Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа сельский учитель 2022 условия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Специалисты, которые соответствуют всем критериям программы и прошли конкурсный отбор, получают выплату в размере 1 млн рублей (2 млн рублей для Дальнего Востока). Денежные средства могут быть потрачены по усмотрению учителя на любые цели.
Как воспользоваться программой «Земский учитель»
Как правило законодательно не установлены направления расходования средств учитель самостоятельно определяет, на что он потратит выплату. К числу наиболее популярных целей относятся:
-
Строительство жилого дома;
-
Оплата ипотеки;
-
Покупка квартиры.
Нет, такого требования не установлено.
О системе мотивации для сельских учителей заговорили в феврале 2019 года. Инициатива исходила от президента России и была озвучена в его ежегодном послании Федеральному собранию. Владимир Путин высказал озабоченность оттоком кадров из сёл и небольших городов и призвал профильное министерство разработать проект, который сделает переезд в сельскую местность интересной перспективой для педагога. Первоочередной задачей для этого является обеспечение доступным жильём.
Работа по исполнению этого поручения началась оперативно. Название «Земский учитель» программа получила по аналогии с уже существующим проектом «Земский доктор», созданным для решения кадровых проблем в сельском здравоохранении. Обе программы предполагают, что при релокации в небольшой населенный пункт специалист получит «подъёмные» в размере 1 000 000 рублей, на которые, к тому же, не распространяется подоходный налог. Эта единовременная выплата предназначена для покупки готового жилья или материалов для его строительства, либо для уплаты ипотеки – первоначального взноса или погашения долга. На разработку программы помощи сельским учителям и внесение необходимых изменений в действующее законодательство ушло всего несколько месяцев.
С тех пор, как стало известно о работе над программой «Земский учитель 2021-2022», условия участия в ней – главное, чего ждали школы, страдающие от нехватки преподавательского состава и педагоги, готовые к смене места жительства на условиях решения жилищного вопроса. Подробности отражены в Правилах предоставления и распределения субсидий в рамках госпрограммы «Развитие образования», утвержденных постановлением Правительства России No1430 и вступающих в силу с января будущего года.
Известно, что подать заявку на пополнение кадров может любая школа, расположенная в населённом пункте с числом жителей менее 50 тысяч человек, в любом из регионов страны. То есть речь идёт не только о деревнях, сёлах и рабочих посёлках, но и о посёлках городского типа и малых городах. При этом образовательное учреждение должно предоставить достоверную информацию об имеющемся дефиците кадров.
На официальном сайте программы «Земский учитель-2022» условия, возраст, регионы и другие требования будут расшифрованы максимально подробно. В настоящее время ресурс находится в разработке. Предполагается, что школы будут размещать на этой платформе свои заявки, делая их доступными каждому учителю. В случае заинтересованности специалист сможет дистанционно отправить свою заявку в выбранную образовательную организацию и, в случае её одобрения, готовиться к переезду.
А теперь о главном вопросе педагогов-кандидатов на участие в программе «Земский учитель-2022»: как стать участником? Требования к соискателям достаточно лояльны. Для этого необходимо:
- высшее или среднеспециальное педагогическое образование;
- готовность к переезду в сельскую местность на срок, закреплённый трудовым договором (не менее 5 лет);
- возраст не старше 55 лет.
Среди всех критериев отбора участников проекта «Земский учитель» именно возраст вызвал самое активное обсуждение – верхняя планка пересматривалась несколько раз и колебалась от 35 до 50, а затем до 55 лет. В итоге было принято решение, предоставляющее равные возможности как молодым, так и опытным педагогам.
Как учителю получить миллион по программе «Земский учитель»
Последние новости программы «Земский учитель» касаются готовности регионов к реализации проекта, ведь именно в их бюджетах должны быть заложены необходимые для этого финансы. Так, на прошедшем 24 ноября съезде парии «Единая Россия» губернатор Кубани Вениамин Кондратьев заявил о планах привлечь в сельскую местность своего региона не менее сотни педагогов. Такую же цифру озвучили и в Кузбассе.
Тем временем в Дагестане программа уже функционирует в пилотном режиме с 1 июля этого года. За это время заявки на участие подали 38 учителей, в то время как потребность в них в сельских школах составляет 249 человек.
Теперь законодателям предстоит продумать, как удержать специалиста в селе по истечении трудового договора. Именно эта проблема осложнила реализацию в регионах программы «Земский доктор». По результатам опросов, специалисты считают важными условиями для переезда в сельскую местность на длительный срок не только обеспечение жильём, но и общий подъём уровня жизни в малых населённых пунктах, создание новых предприятий, эффективного транспортного сообщения и достойной социальной инфраструктуры.
Ноябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Идею стимулирования переезда учителей в небольшие поселения предложил Президент Российской Федерации на ежегодном обращении к депутатам Госдумы еще в прошлом году. Однако из-за несоответствия законодательства и отсутствия детальной проработки, законопроект будет запущен в действие только в нынешнем. Финансироваться «Земский учитель» будет на федеральном уровне, а сама программа будет нацелена на села и небольшие муниципальные образования, населения которых не превышает 50 тысяч человек.
