Взносы ОМС в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взносы ОМС в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии со статьей 420 Налогового кодека РФ для организаций и ИП, которые выплачивают вознаграждения в пользу физлиц, объектом обложения страховыми взносами признаются все работникам, подлежащим обязательному соцстрахованию.

Страховые взносы платятся с выплат работникам:

  • По трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
  • По договорам авторского заказа.
  • По договорам об отчуждении исключительного права на произведений и по лицензионным договорам.

Основные и льготные тарифы страховых взносов на 2022 год

Для большинства компаний установлен основной базовый тариф страховых взносов в размере 30 %:

  • 22 % — на обязательное пенсионное страхование в пределах величины базы для исчисления страховых взносов,
  • 2,9 % — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах базы,
  • 5,1 % на обязательное медицинское страхование.

Сверх предельной величины базы страховые взносы уплачиваются в ПФРпо тарифу 10 %.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) Обязательное медицинское страхование (ОМС)
До достижения предельной величины базы Свыше предельной базы Для россиян и иностранных высококвалифицированных специалистов Для иностранцев без гражданства РФ и временно пребывающих Свыше предельной базы
22% 10% 2,9% 1,8% 0% 5,1%

Право не платить страховые взносы имеют организации, которые выплачивают вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных международном реестре судов России.

Для применения нулевого тарифа взносов, ИФНС может запросить, в частности:

  • копию свидетельства о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в РМРС;
  • список членов экипажа судна (судовая роль);
  • коллективные, трудовые договоры (трудовые соглашения);
  • договоры гражданско–правового характера с членами экипажа судна; действующие квалификационные документы (дипломы и квалификационные свидетельства) на занятие должности члена экипажа судна;
  • паспорт моряка члена экипажа судна;
  • устав службы на судне;
  • отраслевое тарифное соглашение.

Страховые взносы ИП в 2021, 2022 и 2023 годах

В 2021 году размер страховых взносов не индексируется и оставлен как в 2020 году. А с 2022 года взносы снова повышаются. Точные размеры смотрите в табличке.

Взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) Взносы на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) Всего взносов
2020 32 448 + 1% макс. 259 584 8 426 40 874 + 1%
2021 32 448 + 1% макс. 259 584 8 426 40 874 + 1%
2022 34 445 + 1% макс. 275 560 8 766 43 211 + 1%
2023 36 723 + 1% макс. 293 824 9 119 45 842 + 1%

Пример:
В 2021 году ИП заработал 2 млн. рублей. Рассчитаем страховые взносы:

  • Фиксированная часть: 40 874 р.
  • 1% с превышения: (2 000 000 р. — 300 000 р.) x 1% = 17 000 р.
  • Сумма страховых взносов всего: 57 874 р.

Расчет дохода напрямую зависит от применяемой системы налогообложения:

  • УСН 6% — облагается полностью полученный доход (с учетом максимальной суммы взноса).
  • УСН 15% — облагается полученный доход за минусом расходов.
  • ЕНВД — облагается только вмененный доход.
  • Патент — облагается только потенциально возможный доход.
  • ОСНО — берутся доходы за минусом расходов как для НДФЛ.
  • ЕСХН — берете реальный доход без учета расходов.

Совмещаете несколько налоговых режимов — указанные доходы придется сложить.

ИП, который не ведет деятельность, может уменьшить или не платить взносы, если:

  • служил в армии по призыву;
  • был в декретном отпуске до 1,5 лет;
  • ухаживал за инвалидом (период ухода устанавливается решением ПФР);
  • уехал с супругом военнослужащим или с супругом, работающим в определенной организации (консульства, ООН, ЮНЕСКО и т.д.) и там нет возможности работать.

Чтобы подтвердить льготу, требуется собрать подтверждающие документы, такие как: справка о получении пособия по уходу за ребенком, военный билет, письменное подтверждение инвалида об уходе за ним, выписка из акта освидетельствования инвалида, справка из воинской части, справка из службы занятости и им подобные.

Льгота для уменьшения страховых взносов ИП действует только в случае, если за льготный период деятельность не ведется и сдается «нулевая» декларация.

