Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет о производственном экологическом контроле в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Декларацию НВОС должны подавать инидивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются хозяйственной или иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Исключение — юрлица и ИП, которые работают на объектах IV категории.
Критерии, по которым вы можете понять, нужно ли вам сдавать НВОС, утверждены в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 №1029.
Сроки подачи Экологической отчетности 2021-2022 гг.?
До 10 марта года, следующего за отчетным, то есть до 10.03.2022.
Если деятельность юрлица или ИП влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду, необходимо оплачивать загрязнение окружающей среды. Исключение — образование твердых коммунальных отходов, за них должен платить региональный оператор по обращению с ТКО.
Нулевую декларацию предоставлять не нужно.
Форма подачи регулируется приказом Минприроды России от 10.12.2020 №1043 и предлагается в двух вариантах:
-
Электронный документ через сеть Интернет с электронной подписью.
-
Бумажный носитель с дублированием на электронном носителе в двух случаях: годовой размер платы меньше или равен 25 000 рублей, у плательщика нет технической возможности подать НВОС через интернет.
По 2-ТП (отходы) отчитываются юрлица и ИП, чья деятельность связана с обращением с отходами производства и потребления: использование, сбор, транспортировка, размещение отходов, их обезвреживание.
Не позднее 1 февраля 2022 года.
Субъекты малого и среднего бизнеса могут не предоставлять 2-ТП (отходы) в Росприроднадзор, если у них заключен договор с региональным оператором или если отходы составляют менее 0,1 тонны. Однако это касается только лиц, деятельность которых не связана с обращением с отходами производства и потребления. Основание — ст. 1, п. 2 ст. 19 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Актуальную форму 2-ТП отходы утвердили в 2020 году приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.
Форму 2-ТП воздух нужно подавать, если ваше юрлицо или ИП выбрасывает в воздух больше, чем 10 тонн загрязняющих веществ в год. Также по этой форме нужно отчитаться, если ваша компания производит от 5 до 10 тонн выбросов, содержащих вещества 1-го и 2-го класса опасности.
Не позднее 22 января 2022 года. Принимает форму территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта.
Изменений в подаче 2-ТП (воздух) нет, последняя форма утверждена в 2018 году приказом Росстата от 08.11.2018 № 661.
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля — ПЭК
ПЭК сдают организации и ИП, которые ведут деятельность на объектах I, II и III и разрабатывают программу экологического контроля.
Эту отчетность нужно сдать только юрлицам и ИП, ведущим свою деятельность на объектах III категории.
Не позднее 25 марта 2022 года. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК.
За 2021 год нововведений не было, поэтому подавайте в той же форме, как и в прошлом году. Порядок предоставления отчетов регламентируется п. 5 ст. 29 закона № 89-ФЗ в редакции от 27.12.2019 № 450-ФЗ, п. 1 ст. 4.2. закона № 7-ФЗ.
Отчетность для ИП или юрлиц, которые ведут деятельность на объектах III категории, при этом выбрасывают загрязнения в атмосферу. Ее подача регламентирована законом № 96-ФЗ.
Форма и сроки сдачи не утверждены. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК до 25 марта 2022 года, и в форме 2-ТП (воздух) — до 22 января 2022 года.
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
В документе необходимо:
- Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
- Указать их количество;
- Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
- Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.
Факты передачи отходов должны иметь документальные подтверждения: договоры с лицензированными компаниями на передачу отходов, акты выполненных работ.
Сроки сдачи экологической отчетности – ежегодно до 15 января за предыдущий календарный год в управление Росприроднадзора. Форма отчетности пока законодательством не установлена.
Под обязательную подачу этой отчетности попадают объекты I и II категорий НВОС. Технический отчет нужно разрабатывать исходя из НООЛР компании. В п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ пояснена необходимость получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов I категории и подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы являются неотъемлемой частью КЭР.
Объектам II категории необходимо представить технический отчёт на основании декларации НВОС не позднее окончания срока действия полученной ранее разрешительной документации.