Участниками программы могут стать учителя возрастом от 18 до 55 лет. Однако возрастные ограничения в различных регионах разнятся, те села, которые не так остро нуждаются в преподавателях, выдвигают параметр до 35-40, а города, где ситуация критическая, принимают на работу специалистов до 55 лет. Приоритет же при найме отдается молодым специалистам.
Главное требование, выдвигаемое для трудоустройства, наличие среднего специального или высшего образования по соответствующему направлению. Образовательный уровень должен соответствовать квалификационным требованиям и профстандартам. Второе, но не менее важное требование, учитель должен занимать должность и преподавать 5 лет с момента подписания бумаг в поселке, селе или муниципальном образовании, населением до 50 тыс. человек. Там же он и обязан проживать. Контракт непосредственно заключается с учебным заведением, а еженедельная трудовая нагрузка должна превышать 18 часов.
Помимо выплаты в один миллион рублей, учителя ждет:
- Компенсационные выплаты за переезд и перевозку личных вещей и мебели;
- Получение зарплаты даже во время переезда;
- С момента заключения договора и на протяжении трех лет получение ежемесячной суммы, обозначаемой как «подъемные»;
- Полная оплата всех необходимых учебных материалов;
- Льгота на проезд по месту жительства и пригороду в размере 50 процентов;
- Отказ от выплаты в 1 млн. руб. в пользу льготной ипотеки.
Педагоги, получившие государственную помощь в размере миллиона рублей, могут потратить деньги на:
- Выплату ипотеки;
- Покупку квартиры;
- Строительство дома.
Программа Земский учитель в 2022 году
Участниками программы выступают все города, села, станицы и поселки, население которых не превышает 50 тысяч человек, а местные школы остро нуждаются в квалифицированных педагогах. Так, на специализированном сайте можно найти все открытые вакансии и подать заявку.
Если вы попадаете под все выдвигаемые требования, то вам необходимо подать копии документов и заполненное заявление. В пакет документов входят:
- паспорт;
- диплом об образовании и уровне квалификации;
- трудовая книжка;
- справка учета в ФНС;
- пенсионная страховка.
Претенденты проходят конкурс, после чего победители заключают договор с образовательным учреждением и открывают счет в банке.
О системе мотивации для сельских учителей заговорили в феврале 2019 года. Инициатива исходила от президента России и была озвучена в его ежегодном послании Федеральному собранию. Владимир Путин высказал озабоченность оттоком кадров из сёл и небольших городов и призвал профильное министерство разработать проект, который сделает переезд в сельскую местность интересной перспективой для педагога. Первоочередной задачей для этого является обеспечение доступным жильём.
Работа по исполнению этого поручения началась оперативно. Название «Земский учитель» программа получила по аналогии с уже существующим проектом «Земский доктор», созданным для решения кадровых проблем в сельском здравоохранении. Обе программы предполагают, что при релокации в небольшой населенный пункт специалист получит «подъёмные» в размере 1 000 000 рублей, на которые, к тому же, не распространяется подоходный налог. Эта единовременная выплата предназначена для покупки готового жилья или материалов для его строительства, либо для уплаты ипотеки – первоначального взноса или погашения долга. На разработку программы помощи сельским учителям и внесение необходимых изменений в действующее законодательство ушло всего несколько месяцев.
С тех пор, как стало известно о работе над программой «Земский учитель 2021-2022», условия участия в ней – главное, чего ждали школы, страдающие от нехватки преподавательского состава и педагоги, готовые к смене места жительства на условиях решения жилищного вопроса. Подробности отражены в Правилах предоставления и распределения субсидий в рамках госпрограммы «Развитие образования», утвержденных постановлением Правительства России No1430 и вступающих в силу с января будущего года.
Известно, что подать заявку на пополнение кадров может любая школа, расположенная в населённом пункте с числом жителей менее 50 тысяч человек, в любом из регионов страны. То есть речь идёт не только о деревнях, сёлах и рабочих посёлках, но и о посёлках городского типа и малых городах. При этом образовательное учреждение должно предоставить достоверную информацию об имеющемся дефиците кадров.
На официальном сайте программы «Земский учитель-2021» условия, возраст, регионы и другие требования будут расшифрованы максимально подробно. В настоящее время ресурс находится в разработке. Предполагается, что школы будут размещать на этой платформе свои заявки, делая их доступными каждому учителю. В случае заинтересованности специалист сможет дистанционно отправить свою заявку в выбранную образовательную организацию и, в случае её одобрения, готовиться к переезду.
А теперь о главном вопросе педагогов-кандидатов на участие в программе «Земский учитель-2021»: как стать участником? Требования к соискателям достаточно лояльны. Для этого необходимо:
- высшее или среднеспециальное педагогическое образование;
- готовность к переезду в сельскую местность на срок, закреплённый трудовым договором (не менее 5 лет);
- возраст не старше 55 лет.
Среди всех критериев отбора участников проекта «Земский учитель» именно возраст вызвал самое активное обсуждение – верхняя планка пересматривалась несколько раз и колебалась от 35 до 50, а затем до 55 лет. В итоге было принято решение, предоставляющее равные возможности как молодым, так и опытным педагогам.
