила отрывок из известного стихотворения, посвященного артиллерии: «Недолёт. Перелёт. Недолёт. По своим артиллерия бьёт».

Во-первых, это документ, который обладает юридической силой, несмотря на то, что на нем отсутствуют подписи и печать (в транспортной накладной в электронном виде данные реквизиты заменяет ЭЦП). Формат электронной транспортной накладной утвержден Постановлением Правительства РФ (внесены соответствующие изменения в правила осуществления перевозок автотранспортом).

Основной функцией ЭТрН является подтверждение:

  • Наличия заключенного договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг;
  • Осуществления расходов на доставку товара для корректного начисления налогов.

Электронная транспортная накладная отличается от бумажной версии способом хранения и передачи. Первую можно отправлять и получать по телекоммуникационным сетям, а вторую – только по почте или путем личного вручения. При этом, обрабатывать и принимать к учету ЭТрН проще, поскольку в большинстве компаний учет ведется в специализированных программах.

Электронная транспортная накладная 2021 обладает следующими преимуществами:

  • Ускоренным обменом документами между участниками перевозки (это положительно сказывается на учете и расчете налогов, а также снижает сроки оплаты услуг, что ведет к увеличению грузооборота);
  • Наличием возможности работать с документами в любом месте, где есть доступ к сети Интернет;
  • Оперативным внесением исправлений (нет необходимости повторно отправлять корректный бумажный документ);
  • Отсутствием риска потери или порчи;
  • Снижением расходов на аренду или обслуживание помещений по причине отсутствия необходимости в хранении бумажных носителей информации.

Электронная транспортная накладная имеет единую утвержденную Правительством РФ форму, поэтому все, кто работает на рынке грузоперевозок, будут обязаны использовать только утвержденный формат. Это существенно облегчает внедрение документа в учет и работу с ним по каналам электронного документооборота.

В процессе работы возможно использование квалифицированной и простой ЭЦП. Первая необходима для обмена документами между юридическими лицами и работы с налоговой (операторами являются Контур, Астрал и ряд других компаний). Второй тип подписи может применяться для подтверждения приемки груза. Для бухгалтерского и налогового учета документ подписанный такой подписью приниматься не будет.

Электронная транспортная накладная с 2021 года заполняется по следующим правилам:

  • Документ подтвердит расходы при наличии заполненных полей с указанием даты, сведений о грузоотправителе, грузополучателе и перевозчике, размере платы за услуги. В соответствующих разделах необходимо корректно указывать должности расшифровывать подписи.
  • Печать не требуется. Достаточно ЭЦП для подтверждения юридической силы.
  • Прочерки разрешены при отсутствии информации. Поля, в которые информация вносится при наличии необходимости, не являются обязательными.

Кто заполняет форму? Это определяется в договоре на оказание транспортных услуг. Как правило, это грузоотправитель.

Некоторые компании опасаются применять ЭТрН по разным причинам, что замедляет грузооборот. Но мы решили развеять самые распространенные мифы и попытаться убедить вас в обоснованности применения электронных дкоументов.

Порядок обмена описываемыми документами в электронном виде утвержден Правительством РФ. Возможность использования телекоммуникационных каналов для обмена документами в рамках бухгалтерского и налогового учета зафиксирована Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (при наличии необходимых реквизитов). Электронная транспортная накладная 2021 соответствует всем требованиям нормативных актов, подписывается ЭЦП, поэтому обладает юридической силой и может приниматься к учету. Таким образом, ЭТрН полностью легитимна.

  • Регламент ГИБДД 2021: новые поправки — 05/08/2021
  • ГИБДД будет снимать нарушителей с дельтапланов — 05/08/2021
  • Скрытые патрули будут провоцировать водителей? — 05/08/2021
  • Когда упростят оформление ГБО? [+видео] — 05/08/2021
  • Штрафы с камер за ремень: 4 главных вопроса — 03/08/2021
  • Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
  • Экзамен на права 2021: 7 важных изменений — 21/01/2021
  • Изменения для такси с 1 февраля 2021 — 20/12/2020
  • Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году? — 05/01/2021
  • Закон о такси 2021: 11 важных изменений — 06/01/2021

Мы стараемся, чтобы Единый транспортный портал был максимально удобным для Вашего использования, под рукой всегда была только самая важная и полезная информация, а сервисы — простыми и удобными. Помогите нам стать лучше, ответив всего на несколько вопросов.

Опрос займёт не более 3 минут. Он полностью анонимный, вся полученная информация статистически обработается и будет использоваться только в обобщенном виде.