Взносы для ИП без работников платятся в налоговую инспекцию:

  1. Фиксированные — не позже 31 декабря соответствующего года (а если он выпадает на официальный нерабочий, то не позже первого рабочего).
  2. 1% — не позже 1 июля следующего года (аналогичное правило с нерабочим днём).

ИП вправе заплатить взносы в течение года частями, или разово всю сумму.

Пример
Взносы за 2021 год уплачиваются:

  1. фиксированные — до 31 декабря 2021 г. включительно.
  2. 1% — не позже 1 июля 2021 г.

Актуальные КБК можно посмотреть на сайте налоговой инспекции. Платежное поручение на уплату налогов можно заполнить через сайт ФНС.

Вид

Плательщики

Начало осуществления

Отчисления

Работодатели

С 1 июля 2017 года

Взносы

ИП в свою пользу

С 1 января 2020 года

(+ 1 июля 2017 года до 1 января 2018 года)

Физ. лица по договорам ГПХ

С 1 января 2020 года

(+1 июля 2017 года до 1 января 2018 года)

Лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, медиаторы, нотариусы и т.д.).

С 1 января 2020 года

(+1 июля 2017 года до 1 января 2018 года)

Работники

С 1 января 2020 года

Государство

С 1 января 2020 года

Самостоятельные плательщики

С 1 января 2020 года

Полезно

Полная информация о категориях, которые освобождены от уплаты взносов и отчислений на ОСМС:

  • Кто освобожден от уплаты взносов и отчислений на ОСМС?

И еще ситуации по уплате/освобождению от ОСМС:

  • Уплачивают ли взносы на ОСМС работающие пенсионеры?
  • Должен ли «бездействующий» ИП платить ВОСМС в свою пользу, если уплата взносов производится по трудовому договору (или договору ГПХ)?
  • Взносы ОСМС: платят ли в свою пользу ИП, приостановившие деятельность?
  • ОСМС за студентов (взносы и отчисления): надо ли платить и как настроить расчет в 1С?
  • Уплачиваются ли ОСМС за сотрудников-студентов в академическом отпуске?
  • Является ли участником системы ОСМС работник-пенсионер, являющийся иностранцем и нерезидентом РК?

        Плательщики

        Период

        Ставка

        Отчисления работодателей

        с 01.07.2017 года

        1 %

        с 01.01.2018 года

        1,5%

        с 01.01.2020 года

        2%

        с 01.01.2022 года

        3%

        Период

        Плательщики

        Ставка

        С 01.07.2017 – 01.01.2018 год

        ИП в свою пользу

        5%

        Физ лица по договорам ГПХ

        5%

        Лица, занимающиеся частной практикой

        5%

        С 01.01.2020 год

        Работники

        1%

        Физ лица по договорам ГПХ

        1%

        Государство

        1,4%

        ИП в свою пользу

        5%

        Лица, занимающиеся частной практикой

        5%

        Самостоятельные плательщики

        5%

        С 01.01.2021 года

        Физ лица по договорам ГПХ 2%

        Работники

        2%

        Государство

        1,6% (с дальнейшим ежегодным повышением на 0,1%)

        Ежемесячный максимальный доход, принимаемый для исчисления отчислений и взносов, не должен превышать 10 МЗП (в 2021 году расчет с дохода не более 425 000 тенге, максимальная сумма взноса/отчисления 8 500 тенге). До 2019 года максимальный предел составлял 15 МЗП.

        До 2018 года при расчете взносов и отчислений учитывался также и минимальный предел в размере 1 МЗП, но с 2018 года нижний предел по ОСМС отменен.

        Полезно

        • С какого периода не надо применять минимальный предел для отчислений и взносов на ОСМС?
        • Для каких налогов, взносов и отчислений надо учитывать минимальный и максимальный пределы при начислении заработной платы?

        Взнос работника — это сумма, удерживаемая из дохода работника, перечисляемая налоговым агентом в систему обязательного медстрахования.

        Объект исчисления — доход, начисленный работодателем, за исключением доходов, с которых не уплачиваются взносы.