Последние новости программы «Земский учитель» касаются готовности регионов к реализации проекта, ведь именно в их бюджетах должны быть заложены необходимые для этого финансы. Так, на прошедшем 24 ноября съезде парии «Единая Россия» губернатор Кубани Вениамин Кондратьев заявил о планах привлечь в сельскую местность своего региона не менее сотни педагогов. Такую же цифру озвучили и в Кузбассе.
ДЛЯ СПРАВКИ
Тем временем в Дагестане программа уже функционирует в пилотном режиме с 1 июля этого года. За это время заявки на участие подали 38 учителей, в то время как потребность в них в сельских школах составляет 249 человек.
Теперь законодателям предстоит продумать, как удержать специалиста в селе по истечении трудового договора. Именно эта проблема осложнила реализацию в регионах программы «Земский доктор». По результатам опросов, специалисты считают важными условиями для переезда в сельскую местность на длительный срок не только обеспечение жильём, но и общий подъём уровня жизни в малых населённых пунктах, создание новых предприятий, эффективного транспортного сообщения и достойной социальной инфраструктуры.
Наряду с комплексным развитием профильного образования Президентом РФ предложены меры[1], которые могут дать ощутимый эффект, устранить дефицит кадров, особенно ощутимый в первичном звене специалистов. С 2020 года запускается реализация госпрограммы «Земский учитель» выплаты. В рамках данной госпрограммы предусматривается осуществлять выплату единовременной компенсации в размере 1 млн руб. учителю, прибывшему (переехавшему) на работу:
- в сельские населенные пункты;
- в рабочие поселки;
- в поселки городского типа;
- в города с населением до 50 тыс. человек.
Программа «Земский учитель»: что это?
В целях реализации госпрограммы Министерством просвещения разработаны Методические рекомендации[2]. Как следует из данных рекомендаций, в обязанности субъекта РФ входит определение уполномоченного органа и регионального оператора мероприятия. Сведения об уполномоченном органе и региональном операторе до 01.11.2019 должны быть направлены в Минпросвещения.
Далее выбранный уполномоченный орган должен разработать и утвердить план-график подготовки проектов актов субъекта РФ по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям. Согласно Методическим рекомендациям в нормативном акте субъекта РФ должны быть утверждены:
- положение о конкурсном отборе претендентов на право получения единовременной компенсационной выплаты учителю;
- перечень вакантных должностей;
- положение о конкурсной комиссии;
- порядок предоставления, расходования единовременной компенсационной выплаты учителю, возврата учителем единовременной компенсационной выплаты;
- форма договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Как следует из Методических рекомендаций, участниками мероприятия являются учителя, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, в возрасте до 55 лет.
Условиями предоставления единовременной компенсационной выплаты учителю кроме его возраста (до 55 лет), в частности, являются:
- трудоустройство в общеобразовательную организацию на вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с объемом учебной нагрузки не менее чем 18 часов в неделю за ставку заработной платы;
- принятие учителем обязательства отработать в течение пяти лет по основному месту работы при условии учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором. По решению высшего органа исполнительной власти субъекта РФ отпуск по уходу за ребенком, приходящийся на пятилетний срок отработки, включается в период работы.
Отбор претендентов осуществляется на конкурсной основе. Дополнительными критериями для отбора на конкурсной основе являются:
- наличие первой квалификационной категории по должности «учитель» (подтверждающий документ – копия приказа о присвоении квалификационной категории, запись в трудовой книжке);
- наличие высшей квалификационной категории по должности «учитель» (подтверждающий документ – копия приказа о присвоении квалификационной категории, запись в трудовой книжке);
- возможность претендента преподавать смежные и (или) иные учебные предметы (подтверждающие документы – документ о прохождении программ профессиональной переподготовки по смежному и (или) иному учебному предмету);
- наличие ученой степени в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии;
- наличие иных заслуг, которые могли бы быть заявлены как достижения в педагогической деятельности, в том числе для выпускников образовательных организаций среднего профессионального и (или) высшего образования (участие в конференциях, написание статей и др.);
- то, что претендент является выпускником общеобразовательной организации, в которой имеется вакансия по должности «учитель», входящая в перечень вакантных должностей, и планирует работать в данной общеобразовательной организации (подтверждающий документ – копия документа об образовании, полученном в указанной образовательной организации, с предъявлением оригинала или его нотариально заверенной копии);
- стаж педагогической деятельности свыше 10 лет (подтверждающий документ – копия трудовой книжки с предъявлением оригинала или нотариально заверенная копия трудовой книжки);
- непрерывность педагогической деятельности в одной образовательной организации (подтверждающий документ – трудовая книжка).
Исходя из положений Методических рекомендаций заявки учителей для участия в конкурсном отборе рекомендовано принимать:
- в 2020 году – с 10.01.2020 по 15.04.2020 включительно;
- в 2021 году – с 10.01.2021 по 15.04.2021 включительно;
- в 2022 году – с 10.01.2022 по 15.04.2022 включительно.
Претендент может подать документы только на одну вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с учебной нагрузкой не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором.