30.12.2020 Пресс-служба

Правительством РФ утверждены новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 21.12.20 №2200), вступающие в силу 01.01.2021 года. Изменения по тексту Правил внесены незначительные, в основном связанные с введением электронной формы транспортной накладной, которой полностью посвящен раздел VIII Правил, и практическое применение которой наступит с изменениями п.2.1.1 Правил дорожного движения с 01.01.2022 года.

В то же время нельзя не обратить внимание, что претерпела изменение форма транспортной накладной (Приложение №4 к Правилам). В частности:

  • В пункте «1. Грузоотправитель» появилось поле для проставления отметки «является экспедитором».
  • Появился новый пункт: «1а. Клиент (Заказчик организации перевозки)», который заполняется, если в цепочке присутствует Экспедитор.
  • Пункт «6. Прием груза» дополнен уточнением: «Лицо, от которого забирается груз» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший погрузку груза в транспортное средство.
  • Пункт «11. Транспортное средство» дополнен полем для указания типа владения транспортом: собственность, аренда или лизинг.
  • Пункт «15. Подписи сторон» поменялся местами с пунктом 16, в нем осталось указание на грузоотправителя, но исключен «грузовладелец».
  • Пункт «16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» ранее был пунктом 15. Теперь в расходы перевозчика включены прочие расходы.
  • Пункты 1, 2, 10 дополнены ИНН соответствующих лиц.

Существенным отличием новой накладной является появление нового участника — «Экспедитора», а также нового порядка ее заполнения, в случае наличия посредника. При этом, способ оформления транспортной накладной напрямую зависит от того, владеет ли транспортным средством Исполнитель по договору об организации перевозки груза.
1. Если транспортное средство (п.11) находится во владении, а водитель в штате Исполнителя, то Исполнитель выступает в роли Перевозчика и заполнение накладной производится в следующем порядке:

  • Грузоотправителем (п.1) указывается Клиент по договору, п.1а не заполняется;
  • Перевозчиком (п.10) указывается Исполнитель по договору;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

2. В случае, если Исполнитель привлекает для перевозки сторонний транспорт, то данная услуга оформляется как экспедиторская:

  • Клиент по договору указывается в «п.1а» Клиент (Заказчик организации перевозки);
  • Грузоотправителем (п.1) указывается Исполнитель и проставляется отметка «является экспедитором»;
  • Перевозчиком (п.10) указывается владелец транспортного средства (п.11), с которым у Экспедитора заключен договор перевозки;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

Еще в 2021 году планировался запуск открытой цифровой платформы МВД с информацией о нарушителях правил дорожного движения. В базу данных будут загружены данные о водителях, лишённых прав, а также о злостных нарушителях ПДД.

Наличие открытой базы данных позволит проверять водителей на предмет злостных и многократных нарушений, а также лишения прав. Это будет полезно, к примеру, при приёме на работу водителей в такси, в пассажирских и грузовых перевозках.

Сервис проверки данных по водительским правам есть и сейчас — он доступен на официальном сайте ГИБДД. Однако, он позволяет только факт выдачи или лишения водительских прав — информации о нарушениях ПДД там нет. Кроме того, текущий сервис не поддерживает пакетную загрузку данных, то есть при массовом наборе водителей информацию каждого придётся проверять отдельно.

Еще с ноября 2019 года в России должна была измениться процедура прохождения медосмотра для получения водительских прав. Предполагалось, что при прохождении медосмотра на права придётся сдавать два дополнительных анализа:

  • определение наличия психоактивных веществ в моче;
  • качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.

Определение наличия психоактивных веществ в моче было призвано выявлять водителей, употребляющих наркотики. Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови – анализ, направленный на выявление хронического употребления водителем алкоголя.

Данные анализы стоят недешёво, поэтому после их введения стоимость медсправки для водителей должна была существенно вырасти.

Поэтому, Минздрав уже неоднократно откладывал эти поправки: сперва на 1 июля 2020 года, затем на 1 января 2021 года, а прямо в канун Нового года новые правила спешно отложили ещё на год – до 1 января 2022 года.

На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа об электронном взаимодействии между МВД и Минздравом. Как говорится в пояснительной записке, на сегодняшний день отсутствие информационного взаимодействия между двумя ведомствами приводит к тому, что зачастую после выдачи водительских прав у граждан выявляют медицинские противопоказания к управлению автомобилем. Однако, такие водители продолжают управлять автомобилем, подвергая себя и окружающих опасности. В связи с этим, МВД России совместно с Минздравом подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».

Согласно федеральному закону №105-ФЗ, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:

  • за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
  • за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.

Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.

Форма транспортной накладной с 2021 года

С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн).

Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».