        Взнос работника на ОСМС = Объект исчисления * Ставка периода

        Пример

        В августе 2021 года работнику выплачено:

        • Оклад – 100 000 тенге
        • Компенсация при служебных командировках (освобождена от ОСМС) – 25 000 тенге.

        Какую сумму работодатель должен удержать у сотрудника в качестве взноса на ОСМС?

        Объект исчисления 100 000 тенге.

        Сумма взноса на ОСМС составила 2 000 тенге (100 000 * 2%).

        Объектом исчисления взносов на ОСМС ИП в свою пользу всегда является 1,4 МЗП.

        Взнос ИП на ОСМС = 1,4МЗП * Ставка периода

        Пример

        В 2021 году 1,4 МЗП = 59 500 тенге.

        Ставка периода — 5%. Ежемесячно ИП уплачивает в свою пользу фиксированную сумму в размере 2 975 тенге.

        .
        Важно!

        Индивидуальные предприниматели, приостановившие представление налоговой отчетности, признанные бездействующими, уплачивают взносы исходя из 1 МЗП:

        • Должен ли «бездействующий» ИП платить ВОСМС в свою пользу, если уплата взносов производится по трудовому договору (или договору ГПХ)?
        • Взносы ОСМС: платят ли в свою пользу ИП, приостановившие деятельность?

        Суммы регулярных взносов в ПФР зависят от того, какой суммарный доход получил работник с начала года нарастающим итогом. Если доход ниже предельной базы, то пенсионные взносы начисляют по основному тарифу 22%. А если доход с начала года перевалил за лимит в 1 565 000 рублей, то для расчета пенсионных взносов применяют тариф 10%. Сумму доходов рассчитывают по каждому сотруднику отдельно.

        Пример. Зарплата ведущего программиста — 150 000 рублей. С начала года он упорно писал код, не был в отпуске и не уходил на больничный. В начале ноября бухгалтер рассчитывает сумму доходов с начала года:

        150 000 * 10 месяцев = 1 500 000 рублей — пенсионные взносы рассчитываем по ставке 22%.

        В начале декабря бухгалтер снова рассчитывает сумму доходов с начала года:

        150 000 * 11 = 1 650 000 рублей — сумма доходов выше предельной базы в 1 565 000 рублей, значит взносы за ноябрь и декабрь рассчитываем по ставке 10%.

        Суммы взносов в Фонд социального страхования точно так же зависят от доходов работника с начала года. Если доход ниже предельной базы, бухгалтер применяет ставку 2,9%. С момента, когда доход становится выше предельной базы в 1 032 000 рубля, взносы в ФСС не платятся вообще. Сумму доходов тоже рассчитывайте отдельно по каждому сотруднику.

        Пример. Зарплата программиста — 150 000 рублей. В начале июля бухгалтер считает сумму доходов с начала года нарастающим итогом:

        150 000 * 6 = 900 000 рублей — доходы ниже предельной базы, значит за июнь бухгалтер все еще рассчитает и перечислит взносы в Соцстрах.

        В начале августа бухгалтер снова рассчитывает доходы с начала года:

        150 000 * 7 = 1 050 000 рублей — теперь доходы превысили предельную базу в 1 032 рубля, значит с июльской зарплаты и всех последующих до конца календарного года взносы в Соцстрах начислять не нужно.

        Одной из самых главных задач Фонда является защита прав пациента. Поэтому экспертами Фонда проводится мониторинг качества оказания медицинской помощи, а также проверки причин отказа в ее предоставлении.

        Однако, зачастую граждане не знают куда обращаться, чтобы защитить свои права, если столкнулись с непониманием при обслуживании в медорганизациях.

        Способ 1. Служба поддержки пациента.

        Не теряя время, обратиться в созданную для контроля оказания медуслуг службу поддержки пациента и разрешить ситуацию на месте.

        *данная служба работает в каждой медицинской организации

        В каждой клинике эта служба:

        • проводит внутренний контроль качества медпомощи
        • выявляет нарушения при оказании медуслуг
        • занимается рассмотрением обращений и жалоб

        Способ 2. Обратиться в колл-центр Управления здравоохранения региона

        Все медицинские организации подчиняются Управлениям здравоохранения, поэтому повлиять на решение своего вопроса можно обратившись к непосредственно в колл-центр Управления.

