Бюджет прожиточного минимума сентябрь в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджет прожиточного минимума сентябрь в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прожиточный минимум в Украине занижен, так как он не покрывает базовые потребности для жизни. Это проблема, потому что к нему привязаны ряд социальных выплат и пенсии.

Как доказательство того, что прожиточный минимум не соответствует реальности, Министерство социальной политики определяет ежемесячно фактический прожиточный минимум. В июле 2021 года фактический прожиточный минимум составлял 4 347 гривен (с учетом суммы обязательных платежей – 4 981 гривна). По категориям:

  • для детей в возрасте до 6 лет – 3 998 гривен;
  • для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 4 907 гривен;
  • для трудоспособных лиц – 4 538 гривен (с учетом суммы обязательных платежей – 5 637 гривен);
  • для лиц, утративших трудоспособность, – 3 675 гривен.

Прожиточный минимум 2022 в Украине — цифры


Трудоспособные лица:

  • Январь-июнь — 2481 грн,
  • Июль-ноябрь — 2600 грн,
  • Декабрь — 2684 грн.

Дети в возрасте до 6 лет:

  • Январь-июнь — 2100 грн,
  • Июль-ноябрь — 2201 грн,
  • Декабрь — 2272 грн.

Дети 6-18 лет:

  • Январь-июнь — 2618 грн,
  • Июль-ноябрь — 2744 грн,
  • Декабрь — 2833 грн.

Лица, утратившие трудоспособность:

  • Январь-июнь — 1934 грн,
  • Июль-ноябрь — 2027 грн,
  • Декабрь — 2893 грн.

Общий показатель:

  • Январь-июнь — 2393 грн,
  • Июль-ноябрь — 2508 грн,
  • Декабрь — 2589 грн.

Вот уже несколько лет, как законодатели и руководители страны периодически возвращаются к теме увеличения ПМ, акцентируя внимание на том, что минимальный прожиточный минимум в Украине не только не обеспечивает скромные потребности, но и навязывает необходимость выбирать между покупкой продуктов, промышленных товаров и оплатой услуг.

С трибуны ВР, СМИ, от Минсоцполитики неоднократно звучали высказывания, вызывающие горячую поддержку населения, плавно переходящего за черту бедности:

  • существующий ныне показатель, даже в увеличенном за 2021, виде, настолько незначителен, что не обеспечивает даже базовых потребностей;
  • предлагаемая цифра – скорее, позиция чиновников, которым перманентно не хватает средств в бюджете, чем сумма, позволяющая выжить в современной Украине;
  • методика расчета показателя вызывает недоумение и требует пересмотра, внесения кардинальных изменений;
  • система соцстандартов неэффективна, размер минимального прожиточного минимума в Украине должен быть намного выше;
  • цифра, под которой понимают ПМ – не отражение реальной ситуации, а просто некий странный показатель, принимаемый за основу в проведении расчетов для выплат.

Законопроект, разработанный министерством, которым руководит М. Лазебная, обозначенный №3515 – результат напряженного труда, наконец-то предпринятого после многократных напоминаний профильного комитета ВР, экспертов и аналитиков в периодических изданиях.

Он вызывает недоумение у профессиональных экономистов, но служит ярким примером умений и навыков нынешнего непрофессионального правительства пиариться перед населением, даже принимая такие решения. Его можно смело озаглавить «как принять повышение ПМ, не потратив денег и не улучшив положение населения».

Рост реального ВВП Украины закладывается на уровне 3,8%.

Инфляция (индекс потребительских цен декабрь к декабрю), по прогнозам правительства, составит 6,2%.

Курс национальной валюты прогнозируют на уровне 28,6-28,7 грн за доллар.

Проект госбюджета построен на прогнозе роста номинального ВВП до 5,368 трлн грн в 2022 году.

Среднемесячная заработная плата в следующем году составит 15 258 грн. А уровень безработицы – 8,5%.

Доходы госбюджета-2022 (с учетом возврата кредитов) составят 1277,7 млрд грн (что на 161,7 млрд грн больше по сравнению с 2021 годом).

Расходы (с учетом предоставления кредитов) закладываются на уровне 1465,7 млрд грн (это на 103,1 млрд грн больше по сравнению с 2021 годом).

Дефицит госбюджета в Кабмине сокращают на два процентных пункта: с 5,5% в этом году до 3,5% в 2022 году. В абсолютных цифрах дефицит госбюджета в 2022 году планируется на уровне 188 млрд грн.

Прожиточный минимум — 2022 (Украина)

Как отметил во время презентации проекта госбюджета министр финансов Сергей Марченко, расходы на медицину в следующем году вырастут до 197,2 млрд грн. Это на 35,8 млрд грн больше в сравнении с показателями текущего года.

