Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностные инструкции работников ДОУ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Положения школы
- Документы по коронавирусу
- Билеты и инструктажи по ОТ
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ
- Нормативные документы ОТ
Должностные инструкции работников ДОУ (детского сада)
- Должностные Профстандарт
- Должностные по ЕКС
- Должностные заместителей
- Должностные администрации
- Должностные учителей
- Должностные персонала
- Должностные лаборантов
- Перечень должностных
- Охрана труда администрации
- Охрана труда учителя
- Учебно-вспомогательный персонал
- Обслуживающий персонал
- Техника безопасности классного руководителя
- Техника безопасности для учащихся
- Инструктажи для учащихся
- Охрана труда психолога
- Охрана труда в библиотеке
- Охрана труда в столовой
- Перечень инструкций по ОТ
- Кабинет начальной школы
- Кабинет физики
- Кабинет информатики
- Кабинет биологии
- Кабинет химии
- Кабинет технологии
- Учебные мастерские
- Спортивный зал
- Кабинет ОБЖ
- Кружки, студии, секции
- Пожарная безопасность в школе
- Инструктажи по ПБ в школе
- Видео пожарной безопасности
- Перечень инструкций по ПБ
- Должностные инструкции для пришкольного лагеря
- Инструкции по охране труда для пришкольного лагеря
- Инструкции школьного лагеря
- Инструкции для детей лагеря
- Инструктажи для детей
- Положения ДОУ
- Документация по коронавирусу
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ в ДОУ
- Нормативные документы ОТ
ØЛокальные акты
- Должностная инструкция воспитателя.
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
- Инструкция по охране труда.
ØДокументация по организации работы воспитателя
- Рабочая программа
Комплексно-тематическое планирование.
Календарный план воспитательно-образовательной работы. - Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий).
- Оценка результатов освоения программы Педагогическая диагностика.
- Творческая папка по самообразованию (Срок хранения — постоянно).
- План досуговой деятельности.
- План проектной деятельности.
ØДокументация по организации работы с воспитанниками ДОУ.
- Табель посещаемости.
- Индивидуальные сведения о родителях и воспитанниках.
- Возрастной список детей и возрастные особенности
- Лист здоровья на воспитанников группы.
- Режим дня группы.
- Карта стула детей и утренний фильтр (только для детей до 3-х лет).
- Адаптационный лист.
- Журнал приема и ухода детей под роспись родителей. (на время карантина)
ØДокументация по организации взаимодействия с семьями воспитанников.
- План взаимодействия с родителями воспитанников группы.
- Протоколы родительских собраний группы.
- Рабочий журнал воспитателя
Рабочий журнал включен в обязательную педагогическую документацию воспитателя ДОО. Он поможет воспитателям ДОО спланировать работу по различным видам деятельности, систематизировать результаты наблюдений за детьми, организовать работу с родителями.
- Локальные акты
Ввиду того, что в образовательный процесс введены государственные стандарты, для детских садов это ФГОС ДО, то и ведение документации воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является необходимым этапом работы.
По ФГОС ДО воспитателю необходимо вести и оформить:
Локальные акты — это папка с инструкциями: должностная, охраны труда, по охране здоровья и жизни детей по образцу вашего дошкольного учреждения. Она делается один раз и периодически обновляется. Срок хранения — постоянно.
В перечень основной документации воспитателя вошли локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя:
- Должностная инструкция воспитателя.
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
- Инструкция по охране труда.
- Документация по организации работы воспитателя
- Рабочая программа, которая составлена в рамках реализации ФГОС ДО по возрастным группам на 1 учебный год. В ней отражены основные направления воспитательно — образовательной работы с детьми определенного возраста
- Планирование воспитательно-образовательной деятельности.
Комплексно-тематическое планирование. Оно построено на тематическом принципе и позволяет воспитателю не только планомерно решать поставленные задачи и легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, но и в зависимости от особенностей своего дошкольного учреждения по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем.
Комплексно-тематические планы – это планы работы с воспитанниками по сезонам и неделям каждого месяца, где записываются общие направления работы. То есть, чего вы хотите достичь на протяжении каждого месяца.