        Способ 3. Мобильное приложение “Qoldau 24/7”

        После Вашего обращения в “Qoldau 24/7” специалисты Фонда соцмедстрахования:

        1. связываются с медицинской организацией
        2. запрашивают информацию
        3. проверяют оказание или причины отказа в оказании медицинской помощи

        *Вашему обращению присваивается номер, по которому впоследствии можно отследить статус обращения.

        Способ 4. SaqtandyryBot в Telegram.

        • в Telegram найти “SaqtandyryBot” и запустить его
        • в главном меню выбрать команду «Отправить обращение на 1406»

        Отправить обращение:

        История обращений:

        Указать регион, наименование медорганизации, суть вопроса

        позволит проверить статус уже сформированной заявки

        Способ 5. Единый контакт-центр 1406

        • принимает звонки круглосуточно
        • рассматривает заявки по специально созданной трехуровневой модели обработки обращений:
        1. Первый уровень — вопросы консультационного характера
        2. Второй и третий уровень – обращения, требующие детального изучения
        • Специалисты Фонда связываются с медицинской организацией, запрашивают информацию, проверяют оказание или причины отказа в оказании медицинской помощи

        Способ 6. Раздел «Народный контроль» на сайте fms.kz

        Сделать обращение, зайдя на сайт Фонда социального медицинского страхования:

        • Перейти на сайт fms.kz
        • Открыть раздел “Народный контроль”
        • Выбрать задачу: пожаловаться или оставить предложение.

        Пожаловаться:

        Оставить предложение:

        Указывается регион, поликлиника, диагноз, дата визита, ИИН.

        Выбирается причина

        жалобы.

        Необходимо заполнить исходные данные и сформулировать текст

        Ставки страховых взносов-2021/2022

        Уважаемый пользователь!

        Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

        Инструкция по запуску программы

        Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

        Уважаемый пользователь!

        Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

        Инструкция по запуску программы

        Согласно проекту, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., фиксированный платеж за пенсионное страхование составит:

        • 32 448 руб. — в 2021 году;
        • 34 445 руб. — в 2022 году;
        • 36 723 руб. — в 2023 году.

        Если доход ИП за расчетный период выходит за рамки 300 000 руб., то он, как и ранее, платит страховые взносы на пенсионное страхование в фиксированном размере и дополнительно 1 % от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

        (0)

        Тариф страхвзносов — это установленная в законодательстве ставка, с помощью которой рассчитываются обязательства страхователя. По каждому виду взносов устанавливается свой тариф.

        Условно тарифы страхвзносов можно разделить на 4 группы:

        • процентные — устанавливаются в процентах от базы страхвзносов (например: 22%, 5,1% и др.);
        • суммовые — указываются в твердых суммах без привязки к базе страхвзносов (например, фиксированные взносы ИП за себя);
        • комбинированные — представляют собой сочетание процентного тарифа с суммовым (к примеру, тариф взносов для ИП за себя при доходе более 300 000 руб.).

        Далее остановимся подробнее на тарифах страховых взносов на 2021 год.

        Госдума приняла закон о росте тарифов на пенсионное и медстрахование для ИП

        Тарифы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в 2021 году:

        • установлены в виде фиксированного платежа (если доходы ИП не превышают 300 000 руб.);
        • исчисляются комбинированным способом при доходе свыше 300 000 руб. (фиксированный платеж + процент от превышения дохода над суммой 300 000 руб.).

        В 2021 году страхвзносы на ОПС (СВОПС) исчисляются следующим образом (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ):

        Если Д ≤ 300 000 руб. → СВОПС = 32 448 руб.

        Если Д > 300 000 руб. → СВОПС = 32 448 руб. + 1% × [Д – 300 000 руб.]

        При этом СВОПС за расчетный период не может превышать 8-кратного фиксированного размера страхвзносов на ОПС.