Средства, выделяемые по программе медицинских гарантий, куда входит и Covid-пакет, составят почти 158 млрд грн.

На систему общественного здоровья и вакцинацию украинцев от коронавируса предусмотрено направить 6 млрд грн.

На высокоспециализированную медпомощь хотят направить 19,1 млрд грн, на закупку медицинского оборудования – 2,7 млрд грн, на поддержку региональных больниц – 2,4 млрд грн, на трансплантацию и лечение за рубежом – 1,5 млрд грн.

Расходы на сферу образования запланированы в сумме 185,6 млрд грн (что больше показателей текущего года на 16,7 млрд грн).

Из этой суммы 108 млрд грн хотят выделить на зарплаты учителей, а 4,5 млрд грн – на стипендии студентам.

Размер стипендий студентов высших учебных заведений будет повышен. С 1 января минимальная стипендия составит 2 000 грн (возрастет на 700 грн), а повышенная для отличников – 2 550 грн (возрастет на 890 грн).

Планируется повысить стипендии и для учеников учреждений профтехобразования: с 490 грн до 1 250 грн.

Еще 100 млн грн выделяют на проектирование Президентского университета, создание которого инициировал глава государства Владимир Зеленский.

Расходы на субсидии планируются на уровне 34 млрд грн. Речь идет об отопительном сезоне 2021-2022 годов.

Всего же на льготы и субсидии для 4,6 млн человек (с учетом авансирования в предыдущем году) заложено 41,4 млрд грн.

На пенсии для почти 11 млн украинцев в 2022 году хотят выделить 200,6 млрд грн.

Бюджет Пенсионного фонда в проекте госбюджета на 2022 год составляет 531 млрд грн (что на 31 млрд больше показателя 2021 года).

Дополнительные расходы на индексацию пенсий с 1 марта планируются в размере 28,2 млрд грн, выплаты военным пенсионерам – 10,6 млрд грн. Кроме того, предусмотрено 2,5 млрд грн для перерасчета пенсий чернобыльцам.

Общие расходы на социальное обеспечение и социальную защиту граждан в следующем году должны составить 320,1 млрд грн (это на 7,3 млрд грн больше показателей текущего года).

Расходы на поддержку ветеранов войны на Донбассе составят 13,9 млрд грн (это больше планового показателя 2021 года на 6,1 млрд грн). В частности, предусмотрено выделение 5,5 млрд грн на обеспечение ветеранов жильем (речь идет о 4 000 участников АТО/ООС).

На сферу культуры и искусства выделят 13,5 млрд грн (из них 2 млрд грн – на создание украинских фильмов, а 1,8 млрд грн – на Большую реставрацию).

На физическую культуру и спорт выделят 11,3 млрд грн (из них 4,65 млрд грн пойдут на строительство, ремонт и реконструкцию более 200 спортивных объектов).

На сектор безопасности и обороны планируется направить 5,95% ВВП. В целом расходы на эту сферу вырастут на 52,1 млрд грн (по сравнению с текущим годом) – до 319,4 млрд грн.

Госбюджет-2022: как изменятся прожиточный минимум, зарплаты, пенсия

Отдельного внимания заслуживают дети с установленной опекой, попечительством. 2,5 прожиточного минимума – полагается хотя бы такая компенсация. Стандартные суммы начинаются от 4 и 5 тысяч гривен, в некоторых случаях доходят почти до 6 500.

Такие же социальные выплаты предусмотрены для детей-сирот, которые остались вообще без родительской опеки.

До 3,5 прожиточных минимумов увеличивают компенсацию, если речь идёт об инвалидности у ребёнка с опекуном, установленным официально.

Одинокие матери получают разницу между 100% прожиточного минимума и совокупной прибылью на протяжении месяца для каждого из членов в семье.

За прошедшее время в этом направлении практически ничего не изменилось. Планируется, что каждая женщина получит минимум 41 тысячи гривен за рождение 1 ребёнка. Часть суммы выплачивают сразу, а оставшееся перечисляют каждый месяц.

Велика вероятность, что бюджет в этой сфере ещё будут пересматривать, в том числе чтобы увеличить выплаты. Представители законодательной власти подтверждают такие вероятности.

Но пока неизвестны конкретные детали относительно нового законопроекта. Остаётся отслеживать последние новости о изменениях детских выплат в Украине.

На ребёнка до 6 лет это минимум 3 прожиточных минимума.

О помощи малообеспеченным беременным женщинам

Эта компенсация появилась не так давно, как остальные, но тоже успела стать востребованной. Теперь любой гражданин сможет получать минимум 50% прожиточного минимума на трудоспособное население в регионе. Главное требование – чтобы среднедушевой доход семьи не превышал этого же показателя на душу населения, чтобы в наличии было определённое количество имущества.