Календарный план воспитательно-образовательной работы. Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной комплексно- тематическим планом, воспитатель использует в работе календарный план. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня.
Для написания плана рекомендуется, помимо комплексно-тематического плана, использовать циклограмму образовательной деятельности группы. В первой половине дня воспитатель планирует беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю, пальчиковую, артикуляционную гимнастики, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку.
Во второй половине дня — бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.
Календарный план воспитательно-образовательной деятельности – это уже конкретный подробный план на каждый день. Он должен быть согласован с рабочей программой и комплексно-тематическим планом. Здесь записываем все, что будем делать с детками за день: зарядка, занятия, игры, прогулки, режимные моменты, работу с родителями и т.д..
- Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий).
Должностные инструкции для ДОУ
- Обеспечение обучения и воспитания детей в рамках заданных стандартов.
- Мониторинг поведения детей и выявление причин предполагаемых проблемных моментов.
- Ведение соответствующей документации в рамках своей компетенции.
- Взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами в целях профилактики конфликтов, их разрешения, а также выявления проблемных моментов.
- Помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
- Обеспечение соблюдения воспитанниками графиков занятий и отдыха.
- Планирование образовательно-воспитательных программ в сфере своей компетенции.
- Информирование руководителя учреждения и других работников о возможных проблемах в сфере своей компетенции.
- Взаимодействие с родительским комитетом и педсоветом в области своей ответственности.
- Наблюдение за досугом воспитанников как самостоятельно, так и совместно с другими работниками.
- Помощь детям в пределах своей компетенции.
- Наблюдение за порядком в помещениях детского сада.
- Обеспечение санитарных и гигиенических норм в подведомственных группах воспитанников.
- Поддержание своего внешнего вида в соответствии с заданными стандартами.
- Прохождение плановых медицинских осмотров.
- Прохождение аттестации в порядке, закрепленном в соответствующих документах.
Воспитатель детского сада наделяется работодателем правами на:
- Внесение предложений для руководства по возможным путям улучшения воспитательных и образовательных процедур.
- Участие в собраниях коллектива учреждения.
- Предъявление требований к руководству учреждения по вопросам обеспечения условий, которые нужны для исполнения рабочих функций.
- Получение доплат в случае выполнения соответствующих плановых показателей.
- Получение от других сотрудников данных, востребованных в своей деятельности.
- Получение рабочей одежды и необходимых принадлежностей в порядке, установленном в соответствующих документах учреждения.
Начальный раздел, в котором прописаны базовые параметры деятельности сотрудника. В нем содержатся требования к образованию кандидата на должность, его опыту, у кого в подчинении он состоит, а также прочие базовые параметры, на которые необходимо ориентироваться сотруднику и его руководству.
Навыки, описанные здесь, должны хорошо соответствовать обязанностям, данным в следующем разделе. В зависимости от профиля учреждения требуемые навыки могут значительно отличаться. Так, применительно к профессии воспитателя детского сада, могут понадобиться умения по обучению воспитанников иностранному языку, музыке или написанию рисунков.
Внимание! К воспитателю дошкольного учреждения предъявляются строгие требования по наличию соответствующего образования, состоянию здоровья, знаниям в сфере работы с детьми, пониманию специфике дошкольного учреждения. Все это должно быть исчерпывающе отражено в разделе.
Эта часть отведена под перечисление трудовых функций сотрудника. Спектр обязанностей воспитателя обширен: специалистка отвечает не только за детей, но и за взаимодействие с родителями, педсоветом, поддержание порядка в учреждении. Если детсад занимается специализированным воспитанием (дети с нарушением состояния здоровья; обучение воспитанников английскому и пр.), то сопряженные с этим обязанности должны быть отражены в разделе.
Заключительный типовой раздел, отведённый под список прав, предоставленных нанимателем. Права приводятся стандартные, но некоторые учреждения могут их дополнять, ориентируясь на свои размеры, специализацию, а также другие факторы.
