Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Протокол создания общественной организации в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Итак, существует возможность создать общественную организацию, которая начинает функционировать без государственной регистрации.
Это очень удобная возможность, если в работе планируется обходится только собственными средствами, без привлечения их со стороны, в том числе от других людей и организаций. Для начала нужно узнать поподробнее планируемое направление деятельности и только после приступить к оформлению общественной организации в статусе юридического лица.
Общественная организация, без образования юридического лица, имеет право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
- осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
- выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.
Очень часто задают вопрос, а где регистрируют общественные организации без образования юридического лица? Юридическое лицо не регистрируется, соответственно, документы также никуда не подаются. Провели собрание учредителей, утвердили устав и т.д. и организация готова.
Обращаю Ваше внимание, что организация не становится юридическим лицом. А что же это значит?
Протокол о создании некоммерческой общественной организации: образец
Логично регистрировать некоммерческую организацию, когда то, чем ты хочешь заниматься, не делает никто.
Например, вы по собственному опыту знаете: детей с определенным заболеванием стоит учить именно по новой методике, но работающие в этой сфере организации почему-то ее не используют. И вы хотите опробовать эту методику вместе с другими заинтересованными людьми, которые, как и вы, готовы потратить силы, время, деньги на попытки улучшить жизнь детей.
Почему одно время появлялось много организаций родителей детей-инвалидов? Потому что именно родители знали конкретные проблемы детей с определенными заболеваниями, и их помощь и совместные усилия были наиболее эффективными.
Также можно регистрировать новую организацию для деятельности узкой направленности, например, оказания определенного вида социальных услуг.
Если у людей, которые занимаются общественно полезной деятельностью, есть начальные деньги, можно думать о том, чтобы зарегистрировать НКО. Но важно помнить: без денег даже некоммерческая организация функционировать не сможет.
Начальные средства нужны, чтобы заплатить нотариусу, оплатить госпошлину при регистрации юрлица, сделать печать. Кроме того, в штате как минимум должен быть руководитель (директор/председатель) и человек, указанный в ЕГРЮЛ как лицо, действующее без доверенности. Его нужно принять на работу, оформить документы, платить зарплату (за полную ставку не меньше минимальной оплаты труда по вашему региону), налоги и страховые взносы. Директор может работать по совместительству и получать в несколько раз меньше МРОТ, но все равно на это каждый месяц нужны деньги. За нарушение этого требования законодательства может последовать штраф на юрлицо от 50 до 100 тыс. рублей.
Общественные организации — Общественная организация без образования юр. лица
В начале протокола прописывается, что это именно собрание учредителей некоммерческой организации. Далее указываются:
- Название и полное наименование.
- Время начала и окончания собрания.
- Место проведения собрания.
- Дата проведения собрания.
- Дата составления протокола.
Далее перечисляем присутствовавших учредителей: имя, ИНН, ОГРН, ФИО директора (если учредитель – юрлицо), его паспортные данные. Учредителями могут быть разные правовые формы организаций: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, индивидуальный предприниматель, физическое лицо.
Далее в повестке дня указываются данные об избрании председателя и секретаря собрания, о том, что создается данная организация, и ее название. Затем утверждается местонахождение организации. Далее вносятся сведения о заключении учредительного договора, утверждении устава и избрании президента организации. Также утверждается эскиз печати и назначение ответственного за изготовление печати некоммерческой организации.
Указывается в протоколе, кто открыл собрание, путем голосования избираются председатель и секретарь собрания. Также путем голосования утверждают название организации, цель ее создания, адрес нахождения данной организации, решают вопрос о заключении учредительного договора и об утверждении устава некоммерческой организации, избрании президента.
Затем подписывают протокол создания НКО: учредители, ниже – председатель собрания и секретарь. После каждого вопроса фиксируется количество голосов: за, против, воздержался. В зависимости от выбранной формы создания некоммерческой организации, различается и протокол создания НКО. Остальные моменты остаются обязательными при создании протокола. Также в протокол могут быть вписаны лица без права голоса (как правило, секретарь собрания).