  1. На бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика соответственно.
  2. В виде электронной транспортной накладной, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно новым правилам, при отсутствии показателей в бланке накладной можно поставить прочерк. При внесении изменений в накладную нужно указать фамилии и инициалы тех, кто внёс исправления, их подписи и дату корректировки.

Форма электронной транспортной накладной будет подготовлена и утверждена позднее ФНС, Минтрансом и Министерством цифрового развития. Чтобы обмениваться электронными версиями транспортной накладной и заказ-наряда, грузоотправителю нужно заключить соглашение об оказании таких услуг с оператором ЭДО.

  • в разделе 1 «Грузоотправитель» ставится отметка, если грузоотправитель – экспедитор;
  • добавлен раздел 1а, в котором можно указать сведения о клиенте (заказчике организации перевозки) в случае необходимости;
  • в разделе 3 «Груз» нужно указать объявленную стоимость груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;
  • в раздел 6 «Приём груза» требуется дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз, а также поставить подпись этого лица и при необходимости подпись перевозчика;
  • в раздел 11 «Транспортное средство» добавлены сведения о типе владения транспортным средством: «1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг.

Супер! Пыталась скачать примерно с 20 сайтов, нигде не дает без регистрации. А тут и форма отлично собрана и скачала без проблем.


Должны упрощать, а они всё дополняют и дополняют. Спасибо хоть, что вы ужали её до двух страниц вместо 5. Сэкономим на бумаге!


Благодарим за проделанную работу! Поддерживаю слова предыдущего комментатора — отлично сэкономим на бумаге.


Стесняюсь спросить!!!А зачем им информация в графе ТС «Тип владения»????
Им то каким боком лизинг у меня или аренда??А если у меня договор с ТК???а машина в собственности водителя и в договоре с экспедитором!!!


Министерство транспорта внесло коренные изменения в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 стало еще одним документом, усиливающим контроль государства за перевозчиками. С 2021 года в отрасли, скорее всего, внешне ничего не поменяется — экспедиторы продолжат фигурировать — уже без должных на то оснований — в транспортной накладной в качестве перевозчиков, собственники транспортных средств не станут работать “напрямую” с грузовладельцами (да-да, ИП Пупкин опять не станет полноценным партнером Coca-Cola), а за лучшие условия и ставки бороться придется в условиях жесточайшей конкуренции.

Однако, с 1 января 2022 года должна заработать государственная информационная система сведений из электронных перевозочных документов, сведения из которой фискальные органы будут получать напрямую, без истребования документов у участвующих в перевозке лиц. Налоговые инспектора будут требовать обоснования указания в транспортной накладной экспедитора качестве перевозчика. К этому стоит заранее подготовиться и согласовать с грузовладельцами новый порядок заполнения транспортной накладной.

  1. На бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика соответственно.
  2. В виде электронной транспортной накладной, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно новым правилам, при отсутствии показателей в бланке накладной можно поставить прочерк. При внесении изменений в накладную нужно указать фамилии и инициалы тех, кто внёс исправления, их подписи и дату корректировки.

Форма электронной транспортной накладной будет подготовлена и утверждена позднее ФНС, Минтрансом и Министерством цифрового развития. Чтобы обмениваться электронными версиями транспортной накладной и заказ-наряда, грузоотправителю нужно заключить соглашение об оказании таких услуг с оператором ЭДО.

  • в разделе 1 «Грузоотправитель» ставится отметка, если грузоотправитель – экспедитор;
  • добавлен раздел 1а, в котором можно указать сведения о клиенте (заказчике организации перевозки) в случае необходимости;
  • разделе 3 «Груз» нужно указать объявленную стоимость груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;
  • в раздел 6 «Приём груза» требуется дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз, а также поставить подпись этого лица и при необходимости подпись перевозчика;
  • в раздел 11 «Транспортное средство» добавлены сведения о типе владения транспортным средством: «1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг.
  • Справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии)
  • Бухгалтерский баланс
  • Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения
  • Отчет о финансовых результатах
  • Расчет по страховым взносам
  • Платежная ведомость
  • Приходный кассовый ордер
  • Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности

Ранее форма журнала учета розничной продажи алкогольной продукции и порядок его ведения были определены Приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 г. №164. Однако 27.07.2020 г. он утратил силу, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 04.06.2020 г. №183.

С 2021 года ведение журнала не требуется, поскольку факт розничной продажи теперь в обязательном порядке требуется фиксировать в ЕГАИС всем участникам рынка. Формы заявок на фиксацию в ЕГАИС факта розничной продажи (в т.ч. факта вскрытия тары) определены Приказом ФСРАР от 17.12.2020 г. №397.

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

В 2021 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:

  • Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
  • Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).
  • При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.