В случае получения разрешительных документов до 2019, допускается подать заявку на КЭР или декларацию НВОС до окончания срока действия этих разрешений. Полученные ранее документы будут действительны до получения КЭР или подачи декларации НВОС в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ.
В настоящее время НООЛР утверждают на 5 лет, если объект НВОС ежегодно представляет технический отчет. Сроки подачи отчета – ежегодно с даты утверждения нормативов в течении 10 дней. Если документ в рамках экологической отчетности будет сдан не вовремя, то плату будут взимать за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Обратите внимание! При отсутствии категории объекта НВОС у организации, разработка НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Программа ПЭК: Производственный экологический контроль 2021
Это статистическая отчетность со сведениями об использовании воды. Такой отчет сдают организации, которые используют водные объекты или получают воду из систем водоснабжения. Сроки подачи статистики – до 22 января 2021 в территориальный орган Росводресурсов.
Отчет по форме 2-ТП рекультивация
Форма также представляет собой статистический отчет для организаций, которые разрабатывают месторождения полезных ископаемых, проводят строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательные работы, а также размещают отходов. Сроки подачи экологической отчетности – 1 февраля 2021 в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.
Такой отчет представляют организации, которые вносят плату за НВОС, проводят природоохранные мероприятия или эксплуатируют очистные сооружения. Эта отчетность необходима для статистики, хотя и обязательна для компаний, соответствующим вышеуказанным критериям.
Форма 4-ОС – это сведения о расходах компании на проведение мероприятий по охране окружающей среды за предыдущий календарный год. В перечень может входить, например: зарплата эколога, траты на вывоз и управление отходами, затраты на мероприятия по производственному контролю. За подачу статистических данных компании получают определенные льготы.
Исключение для подачи – организации, затраты которых на ООС составили менее 100 тыс. руб. в год.
Подавать экологическую отчётность требуется в электронной виде. Форма N 4-ОС направляется компанией в территориальный орган Росстата Санкт-Петербурга в срок до 25 января.
Количество отчетов зависит от наличия филиалов и заполняется для каждого филиала отдельно, и также потребуется сдать общий отчёт по юридическому лицу. Исключение – это филиалы, которые расположены в одном районе города с непрерывной производственной деятельностью. В таком случае документ потребуется один.
Декларацию НВОС подают организации, эксплуатирующие объекты II категории, в случае принадлежности к Федеральному государственному экологическому надзору – в территориальные органы Росприроднадзора Санкт-Петербурга, в других случаях – в органы исполнительной власти субъектов РФ.
Декларация НВОС непосредственно является разрешительным документом для объектов II категории, поэтому получать дополнительную разрешительную документацию нет необходимости.
Уровень надзора и категорийность указаны в свидетельстве о постановке объекта НВОС на учет.
Декларация можно подать в письменном или электронном виде, но для последнего потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Декларация НВОС будет действовать 7 лет после ее подачи, если ряд процессов останутся неизменными:
• Ключевые технологические процессы предприятия;
• Качество и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также стационарных источников.
Расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов являются приложениями к декларации НВОС, поэтому подаются совместно. Отметим, что нормативы утверждаются только организацией.
Первичные сроки подачи декларации не установлены, так как по закону еще действует прежняя разрешительная документация:
- Разрешения на выбросы загрязняющих веществ;
- Разрешения на сбросы загрязняющих веществ;
- Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Дата подачи ДВОС ограничивается сроком действия вышеуказанных разрешений.
Отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля сдают ЮЛ и ИП в рамках программы экологического контроля, в случае эксплуатации объектов НВОС I – III категорий.
Программа ПЭК разрабатывается и утверждается непосредственно предприятием и, по сути, является внутренним документом организации. Другие утверждения данной программы законодательством не требуются.
Программа ПЭК и отчетность не требуется от объектов IV категории НВОС и некатегорийных объектов.
В основе ПЭК лежат данные из проектов ПДВ, НООЛР, НДС, отчеты инвентаризации выбросов, сведения об источниках образования и объектах размещения отходов. Программа разрабатывается для планирования мониторинга НВОС: выбросов, сбросов и объектов размещения отходов. Также ПЭК должна содержать перечень мероприятий в целях ООС, описание методов документирования информации и хранения данных по ООС.
