Аттестат аудитора как получить в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестат аудитора как получить в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Формы взаимодействия:

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Новый экзамен для аудиторов: к чему готовиться и стоит ли бояться

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).


п/п
Тематика обучения Необходимость обучения по тематике Перечень ППК СРО ААС
1 Практика аудита: программные продукты для документирования аудита и другие современные IT-технологии оказания аудиторских и связанных с ними услуг Развитие навыков оказания аудиторских услуг с использованием современных технологических решений, а также в условиях применения информационных технологий аудируемым лицом

6-2-11 Трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Практика применения на ПК (20 часов)
6-2-12 Консолидация финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Практика применения на ПК (20 часов)
6-2-30 Цифровизация учета и аудита (20 часов)
6-2-32 Практика применения МСА: принятие задания, планирование, оценка рисков существенного искажения (8 часов)
6-2-35 Практика применения МСА: оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица в рамках проведения аудиторских процедур (8 часов)
6-2-37 Практика применения МСА: отдельные практические вопросы по заданиям, обеспечивающих уверенность, отличные от аудита (8 часов)
6-2-39 Подтверждение и обеспечение уверенности в отношении нефинансовой отчетности» (20 часов)

2 Система управления качеством аудиторской организации: как выполнить требования новых международных стандартов по управлению качеством С 15.02.2022 г. вступают в действие МСК 1, МСК 2, МСА 220 (пересмотренный), которые значительно изменяют подходы к управлению качеством. Подготовка к переходу на новые МСК занимает существенное время и требует тщательной проработки

6-2-40 Международные стандарты управления качеством (4 часа)
6-2-41Практические аспекты применения международных стандартов управления качеством (8 часов)
6-3-22 Профессиональная этика аудиторов (16 часов)
6-3-23 Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (16 часов)
6-3-23/1 Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (4 часа)
6-3-28 Программа обучения в форме целевого инструктажа работников аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (8 часов)

6-3-29 Внутренний контроль в аудиторской организации. Внешний контроль качества (20 часов)
6-3-30 Практикум по применению МСА: последние изменения и актуальные вопросы (20 часов)

3

Практика применения МСА: отличные от аудита задания, регулируемые стандартами аудиторской деятельности

Совершенствование навыков применения МСА при выполнении отличных от аудита заданий, регулируемых стандартами аудиторской деятельности 6-1-09 Международные стандарты аудита (8 часов)
6-1-15 Теория и практика проведения обзорной проверки (8 часов)

6-1-15/1 Теория и практика проведения обзорной проверки (4 часа)

6-2-37Практика применения МСА: Особенности проведения аудита финансовой отчетности группы, аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения, аудита отдельных отчетов, а также отдельных заданий, обеспечивающих уверенность, отличные от аудита (8 часов)

6-2-37/1 Практика применения МСА: задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита (8 часов)

6-2-37/2 Практика применения МСА: отдельные практические вопросы по заданиям, обеспечивающих уверенность, отличным от аудита (4 часа)

6-2-38Практика применения МССУ: задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации (16 часов)

6-2-38/1 Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации (4 часа)
6-3-02 Управленческий учет (20 часов)

Чтобы участвовать в сертификации, необязательно быть членом IIA. Однако для членов стоимость подачи заявки и всех частей экзамена снижена. Актуальные на март 2021 года цены показаны ниже.

Цена для членов IIA, $ Цена для остальных кандидатов, $
Подача заявки на участие в программе 115 230
1 часть экзамена 280 395
2 часть экзамена 230 345
3 часть экзамена 230 345

Если необходимо перенести время экзамена, сделать это можно не позднее, чем за 48 часов до его начала. Заплатить за один перенос придется 75$. В случае неявки деньги не возвращают.