Должностная инструкция для воспитателя должна быть обязательно согласована со специалистами, поскольку сферу дошкольного образования регулируют многочисленные стандарты и законы, которые не должны нарушаться в инструкции. Только после учета правок специалистов документ передается руководителю учреждения. Окончательный правовой статус инструкция приобретает после её подписания самим работником, руководителем и теми сотрудниками, подписи которых необходимы по правилам документооборота учреждения.
Должностные инструкции работников ДОУ
Перечислим, какие имеются обязанности воспитателя в детском саду в младшей группе и любой другой, открытой в дошкольном учреждении:
- осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
- проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
- создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
- прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
- разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
- контролировать состояние здоровья воспитанников;
- немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
- проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.
ВАЖНО! Некоторые обязанности в ясельной группе детского сада отличаются от того, что приходится делать в младших или старших. В ясли приходят дети совсем маленькие, часто даже не умеющие говорить, полноценно обслуживать себя сами они еще не в состоянии, и часто плачут. А в младшей группе воспитанники постарше, более ответственны, и большинство уже прошли первоначальную адаптацию к новым условиям. А если говорить про старших и «выпускников», то им нужна полноценная подготовка и развитие, а не обучение навыкам самообслуживания, как малышам.
В законодательстве определены не только обязанности, но и ответственность работников. В частности, воспитатель отвечает за:
- сохранение жизни и здоровья детей в группе;
- сохранность личных вещей воспитанников;
- соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
- применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
- несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
- использование рабочего времени в личных целях;
- превышение полномочий.
Нарушение возложенных обязанностей грозит дисциплинарным взысканием, а за «особо тяжкие» проступки воспитателя разрешено и уволить.
Распространённый вопрос: какие правила поменялись в 2021 году для образовательных организации, какие инструкции необходимо пересмотреть? Для ответа на этот вопрос внимательно читаем в правилах, кто обязан их соблюдать и на кого они распространяются.
Для вас я упростил эту задачу немного, потому что выбрал эти правила, и вам не нужно перечитывать все 40 новых правил по охране труда, что бы определить относятся они к деятельности вашего учреждения или нет.
И подошли мы конкретно к изменениям по охране труда с 1 сентября 2021 года. На самом деле, их намечалось очень много, были они достаточно масштабные, но сейчас поговорим конкретно про те изменения, которые точно вступили в силу, точно уже будут, и вам нужно провести некую работу по актуализации своих документов.
Профстандарт специалист по охране труда
С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый профессиональный стандарт специалиста по охране труда, действует он 6 лет – до 1 сентября 2027 года. Профессиональный стандарт по охране труда предыдущий, который был утверждён в 2014 году, № 524 приказ, утрачивает силу. Соответственно, вам нужно обновить должностную инструкцию специалиста по охране труда, если она у вас есть. Если есть какие-то упоминания в приказе с ссылкой на профстандарт, например, где вы возлагаете обязанности специалиста на себя, на каких-либо работников, вы тоже должны обновить эти документы.
Должностная инструкция воспитателя детского сада
Понятия «инструкция по охране труда» и «должностная инструкция» относятся к разным подотраслям трудового права. Поэтому распространенный термин «должностная инструкция по охране труда» не вполне корректен юридически. Правовых актов, объединяющих в себе признаки должностных инструкций и инструкций по охране труда, законодательством РФ не предусмотрено.
Однако на практике обозначенный термин применяется регулярно. В большинстве случаев он соответствует классическому понятию инструкции по охране труда. Фактически она может являться и должностной, поскольку составляется, как правило, для конкретной должности. Но не всегда — инструкция может быть разработана также исходя из профессии человека или вида выполняемой им работы ( как сказано, например, в п. 1 Методрекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).
Особенность трудовой деятельности в ДОУ или в школе в том, что человек, занятый в соответствующем учреждении, может, занимая одну должность, выполнять сразу несколько видов работы, для каждой из которых требуется составление отдельной инструкции по охране труда. Вот почему администрациям детских садов и школ приходится уделять время составлению довольно большого перечня инструкций по охране труда.
Рассмотрим, какими документами этот перечень может быть представлен.