Если прожиточный минимум для региона растёт, то и компенсации увеличиваются. Размер детских пособий в 2022 году подчиняется тем же правилам.

Верховная Рада продолжает рассматривать второй вариант государственной помощи молодым семьям, который бы повторил опыт 2013 года.

Предполагается увеличение:

  1. Перечислений на первого ребёнка, до ста тысяч гривен.
  2. Помощи при рождении второго ребёнка до 200 тысяч гривен и больше.
  3. На третьего ребёнка до 300 тысяч гривен, при этом сюда же включаются компенсации за появление 4 и 5 ребёнка, всех последующих.

Пока что неизвестно, какими именно будут точные цифры. Нужно только внимательно изучать детские выплаты в 2022 году Украине изменения в этом направлении.

Прожиточный минимум на 2022 год в Украине

Новорождённые требуют больших затрат, как и дети любого возраста. Поэтому государство готов обеспечить материально всех, кто в этом нуждается. Новые законопроекты в этой сфере появляются практически каждый год. В большинстве случаев они направлены на максимальную защиту интересов граждан, которым нужна поддержка. Особенно это касается одиноких матерей и тех, кто воспитывает инвалидов. Но и другие граждане не остаются без внимания.

Минфин запланировал доходы бюджета на уровне 1,267 трлн грн, в том числе общего фонда — 1,131 млрд грн, специального — 136,3 млрд грн.

По прогнозу Минфина, поступления от налога на добавленную стоимость (внутреннего и импортного) в 2022 году вырастут на 72,5 млрд грн по сравнению с планом на 2021 год — до 564,5 млрд грн. В частности, поступления налога на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров с учетом бюджетного возмещения ожидаются на уровне 166,3 млрд грн, с ввезенных на территорию Украины товаров — 398,2 млрд грн.

Расходы госбюджета следующего года прогнозируются на уровне 1,44 трлн грн, в том числе общего фонда — 1,29 трлн грн, специального — 147,9 млрд грн.

По данным Минфина, на сферу здравоохранения в следующем году предлагается 197,2 млрд грн (+35,8 млрд грн по сравнению с планом на 2021 год), в том числе на программу медицинских гарантий — 157,5 млрд грн.

На вакцинацию населения Минфин заложил 2,6 млрд грн. В этом году на это планируется порядка 12 млрд грн. Уменьшение расходов на это объясняют тем, что в Украине накопилось достаточно вакцин.

В Министерстве финансов отмечают, что средняя зарплата врачей в 2022 году составит 22,5 тыс. грн, а минимальная — 20 тыс. Средняя зарплата медперсонала составит 14,5 тыс. грн, а минимальная — 13,5 тыс. грн.

НВ Премиум это:

  • Доступ к закрытым материалам сайта
  • Доступ к статьям еженедельного журнала НВ
  • Отключение коммерческой рекламы
  • Возможность открывать статьи НВ Премиум для друзей

В начале 2022 года украинцы будут получать минимальную зарплату в размере 6500 гривен, а прожиточный минимум для трудоспособных лиц будет – 2481 гривна. На основе этих данных, мы рассчитали что ФЛП будут платить:

Налоги для 1 группы ФЛП с 1 января 2022 года

  • ЕСВ – 1430 гривен (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 248 гривен 10 копеек (10% от прожиточного минимума на 1 января).

Налоги для 2 группы ФЛП с 1 января 2022 года

  • ЕСВ – 1430 гривен (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 1300 гривен (20% от минимальной зарплаты на 1 января).

Налоги для 3 группы ФЛП с 1 января 2022 года

  • ЕСВ – 1430 гривен (22% от минимальной зарплаты)
  • 5% от дохода или 3% + НДС

Минимальную зарплату и прожиточный минимум будут пересматривать в течение года: с 1 июля возрастет прожиточный минимум для трудоспособных лиц в 2600 гривен в июле и минимальная зарплата – до 6700 гривен в октябре. На единый налог это не повлияет, поскольку он является фиксированным в течение всего года. А вот размер ЕСВ возрастет с 1 октября и для всех групп составит 1474 гривны.

Госбюджет-2022. Каким будет прожиточный минимум

Уже можно спрогнозировать, какие налоги украинские ФОПы платить в 2023 и 2024 годах, ведь минимальная зарплата и прожиточный минимум уже заложены в Бюджетной декларации на 2022 – 2024 годы.

Налоги для 1 группы ФЛП с 1 января 2023 года

  • ЕСВ – 1578 гривен 72 копейки (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 268 гривен 40 копеек (10% от прожиточного минимума на 1 января).

Налоги для 2 группы ФЛП с 1 января 2023 года

  • ЕСВ – 1578 гривен 72 копейки (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 1435 гривен 20 копеек (20% от минимальной зарплаты).