С 2018 года необходимо ежегодно отчитываться по выполнению программы ПЭК. Отчет необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора Санкт-Петербурга. Срок подачи отчетности – ежегодно до 25 марта текущего года.
В отчет необходимо включить следующую информацию:
- Об ответственных сотрудниках за проведение ПЭК в компании;
- Об организации экологических служб на объектах;
- О технологиях, используемых на предприятии;
- О результатах проведенного ПЭК за год.
В отчетность потребуется включить копии протоколов лабораторных исследований компонентов окружающей среды.
Программа ПЭК разрабатывается организациями и производственными предприятиями 1, 2 и 3 категорий опасности. К объектам ПЭК относятся:
- Системы очистки сточных вод и очистки отходящих газов;
- Склады хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- Источники образования производственных отходов (цеха и мастерские);
- Источники выбросов загрязняющих веществ (передвижные и стационарные);
- Источники сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и канализации;
- Загрязненные земельные участки и водные объекты;
- Зоны особой санитарной защиты.
Программа производственного экологического контроля в 2021 году состоит из 7 основных разделов. Рекомендуем к ознакомлению состав программы ПЭК.
1 раздел: Общие положения
В данный раздел входит основная информация и сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду, наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет о программе ПЭК, информация об ответственном за подготовку отчета и результатах, а также дата утверждения программы ПЭК.
2 раздел: Сведения об инвентаризации выбросов ЗВ и их источников
Указываются сведения об инвентаризации выбросов ЗВ, все необходимые показатели массы выбросов и сроки проведения самой инвентаризации.
3 раздел: Сведения об инвентаризации сбросов ЗВ и их источников
В разделе перечисляются сведения о заключенных договорах водопользования и полученных решениях о предоставлении водного объекта в пользование, показатели массы и объема сбросов, а также информация об учете сточных вод и источников их образования, об имеющихся очистных сооружениях, о сроках проведения учета сточных вод.
4 раздел: Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения
Данный раздел содержит сведения об образующихся отходах (ФККО), о том где размещаются отходы (ГРОРО), об инвентаризации объектов размещения, а также указываются сроки проведения инвентаризации отходов.
5 раздел: Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК
Краткий раздел: наименование и полномочия подразделений, число сотрудников и информация об их правах и обязанностях.
6 раздел: Сведения о собственных или привлекаемых аккредитованных испытательных лабораториях и центрах
Обязательно указывается основная информация о таких лабораториях и центрах, реквизиты аттестатов аккредитации.
7 раздел: Сведения о периодичности и методах ПЭК
Содержит 3 подраздела, в которых указываются план-графики, перечни нормативных документов, информация о мероприятиях ПЭК и сроки.
Более подробно с разделами можно ознакомиться в Приказе Минприроды России от 28.02.2018 N 74.
Отчет по программе ПЭК подается ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. С формой отчета вы можете ознакомиться в Приказе Минприроды РФ №261. Отметим, что данный отчет не нужно предварительно согласовывать.
Программа ПЭК: Стоимость разработки
Стоимость разработки программы ПЭК составляет от 30 000 рублей. Итоговая стоимость во многом зависит от того, для какого предприятия она разрабатывается. Если точнее – чем больше площадок у предприятия, тем меньше удельно будет стоимость разработки. Бывали и такие случаи, когда программа ПЭК для некоторых производств обходилась в 100 000 рублей.
Отсутствие экологической документации – вопрос решаемый, но наказуемый. Рано или поздно предприятие могут оштрафовать согласно закону. Так, статья 8.5 КоАП РФ подтверждает следующее: административные штрафы накладываются на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 500 до 80 000 рублей.
Кроме того, за несоблюдение экологического законодательства налагается предупреждение, либо также административные штрафы в размере от 1000 до 100 000 рублей.
Отчет об экологическом контроле нужно сдать по обновленной форме
Отчет сдается ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2020 год нужно отчитаться до 25 марта 2021 года.
