Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право политического убежища в российской федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен территориальным органом МВД России на региональном уровне с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.
Заинтересованное лицо должно иметь доказательства того, что он преследуется властью или общественностью в целом и не может избежать притеснений и опасностей на территории родного государства.
Политическое убежище спустя определённый срок позволяет подавать заявление на получение вида на жительство, даёт право заявителю официально трудоустраиваться и получать помощь от государства, принявшего беженца, в виде всевозможных пенсий и пособий (если такие предусмотрены государством).
Особенности утраты политического убежища
Лицо может быть лишено предоставленного ему РФ политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
В процессе разработки всех аспектов исследования права политического убежища использовались также логический, структурно-функциональный методы.
Сложившаяся нормативная база права политического убежища и практика его предоставления требуют их критического теоретико-правового осмысления под углом зрения соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, интересам Российского государства, степени эффективности.
Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
В случае подписания президентом России указа о предоставлении Российской Федерацией лицу политического убежища, ФМС России в семидневный срок со дня издания указа уведомляет лицо через свои территориальные органы о принятом решении.
Часть 1 комментируемой статьи закрепляет возможность для иностранных граждан и лиц без гражданства просить политического убежища в Российской Федерации. Это право российское государство предоставляет в соответствии с нормами международного права.
Данный орган власти уполномочен на первичное рассмотрение прошения, на помощь в составлении ходатайства и на принятие решения о принятии заявления к изучению.
Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России, а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, — Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласия детей, не достигших 14‑летнего возраста, не требуется.
В итоге результаты изучения материалов направляются обратно в Главное управление Министерства внутренних дел, где составляется заключение по делу.
Политическое убежище может быть предоставлено только в том случае, если человек преследуется на Родине за участие в какой-либо общественной деятельности или в силу политическим мотивов.
Дипломатическое убежище представлено убежищем на территории консульств, посольств, на борту одного из военных кораблей или воздушного суда, на территории военной базы или лагеря.
Как получить политическое убежище в России – подача ходатайства
Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): “Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем”.
Предоставление политического убежища производится по ходатайству заинтересованного лица указом Президента РФ.
Политическое убежище – статус иностранца/апатрида на территории иностранного государства, который установлен Конституцией и предполагает возможность легального пребывания в России.
Предоставление политического убежища производится по ходатайству заинтересованного лица указом Президента РФ.
Помимо статуса временного убежища, беженства и вынужденного переселения, в России действует такой гуманитарный статус как политическое убежище. Лицо, оформившее данный статус, как и в прочих случаях, может находиться на территории страны легально.
Такое право предоставляется иностранцам и жителям без какого-либо гражданства, если на своей Родине они могут поддаваться репрессиям из-за политических или иных соображений.
Несмотря на очевидную актуальность и практическую значимость комплексной научной разработки права политического убежища в Российской Федерации до настоящего времени оно традиционно исследовалось лишь в рамках международного права, то есть под углом зрения межгосударственных правовых отношений.
См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998, с.281-282: Лебедев М.А Процедуры приема беженцев и лиц в поисках убежища: потребность в стандартах. — Московский журнал международного права. 1997, №4, с.90.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Право политического убежища в Российской Федерации (Теоретико-правовой аспект) : Дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2002 192 c.
При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.
В случае принятия ходатайства к рассмотрению заявителю на период рассмотрения ходатайства выдается справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении РФ политического убежища.
Обратите внимание, что для предоставления заявителю политического убежища порой мало свидетельств ущемления его прав со стороны отдельных местных органов власти.
Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.
Двусторонние договоры и законы многих стран не признают дипломатическое убежище. Отношение мировых государств к дипломатическому убежищу классифицируется на 3 группы:
- страны, не признающие и не использующие его (большинство мировых государств);
- страны, не допускающие его на своей территории, но предоставляющие (Англия, Франция, США);
- страны, предоставляющие и разрешающие его на своей территории (большинство латиноамериканских государств предоставляют убежище на основе Гаванской конвенции 1928 года о дипломатическом убежище).
Противоправным считается предоставление политического убежища на территории одного из военных лагерей и баз.
Временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О беженцах», с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Это означает, что лицо может просить Российское государство о предоставлении убежища, но из этого не следует обязанность Российской Федерации удовлетворить эту просьбу.
Основной документ, удостоверяющий личность заявителя, – в случае, если он не сдан на хранение в подразделение по вопросам миграции в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».
Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению органа по миграции, на основании заключений МИД, МВД и ФСБ.
После получения свидетельства о предоставлении временного убежища, лицо (и его семья) при изменении своих данных (например, изменение фамилии, состава семьи, приобретения гражданства и т.д.) должны обратиться в ФМС по месту пребывания.
Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище).
Решение о предоставлении временного убежища предоставляется органом миграционной службы. Перед тем, как подать документы, заявителю нужно пройти медицинское освидетельствование и получить медицинский сертификат.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.
Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории РФ.
Порядок предоставления РФ политического убежища
Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.
Вопросы по предоставлению убежища регулируются в Конституции России (ст.63 и 89). В данных статьях указано:
- российская сторона может предоставлять политическое убежище иностранцам и людям без гражданства на основании норм международного права;
- Россия не выдает лиц другими государствам, если они преследуются по политическим мотивам и за иные действия, которые не признаны в РФ преступлениями.
Институт современного международного и внутригосударственного права определяет политическое убежище как некое право человека, не являющегося гражданином определённой страны, находиться длительное время на её территории и пользоваться защитой её законодательства.