Налоги для 3 группы ФЛП с 1 января 2023 года

  • ЕСВ – 1578 гривен 72 копейки (22% от минимальной зарплаты).
  • 5% от дохода или 3% + НДС.

В июле 2023 года прожиточный минимум для трудоспособных лиц вырастет до 2813 гривен. А в декабре – до 2880 гривен. Минимальная зарплата же останется без изменений. Поэтому налоги для ФЛП в течение 2023 года не будут меняться.

С 1 января 2024 года минимальная зарплата вырастет до 7665 гривен. Прожиточный минимум останется на декабрьском уровне – 2880 гривен. Поэтому на основе этих выплат в очередной раз вырастут налоги для физических лиц-предпринимателей.

Налоги для 1 группы ФЛП с 1 января 2024 года

  • ЕСВ – 1686 гривен 30 копеек (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 288 гривен (10% прожиточного минимума на 1 января).

Налоги для 2 группы ФЛП с 1 января 2024 года

  • ЕСВ – 1686 гривен 30 копеек (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 1533 гривны (20% от минимальной зарплаты).

Налоги для 3 группы ФЛП с 1 января 2024 года

  • ЕСВ – 1686 гривен 30 копеек (22% от минимальной зарплаты).
  • 5% от дохода или 3% + НДС.

Минимальная зарплата не изменится в течение года, а вот прожиточный минимум вырастет дважды: с 1 июля до 3018 гривен и с 1 декабря – до 3082 гривен. Но это уже не повлияет на размер налогов.

С 1 ноября 2021 года Министерство труда и социальной защиты установило новую величину БПМ – 288 рублей и 1 копейку. По сравнению с предыдущим значением показатель вырос на 1,6%.

Документ, инициирующий изменения, – Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 21 октября 2021 г. №71. Сумма БПМ пересчитывается раз в квартал – 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября.

Вместе с БПМ растут:

  • минимальные трудовые пенсии;
  • надбавки к пенсиям;
  • социальные пенсии;
  • пособия по уходу за инвалидами 1 группы, за ребенком-инвалидом до 18 лет;
  • пособие на ребенка от 3 до 18 лет, если в семье есть дети до 3 лет и др.

Раз в 5 лет Правительство РБ устанавливает прожиточный минимум – товары и услуги, которые необходимы для жизни гражданину Беларуси. Затем совершается расчет прожиточного минимума по ценам последнего месяца квартала.

Бюджет прожиточного минимума состоит из двух частей:

  • продовольственные товары;
  • непродовольственные товары (одежда, обувь, лекарства, предметы личной гигиены) и услуги (ЖКХ, транспортные и бытовые услуги).

С 1 декабря 2019 года на первую группу товаров выделяется 17% бюджета, на вторую – 83%. Раньше соотношение равнялось 23%/77%.

Тенденция изменений бюджета прожиточного минимума в разные периоды – увеличение показателя. Но иногда бывают исключения. Например, в период с 1 августа по 30 октября БПМ в среднем на душу населения составлял 224 700 рублей (до деноминации). А с 1 ноября 2008 года – 223 660 рублей. То есть произошло уменьшение БПМ. Аналогичные периоды были в 2015 году и 2016 году.

Прожиточный минимум поднимут с 2022 года

БПМ считается исходя из необходимых товаров и услуг. При этом трудно составить одинаковый список для пенсионеров и для младенцев. Поэтому кроме показателя бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, государство делает расчеты для разных групп:

  • дети до 3 лет;
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет;
  • студенты;
  • трудоспособные люди;
  • пенсионеры.

С 1 ноября 2021 по 31 января 2022 действуют новые размеры БПМ в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2021 года.

Период действия 1.02.2021-30.04.2021 1.05.2021-31.07.2021 1.08.2021-31.10.2021 1.11.2021-31.01.2022
В среднем на душу населения 262,87 273,27 283,46 288,01
Для трудоспособного населения 290,71 303,53 315,04 321,22
Для пенсионеров 199,17 207,06 214,91 217,99
Для студентов 252,94 263,15
Для детей от 6 до 18 лет 283,65 294,36 303,79 307,98
Для детей от 3 до 6 лет 232,93 241,29 247,95 251,26
Для детей до 3 лет 168,46 174,51 178,56 180,64

  1. Бюджет прожиточного минимума – это денежная величина, которая обеспечивает человека минимальным набором товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья.
  2. В РБ расчет БПМ ведется в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам (дети, студенты, пенсионеры и трудоспособное население).
  3. С 1 ноября 2021 года БПМ в среднем на душу населения составляет 288 рублей и 1 копейку.
  4. Следующее изменение величины БПМ произойдет 1 февраля 2022. Затем 1 мая 2022 (раз в квартал).
  5. От БПМ зависят многие социальные выплаты (социальные пенсии, пособия по уходу за инвалидами 1 группы и т.д.)

