Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семинар« закупки унитарных предприятий в 2022 году: переход на 44- ФЗ, особенности работы по 223- ФЗ»». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году. установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.
На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.
Основные изменения участия в закупках в 2022 году
Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.
Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.
Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
С 2017 года унитарные предприятия перевели на 44-ФЗ, однако сейчас, осознав нецелесообразность, их снова перевели на 223-ФЗ. Если унитарные предприятия не хотят переходить на 223-ФЗ, то можно остаться на 44-ФЗ, не размещая положение о закупке.
Плюсы перехода унитарных предприятий на 223-ФЗ:
- Гибкое планирование,
- Возможность описания способов закупки,
- Установление требований и критериев оценки,
- Порядка исполнения договора,
- Наиболее гибкий подход способов осуществления закупки.
Суть изменений прописана в 174-ФЗ
Федеральный закон от 29 июня 2018 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
№ 223-ФЗ применяется государственными, муниципальными унитарными предприятиями при осуществлении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если закупка ГУП, МУП идет не за счет бюджетных средств – такая закупка по № 223-ФЗ (при наличии положения о закупке) + 2 старых основания для закупки.
Порядок применения: До 1 октября 2018 года ГУП, МУП вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок по № 223-ФЗ в 2018 году.
Применение № 223-ФЗ унитарными предприятиями (в совокупности два условия):
№ 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
-
Государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:
Часть 3 статьи 2 № 223-ФЗ
Когда унитарное предприятие может осуществлять закупки по № 223-ФЗ:
-
«При наличии положения о закупке, утвержденного и размещенного в ЕИС в соответствии с требованиями № 223-ФЗ»;
-
При наличии оснований в № 223-ФЗ.
Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Размещено Положение о закупке + есть основание для осуществления закупки = закупку можно производить в рамках Важно!223-ФЗ.
Есть требования 223-ФЗ и 44-ФЗ относительно того, что решение о выборе закона не может быть изменено в текущем году.
В 174-ФЗ есть спецусловие:
«при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок».
До 1 октября 2018 года государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом «в» пункта 5 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в 2018 году.
Если у заказчика нет положения о закупке?
Разместить положение о закупке до 1 октября 2018, чтобы закупать в 2018 году (если бы спецусловия не было, то заказчик мог бы работать по № 223-ФЗ только с 2019 года).
Если у заказчика уже есть положение о закупке?
Два условия есть (положение о закупке + основания в № 223-ФЗ).
Необходимо разместить план закупок и работать по № 223-ФЗ с момента вступления в силу № 174-ФЗ.
Если у заказчика уже есть положение о закупке, но в нем старые основания для закупки?
Положение о закупке не позволяет заказчику работать по новому основанию.
Необходимо вносить изменения в положение о закупке.
№ 505-ФЗ в редакции с 1 июля 2018 года: «Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новой редакцией № 223-ФЗ (утверждены и размещены в ЕИС) не позднее 1 января 2019 года. Если изменения в Положения о закупке не будут внесены, то после 1 января 2019 года такие Положения считаются не размещенными в ЕИС».
Если у заказчика есть положение о закупке, которое всему соответствует, то по факту можно не вносить изменения.
№ 505-ФЗ в редакции с 1 июля 2018 года: «Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.».
Если у заказчика уже есть положение о закупке, но в нем старые основания для закупки или заказчик хочет внести изменения в положение о закупке, то необходимо внести изменения с учетом требований № 223-ФЗ в редакции № 505-ФЗ.
3.1. Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
3.2. Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Если у заказчика уже есть положение о закупке, но в нем старые основания для закупки или заказчик хочет внести изменения в положение о закупке, то необходимо внести изменения с учетом требований № 223-ФЗ в редакции № 505-ФЗ.
Если заказчик не планирует закупать закрытым способом, при этом он разрабатывает положение о закупке, то прописать закрытые способы закупки все равно придется, таково требование закона.
Согласно 223-ФЗ план закупок должен быть размещен в ЕИС.
Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством РФ. Но есть спецусловие на 2018 год для закупок по новому основанию:
- План закупки товаров, работ, услуг сроком на 1 год,
- План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств сроком на 5-7 лет.
Перед заключением договора закупка должна быть внесена в план!
Договоры на поставку ТРУ заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки, размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом).
… за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.
В план закупки не включаются с учетом части 15 статьи 4 Федерального закона сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона.
В плане закупки могут не отражаться с учетом части 15 статьи 4 Федерального закона сведения о закупке товаров (работ, услуг) в случае, если стоимость товаров (работ, услуг) не превышает 100 тыс. рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, — сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.
Порядок применения закона: до 1 октября 2018 года ГУП, МУП вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок по № 223-ФЗ в 2018 году.
Если унитарное предприятие не разметило план закупок (даже нулевой) в ЕИС, может ли оно работать в рамках ФЗ 223, если да, то как сопоставляется нормы ПП908 о необходимости размещать ПЗ до 31.12 на следующий календарный год? Согласно спецусловию можно разместить план закупок до конца года и проводить закупки по 223-ФЗ.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 505-ФЗ
1. Положения № 223-ФЗ в новой редакции вступают в силу с 1 июля 2018 года (если иной срок напрямую не указан).
2. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новой редакцией № 223-ФЗ (утверждены и размещены в ЕИС) не позднее 1 января 2019 года. Если изменения в Положения о закупке не будут внесены, то после 1 января 2019 года такие Положения считаются не размещенными в ЕИС.
Закон не имеет обратной силы: если информация о закупке размещена в ЕИС до даты внесения изменения в Положение о закупке, то такая закупка осуществляется по правилам, действовавшим на дату размещения информации о закупке.
Ежемесячная отчетность
№ 505-ФЗ с 1 июля 2018 года
Ежемесячная отчетность:
(ч.19 ст.4 № 223-ФЗ)
- Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки ТРУ, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров (не подлежит размещению в ЕИС);
- Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика;
- Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.
Важно! Изменен состав ежемесячной отчетности
Применение электронной подписи
Конкурентная закупка в электронной форме:
(ч.1 — 12 ст.33 № 223-ФЗ)
В соответствии с частью 5 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ все электронные документы при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ только использование усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечивает признание электронного документа, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Важно! Целесообразно осуществить перевыпуск сертификатов ключей электронных подписей, используемых при осуществлении закупок.
Срок хранения документов:
(ч.12 ст. 32 № 223-ФЗ + ч.30 ст.34 № 223-ФЗ)
Срок хранения протоколов, заявок, документаций, изменений документации и иных документов, составляемых при проведении конкурентной закупки (в том числе у субъектов МСП), определен и составляет не менее чем три года.
Важно! Необходимо будет внести соответствующие изменения в Положение о закупке.
Конкурентные и неконкурентные закупки
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки:
- Способы конкурентной закупки, указанные в № 223-ФЗ, + иные способы конкурентной закупки, предусмотренные Положением о закупке.
- Закупки у единственного поставщика + иные способы неконкурентной закупки, предусмотренные Положением о закупке.
Иные способы закупок устанавливаются заказчиком самостоятельно в положении о закупке.
Положением о закупке предусматриваются неконкурентные закупки: закупки у единственного поставщика + иные способы неконкурентных закупок. Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Как правильно проводить закупки у единственного поставщика, учитывая изменения 223-ФЗ? Обязательно ли это делать в электронной форме?
Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
ПП РФ № 616 не говорит об обязанности проводить закупки у единственного поставщика в электронной форме. Извещение, документация, проект договора могут не публиковаться в ЕИС. Требований к объему закупок не установлено (если сам заказчик их не установит).
Конкурентная закупка осуществляется:
(ч.31 ст.3 № 223-ФЗ)
Путем проведения торгов:
- Открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс;
- Открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион;
- Запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок;
- Запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений.
В Положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупок, отвечающие требованиям 223-ФЗ.
