Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупка квартир для детей сирот в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
После приемки квартиры нужно подписать акт. Утвержденной или унифицированной формы у этого документа нет. Нужно отразить, что:
- Одна сторона передает в собственность, а другая сторона — принимает объект недвижимости.
- Стороны претензий не имеют.
- Обязательства выполнены в срок и в порядке, который закреплен в госконтракте.
Акт приема-передачи объекта — это непосредственная гарантия исполнения сторонами обязательств, прописанных в госконтракте.
Инструкция по госзакупке недвижимости
Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.
Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.
По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.
Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.
Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.
В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.
Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.
В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.
Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.
«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.
Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.
Дети-сироты смогут получить 1,5 млн рублей на покупку жилья
-
Обзор разъяснений Минфина по налогам за сентябрь 2021
225 2
-
Учет ИТ-компаниями компенсаций для получения льгот
23 0
-
Ограничение процентов по потребительским кредитам
28 0
-
Как пациенту ознакомиться со своей медицинской документацией?
462 5
Код позиции Наименование Товара, Работы, Услуги по КТРУ Ед. измерения Количество Цена за ед., ₽ Стоимость, ₽ 68.10.11.000 Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков Квартира 1,00 3 246 500,00 3 246 500,00 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕДВИЖИМОСТИ» 1 Итого (1 записей): 3 246 500,00 ₽ Дата и время начала подачи заявок: Значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение
Дата и время окончания подачи заявок: 26.08.2021 09:00
Место подачи заявок: ЭТП ТЭК-Торг
Порядок подачи заявок: Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе в сфере закупок и аккредитованными на электронной площадке в соответствии со статьей 24.2 № 44-ФЗ. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Заявка на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 8.1 статьи 66 44-ФЗ, направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих соответствующие части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно. Заявка на участие в электронном аукционе, в описание объекта закупки которого в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 44-ФЗ включается проектная документация, направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3.1 и 5 статьи 66 44-ФЗ. Указанные электронные документы подаются одновременно. Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе. Заявка на участие в электронном аукционе, направляемая участником электронного аукциона, должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника такого аукциона, и подана с использованием электронной площадки.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 27.08.2021
Дата проведения аукциона в электронной форме: 30.08.2021
Дополнительная информация: Информация отсутствует
Начальная (максимальная) цена контракта: 1477880.58 Российский рубль
Идентификационный код закупки: 213232901339923290100101200656810412
Требования заказчиков
1 АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН:
Начальная (максимальная) цена контракта/ Максимальное значение цены контракта: 1477880.58 Российский рубль
Банковское или казначейское сопровождение контракта не требуется
Объект закупки
Российский рубль
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ — Код позиции — Характеристики товара, работы, услуги — Заказчик — Единица измерения — Количество — Цена за ед.изм. — Стоимость
Наименование — Значение — Единица измерения
Квартира — 68.10.11.000 — — АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН — АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН — Штука — 1 — 1 — 1477880.58 — 1477880.58
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН
1
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН
1
Итого: 1477880.58 Российский рубль
Преимущества: Не установлены
Требования к участникам: 1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ 1. Установлены требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 44-ФЗ (п. 8 части 1 статьи 31 44-ФЗ требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено, только если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма). 2. Требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ не установлено. 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ Установлено требование об отсутствии в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 44-ФЗ.
- Преференции в области образования
- Обеспечение жильем
- Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
- Трудовые льготы
- Пенсионные выплаты
- Господдержка в области медицины
- Выплаты для детей-сирот
- Выплаты для опекунов и усыновителей
- Другие льготы
При устройстве на работу 79 416 Р При выпуске из сузов и вузов 79 416 Р После выпуска из спецучреждений для сирот 24 000 Р Когда завершается патронатное воспитание или попечительство или ребенок уходит из приемной семьи после 18 лет 24 000 Р При зачислении в суз или вуз 20 639 Р Обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом они должны состоять в браке с такими же лицами 3000 Р в месяц Выпускникам образовательных учреждений 89 335 Р Если ребенок поступил в вуз или суз и живет самостоятельно 25 266,97 Р — мальчикам,
27 111,52 Р — девочкамЕсли ребенок поступил в вуз или суз и живет в общежитии 19 794,02 Р — мальчикам,
21 638,58 Р — девочкамЗа поступление в вуз или суз 8932 Р За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 326-ФЗ)
1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации.
2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ)
3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИНМосква, Кремль.
21 декабря 1996 года.