В нашей стране данный показатель предназначен для оценки уровня жизни населения. Кроме того, по нему определяется нужная семье государственная поддержка в финансовом плане или нет. Если суммарный доход семьи поделен на количество ее членов меньше прожиточного минимума для проживания – семья может претендовать на материальную поддержку от государства в виде различных льгот, дотаций, субсидий и пособий. Для этого нужно обратиться с заявлением в социальную защиту населения.

Согласно закону, под прожиточным минимумом понимают стоимостную оценку потребительской корзины. Его величина определяется ВР несколько раз в году.

Прожиточный минимум рассчитывается основываясь на потребительскую корзину и данные исполнительной власти об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходы по обязательным сборам и платежам.

Прожиточный минимум устанавливается на основании цен, действующих на данный момент, а также на основании климатических и экологических условий. На самом деле на величину данного показателя влияет целый список факторов. От них зависят особенности потребления непродовольственных товаров и услуг. При расчете прожиточного минимума используется Постановление ВР «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в Украине”.

Сюда включаются расходы по потребительской корзине. Их стоимость берется минимальная.

Размер прожиточного минимума в Украине в 2022 году поднимется до 2393 грн. Бюджетная декларация на 2022-2024 годы принята.

В следующем году прожиточный минимум по стране составит:

  • прожиточный минимум для трудоспособных лиц – 2481 грн.;
  • для нетрудоспособного населения – 1934 грн.;
  • детей – 2100-2618 грн. в зависимости от возраста.

В 2022 году вырастет прожиточный минимум

Методика расчета прожиточного минимума в Украине местами вызывает вопросы. Например, цены на некоторые продукты в продуктовой корзине считают по-особенному. Кондитерские изделия по специальным коэффициентам пересчитывают на сахар. Килограмм конфет считается как 750 граммов сахара, а печенье — как полкилограмма.

Хлеб, макароны и крупы пересчитывают на муку, молочные продукты — на молоко. Килограмм сыра по методике Укрстат – это четыре килограмма молока, а килограмм риса или гречки равноценен килограмму муки. И непонятно, какие именно мука и молоко берутся за основу расчета.

При этом Укрстат – единственная структура в стране, которая проводит такой масштабный мониторинг цен — как по количеству товаров, так и по географии. Расчет прожиточного минимума-тоже прерогатива государственной статистики. Но верить или не верить официальной статистике — решать вам.

Аналоги этого показателя для планирования экономики и статистического учета используют практически во всех странах мира. Чаще всего прожиточный минимум привязывают к минимальной зарплате. Например, нижней границей оплаты оперируют в Евростате – главном статистическом органе ЕС. Есть и международный аналог МРОТ – Всемирный банк считает минимальным доход 1,25 $ в день.

В США помимо прожиточного минимума рассчитывают так называемый продуктовый план — Food Plan. Это аналог нашей потребительской корзины, которую составляет американский Минсельхоз. Его делают в четырех вариантах.

Изменения по увеличению прожиточного минимума ожидаются в конце года. С 1 января 2022 г. прожиточный минимум вырастет до уровня 2393 грн., с 1-го декабря 2022 г. прожиточный минимум должен вырасти до 2538 гривен или на 14%.

В дальнейшем он будет меняться еще несколько раз, что зависит от стоимости социально значимых цен и порогового индекса. Если ситуация станет хуже, прожиточный минимум увеличится обязательно.

  • прогноз номинального ВВП составил 5368,7 млрд грн, его реальный рост – на уровне 3,8%;
  • индекс потребительских цен составил 106,2%;
  • доходы госбюджета увеличатся до 1267 млрд грн, что больше фактических за 2020 год на 17,8%;
  • расходы госбюджета увеличатся до 1 441,9 млрд грн, что больше фактических за 2020 год на 11,9%;
  • возврат кредитов – в сумме 10,28 млрд грн, что больше фактических за 2020 год на 8%;
  • предоставление кредитов – в сумме 23,74 млрд грн, что больше фактических за 2020 год на 57,9%;
  • предельный объем дефицита составит 188 млрд грн, что меньше фактических за 2020 год на 13,6%.

Что касается макроэкономических показателей, то проект бюджета в следующем году предполагает снижение дефицита на 3,5%. Средний показатель курса доллара будет находиться на уровне 28,6 — 28,7 грн за 1 доллар США.

Такой показатель, как минимальный размер заработной платы (сокращенно МРОТ или минималка) имеет значение для регулирования заработка наемных работников, оформляемых по ТК РФ. Это минимум, ниже которого устанавливать оплату труда запрещается (при соблюдении установленных норм выработки, например, 8-часового рабочего дня). Кроме того, МРОТ используется при определении некоторых социальных пособий. Этот показатель связан с прожиточным минимумом (сокращенно ПМ).

В конце 2020 года в законодательство об установлении МРОТ и ПМ были внесены значительные изменения. Теперь ПМ привязан не к потребительской корзине, а к медианному доходу, а МРОТ к медианной заработной плате. Расскажем о размере МРОТ с 1 января 2022 года – какой будет минимальная зарплата в России и ждать ли ее увеличения.

Пенсии, зарплаты, субсидии: ключевые показатели госбюджета на 2022 год

Федеральный закон о МРОТ (№ФЗ-82 от 19.06.2000г.) в первой же своей статье устанавливает следующее:

  • показатель на следующий год устанавливается в году текущем;
  • с этой целью издается отдельный федеральный закон, он вносит изменения в ФЗ-82;
  • основанием для этого являются данные Росстата о медианной заработной плате;
  • МРОТ составляет 42% от медианного заработка;
  • проект закона о корректировке МРОТ подлежит обсуждению с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
  • МРОТ на следующий год не может быть ниже соответствующего ПМ и МРОТ текущего года.

Таким образом, МРОТ – это показатель, закрепленный в законе, который не устанавливаться ниже ПМ (эта норма есть и в Трудовом кодексе РФ). Выше ПМ минималка может быть.

Пока есть только законопроект о новом показателе МРОТ на 2022 год. Текст размещен на портале проектов нормативно-правовых актов для всеобщего обсуждения и внесения предложений. Кроме текста проекта закона, выложена пояснительная записка к нему, в которой обосновывается размер минималки.

Законопроектом предлагается, что минимальная зарплата с 1 января 2022 года составит 13 617 рублей.

Прожиточный минимум с 2021 года на основании последних поправок в ФЗ-134 от 24.10.1997 г. также устанавливается ежегодно. Причем, как федеральный прожиточный минимум, так и региональный. Согласно закона Правительству нужно было утвердить ПМ на следующий год до 1 июля текущего года. 6 июля было опубликовано соответствующее постановление за №1070.

18 ноября Президент РФ Владимир Путин поручил повысить прожиточный минимум в 2022 году на тысячу рублей — до 12 654 рублей.

В соответствии с этим устанавливаются следующие показатели ПМ (деление показателя по социально-демографическим группам осталось в силе):

  • на душу населения – 12 654 рубля;
  • для трудоспособных, взрослых граждан – 13 794 рубля;
  • для граждан, находящихся на пенсии – 10 883 рубля;
  • для детей – 12 275 рублей.

Таким образом, повышение прожиточного минимума на 2022 год в РФ довольно значительное. В соответствии с постановлением Правительства РФ №2406 от 31.12.2020 г. соответствующие показатели на 2021 год составили 11 653 рублей, 12 702 рубля, 10 022 рубля и 11 303 рубля.

ПМ в 2022 году повысится:

  • на душу населения – на 1001 рубль;
  • для трудоспособных – на 1092 рубля;
  • для пенсионеров – на 861 рубль;
  • для детей – на 972 рубля.

Показатель прожиточного минимума активно используется при назначении мер социальной поддержки, при определении пособий на детей, социальной доплаты к пенсии.

Еще раз, прожиточный минимум и МРОТ с 1 января 2022 года в России:

  • ПМ для трудоспособного населения (этот показатель ПМ считается основным, хотя активно применяются и другие) – 13 794 рубля.
  • МРОТ – 13 890 рублей. Это значение предложено президентом Путиным 18 ноября для внесения поправок в закон о минималке.

На основании федеральных значений регионы рассчитывают собственные. При этом утверждение ПМ является их обязанностью, а МРОТ – правом.

Для утверждения МРОТ на региональном уровне ТК РФ предусмотрена специальная процедура. Должно быть достигнуто соглашение между тремя сторонами трудовых взаимоотношений – представителями властей, работодателей и работников. У работодателей есть право отказаться от применения местного МРОТ, но только письменно и в течение 30 дней с момента публикации соглашения.

Региональный прожиточный минимум утверждается на основании федерального по специальной методике. Утверждение в регионах ПМ на следующий год должно состояться на позднее 15 сентября текущего года. Публикация соответствующих нормативно-правовых актов обязательна. Региональные показатели также имеют значение для оказания мер соцподдержки.

В Украине выставили условие, при котором повысят минимальную пенсию

Фракция «Слуга народа» дала 225 голосов за закон, один депутат воздержался, 3 – не голосовали и 17 – отсутствовали. Полным составом за документ проголосовала группа «Довіра», в «За майбутнє» бюджет поддержал 21 депутат из 24.

За госбюджет проголосовала половина депутатов фракции «Батькивщина», другая половина – отсутствовала. Голоса также дали 11 внефракционных нардепов, один голосовал «против», один – не голосовал, 5 – отсутствовали.

В «Оппозиционной платформе» 11 депутатов были «против», 2 – воздержались, 16 – не голосовали, 15 – отсутствовали. Почти все члены фракции «Европейская солидарность» выступили «против» бюджета.

В «Голосе» 13 депутатов воздержались, один был «против», 6 – отсутствовали.

Рада приняла к рассмотрению законопроект «О государственном бюджете на 2022 год» 21 сентября. 20 октября Верховная Рада приступила к рассмотрению проекта государственного бюджета на 2022 год и приняла его за основу, после чего парламент начал обсуждение отдельных поправок народных депутатов. Рассматривались более 3 тысяч поправок. Однако все они были отклонены и документ приняли в редакции комитета.

Согласно Регламенту, проект закона о государственном бюджете Украины на следующий год рассматривается по процедуре трех чтений. После представления народные депутаты, комитеты формируют свои предложения к проекту не позднее 1 октября. Верховная Рада рассматривает проект закона о госбюджете в первом чтении не позднее 20 октября. Рассмотрение во втором чтении завершается не позднее 20 ноября. Окончательно закон о государственном бюджете Украины принимается Верховной радой до 1 декабря.

Доходы бюджета-2022 в поданном в Верховную Раду правительством законопроекте определены на уровне 1.277 трлн грн, что на 161 млрд грн выше по сравнению с плановыми показателями госбюджета-2021. Расходы предлагается установить в размере 1.465 трлн грн (+103 млрд грн к плановому показателю госбюджета-2021). Дефицит госбюджета предлагается заложить в размере 3.5% ВВП по сравнению с 5.5% в госбюджете-2021.

Общие показатели проекта государственного бюджета на 2022 год следующие:

  • доходы — в сумме 1267,4 млрд грн (больше на 159,96 млрд грн, чем в 2021 году).
  • расходы — в сумме 1441,9 млрд грн (больше на 96,9 млрд грн, чем в 2021 году)
  • возврат кредитов — в сумме 10,28 млрд грн, предоставление кредитов — в сумме 23,74 млрд грн
  • дефицит (финансирование) — в сумме 188 млрд грн.

Показатели проекта государственного бюджета-2022 рассчитаны исходя из основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития на 2022 год. Прогноз номинального ВВП составляет 5368,7 млрд грн (прогноз на 2021 год — 4505,9 млрд грн), его реальный рост — на уровне 3,8% (прогноз на 2021 год — рост на 4,6%), индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) — 106,2% (прогноз на 2021 год — 107,3%). Все это при курсовом коридоре гривны к доллару на конец года — 28,6-28,7 грн/$.

Единая шкала региональных коэффициентов разработана Минтрудом и утверждена Правительством (см. значения в таблице ниже). Величина прожиточного минимума (ПМ) в регионе с 2022 года по новой методике будет определяться путем умножения соответствующего коэффициента на значение федерального ПМ на соответствующий год. Для справки: в 2021 году ПМ на душу населения по всей России составляет 11653 рубля.

Федеральный закон о МРОТ (№ФЗ-82 от 19.06.2000г.) в первой же своей статье устанавливает следующее:

  • показатель на следующий год устанавливается в году текущем;
  • с этой целью издается отдельный федеральный закон, он вносит изменения в ФЗ-82;
  • основанием для этого являются данные Росстата о медианной заработной плате;
  • МРОТ составляет 42% от медианного заработка;
  • проект закона о корректировке МРОТ подлежит обсуждению с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
  • МРОТ на следующий год не может быть ниже соответствующего ПМ и МРОТ текущего года.

Таким образом, МРОТ – это показатель, закрепленный в законе, который не устанавливаться ниже ПМ (эта норма есть и в Трудовом кодексе РФ). Выше ПМ минималка может быть.

Прожиточный минимум с 2021 года на основании последних поправок в ФЗ-134 от 24.10.1997 г. также устанавливается ежегодно. Причем, как федеральный прожиточный минимум, так и региональный. Согласно закона Правительству нужно было утвердить ПМ на следующий год до 1 июля текущего года. 6 июля было опубликовано соответствующее постановление за №1070.

18 ноября Президент РФ Владимир Путин поручил повысить прожиточный минимум в 2022 году на тысячу рублей — до 12 654 рублей.