Затем все соответствующие документы подаются на регистрацию. Происходит регистрация некоммерческой организации в территориальном органе Министерства юстиции. Срок рассмотрения пакета документов составит в обычном порядке две недели. Есть такие формы некоммерческих организаций, которые могут рассматриваться до полугода. Например, это относится к созданию религиозных организаций.
Написать комментарий
Пошаговая подробная инструкция “Регистрация общественной организации самостоятельно”
Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать общественную организацию в Минюсте самостоятельно? Процесс создания и регистрации общественной организации можно описать пошагово следующим образом:
Процедура создания общественной организации должна включать в себя определение состава учредителей, выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущей общественной организации, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы общественной организации быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.
При определении состава учредителей общественной организации необходимо учитывать следующие положения закона:
Положениями ст. 123.5 ГК РФ и ст. 18 Федерального закона об общественных объединениях предусмотрено, что количество учредителей общественной организации не может быть менее 3.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица в форме общественных объединений. Корпоративные права и обязанности членов и участников общественных организаций закреплены в ст. 123.6 ГК РФ, а также в ст. 19 Федерального закона об общественных объединениях, данные права осуществляются в порядке, определенном уставом общественной организации.
При создании общественной организации необходимо учитывать, что членство в общественной организации неотчуждаемо, осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу. Также члены общественной организации утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность общественной организации, в том числе членские взносы (в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале). Вместе с тем, участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.
При определении структуры органов управления общественной организации нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:
- Высший орган управления — общее собрание членов общественной организации или съезд (конференция) — принимает ключевые решения (компетенция определяется законом и уставом)
- Единоличный исполнительный орган (президент, председатель и т.д.) — осуществляет оперативное управление организацией
- Коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум и т.д.) — может создаваться по желанию учредителей и ему передается часть полномочий согласно уставу (за исключением тех, которые императивно относятся к компетенции общего собрания)
Срок полномочий и наименование должности исполнительных органов определяются уставом.
Учредительным документом для общественных организаций является устав. Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения (населенный пункт, к которому относится адрес организации), предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации, порядке реорганизации и (или) ликвидации. Учредителям нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.
Для регистрации общественной организации необходимо принять решение о ее создании. Решение о создании общественной организации принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении общественной организации (если создается общероссийская или межрегиональная организации, необходимо также провести собрания и оформить протоколы о создании отделений такой общественной организации: для межрегиональной достаточно 2 отделений, для общероссийской — должны быть отделения в более чем половине субъектов РФ).
В любом случае протокол общего собрания о создании общественной организации должен содержать:
- дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания
- список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания
- сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) органов управления
- существо принятых решений и результаты голосования по ним
- сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов
- определение места нахождения организации
- утверждение устава
- фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола
Протокол о создании региональной общественной организации
Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации общественной организации нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации общественной организации может быть отказано.
Как заполнить заявление по форме Р11001 при регистрации общественной организации?
-
разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.
-
разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.
- учредитель является российским юрлицом — лист А
- учредитель является иностранным юрлицом — лист Б
- учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) — лист В
1. Титульный лист заявления по форме Р11001
На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите
2. Сведения об учредителях
Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. Несмотря на нормы Закона о госрегистрации юрлиц, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьи 21 Закона об общественных организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста, при регистрации любой формы НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).
На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:
3. Сведения о лице, действующем без доверенности от имени НКО
В отношении сведений о руководителе (лице, действующем от имени общественной организации без доверенности) в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа.
Если в соответствии с уставом НКО лиц, действующих без доверенности, предусмотрено несколько, то необходимо на каждое лицо заполнить лист заявления.