Организации и предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сдают отчет в территориальный орган Росприроднадзора.
Если деятельность ведется на объектах II и III категории, подлежащих региональному экологическому надзору, то отчетность нужно направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный экологический надзор.
КоАП РФ содержит несколько статей с административными санкциями за нарушение сроков сдачи или игнорирование требований по подготовке экологической отчетности. Смотрите в таблице, что ждет нерадивых предпринимателей в 2021 году.
Статья КоАП РФ
|
Размер санкций на 01.09.2021
|
За что привлекут к ответственности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8.1 |
ДЛ — 2-5 тыс. руб. ЮЛ — 20-100 тыс. руб. |
Отсутствие программы ПЭК и отчета об ее исполнении |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.2 |
ДЛ — 10-30 тыс. руб. ИП — 30-50 тыс. руб. или административная приостановка деятельности (АПД) до 90 суток ЮЛ — 100-250 тыс. руб. или АПД до 90 суток |
Нарушение требований по подготовке отчетности в сфере обращения отходов производства и потребления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.2.1 |
ДЛ — 10-30 тыс. руб. ИП — 30-50 тыс. руб. или административная приостановка деятельности (АПД) до 90 суток ЮЛ — 100-250 тыс. руб. или АПД до 90 суток |
Игнорирование подготовки сведений по ОРВ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.5 |
ДЛ — 3-6 тыс. руб. ЮЛ — 20-80 тыс. руб. |
Сокрытие или искажение экологической информации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.5.1 |
ДЛ — 3-6 тыс. руб. ИП — 50-70 тыс. руб. ЮЛ — 70-150 тыс. руб. |
Непредставление или нарушение сроков сдачи отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.14 |
ДЛ — 10-20 тыс. руб. ИП — 20-30 тыс. руб. или административная приостановка деятельности (АПД) до 90 суток ЮЛ — 80-100 тыс. руб. или АПД до 90 суток |
Нарушения в подготовке отчетности по формам 3.1, 3.2, 3.3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.41 |
ДЛ — 3-6 тыс. руб. ЮЛ — 50-100 тыс. руб. |
Нарушение сроков уплаты за НВОС Экологический сбор – вид отчетности, которую обязаны сдавать производители и импортеры товаров и упаковки. Суть сбора сводится к тому, что от использования произведенных и ввезенных на территорию страны товаров и упаковки остаются отходы, и для того, чтобы снизить вред на окружающую среду, правительство решило ввести на них нормативы и установить сумму сбора. Собранные средства от сборов по задумке законодателей пойдут на строительство перерабатывающих отходы заводов и другие экологические программы. К примеру, при подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2018 год. Сбор касается исключительно тех товаров и упаковки, которые перечислены в актуальном “Перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств”. Производители и импортеры имеют возможность не платить экологический сбор, если они укладываются в нормативы утилизации из документа “Нормативы утилизации отходов от использования товаров” или, если самостоятельно в полном объеме утилизируют свои товары и упаковку из Перечня. Возможно заплатить часть суммы экологического сбора, если нормативы соблюдены не полностью, а частично. При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2018 год.
Выполнение обязательств по уплате сбора представляет собой расчет суммы экологического сбора, заполнение Декларации о выпуске товаров, сдача ее в территориальный Росприроднадзор, уплата суммы сбора в бюджет страны. Декларация о выпуске товаров сдается до 15 апреля каждого года. В документе отражается информация о количестве и видах произведенных и/или привезенных из-за рубежа товаров и упаковки за предыдущий год. Экологический сбор уплачивается до 1 апреля каждого года. Сумма сбора рассчитывается умножением ставки сбора на массу готового товара или на количество единиц готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории страны, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах. Отчет ПЭК: изменения в 2021 годуОтчет о результатах ПЭК должен включать следующие данные об объекте НВОС:
За непредставление отчета о результатах ПЭК предусмотрены штрафы по ст. 8.5 КоАП РФ: для юрлиц — 20 000–80 000 , для должностных лиц — 3 000–6 000 , для граждан — 500–1 000 . Отчет о результатах ПЭК можно сдать следующими способами:
Если экологическая отчётность не сдана вовремя в Росприроднадзор, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для удобства мы подготовили таблицу.
Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета. Сроки сдачи отчетности по экологии за 2021 год – Таблица для всех категорий НВОСОтчетность представляется в Федеральный или региональный орган исполнительной власти, на территории которого находится объект, который осуществляет надзор над данным объектом в следующие сроки: До 25 марта года, следующего за отчетным (Приложение 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. N 74). Важно: Необходимо заранее (в течение отчетного года) провести все предусмотренные программой ПЭК мероприятия. Отчет, заполненный на основании протоколов лабораторных исследований или мероприятий, проведенных после отчетного года, считается оформленным некорректно и сведения указанные в таком отчете являются недостоверными. НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем. Наша компания оказывает услуги по подготовке отчетов по производственному экологическому контролю (ПЭК) на территории Москвы, Московской области и Республики Татарстан. Также разрабатываем отчеты по ПЭК удаленно для предприятий на всей территории РФ. ТЭГИ: ПЭК, производственный экологический контроль, отчетность, отчет, сбросы, выбросы, отходы, 1 категория, 2 категория, 3 категория, негативное воздействие на окружающую среду, отчет по пэк, отчет пэк, отчет пэк 2019, отчет результатов пэк, отчет пэк 2020, заполнение отчета пэк, отчет об организации пэк, сдать отчет пэк, отчет об организации и осуществлении пэк, отчет о результатах осуществления пэк, отчет сдачи пэк, отчет пэк срок, программа пэк отчет, сдача отчета по пэк, отчет о производственном экологическом контроле, результаты осуществления производственного экологического контроля, отчет об организации производственного экологического контроля, отчет об осуществлении производственного экологического контроля, отчет о результатах производственного экологического контроля, отчет о производственном экологическом контроле срок, производственный экологический контроль отчет, проведении производственного экологического контроля, В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453. В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:
Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно. Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны. При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие. Итак, в 2021 году программа ПЭК – это обязательный документ для всех типов организаций, которые согласно действующим методологическим правилам отнесены к предприятиям I, II или III категории по уровню вредоносного действия, оказываемого на окружающую среду. В соответствии с правилами, содержащимися в приказе Минприроды № 74, рассматриваемая программа должна быть составлена с учетом таких параметров компании как особенности применяемых технологических процессов, характера отрицательного воздействия на экологию и присвоенная категория. При этом для всех типов организаций такая программа должна содержать следующие обязательные разделы:
Для предприятий, отнесенных к I категории опасности, в дополнение к программе ПЭК разрабатывается особая программа, описывающая порядок внедрения и эксплуатации автоматического контроля за осуществлением выбросов и других типов вредоносного действия на экологию. Порядок составления и утверждения программы ПЭК описан в национальном стандарте ГОСТ Р 56061-2014. Этот нормативный документ указывает, что такая программа обычно составляется на период, равный одному календарному году. Лица или органы, уполномоченные заниматься ее составлением, утверждаются особым приказом руководителя организации. Ответственные разработчики при составлении программы должны принимать во внимание:
При составлении программы ПЭК организация должна выполнить инспекцию всех своих технологических активов и оборудования с точки зрения оценки их реального и потенциального вредоносного действия на экологию. В ходе такой оценки следует принимать во внимание действенность применяемых очистных сооружений, наличие и мощность источников вредных выбросов, характер работы производственных участков, на которых образуются технологические отходы, и другие параметры. Разработанный документ должен отвечать нормативам ГОСТ Р 56062-2014, который определяет правила выполнения природоохранной деятельности производственными компаниями. Программа ПЭК подлежит утверждению руководством организации либо индивидуальным предпринимателем. Других дополнительных согласований для нее не требуется. Однако отчетность по результатам выполнения параметров программы подлежит передаче в контролирующие государственные органы. Согласно нормативам ГОСТ Р 56062-2014 меры, запланированные в программе ПЭК, в 2021 году могут осуществляться следующими способами:
Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. В 2021 году действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства. Ответственное за выполнение предусмотренных мер лицо должно иметь необходимый объем навыков и знаний, а также пройти профильную подготовку. Если ресурсы предприятия не дают возможности выполнить необходимые замеры и исследования своими силами, такое лицо организует реализацию нужных работ с привлечением специализированных организаций. Они должны иметь аккредитацию, соответствующую этому направлению работы. Основным нормативным документом, который регламентирует правила организации ПЭК на предприятии, становится программа производственного экологического контроля. В дополнение к ней разрабатываются специализированные типы документации:
Как отмечалось ранее, итоги природоохранной работы производственной организации согласно утвержденной программе ПЭК подлежат передаче в контролирующие органы. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель утверждает содержащуюся в нем информацию личной подписью и печатью организации. Отчетная документация направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Отчетная документация оформляется согласно требованиям приказа Минприроды № 261. Место направления отчета устанавливается в зависимости от категории организации:
Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью. Экологическая отчетность за 2021 годКто выступит
О чём пойдёт речь
Все зарегистрированные участники получат:
Детали мероприятияНаименование компании-организатора: Группа компаний «Норматив» Вид мероприятия: Вебинар Видеозапись вебинара: Да Дата и время проведения вебинара: 11.11.2021 в 10:00 (МСК). Продолжительность вебинара — 2 часа Стоимость мероприятия: Бесплатно Завершено Ниже можно задать вопрос о предстоящем мероприятии. Представитель компании-организатора обязательно ответит. Сохраните мероприятие в закладки (Ctrl+D) и расскажите о нём коллегам. До встречи на мероприятии!
Кто, когда и как сдает отчет о результатах ПЭКПри необходимости наш специалист выезжает на предприятие Мы проводим подготовку исходных данных, необходимых для проекта Мы разрабатываем проект, проводим расчеты и оформление документа Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:
ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем. Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами. Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:
Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта). Приказом по Министерству энергетики РК №258 от 21.06.2016 года были приняты изменения к Требованию в отчетности по ПЭК, которые утверждены Министерством охраны природы РК № 16-Ө от 14.02.2013 года, обязывающие составлять планы ПЭК, как юридических, так физических лиц – использующих недра. Согласно законодательства РФ юр-лица и ИП обязаны представлять отчетность по ПЭК уполномоченному федеральному исполкому в сроки, определенные этой структурой. Образец отчетности по ПЭК и правила его оформления, в т. ч. электронного бланка, также определяется этой уполномоченной службой. Однако, в настоящее время данная образец отчетности и сроки ее сдачи в ч-ч. 4, 7, 8 ст. 67 ФЗ №7 находится в стадии разработки. Поэтому, учитывая, что ПЭК является внутренним документом, причем с 01.01.2015 года Росприроднадзором в письме № ВС-03-01-32/14309 отменена процедура согласования, отчеты сдавать не нужно. Необходимо записывать результаты замеров выбросов на производстве и СЗЗ, и данные замеров складывать в папку, в ожидании проверки инспектором Росприроднадзора. Какова ответственность за отсутствие программы на предприятии Отсутствие программы ПЭК является административным нарушением и, на основании п. 8.1 КОаП РФ:
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 содержит нормы, определяющие обязанность ведения ПЭК и оформления этого мероприятия соответствующими документами для отдельных видов организаций. Это юрлица и ИП, эксплуатирующие во время работы объекты I, II и III классов. Эти категории различаются степенью негативного влияния на окружающую среду (НВОС): I – сильное воздействие; II – умеренное воздействие; III – незначительное воздействие. Есть еще и дополнительная IV категория, предполагающая минимальное НВОС. Для структур из этого класса разрабатывать программу экологического надзора не нужно. Значит, и отчетность по ним не составляется. Признаки, по которым объекты распределяют по классам, указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев…». Уполномоченные сотрудники при появлении в организации негативно влияющих на природу элементов обязаны направить в Минприроды России заявление по установленной форме (Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки…»). «Опасная» структура попадает таким образом под госконтроль. В подтверждение выдается свидетельство. В нем обязательно указывается присвоенный объекту класс. Похожие записи: |