Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная защита граждан пострадавших от катастроф в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Нужно учесть, что речь пойдёт исключительно о государственных и социальных пенсиях. Для инвалидов, которые получают страховую пенсию, индексация запланирована на 1 января. Также с 1 февраля увеличится ежемесячная денежная выплата инвалидам, имеющим право на федеральные льготы.
Министр труда и соцзащиты Антон Котяков заявил, что социальные пенсии повысятся на 7,7%, причём это базовый коэфициент, который может быть выше в зависимости от района РФ.
Повышение ЕДВ в 2022 году инвалидам, ветеранам и другим льготникам
Для этой категории граждан социальная пенсия по увеличится на 892,71 рублей. Ожидаемый базовый размер пенсионных выплат составит 12 486,29 рублей.
Какая надбавка положена инвалидам 2 группы в 2022 году
Эта категория граждан (кроме инвалидов с детства) может рассчитывать на прибавку 446,35 рублей. Полный размер пенсии составит 6 243,11 рублей.
Социальные пенсии по инвалидности вырастут с 1 апреля 2022 года на 379,40 рублей. Базовая сумма выплат составит 5 306,69 рублей.
Сколько добавят пенсии детям-инвалидам
По сравнению с 2021 годом, пенсионные пособия для детей-инвалидов 1 группы увеличатся на 1 071,23 рубля. Полный размер составит 14 983,33 рубля.
Дети-инвалиды 2 группы получат пенсию в размере 12 486,29 рублей, а сумма повышения достигнет отметки 892,71 рубля.
Размер ежемесячной выплаты зависит от категории, к которой относится федеральный льготник. Кроме того, сумма определяется с учетом решения конкретного получателя выплаты относительно формы получения набора соцуслуг, финансирование которого происходит за счет ЕДВ.
- Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
- Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2022 году при условии отказа от НСУ, представлены в таблице. При этом суммы после 1 февраля 2022 указаны с учетом плановой индексации — предварительно на 5,8%.
Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф
В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.
Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.
Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:
- ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
- пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
- социальная или страховая пенсия.
Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.
Категории | Сумма, рублей |
---|---|
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС; — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС; — дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС; — инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием; — ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»; — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах |
2 590,24 |
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС; — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах; — эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения; — дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС; — получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия; — получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр) — получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»; — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах; — эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча) |
2 073,51 |
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения; — дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей |
1 295,13 |
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом | 778,41 |
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр); — дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв |
649,23 |
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения; — проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр) |
518,37 |
Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:
- обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
- оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
- бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.
НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.
Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).
Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.
Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.
Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:
- при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
- при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
- возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
- пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
- внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
- обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
- внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
- обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
- при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
- право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.
Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.
В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.
В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.
Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.
Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.
При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.
Среди нерешенных на данный момент проблем и отказ в предоставлении льгот на оплату ЖКХ для проживающих в приобретенной жилой недвижимости. Согласно действующему законодательству такие льготы получают только проживающие в государственном, муниципальном и приватизированном жилье. Есть перспективы того, что Госдума в скором времени проголосует за соответствующий законопроект и проблема исчезнет.
Повышение ее происходит одновременно с ростом страховых пенсий с 1 января. В 2021 году прибавка составила 6,3%. Плановые параметры индексации 2022 года тоже известны. В частности, в проекте бюджета Пенсионного фонда России на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов указано, что страховые пенсии с 1 января 2022 года подрастут на 5,9%.
Величина социальной пенсии в результате устанавливается государством в виде фиксированной суммы и увеличится следующим образом:
Вид пенсии | до апреля 2022 г., руб. | с апреля 2022 г., руб. |
Потерявшим одного кормильца | 5 796 | 6 242 |
• Потерявшим обоих кормильцев
• Детям умершей одинокой матери • Детям, чьи родители неизвестны |
11 593 | 12 486 |
Для граждан, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данные суммы увеличиваются на соответствующий районный коэффициент.
Согласно российскому законодательству, размер пенсионного обеспечения гражданина не может быть меньше, чем величина прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания.
Размер ПМП устанавливается ежегодно. Если сумма пенсионного обеспечения (со всеми надбавками) ниже ПМП в регионе проживания, то пенсионеру устанавливается Социальная Доплата до размера ПМП.