Если условиться, что под должностной инструкцией по охране труда в ДОУ может пониматься документ, сформированный для определенной должности, то кадровой службе детского сада нужно будет уделить внимание составлению инструкций для таких должностей, как:
- заведующий ДОУ;
- воспитатель;
- старший воспитатель;
- помощник воспитателя;
- логопед;
- психолог;
- инструктор по физкультуре;
- музыкальный руководитель;
- бухгалтер;
- охранник;
- слесарь;
- повар;
- водитель;
- дворник;
- медсестра;
- кастелянша;
- завхоз;
- уборщик помещений;
- рабочий по обслуживанию зданий.
Что касается инструкций по охране труда по видам работ, то они могут быть составлены для таких работ, как:
- проведение массовых мероприятий;
- проведение спортивных мероприятий;
- перевозка детей и сотрудников ДОУ на автомобильном транспорте;
- монтаж электроустановок;
- стирка с помощью машин и иного оборудования бытового назначения;
- приготовление пищи с помощью кухонных плит и иного кухонного оборудования;
- выполнение операций на ПК и ином вычислительном оборудовании;
- погрузка и разгрузка.
В свою очередь, должностные инструкции по охране труда в школе могут быть составлены для таких должностей, как:
- директор школы;
- заместители директора;
- председатель профкома;
- бухгалтер;
- преподаватель гуманитарных дисциплин;
- преподаватель естественнонаучных дисциплин;
- преподаватель технических дисциплин;
- преподаватель физкультуры;
- мастер производственного обучения;
- инженер по охране труда;
- водитель;
- слесарь;
- дворник;
- завхоз.
Что касается инструкций по работам, они могут быть составлены для таких работ, как:
- занятия в кабинетах;
- проведение опытов на уроках физики и химии;
- проведение занятий на уроках труда;
- проведение спортивных занятий, уроков танцев;
- перевозка учащихся и сотрудников ДОУ на автомобильном транспорте;
- проведение занятий с использованием ПК и иной вычислительной техники.
В штатном расписании ДОУ так же, как и в школе, может быть предусмотрено несколько десятков должностей, и для каждой из них кадровая служба учреждения обязана разработать и утвердить инструкцию по охране труда. Кроме того, может потребоваться составление инструкций, адаптированных не только для должностей, но и для конкретных видов работ, выполняемых в ДОУ или школе.
Изучить прочие нюансы решения работодателем задач в области охраны труда вы можете в статьях:
- «Журнал учета инструкций по охране труда — форма и образец»;
- «Какие обязанности работника по охране труда (перечень)».
Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.
Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2021 году»
До | После |
---|---|
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей | Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду |
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи | Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории |
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой | Увеличение предельных показателей |
Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2021 году возлагаются такие обязанности:
- выбор надежного поставщика;
- соблюдение правил доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
- следование рецептурам приготовления блюд.
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), детские сады
В СанПин 2021 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:
- расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
- отсутствие промышленных предприятий поблизости;
- уровень шума не должен превышать норму;
- измерение загрязнения атмосферного воздуха;
- возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПин проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПин в 2021 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПин в 2021 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
Должностные обязанности воспитателя в детском саду
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)».
