Аренда муниципальной земли в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аренда муниципальной земли в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

      Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

      Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

      1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

      2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

      3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

      В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

      Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

      Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

      Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

      Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

      Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

      Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

      С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

      «Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

      • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
      • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
      • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

      С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

      Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

      Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

      Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

      Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?

      Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

      1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

      2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

      В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

      3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

      4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

      В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

      5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

      Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.


      1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

      1. Покупая земельный участок в собственность — вы замораживаете свои деньги. А тем временем, деньги можно положить в банк и платить с процентов по вкладу за аренду точно такого же земельного участка. Так у вас и земельный участок будет и приличная сумма на счете, которую можно потратить, к примеру, на строительство.
      2. Не зависимо от того, пользуетесь вы земельным участком или нет, после покупки вам придется платить за землю имущественный налог, который на основании 63-ФЗ от 15.04.2019 будет составлять до 10% кадастровой стоимости земельного участка в год и превысит большенство существующих ежегодных платежи по аренде.
      3. Частная собственность существует в России всего 30 лет, поэтому нельзя гарантировать, что купленный вами земельный участок останется вашим спустя еще 30 лет.

      Согласитесь, здесь есть над чем подумать…?

      В марте 2015 года в Земельный Кодекс РФ были внесены большие изменения касательно процесса аренды муниципальных земельных участок. Вот самые важные их них:

      1. Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
      2. Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
      3. Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
      4. Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.

      Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен земельный участок.

      1. Способ №1 — стать победителем аукциона на право заключения договора аренды, который организуется по инициативе Администрации. Для земельных участков, которые имеют границы и отображаются на публичной кадастровой карте;
      2. Способ №2 — стать победителем аукциона на право заключения договора аренды, который организуется по инициативе граждан (включая иностранных). Для земельных участков, которые имеют границы и отображаются на публичной кадастровой карте;
      3. Способ №3 — заключить договор аренды без проведения аукциона по льготной очереди. Для земельных участков, которые имеют границы и отображаются на публичной кадастровой карте. Способ для льготной категории граждан;
      4. Способ №4 — заключить договор аренды без проведения аукциона по упрощенной процедуре. Для земельных участков, которые не имеют границ и не отображаются на публичной кадастровой карте. Способ для всех.

      Рассмотрим каждый способ аренды подробнее.

      Учет операций аренды у арендатора в 2022 году в соответствии с ФСБУ 25

      Когда свободный муниципальный земельный участок все-таки будет найден, советую осмотреть его на местности. На территории не должно быть бесхозных построек, трансформаторных подстанций, ЛЭП, газопроводов, трубопроводов отопления и других обременений. Проверьте наличие технической возможности подключения к существующим инженерным сетям, что особенно важно для ИЖС. Если участок вам подходит — отправляемся в администрацию, на территории которой он расположен для подачи заявление на проведение аукциона.

      При выборе избегайте рекреационных земель (особо охраняемые территории и объекты, оборот и деятельность на которых жестко контролируются государством), а также участков специального назначения (объекты инженерной инфраструктуры и т.п.). Такие земельные участки так же не подлежат передаче в собственность. Кроме того в ПЗЗ вашего муниципального района должно быть положение о таких территориях и правила пользования такими территориями. Изменить вид разрешенного использования такого участка достаточно проблематично, как правило такими участками интересуются граждане и юридические лица желающие вести на них деятельность согласно специального назначения. Аренда такого участка не перспективна в плане ИЖС или ЛПХ.

      Чтобы понять не ограничен ли выбранный вами участок в гражданском обороте, то перед заявлением на аренду, рекомендую обратиться в администрацию и местный ДИЗО с заявлением о предоставлении информации о ЗУ на наличие охранных и красных зон, а также о прохождении коммуникаций (газопроводы, ЛЭП и тд).

      Как выбрать лучший земельный участок под строительство дома

      Заявление пишут на имя главы Администрации по форме предоставленной секретарем или скаченной с официального сайта Администрации, указав при этом цель использования земельного участка. Условия проведения торгов и список необходимых для участия в аукционе документов такие же, как в способе №1.