Квалификация CIA актуальна для специалистов, которые уже работают аудиторами и планируют дальнейший карьерный рост в этом направлении. Для тех, кто только собирается сменить специализацию, лучше выбрать курсы, где обучают всем необходимым навыкам. В этом случае хорошим вариантом сертификации будет диплом от Института профессиональных финансовых менеджеров (IPFM).

CIA IPFM: Внутренний аудит IPFM: Профессиональный внутренний аудитор
Организация, страна IIA (The Institute of Internal Auditors) — Институт внутренних аудиторов, США IPFM (Institute of Professional Financial Managers) — Институт профессиональных финансовых менеджеров, Великобритания
Для кого Для специалистов с опытом работы во внутреннем аудите Для финансовых специалистов, которые работают или планируют работать внутренними аудиторами
  1. Для финансовых специалистов, которые работают или планируют работать внутренними аудиторами
  2. Для сотрудников КРУ, отделов экономической безопасности и управления рисками
  3. Для собственников и руководителей компаний.
Требования к кандидату
  • диплом бакалавра или магистра
  • два года опыта работы во внутреннем аудите или близкой сфере
  • письменная рекомендация от сертифицированного члена CIA
Нет Нет
Срок получения диплома До 3 лет 75 дней вместе с обучением До 5 месяцев вместе с обучением
Как получить Пройти обучение самостоятельно или на курсах и сдать три части экзамена в сертифицированном центре Пройти обучение по программе «IPFM: Внутренний аудитор» и сдать онлайн-экзамен Пройти обучение по программе «IPFM: Профессиональный внутренний аудитор» и сдать 2 онлайн-экзамена. В результате соискатель получает 3 диплома IPFM
Экзамен Компьютерное тестирование.
Длительность одной части: 2 или 2,5 часа
Онлайн-экзамен.
Длительность: 2 часа
Два онлайн-экзамена
Длительность: 2 и 1 час
Стоимость экзамена 855$ за всю программу для членов IIA;
1 315$ для остальных претендентов.
120 фунтов 240 фунтов
  1. 1. Чтобы получить международный сертификат CIA и поддерживать этот статус, нужно следующее:
    • регистрация в программе на сайте Института внутренних аудиторов;
    • положительный результат всех частей экзамена — надо вложиться в трехлетний срок, количество попыток не ограничено;
    • подтверждение релевантного опыта работы;
    • ежегодное подтверждение в дальнейшем непрерывного профессионального образования.
  2. 2. Минимальная стоимость получения диплома — 855$.
  3. 3. Сертификат CIA рассчитан на аудиторов с опытом работы. Если же вы только планируете сменить профессию, стоит рассмотреть варианты, которые подразумевают подготовку специалистов с основ. Их пройти легче и дешевле.

Официальный сайт «Единой Аттестационной Комиссии»

Для получения аттестата профессионального бухгалтера нужно пройти обучение в институте профессиональных бухгалтеров (ИПБ).

ИПБ — это объединение бухгалтеров и аудиторов в РФ. Занимается аттестаций бухгалтеров с 1997 года.

Сдав экзамен в ИПБ, бухгалтер получает аттестат, подтверждающий его высокую квалификацию.

Обучение и саму аттестацию можно пройти не только в ИПБ. Сейчас существуют центры профессиональной подготовки, которые имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности и аккредитацию ИПБ РФ. Это дает им право выдавать и подтверждать аттестат профессионального бухгалтера.

В последние годы работа бухгалтера значительно усложнилась. И это связано в первую очередь с большим количеством изменений в законодательстве, за которыми бывает довольно сложно уследить.

И тем более такая проблема есть у работодателя. Нанимая бухгалтера, он хочет быть уверен в его профессионализме. Именно в такие моменты аттестат профессионального бухгалтера и членство в ИПБ РФ являются гарантией высокого уровня нанимаемого специалиста.

Также не нужно забывать, что для продления действия аттестата необходимо повышать свою квалификацию (ежегодно проходить 40 часов обучения), что, несомненно, повышает уровень доверия к бухгалтеру.