Важно! Конкурентные закупки осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено Положением о закупке.
Закон говорит, что у нас есть: аукцион, конкурс запрос котировок, запрос предложений, но, с учетом изменений законодательства, на бумаге их не проводят.
Однако запрос цен как аналог запроса котировок может проводиться в бумажной форме.
Если раньше заказчик мог проводить запрос котировок по 223-ФЗ и отказываться от заключения договора, то сейчас, если заказ проводит запрос котировок, это уже торги, и отказаться от заключения договора уже невозможно.
Заказчику целесообразно прописывать в положении иные способы закупки, потому как они торгам являться не будут (можно отказаться от заключения договора при наличии оснований в положении).
Критерии / условия отнесения к конкурентной закупке
- Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
- По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
- Для определения поставщика по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки.
- Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола
Разъяснения:
Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
- В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
- Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года
Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.
По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов:
- Квалификационный отбор для отдельной закупки
- Переторжка
- Альтернативные предложения
- Постквалификация
- Преддоговорные переговоры.
Главное условие для проведения отдельных этапов конкурентной закупки: каждый этап должен быть прописан в положении о закупке и в документации, также необходимо обозначить сроки проведения этих этапов.
(ч.15 ст.32 № 223-ФЗ / ч.28 ст.32 № 223-ФЗ)
Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола.
В случае необходимости одобрения или обжалования договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты одобрения или вынесения решения.
Порядок заключения договора:
- Направление договора победителю (5 дней);
- Срок подписания победителем (5 дней);
- Срок подписания заказчиком (3-5 дней).
- Возможность направления протоколов разногласий (порядок рассмотрения таких протоколов);
- Основания для признания победителя уклонистом.
Одно из главных нововведений — обязательство достигать минимальную долю закупок у субъектов МСП распространится на всех заказчиков по 223-ФЗ (право, а не обязанность появляется только у тех заказчиков, которые сами являются субъектами МСП).
Изменился общий годовой объем закупок у субъектов МСП: он увеличен до 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, а доля стоимости договоров с субъектами МСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты — до 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
Среди исключений из совокупного годового стоимостного объема договоров:
- закупки коммунальных, финансовых услуг;
- услуг, оказываемых в сфере деятельности естественных монополий;
- закупки отдельных видов подрядных работ;
- и другие, которые в силу своей специфики не могут быть выполнены субъектами МСП.
Мы настоятельно рекомендуем запланировать закупки, которые заказчик будет осуществлять только у субъектов МСП на общих основаниях, но с привлечением субподряда из числа МСП с целью возможности достижения их необходимой доли на конец года.
- Запланировать закупки у субъектов МСП и включить их в план закупки на 2022 год.
- Утвердить перечень товаров, работ, услуг (ТРУ) у субъектов МСП и разместить его в ЕИС и на официальном сайте заказчика (пп. 8-10 Положения ПП РФ № 1352).
- Положение о закупках заказчиков (ПоЗ) должно содержать разделы, регламентирующие порядок проведения закупок у субъектов МСП в соответствии с требованиями 223-ФЗ. ПоЗ, которые не соответствуют требованиям Закона № 223-ФЗ в части осуществления конкурентных закупок у СМСП, считаются не размещенными в ЕИС с 01.07.2021.
- Конкурентные закупки только для субъектов МСП проводятся строго в электронной форме на 8 электронных площадках (РТС-тендер в их числе), перечень которых утвержден российским законодательством, а порядок их проведения строго регламентирован Законом № 223-ФЗ. Непроведение таких закупок в электронной форме влечет серьезные административные штрафы на должностных или юридических лиц.
- Срок оплаты ТРУ по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектом МСП, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке ТРУ. Нарушение сроков оплаты также влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.
- Все действия заказчиков и участников на федеральных ЭТП будут фиксироваться программой «Независимый регистратор», которая сможет предоставлять необходимые данные контролирующим органам.