      Далее Администрация подготавливает документацию на земельный участок:

      1. Извещение о проведении аукциона с указанием номера лота, даты начала и окончания приема заявок и другие данные;
      2. Постановление главы Администрации о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
      3. Выписка из ЕГРН на земельный участок;
      4. Фотоматериалы по лоту (принт-скрин расположения ЗУ на Яндекс.Картах и публичной кадастровой карте);
      5. Заключение территориального управления о допустимых параметрах разрешенного строительства;
      6. Ситуационный план земельного участка;
      7. Градостроительный план земеьного участка;
      8. Технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (для участков под ИЖС);
      9. Форма заявки на участие в аукционе;
      10. Проект соглашения о задатке;
      11. Форма запроса на осмотр объекта аукциона (лота);
      12. Образец договора аренды земельного участка;
      13. Расчет арендной платы за земельный участок в виде приложения;
      14. Акт приемо-передачи;
      15. Образец доверенности для участия в аукционе на право заключения договора аренды;
      16. Схема проезда к месту проведения аукциона.

      В соответствии с пп.9 п.4 ст. 39.11 ЗК РФ срок принятия решения о проведении аукциона составляет два месяца.

      Кроме того, приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67 устанавливается следующий порядок:

      • Пункт 103 — Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.
      • Пункт 104 — Извещение о проведении аукциона также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие публикации не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил размещения.

      Что делать, если Администрация хочет провести аукцион по продаже земельного участка вместо аукциона по аренде

      Чтобы стать участником инициированного вами аукциона нужно внести задаток на предоставленные Администрацией реквизиты. Задаток равен начальной ставке аренды. Предметом торгов также будет начальная арендная ставка. Другими словами — на аукционе побеждает тот, кто предложит максимальную ставку ежегодной арендной платы.

      Как правило, начальная ставка аренды составляет 0,3-1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, а шаг торгов равен 3% от начальной ставки аренды. Срок проведения самого аукциона земельным законодательством не регулируется.

      Если вы арендуете муниципальное помещение, то вправе передавать права аренды другим лицам. Например, в случае банкротства компании, ее переезда и т.д.

      Чтобы уступить право аренды, вы должны расторгнуть ранее заключенный договор с администрацией, о чем необходимо заявить в соответствующий орган власти. Вы составляете заявление с указанием причин расторжения договора.

      Стоит отметить, что уступка прав аренды допускается только в случае соблюдения арендатором всех условий по договору и отсутствия задолженности по платежам.

      Вы можете передать право аренды муниципального помещения другому лицу, но только расторгнув договор с администрацией

      Взяв в аренду муниципальное помещение, вы не имеете права передавать его во временное пользование иному лицу напрямую. После расторжения договора администрация обязана устроить новые торги и дождаться поступления нескольких предложений. Объект переходит в дальнейшее владение победителю аукциона.

      Таким образом, любой гражданин или юридическое лицо способны получить во временное пользование (а в дальнейшем — в постоянное) свободный объект муниципальной собственности.

      С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

      Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

      Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:

      • Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
      • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
      • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

      «Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

      Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

      Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

      Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

      Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

      При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

      Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

      • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
      • были утверждены проектами планировки территории.

      Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

      • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
      • для выполнения международных обязательств;
      • для разработки недр;
      • признании жилого помещения аварийным.

      Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

      • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
      • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

      Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

      Отдельно следует упомянуть конфискацию:

      • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
      • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

      Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

      В 2022 году изъятие включает несколько этапов:

      • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
      • поиск правообладателей;
      • вынесение постановления компетентной комиссией;
      • уведомление собственника;
      • подготовка соглашения;
      • отчуждение земли и регистрация перехода права.

      Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

      Порядок аренды муниципального имущества

      С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

      • Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
      • Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

      Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:

      • Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
      • Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

      Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

      Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.

      • Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
      • Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
      • По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
      • Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

      Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

      Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.

      • Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

      Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

      Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии:

      • Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
      • И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.

      При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков:

      • Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
      • Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

      «На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин. — Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории«.

      Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:

      • Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
      • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
      • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

      «Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

      Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

      Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

      Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

      Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

      При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

      Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

      • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
      • были утверждены проектами планировки территории.

      Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

      • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
      • для выполнения международных обязательств;
      • для разработки недр;
      • признании жилого помещения аварийным.

      Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

      • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
      • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

      Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

      Отдельно следует упомянуть конфискацию:

      • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
      • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

      Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

      В 2022 году изъятие включает несколько этапов:

      • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
      • поиск правообладателей;
      • вынесение постановления компетентной комиссией;
      • уведомление собственника;
      • подготовка соглашения;
      • отчуждение земли и регистрация перехода права.

      Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

      Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

      Действующий Закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ объединил ведение кадастрового учета и регистрацию прав.

      Поэтому со дня его введения земельным участкам больше не присваивают статус «временный». А вот что касается тех объектов, которые уже стояли на тот момент на учете как «временные», для их существования отведен конкретный срок — до 1 марта 2022 года.

      После этой даты записи о таких земельных участках будут аннулированы. Тогда их владельцам придется заново выделять свои участки (если это удастся, конечно), ставить их на кадастровый учет и оформлять свои права на них.

      А до тех пор они не смогут заявить, что этот земельный участок им принадлежит.

      Например, мужчина получил участок от администрации в аренду для строительства жилого дома. Участок был со «временным» статусом. В течение отведенных законом пяти лет мужчина не успел закончить строительство дома, и данные об участке исчезли из ЕГРН.

      Ему пришлось в судебном порядке доказывать свое право собственности на дом и восстанавливать сведения об участке в базе кадастрового учета (Гаврилов-Ямский р-й суд Ярославской обл. — решение № 2-147/2020).

      Чтобы не доводить свой участок до «полного исчезновения», владельцам настоятельно рекомендуется в срок до 1 марта 2022 г. подать документы в МФЦ для государственной регистрации своих прав на участок.

      Например, садовый участок, выделенный до 2001 года, можно сейчас оформить в собственность бесплатно, на основании справки СНТ о его выделении.

      Земельное законодательство предусматривает следующий принцип разделения земель:

      • по целевому назначению;
      • по видам разрешённого использования.

      Для каждого целевого назначения предусмотрены свои виды разрешённого использования. Земельным кодексом выделено 7 категорий земель. По четырём из них допускается передача в аренду, в их числе следующие территории:

      • сельскохозяйственного назначения;
      • населённых пунктов;
      • промышленности и иного спец. назначения;
      • лесного фонда.

      Земельный налог: ставки 2021/2022

      По новым правилам объектом учета аренды признается предмет, который соответствует одновременно всем нижеперечисленным критериям:

      • передается на определенный срок;
      • идентифицируется (указан в качестве предмета аренды в договоре, и таким договором в течение срока аренды не предусмотрена его замена);
      • способен приносить экономическую выгоду от своего использования, право на которую имеет арендатор;
      • цель применения определяет арендатор (с учетом технических возможностей объекта).

      Классификация объекта учета осуществляется на дату, которая произошла ранее: либо это дата заключения договора, либо доступность объекта для эксплуатации арендатором (то есть дата предоставления предмета аренды).

      Председатель правления концерна «Русич» Александр Ванчура рассказал, что с 1 февраля 2022 года повысится кадастровая стоимость жилья. Ее размер в московском регионе составит в среднем 181 тыс. рублей за 1 кв. м. По словам Андрея Большакова, основателя юридической фирмы Bolshakov & Partners, в Москве она повысится на 21,4%. В последний раз это значение корректировали в 2018 году. Ванчура связал изменения с «ощутимым ростом цен» на недвижимость в 2020 году.

      С 1 марта следующего года, согласно Федеральному закоу от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, разрешается строить индивидуальные жилые дома (ИЖС) на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства, рассказала медиатор Леонова. По ее словам, регистрация будет проходить по правилам «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года. Однако у этого правила есть ограничения: построить можно будет не более одного жилого дома площадью до 500 кв. м. Площадь застройки не должна превышать 0,25% территории сельхозназначения.

      Сергей Соловьев, основатель, партнер юридической компании «Бугров и партнеры», отметил, что региональные власти должны будут сами определить территории, где строительство жилых домов запрещено. Ранее такие земельные участки можно было использовать только для возведения строений, предназначенных для хранения и переработки сельхозпродукции, напомнил он.

      До 1 марта 2022-го земельные участки, стоящие на учете со статусом «временные», должны быть переведены в статус «учтенные» или аннулированы (ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ), заявила Юлия Леонова.

      По ее словам, если участок был получен в аренду или выделен, но права на него не внесены в ЕГРН, после указанной даты сведения о нем удалят из реестра. Это значит, что нужно будет получать новые документы на образование земельного участка и ставить его на кадастровый учет или в судебном порядке доказывать свои права.

      Все земельные угодья в России находятся в «ведомстве» Земельного Кодекса. Именно этот кодифицированный закон регулирует порядок аренды земельных участков, принадлежащих государству в лице органов местной власти.

      В ст. 19 ЗК РФ дано определение муниципальных земель. Это участки, которые находятся в собственности и в распоряжении администрации муниципальных образований. Большинство из них необходимо для того, чтобы обеспечить это поселение коммуникациями и инфраструктурой.

      Если участок не зарезервирован местными властями для своих нужд и на него не наложены дополнительные ограничения и обременения, его можно взять в аренду. Для этого необходимо обратиться к непосредственному собственнику.

      В ст. 22 ЗК РФ указаны категории земель, которые можно взять в аренду. К таковым относятся:

      • поставленные на кадастровый учёт;
      • если участок можно использовать в тех целях, для которых его хотят арендовать;
      • чётко определена его категория;
      • он не находится в уже оформленной аренде у других пользователей.

      Важно! Стать пользователями муниципальных земель могут предприятия, предприниматели, лица, имеющие российское гражданство или гражданство другой страны.

      Получить надел сельскохозяйственного назначения в пользование можно по следующим основаниям:

      • ведение садоводства и огородничества;
      • выпас скота, сенокошение;
      • организация крестьянских, фермерских и прочих хозяйств;
      • производства сельхозпродукции.

      Если земля принадлежит городу или иному населённому пункту, то её можно использовать для:

      • строительства жилья. Это может быть как индивидуальное строительство, так и многоэтажное, многоквартирное;
      • ЛПХ;
      • возведения объектов с целью удовлетворения общественных и производственных нужд;
      • строительства дорог и транспортных узлов;
      • возведения коммуникаций, которые будут обеспечивать ресурсами данный населённый пункт.

      Чтобы получить земельный надел в пользование и оформить соответствующее соглашение, необходимо обратиться напрямую к собственнику. Для этого необходимо написать подробное заявление и подготовить комплект документов.

      Как арендовать землю у администрации города? Это можно сделать следующими образом:

      • без торгов;
      • через торги.

      Каждый из способов имеет свои особенности.

      Процедура аренды земли у администрации без проведения аукциона такова:

      1. Заявление вместе с комплектом документов подаётся в местную администрацию.
      2. В течение 30 дней оно должно быть рассмотрено. Если приходит отказ, то он должен быть оформлен в письменной форме со ссылками на действующее законодательство. Если принято положительное решение, то нужно приступать к следующему шагу.
      3. Заявителю выдают на руки письменное постановление о выделении заявленного надела.
      4. Если земля не состоит на кадастровом учёте, необходимо заняться этим.
      5. Если кадастровый номер уже присвоен, то нужно подписать договор аренды и зарегистрировать право пользования.

      Важно! Регистрацией вещных прав на объекты недвижимости занимается Росреестр. В него можно обратиться через МФЦ или портал Госуслуги.

      Аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, может происходить через официальные торги. Тогда необходимо подать официальную заявку через электронную площадку проведения аукциона. На этой платформе аккумулируются все официальные торги, предметом которых является недвижимость (любой объект любое вещное право).

      Заявка подаётся в электронном виде, поэтому необходимо пройти процедуру регистрации. После этого будет создан личный кабинет, с помощью которого можно будет управлять своими заявками и процессом торгов относительно интересующего объекта.

      Подав документы в электронном виде, необходимо подать в местную администрацию бумажный комплект. В него входят:

      • копия основного документа заявителя;
      • платёжный документ, подтверждающий тот факт, что заявитель внёс задаток, являющийся обязательный условием участия в аукционе.

      Победителем будет объявлен тот участник, который предложит большую арендую плату за конкретный участок земли. Для того чтобы торг состоялся, необходимо наличие минимум 2 участников. Если он будет один, то аукцион завершится, едва начавшись. Единственный участник будет признан победителем, ему вручат уведомление на руки.

      Порядок предоставления земельных участков

      Аренда земельного участка у муниципалитета юридическим лицом происходит с целью получения прибыли. Как правило, под бизнес. Но есть разграничение земель:

      • для получения прибыли;
      • для производственных целей.

      Если арендатору нужно, чтобы земля приносила прибыль, то нужно брать в пользование тот участок, на котором разрешено строительство торговых объектов. Если же нужно удовлетворить производственные цели, то нужно брать надел под строительство фабрики или завода.

      Отсюда различные требования к самим арендаторам. Если на участке земли планируется построить фабрику, то нужно будет представить администрации полную информацию о типе отходов, выручке, типе производимой продукции и прочее.

      Если же на участке планируется возвести объект с целью получения коммерческой составляющей, то нужно будет приложить копию Устава основного арендатора. Этих сведений собственнику будет достаточно. Потом возможна субаренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

      Чтобы узнать особенности процедуры оформлении сделки на конкретный участок в 2021 году, необходимо установить его статус и наличие (отсутствие) льгот у потенциального арендатора.

      То, как взять в аренду муниципальную землю, определяет ст. 39.6 ЗК РФ. Существует два способа:

      1. Заключение договора на торгах в виде аукциона. Последний может быть инициирован:
      • администрацией территориального образования для передачи муниципальной земли в аренду;
      • самими гражданами с правом выкупа участка в будущем.
      1. Без проведения торгов:
      • для граждан, относящихся к льготным категориям;
      • на наделы, не состоящие на кадастровом учете;
      • для отдельных целей использования.

      Далее рассмотрим их подробно.

      В порядке исключения надел можно получить без участия в торгах. Однако право на это имеют лишь:

      • Лица, намеревающиеся построить индивидуальное жилье либо организовать подсобное хозяйство.
      • Лица, планирующие заниматься огородным хозяйством и выпасом животных.
      • Некоммерческие организации — для индивидуального жилищного строительства или организации садоводческого/огородного хозяйства.
      • Собственники сооружений, которые уже расположены на участке.

      Кроме того, право на аренду муниципального земельного участка без торгов имеют те категории льготников, которые наделены федеральным и региональным законодательством возможностью бесплатного получения участка. Например, инвалиды I и II группы, многодетные семьи.

      Для начала процедуры необходимо подать одно из следующих заявлений:

      1. О предварительном согласовании предоставления земельного участка — если надел еще не сформирован либо его границы необходимо уточнить.
      2. О предоставлении земельного участка — если он образован.

      В заявлении на предоставление участка в аренду обязательно должны быть указаны:

      • паспортные данные обратившегося;
      • информация об объекте — адрес и кадастровый номер;
      • цель получения надела;
      • контактная информация заявителя.

      К заявлению должны прилагаться бумаги, подтверждающие основание заключения сделки без торгов.

      Администрация муниципального образования рассматривает документы в течение 30 дней. Она может вынести постановление об аренде земельного участка или отказать в этом.

      Определение цены временного пользования наделом зависит от того, в каком порядке заключается сделка. Так, при проведении торгов стоимость аренды муниципального земельного участка определяется по их итогам. При этом начальное значение устанавливается в размере рыночной годовой арендной платы либо в 1,5 % от кадастровой стоимости.

      Стоимость аренды участка без торгов устанавливается местными органами власти. Однако ее расчет основан на кадастровой цене, поэтому такой вариант всегда дешевле предлагаемых частными собственниками.

      Администрация Соликамского городского округа

      Рассмотрим подробно два варианта получения муниципальной земли в аренду. Но для начала претенденту необходимо уточнить, свободен ли участок, который ему приглянулся. Это можно сделать самостоятельно при помощи интернет-сервиса Публичная кадастровая карта. Важно записать его кадастровый номер, если он присвоен.

      Но не все участки, у которых высветится надпись об отсутствии данных, можно попросить в аренду. Некоторые могут быть зарезервированы под социально-культурные объекты, информация о которых содержится в плане развития территории. Это можно уточнить только в местной администрации.

      Пошагово процесс можно описать следующим алгоритмом действий:

      1. Оформление заявления и передача его в орган местной власти. Документ должен быть составлен с соблюдением правил делопроизводства и содержать реквизиты:

      • адресата, кому направляется заявление;
      • от имени кого составлено с указанием ФИО, реквизитов паспорта, ИНН;
      • текст должен содержать информацию о запрашиваемом в аренду участке с указанием его кадастрового номера (при наличии) и целей, для которых он вам необходим.
      • важно указать и обосновать размер надела;
      • если целью аренды выступает строительство на участке капитального или временного строения, нужно указать его тип.

      Заявление важно составить в двух экземплярах или снять копию с основного, который передается в муниципалитет. На втором экземпляре или копии принявший ответственный работник обязан проставить входящий номер и дату поступления. Он останется на руках заявителя, как подтверждение поданных в местную администрацию документов.

      2. Рассмотрение заявления и проведение аукциона.

      3. Заключение договора. С победителем аукциона или единственным заявителем подписывается договор аренды, где прописываются все существенные условия:

      • полная информация о предмете договора – участка земли;
      • права каждой из сторон и обязанности;
      • срок, на который земля передается в аренду;
      • особые условия использования надела;
      • порядок продления и расторжения договора;
      • стоимость аренды и т.д.

      Поскольку земли территорий являются государственными или муниципальными, обращаться для аренды участка необходимо в администрацию по месту его нахождения. Как правило, в них имеются соответствующие структурные подразделения, которые занимаются непосредственно учетом таких земель. Это комитеты имущественных отношений или земельные комитеты.

      Необходимые документы

      Участие в торгах потребует от претендентов собрать ряд необходимых документов:

      • удостоверение личности (паспорт гражданина РФ или иностранного гражданина, который вправе участвовать в торгах на общих основаниях);
      • заявление на участие с указанием реквизита счета для возврата задатка в случае проигрыша;
      • платежный документ о внесенном задатке;
      • участие предпринимателей обязывает представление выписки из ЕГРИП.

      В случае предоставления участка в аренду без торгов потребуются:

      • заявление;
      • удостоверение личности;
      • для юридических лиц дополнительно потребуются уставные документы или выписка из ЕГРИП.

      Обязательно нужно снять копии и приложить вместе с оригиналами.

      На использование отдельных категорий земельных угодий законом могут быть наложены ограничения. К таким категориям относятся:

      • территории, занятые лесом;
      • природные памятники;
      • заповедники и заказники;
      • оздоровительные объекты (источники минеральных вод, лечебных грязей и т.д.).

      Отдельно в договоре аренды муниципалитетом могут быть прописаны дополнительные параметры использования участка. Это, как правило, относится к тем наделам, в границы которых попадают охранные зоны.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.