4. Сведения о заявителе
Эти сведения вносятся в лист Н. Заявителями при создании общественной организации являются все ее учредители, поэтому лист Н заполните на каждого из них. В разд. 1 листа «Н» проставьте цифровое значение в зависимости от того, кем является заявитель. Далее заполните разделы, относящиеся к соответствующему заявителю. Если заявителем является физлицо, то в разд. 1 проставьте значение 1 и заполните разд. 4. Если заявителем является руководитель НКО-учредителя, то в разд. 1 проставьте значение 2 и заполните разд. 2 и 4. Для остальных заявителей в разд. 1 проставьте значение 3. При этом, если заявителем является:
Последнюю страницу листа Н (разд. 5) каждый учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:
Размер госпошлины за регистрацию НКО при создании, за исключением политических партий и региональных отделений политических партий, общероссийских общественных организаций инвалидов и их отделений, составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Размер пошлины за регистрацию партии и ее регионального отделения — 3 500 рублей.
Размер пошлины за регистрацию общественных организаций инвалидов и их отделений — 1 400 рублей.
Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).
Полный перечень документов, которые представляются на государственную регистрацию общественных организаций при создании:
- заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
- выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа (2 экз.)
- устав (3 экз.)
- квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
- документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
- если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
- нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
- паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
- разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
- протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений
- если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации общественной организации подать заявление о применении УСН
Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения общественной организации. Заявителями являются учредители общественной организации или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.
Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.
Регистрирующий орган (куда обращаться для регистрации общественной организации):
- для региональных, межрегиональных общественных организаций — территориальные подразделения Минюста
- для общероссийской, международной общественной организации — Минюст РФ (центральный аппарат)
Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:
- непосредственное обращение в регистрирующий орган
- через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации НКО следует уточнить в конкретном МФЦ
- почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
- через Единый портал госуслуг — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
- через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.
Главное отличие некоммерческих организаций от всех прочих кроется в самом их названии: они не преследуют коммерческих целей, не создаются для извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют эту прибыль между участниками. В Гражданском кодексе РФ деятельности НКО посвящен отдельный раздел. А в данной статье мы рассмотрим открытие некоммерческой организации; пошаговая инструкция 2020 поможет првоести регистрацию без ошибок.
Основные положения создания и деятельности НКО регулируются нормами параграфа 6 Главы 4 первой части Гражданского кодекса РФ. Более конкретно все, что необходимо для открытия НКО, и каковы этапы «жизни» отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, сформулировано в специальных законах:
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»;
- Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
- Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» и другие.
1 сентября 2014 года в были введены новые формулировки норм, регулирующих основные положения создания и деятельности некоммерческих организаций и поясняющие, что нужно для открытия НКО. Теперь все некоммерческие организации подразделяются на две группы: некоммерческие корпоративные и некоммерческие унитарные. Каждая из этих групп объединяет различные организационно-правовые формы. К некоммерческим корпоративным относятся:
- потребительские кооперативы;
- общественные организации;
- ассоциации (союзы);
- товарищества собственников недвижимости;
- казачьи общества;
- адвокатские образования.
К некоммерческим унитарным относятся фонды, учреждения и религиозные организации.
Сведения об учредителях подаются аналогично сведениям об учредителях любого другого юридического лица, за исключением международной или иностранной (в том числе религиозной) или микрофинансовой организации. Формы сведений для этой категории НКО утверждены Приказом Минюста России от 28.06.2012 № 122 и Приложением 2 к Указанию Банка России от 28 марта 2016 года № 3984-У.
Данные сведения необходимо оформить в двух экземплярах.
Статьей 333.33 Налогового кодекса РФ установлены следующие размеры государственной пошлины за регистрацию:
- НКО — 4000 рублей;
- политическая партия и каждое региональное ее отделение — 3500 рублей;
- общероссийская общественная организация инвалидов и ее структурные подразделения — 1400 рублей.
Вновь создаваемое некоммерческое юридическое лицо должно предоставить сведения в Минюст РФ о своем месте нахождения. По общему правилу адрес подтверждается документально: о собственности — свидетельством о праве собственности (после внесения изменений в законодательство право собственности подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), об ином праве, на основании которого некоммерческая организация будет владеть помещением, — соответствующим договором. Возможно подтверждать адрес гарантийным письмом собственника помещения о том, что после государственной регистрации НКО с ней будет заключен договор о правах на помещение по заявляемому адресу.