Не секрет, что многие имеют желание уехать работать за границу. И если вы захотите найти на новом месте работу по специальности, аттестат ИПБ РФ вам будет просто необходим. ИПБ является действительным членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC), поэтому для устройства на работу за границей нужно будет знать национальный язык и пройти курс по местному налогообложению.

После сдачи экзамена президентский совет ИПБ РФ принимает решение о выдаче аттестатов на основании полученных результатов.

При положительных результатах вы получаете аттестат, и информация о нем вносится в Единый реестр.

Реестр дает право работодателю собрать данные о работнике: когда он вступил в члены ИПБ РФ, когда последний раз проходил повышение квалификации. Информация об этом хранится в течение 5 лет.

Если экзамен не был сдан, то претендент имеет право 2 раза его пересдать. Это должно произойти в течение 3 месяцев с даты 1-го тестирования.

Аттестат выдается на 3 года. После этого, если вы своевременно оплачивали членские взносы в ИПБ РФ и повышали квалификацию в соответствии с требованиями, аттестат продлят еще на 3 года и так далее. Вновь сдавать экзамены при каждом продлении аттестата не нужно.

Получение аттестата профессионального бухгалтера не является обязательным в нашей стране. Возможно, работая в небольшой фирме, вам будет достаточно тех знаний, которые у вас есть. Но если вы полны амбиций и не желаете останавливаться на достигнутом, а также не хотите, чтобы кто-либо мог усомниться в ваших знаниях и профессионализме, тогда аттестат профессионального бухгалтера — то, что вам нужно.

С 1 марта 2022 года в России заработает единый реестр экспертов-аудиторов

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, в частности, в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Новеллы законодательства направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р .

См. Информационное сообщение ИС-аудит-38.

Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:

терминология законодательства об аудиторской деятельности ;

См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/1.

правовые основы регулирования аудиторской деятельности;

деятельность аудиторских организаций ;

См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/2.

обязательный аудит и конкурсы;

оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям ;

СМ. Информационное сообщение ИС-аудит-46/3.

аудиторское заключение;

квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;

деятельность саморегулируемой организации аудиторов;

контроль деятельности аудиторских организаций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Отдельными федеральными законами установлена обязанность аудиторских организаций проводить работу (проверку), дополнительную к обычным процедурам аудита, в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такие ситуации имеют место, например, при проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (статья 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), страховщиков (статья 29 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Результаты дополнительной работы подлежат отражению в аудиторском заключении согласно МСА 700 (пересмотренный).

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ уточнен порядок раскрытия результатов исполнения указанных обязанностей аудиторской организацией на финансовом рынке:

результаты исполнения дополнительной работы раскрываются в отдельном разделе аудиторского заключения либо в отдельном отчете;

Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к раскрытию таких результатов.

Определен порядок подписания аудиторского заключения (ранее — Федеральный закон устанавливал, что требования к подписанию аудиторского заключения устанавливаются стандартами).

Аудиторское заключение, выдаваемое аудиторской организацией, подписывают руководитель этой организации и руководитель аудита. Руководитель аудиторской организации вправе уполномочить иное лицо на подписание аудиторского заключения вместо себя при условии, что такое лицо имеет соответствующий квалификационный аттестат аудитора. Подписи указанных лиц должны сопровождаться указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций в отношении самой аудиторской организации.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» лицо, являющееся единоличным исполнительным органом аудиторской организации, должно быть аудитором.

Аудиторское заключение, выдаваемое индивидуальным аудитором подписывает сам индивидуальный аудитор с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций.

Федеральный закон запрещает передавать полномочие по подписанию аудиторского заключения лицам, не указанным в законе. Предусмотренное Федеральным законом уполномочение лица на подписание аудиторского заключения от имени аудиторской организации должно быть документально оформлено с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение может быть признано заведомо ложным по решению суда. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ внесены изменения в перечень лиц, которые могут обратиться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным, а именно, уточнено, что:

Банк России является надлежащим истцом в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке (ранее — в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в отношении которых он осуществляет контроль и надзор);

Федеральное казначейство является надлежащим истцом в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций (ранее — в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» является надлежащим истцом в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов (ранее — только отчетности кредитных организаций).

Кроме того, определено, что:

исключение аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов в связи с аннулированием его квалификационного аттестата из-за подписания им заведомо ложного аудиторского заключения является основанием для отказа в повторном приеме этого лица в саморегулируемую организацию аудиторов (ранее — такое основание отсутствовало);

одним из требований к аудиторской организации для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке является отсутствие в числе аудиторов по основному месту работы лиц, которые подписали заведомо ложное аудиторское заключение.

Аттестация и повышение квалификации аудиторов

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» проверка квалификации претендента на получение квалификационного аттестата аудитора проводится в форме квалификационного экзамена. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ установлено, что порядок проведения квалификационного экзамена устанавливает саморегулируемая организация аудиторов по согласованию с Минфином России (ранее — Минфин России). Такой порядок по-прежнему должен включать, среди прочего, порядок участия претендентов в квалификационном экзамене и порядок определения результатов квалификационного экзамена.

Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией (ранее — устанавливался единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных Советом по аудиторской деятельности).

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ определено, что:

единая аттестационная комиссия создается саморегулируемой организацией аудиторов, которая участвует в ее деятельности, включая финансирование (ранее — создавалась всеми саморегулируемыми организациями вместе);

в состав коллегиального высшего органа управления единой аттестационной комиссии должны быть включены представители Минфина России, а также члены, независимые от единой аттестационной комиссии и саморегулируемой организации аудиторов (ранее — такое требование не формулировалось);

назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии осуществляются в общеустановленном порядке (ранее — с предварительного согласия Совета по аудиторской деятельности).

\n\n

Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?

\n\n

На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.

\n\n

Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).

Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?

На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.

Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.

Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.

Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.

Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.

Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):

  • как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
  • как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.

Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:

  • ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
  • как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.

Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.

При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:

  • должны иметь новый аттестат;
  • должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.

Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.

Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.

Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.

Выход мог быть иным – фирмы расформируются, но каждый начнет заниматься частной практикой. Но, к сожалению, новый закон очень ограничивает возможности частных аудиторов.

Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.

Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.

И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.

Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.

Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.

Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.

Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.

Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:

  • индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
  • индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.

Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.

Запомните:

  • запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2021 года;
  • вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.

Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.

И вот основные из них:

  • Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
  • Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
  • Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
  • Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
  • Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
  • Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.

Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.

Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.

Новый закон устанавливает новую обязанность – предоставлять сведения о субъекте проверки в Банк России по запросу. Но тогда возникает вопрос о соблюдении коммерческой тайны.

Например, в Законе об аудиторской деятельности четко указана необходимость соблюдения коммерческой тайны. Это не просто обязанность, это залог деловой репутации аудитора. Проверяющая фирма не имеет права передавать сведения о субъекте проверки третьим лицам. Это касается как полученных сведений, так и проверяемых документов.

Как получить аттестат профессионального бухгалтера?

В качестве нововведения появилась такая категория как электронный конкурс. Ранее немного другая формулировка указывалась в законе – открытый конкурс. При этом конкурсные основы актуальны только для обязательного аудита. Инициативный аудит, конечно, проводится без конкурса.

Конкурс по выборе аудиторской организации проводят один раз в пять лет.

Какие еще изменения в аудите вступят в силу с принятием нового закона:

  • сама формулировка предмета аудита расширена. В перечень включена как консолидированная финансовая отчетность, о которой раньше речь вообще в законе не шла, так и о финансовой отчетности, формирующейся на основании актов Центробанка;
  • обязательный аудит теперь должны проводить не только те предприятия, ЦБ которых допущены к торгам, но также и те, которые являются эмитентами ЦБ и раскрывают сведения о своей работе на основании ФЗ «О ценных бумагах»;

Во-первых, вводятся новые понятия и термины, среди которых «общественно значимая организация (ОЗО)» и «руководитель аудита».

Во-вторых, изменения коснулись деятельности аудиторских компаний в вопросах правовых основ, контроля и саморегулирования.

В-третьих, обновлены требования к аудиторам в части проведения квалификационного экзамена и получения аттестата.

Кроме того, отдельные положения посвящены изменениям в вопросах аудиторского заключения, саморегулируемой аудиторской организации, обязательного аудита и конкурсов. В целом нововведения охватывают обширный круг вопросов аудиторской отрасли.

С 01.01.2022 СРО аудиторов вправе предъявлять требования к аудиторским процедурам на основе аудиторских стандартов без привязки к международным.

При этом пункты, дающие право на утверждение одобренных советом по аудиторской деятельности самостоятельно доработанного кодекса профэтики и правил независимости аудиторов и аудиткомпаний, исключен из новой редакции закона.

Разрабатывать правила внешнего контроля, независимости и кодекс профэтики, порядок расчета и уплаты членских взносов, порядок применения дисциплинарных наказаний, положения о возмездных услугах и раскрытии сведений — обязанность СРО аудиторов.

Выдача квалификационных аттестатов аудитора

  • Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
  • Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
  • Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
  • Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
  • Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
  • Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.

Бессрочность аттестата не говорит о том, что его невозможно аннулировать. Однако для такой процедуры необходимо:

  • Выявление факта предоставления подложных документов при получении аттестата;
  • Запрет суда на право занятия аудиторской деятельностью;
  • Выдача ложного заключения;
  • Нарушение тайны;
  • Бездействие аудитора в течение трех лет;
  • Непрохождение ежегодного обучения;
  • Уклонение от внешней проверки качества работы.

СРО может принять решение об аннулировании квалификационного аттестата своего члена, если:

  • документ получен на основании подложных документов либо лицом, не соответствующим требованиям, указанным в предыдущем разделе статьи;
  • вступившим в силу приговором суда аудитор лишен права заниматься аудиторской деятельностью на определенный срок;
  • аудитор нарушил принципы независимости аудиторов и аудиторских организаций или аудиторскую тайну;
  • аудитор систематически нарушает требования Закона или действующих стандартов аудиторской деятельности;
  • заключение аудитора признано заведомо ложным в установленном порядке;
  • аудитор не занимается аудиторской деятельностью на протяжении последних трех лет, за исключением отдельных случаев, указанных в Законе;
  • аудитор без уважительной причины не исполняет обязанность по прохождению обучения по программам повышения квалификации;
  • аудитор уклоняется от прохождения внешнего контроля качества своей работы.

Аудитор может оспорить аннулирование аттестата в суде в течение трех месяцев.

Лицо, лишенное аттестата в связи с нарушениями законодательства, может повторно сдать квалификационный экзамен не ранее чем через три года после аннулирования аттестата, а если оно лишено права заниматься аудиторской деятельностью по приговору суда, то не ранее истечения срока такого лишения, установленного приговором.

Виды аудита

Проведение аудита

Финансовый аудит предприятия

Обязательный аудит: критерии 2017

Квалификационный аттестат аудитора

Квалификационный аттестат аудитору выдается при успешной сдаче экзамена. Документ имеет неограниченный срок действия, и порядок его получения регламентирован российским законодательством. Аттестат необходим всем, кто собирается профессионально заниматься аудиторской деятельностью. Наличия диплома об окончании экономического ВУЗа, даже по специальности «аудит», в данном случае недостаточно.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Для этого необходимо ознакомиться с требованиями Положения № 10982.

Согласно ст. 24 Закона № 56-З аттестация на право получения квалификационного аттестата аудитора – проверка знаний физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора, которая проводится в форме квалификационных экзаменов.

Обязательными требованиями к физическому лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата аудитора, являются:

1) наличие высшего экономического и (или) юридического образования. Физическое лицо, получившее соответствующее образование за рубежом, допускается к прохождению аттестации на право получения квалификаци…

Порядок получения квалификационного документа установлен Федеральным законом № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности». Выдачей аттестатов занимаются саморегулируемые организации аудиторов. Они имеют некоммерческий статус и внесены в особый государственный Реестр (ст.17 закона № 307-ФЗ).

В ст. 11 закона «Об аудиторской деятельности» говорится, что перед тем, как получить квалификационный аттестат аудитора, необходимо успешно сдать экзамен. Определены и иные условия получения документа:

наличие у претендента высшего образования по аккредитованной учебной программе;

стаж работы гражданина в сфере аудита или бухучета (с составлением бухгалтерской отчетности) должен быть не менее 3-х лет (из них хотя бы два года нужно отработать в аудиторской компании);

подача соответствующего заявления – о выдаче квалификационного аттестата.

Помимо заявления, претендент подает документы, удостоверяющие требуемый стаж работы и внесение платы за квалификационный экзамен. За бланк аттестата тоже может взиматься плата, которая не должна превышать затраты на его пересылку и изготовление.

Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на всю профессиональную деятельность получателя, то есть бессрочно. Но подтверждать свои знания ему придется ежегодно, обучаясь по программам повышения квалификации (минимум 120 часов в течение трех последовательных лет). Программы обучения разрабатываются саморегулируемой организацией, в которой состоит аудитор.

Порядок получения документа детально определен Приказом Минфина № 161н от 06.12.2010 (ред. от 25.07.2016). Там же приведена форма аттестата.

Аттестат свидетельствует, что его обладатель имеет достаточную квалификацию для проведения аудиторских проверок и осуществления другой сопутствующей деятельности. Согласно ст. 1 закона № 307-ФЗ, в ходе этих проверок аудиторы изучают бухгалтерскую и финансовую отчетность компании на предмет ее достоверности. Среди иных услуг закон, в частности, называет:

бухгалтерское, управленческое и налоговое консультирование клиентов;

юридическую помощь в области аудита;

автоматизацию бухучета и налоговой отчетности;

написание бизнес-планов, и т.д.

После успешной сдачи экзамена следует своевременно забрать квалификационный документ, так как получить аттестат аудитора необходимо в течение года. За пределами этого срока в выдаче аттестата будет отказано.

Если в течение трех лет подряд обладатель аттестата не занимается аудиторской деятельностью, документ аннулируется (ст. 12 закона № 307-ФЗ).

Порядок проведения экзаменационного испытания прописан в Приказе Минфина РФ № 32н от 19.03.2013. Претендента экзаменует единая аттестационная комиссия, формируемая саморегулируемыми организациями аудиторов. У нее существует собственный официальный > сайт > , на котором гражданин предварительно заполняет электронную анкету. В ней он указывает:

ФИО и место проживания;

информацию о полученном высшем образовании;

свой электронный адрес – для отправления уведомления, что претендент прошел регистрацию (он получает уникальный регистрационный номер).

Информационное сообщение Минфина РФ от 09.07.2021 N ИС-АУДИТ-46/4

Аттестат аудитора – это документ, подтверждающий квалификацию аудитора и необходимый для подписания аудиторских заключений.

Аттестация аудиторов осуществляется в форме квалификационного экзамена.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

Однако при этом каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора

Таким требованиями являются:

  • наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3-х лет.

При этом дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора:

  • заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации (приказ Минфина от 12 сентября 2002 г. № 93н);
  • заверенная в установленном порядке копия диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • копия платежного документа о внесении платы за проведение аттестации; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.
  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании.

Начиная с 1 января 2012 года аудит целого ряда организаций, обычно называемых общественно значимыми хозяйствующими субъектами (ОЗХС), могут проводить только аудиторы, имеющие единые квалификационные аттестаты.

  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.