Как уже было отмечено выше, порядок выплаты единовременной компенсации должен быть предусмотрен нормативным актом субъекта РФ. В качестве примера такого нормативного акта можно привести Постановление Правительства Ленинградской области от 27.12.2019 № 632. Им утвержден Порядок предоставления и расходования единовременной компенсационной выплаты учителю, прошедшему конкурсный отбор и прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города Ленинградской области с населением до 50 тысяч человек, возврата единовременной компенсационной выплаты (далее – Порядок).
В силу Порядка право на единовременную выплату имеют учителя, прошедшие конкурсный отбор и прибывшие на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города Ленинградской области с населением до 50 тысяч человек.
Основанием для выплаты компенсации являются:
- трудовой договор, заключенный со школой на срок не менее пяти лет. Договор заключается на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы;
- трехсторонний договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Трехсторонний договор заключается между комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области – уполномоченным органом по принятию решения о предоставлении единовременной компенсационной выплаты учителю, общеобразовательной организацией и учителем в трех экземплярах в течение 10 рабочих дней со дня подачи учителем заявления (п. 2.2 Порядка).
Один экземпляр подписанного трехстороннего договора направляется в течение трех рабочих дней со дня подписания договора заказным почтовым отправлением с уведомлением учителю по адресу, указанному в договоре, или вручается под подпись.
Денежные средства в размере 1 млн руб. поступают на банковский счет учителя от уполномоченного органа (п. 2.4 Порядка).
В случае прекращения трудового договора с общеобразовательной организацией до истечения срока его действия[3] учитель возвращает единовременную компенсационную выплату в бюджет субъекта РФ. При наступлении данного события уполномоченный орган направляет учителю требование о возврате единовременной компенсационной выплаты. Учитель обязан выполнить требование о возврате единовременной компенсационной выплаты в течение 30 календарных дней со дня его получения.
В случае невозврата единовременной компенсационной выплаты в бюджет субъекта РФ ее взыскание осуществляется в судебном порядке (п. 3.4 Порядка).
Федеральным законом от 29.09.2019 № 325‑ФЗ были внесены изменения в п. 37.2 ст. 217 НК РФ. В силу поправок с 01.01.2020 от обложения НДФЛ освобождаются единовременные компенсации педагогическим работникам, полученные в рамках госпрограммы. Необлагаемая сумма ограничена 1 млн руб. Указанное освобождение применяется к выплатам, право на получение которых у педагогических работников возникло с 01.01.2020 до 31.12.2022 включительно.
Если налог был удержан, то он подлежит возврату. Напомним, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом сумма налога подлежит возврату на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом возврат осуществляется за счет НДФЛ, подлежащего перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по этому налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание.
Возврат излишне удержанных сумм следует осуществить в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет, для возврата недостаточно, налоговый агент в течение десяти дней со дня подачи ему соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат излишне удержанной им суммы налога. Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджет суммы налога осуществляется ФНС в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
При этом, как отмечено в Определении КС РФ от 17.02.2015 № 262‑О, имеет приоритет правило, согласно которому излишне удержанная сумма налога возвращается налогоплательщику через налогового агента (п. 1 ст. 231 НК РФ), поскольку переплата налога возникла по вине последнего. В остальных случаях при возврате налога следует руководствоваться общими нормами – ст. 78 и 79 НК РФ. Аналогичная позиция приведена в Определении ВС РФ от 04.09.2018 № 307‑КГ18-13379.
Таким образом, возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы НДФЛ с единовременных компенсационных выплат учителям осуществляется им же (в данном случае – уполномоченным органом в виде департамента образования) в порядке, установленном п. 1 ст. 231 НК РФ.
Обобщим все вышесказанное. В соответствии с госпрограммой «Земский учитель»выплаты учителям, переехавшим на работу в сельский населенный пункт, выплачивается единовременная компенсация в размере 1 млн руб. Порядок выплаты должен быть утвержден нормативным актом субъекта РФ. Выплата не подлежит обложению НДФЛ. Если налог был удержан налоговым агентом, то он подлежит возврату.
[1] См. Перечень поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию, утв. Президентом РФ 27.02.2019 № Пр-294.
[2] Методические рекомендации «Об актах субъектов Российской Федерации» с примерными актами субъектов РФ по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (приехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, доведенные в Письме Минпросвещения РФ от 27.09.2019 № ВБ-13/08.
[3] За исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. 1, 2 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5, 6, 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2020 год
Программа Земский учитель 2021-2022: условия, последние новости
Программа «Земский учитель», как считают в регионах, позволит не только снизить дефицит кадров в сфере образования, но и повысить престиж и привлекательность профессии учителя.
«В 2020 году заявку на участие можно подать посредством информационной системы «Земский учитель» в период с 10 января по 15 апреля. На 2020 год из средств федерального бюджета Севастополю выделено 8 млн рублей», — сообщили ТАСС в департаменте образования города.
В Карачаево-Черкесии по конкурсу в рамках программы в следующем году работу должны получить 27 учителей, в Дагестане — 180, в Иркутской области — 70, 16 педагогов — в Северной Осетии, 48 — в Республике Алтай, 51 специалиста за три года рассчитывают привлечь благодаря программе в Карелию.
В Брянской области программа позволит за три года привлечь 21 педагога в школы населенных пунктов, удаленных от Брянска на 50 км и более. «Цели, на которые он [учитель] может использовать эти средства, не ограничиваются, в этом специфика «Земского учителя», то есть педагог может купить необязательно жилье, но и, например, транспорт. На данный момент у нас девять вакансий в сельских школах, разумеется, могут появляться еще ставки, и возможностей программы достаточно, чтобы решить кадровый вопрос в сельских школах», — сообщили ТАСС в департаменте образования региона.
Большие надежды на программу возлагаются в регионах Дальнего Востока, где компенсационные выплаты участникам программ «Земский учитель» и «Земский доктор» увеличены в два раза — до 2 млн рублей. Например, в Приморье, как отметила заместитель председателя комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам заксобрания края Галина Овсянникова, в 2020 году на реализацию программы в крае будет выделено 48 млн рублей. Кроме того, в Приморье, как и в ряде других регионов страны, действуют свои меры поддержки учителей: единовременная выплата молодым специалистам, ежемесячная доплата, частичная компенсация расходов на аренду жилья, стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и дополнительные ежемесячные выплаты для наставников.
«Своих кадров, местных, у нас становится с каждым годом все меньше, а что касается приезжих учителей из Пскова и из Печор, то они идут к нам охотно, потому что у нас есть сельская надбавка и бесплатный подвоз к месту работу — это играет очень большую роль. Сейчас у нас выплачиваются стимулирующие, бесплатный подвоз к месту работы и сельская надбавка 25% к должностному окладу, она выплачивается постоянно: за последние два года по этой программе удалось привлечь пять молодых специалистов», — сказала ТАСС директор Изборского лицея в Печорском районе Псковской области, включенного в 2017 году в список 300 лучших сельских школ страны, Евгения Раудсик.
В федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов на реализацию программы «Земский учитель» предусмотрены средства в объеме более 1653,33 млн рублей в 2020 году, 1226,17 млн рублей в 2021 году, 1179,35 млн рублей в 2022 году (Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»). Планируется, что участие в программе «Земский учитель» примут около 4,5 тысяч учителей, в 2020 году единовременные выплаты получат более 1,8 тысячи учителей, в 2021 году – более 1,3 тысячи, в 2022 году – более 1,2 тысячи.
Условиями предоставления единовременной компенсационной выплаты являются:
- Возраст учителя до 55 лет включительно на дату подачи документов; наличие среднего профессионального или высшего образования и отвечающего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;
- Трудоустройство в образовательную организацию на вакантную должность, включенную в перечень вакантных должностей учителей с объемом учебной нагрузки не менее 18-ти часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором.
- К участию в мероприятии не допускаются претенденты, в заявках которых место планируемого переезда будет соответствовать муниципальному образованию, в котором претендент проживает и (или) работает в настоящее время, или место его планируемого переезда находится на расстоянии менее 200 км от места его фактического проживания и работы.
- Претендент представляет региональному оператору заявление на участие в мероприятии по установленной форме с приложением следующих документов (далее – заявка):
-
- копии документа, удостоверяющего личность;
- копии документа об образовании;
- копии документа, подтверждающего установление квалификационной категории (при наличии);
- копии документа, подтверждающего уровень квалификации (при наличии диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации за последние три года);
- копии трудовой книжки; копии свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе или уведомления о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;
- копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
- реквизитов счета учителя, открытого в кредитной организации; копии свидетельства о браке (при наличии);
- копии свидетельства о рождении детей (при наличии).
- При подаче документов об участии в конкурсном отборе претендент указывает в заявлении планируемое им направление расходования денежных средств единовременной компенсационной выплаты.
Неполное представление документов, указанных выше, является основанием для отказа в приеме и регистрации документов.
- наличие первой или высшей квалификационных категорий по должности «учитель»; возможность претендента преподавать смежные и (или) иные учебные предметы;
- наличие ученой степени в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии; наличие государственных и (или) ведомственных наград в сфере образования;
- претендент является выпускником общеобразовательной организации, в которой имеется вакансия по должности учителя, входящая в перечень вакантных должностей учителей, и планирует работать в данной общеобразовательной организации; стаж педагогической работы свыше 10 лет;
- непрерывность педагогической деятельности в одной общеобразовательной организации свыше пяти лет по настоящее время.
Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
- Черным по белому
- Белым по черному
- Темно-синим по голубому
- Коричневым по бежевому
- Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель Вернуть стандартные настройки
Льготы предоставляются педагогам в сельской местности на основании, как федеральных так и региональных законов. При этом последние могут лишь дополнять, но не дублировать льготы федерального уровня.
Право на оформление льгот имеют работники государственных школ, интернатов и др. учебных заведений.
Для работников образовательной сферы в сельской местности действует ряд основных социальных преференций:
- менее длительная рабочая неделя (18 часов);
- более длительный трудовой отпуск;
- право на оформление длительного отпуска после получения десятилетнего стажа;
- возможность досрочного оформления пенсии после 25 лет непрерывного стажа;
- возможность аренды социального жилья;
- частичная помощь при погашении ипотеки;
- надбавки и премии;
- единовременная денежная выплата в случае переезда;
- помощь в оплате ЖКХ.
На регулярное получение льгот учитель имеет право после достижения трёхлетнего стажа. До наступления этого момента в отношении педагогов действуют механизмы дотаций, которые доступны даже молодым учителям с небольшим стажем.
За последние три года размеры льгот для сельских учителей практически не претерпели изменений. За этот период изменения коснулись в основном перечня доступных льгот, как на федеральном уровне, так и в некоторых регионах страны.
Какой размер льготы сельским учителям в 2022 году
С выходом на пенсию за сельскими учителями сохраняется лишь часть льгот, в том числе компенсация услуг ЖКХ. Для этого продолжительность педагогического стажа на момент выхода на пенсию должен составлять минимум 10 лет. Иначе учитель лишается сельских льгот. Стоит отметить, что в суммарный стаж не включают период отпуска по уходу за ребёнком и прерывание стажа по инициативе учителя.
Кроме того, сохранить эту льготу можно только в случае проживания учителя после выхода на пенсию в сельской местности. Переезд в город лишит его этой преференции.
На учителей-пенсионеров распространяются и все прочие льготы, которыми пользуются другие россияне, вышедшие на пенсию. Речь идёт об освобождении от земельного и имущественного налогов и налога на транспорт (при наличии автомобиля мощностью не более 100 л.с.).
Размер услуг ЖКХ предоставляется учителям сельских школ в фиксированном размере — 1 200 рублей ежемесячно согласно правительственному постановлению № 963 от 26.10.2013.
Средства на эти цели выделяются на региональном уровне, но за счёт федерального бюджета. Но зачастую такой тип компенсации не очень часто работает на местном уровне и, возможно, будет отменён. Это связано с ростом заработной платы педагогов.
Доступные льготы и их размер по услугам ЖКХ могут отличаться в разных субъектах РФ. На законодательном уровне в регионах предусмотрены свои компенсации ЖКХ сельским учителям, размер которых варьируется от 25% до 100%. Условия предоставления преференций зависят от условий в конкретном селе и возможностей региона.
Молодым специалистам полагаются следующие льготы регионального и федерального уровня:
- единовременная денежная выплата (ЕДВ);
- премиальные выплаты каждый месяц;
- субсидии на покупку жилья.
Более полный перечень всех преференций молодым специалистам необходимо уточнять в регионе проживания, так как он отличается в разных субъектах РФ.
ЕДВ в качестве подъёмных варьируется в разных регионах страны. Так, она составляет 300-400 тысяч рублей в Приморском крае и 120 тысяч рублей в Тамбовской области. Условием получения ЕДВ является обязанность учителя отработать минимум три года в том месте, где он оформил ЕДВ.
Премиальные выплаты, которые молодые учителя получают ежемесячно в формате надбавки, полагаются после трёх лет непрерывного стажа. Средний размер надбавки составляет около 10 тысяч рублей.
Финансирование помощи на покупку жилья молодым учителям в сельской местности осуществляется за счёт регионального бюджета. В некоторых регионах эта преференция составляет компенсацию 20% от стоимости жилья при оформлении ипотеки, которые вносятся в качестве первоначального взноса.
Для оформления льгот сельским учителям необходимо предоставить ряд документов:
- трудовой договор с образовательной организацией;
- паспорт с регистрацией;
- справка о перечне и стоимости услуг ЖКХ.
Учителям, работающим в государственных образовательных учреждениях в сельской местности, полагаются указанные компенсации:
- оплата услуг ЖКХ и ремонтных работ (частичная компенсация);
- компенсация расходов на природный газ (как по нормативу, так и счётчику) или твёрдого топлива в случае отсутствия централизованного отопления;
- компенсация оплаты электроэнергии.
Стоит отметить, что льготы на оплату ЖКХ полагаются не только сельским педагогам, но и всем гражданам, расходы которых на эти цели составляют более 22% от совокупного дохода.
Для оформления жилищной льготы сельским учителям действует ряд условий:
- педагог не может быть старше 35 лет (в ряде регионов не более 30 лет);
- наличие документального подтверждения того, что учитель нуждается в улучшении жилищных условий или в приобретении жилья;
- продолжительность стажа должна быть минимум 1 год;
- подтверждение финансовой состоятельности для внесения первоначального взноса по ипотеке.
Льготная программа «Земский учитель», стартовавшая в 2020 году, будет продлена и на 2022 год.
Условия участия в ней являются достаточно лояльными:
- наличие высшего или среднеспециального педагогического образования;
- готовность переехать в сельскую местность сроком минимум на 5 лет;
- возраст до 55 лет.
Первоначально предельная возрастная планка составляла 35-50 лет, но позже была продлена до 55 лет. Власти страны пересмотрели этот пункт и решили расширить её не только на молодых, но и на опытных учителей.
Условия для участия в программе:
- — учителя, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
- — в большинстве случаев переезд обусловлен ограничениями по возрасту. Максимально допустимый возраст для участия в программе — 55 лет.
- — переезд возможен в населенный пункт, число проживающих в котором не превышает 50 000 человек. Это может быть сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа, небольшой город.
- трудоустройство в общеобразовательную организацию на вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с объемом учебной нагрузки не менее чем 18-ти часов в неделю за ставку заработной платы.
- — каждый участвующий в программе обязуется отработать в выбранном месте не менее 5 лет.
Обратите внимание, что приграшаются педагоги не только с высшим, но и со средним педагогическим образованием. Это значительно повышает шансы получения вакансии для выпускников пед. колледжей.
К участию в программе не допускаются претенденты, в заявках которых место планируемого переезда будет соответствовать муниципальному образованию, в котором претендент проживает или работает в настоящее время.
10 важных изменений в системе образования в 2020 году.
Переход на дистанционное образование в средних общеобразовательных школах.
В каком случае могут отчислить из школы?
В крае стартовал прием заявок на участие в программе «Земский учитель»
«Земский учитель» — это программа поддержки сельских учителей, которая начала работать с начала 2020 года. Суть ее состоит в том, что педагогам за переезд в сельскую местность и трудоустройство там полагается 1 миллион рублей, а в Дальневосточном федеральном округе — 2 миллиона. С этих денег не нужно платить налоги, а потратить их можно на любые цели.
За почти год реализации проекта сформировалась определенная картина о том, насколько эффективно он работает. Надо сказать, что отзывы о программе «Земский учитель» довольно противоречивые.
- С одной стороны, для педагогов по призванию, которые искренне живут своей профессией и готовы «поднимать целину», это хорошее поощрение, особенно вкупе с различными местными мерами поддержки.
- С другой стороны, недостаточно развитая инфраструктура, как в культурной, так и в бытовой сфере, отталкивает многих потенциальных участников программы. Иными словами, к проблеме нехватки учителей в сельской местности важно подходить комплексно, одни только субсидии не решат ее глобально.
Надежда переехала в Ужур из Иркутской области несколько месяцев назад. За плечами — десятки лет работы в школах и сотни выпущенных одиннадцатиклассников. Когда поняла, что в родном Тулуне ее больше ничего не держит, подала заявку на конкурс и получила работу в школе
В России трудятся более миллиона учителей, а всего в школах насчитывается полтора миллиона педагогических работников. Это одна из самых массовых профессий в России, но и здесь существует проблема недостатка кадров.
Но исторически сложилось так, что профессия педагога всегда оставалась низкооплачиваемой. В XXI веке она стала еще и не очень престижной. Не помогли решить материальные проблемы учителей и пресловутые «Майские указы», по которым учитель не может получать меньше средней зарплаты по региону – эти указы попросту не выполняются.
Понятие «земский учитель» происходит от времен появления земских школ, когда учителя переезжали из городов в села при Александре II. Земские школы финансировались органом местного самоуправления – земством, которое и определяло, сколько учителей нужно школам. Как следует из литературных источников, в села ехали представители двух социальных групп – идеалисты, которые хотели «сеять разумное, доброе, вечное», и те, у кого было не очень хорошо с деньгами.
Было что-то похожее и в советское время, когда выпускников педагогических институтов распределяли на работу, и часто именно в село. Кстати, в некоторых райцентрах были даже свои пединституты, «заточенные» под выпускников местных и сельских школ – отучившись, они возвращались обратно и работали в своих же селах.
В 90-е система стала давать сбои: обязательной работы по распределению не стало, а пединституты стали университетами. Престиж учительской профессии стабильно падал, как и их зарплаты в реальном выражении. Сейчас из выпускников педагогических вузов в школы идут работать очень немногие – и даже из них некоторые не выдерживают и увольняются.
О проблеме говорят уже давно, еще с 2012 года ее пытались решить за счет «Майских указов», но, как известно, средняя зарплата учителя (а это, к слову, более 41 тысячи рублей) все еще не достигла средней зарплаты по всей стране.
И в 2019 году президент России Владимир Путин в рамках ежегодного послания Федеральному собранию анонсирует запуск программы «Земский учитель». Название и суть программы в целом повторяют уже давно работающие программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», по которым при переезде на работу в сельскую местность медики получают, соответственно, по 1 миллиону или по 500 тысяч рублей.
Главное, для чего задумывалась эта программа – стимулировать учителей переезжать на работу в сельскую местность, и главным стимулом, конечно же, является единоразовая выплата в миллион рублей (а в регионах ДФО – все 2 миллиона).
Эти суммы начнут приходить трудоустроившимся учителям после 1 октября, но уже известно, что их решено освободить от налогообложения (то есть, учитель получит на руки именно 1 000 000 рублей, а не 870 000 рублей).
С этим все достаточно понятно – процедура была многократно повторена с выплатами по аналогичным программам для врачей и фельдшеров.
Но главное, чего нельзя понять по сайту с вакансиями – какими будут зарплаты на новом месте работы. Как говорят люди, знакомые с системой образования, на одну ставку в сельской школе можно зарабатывать лишь 12-15 тысяч рублей в месяц. Это достаточно быстро нивелирует выгоду участника программы от полученного им миллиона.
Конечно, хочется переехать на работу в какой-нибудь интересный регион. Например, в Краснодарский край, Ростовскую область, в Крым или Подмосковье. Вакансии по программе есть и там, но в данном случае нужно смотреть и на зарплаты.
Часто задаваемые вопросы по программе «Земский учитель»
По статистическим данным для заполнения штатного расписания по действующим стандартам в РФ не хватает более 10 тыс. учителей. Особенно сложная ситуация – в небольших городах и сельской местности. Проблемы отмечаются в большинстве удаленных от центральной части страны регионах.
Для выполнения школьной программы чрезмерно увеличивается нагрузка на персонал. Некоторые школьные учителя дают более 30 уроков за одну неделю. Достаточно часто применяется практика совмещения нескольких предметов. Подобные условия препятствуют получению качественного образования. Отсутствие времени для самоподготовки негативным образом влияет на квалификацию преподавательского состава.
К сведению! В некоторых сельских школах средний возраст преподавателей превышает 50 лет. Молодые преподаватели предпочитают переезд в крупные города, где кроме увеличенных зарплат обеспечивается соответствие современной среде обитания.
Учителей земских школ поддерживают местные власти. Однако выделяемого объема финансирования недостаточно для решения отмеченных проблем. Для исправления ситуации принято решение о целевой помощи на федеральном уровне.
В связи с введением режима самоизоляции и-за пандемии COVID-19 в большинстве регионов РФ было принято решение о продлении сроков приема документов для участия в программе “Земский учитель”. Так, например, в Новосибирской области срок подачи документов на участие и их рассмотрение:
- этап – с 10 января по 19 июня;
- этап – с 20 июня по 6 июля;
- этап – с 7 июля по 20 июля;
- этап – с 21 июля по 15 августа;
- этап – с 16 августа по 25 августа.
Таким образом, заявки учителей для участия в конкурсном отборе принимаются в 2021 году с 10.01.2021 по 19.06.2021 включительно. Дополнительно рекомендуем уточнить информацию по вашему региону у приемной комиссии.
- Новая социальная программа «Земский учитель» в 2021 году: последние новости
- Условия по программе «Земский учитель»
- Как стать участником программы «Земский учитель»
- Предварительный список документов для участия в программе
Выпускники педагогических ВУЗов уже сейчас интересуются как вступить в госпрограмму. Участники должны соответствовать критериям, указанным выше. Для регистрации и участия в программе необходимо:
- Проверить себя на соответствие базовым требованиям.
- Собрать четко оговоренный пакет документов для регистрации.
- Подать требуемые бумаги в управление или министерство образования субъекта федерации, в который планируется переезд.
- Пройти конкурс, который предусмотрен. Планируется, что на одну вакантную должность будет претендовать не менее, чем два педагога, поэтому каждому соискателю так просто получить должность не удастся.
- Получить денежную компенсацию на карточный счет.
Анастасия Филиппова — учитель начальных классов в школе
— Мои ожидания оправдались, мне здесь понравилось. Город небольшой, но такой уютный. И снега много, в Забайкальском крае зимы могут быть совсем бесснежными. А тут мы с ребенком на лыжах ходим. Администрация с директором мне помогли с переездом, дали трехкомнатную квартиру с хорошим ремонтом. Переезжать боялась, особенно с ребенком, потому что ехала в никуда. Но очень хотела уехать из Забайкальского края, мечта такая была. Поэтому решилась. Продала там вообще всё полностью: и недвижимость, и автомобиль. Так что возвращаться некуда, да и не планирую, — объясняет Анастасия Филиппова.
Реализация проекта «Земский учитель» в 2022 году
Надежда Черенцова — учитель английского языка в школе
— Там, где мы жили, мужу проблематично было с работой, ему всё время приходилось ездить на вахту. А здесь карьерный рост возможен, да и мне для развития больше вариантов. Все-таки школа здесь больше. При переезде нам помогли, квартиру тоже дали с временной пропиской. Трудностей особо ни с детьми, ни с коллективом не было, — рассказывает Надежда.
Необходимость устранения проблем в рассматриваемой области была упомянута Путиным в рамках послания Федсобранию РФ (февраль 2019 года). Предложено разработать специальную программу государственной поддержки. В качестве примера упомянут действующий проект «земский доктор». Правительству поручено внедрить действующий механизм финансирования в 2020.
Единственный утвержденный нормативный документ по состоянию на осень 2019 г. – Постановление Правительства РФ № 1430 «О внесении изменений в программу «Развитие образования» от 09.11. 2019. Уточняющая информация приведена в тематическом письме Министерства просвещения № 135-13/08 от 27.09.2019. Сведения, представленные ниже, базируются на опубликованных материалах.
Исходные требования изложены в поручениях:
- Президента РФ – № Пр-294 от 27.02.2019;
- Председателя Правительства – №ДМ-П13-1511 от 28.02.2019.
Для получения финансовой помощи от государства необходимо документально подтвердить соответствие следующим критериям:
- уровень образования не хуже требований по квалификационному справочнику для определенной категории (профессии);
- возраст заявителя по программе «Земский учитель» – не более 55 лет.
Не допускаются к участию претенденты, проживающие по месту нахождения школы. Установлено ограничение по допустимой дальности с учетом данного фактора – не меньше 200 км.
Победа в конкурсе «Земский учитель» дает право на получение финансовой помощи от государства. После опубликования результатов конкурса нужно подписать договор с общеобразовательной организацией и органом соответствующего местного самоуправления. Перечисление на счет учителя выполняется до декабря этого же года. Расходовать средства можно по собственному усмотрению. Целевое назначение по данной программе не предусмотрено.