Дополнительные документы потребуются в случаях, если учредителем будет выступать иностранное юридическое лицо или НКО выполняет функции иностранного агента.
Как и любое юридическое лицо, НКО подлежит государственной регистрации и внесению в единый государственный реестр юридических лиц. Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Для этого заполняется форма № Р11001. Подпись заявителя на данной форме заявления удостоверяется нотариально.
По общим правилам подаваемые в Министерство юстиции РФ документы, содержащие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты.
Прохождение процедуры регистрации достаточно подробно регламентировано в законодательстве. Таким образом, сложности могут возникнуть на этапе подготовки документов, а именно при оформлении наиболее полно учредительных документов и необходимости отражения в документах всех сведений, которых требует от учредителей законодательство.
Юридические услуги в данной нише — достаточно широко представлены на рынке, поэтому всегда можно, оценив свои силы, обратиться к помощи профессиональных юристов.
Уполномоченным органом по регистрации НКО выступает Министерство юстиции РФ. Согласно Административному регламенту предоставления Министерством юстиции РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 № 455, решение о регистрации НКО могут приниматься либо Центральным аппаратом Минюста России, либо его территориальными органами в зависимости от вида НКО.
Так, Центральный аппарат Минюста России принимает решение о государственной регистрации в отношении общероссийских и международных общественных объединений; политических партий; отделений международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные отделения на территории двух и более субъектов Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.
Территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений; региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий; местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные отделения на территории одного субъекта Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями; иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
Для расширения деятельности в других регионах, НКО может создавать филиалы. Отметим особенности функционирования филиалов НКО (ст.5 Закона №7-ФЗ):
-
филиал располагается вне места нахождения НКО (как правило, в другом городе или даже регионе);
-
филиал осуществляет все или только часть функций НКО (в т. ч. функции представительства);
-
филиал не является юридическим лицом;
-
филиал наделяется имуществом НКО. При этом имущество филиала учитывается на отдельном балансе;
-
филиал осуществляет деятельность от имени создавшей его НКО;
-
руководитель филиала НКО действует на основании доверенности, выданной НКО.
-
ответственность за деятельность филиала несет создавшая его НКО.
Поскольку созданный филиал должен быть указан в Уставе НКО, его создание влечет за собой внесение соответствующих изменений в учредительные документы НКО.
Датой создания филиала НКО будет являться дата государственной регистрации изменений Устава и внесение данных сведений в ЕГРЮЛ.
Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НКО, в связи с созданием филиала, осуществляется в Минюсте РФ и его территориальных подразделениях на основании административного регламента, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 г. №455.
Важно!
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации НКО, является Минюст РФ (Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. №1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ»).
Процедура регистрации изменений в устав НКО в связи с созданием филиала включает в себя следующие этапы.
Заявление по форме №Р13001 заполняется в соответствии с правилами, установленными в приложении №20 к приказу ФНС РФ от 25.01.2012 г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Заявление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть нотариально заверен. Форма заявления заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.
В том случае если заявитель будет не сам представлять (получать) в регистрирующем органе документы, необходима оформленная надлежащим образом доверенность.
Учредительными документами НКО являются:
— для фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения — устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества);
— для ассоциации или союза — учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими.
Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных НКО вправе заключить учредительный договор.
Учредительные документы НКО предоставляются в трех подлинных экземплярах, два из которых должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
Оформление протокола учредительного собрания при создании нко
Начиная с 2 сентября 2010 г., постановка на учет в ИФНС НКО по месту нахождения ее филиала будет осуществляться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п.3 ст.83 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 19.02.2016 г. №03-02-07/1/9377).
Таким образом, постановка НКО на налоговый учет по месту нахождения филиала происходить без ее участия (пп.3 п.2 ст.23 НК РФ).