В соответствии с этим устанавливаются следующие показатели ПМ (деление показателя по социально-демографическим группам осталось в силе):

  • на душу населения – 12 654 рубля;
  • для трудоспособных, взрослых граждан – 13 794 рубля;
  • для граждан, находящихся на пенсии – 10 883 рубля;
  • для детей – 12 275 рублей.

Таким образом, повышение прожиточного минимума на 2022 год в РФ довольно значительное. В соответствии с постановлением Правительства РФ №2406 от 31.12.2020 г. соответствующие показатели на 2021 год составили 11 653 рублей, 12 702 рубля, 10 022 рубля и 11 303 рубля.

ПМ в 2022 году повысится:

  • на душу населения – на 1001 рубль;
  • для трудоспособных – на 1092 рубля;
  • для пенсионеров – на 861 рубль;
  • для детей – на 972 рубля.

Показатель прожиточного минимума активно используется при назначении мер социальной поддержки, при определении пособий на детей, социальной доплаты к пенсии.

МРОТ в 2022 году с 1 января увеличится.

Владимир Путин предложил увеличить минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум в России в 2022 году на 8,6 процента. Так, МРОТ вырастет до 13 890 рублей, а прожиточный минимум — до 12 654 рублей. «В проекте федерального бюджета на будущий год сейчас заложена индексация прожиточного минимума на 2,5 процента. Конечно, этого недостаточно, потому что такие параметры значительно отстают от уровня текущей инфляции, которая ускорилась за последние месяцы», — пояснил президент на совещании по социальным вопросам. 24 ноября Госдума на пленарном заседании приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 2022 году до 13 890 рублей в месяц.

Согласно новой методике расчета МРОТ, вступившей в силу с 1 января 2021 года, он ежегодно устанавливается в размере 42% от медианной заработной платы за предыдущий год и не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2021 году прожиточный минимум составляет 11 653 рубля, МРОТ – 12 792 рубля.

18 ноября президент поручил увеличить МРОТ в 2022 году на 8,6% — до 13 890 рублей в месяц.

«В Конституции России закреплена норма о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть меньше прожиточного минимума, а это значит, одновременно с индексацией размера прожиточного минимума должен вырасти и МРОТ», — пояснил президент.

24 ноября Госдума на пленарном заседании приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 2022 году до 13 890 рублей в месяц.

Повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 января 2021 г. (12 792 рубля в месяц) составит 1098 рублей (рост на 8,6%).

Принятие такого решения будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 3 млн человек.

Регион Код региона Минимальная заработная плата (руб.) Основание
Центральный федеральный округ
Белгородская область 31 13 890 Соглашение Правительства Белгородской области, Союза «Белгородское областное объединение организаций профсоюзов», Союза промышленников и предпринимателей Белгородской области от 17.12.2019 № 43; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Брянская область 32 13 890 Региональное соглашение Правительства Брянской области, Федерации профсоюзов Брянской области, Объединения работодателей Брянской области от 25.12.2020 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Владимирская область 33 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Воронежская область 36 13 890 Соглашение Правительства Воронежской области, Объединений профсоюзов Воронежской области, Регионального объединения работодателей «Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области» от 13.12.2019 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Ивановская область 37 13 890 Региональное соглашение Правительства Ивановской области, Ивановского областного объединения организаций профсоюзов, Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области от 23.01.2020 № 1-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Калужская область 40 Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц, но не ниже 13 890 Соглашение Правительства Калужской области, Территориального союза организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Калужской области» от 10.09.2019 № б/н, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Костромская область 44 13 890 Соглашение Администрации Костромской области, Федерации организаций профсоюзов Костромской области, Объединения работодателей Костромской области от 08.02.2019 № 7-д; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Курская область 46 13 890 Соглашение Курской области на 2019–2021 годы от 17.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Липецкая область 48 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года (13 890) Региональное соглашение Администрации Липецкой области, ФП Липецкой области от 21.12.2020; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Москва 77 20 589 Московское трехстороннее соглашение на 2019–2021 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Московская область 50 15 000 (13 890) Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организаций профсоюзов» и объединениями работодателей Московской области от 31.10.2019 N 243; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Орловская область 57 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Рязанская область 62 13 890 Региональное соглашение Правительства Рязанской области, Рязанского областного союза организаций профсоюзов, Рязанской Ассоциации экономического сотрудничества Предприятий от 21.12.2020 № 124-1; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Смоленская область 67 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Тамбовская область 68 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Тверская область 69 13 890 Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Тульская область 71 14 200 (13 890) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области от 21.12.2020, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Ярославская область 76 13 890 Региональное соглашение Правительства Ярославской области, Ассоциации «Экономический совет Ярославской области (Объединение работодателей Ярославской области)», Союза «Объединение организаций профсоюзов Ярославской области» от 29.01.2021, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
Северо-Западный федеральный округ
Архангельская область 29 13 890


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.