ОНФ предлагает включить в национальный проект «Жилье и городская среда» целевой показатель по обеспечению жильем всех детей-сирот. Это, как заявила руководитель департамента приоритетных проектов и стратегических инициатив ОНФ, член Общественной палаты Юлия Зимова, должно позволить ускорить исполнение обязательств перед сиротами, а также предусмотреть федеральное софинансирование большего размера.
Также среди предлагаемых мер — предусмотреть льготную ипотеку под 2-6% годовых для детей-сирот, которые воспользуются жилищными сертификатами. В феврале 2020 года соответствующий законопроект внесло в Госдуму правительство России. Сиротам предложили выплачивать 1 млн 487 тыс. руб., на эти средства они смогут самостоятельно приобрести жилье.
В ОНФ предлагают распространить действие таких сертификатов не только на регион проживания гражданина, но и по всей стране.
В пресс-службе вице-премьера Татьяны Голиковой подтвердили, что инициатива ОНФ находится на рассмотрении. Заместитель председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Сергей Пахомов заявил, что льготная ипотека станет актуальной мерой поддержки. В Счетной палате, в свою очередь, сообщили, что палата поддержит все предложения, которые направлены на уменьшение и ликвидацию долга государства перед сиротами.
Как будет предоставляться жилье детям-сиротам в 2021-2022 годах, пока решается на высшем уровне. Прокуратура активно отстаивает интересы сирот, обжалует отказы муниципалитетов в предоставлении жилья, и, в том числе, выступает с законодательными инициативами. Куда обратиться с заявлением на квартиру – в орган опеки и попечительства, если отказали — в прокуратуру, там помогут с обжалованием.
В конце 2020 года генпрокурор РФ предложил учредить систему жилищных сертификатов и изменить законодательство, наделить федеральный орган контрольными функциями.
В начале 2021 года президент Владимир Путин дал поручение увеличить количество квартир, предоставляемых детям-сиротам, так как на прямую линию с главой РФ регулярно приходят соответствующие жалобы.
Поэтому, квартиры сиротам в 2021-2022 годах, возможно, будут выдаваться по новым правилам. Хотя пока законодательные акты не приняты, проблема прорабатывается на уровне федеральных ведомств.
Законопроект №1152644-7 был внесен в Государственную Думу 16 апреля 2021 года. Предполагалось, что жилье сиротам после 23 лет по новому закону сертификат обеспечивал. Впрочем, законопроект предусматривал введение системы сертификатов для всех получателей. То есть, вместо разрозненных региональных норм вводились бы единые федеральные правила выдачи сертификата на определенную сумму (около 1 500 000 рублей).
При этом обязанность по ведению реестра оставалась у региональных властей, а сами дети-сироты и приравненные к ним категории получателей должны были регулярно извещать власти о фактическом месте жительства.
Система сертификатов решило бы многие проблемы, например, с некачественным жильем. Однако, законопроект был отозван тогда же, 16.04.2021г. Пока новые законопроекты по этому вопросу не внесены в ГД РФ, но их следует ожидать. Последние новости стоит узнавать на сайте Госдумы, в официальных СМИ.
Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.
С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:
- Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
- Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
- Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
- Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
- Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
- Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).
Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.
Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:
- им исполнится 18 лет;
- они приобрели полную дееспособность до 18 лет.
При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.
Так, в список включаются:
- дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
- лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
- лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.
Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:
- не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
- не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
- не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
- проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.
Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.
В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.
Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ
Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.
Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:
- свидетельство о рождении;
- паспорт ребенка;
- договор социального найма;
- документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
- документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)
Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.
Как правило, органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства. Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению. В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.
Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.
Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.
В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.
Наиболее существенными из них являются:
- Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
- Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
- Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
- Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.
Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.
Правила продажи квартиры от собственника для администрации для детей сирот в рамках госзакупок прописываются в документации. К участникам предъявляются обычные требования по ст. 31 44-ФЗ.
Главный вопрос: нужно ли требовать выписку из единого государственного реестра недвижимого имущества (ЕГРН) от собственника в составе заявки. С одной стороны, ч. 3 ст. 27 44-ФЗ разрешает участвовать в закупке по доверенности. Но практика антимонопольной службы говорит об обратном. ФАС утверждает, что участвовать в закупках недвижимости могут только собственники, и требование заказчика предоставить выписку из ЕГРН считает правомерным. Это подтверждается решениями ФАС.
Тендеры: квартиры для детей-сирот
Увеличение объема субсидии с 10 млрд до 20 млрд рублей позволит дополнительно обеспечить жильем порядка 5,4 тыс. детей-сирот в год, оценили в Счетной палате.
Для 280 тыс. человек потребуется около 9 млн кв. м жилья, указала управляющий партнер Dombook, председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
— Для предоставления такого объема в самых бюджетных типовых домах потребуется около 500–700 млрд рублей при условии, что муниципальная земля под застройку для социально незащищенных лиц будет предоставляться бесплатно, — подсчитала она.
По оценке гендиректора Рейтингового агентства строительного комплекса Федора Выломова, совокупный объем финансирования для предоставления жилья всем сиротам составляет около 250–300 млрд рублей.
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
- ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
- Антракт
- Telegram-обзоры недели
- МониториНГ
61691
35706
Что за инициатива о льготной ипотеке для детей-сирот?
128191
18723
Фото 15618
Фото 12755
Власти Томска хотят купить 139 квартир для сирот и расселенцев к 2022г
Чаще всего при приобретении квартиры через электронные торги, возникают следующие проблемы:
- Несоответствие «уровня» жилплощади выдвигаемым характеристикам.
- Внезапный отказ от проведения процесса купли – продажи собственником.
- Прекращение строительства новостройки (если квартира покупалась в незаконченном здании).
Во всех этих случаях финансовых потерь администрация не несет, так как перечисление средств осуществляется только после полного перехода жилья в собственность покупателя.
Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.
Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.
Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.
Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.
Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.
Подводя итоги отметим следующее:
- Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
- Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
- С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.
Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.
Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.
Заказчик жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — краевое госпредприятие «Региональное жилищное управление». В Барнауле оно закупает небольшие квартиры: согласно техзаданию, 28−33 кв. метров, редко больше — от 42 кв. метра.
Начальные цены — как правило, 1,7−2,2 млн рублей. Если поставщик продает жилье большей площади, цена не меняется, указано в документах.
Для забайкальских детей-сирот в 2021 году приобретут 280 квартир
К примеру, на последних завершенных торгах, назначенных на середину июня, «Региональное жилуправление» закупало квартиру в Барнауле площадью от 42 кв. метров, начальная цена — 2,495 млн рублей. Заявок не подано ни одной.
На 25 мая назначили сразу 19 аукционов. 16 признаны несостоявшимися — не было заявок. И только на трех торгах из 19 нашелся один желающий стать поставщиком жилья для сирот. Есть масса примеров срыва и в другие месяцы.
Несостоявшимися из-за отсутствия заявок признают часть аукционов по закупу жилья для сирот и в райцентрах. Так, 16 июля власти намеревались приобрести жилье в Ребрихе — но все три аукциона, назначенные на эту дату, не состоялись из-за, опять же, отсутствия желающих в них поучаствовать.
«Данная мера уже применяется. Кроме того, делаем ставку на первичный рынок недвижимости – реконструкцию недостроенных домов, строительство новых микрорайонов. В обязательном порядке часть квартир в новых многоэтажках будет предназначена для детей-сирот», — сказал председатель облдумы.
Нам предстоит в ближайшие годы обеспечить жильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. В такую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет. И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.
Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. В последние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению. Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов, которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилых помещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом. C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжаться таким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бывают разные.
Мы также вносили изменения в законодательство, чтобы упростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попечения родителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в том числе у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпы стройки не очень высокие.
И есть специальная информационная система, в которой можно прогнозировать потребность в таких новых квартирах и планировать расходы.
Предоставление жилья сиротам – это прежде всего обязательство регионов. Но с этим обязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральный центр софинансирует эти расходы из федерального бюджета. На 2019 год это приблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до 7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильём около 25 тысяч детей-сирот. По итогам этого года цифра вырастет приблизительно на полторы тысячи – до 26,5.
Есть несколько моментов, на которые надо обратить внимание.
Во-первых, это неэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Если брать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно две трети федеральной субсидии. Одни и те же регионы три года подряд не полностью используют предоставленные деньги. Надо разобраться, почему так происходит, и, может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобы деньги не простаивали, а пошли на эти цели.
Кроме того, регионы могли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этот вариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.
Во-вторых, качество жилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.
В-третьих, длительные очереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем не менее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10 лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мне тоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.
Наконец, есть и такая проблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом варианте возникло ещё в советские времена. Надо посмотреть, каким образом его модифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такого рода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бывают разные. Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или остался без попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовые механизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируется потом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, к сожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё. Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов и интересов конкретного гражданина.
Давайте послушаем предложения на эту тему.
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь