Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В силу п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации ЮЛ, лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра:

  • не представляло документы отчетности, предусмотренные налоговым законодательством;

  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Эти же критерии недействующего ЮЛ поименованы в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

При наличии одновременно обоих признаков недействующего ЮЛ регистрирующий орган (ИФНС) принимает решение о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). Порядок принятия такого решения ИФНС определен нормами названной статьи (но об этом чуть позже).

Важная деталь: обозначенное решение не принимается, если имеются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве ЮЛ, а также проводимых в отношении него процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Предусмотренный ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ применяется также в случаях (п. 5):

а) невозможности ликвидации лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.

Как юридическому лицу не исчезнуть из ЕГРЮЛ?

Исключение ЮЛ из ЕГРЮЛ по решению ИФНС осуществляется с учетом предусмотренных п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Суть гарантий, предусмотренных в п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заключается в следующем.

1. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение 3 дней с момента принятия ИФНС такого решения.

Напомним: сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, согласно п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ должны публиковаться в выше­упомянутом журнале.

2. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим ЮЛ, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Обратите внимание: В целях обеспечения возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений (в том числе сведений о принятии ИФНС решения о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ, об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ) ФНС в системе межведомственного электронного взаимодействия размещает вид сведений, позволяющий получать вышеуказанную информацию. Также возможность получения из ЕГРЮЛ сведений обеспечена посредством электронных сервисов, размещенных на сайте ФНС. Какого-либо иного взаимодействия по вопросам, связанным с наличием у ЮЛ признаков недействующего лица, законодательство о государственной регистрации не предусматривает (Письмо ФНС России от 02.04.2019 № ГД-18-14/208@).

Таким образом, заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся предстоящего исключения недействующих (по мнению налоговиков) ЮЛ из ЕГРЮЛ, в журнале «Вестник государственной регистрации», а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и направлять возражения относительно предстоящего исключения.

Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 названной статьи). В свою очередь, на ИФНС возложена обязанность провести в порядке и в срок, которые преду­смотрены законом, проверку достоверности сведений о ЮЛ, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).

Однако подобная проверка может быть осуществлена и в отношении уже включенных в реестр сведений о ЮЛ. Как гласит п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, ИФНС вправе провести проверку их достоверности.

К примеру, ИФНС может усомниться в достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса ЮЛ. Напомним: в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес ЮЛ в пределах места нахождения этого лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Причем это лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Если эти подозрения окажутся справедливыми, ИНФС вправе внести в реестр запись о недостоверности сведений о ЮЛ. Впоследствии такая запись (как упоминалось ранее) может стать основанием для исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). Кроме того, внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о ЮЛ может быть осуществлено в отношении:

Исключение компании или контрагента из ЕГРЮЛ

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа установлен статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ).

Из положений пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Согласно пункту 2 статьи 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

Из положений пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях: невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

При этом ни ГК РФ, ни Федеральный закон 129-ФЗ не относит указанные организации к недействующим юридическим лицам.

Вместе с тем, правовые последствия, установленные пунктом 2 статьи 64.2 ГК РФ распространяются только на недействующие юридические лица, которые исключаются регистрирующим органом из ЕГРЮЛ на основании пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ (данная позиция подтверждается определениями Судебных коллегий по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 N 301-КГ18-8795 по делу N А28-730/2017 и от 12.02.2019 N 304-КГ18-18451 по делу N А46-24009/2017).

Таким образом, полагаем, что указанный вопрос на законодательном уровне не урегулирован.

Данная правовая квалификация последствий исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ на основании пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ при определении налоговой базы по налогу на прибыль имеет своими последствиями отличный порядок учета задолженности указанных организаций.

Так, в соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1 и 21.3 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно указанной норме НК РФ перечень оснований, по которым суммы кредиторской задолженности признаются в составе внереализационных доходов, является открытым.

Статьей 419 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и другое).

Порядок ликвидации юридических лиц определен статьями 61-64.1 ГК РФ.

Учитывая отсутствие в ГК РФ указаний на то, что на исключаемые из ЕГРЮЛ по основаниям пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ организации распространяются правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам, кредиторская задолженность налогоплательщика перед такой организацией не подлежит списанию по указанным основаниям, следовательно, и отражению в составе внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Юрлица исключаются из ЕГРЮЛ:

— если невозможно ликвидировать организацию ввиду отсутствия средств на это и невозможно возложить эти расходы на учредителей (участников);

— если в ЕГРЮЛ более 6 месяцев назад внесена запись о недостоверности сведений.

На исключаемые из ЕГРЮЛ организации не распространяются правовые последствия, предусмотренные для ликвидированных юрлиц. Поэтому кредиторская задолженность налогоплательщика перед такой организацией не подлежит списанию и отражению в составе внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли.

  1. Замечания к адресу компании:
    • адрес является массовым и по нему зарегистрировано пять и более юрлиц;
    • связаться с юрлицами по этому адресу невозможно;
    • адрес является условным и присвоен объекту незавершенного строительства;
    • здание разрушено;
    • в здании размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.;
    • собственник здания возражает относительно предстоящего внесения в ЕГРЮЛ адреса в качестве адреса юрлица и представил возражение в ФНС.
  2. Замечания к информации о руководителе и (или) участниках компании:
    • руководитель или участник компании раньше уже получал отметку о недостоверности;
    • у руководителя или участника компании не истек срок административного наказания за непредставление или представление недостоверных, ложных сведений о юрлице;
    • руководитель (участник) компании числится в значительном количестве иных юридических лиц в качестве руководителя (участника);
    • дисквалификация или смерть руководителя.

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

  1. При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В Законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  2. При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла — ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Налоговые последствия исключения фирмы из ЕГРЮЛ по решению ИФНС

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит — отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Когда еще исключают из ЕГРЮЛ, но поводом для списания долгов этот факт не становится?

В статье 51 ГК РФ говорится, что регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ.

В случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи, становится основанием для исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом — без судебного решения (п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При этом исключение действующей организации из ЕГРЮЛ по этим основаниям не является ликвидацией (см. письма Минфина от 7 февраля 2020 года № 03-03-06/2/7955, от 24 октября 2019 года № 03-03-06/1/81781 и др.). А значит, задолженность такого должника не может быть признана безнадежной.

Вместе с тем, исключение фирмы из ЕГРЮЛ по основаниям, не приравниваемым к ликвидации, влечет для ее контрагентов весьма негативные последствия.

До 2017 года налоговики почти не занимались принудительной ликвидацией компаний, деятельность которых не велась длительное время. Но в 2016 г. в законодательство об ООО и госрегистрации компаний и ИП были внесены изменения, после чего началась «чистка» ЕГРЮЛ.

ФНС представила сведения, в соответствии с которыми в 2017 г. из ЕГРЮЛ было исключено около полумиллиона организаций, а в 2018 г. — более 330 тыс. юрлиц. Согласно информации по 2019 г., из реестра убрали порядка 560 тыс. недействующих организаций, а также юрлиц с недостоверными сведениями.

В 2016 г. из реестра было исключено только около 4 тыс. недействующих юридических лиц.

Проверьте данные о фирме в госреестре, пока ее оттуда не исключили

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих компаний — это право, но не обязанность налоговиков. И даже если в последнее время они активно занимаются этой деятельностью, невозможно угадать, как быстро ИФНС исключит ООО из реестра.

Однако есть важный нюанс — если компания в течение 12-ти месяцев не сдает отчетность, ее вполне могут признать недействующей. И с этого момента наступает определенный риск ее исключения из ЕГРЮЛ. Но происходит это тогда, когда налоговики доберутся до нее и начнут действовать, да и сама процедура ликвидации требует не менее 4-х месяцев.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Налоговая инспекция начинает процесс принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ при одновременном соблюдении следующих условий:

  • организация не представляет отчетность в течение 12-ти месяцев;
  • хотя бы по одному расчетному счету нет никаких движений.

При этом у хозяйствующего субъекта могут быть средства на расчетном счете и какие-то активы, а также кредиторская задолженность перед третьими лицами. Но данные моменты никак не влияют на признание юрлица недействующим, а потому оно все равно подлежит процедуре принудительной ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ.

При исключении недействующего хозяйствующего субъекта из реестра налоговики действуют следующим образом:

  • принимают решение об исключении из ЕГРЮЛ;
  • в течение 3-х дней публикуют информацию в «Вестнике государственной регистрации». В сообщении указывается адрес, по которому можно направить возражения по вопросу исключения хозяйствующего субъекта из реестра. Для этого у заинтересованных лиц есть 3 месяца с момента опубликования информации в Вестнике;
  • налоговики не вправе исключить компанию из реестра, если в течение 3-х месяцев будут найдены лица, возражающие против исключения хозяйствующего субъекта из ЕГРЮЛ;
  • если данные лица не обнаружены, налоговики вносят информацию о прекращении деятельности компании в связи с исключением ее из реестра как недействующей на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.

Важно! Для учредителей с долей в уставном капитале компании более 50% и директоров такое принудительное исключение компании из реестра — применение ограничения на участие в иных юрлицах.

Для учредителей с долей в уставном капитале более 50% и директора компании последствия ее принудительного исключения налоговиками из ЕГРЮЛ заключаются в том, что они в течение 3-х лет с момента исключения не могут стать учредителями или директорами другого юридического лица. При этом данное ограничение применяется в случае, если организация на момент исключения из реестра имеет задолженность перед бюджетом (неважно, в каком размере).

Если у компании, исключенной из реестра, нет долга перед бюджетом, то указанные ограничения для ее владельцев или директора не применяются. Однако на практике такая ситуация встречается достаточно редко, и в основном у налогоплательщика обязательно есть задолженность перед бюджетом. Если компания не сдает отчетность, налоговики назначают ей штраф за несдачу. Кроме того, вполне возможно начисление пеней за просрочки.

Внимание! Иногда налоговики, даже не разбираются, есть у компании задолженность перед бюджетом или нет, и ставят ограничение для всех собственников и директоров исключаемых компаний.

Другим важным последствием для учредителей и директоров исключенной компании является субсидиарная ответственность. С 1 сентября 2017 г. внесены изменения в законодательство о банкротстве и ООО, согласно которым кредиторы компании вправе предъявлять материальные претензии к собственникам и директорам. Они могут это делать даже после принудительной ликвидации компании по решению налоговой инспекции в течение 3-х лет.

Если собственники и директор бросают ненужную компании, и у нее есть задолженность — это прямой путь к тому, чтобы нести субсидиарную ответственность по ее долгам.

Как обжаловать исключение из ЕГРЮЛ

Чтобы не допустить принудительное закрытие компании важно принимать быстрые и правильные управленческие решения, быть в курсе всех процессов в компании. Мы, как никто другой, понимаем это. И поэтому предлагаем вам познакомиться с универсальным инструментом БИТ.Бизнес-Анализ.

С решением БИТ.Бизнес-Анализ в ваших руках окажется современный аналитический инструмент класса Business Intelligence.

Вы сможете адаптировать любую сложную и объемную информацию о бизнес-процессах и результатах работы каждого подразделения. Перед глазами окажется такая форма отчета, которую вы сами выберете, будь то отчёт по сданной отчётности или любой другой показатель.

Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из того, что наличие оснований, указанных в подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, является достаточным для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Они указали, что положения ст. 21.1 закона применяются с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение на сайте ФНС, а также возможность направления заявления, препятствующего внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица из реестра, пояснили суды.

Исключение ООО «Танаис» из ЕГРЮЛ, как указали суды, было осуществлено инспекцией с учетом предоставленных заинтересованным лицам гарантий, которыми они не воспользовались, а именно направление в адрес регистрирующего органа заявления, препятствующего принятию решения об исключении юридического лица из реестра. Они обратили внимание, что заявителю было известно о последовательности действий в случае принятия инспекцией повторного решения о предстоящем исключении «Танаиса» из ЕГРЮЛ и он мог предпринять соответствующие действия.

Суды пришли к выводу, что неисполнение обязательств по погашению задолженности общества перед кредиторами при наличии оснований для исключения из ЕГРЮЛ, предусмотренных ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, само по себе не препятствует совершению регистрационных действий. Кроме того, компания «Актив» вправе воспользоваться дополнительными гарантиями, предусмотренными для кредиторов исключенных из ЕГРЮЛ юридических лиц, которые установлены действующим законодательством (ст. 53.1, п. 5.2 ст. 64, п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прекратившие деятельность организации могут быть исключены из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Прекратившими деятельность считаются организации, которые одновременно отвечают следующим условиям:

  • в течение последних 12 месяцев не представляют налоговую отчетность;
  • в течение последних 12 месяцев не осуществляют операций ни по одному банковскому счету.

В отношении таких организаций налоговая инспекция принимает решение об их исключении из ЕГРЮЛ и в течение 3 дней публикует соответствующее решение в «Вестнике государственной регистрации». Одновременно с решением о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ здесь публикуются и сведения о порядке и сроках направления заявлений и возражений заинтересованных лиц.

При этом решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается при наличии у инспекции сведений о возбуждении в отношении организации производства по делу о банкротстве (ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Если организация не согласна с предстоящим исключением из реестра, она должна направить в ИФНС документы, подтверждающие факт сдачи налоговой отчетности или осуществления операций по банковским счетам. При сдаче отчетности или осуществлении операций хотя бы по одному счету организация не может считаться прекратившей деятельность и, соответственно, не подлежит исключению из ЕГРЮЛ.

На то, чтобы опровергнуть сведения о прекращении деятельности, у организации есть 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. По истечении этого срока организацию исключат из ЕГРЮЛ, и тогда действия налоговиков можно будет оспорить только в судебном порядке.

Руководители и учредители недействующей организации, исключенной из ЕГРЮЛ по решению ИФНС, в течение 3 лет со дня исключения не смогут зарегистрировать новую организацию (ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

С 01.09.2020 года налоговые органы получат право на исключение из ЕГРИП прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 12.11.2019 № 377-ФЗ). В указанных целях Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ дополняется новой статьей 22.4. «Исключение индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа».

ИП будет признаваться фактически прекратившим свою деятельность, если:

  • с даты окончания действия патента истекло 15 месяцев/ИП в течение последних 15 месяцев не сдавал налоговую отчетность;
  • ИП имеет недоимку и задолженность по налогам и сборам.

При наличии этих двух условий (несдача отчетности и долг по налогам) ИФНС примет решение об исключении недействующего ИП из ЕГРИП. Решение в течение 3 дней публикуется в «Вестнике государственной регистрации» вместе со сведениями о порядке и сроках направления заявлений и возражений.

Представить доказательства сдачи налоговой отчетности, а также погашения задолженности по налогам можно в течение месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего ИП.

Если в течение месяца никаких заявлений в ИФНС не поступит, ИП исключат из реестра путем внесения в него соответствующей записи (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ).

При этом физлица, исключенные из ЕГРИП на основании решения налоговой инспекции, в течение 3 лет с момента исключения не смогут повторно оформить статус ИП.

На обжалование исключения ИП из ЕГРИП отводится 1 год. Обжаловать исключение сможет сам предприниматель, его кредиторы, а также иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются подобным исключением.

Принудительная ликвидация ООО налоговой инспекцией

Минфин России в своем Письме от 15.01.2021 № 03-03-06/1/1525 проинформировал налогоплательщиков, в каких случаях он считает правомерным признание безнадежной дебиторской задолженности и списание такой задолженности в убытки.

Как следует из пояснений Минфина, списать долг компания-кредитор может лишь в одном случае — когда исключение должника из ЕГРЮЛ приравнивается к его ликвидации. При этом Минфин утверждает, что «ликвидацией» является вовсе не любое исключение сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 5 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», компания может быть исключена из ЕГРЮЛ принудительно по решению налогового органа, если:

  1. Нет средств на расходы по ликвидации юридического лица, такие расходы нельзя возложить на ее учредителей (участников);
  2. Когда в ЕГРЮЛ содержится информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ (например, о недостоверности сведений об адресе юридического лица) в течение более чем 6 месяцев с момента ее появления;
  3. Когда компания признается «недействующей» по причине не сдачи в течение года отчетности и отсутствия движения средств по счетам.

Исключение компании из ЕГРЮЛ в указанных случаях не приравнивается к ликвидации. Следовательно, нельзя признать задолженность таких исключенных компаний перед кредитором безнадежной для целей главы 25 НК РФ.

Соответственно, можно сделать важный вывод, что отсутствие компании в ЕГРЮЛ не является поводом для списания по ней задолженности в учете. В этом случае, необходимо внимательно изучить по каким основаниям это произошло, были или нет основания, указанные в п. 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ или нет.

Следует, тем не менее помнить, что даже если должник/кредитор исключены из ЕГРЮЛ, списать задолженность можно и нужно по другому основанию, предусмотренному в п. 2 ст. 266 НК РФ: по истечению срока исковой давности взыскания задолженности. Это подтверждается Минфином в Письме от 21 мая 2019 № 03-03-06/2/36730.

Порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ подробно описан в ст. 21.1 Закона Р Ф № 129-ФЗ, а также в Приказе ФНС от 16.11.2005 года № САЭ-3−09/591@. Эта процедура состоит из следующих стадий:

1. Вначале налоговый орган выявляет признаки недействующего бизнеса — занимается этим вопросом отдел, камеральных проверок соответствующей налоговой инспекции.

Выявление недействующих предприятий осуществляется по следующей схеме:

  • в течение каждого квартала создаются списки с компаниями, не вносящими отчетность за последние 12 месяцев,
  • в банковские учреждения, где открыты счета таких организаций, соответствующим отделом ФНС направляются запросы об операциях, произведенных юридическим лицом за последний год.

В действующем законодательстве дана четкая формулировка понятию «недействующей организации». В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ и п. 1 ст. 21.1 Закона Р Ф № 129-ФЗ такой статус приобретают организации, отвечающие следующим двум параметрам:

  • хозяйствующий субъект в течение последних 12 месяцев не направлял налоговую отчетность, предусмотренную законодательством, регулирующим эту сферу,
  • в течение последнего года (до внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ) не производились операции ни по одному банковскому счету.

Будет ли «субсидиарка» после исключения из ЕГРЮЛ: заседание ВС

Налоговая исключает компанию из ЕГРЮЛ, если в течение года компания:

  • не сдавала отчётность;
  • не проводила никаких операций по расчётному счёту (п.1 ст. 21.1 Закона “Об ООО”).

Такие компании мы называем брошенными. Почему бизнесмены бросают компании? Чтобы не тратиться на цивилизованную ликвидацию и не решать проблемы, которые у этих компаний есть. Проблемы — это, как правило, долги.

Если долгов мало, и на банкротство не подать, то чтобы ликвидировать компанию правильно, эти долги надо выплатить. А если долгов много, то надо инициировать банкротство. Это долго, дорого и в этом процессе может всплыть всякое. Понятно, что с такими перспективами просто бросить компанию кажется выгодным: налоговая сама исключит компанию из ЕГРЮЛ, да и тратиться не надо. Но эта выгода обманчива.

Каковы последствия для руководителя, который бросил фирму с долгами? Сейчас кредиторы часто пытаются привлечь директоров/учредителей (КДЛ) к субсидиарке. В том числе — директоров и учредителей брошенных компаний (считаем таковой компанию, которую инспекция исключила из ЕГРЮЛ по п.1 ст. 21.1 закона «Об ООО»).

Но сделать это было не так-то просто: требовалось доказать, что КДЛ действовали неразумно или недобросовестно, то есть их вину, в убытках кредиторов.

При этом само по себе исключение компании-брошенки из ЕГРЮЛ не означало, что КДЛ этой компании виноваты в убытках кредиторов. Об этом неоднократно говорил Верховный суд:

Само по себе исключение юридического лица из реестра в результате действий (бездействия), которые привели к такому исключению (отсутствие отчетности, расчетов в течение долгого времени), не является достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности.

Истец должен доказать, что невозможность погашения долга перед ним возникла по вине ответчика в результате его неразумных либо недобросовестных действий. Верховный суд Российской Федерации. Дело № 307-ЭС20-180. Определение от 25 августа 2020 года.

И вот ещё:

Само по себе исключение юридического лица из реестра в результате действий (бездействия), которые привели к такому исключению (отсутствие отчетности, расчетов в течение долгого времени), равно как и неисполнение обязательств не является достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности. Верховный суд Российской Федерации. Дело № 306-ЭС19-18285. Определение от 30 января 2020 г.

То есть действовало правило: КДЛ не виноват, пока кредиторы не доказали, что КДЛ виноват.

Действовала презумпция невиновности. Причём кредитор, как правило, не мог доказать вину КДЛ компании, потому что у него не было доступа к нужной для этого информации и документам. По сути, попытка привлечь КДЛ к субсидиарке в случае с брошенными компаниями была почти обречена на провал. До недавнего времени последствия для учредителей и директора при бросании фирмы были призрачными.

А потом одна компания не установила одной женщине стеклопакеты…

Гражданка Карпук заказала в ООО “Установка +” стеклопакеты и заплатила аванс. Но окон она не получила и попыталась вернуть деньги через суд.

Пока шли суды, налоговая исключила Установку+ из ЕГРЮЛ, потому что руководители этой компании её бросили.

Гражданка Карпук проявила завидное упорство. Она попыталась привлечь КДЛ компании к субсидиарке. Все суды отказывали (истица же не предоставляла информацию о вине КДЛ компании, да и не могла представить — откуда бы у неё эта информация была?). Дошла до ВС РФ, но и там отказ.

И тогда она пошла в Конституционный суд. Вот тут-то все и произошло.

КС РФ вынес Постановление от 21 мая 2021 года, которое развернуло подход к привлечению КДЛ к субсидиарке в случаях с компаниями-брошенками.

Чтобы привлечь контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, кредитору достаточно предъявить в суд два документа:

  • основание возникновения убытков, вызванных тем, что брошенная компания не исполнила взятые на себя обязательства (здесь хватит доказательства оплаты и невыполнения работ — акты выполненных работ, квитанции или платежные поручения об уплате аванса и т.д.);
  • выписку из ЕГРЮЛ, где будет видно, что компания была исключена из ЕГРЮЛ по причине своей «брошенности» (п.1 ст.21.1 закона «Об ООО»).

Что в таком случае будет происходить дальше? Контролирующее лицо должно будет доказывать правомерность своего поведения. Не докажет — субсидиарная ответственность. Цитируем Конституционный суд:

если истец представил доказательства наличия у него убытков, вызванных неисполнением обществом обязательств перед ним, а также доказательства исключения общества из единого государственного реестра юридических лиц, контролировавшее лицо может дать пояснения относительно причин исключения общества из этого реестра и представить доказательства правомерности своего поведения. В случае отказа от дачи пояснений (в том числе при неявке в суд) или их явной неполноты, непредоставления ответчиком суду соответствующей документации бремя доказывания правомерности действий контролировавших общество лиц и отсутствия причинно-следственной связи между указанными действиями и невозможностью исполнения обязательств перед кредиторами возлагается судом на ответчика.

Иными словами, возникла презумпция вины КДЛ. Теперь КДЛ считается виновным и подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если не докажет, что он не виновен.

Лицо, контролирующее общество, не может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если докажет, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по обычным условиям делового оборота и с учетом сопутствующих деятельности общества с ограниченной ответственностью предпринимательских рисков, оно действовало добросовестно и приняло все меры для исполнения обществом обязательств перед своими кредиторами.

Положа руку на сердце, многие ли из директоров/учредителей компаний смогут доказать свою добросовестность и что они приняли все меры для исполнения обязательств, если они бросили свои компании?

ФНС исключила из ЕГРЮЛ 90 тысяч компаний с недостоверными сведениями
Регистрация налогоплательщиков / 13:46 2 апреля 2019

В ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и в ГК прямо перечисляются те основания, в связи с которыми предприятие исключается из ЕГРЮЛ:

  • добровольная ликвидация организации;
  • реорганизация юридического лица, проведенная с помощью разделения, присоединения, выделения или слияния;
  • исключение на основании решения уполномоченного органа, если обнаружено, что юридическое лицо — недействующее;
  • ликвидация предприятия в принудительном порядке на основании вердикта, вынесенного Арбитражным судом.

Если организация ликвидируется добровольно, то это сопряжено с большим количеством формальностей, необходимостью расчета со всеми кредиторами, включая также бюджетные платежи, формированием бухгалтерского ликвидационного баланса.

Преимущественно налоговой инспекцией инициируется осуществление выездной проверки документов, что может обернуться для организации дополнительным начислением штрафных санкций и налогов.

Из реестра исключают лицо, которое уже не является действующим. Таким оно признается, если в течение последнего года:

  • отчетность по налогам и сборам не предоставлялась;
  • операции хотя бы по одному банковскому счету не проводились.

Требуется чтобы эти 2 признака присутствовали одновременно. Если организация только не подает отчетность, но движения по счету осуществляются либо, наоборот, счет замер, но нулевую отчетность фирма сдает — оснований для исключения нет.

С 1 сентября 2017 года добавилось еще 2 случая, когда предприятие может быть исключено:

  • Когда ликвидация невозможна по причине отсутствия финансов на необходимые для этого расходы, и невозможно возложить их на учредителей. В ГК РФ эту норму уже закрепили. В законе о регистрации ее недоставало. Подобный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы.
  • Если обнаружились в ЕГРЮЛ сведения, которые являются недостоверными, в течение более шести месяцев с момента внесения записи об этом. Это один из способов борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Для того чтобы добровольно «избавиться» от фирмы, не приносящей дохода и не занимающейся хозяйственной деятельностью, существуют альтернативные способы, к которым относятся все разновидности реорганизационных мероприятий.

В процедуре исключения из ЕГРЮЛ посредством реорганизации есть и положительный момент: сравнительно небольшое количество документов, которые требуются для подачи в регистрационные органы. Помимо этого, тот период, на протяжении которого ликвидация организации будет признана завершенной, колеблется в пределах от двух до четырех месяцев.

Какие организации и ИП исключат из реестров в 2020 году

С позиции налоговой службы ликвидация предприятия из ЕГРЮЛ осуществляется исключительно в тех случаях, когда у компании нет долгов по обязательным платежам. Именно поэтому фискальные органы, способные решать вопросы об очищении реестра от предприятий, которые не действуют, вместо процедуры исключения из ЕГРЮЛ подают иск о признании банкротом юридического лица.

Решение об исключении из ЕГРЮЛ способны обжаловать как учредители, так и другие заинтересованные лица. Делать это разрешается в течение двенадцати месяцев после того, как кредитор либо иной контрагент получит сведения о нарушении собственных прав. Этот период исчисляется с того времени, когда публикуется объявление о ликвидации юр. лица в специальном журнале.

При отсутствии активов у юридического лица, которые возможно реализовать, чтобы удовлетворить требования кредиторов, его долги перед бюджетом и контрагентами, считаются безнадежными с того момента, как происходит исключение из ЕГРЮЛ.

Однако устранение компании из реестра нельзя рассматривать в качестве легкой возможности ликвидации угаснувшей организации. Подобный подход допускается только для предприятий-однодневок, создававшихся на короткое время. При отсутствии среди руководителей и учредителей реальных физических лиц, к которым возможно предъявление налоговых претензий, то внесудебная ликвидация из ЕГРЮЛ будет безболезненной.

Если же у «бросаемой» организации есть фактические учредители, то процедура устранения не дает им права освобождения от субсидиарной ответственности за задолженность перед различными кредиторами или бюджетом.

Для того, чтобы налоговый орган признал ООО недействующей, необходимо чтобы выполнилось одно из условий:

  • ООО в последние 12 месяцев не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • По расчетным счетам ООО не было ни одного денежного движения;
  • Юридический адрес общества признали недостоверным и в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности более шести месяцев.

Если у общества есть задолженность перед бюджетом по налогам и взносам, которая не гасится в течении 3-х календарных месяцев, то налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием признать данное общество банкротом. Однако на практике, налоговой инспекции не выгодно данное мероприятие, так как такие долги признаются безнадежными и не подлежат возврату.

За коммерческую деятельность фирмы отвечают учредители и гендиректора компании. Если компанию ликвидировала налоговая инспекция, вывод один: ее бросили и не захотели добровольно ликвидировать ее собственники. Наказание от государства в этом случае следующее:

  • учредитель исключенной из реестра ЕГРЮЛ, владевший более 50 % доли в обществе, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
  • аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице распространяется и на генерального директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция.

Исключение из ЕГРЮЛ можно обжаловать. Это актуальная мера, ведь ЮЛ даже не уведомляют о выходе из реестра. Уведомление об исключении учредителям не направляется. Единственный способ заблаговременно получить информацию – это регулярное отслеживание новостей на официальном сайте. Однако учредители этим не занимаются. Следовательно, ЮЛ узнает о своем исключении внезапно. То есть предупредить введение этой меры практически невозможно.

Заявление можно составить в двух формах:

  • Письменная. Прошение должно быть обязательно подписано. Отправляется оно или лично, или по почте.
  • Электронная. Подать прошение можно через интернет. На нем ставится простая электронная подпись.

Структура заявления предполагает три части:

  1. Преамбула. Указываются данные заявителя: наименование и адрес ЮЛ. Нужно прописать наименование органы подачи, реквизиты акта, который оспаривается.
  2. Описательная. Нужно указать основания, по которым решение органа не является законным.
  3. Просительная. Нужно указать требование. Это просьба о включении компании в ЕГРЮЛ.

Также в заявлении прописываются эти сведения:

  • Адрес заявителя, телефон и электронная почта.
  • ОГРН и ИНН.

К прошению нужно приложить бумаги:

  • Документы, являющиеся подтверждением аргументов просителя.
  • Доверенность, если заявление подает представитель.

Заявителю нужно оспорить основания, на которых проводилось исключение. К примеру, можно доказать, что ЮЛ сдавало отчетность.

Судебный порядок предполагает следование положениям глав 22 и 24 АПК РФ. В пункте 2 статьи 197 указано, что для возбуждения дела нужно составить заявление. Обращение можно составить как в письменном, так и в электронном виде. Во втором случае можно воспользоваться сервисом «Мой арбитр». Размещен он на сайтах арбитражных судов.

Заявителю понадобится оплатить пошлину:

  • 300 рублей для ФЛ.
  • 3 000 рублей для ЮЛ.

Длительность судебного процесса составляет 3 месяца с момента поступления иска. Судебное решение вступает в юридическую силу в момент его принятия на основании части 7 статьи 201 АПК РФ.

В иске нужно прописать такие сведения, как:

  • Наименование суда.
  • Сведения о заявителе, адрес.
  • Телефон и электронная почта.
  • Название регистрирующего органа, который принял решение об исключении.
  • Реквизиты решения.
  • Номер записи в ЕГРЮЛ.
  • Изложение прав, которые были нарушены исключением из реестра.
  • Перечень норм, которые были нарушены регистрирующим органом.
  • Требование о том, какое именно решение нужно признать незаконным.
  • Перечень приложенных документов.

К иску нужно приложить эти документы (на основании части 2 статьи 199 и статьи 126 АПК РФ):

  • Уведомление о вручении бумаг по делу заинтересованным лицам.
  • Квитанцию об уплате пошлины.
  • Подтверждение доказательств, приведенных в иске.
  • Копию свидетельства о регистрации ЮЛ.
  • Доверенность, если заявление подается представителем лица.
  • Выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  • Копию решения, которое оспаривается.

Если не приложить все требуемые документы, суд отклонит заявление.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.