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Министр | А.О. Котяков |
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Управление дошкольной образовательной организацией | 7 | Управление образовательной деятельностью дошкольной образовательной организации | А/01.7 | 7 |
Организация присмотра и ухода за детьми | А/02.7 | 7 | |||
Администрирование деятельности дошкольной образовательной организации | А/03.7 | 7 | |||
Управление развитием дошкольной образовательной организации | А/04.7 | 7 | |||
Управление взаимодействием дошкольной образовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами | А/05.7 | 7 | |||
В | Управление общеобразовательной организацией | 7 | Управление образовательной деятельностью общеобразовательной организации | В/01.7 | 7 |
Администрирование деятельности общеобразовательной организации | В/02.7 | 7 | |||
Управление развитием общеобразовательной организации | В/03.7 | 7 | |||
Управление взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами | В/04.7 | 7 |
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Управление дошкольной образовательной организацией | Код | А | Уровень квалификации | 7 |
---|
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала | ||
---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Руководитель (директор, заведующий) образовательной организации |
---|---|
Требования к образованию и обучению | Высшее образование — специалитет, магистратура в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление» или Высшее образование — бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление» или Высшее образование — бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» или Высшее образование — специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) в сфере образования и педагогических наук и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление» |
Требования к опыту практической работы | Не менее пяти лет на педагогических и/или руководящих должностях в дошкольных образовательных организациях или общеобразовательных организациях |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации3 Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров4 Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации5 на соответствие должности |
Другие характеристики | При проведении процедуры аттестации на соответствие должности могут быть учтены результаты независимой оценки квалификации6 Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной трудовой функции, а также их совокупность в части руководства направлением деятельности или решением отдельных управленческих задач могут выполняться лицами, занимающими должности заместителя руководителя в порядке делегирования им полномочий и распределения обязанностей |
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 1120 | Руководители учреждений, организаций и предприятий |
ЕКС7 | — | Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения |
ОКПДТР8 | 21959 | Заведующий детским садом (детскими яслями, яслями-садом) |
21592 | Директор (заведующий) филиала | |
ОКСО9 | 5.38.00.00 | Экономика и управление |
6.44.00.00 | Образование и педагогические науки |
Минтруд разработал профстандарт для руководителей образовательных организаций (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией). Определены трудовые функции, квалификационные требования, условия допуска к исполнению обязанностей, возможные наименования должностей.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Должностные инструкции сотрудников ДОО
Должностная инструкция работников ООО утверждается и подписывается руководителем общества. Для должности директора ООО документ может утверждаться и подписываться участником ООО. Который уполномочен на заключение трудового договора с директором соответствующего общества.
В трудовом договоре с работником должна быть указана трудовая функция. Работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации. Конкретный вид поручаемой работнику работы. При оформлении трудовых отношений в отношении каждого работника организации должна быть конкретизирована в том числе трудовая функция (ст. 57 ТК РФ).
При этом должностные обязанности работника могут быть определены в должностной инструкции.
В соответствии со ст. ст. 22 и 68 ТК РФ при приеме на работу работника должны ознакомить под подпись с локальными актами. Непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника. В том числе с должностной инструкцией.
Составление производственной инструкции является правом, а не обязанностью работодателя. Порядок составления регламента нормативными правовыми актами также не урегулирован. Работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения. (Письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6. Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 22.05.2020 № 77/10-18732-ОБ/18-1299).
Трудовой договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества. Подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества. На котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества. Или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества. Либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. То председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. Или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества. (Статья 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Таким образом, указание для руководителя должна соответствовать положениям заключенного с ним договора.
Соответственно для должности директора общества распоряжение может быть утверждена и подписана с учетом положений ст. 40 названного Закона. В частности, участником ООО, уполномоченным на заключение трудового договора с директором соответствующего общества.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются, в частности, органами управления юридического лица (организации). Или уполномоченными ими лицами. Иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом. В порядке, установленном ТК РФ. Другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Учредительными документами юридического лица (организации). И локальными нормативными актами (ч. 6 ст. 20 ТК РФ).
Представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица. Либо локальными нормативными актами. Или в силу заключенного с этим лицом трудового договора. И наделено полномочиями по найму работников. (Пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2. «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ»). То есть работодателем по отношению к руководителю общества является общество.
Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, иными законами и нормативными актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).
Таким образом, служебное руководство работников организации утверждается и подписывается руководителем общества.
Правительство России предусмотрело в 2021 году необходимую сумму в бюджете для реализации программы по увеличению размера оплаты труда дошкольным работникам в 2022 году. Предполагается, что их зарплата вырастет на 6%.
Текущая статистика свидетельствует о том, что размер оплаты труда работников дошкольных учреждений самый низкий из всех сотрудников госучреждений. В связи с этим правительство намерено пересмотреть систему индексации оклада воспитателей в сторону увеличения.