        Иными словами, если доход ИП за 2021 год не превысил 300 000 руб., никакие расчеты ему не нужны. Сумму страхвзносов на ОПС он возьмет из НК РФ: 32 448 руб. Если граница в 300 000 руб. превышена, без расчета не обойтись. Пример такого расчета см. далее.

        Тарифы страховых взносов устанавливаются законодательством в процентах или в фиксированной сумме (взносы ИП за себя при доходе не более 300 000 руб.) либо сочетают в себе процентный и фиксированный тарифы (взносы ИП за себя с доходов свыше 300 000 руб.). Тарифы взносов (основные, пониженные и дополнительные) установлены в Налоговом кодексе, а порядок определения тарифов «на травматизм» — законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

        Остаётся ли на 2022 г. пониженный процент по страховым взносам для компаний малого и среднего бизнеса?

        Ответ:

        Субъекты малого и среднего предпринимательства на выплаты работникам сверх МРОТ начисляют взносы по пониженным тарифам (ст. 427 НК РФ). Данные тарифы можно применять и в 2021 г., и в последующих периодах. Они применяются в отношении выплат в пользу физического лица по итогам каждого календарного месяца, которые превышают МРОТ на начало расчётного периода.

        1. Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

        2. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

        3. Установить, что в случае изменения в 2021 году состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета Фонда или главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов соответствующие изменения отражаются в отчете об исполнении бюджета Фонда за 2021 год на основании нормативного правового акта Министерства финансов Российской Федерации.

        ГД приняла законы о бюджетах соцфондов на 2022–2024 годы

        Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:

        1) на 2021 год согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону;

        2) на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону.

        1. Утвердить распределение субвенций из бюджета Фонда, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при осуществлении переданных в сфере обязательного медицинского страхования полномочий (далее — субвенции), на 2021 год согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.

        2. Установить, что предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется после перечисления в установленном порядке в бюджет Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации суммы ежемесячного страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

        3. Установить, что из бюджета Фонда направляются в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты в объемах, установленных приложениями 4 и 5 к настоящему Федеральному закону, на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности, в сумме 4,0 тыс. рублей (услуг по оказанию медицинской помощи в сумме 3,0 тыс. рублей и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи в сумме 1,0 тыс. рублей) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет, а также оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.

        1. Установить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для внесения в 2021 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда является использование (перераспределение) в соответствии с решениями Фонда средств нормированного страхового запаса Фонда, зарезервированных в пределах бюджетных ассигнований, установленных приложением 4 к настоящему Федеральному закону:

        1) на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;

        2) на предоставление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для:

        а) формирования нормированного страхового запаса территориального фонда на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

        б) осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения;

        3) на оплату расходов Фонда на изготовление и доставку полисов обязательного медицинского страхования единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 4 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений» ведомственной целевой программы «Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации» в рамках подпрограммы «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» подраздела «Другие вопросы в области здравоохранения» раздела «Здравоохранение» классификации расходов бюджетов, в случае недостаточности указанных бюджетных ассигнований, образовавшейся в ходе исполнения бюджета Фонда в 2021 году;

        4) на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов;

        5) на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования;

        6) на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников федеральных медицинских организаций по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств от применения Фондом к федеральным медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, и средств, поступивших от юридических или физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц, в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

        7) на реализацию решений Правительства Российской Федерации в целях финансового обеспечения ведения дела по обязательному медицинскому страхованию в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в объеме не более 450000,0 тыс. рублей.

        2. Установить, что в 2021 году Фонд предоставляет в объеме, установленном приложением 4 к настоящему Федеральному закону:

        Перечень главных администраторов доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования

        Предельные базы для начисления взносов в 2022 году

        • доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

        • доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

        • доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

        • выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);

        • компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.

        Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

        В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.

        Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.

        В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.

        Чтобы участвовать в оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, федеральное учреждение должно сначала войти в единый реестр медицинских организаций (ч. 1, 2.2 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). Для этого надо направить в ФФОМС заявку на распределение объемов предоставления медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Заявка подается до 1 сентября года, предшествующего году, в котором учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС (заявку на 2021 год можно было подать до 25 декабря 2020 года).

        Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.

        Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.

        Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:

        1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;

        2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).

        Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.

        Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).

        РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ОТЧИСЛЕНИЙ И ВЗНОСОВ

        Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.

        1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

        Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).

        2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

        3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.

        * * *

        Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.

        1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.

        2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.

        Кто подходит

        ОПС

        ОМС

        ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством*

        ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в отношении выплат для иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в РФ временно)

        Дополнительное пенсионное страхование для работников, занятых в опасных производствах

        Основной тариф

        Все предприятия, являющиеся плательщиками страховых взносов и не подходящие под льготные тарифы уплаты СВ

        22%

        5,1%

        2,9%

        1,8%

        Пониженный тариф

        микробизнес, малый и средний бизнес**

        некоммерческие организации

        IT;

        проектирование электронной и радиоэлектронной продукции;

        участники особых экономических зон***

        10% (как в пределах лимитов выплат, так и свыше предельной базы)

        5%

        0%

        Дополнительный тариф

        мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет, занятые на тяжелых и опасных производствах

        22%

        5,1%

        2,9%

        1,8%

        в зависимости от возраста, трудового стажа, класса условий труда ставка равна 0-9%

        *Исключение — высококвалифицированные иностранные работники

        **Из-за пандемии, члены правительства установили пониженные тарифы для предприятий МСП (малого и среднего предпринимательства). Теперь они обязаны уплачивать взносы в размере 15% с суммы, превышающей величину МРОТ (в этой сумме учитывается пенсионное, медицинское и социальное страхование).

        Например, Петров И.И. получает з/п 30 000 рублей. МРОТ в 2021 году составляет 12 792 рубля. Тогда работодатель платит СВ за данного сотрудника = (12 792 х 30%) + (17 208 х 15%) = 6 418,8 руб.

        *** Рассчитывать страховые выплаты по льготному тарифу имеют право некоммерческие организации в области социального обслуживания граждан; научных исследований; образования; культуры и искусства; благотворительность; IT (компании, работающие в информационных технологиях); проектирование и разработка электронной и радиоэлектронной продукции; резиденты и участники особых экономических зон и территорий опережающего развития.

        1. Б1 = ⅀₽ — Формула для расчета величины налогооблагаемой базы для 1 работника,

        где ⅀₽ — сумма всех выплат работнику за 1 год.

        СВ(мес) = Б*∑СВ(%) / 12 — формула для расчета страхового взноса за 1 работника за 1 месяц,

        где ⅀СВ(%) — доля страховых взносов, измеряемая в %.

        ВНИМАНИЕ! Размер страховых взносов не должен влиять на размер зарплаты сотрудников — только наоборот (то есть страховые начисляются сверх зп).

        Например, оклад Петрова И.И. составляет 30 000 рублей. Сумма СВ = 6 418,8 руб. Предприниматель платит зарплату Петрову И.И. и отдельно страховые взносы.

        Оклад Директора малого предприятия составляет 100 000 рублей ежемесячно. Годовой фонд оплаты труда составляет 1 200 000 рублей.

        Рассчитаем размер фиксированных страховых взносов (в этом случае они будут считаться по пониженному тарифу):

        10 000 ₽ — взнос ОПС (120 000 начисляются за 1 год),

        5000 ₽ — взнос ОМС (60 000 в год).

        Установлены лимиты базы для страховых взносов на 2022 год

        Начисление и уплату страховых взносов регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

        Под страховыми взносами понимают обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (ст. 8 НК РФ).

        Плательщиками страховых взносов являются (п. 1 ст. 419 НК РФ):

        • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

        – организации;

        – индивидуальные предприниматели;

        – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

        • индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

        Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным выше, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

        Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию:

        • в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
        • по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
        • по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
        • издательским лицензионным договорам;
        • лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и др.

        Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

        В соответствии с письмом Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569 организация — плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.

        Если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.

        Согласно ст. 422 НК РФ страховыми взносами не облагаются:

        1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

        2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

        • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
        • бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
        • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
        • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
        • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка;
        • возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
        • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;
        • трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, и др.;

        3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

        • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
        • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
        • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), установления опеки, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован.