Накладные расходы и сметная прибыль в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Накладные расходы и сметная прибыль в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Об организации учета затрат читайте в материале «Система учета производственных затрат и их классификация».

Новая МДС, Накладные расходы и сметная прибыль

Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.

Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:

  • в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
  • при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
  • для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
  • при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
  • для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
  • в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
  • при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
  • для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).

В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).

Источники:

  • Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1
  • Приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 N 2

Анализ изменения норм накладных расходов и сметной прибыли

1. Методика по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — Методика) предназначена для определения методов разработки и применения нормативов сметной прибыли, используемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — строительство) в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2020, № 31, ст. 5023).

2. При определении сметной стоимости строительства в локальных сметных расчетах (сметах) учитывается сметная прибыль, включающая в себя затраты, предусмотренные главой III «Затраты, учитываемые при разработке нормативов сметной прибыли по видам работ» Методики, не относящиеся на себестоимость строительства, перечень которых принят в целях разработки нормативов сметной прибыли.

3. При составлении сметной документации на строительство объектов капитального строительства сметная прибыль определяется в рублях и отражает усредненные по видам работ затраты строительных организаций, учитываемые в составе сметной стоимости строительства.

4. Разработка нормативов сметной прибыли осуществляется расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой сметных прямых затрат по видам работ, предусмотренных сметными нормами на строительные (далее — ГЭСН), ремонтно-строительные (далее — ГЭСНр), пусконаладочные работы (далее — ГЭСНп), монтаж и капитальный ремонт оборудования (далее соответственно — ГЭСНм, ГЭСНмр), сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. № 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г, регистрационный № 51079) (далее соответственно — сметные нормы, ФРСН).

5. Нормативы сметной прибыли, приведенные в приложении к Методике, формируются по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капитального ремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ (далее — виды работ) в процентах от размера средств на оплату труда (фонда оплаты труда, учитываемого в составе сметных прямых затрат, далее — ФОТ) рабочих — строителей, машинистов и пусконаладочного персонала (далее — рабочие, занятые в строительной отрасли) для территории Российской Федерации.

6. Разработка нормативов сметной прибыли по видам работ осуществляется на основании расчетов, составленных по видам сборников сметных норм или разработанных на их основе федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных оставляющих, сведения о которых включены в ФРСН, с учетом зависимости размера норматива сметной прибыли от ФОТ, учитываемого в составе сметных прямых затрат, и долей затрат сметной прибыли, зависимых и не зависимых от ФОТ.

7. Нормативы сметной прибыли по видам работ, приведенные в приложении к Методике, учитывают следующие затраты:

1) на приобретение, модернизацию (реконструкцию) объектов основных средств или возобновление производства (связанные с интеграцией новейших технологий, модернизацией производственного процесса, приобретением дополнительных более совершенных и эффективных средств производства и иные аналогичные затраты);

2) на материальное стимулирование работников (затраты, не учитываемые при расчете нормируемой заработной платы и в накладных расходах организации, связанные с выплатами материальной помощи к ежегодному оплачиваемому отпуску, предоставлением спортивно-оздоровительных услуг, добровольного медицинского страхования, предоставлением путевок, организацией спортивных мероприятий и экскурсий, приобретением подарков к праздникам, единовременными выплатами к юбилеям, в связи с вступлением в брак и иные аналогичные затраты);

в) связанные с пополнением оборотных денежных средств, находящихся на счетах организаций, необходимых для покрытия предстоящих расходов, связанных с их подрядной деятельностью (включая затраты на оплату процентов за пользование банковскими кредитами и займами, полученными для приобретения материалов, изделий и конструкций в рамках исполнения договоров подряда и иные аналогичные затраты);

г) на уплату налога на прибыль организаций, взимаемого в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2020, № 48, ст. 7627).

11. При составлении локальных сметных расчетов (смет) сметная прибыль определяется как произведение нормативов сметной прибыли по видам строительно-монтажных работ, приведенных в приложении к Методике, и суммы средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, учитываемых в локальных сметных расчетах (сметах) для соответствующего вида строительно-монтажных работ в составе сметных прямых затрат, в рублях.

12. Выбор нормативов сметной прибыли осуществляется при составлении локальных сметных расчетов (смет) по видам работ в соответствии с графой 4 Таблицы, приведенной в приложении к Методике.


Минстрой утвердил методику по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта и сноса объектов капстроительства.

Нормативы разрабатываются расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой сметных прямых затрат по видам работ, предусмотренных сметными нормами на строительные, ремонтно-строительные, пусконаладочные работы, монтаж и капремонт оборудования.

При определении сметной стоимости строительства в расчетах (сметах) учитывается сметная прибыль, включающая затраты, не относящиеся на себестоимость строительства.

При составлении сметы на строительство объектов капстроительства сметная прибыль определяется в рублях и отражает усредненные по видам работ затраты строительных организаций, учитываемые в составе сметной стоимости строительства.

Какой процент накладных расходов от прямых затрат?

Организации на УСН не начисляют НДС, поэтому нет основания включать налог в смету. Но контрагенты строительной компании на УСН могут работать с НДС. Речь идет как о заказчике работ, так и о поставщиках стройматериалов или необходимых для строительства услуг.

Если подрядчик применяет УСН, а заказчик — общую налоговую систему, это вовсе не означает, что строительная компания должна «подарить» партнёру 20 % от своих затрат на материалы и входящие услуги.

В расчёте сметы НДС выделяется отдельной итоговой графой, убрать которую нельзя, даже если подрядчик использует упрощёнку. Для таких бизнесменов предусмотрен механизм возмещения НДС при УСН. Для этого в смете ячейку «НДС» нужно заменить на «Компенсация НДС при УСН».

Иногда упрощенцы вообще не учитывают НДС в смете. А сумму входящего налога по материалам и услугам относят на накладные расходы. В этом случае организация понесет дополнительные убытки из-за того, что НДС не будет учтен при расчете цены работ для заказчика.

А если подрядчик использует УСН с объектом «Доходы минус расходы», то такой вариант учета приведет ещё и к претензиям со стороны налоговиков. В этом случае будут завышены затраты подрядчика и, следовательно, занижен упрощённый налог. В итоге инспекторы при проверке доначислят его, а также взыщут штрафы и пени.

Некоторые строительные компании на УСН рассчитывают НДС и выставляют заказчику счёт-фактуру. Но в этом случае подрядчик должен будет сдать декларацию и заплатить налог в бюджет. А возместить входной НДС по материалам и услугам компания на упрощёнке не сможет. Поэтому подрядчик в этом случае заплатит НДС дважды: сначала поставщикам в цене материалов и услуг, а затем — в бюджет после завершения работ и расчета с заказчиком.

Оба этих решения неверны. Чтобы избежать проблем, необходимо указывать компенсацию НДС в смете при упрощенке, полученную расчётным путём.

В структуру СП включены эти направления расходов:

  • Модернизация и переоборудование основного фонда, который влияет на рост производства. Для расчета этого направления расходов нужно задействовать сведения из инвестиционного бизнес-плана развития компании, а также из бухучета трат по статье «Модернизация» за прошлый период. Имеет смысл провести анализ имущественного состояния подрядчика. В частности, это доля основных средств и ее активной части. Следует проанализировать состояние основных производственных фондов. Учитывается вывод из эксплуатации, износ техники, собственные оборотные фонды.
  • Материальное стимулирование сотрудников. Это направление включает в себя финансовую помощь, траты на оздоровительные мероприятия для персонала, не связанного с основным производством. Подобные траты должны быть вписаны в приложение к бухгалтерскому балансу за прошлый период. В этом приложении указываются эти непроизводственные расходы: покупка путевок в курорты, абонементов в фитнес-клуб, билетов на культурные мероприятия, вознаграждения, не предусмотренные трудовым соглашением, траты на помощь сотрудникам на ипотеку, индивидуальное жилищное строительство. Это также траты, сопутствующие предоставлению продукции и услуг по льготным ценам.
  • Помощь учебным заведениям. Фирмы могут оказывать безвозмездную помощь образовательным учреждениям. Соответствующие расходы должны подтверждаться бухгалтерским балансом.
  • Налоговые выплаты. Это могут быть налоги на прибыль, имущество, различные региональные и местные налоги, ставка которых не превышает 5%. Налог на прибыль рассчитывается на базе показателей по каждой статье, включенной в сметную прибыль. Налог на имущество определяется исходя из данных об основных фондах, участвующих при выполнении работ, о средствах, потраченных на модернизацию.

К СВЕДЕНИЮ! Примечания к бухгалтерской отчетности – это одно из оснований определения индивидуального норматива СП.

Индивидуальные нормативы формируются тогда, когда общеотраслевые нормативы по направлениям работ не возмещают все издержки фирмы на развитие производства и материальное стимулирование штата. Обычно расчет осуществляется самим подрядчиком. Однако его итоги обязательно должны быть согласованы с заказчиком. Специалистами со стороны заказчика осуществляется экспертиза. Если в ходе экспертизы возникли разногласия, подрядчику нужно внести все нужные корректировки. Потом расчет еще раз направляется на повторное согласование. Подрядчик может делегировать свою обязанность по расчетам региональным центрам по ценообразованию или проектным организациям.

Размер каждой из групп трат в СП определяется назначением строительных работ. Рассмотрим усредненную таблицу, на которую можно ориентироваться:

Номер Направления затрат Жилищное строительство Производственные объекты Ремонтно-строительные работы
1 Материалы 70% 63% 47%
2 Материальное стимулирование сотрудников 9% 11% 21,5%
3 Эксплуатация оборудования 3% 4,5% 2%
4 Накладные траты 11,5% 13,5% 19,5%
5 Сметная прибыль 6,5% 8% 10%
100% 100% 100%

(в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.09.2021 N 636/пр)

В соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2017, N 31, ст. 4740), подпунктом 5.4.23.1 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2016, N 47, ст. 6673), приказываю:

утвердить прилагаемую Методику по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Министр
И.Э. ФАЙЗУЛЛИН

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 21.12.2020 N 812/пр

1. Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — Методика) предназначена для определения методов разработки и применения нормативов накладных расходов, используемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — строительство), определяемой в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2019, N 26, ст. 3317).

2. При составлении сметной документации в локальных сметных расчетах (сметах) и (при необходимости) в составе прочих затрат главы 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства (далее — ССРСС) учитываются накладные расходы, включающие в себя косвенные затраты, связанные с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением, обслуживанием, включаемые в себестоимость строительства объектов капитального строительства и предусмотренные главами III «Затраты, учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ» и IV «Затраты, не учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ, но относимые к накладным расходам» Методики.

3. Разработка нормативов накладных расходов осуществляется расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой прямых затрат по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капитального ремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ (далее — виды работ), предусмотренных сметными нормами на строительные (далее — ГЭСН), ремонтно-строительные (далее — ЕЭСНр), пусконаладочные (далее — ГЭСНп) работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования (далее соответственно — ГЭСНм, ГЭСНмр), сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее — сметные нормы, ФРСН соответственно).

4. Нормативы накладных расходов разрабатываются как с учетом усредненных по всем видам работ (далее — среднеотраслевые) затрат организаций, осуществляющих строительство, на покрытие накладных расходов, сформированных на основании официальной статистической отчетности о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) по отрасли «Строительство» (далее — Форма о затратах), публикуемой Федеральной службой государственной статистики в соответствии с подпунктом 5.21 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2710), и пунктом 1.32.4 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; 2017, N 7, ст. 1133), так и в сравнении с фактическими данными строительных организаций о произведенных ими затратах на оплату труда, эксплуатацию машин и механизмов, приобретение материалов, изделий, конструкций (далее — прямые затраты), оборудования и накладные расходы, полученными от строительных организаций при разработке Методики.

Нормативы накладных расходов, приведенные в приложении к Методике, сформированные по видам работ в процентах от размера средств на оплату труда (фонда оплаты труда, учитываемого в составе сметных прямых затрат (далее — ФОТ) рабочих-строителей, машинистов и пусконаладочного персонала (далее — рабочие, занятые в строительной отрасли), дифференцируются по территории строительства:

для территории Российской Федерации, не относящейся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (далее — Территория);

для территории Российской Федерации, относящейся к районам Крайнего Севера (далее — РКС);

для территории Российской Федерации, относящейся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (далее — МПРКС).

5. Определение нормативов накладных расходов для Территории осуществляется в соответствии со структурой сметных прямых затрат по видам работ, предусмотренных сметными нормами, сведения о которых включены в ФРСН, на основании среднеотраслевого показателя накладных расходов, сформированного в целом для Территории.

6. Определение среднеотраслевых нормативов накладных расходов для Территории, РКС и МПКРС осуществляется с учетом распределения данных Формы о затратах применительно к Территории, РКС, МПРКС в соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 551; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607), как отношение суммы затрат накладных расходов, рассчитанных по Форме о затратах для Территории, РКС и МПКРС по статьям затрат (материальные затраты, оплата труда, страховые взносы, амортизация основных средств, арендная плата и прочие затраты) с учетом их долей к сумме затрат на заработную плату, учитываемую в составе сметных прямых затрат, определенной по Форме о затратах для соответствующей территории.

Сметная прибыль и накладные расходы упрощенная система

Если мы считаем смету базисно-индексным способом и используем индексы 1 квартала 2021 года и раньше, то надо использовать старые методики.

С индексами I квартала 2021 года мы ориентируемся на следующие документы:

  • МДС 81-33.2004 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 6 (ред. от 23.07.2004, с изм. от 17.03.2011)
  • МДС 81-34.2004 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 5 (с изм. от 17.03.2011)
  • МДС 81-25.2001 Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (утверждены Постановлением Постановление Госстроя РФ от 28.02.2001 № 15.

Если мы считаем смету базисно-индексным способом и используем индексы, начиная с 2 квартала 2021 года, то надо использовать новые методики.

С индексами 2 квартала 2021 года:

  • Новые нормативы НР (Приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр. Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2021 № 62869. Начало действия приказа — 06.04.2021)
  • Новые нормативы СП (Приказ Минстроя России от 11.12.2020 № 774/пр. Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2021 № 62465.

Вопрос применения норм НР и СП для ресурсного способа мы направили в ГГЭ, ждем официального ответа.

Пока считаем, что они работают для расчетов по ГЭСН с момента включения в Федеральный Реестр.

  • 26.11.2021 Курсы сметного дела и повышения квалификации на 2022 год!
  • 17.11.2021 Новый видеоролик по программе «ГРАНД-Смета», версия 2021.2
  • 18.10.2021 Дополнение № 8 к базе ФЕР-2020, ГЭСН-2020
  • 05.10.2021 Всероссийский вебинар по ГРАНД Смете
  • 22.09.2021 Повышение квалификации «Ценообразование и сметное дело в строительстве»
  • 21.09.2021 ГРАНД-Смета 2021.2. Обзор основных изменений
  • 19.08.2021 Выпущена новая версия программы «ГРАНД-Смета» — версия 2021.2
  • 18.08.2021 ВАКАНСИЯ инженера-сметчика!!!
  • 05.08.2021 с Днем Строителя!
  • 03.08.2021 Индексы на 3 квартал 2021 года по элементам прямых затрат для Нижегородской области
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Понятие и расчет сметной прибыли

  • Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ

    «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)

    «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

  • Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ

    «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»

  • Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 675

    «О директоре Федеральной службы исполнения наказаний»

  • Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 674

    «О Калашникове А.П.»

  • Распоряжение Президента РФ от 24.11.2021 N 332-рп

    «О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. N 380-рп»

  • Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2021 N 3308-р

    «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 N 265-р»

  • Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3302-р

    «О внесении изменений в распределение субвенций на социальные выплаты безработным гражданам»

  • Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3301-р

    «О внесении изменений в распределение субвенций на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»

  • Как наиболее быстро провести пересчет в необходимый базисный уровень цен на расходные позиции, которые были вставлены в документ в значении текущей стоимости?
  • Как увеличить ФОТ в смете?
  • Как в объектной смете или сводном сметном расчёте начислять дополнительные коэффициенты?
  • Как не ошибиться в начислениях к НР и СП
  • Каким происходит задание накладных расходов в документе?

Сноска. Приложение 1 в редакции приказа и.о. Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК от 30.07.2020 № 110-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Настоящий Нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан (далее – Нормативный документ) разработан в соответствии с подпунктом 6-2) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и предназначен для определения сметной стоимости строительства при разработке предпроектной, проектной (проектно-сметной) документации по объектам, возводимым за счет государственных инвестиций в строительство и средств субъектов квазигосударственного сектора.

2. Основными задачами сметного нормирования и ценообразования в строительстве являются:

обеспечение планирования затрат на строительство, его организации и финансирования;

обеспечение достоверности технико-экономических обоснований и определения сметной стоимости строительства (новых, расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, капитального ремонта существующих) предприятий, зданий и сооружений;

обеспечение через систему нормативных документов по ценообразованию и сметного нормирования определения стоимости строительства (новых, расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, капитального ремонта существующих) предприятий, зданий, сооружений, отражаемой в сметных документах;

повышение эффективности инвестиций, оптимизация расходования финансовых средств.

3. В совокупности с правилами, нормативными документами и рекомендациями по разработке и применению сметных нормативов, определению сметной стоимости строительства все сметные нормативы образуют систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве.

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса нормативных документов по ценообразованию и сметам, являющегося основой для определения сметной стоимости строительства и включающего в себя:

нормативные документы, методические указания, инструкции и рекомендации по определению стоимости строительства объектов, определению стоимости прочих работ и услуг, сопутствующих строительству (проектных работ, инженерных изысканий, инжиниринговых услуг);

сметные нормы на работы в строительстве, установленные на принятый измеритель;

сметные нормы на отдельные расходы и затраты в строительстве, выраженные в процентах от принятой базы начисления;

укрупненные сметные нормы;

укрупненные показатели стоимости;

сметные цены на строительные ресурсы;

сметные цены на перевозки грузов;

цены на проектные работы для строительства;

цены на инженерные изыскания для строительства.

Сметные нормативы предназначены для определения структуры затрат на производство строительных, монтажных работ, строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование и прочие затраты в целях строительства объекта по утвержденному заказчиком проекту.

4. При необходимости сметные нормативы используются для экономической оценки и сравнения отдельных проектных решений, а также для анализа структурных изменений инвестиций.

5. В настоящем Нормативном документе используются следующие основные понятия:

1) текущие цены – цены строительных ресурсов на конкретный период;

2) непредвиденные работы и затраты – расходы направляемые в период покрытия на оплату расходов и мероприятий связанных с уточнением в процессе строительства объемов и стоимости строительно-монтажных работ, характер и методы выполнения которых невозможно было определить при проектировании в силу их непредвиденности, а также при обнаружении в процессе строительства ошибок в утвержденной (прошедшей экспертизу) проектно-сметной документации и выявлении работ и затрат, не учтенных в рабочих чертежах и/или сметной документации;

3) сооружение – искусственно созданный объемный, плоскостной или линейный объект (наземный, надводный и (или) подземный, подводный), имеющий естественные или искусственные пространственные границы и предназначенный для выполнения производственных процессов, размещения и хранения материальных ценностей или временного пребывания (перемещения) людей, грузов, а также размещения (прокладки, проводки) оборудования или коммуникаций. Сооружение также имеет художественно-эстетическое, декоративно-прикладное либо мемориальное назначение.

6. Сметные нормы разрабатываются на основе технологических (технико-нормировочных) карт по видам работ, результатов хронометражных работ, типовых (единых, межотраслевых, отраслевых) норм труда, адаптации прогрессивных норм зарубежных стран, расчетно-аналитических методов, по результатам которых определяются потребности в строительных ресурсах на уровне элементных сметных норм, и нормы лимитированных затрат в процентах от принятой базы их начисления.

Сметные нормы учитывают достигнутый среднеотраслевой уровень принятой техники и технологии.

В сметных нормах учитывается полный комплекс операций, необходимых для выполнения определенного вида работ в нормальных (стандартных, усредненных) условиях. При производстве работ в особых условиях (стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования) к сметным нормам применяются коэффициенты, приведенные в нормативных технических документах по применению сметных норм и технических частях к сборникам элементных сметных норм расхода ресурсов.

7. Сметные цены на материальные ресурсы и ресурсы, составляющие себестоимость эксплуатации машин и механизмов, определяются на основе мониторинга их текущих цен по всем регионам Республики Казахстан и используются в качестве нормативной основы для составления сметной документации при разработке проектов строительства.

8. Сметная заработная плата определяется с учетом норм трудового законодательства Республики Казахстан. Текущая часовая тарифная ставка рассчитывается на основании доступной официальной статистической информации.

По объектам, строительство которых планируется осуществить силами организаций нефтегазового комплекса, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния путем выбора поставщика способом из одного источника в соответствии с правилами, утверждаемыми советом директоров Фонда национального благосостояния на основании пункта 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года «О Фонде национального благосостояния», сметная заработная плата определяется на основе тарифной сетки рабочих профессий в соответствии с внутренними документами организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния.

9. Сметная стоимость строительства определяется в текущих ценах на основе задания на проектирование и других исходных данных заказчика, проектной (проектно-сметной) документации и сметных нормативов.

10. Сметная стоимость строительства в составе предпроектной документации (далее – расчетная стоимость) определяется в соответствии с настоящим Нормативным документом с использованием укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений на единицу измерения показателя мощности объектов, на 1 км протяженности линейного сооружения, на другие технические характеристики, учитывающие функциональное назначение здания, сооружения.

По проектам, согласно Перечню проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2009 года № 2225, расчетная стоимость может определяться расчетом с использованием укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений действующей сметно-нормативной базы.

11. Сметная стоимость строительства на стадии проектирования определяется в соответствии с настоящим Нормативным документом с использованием укрупненных показателей сметной стоимости конструктивов и видов работ, элементных сметных норм расхода ресурсов и действующих сборников сметных цен на строительные ресурсы.

12. Сметная стоимость строительства проектируемого объекта формируется в текущих ценах, действующих на дату предоставления проекта в экспертную организацию для проведения комплексной вневедомственной экспертизы.

13. Перед предоставлением проекта в экспертную организацию сметная стоимость строительства согласовывается заказчиком. Согласованием является заявка заказчика (с указанием его реквизитов) на проведение комплексной вневедомственной экспертизы, предоставленная в экспертную организацию согласно Правилам проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10722).

18. Сметная стоимость строительства в соответствии со структурой инвестиций и порядком планирования и организации строительства подразделяется по следующим видам работ и затрат:

1) строительно-монтажные работы;

2) затраты на оборудование, мебель и инвентарь;

3) прочие затраты.

20. В состав строительно-монтажных работ включаются работы согласно Перечню видов работ (услуг) в составе строительно-монтажных работ, утвержденному приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 231 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10766).

19. Основные требования к оборудованию, мебели, инвентарю, в том числе индивидуального изготовления, предназначенного для обеспечения функционирования объекта строительства, устанавливается заданием на проектирование, утверждаемым заказчиком, а также в процессе проектирования по результатам разработки соответствующих разделов проекта.

21. К стоимости оборудования, мебели и инвентаря, учитываемой в сметах на строительство, относится:

1) стоимость приобретения (изготовления) и доставки на приобъектный склад:

комплексов всех видов монтируемого или не монтируемого (технологического, энергетического, подъемно–транспортного, насосно-компрессорного и другого оборудования), оборудования электронных вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации и связи;

инструмента, инвентаря, штампов, приспособлений, оснастки, запасных частей, специальных контейнеров для транспортировки полуфабрикатов или готовой продукции, включаемых в первоначальный фонд вводимых в действие производств;

оборудования, мебели, инвентаря, инструмента и других предметов внутреннего убранства, требующихся для первоначального оснащения общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли;

оборудования, мебели, инвентаря внешнего убранства и благоустройства городов и иных населенных пунктов (уличная мебель и инвентарь, декоративные композиции в городской среде, и прочие переносные малые архитектурные формы заводского изготовления, не требующие монтажа);

2) стоимость нестандартного оборудования;

3) стоимость шефмонтажа (для оборудования, поставляемого на условиях шефмонтажа).

22. Прочие затраты и работы подразделяются на затраты и работы заказчика и подрядчика (относящиеся к подрядным работам).

Прочие работы и затраты, выполняемые подрядчиком, приведены в приложении 1 к настоящему Нормативному документу.

23. Стоимость строительно-монтажных работ и затраты на оборудование, мебель и инвентарь определяются в границах отдельных объектов, входящих в состав стройки, а прочие затраты определяются по стройке в целом. Выделение отдельных объектов в составе стройки и определение их границ осуществляется исходя из условия оптимального структурирования затрат в сметной документации по стройке для планирования и организации строительства.

24. Состав сметной документации определяется в зависимости от стадийности разрабатываемой проектно-сметной документации, особенностей и технической сложности объекта.

В сметную документацию включаются:

1) сводка затрат (при необходимости);

2) сводный сметный расчет;

3) сметный расчет стоимости строительства;

4) объектные и локальные сметы;

5) объектные и локальные сметные расчеты;

6) сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости);

7) ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс;

8) сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования.

Формы сметной документации приведены в приложениях 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 к настоящему Нормативному документу.

Сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования по форме согласно приложению 8 к настоящему Нормативному документу не составляется при определении сметной стоимости строительства с применением укрупненных показателей стоимости.

Формы сметной документации позволяют составлять ее в определенной последовательности, постепенно переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) – объект – пусковой комплекс – очередь строительства – строительство (стройка) в целом.

К сметной документации в составе проекта прилагается пояснительная записка, в которой приводятся:

1) ссылка на территориальный район, где расположено строительство;

2) ссылки на документы, в соответствии с которыми разрабатывается сметная документация;

3) обоснование для составления прочих затрат.

25. Сметная документация, разрабатываемая, на стадии «Проект» (П) при двухстадийном проектировании, содержит:

пояснительную записку, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки;

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

объектные и локальные сметные расчеты;

сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости).

На стадии «Рабочая документация» (РД) сметная документация включает:

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

объектные и локальные сметы;

сводную ведомость материальных ресурсов и оборудования.

При двух стадийном проектировании утверждается стадия проект (П).

26. Сметная документация, разрабатываемая в одну стадию – «Рабочий проект» (РП), содержит:

пояснительную записку, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки;

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

объектные и локальные сметы;

сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости);

сводную ведомость материальных ресурсов и оборудования.

27. Сметная документация на предпроектной стадии содержит:

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

локальные и объектные сметные расчеты с применением укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений действующей сметно-нормативной базы и объектов-аналогов;

сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости).

42. Сметная документация на строительство объекта составляется на основе проектных данных и сметно-нормативной базы.

При разработке проектной (проектно-сметной документации) выбор материалов, изделий, конструкций, оборудования отечественного товаропроизводителя является приоритетным.

При разработке проектной (проектно-сметной документации) обязательным условием является применение строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря казахстанского производства, включенных в базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, сформированных в соответствии с Правилами формирования и ведения базы данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 ноября 2015 года № 1107 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12767).

43. При отсутствии сметных норм в действующей сметно-нормативной базе Республики Казахстан разрабатываются индивидуальные сметные нормы. Индивидуальные сметные нормы разрабатываются, утверждаются, согласовываются в установленном законодательством порядке согласно СН РК 1.02-03-2011.

Индивидуальные сметные нормы разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

При применении индивидуальных сметных норм начисление на них повышающих коэффициентов не производится.

44. Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются в соответствии с принятыми проектными решениями по разрабатываемой проектно-сметной документации раздельно по видам работ, зданиям и сооружениям по разделам в соответствии с конструктивными элементами здания (сооружения), видами работ и устройств с учетом положений, изложенных в Нормативном документе по конструктивно-технологической группировке данных в сметной документации.

На этапе составления локальной сметы производится выделение (выборка) ресурсов по сметным нормам и проекту. Предусмотренные в нормах ресурсы анализируются и синхронизируются в сопоставлении с ресурсами по проекту, производится корректировка материальных ресурсов путем замены ресурсов, не соответствующих проектным решениям.

45. Наименования работ, ресурсов, их шифры, коды, единицы измерения приводятся в соответствии с аналогичными позициями сборников сметных нормативов.

46. Объемы работ определяются на основании ведомостей объемов строительно-монтажных работ, спецификаций по номенклатуре оборудования, изделий и материалов, а также рабочих чертежей проекта.

47. Выделение (выборка) ресурсов производится по проектным материалам (рабочие чертежи, ведомости и спецификации на материалы, изделия, конструкции и оборудование) в соответствии со сметными нормами, действующими на территории Республики Казахстан.

48. Сметные нормы принимаются для условий конкретной стройки и того района, в котором намечается строительство, с учетом требований, условий и ограничений, содержащихся в нормативных технических документах по применению элементных сметных норм и в технических частях соответствующих сборников, утвержденных в установленном порядке.

49. При составлении сметной документации сметные цены на материальные ресурсы принимаются по ближайшему к месту строительства городу, от ближайших карьеров или предприятий-производителей независимо от их административно-территориальной принадлежности исходя из рациональной логистики. Схемы доставки материальных ресурсов (транспортные схемы) утверждаются заказчиком.

50. Наименования материальных ресурсов приводятся с указанием марки, основных параметров, технических характеристик, обозначения стандарта, позволяющие однозначно идентифицировать заложенный в проекте материал.

51. Сводная потребность в материальных ресурсах и оборудовании по проекту указывается в Сводной ведомости материальных ресурсов и оборудования в следующей последовательности:

1) материальные ресурсы в принятых единицах измерения, с группировкой и ранжированием в порядке убывания суммарной стоимости одноименных позиций;

2) оборудование (в ранжированном порядке).

52. Сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования составляется по объектам и в целом по стройке (зданию, сооружению и тому подобное) по форме согласно приложению 8 к настоящему Нормативному документу.

53. Локальные сметы (локальные сметные расчеты) формируются без расшифровки ресурсов.

По решению заказчика, установленному в задании на проектирование, в локальных сметах могут быть выделены основные материальные ресурсы, относящиеся к конкретному виду работ. Выделение основных материальных ресурсов производится исходя из их наименования и качественных характеристик, определяющих вид строительных, монтажных и ремонтных работ.

54. Сметная стоимость, определяемая локальными сметами (локальными сметными расчетами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, стоимость оборудования.

96. Результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации приводятся в следующем порядке:

в локальных сметах (локальных сметных расчетах) итоговые цифры округляются до целых тенге; построчные (промежуточные) цифры округляются до двух знаков при денежном выражении и до 4 знаков – в затратах труда;

в объектных сметах (объектных сметных расчетах) итоговые цифры из локальных смет (локальных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой;

в сводных сметных расчетах и сметных расчетах стоимости строительства итоговые суммы из объектных смет (объектных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой;

в сводках затрат итоговые суммы из сводных сметных расчетов показываются в миллионах тенге с округлением до трех знаков после запятой.

В таком же порядке приводятся результаты вычислений и итоговые данные в расчетах стоимости строительства.

97. При округлении чисел применяется следующее правило:

если первая из отделяемых цифр больше, чем число 5, то последняя из оставляемых цифр усиливается, то есть, увеличивается на единицу. Усиление также предполагается и тогда, когда первая из убираемых цифр равна 5, а за ней имеется одна или некоторое количество значащих цифр;

в случае если первая из отсекаемых цифр меньше чем 5, то усиления не производится.

98. Если отсекается цифра 5, а за ней не имеется значащих цифр, то округление выполняется на ближайшее четное число, другими словами, последняя оставляемая цифра остается неизменной, если она четная, и усиливается в случае, если она нечетная.

99. При составлении сметной документации осуществляется ее нумерация в определенном порядке.

Нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится при формировании объектной сметы (объектного сметного расчета) с учетом того, в какую главу сводного сметного расчета стоимости строительства она (он) включается.

В отраслях экономики, где преобладают стройки площадочного характера, нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится таким образом, что первые две цифры соответствуют номеру главы сметного расчета стоимости строительства, вторые две цифры – номеру строки в главе, третьи две цифры означают порядковый номер локальной сметы (локального сметного расчета) в данной объектной смете (объектном сметном расчете), (например, локальная смета № 02-04-12). Номера объектных смет (объектных сметных расчетов) по такой системе нумерации не включают в себя последние две цифры, соответствующие номерам локальных смет (локальных сметных расчетов), (например, объектная смета № 02-04).

В отраслях экономики, где преобладают крупные комплексные стройки линейного характера, нумерация может производиться по очередным номерам, где определенному очередному номеру в номенклатуре сметного расчета стоимости строительства соответствует один и тот же для всех таких строек вид объекта.

100. Сметная документация выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации».

Приложение 1
к Нормативному документу
по определению сметной
стоимости строительства в
Республике Казахстан

Прогнозы

С лета 2020 года произошло серьезное изменение по Методикам и базам ФСНБ, на основании которых производится расчет стоимости строительства. Вышли методики по учету затрат на строительство временных зданий, сооружений, учет вахтового метода, учет затрат на функции Заказчика

Методика определения затрат на строительство временных зданий и сооружений №351, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства утверждена 05.11.2020.

В новой методике определены 4 типа ВЗиС:

  • основные, предназначенные для обеспечения нужд строительства (титульные),
  • вспомогательные, предназначенные для организации работ на строительной площадке (нетитульные),
  • иные временные сооружения,
  • специальные вспомогательные сооружения и устройства, необходимые на период выполнения отдельных видов строительных работ и монтажных работ.

Все ВЗиС подразделяются на:

  • амортизируемые (или инвентарные, оборачиваемые);
  • однократного использования (неинвентарные).

Методика определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, ФР № 347 утверждена 26.09.2020.

Новая методика предусматривает определение порядка выполнения обоснования целесообразности применения вахтового метода производства работ, учет затрат при осуществлении СМР вахтовым методом, включая затраты на устройство вахтовых поселков, перевозку работников и передислокацию техники, а также особенности оплаты труда, содержит справочные материалы и примеры выполнения расчетов.

24.07.2020 вышла Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика ФР № 346, которая определяет порядок расчетов:

  • средней заработной платы работников
  • затрат на материальные расходы
  • затраты на налоги и сборы, амортизацию.

В методике в качестве приложения представлен рекомендуемый перечень функций технического заказчика и определение численности работников технического заказчика, исходя из величины сметной стоимости строительства.

Нормы НР и СП к ТСН-2001 на 2021 год

Новое в Методике:

Методика. Приказ 421

На что важно обратить внимание сейчас: в качестве приоритетного определен методический подход к расчету сметной стоимости ресурсно-индексный метод.

При этом подходе предполагается использование сметных норм с одновременным применением сметных цен строительных ресурсов, размещенных в ФГИС ЦС, и индексов изменения сметной стоимости к составляющим единичных расценок (в базисном уровне цен).

Но на данный момент ФГИС ЦС еще не запущен в эксплуатацию.

Сейчас расчет происходит в основном базисно индексным способом, Главгосэкспертиза признает именно его основным: «Согласно подпункту «а» пункта 10 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 №421/пр, определение сметной стоимости строительства ресурсным методом выполняется с использованием сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее- ФГИС ЦС). Учитывая изложенное до размещения информации о сметных ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС определение сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемых в порядке, установленном частью 1 статьи 8. 3 Кодекса, ресурсным методом не представляется возможным».

Произошла систематизация оборудования, в том числе технологического, учитываемого в сметной стоимости строительства объектов. Приведена классификация оборудования, определены методы его включения в состав сметной документации, определен перечень затрат, относимых на сметную стоимость оборудования, а также учитываемых в соответствующих главах сводного сметного расчета стоимости строительства

Методикой определены затраты, связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств, которые могут предусматриваться в случаях, когда указанные затраты являются обязательными по требованию заказчика. Уточняются критерии учета затрат, связанных с подготовкой проектов планировки территории, предусматривающих размещение объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов.

Включены в сметную стоимость затраты:

  • заказчика по вводу объектов в эксплуатацию
  • связанные с применением технологий информационного моделирования при осуществлении строительства
  • связанные с компенсацией подрядным организациям затрат на оплату процентов за пользование кредитами, займами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
  • связанные с проведением на территории строительства специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства (борьба с радиоактивностью, силикозом, малярией, энцефалитным клещом, гнусом, мероприятия по предотвращению распространения вирусных инфекций и другие мероприятия)
  • связанные со страхованием объекта строительства, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации
  • премия за ввод, за разработку ППР по особо опасным технически сложным объектам (Приказ № 258/пр).

Весной 2021 года утверждено дополнение 5 к базе ГЭСН ФЕР : Изменения в сметные нормы, утвержденные приказами Минстроя России от 26 декабря 2019 г. : № 871/пр, 872/пр, 874/пр, 875/пр (в ред. приказов от 30.03.2020), № 171/пр от 01.06.2020, 295/пр от 30.06.2020, № 353/пр от 20.10.2020, № 635/пр.

И уже появилось дополнение №6 от 24 мая 2021 года: № 320/пр и № 321/пр, который действует с 1 июля 2021г. Дополнением № 6 к ФСНБ-2020 предусмотрено утверждение 626 новых и актуализированных сметных норм, из них 504 новых и 236 сметных цен строительных ресурсов.

Утверждена новая методика по накладным расходам приказом Минстроя от 21.12.2020 г. № 812/пр.

Будем её называть — методика 812/пр.

В названии — «Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства». Как видим тут и разработка, и применение нормативов накладных расходов, а также сфера применения – строительство, реконструкции, кап. ремонт, снос объектов кап. строительства (в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса). Зарегистрирована в Минюсте 25.03.2021 под №62869.

В новой методике 812/пр нет информации об отмене МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004. Отдельных приказов об отмене на момент написания статьи тоже не выходило. Предполагаю, что после внесения в реестр в старых методиках появится фраза «Признаны не подлежащими применению» в связи с выходом новой методики.

Что же нового в новой методике?

Во-первых, конечно, это новая таблица нормативов накладных расходов, обзор её будет ниже, но также есть изменения и в различных формулировках, составе — учтенных и не учтенных затрат, и самое главное подход к расчёту.

Тут я могу сказать просто – ничего не поменялось. Как считали % от ФОТ, так и будем считать. В соответствии с пунктом 18 новой методики:

18. При составлении локальных сметных расчетов (смет) накладные расходы определяются как произведение нормативов накладных расходов по видам работ, приведенных в приложении к Методике, и суммы средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, учитываемых в локальных сметных расчетах (сметах) для соответствующего вида работ.

Коэффициент 0,9 при ремонте сохранился!

Пункт 25. В случае отсутствия ГЭСНр при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту, аналогичных технологическим процессам, выполняемым при новом строительстве, с использованием ГЭСН, к которым в соответствии с положениями сметных нормативов, включенных в ФРСН, применяются повышающие коэффициенты, учитывающие увеличение затрат на оплату труда, к нормативам накладных расходов для соответствующих ГЭСН по отдельным позициям локального сметного расчета (сметы) применяется коэффициент 0,9.

Изменена формулировка, тут я бы отметил фразу «Капитальный ремонт», ранее в методике был просто «Ремонт», и применяется 0,9 к тем позициям локального сметного расчета, к которым в соответствии с положениями сметных нормативов, включенных в ФРСН, применяются повышающие коэффициенты, учитывающие увеличение затрат на оплату труда (коэффициенты 1,15 и 1,25)

Коэффициент 0,9 не применяется:

  • при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту сетей инженерно-технического обеспечения, реконструкции и капитальному ремонту дорог и инженерных сооружений (в том числе гидротехнических сооружений, мостов, путепроводов и тому подобное);
  • при капитальном ремонте объектов производственного назначения.

Пункт 27. При определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, относящихся к особо опасным и технически сложным, к нормативам накладных расходов, приведенным в приложении к Методике, применяются коэффициенты, рассчитанные на основании фактических затрат строительных организаций:

  • в размере 1,03 (за исключением объектов атомных электрических станций);
  • в размере 1,09 (для объектов атомных электрических станций).

Пункт 28. Коэффициент, указанный в абзаце втором пункта 27 Методики, не применяется к нормативам накладных расходов на работы:

  • по устройству земляных, бетонных и железобетонных, каменных, металлических и деревянных конструкций, гидроизоляции при строительстве гидротехнических сооружений, а также монтажу оборудования гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений, указанным в пунктах 30 — 35 и 64 таблицы, приведенной в приложении к Методике;
  • по строительству и монтажу оборудования тоннелей и метрополитенов, указанным в пунктах 23 и 63 таблицы, приведенной в приложении к Методике;
  • по монтажу оборудования предприятий черной и цветной металлургии, указанным в пунктах 58 и 59 таблицы, приведенной в приложении к Методике.

Пункт 29. Коэффициент, указанный в абзаце третьем пункта 27 Методики, не применяется к нормативам накладных расходов на работы по устройству сборных, монолитных и металлических конструкций, монтажу электротехнических установок и оборудования, а также пусконаладочных работ на технологическом оборудовании атомных электрических станций, указанным в пунктах 6.2, 7.2, 9.1, 49.1, 55 и 84 таблицы, приведенной в приложении к Методике.

Ранее у нас в МДС 81-33.2004 был коэффициент 1,2 при реконструкции объектов метрополитена, а также мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных, а также при реконструкции и капитальном ремонте действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами. Этого коэффициента в новой методике уже нет.

  1. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства;
  2. Отсутствует понятие индивидуального норматива накладных расходов;
  3. При работе с упрощённой системой налогообложения в соответствии с МДС 81-33.2004 к нормативам накладных расходов применялся понижающий коэффициент 0,7 – в новой методике данного коэффициента нет и как такового упоминания об упрощенной системе налогообложения нет. Собственно, как и в новой методике по сметной прибыли
  4. Отсутствует коэффициент 0,6 для работ, осуществляемых хозяйственным способом.
  5. Отсутствуют приложения со структурой накладных расходов по элементам (статьям) затрат (удельный вес статей затрат в процентном отношении). Это были приложения 8 и 9 в МДС 81-33.2004

Сравнение нормативов накладных расходов

Выполняю локальный сметный расчёт по новой Методике 2020 года при упрощённой системе налогообложения, добавляю в лимитированных затратах в разделе «Налоги и обязательные платежи» статью затрат с формулой МАТ*0,2*7,3 (где 7,3 — это индекс к СМР). В результате рассчитывается только стоимость в базовом уровне цен, а сумма по смете в текущем уровне цен остаётся такая же, как и до начисления этой статьи затрат.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.