В 2022 году тарифная сетка претерпит изменения, которые приведут к росту оплаты труда дошкольных работников в 2022 году. При наличии у педагога высшей категории рост может составить до 35%. В связи с оттоком молодых специалистов из сферы дошкольного образования из-за низкой оплаты труда власти страны намерены предпринять меры для устранения этой негативной тенденции.
В 2022 году итоговый размер зарплаты дошкольных работников будет формироваться на основе нескольких факторов:
- число отработанных часов;
- уровень квалификации;
- длительность стажа;
- наличие особых заслуг и наград.
Согласно указу президента, зарплаты педагогов дошкольных учреждений в 2022 году должен составлять не менее среднемесячного оклада в конкретном регионе. Помимо этого продолжится реализация и других пунктов Указа 288.
По прогнозам специалистов, в реальности размер оплаты труда дошкольных работников вырастет всего лишь на 3% с учётом действующего уровня инфляции.
Кроме того, на региональные власти будет возложена обязанность согласования увеличения оплаты труда воспитателям с Правительством на основе внесённых поправок в Трудовой Кодекс РФ. Это связано с тем, что Правительству делегировали полномочия утверждать размеры окладов, различных надбавок и выплат, а также компенсаций.
Средний размер оплаты труда педагогов в 2021 году составляет 35 714 рублей. Этот показатель варьируется в различных субъектах РФ. Наиболее высокий — в Москве и северных регионах (от 79 000 рублей до 93 000 рублей).
Но в реальности эти цифры фигурируют только на бумаге, а на самом деле зарплата воспитателей на 46% меньше официальных статистических данных.
На окончательный размер зарплат воспитателей в 2022 году будут оказывать влияние и надбавки вместо обычного увеличения оклада. Перечень надбавок включает в себя:
- сверхурочная работа (двойной тариф оклада);
- дежурство в детском саду-интернате ночью (20 % к окладу);
- работа с детьми в коррекционных, логопедических и других группах (15%);
- воспитание детей с туберкулезом (25%);
- совмещение работы в дошкольном учреждении с другими должностями (12%).
Должностные инструкции работников дошкольной организации
Запуск новой программы начисления заработной платы для педагогов намечен на май 2022 года. Она распространяется на сотрудников всех учреждений образования (дополнительного, дошкольного, профессионального и общего). Программа предусматривает унификацию размеров доплат и окладов.
Первоначально её протестируют в Белгородской,Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии. Если все пройдёт успешно, то эта система начнёт в будущем функционировать на всей территории России.
Эта инициатива направлена на устранение такой проблемы, как существенное различие в размере оплаты труда педагогов в разных регионах. Проблема возникла после введения системы начисления заработной платы на основе средней по региону. Это является нарушением принципа равной оплаты за один и тот же труд.
Реализация новой программы состоит из нескольких этапов. Анализ текущей системы оплаты труда и разработка новых методик расчёта пройдёт с ноября 2021 года по апрель 2022 года.
После её внедрения в мае 2022 года она будет действовать до 30 мая 2023 года. По итогам её тестирования результаты будут направлены Правительству РФ для анализа и принятия дальнейших решений.
Заведующий детским садом:
2.1. Осуществляет руководство всеми видами деятельности детского сада.
2.2. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу детского сада.
2.3. Принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников.
2.4. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.
2.5. Определяет стратегию, цели и задачи развития детского сада, принимает решения о программном планировании его работы, участии детского сада в различных программах и проектах.
2.6. Направляет и контролирует работу воспитателей.
2.7. Осуществляет контроль за выполнением программы воспитания, реализацией педагогических экспериментов.
2.8. Организует работу коллектива педагогических работников, направленную на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми.
2.9. Формирует контингент детского сада, обеспечивает создание надлежащих условий для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения в соответствии с требованиями педагогики и гигиены.
2.10. Организует работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье.
2.11. Организует рациональное питание детей и оздоровительные мероприятия.
2.12. Принимает меры по укомплектованию детского сада квалифицированными работниками, созданию в коллективе здорового морально-психологического климата и благоприятных условий труда.