В преддверии изменений многие площадки предлагают специальные обучающие материалы в различных форматах от вебинаров до конференций. Для специалистов стороны заказчика участие в них поможет снять ряд насущных вопросов о реалиях следующего года.
- Опытным специалистам для поддержания профессионального тонуса
- Начинающим специалистам как первая закупочная энциклопедия с основательным
практическим блоком
Компас для заказчиков по 223-ФЗ: ноу-хау в закупках у малого бизнеса
Унитарные предприятия, государственные и муниципальные, — это особый вид коммерческих организаций: они не являются собственниками имущества, которым располагают. Собственниками этого имущества является учредитель ГУПа или МУПа — государственное или муниципальное образование соответственно. Таким образом, ГУПы и МУПы, хоть и являются коммерческими структурами и ведут коммерческую деятельность, тесно связаны с бюджетной системой.
Опираясь на эту логику, с начала 2017 года МУПы и ГУПы перевели на работу по закону о контрактной системе, обязав их следовать всем процедурам этого закона. Но уже к 2018 году стало ясно, что, в силу специфики деятельности, МУПы и ГУПы не способны работать жестко внутри контрактной системы. Таким организациям часто требуются оперативные закупки, а контрактная система для них слишком неповоротлива. После многочисленных обращений от руководства ГУПов и МУПов со всей страны принято решение, что автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, если расходует бюджетные средства.
При этом такие организации остаются в числе заказчиков по закону о контрактной системе.
Важным условием для перехода к работе по 223 закону для МУПов и ГУПов является принятие и публикация положения о закупке. Положение о закупке — это внутренний документ организации, регламентирующий подробно правила проведения тендеров по ФЗ 223, поскольку в самом нормативном акте эти правила описаны крайне не подробно. С помощью положения организация устанавливает, какие процедуры она проводит, в каком порядке, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором, условия для заключения договоров без проведения конкурентных тендеров с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем и иные аспекты работы. Принявшие положения ГУПы и МУПы обязаны работать по 223-ФЗ в строгом соответствии с придуманными ими правилами — если предприятие нарушает собственное положение, это основание для привлечения к административной ответственности.
Чтобы начать работать по 223 закону, внутренний закупочный документ необходимо принять и опубликовать в ЕИС до конца года, предшествующего году начала работы по этому закону. Например, если предполагается работа ГУП по 223-ФЗ с 2021, положение подлежит публикации до конца 2020 и не позднее.
Исключение из этого правило имело место в 2018, когда организациям разрешили перейти к работе по 223 закону в текущем году при условии публикации положены до 01.10.2018. Сейчас таких послаблений больше нет.
Вторым важным условием для МУПов и ГУПов является то, что в таком порядке они вправе расходовать исключительно внебюджетные средства. Федеральный закон однозначно отвечает на вопрос, нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант, дар, наследство, пожертвование или иной внебюджетный доход, — да, в таких случаях оно вправе использовать упрощенную систему. Бюджетные деньги предприятия продолжают расходовать в рамках контрактной системы.
У возврата к упрощенному порядку для МУПов и ГУПов имеются и дополнительные последствия, например, субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП, как это предусмотрено постановлением правительства от 11.12.2014 № 1352.
Стать заказчиками по 223 закону вправе любые ГУПы и МУПЫ, кроме тех, которые не утвердили своевременно положение о закупке. Если положения нет, государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ работать не вправе, оно организует процедуры в рамках контрактной системы.
Также по закону о контрактной системе работают ГУПы и МУПы при организации закупок за счет бюджетных субсидий: если финансирование закупки идет из бюджета любого уровня, проводить такую закупку разрешено только в рамках контрактной системы.
Переход к работе по 223 закону для унитарных предприятий состоит из следующей последовательности действий:
- Принятие принципиального решения.
- Написание, утверждение и публикация в ЕИС положения о закупке.
- Ожидание начала следующего календарного года — законодатель теперь однозначно устанавливает норму, когда МУП переходит на 223-ФЗ, — с начала года, следующего за годом публикации.
- Проведение процедур в соответствии с правилами положения о закупке.