Для тех, кто получает пенсию на уровне прожиточного минимума, в 2022 году может быть два повышения:
- С января сумму выплат пересмотрят за счет роста Социальной Доплаты в связи с повышение Прожиточного Минимума Пенсионера.
- А затем в установленный законом срок пройдет индексация.
- Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
- Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».
Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:
- участники и инвалиды ВОВ;
- ветераны боевых действий;
- инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
- бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
- лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
- получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
- получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.
Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).
- По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
- При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
Согласно материалам законопроекта о бюджете ПФР на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., размеры ЕДВ федеральным льготникам планируют проиндексировать:
Кому положено звание «Ветеран боевых действий»?
Закон №5-ФЗ, изданный в январе 1995 года, устанавливает перечень лиц, которые наделены правом стать обладателем звания «Ветеран военных операций»:
- Граждане, находившиеся на государственной должности в момент прохождения службы в Афганистане в 1980-х годах. При этом они должны полностью отработать установленный период или досрочно откомандироваться на основании какой-либо важной причины.
- Граждане, осуществлявшие обслуживание армейских частей РФ или Союза, которые расположены в пределах иностранной державы. Эта категория людей должна быть ранена, изувечена либо контужена при выполнении воинских обязанностей. Также к данной группе могут относиться люди, которые представлены к награде (медали, ордена РФ, СССР за участие в военных операциях).
- Лица, состоящие в лётном составе вооружённых сил, совершавших полёты по маршруту из СССР в Афганистан и в обратном направлении во время проведения боевых операций.
- Служащие армейских автотранспортных батальонов, осуществлявших перевозку грузов по афганской территории во время проведения боевых мероприятий.
- Военнослужащие начальственного и рядового корпуса МВД, лица в отставке и в запасе, принимающие участие в исполнении заданий Правительства по нахождению и ликвидации мин (траление и их уничтожение через подрывание) территорий Союза и соседних стран в 1945-1951 годах.
- Лица, состоящие на военной службе либо находящиеся в запасе, служащие МВД, которые приняли участие в военных действиях в составе боевых подразделений СССР или России.
Статус ветерана военных операций подтверждается специальным удостоверением.
Где оформить документ и куда обращаться за его получением?
Оно выдаётся Министерствами Обороны или МВД на основании заявления гражданина (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий]) и предоставленного им пакета правоустанавливающей документации. Выбор нужной госструктуры зависит от рода войск, в которых проходил службу ветеран.
К списку боевых операций, за принятие участия в которых полагаются привилегии, относятся военные мероприятия, проходившие на территории таких стран, как:
- Афганистан.
- Таджикистан.
- Северный и Центральный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Осетия, Грузия).
- Сирия.
ЕДВ является денежным пособием от государства, которая устанавливается отдельным категориям льготников. В их число включены и ветераны военных действий.
- ЕДВ не назначается автоматически. Для этого нужно собрать требуемый пакет документов и подать его в госорган.
- Сумма ЕДВ будет зависеть от того, использует ли льготник все входящие в ЕДВ услуги в натуральной форме, либо оформил отказ от них и получает денежную доплату.
- ЕДВ увеличивается каждый год исходя из зафиксированного размера инфляции в прошедшем году.
- Данная выплата может быть назначена только со дня обращения с соответствующим заявлением. Но не раньше, чем у льготника возникло право на эту доплату.
Внимание! Если у гражданина имеется несколько возможностей получать ЕДВ (например, он является ветераном БД и у него имеется инвалидность), то он должен сам выбрать, по какой льготе получать выплату. Закон запрещает суммировать одинаковые выплаты.
25.11.2021 О выплатах инвалидам к Новому Году: последние новости
Для членов семьи военнослужащих в Российской Федерации в случае его смерти предусмотрена особая выплата — военная пенсия по случаю потери кормильца. Но не всегда родственники умершего гражданина имеют право на назначение военной пенсии. Получателями данного обеспечения могут стать члены семьи военнослужащего только в том случае, если его смерть наступила:
- в период прохождения военной службы;
- не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы;
- в случае заболевания, полученного на службе, или военной травмы, независимо от прошедшего времени.
При этом не имеет значения, проходил погибший службу по призыву или по контракту (различия будут только в размере пенсий).
В то же время, если решением суда признано, что военнослужащий погиб в результате противоправных действий, родственникам устанавливается социальная пенсия.
Также члены семьи умершего военного пенсионера вправе оформить данную выплату, если смерть пенсионера наступила в период получения пенсии или не позднее 5 лет после того, как она прекратилась.
Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца может быть установлено после смерти военнослужащего, сразу после обретения права на него. Также обратиться за назначением выплаты родственники умершего могут в любое время.
- Если наступила смерть военнослужащего по призыву, то для того, чтобы иждивенцу была назначена данная пенсия, ему необходимо представить пакет документов в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства или регистрации. Также в настоящее время есть возможность подать документы через Многофункциональный центр (МФЦ).
- Если умер военнослужащий по контракту, то членам его семьи следует обращаться в пенсионные органы ведомства, где умерший осуществлял службу (Министерства обороны, МВД и др.).
Подать заявление можно как лично, так и по почте.
Выплата денежных средств производится каждый месяц. При этом получателем пенсии может быть как сам родственник умершего военнослужащего, так и другой человек (доверенное лицо), если на него оформлена доверенность.
В настоящее время получатель пенсионного обеспечения вправе самостоятельно выбрать один из трех существующих способов доставки денежных средств:
- через Почту России;
- через доставочную организацию;
- через банк.
Почта России и любая доставочная организация, которая занимается доставкой пенсий, представляют два варианта доставки средств:
- в отделении почты (в кассе доставочной организации);
- на дом.
При выборе варианта получения пенсии через банк, денежные средства могут быть перечислены на банковский счет или банковскую карту.
Также получателю предоставляется право сменить способ доставки, однако предварительно необходимо письменно поставить в известность ПФР. Сделать это можно лично в территориальном органе или в электронном виде через Личный кабинет на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.
Пенсия по потере кормильца является одной из форм материального обеспечения в Российской Федерации. Особенностью такого рода выплат является то, что выплачиваются они родственникам умерших граждан. Следует отметить, что основанием для ее назначения является смерть кормильца и факт нахождения получателя на его иждивении ранее.
В зависимости от того, осуществлял ли умерший трудовую деятельность, и зависит форма соответствующих выплат. Так, страховая пенсия такого типа назначается в том случае, если погибший имел страховой стаж. При этом длительность последнего не имеет значения. Социальные выплаты устанавливаются тогда, когда умерший вовсе не имел официального опыта работы, а отчисления в ПФР за него не производились.
Статус военнослужащего предполагает особый правовой режим, поэтому порядок начисления выплат по утрате кормильца родственникам лиц из числа кадровых военных имеет некоторую особенную специфику, о чем мы и рассказали в данной статье выше.
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Т.С. Овечкиной. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.Д. Рудкина, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Согласно пункту 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие данного Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
1.1. Оспаривающая конституционность данного законоположения Т.С. Овечкина (до заключения брака — Т.С. Становова) родилась 21 ноября 1989 года в деревне Кочергино Селивановского района Владимирской области, куда прибыла ее мать Л.П. Становова, которая 25 июня 1989 года, будучи беременной, добровольно в порядке переселения выехала из села Яловка Красногорского района Брянской области (включено в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне отселения согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 и от 8 октября 2015 года № 1074).
14 декабря 1993 года Администрацией Владимирской области заявительнице как лицу, выехавшему из зоны отселения, было выдано удостоверение о праве на компенсации и льготы, в котором было указано, что она проживала в данной зоне с февраля 1989 года по 25 июня 1989 года. 26 ноября 2012 года государственным казенным учреждением Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Кольчугинскому району» ей был выдан дубликат указанного удостоверения.
Решением директора указанного государственного казенного учреждения Владимирской области от 27 октября 2015 года было прекращено предоставление заявительнице мер социальной поддержки, предусмотренных для граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, а именно: ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, ежегодной компенсации на оздоровление и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, поскольку она в зоне радиоактивного загрязнения не проживала и в связи с этим отсутствуют основания для выдачи удостоверения о праве на соответствующие компенсации и льготы. Направленным в ее адрес 10 ноября 2015 года письмом Т.С. Овечкина была уведомлена о данном решении. Кроме того, ей было предложено сдать имеющееся у нее удостоверение ввиду его недействительности.
Постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области от 25 декабря 2015 года Т.С. Овечкина на основании решения жилищной комиссии, датированного тем же числом, была исключена из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Решением Кольчугинского городского суда Владимирской области от 3 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 31 мая 2016 года, заявительнице было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконными решений и постановления о прекращении предоставления ей мер социальной поддержки как пострадавшей от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование данного решения суд указал на то, что пункт 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает предоставление статуса лица, пострадавшего от чернобыльской катастрофы, лишь тем детям, которые находились в состоянии внутриутробного развития в момент эвакуации в 1986 году из зоны отчуждения. На детей, которые находились в состоянии внутриутробного развития при переселении или добровольном выезде их матерей из зоны отселения, действие данной нормы не распространяется.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Владимирского областного суда, 24 октября 2016 года Т.С. Овечкиной было отказано в удовлетворении кассационной жалобы.
Конституционный Суд РФ проверил норму, в которой названа одна из категорий граждан, пострадавших от радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Это граждане, эвакуированные (в т. ч. выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в т. ч. выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и позже, включая детей, в т. ч. находившихся (находящихся) в момент эвакуации в состоянии внутриутробного развития.
Данная норма проверялась применительно к гражданам из числа детей, находившихся в состоянии внутриутробного развития на момент выезда их матерей из тех населенных пунктов зоны отселения, откуда население подлежало обязательному переселению, в период до его завершения.
Итог таков: этих граждан нельзя лишать статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы, если он раньше был им предоставлен, и, соответственно, права на возмещение вреда и меры соцподдержки.
Иное истолкование нарушало бы принципы справедливости и юридического равенства, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, снижало бы эффективность системы соцзащиты граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
До недавнего времени обсуждаемые меры поддержки начисляли региональные органы социальной защиты и Роструд. Это создавало определенные сложности с обращением за выплатами, а также сбором документов. Сейчас упростить процесс, не меняя оператора, проблематично и долго.
— Сегодня на уровне субъектов нет единого стандарта назначения мер поддержки. Упрощение предоставления выплат на региональном уровне потребовало бы существенной доработки информационных систем субъектов, — пояснил замминистра труда и соцзащиты.
По его словам, у ПФР отработан механизм предоставления различных выплат, в том числе с использованием данных, полученных путем межведомственного взаимодействия.
Опрошенные «Известиями» эксперты считают позитивным любое усовершенствование процессов по назначению мер господдержки. По мнению завкафедрой финансовых рынков РЭУ им. Г.В. Плеханова Константина Ордова, ПФР становится мегацентром социальных функций государства.
— Адресность госпомощи всё еще оставляет желать лучшего, но Пенсионный фонд обладает самой большой базой граждан, имеет экспертизу в части реализации государственных цифровых услуг, — прокомментировал эксперт.
Он предположил, что у ПФР есть все шансы стать главной площадкой внедрения соцказначейства.
Написать комментарий
Сегодня в продаже:
- Комплексная поддержка молодой семьи: учебно-методическое пособие для студентов вузовИздательство: Владос. Год: 2008. Серия: Учебное пособие для ВУЗов.
В учебном пособии содержится подробная характеристика молодой семьи, рассматриваются проблемы, возникающие в ней, раскрываются направления комплексной поддержки молодой семьи, представлены теоретические и методологические подходы к работе с молодыми семьями. Приложение содержит материал из опыта работы социальных служб и центров для молодых семей, а также приведены тесты, опросники, использующиеся…
- Социальная физика. Как Большие данные помогают следить за нами и отбирают у нас частную жизньИздательство: АСТ. Год: 2018. Серия: Цифровая экономика и цифровое будущее.
Социальная физика — это новая общественная наука, которая математическими методами изучает влияние информационного потока на человеческое поведение. Изощренная методика изучения «хлебных крошек», которые мы оставляем за собой в интернете, дает…
- трудовой стаж — от 5 лет;
- возраст выхода на заслуженный отдых — не ранее 50 лет для мужской части населения и не меньше 45 лет – для женской половины;
- количество накопленных баллов – не меньше 30.
Гражданин М.
проживал в зоне отселения 4 полных года. По истечении периода М. осуществил добровольный переезд в местность со льготным социальным статусом. На новой территории гражданин прожил 3полный календарных года. При обращении в ПФР М.
планировал получить пенсионное пособие, досрочно начисленное на 7 лет ранее наступления положенного законодательством возраста.
Если полная или частичная потеря трудоспособности официально подтверждена в виде одной из групп инвалидности и вызвана последствиями аварии на ЧАЭС , граждане имеют право обратиться за установлением пенсии по инвалидности. При этом также допускается выбор варианта пенсионного обеспечения — по нормам Федерального закона № 400-ФЗ или Федерального закона № 166-ФЗ.
Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера.
В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.
- тем, кто из-за катастрофы или участия в ликвидационных работах пострадал от лучевой болезни, – пенсия в этом случае равна 250% социальной;
- лицам, которые оказались проживающими либо работающими на территории с повышенной радиацией (величина обеспечения – 200% указанной выше социальной выплаты).
- I и II группа – 250%;
- III группа (также и имеющие лиц на иждивении) – обеспечение, рассчитываемое следующим образом. Между 250 % и 125 % социальной пенсии вычисляется разница. Если имеется доплата 1208,90 руб. на человека, она также учитывается.
Вопрос №3. Как снижается пенсионный возраст лица, прописанного в зоне проживания с правом на отселение при фактическом нахождении в другом месте. Доказательством места нахождения является временная прописка и факт отчисления социальных взносов в бюджет другой территории.
Лица, постоянно проживающие (трудоустроенные) на территориях, обозначенных Правительством, имеют право на использование льготы в форме снижения возраста для назначения пенсии.
Согласно действующему Закону РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года, ваша бабушка вправе рассчитывать на получение чернобыльской пенсии, а также на все полагающиеся льготы. Для этого потребуется оформить соответствующее удостоверение и подать заявление в ПФР по месту жительства.
Какие именно выплаты предусмотрены для таких людей, указано в отечественных нормативных актах. В первую очередь этим россиянам доводят оплату их труда до объема их предыдущей зарплаты, если они были переведены на другую работу по медпоказаниям, связанным с приобретением болезней из-за аварии.
Участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отработавших на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому в установленном порядке (мужчины — 12 лет 6 месяцев и более, женщины — 10 лет и более), возраст выхода на пенсию уменьшается дополнительно на один год сверх предусмотренного этой статьей.
Гражданам, переселенным (переселяемым), в т.ч. выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в т. ч. детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития:
Этот статус устанавливается в зависимости от дозы облучения и уровня радиоактивного загрязнения территории, т.е. степени вредоносного для организма человека воздействия радиационного излучения.
Правительством Российской Федерации в Государственную Думу РФ внесен законопроект 556362-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2021 и 2021 годов», которым предусматривается повышение оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и военных пенсий (пенсий за выслугу лет) на прогнозный уровень инфляции. Индексация ЕДВ в 2021 составит 4,3%, в 2021 году — 3,8%, в 2021 году — 4,0 процента.
Пенсия по инвалидности устанавливается инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, если они признаны инвалидами I, II или III группы. Право на государственную пенсию по инвалидности обусловлено следующими юридическими фактами: а) признание гражданина инвалидом; б) причинная связь инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Продолжительность трудового стажа юридического значения в данном случае не имеет.
- всем гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
- с дифференцированным уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин),
- в зависимости от статуса граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
Этот статус устанавливается в зависимости от дозы облучения и уровня радиоактивного загрязнения территории, т.е. степени вредоносного для организма человека воздействия радиационного излучения.
Государственная пенсия по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, по их желанию могут назначаться по двум вариантам (по тому, который наиболее им выгоден):
- в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» — при соблюдении условия назначения страховых пенсии по старости;
- в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Еще раз о возмещении вреда здоровью подвергшимся воздействию радиации
Категория 1
Гражданам, принимавшим в 1986—1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, а именно:
- гражданам (в т. ч. временно направленным или командированным), принимавшим в 1986—1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
- лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986-1987 гг. службу в зоне отчуждения;
- гражданам, в т.ч. военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988— 1990 гг. в работах по объекту «Укрытие»;
- младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений, получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений
- За исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы.
- государственная пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
- Категория 2
- Гражданам, принимавшим в 1988-1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а именно:
- гражданам (в т. ч. временно направленным или командированным), принимавшим в 1988-1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
- лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988-1990 гг. службу в зоне отчуждения
государственная пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Категория 3
Гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения (в т.ч. временно направленным или командированным):
- государственная пенсия по старости назначается на равных основаниях с гражданами, указанными в п. 1ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, то есть:
- мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали в зоне отчуждения соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
- В случае, если указанные лица проработали в зоне отчуждения не менее половины указанного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), на 1 год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам.
- Категория 4
Гражданам, эвакуированным (в т.ч. выехавшим добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения, включая детей, в т.ч. детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития:
- государственная пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения;
26.02.2018
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вправе уменьшить налоговую базу по налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб.
в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (пп. 5 п. 5 ст. 391 НК РФ).
- Возмещение денежных средств, потраченных ими для восстановления здоровья, а также на восстановление утраченного в результате переезда или эвакуации имущества.
- Социальное сопровождение и поддержку.
- Возмещение морального вреда за риск, которому они подвергали свою жизнь.
- Налоговые льготы.
- Хотелось бы отметить, что чернобыльцы имеют право пользоваться такими привилегиями:
- Скидка по оплате стоимости коммунальных услуг (свет, газ, вода, стоимость квадратного метра жилой площади и пр.) в размере 50%.
- Возврат 50% суммы, потраченной на приобретение топлива, необходимого на обогрев жилья (в том случае, если нет другой альтернативы обогрева).
- Возможность без очереди получать квартиру, вступать в кооператив или получать земельный участок (для постройки жилья).
- Чернобыльское удостоверение дает льготы на работе его владельцу быть уволенным в самую последнюю очередь (в случае ликвидации предприятия).
- Чернобыльцы имеют законное право на предоставление им второго отпуска в срок, который для человека максимально приемлем.
- В случае переезда на другое место проживания, он имеет право на первоочередное предоставление другой рабочей вакансии. При этом, условия работы и размер заработной платы не должны быть хуже, чем на предыдущем месте работы.
- Возможность на бесплатное обследование в больницах и поликлиниках, протезирование зубов, лечение в стационарах.
- Ежегодное и внеочередное получение возможности проходить лечение или восстановление состояния здоровья в пансионатах или домах отдыха.
- Пенсионный возраст чернобыльцев ниже, чем у обычных граждан.
Много времени прошло с тех катастроф, когда произошли выбросы в атмосферу радиоактивных веществ. Но некоторые пострадавшие или их родственники до сих пор не находят понимания властей и не имеют возможности добиться положенных льготных выплат. Многие не знают, как узаконить свои права на получение компенсации за потерянное здоровье.
- Граждане, получившие лучевую болезнь по причине взрыва на ЧАЭС. Данная категория включает как обычных граждан, так и тех, кто непосредственно боролся с последствиями аварии.
- Граждане, получившие инвалидность из-за случившейся катастрофы. В данную категорию входят обычные граждане, военнослужащие, военнообязанные. Также сюда включены работники ОВД и сотрудники всех пожарных служб, работавшие в зоне отчуждения. В данную категорию также входят граждане, выступавшие в качестве доноров косного мозга для больных, пострадавших от лучевой болезни. Трансплантационный период и время установления инвалидности во внимание не берется.
- Гражданам, добровольно выехавшим из территории отселения. Дети эвакуированных граждан, которые в период аварии находились в утробе матери, тоже имеют право на ряд привилегий.
- На соцпомощь могут рассчитывать и работники территорий, на которые распространялось право отселения.
- Граждане, проживавшие в четвертой условной области (которая располагает льготным статусом);
- Люди, проживавшие и трудившиеся в зоне, которая относится к территориям отселения.
- Мигранты из области с правом отселения.
Рекомендуем прочесть: Получение губернаторской поддержки в 2019 2019 году
— гражданам, принимавшим в 1986 — 1987 гг.
участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);