2.13. Проводит работу по воспитанию кадров, укреплению трудовой и производственной дисциплины.
2.14. Определяет круг полномочий и распределение должностных обязанностей педагогических работников и персонала.
2.15. Обеспечивает развитие и укрепление материальной базы детского сада, сохранность имущества, оборудования и инвентаря, рациональное использование денежных средств, ведение учета и составление установленной отчетности.
2.17. Осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, правил техники безопасности.
2.18. Решает в пределах предоставленных прав вопросы приема на работу, увольнения и поощрения работников, а также наложения дисциплинарных взысканий на нарушителей трудовой и производственной дисциплины.
2.19. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами.
2.20. Представляет образовательную организацию в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях.
2.21. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.22. [Другие должностные обязанности].
Заведующий детским садом имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Действовать от имени детского сада во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.
3.3. Давать руководителям структурных подразделений и отдельным специалистам указания, обязательные для исполнения.
3.4. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся работников.
3.5. Распоряжаться средствами и имуществом детского сада с соблюдением требований соответствующих нормативных актов и устава.
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.7. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
Заведующий детским садом несет ответственность:
4.1. За руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью детского сада.
4.2. За нарушение устава образовательной организации.
4.3. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Готовим документы по охране труда к новому учебному году
- Сведения об организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Независимая оценка качества работы ДОУ
- Педагогам
- Наставничество
- Аттестация
- Личные странички педагогов
- Родителям
- Обязанности сотрудников ДОУ
- Прием детей в МБДОУ
- Правила посещения ДОУ
- О благотворительности
- Консультационный пункт
- Центр игровой поддержки ребенка
- Психолого-педагогический консилиум
- Клуб «Семейный очаг»
- Правовое просвещение
- Консультации
- Безопасность
- Внедрение ЕФМС учета контингента обучающихся
- Интернет-приемная
- Порядок обращения граждан
- Часто задаваемые вопросы
- Написать обращение
- Профсоюзная организация
- Достижения педагогов МБДОУ
- Противодействие коррупции
- «Горячая линия» по вопросам оплаты труда РО
В каждой должностной инструкции (странице) есть поиск по сайту и если Вы не нашли необходимой Вам инструкции, то можете ее поискать.
Правильно составленные должностные инструкции позволяют —
рационально распределить функциональные обязанности и определить связи между работниками, повысив тем самым своевременность и надежность выполнения стратегических, тактических и оперативных задач.
Правильно составленные ДИ позволяют:
— конкретизировать права и ответственность;
— повысить личную и коллективную ответственность;
— агрегировать информацию для проведения обоснованного отбора работников при найме, оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности;
— дать каждому сотруднику знание того, каких действий от него ожидают, по каким критериям будут оценивать результаты его труда, на что необходимо ориентироваться для повышения уровня квалификации и др.;
— провести оценку деятельности работника и принять решение о его дальнейшей судьбе (увольнение, повышение, переподготовка и др.);
— служить доказательной базой при трудовых спорах в соответствующих комиссиях, контролирующих органах и суде.
• Всем понятно, кто за что отвечает
• Сразу при приеме сотрудников на работу они видят «правила игры» и что от них нужно
• Можно более объективно оценить работу каждого сотрудника
• Сокращается срок вхождения в должность
• Улучшается взаимодействие сотрудников (меньше конфликтов со «сваливанием» ответственности друг на друга)
• Повышается дисциплина. Кстати, само написание и согласование инструкций — это дисциплинирующий фактор.
• Адекватно ответственности можно распределить полномочия
Порядок внесения изменений в должностную инструкцию содержится в письме Федеральной службы по труду и занятости № 4412-6, упомянутом выше. В нем говорится о том, что поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения. Аналогичная позиция существует и в отношении положения о подразделении.
Таким образом, сроки и время на разработку должностной инструкции и положений о подразделении в законодательстве не определены и работодатель может их устанавливать самостоятельно. Вместе с тем очевидно, что работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией при приеме на работу, а также при внесении изменений в нее или же заблаговременно в письменном уведомлении в случае изменения технологических условий труда или трудовой функции работника.