Статья актуальна на 28.03.2016
- сложные вопросы составления отчетности и все изменения 2021-2022 гг. для НКО;
- какие меры господдержки предусмотрены для НКО;
- специфику учета деятельности фондов, некоммерческих партнерств, общественных, религиозных и благотворительных организаций, АНО, частных учреждений, союзов, ассоциаций, СРО и др. форм некоммерческих организаций;
- как НКО учитывать в 2021 г. новые правила ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
- как перейти в 2022 г. НКО на новые ФСБУ по основным средствам и аренде, и нужно ли будет начислять амортизацию по ФСБУ 6/2020;
- подробное описание нового ФСБУ «Некоммерческая деятельность»;
- как правильно оформлять целевое финансирование и вести раздельный учет;
- какие специальные счета, проводки и отчетность должна использовать некоммерческая организация;
- в каких случаях НКО платит налог на прибыль и НДС, можно ли перейти на УСН;
- что изменилось в расчете страховых взносов, командировочных, больничных и отпускных в 2021 г.;
- как подготовиться к проверкам налоговой и Минюста по деятельности НКО в 2021-2022 гг.
- Что Правительство делает для поддержки НКО: отсрочка по уплате налогов, сдаче отчетности, налоговые каникулы – кому предусмотрены, а кому нет;
- Как получить субсидии пострадавшим в период кризиса и пандемии НКО;
- Новые сроки сдачи отчетности и уплаты налогов для всех НКО.
- Что нужно знать бухгалтеру при регистрации и внесении изменений в учредительные документы НКО. Повышенные требования для ведения предпринимательской деятельности. Новые формы и перерегистрация НКО;
- Устав и смета НКО: что проверить бухгалтеру;
- Отчетность перед регистрирующим органом НКО. Некоммерческие организации – иностранные агенты.
- Бухгалтерская отчетность НКО – новые правила;
- Состав форм бухгалтерской отчетности. Особенности заполнения бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств;
- Кассовый метод или метод начисления при формировании сметы, отчета о целевом использовании средств в бухгалтерской отчетности и декларациях по налогу на прибыль и УСН;
- ФСБУ «Некоммерческая деятельность» — как его применять и с какого периода;
- Особенности составления отчетности НКО на «упрощенке» в 2021 г.;
- Специальная новая отчетность в статистику.
Инструкция: как зарегистрировать НКО и стоит ли это делать
- Новый порядок бухгалтерского учета с 2022 г. в соответствии с ФСБУ «Некоммерческая деятельность»;
- Учетная политика НКО – что нужно было изменить на 2021 г., какие поправки ввести на 2022 г.;
- Переход на ФСБУ 5/2019: что должен учесть бухгалтер НКО;
- Переход на ФСБУ 6/2020 и 25/2018: как учитывать амортизацию и аренду в НКО с 2022 г.;
- Особенности бухгалтерского учета НКО. Составление сметы. Использование НКО счетов 86 «Целевое финансирование», 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы»
- Использование счета 97 «Расходы будущих периодов». Формирование резервов в учете НКО;
- Использование НКО счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»;
- Методика ведения раздельного учета: предпринимательство и уставная деятельность, по видам целевого финансирования и в разрезе источников поступления целевых средств;
- Особенности учета основных средств и нематериальных активов НКО;
- Применять или нет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» НКО, и надо ли считать резервы бухгалтеру: согласно смете, по отпускам, по сомнительным долгам. Изменения 2021 г.;
- Другие новые ФСБУ для НКО с 2022 года.
- Все изменения в налогообложении доходов НКО в 2021-2022 гг.;
- Перечень целевых поступлений, не облагаемых налогом на прибыль. Оформление поступления и расхода целевых средств. Целевое и нецелевое использование средств НКО: грантов, поступлений из бюджета, членских взносов, пожертвований и пр.;
- Порядок расчета налога на прибыль с предпринимательской деятельности НКО;
- Правила признания внереализационных доходов и расходов в налоговом учете (заемные и кредитные средства, курсовые разницы, проценты банка и др.);
- Налог на прибыль при реализации имущества некоммерческих организаций;
- Проблемы уплаты НДС некоммерческих организаций. Необходимость ведения книг покупок и книг продаж, выставления счетов-фактур НКО;
- Особенности заполнения декларации по налогу на прибыль и НДС некоммерческими организациями;
- Правомерность применения упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями. Преимущества и недостатки применения УСН в некоммерческих организациях.
- Комментарий к изменениям трудового и налогового законодательства в 2021-2022 гг. Переход на электронные трудовые книжки в НКО. Что нужно учесть, если работник — волонтер;
- Особенности оформления командировочных расходов в НКО. Оплата расходов подрядчиков и волонтеров, членов правления и президента;
- Спорные вопросы исчисления налогов при выдаче призов, льгот, подарков, материальной помощи. Оплата мероприятий, связанных с уставной деятельностью некоммерческих организаций (семинары, круглые столы, конференции, съезды).
- Изменения расчета и уплаты НДФЛ, страховых взносов в 2021-2022 гг. Новые ставки и сроки уплаты, правила предоставления льгот, ежемесячная и ежеквартальная сдача отчетности.
В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.
Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.
Пошагово регистрация НКО выглядит так:
- Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
- Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
- С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.
Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.
- Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
- Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
- Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
- Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.
Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.
-
Удержания из зарплаты: напоминаем о сентябрьских изменениях
1,2 тыс. 6
Регистрация общественной организации в 2021 году: пошаговая инструкция и сроки
Вид профилактических мероприятий Что указать в программе профилактики Консультирование
Способы консультирования: по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического или контрольного мероприятия.
Перечень вопросов, по которым осуществляется консультированиеОбобщение правоприменительной практики
Сроки подготовки и размещения на официальном сайте контрольного органа муниципального образования доклада о правоприменительной практике
Профилактический визит
Периоды (месяц, квартал) проведения обязательных профилактических визитов
Самообследование
Способы самообследования в автоматизированном режиме
Меры стимулирования добросовестности
Мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц
С 1 октября по 1 ноября орган муниципального контроля должен организовать и провести общественное обсуждение проекта программы профилактики рисков причинения вреда.
Чтобы организовать общественное обсуждение:
- разместите проект программы профилактики на официальном сайте контрольного органа не позднее 1 октября;
- укажите, какими способами жители муниципального образования могут направлять в контрольный орган свои предложения по итогам рассмотрения проекта, в информации к нему;
- предоставьте местным жителям возможность направлять предложения на электронную почту контрольного органа.
Если при органе местного самоуправления создан общественный совет, то направьте ему проект программы профилактики рисков. Совет должен обсудить проект на своем заседании.
Проект программы профилактики утверждает уполномоченное должностное лицо муниципального контрольного органа. Срок утверждения программы на 2022 год — 20 декабря 2021 года.
Если в вашем муниципальном образовании уже утверждена и действует программа профилактики рисков причинения вреда на три года, рекомендуем ее отменить с 1 января 2022 года.
Вот список документов, формы которых получили новые редакции:
- отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников;
- отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества;
- отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
- отчет о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
- отчеты структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
-
Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации.
Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.
-
Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.
-
Общественная или религиозная организация.
Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
-
Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов.
Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей.
Финансирование: взносы членов объединений.
-
Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции.
Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.
Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.
Декларацию 6-НДФЛ и налог на имущество в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.
Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.
Применять упрощённую систему налогообложения при АНО выгодно, так как это сокращает количество сдаваемой отчётности. Упрощённую декларацию по УСН сдают один раз в год. Если в документе итог с нулевым значением, она не освобождается от сдачи.
АНО на УСН не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество, соответственно отчётность по данным налогам отправлять не требуется. Налог на имущество платится, если:
- на балансе организации есть имущество, которое подлежит налогообложению по кадастровой стоимости;
- организация является налоговым агентом и арендует имущество у государства.
По этим пунктам сдаются декларации.
Также АНО представляют следующую отчётность в различные органы:
- ИФНС, ФСС и ПФР;
- ОПС, ОМС и ФСС;
- Росстат;
- Минюст.
Для удобства собрали в одну таблицу сроки сдачи отчётности для АНО на УСН в 2021 году:
Отчёт Сроки 1
квартал2
квартал3
квартал4
кварталУСН Для ООО – 01.04.2021,
для ИП – 30.04.2021Имущественный налог 30.04 30.07 30.10 30.04.2021 Транспортный налог 03.02.2021 Земельный налог 03.02.2021 Бухгалтерская отчётность 01.04.2021 СЗВ-М 15.02
15.03
15.0415.05
15.06
15.0715.08
15.09
15.1015.11
16.12
15.01.20216 НДФЛ 30.04 31.07 31.10 01.04.2021 4 ФСС на бумаге 22.04 22.07 21.10 20.01.2021 4 ФСС в электронном виде 25.04 25.07 25.10 27.01.2021 2 НДФЛ 01.04.2021 СЗВ-стаж 02.03.2021 Среднесписочная численность 20.01.2021 Отсутствие деятельности не освобождает АНО от сдачи следующих отчётов:
- бухгалтерского баланса, отчёта о целевом использовании;
- декларации по УСН;
- 6 НДФЛ;
- СЗВ-М, СЗВ-стаж, ЕРСВ, 4 ФСС;
- формы 1-НКО и № 11(краткая).
НКО — это некоммерческая организация, которая ведёт социальную деятельность. Получение доходов не является её главной целью. Но так как такая организация имеет финансирование, платит работникам зарплату и имеет имущество, она обязана отчитываться перед государством.
Направлять отчёты в различные государственные ведомства удобно через единый инструмент. Для отправки электронных документов рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволит сформировать и сдать электронную отчётность с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.
Обновлены формы отчетности некоммерческих организаций
- В названии организации должен фигурировать характер будущей деятельности и организационно-правовая форма
- Необходимо определиться с видом деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД
- Оплата госпошлины
- Составление Устава, в котором будет отражена информация об организации в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Подготовка решения или протокола, в зависимости от того один учредитель или их несколько
- Заявление на регистрацию АНО по форме P11001
- Обращение в территориальный отдел Минюста
- Если регистрация состоялась, через месяц информация об этом отразиться в ЕГРЮЛ
- Открытие расчетного счета и изготовление печати
На титульном листе необходимо заполнить два первых раздела:
- Укажите полное наименование организации. Можно указать и сокращенное, если оно предусмотрено в учредительном документе.
- Укажите адрес руководителя или других лиц, которые выполняют его функции. Обязательно нужно указать индекс и код субъекта РФ.
Далее для информации об учредителях предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. на каждого учредителя заполняется отдельный лист. Нужно выбрать, исходя из того, кем он является:
- Учредитель является российским лицом – А
- Учредитель – иностранное лицо – Б
- Учредитель – физическое лицо -В
Для сведений о руководителях предусмотрены листы Е, Ж и З. Лист выбирается в зависимости от того, кто выполняет полномочия единоличного исполнительного органа. В лист Н вносятся данные о заявителе. Им могут быть все учредители, поэтому данный лист заполняется на каждого.
Для открытия АНО необходимы следующие документы:
- Заявление на регистрацию
- Учредительные документы АНО (3 экземпляра)
- Информация об учредителях
- Квитанция об оплате госпошлины
- Гарантийное письмо собственника имущества, где будет располагаться организация
Зарегистрировать автономную некоммерческую организацию могут Министерство юстиции РФ и его Управление в субъектах РФ.
Подать документы можно в Минюст можно несколькими способами:
- Обратиться в Минюст лично
- С помощью доверенного лица и нотариальной доверенности
- По почте России
- Через портал гос. услуг без электронной цифровой подписи
- По электронной цифровой подписи через гос. услуги
- После окончания регистрации АНО выдаются:
- Документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРЮЛ
- Устав с отметкой регистрирующего органа
- Свидетельство о гос. регистрации организации о постановке на учет в налоговом органе