Поэтапное исполнение контракта по 44 ФЗ в еис в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поэтапное исполнение контракта по 44 ФЗ в еис в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вот инструкция, как зарегистрировать госконтракт с поэтапным выполнением обязательств:

Шаг 1. Укажите количество стадий, установив переключатель «Один» или «Несколько».

Шаг 2. Заполните поле «Дата начала».

Шаг 3. Укажите даты завершения (если установили переключатель «Несколько стадий»).

Шаг 4. Нажмите на гиперссылку «Добавить», чтобы добавить новую стадию или «Удалить» для удаления.

Шаг 5. Сохраните и проверьте на нарушения по кнопке в нижней части.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году. установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

Что учесть при поэтапном исполнении контракта

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем, и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 137.1 КБ

В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.

Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся. На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.

Дело в том, что при подготовке оптимизационный закон переписали несколько раз, и, вполне предсказуемо, в нем появилось то, чего изначально не планировали. Поэтому редакция выделила из текста закона неочевидные изменения, которые нужно принимать в расчет уже при планировании’22. Например, срочно придется пересобрать все закупочные файлы: разделить документацию по каждой закупке на отдельные части.

После каждого раздела статьи предлагаем определиться, как с новыми правилами работать на практике.

Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.

Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.

Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.

Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.

В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому, на это уйдет минимум три недели, а должно быть готово к 1 января

ВНИМАНИЕ!

Когда с 2022 года будет достаточно трех человек в составе комиссии, для кворума хватит и двух человек. Кажется, этого достаточно, ведь каждый член комиссии обязан иметь персональную КЭП, чтобы подписывать протокол по итогам видеоконференцсвязи. Но это не совсем так. Учтите, что срок электронных процедур по оптимизационным правилам сильно сократился, работать комиссии придется быстрее и эффективнее, а объема по рассмотрению заявок и подведению итогов закупок не уменьшится.
Но есть и положительный момент в сокращении членов комиссии. Теперь нести ответственность за принятие комисионных решений будет меньше людей, а значит в меньшем объеме получать штрафы на учреждение заказчика. Однако в случае невыверенного решения, а также отсутствия должной квалификации членов комиссии по отбору заявок участников, штрафы на трех членов комиссии могут возрасти в геометрической прогрессии.

В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить. При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.

До 1 января нужно включить в приказ закупочного подразделения обязательный срок хранения документов о закупках

ВНИМАНИЕ!

В задание включили основные документы для хранения, но перечень не исчерпывающий.
Сейчас на бумаге нужно хранить как минимум: конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения, заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). А еще документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ).
Также нужно обеспечить сохранность планов-графиков, документов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок. Хранят журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками.
Контракты, заключенные по итогам закупок, нужно хранить пять лет с того момента, как их исполнили или расторгли.
С нового года все эти документы вы продолжаете хранить, но минимальный срок хранения составляет 6 лет.

Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.

В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.

Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:

  • в текущем году — 15 дней;
  • в следующем году — 10 дней;
  • с 2023 года — 7 дней.

Для остальных поставщиков:

  • сейчас — 30 дней;
  • в 2022 году — 15 дней;
  • с 2023 года — 10 дней.

Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.

При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.

Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.

Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.

Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.

Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:

  • у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
  • у региональных гарантийных организаций;
  • в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).

Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.

ВАЖНО!

Конкретного определения, как часто изменяется 44-ФЗ, нет. Законодатели корректируют положения Федеральной контрактной системы, как только действующая нормативная база становится неактуальной. Следующее масштабное изменение состоится уже скоро — с 1 января 2022-го. 01.01.2022 вступят в силу поправки из 360-ФЗ от 02.07.2021, которые полностью реформируют ФКС и оптимизируют процесс закупок как для заказчиков, так и для поставщиков.

Когда изменения вступят в силу Что изменится Нормативно- правовой акт
01.01.2022

Понятия и принципы работы Федеральной контрактной системы:

  1. Операторы ЭП теперь участники контрактной системы.
  2. В определениях появились заказчики, которые работают за рубежом.
  3. Включили понятие контракта на поставку товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан.
  4. Добавили понятие отдельного этапа исполнения контракта.
  5. Изменили понятие «банковская гарантия»: определение утратило значение по ГК РФ. Ч. 2 ст. 3 44-ФЗ больше не действует.
360-ФЗ от 02.07.2021

Наполнение ЕИС, порядок разработки региональных информационных систем:

  1. Из ЕИС убрали библиотеку типовых контрактов.
  2. Систему наполняют документами, обязательными к размещению по 44-ФЗ и 223-ФЗ и обязательными к формированию.
  3. Для закупок не требуется согласие на обработку персональных данных.
  4. Нельзя разрабатывать региональные информационные системы, которые не интегрированы с единой.

Электронный документооборот, сроки хранения документов закупки:

  1. Документы следует хранить минимум 6 лет.
  2. Иностранные участники подписывают документы заказа ЭП, которые выпустили по правилам иностранного государства или международных стандартов и признали в России.
  3. У всех документов, размещаемых в ЕИС и на площадках, появляется единая форма. Правительство разрабатывает и утверждает требования к документам.
  4. У информации из ЕИС — приоритет по сравнению с другими сведениями участника, если они не совпадают с ЕИС.
  5. Документы доступны для ознакомления через 1 час после их размещения.
  6. При изменении извещения оператор площадки сообщает об этом всем, кто подал заявки или отправил запросы на разъяснения.
  7. Оператор обеспечивает конфиденциальность всем участникам заказа. Исключение — малые закупки в электронной форме по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.
  8. Исключили чч. 5–12 ст. 24.2 44-ФЗ о порядке регистрации и перерегистрации в едином реестре участника закупки.

Работа со специальным счетом, судебные издержки:

  1. Нельзя накладывать взыскание на заблокированные средства на спецсчете (как пример — исполнительный лист).
  2. Судебные издержки больше не регулируются нормами 44-ФЗ.

Правила изменения ФКС:

  1. Все федеральные законы, которые изменяют порядок планирования, определения поставщиков, контроль закупок, их мониторинг и аудит, вступают в силу не раньше 1 января очередного календарного года. Если же изменения принимают после 1 октября, то они вступают в силу через один календарный год.

Порядок общественного обсуждения:

  1. Общественное обсуждение проводят для закупок от 2 млрд руб.
  2. Правительство и местные власти вправе снижать ценовой порог.
  3. Среди исключений — закрытые закупки и федеральные закупки по гособоронзаказу.
  4. Порядок проведения общественного обсуждения теперь закреплен ФКС, а не постановлением правительства.
  5. Предложения и замечания с нецензурной речью не выкладывают в ЕИС.

Порядок предоставления преференций для организаций уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов:

  1. Заказчики приобретают товары у УИС и организаций инвалидов, как и у другого участника рынка.
  2. Если товар есть в правительственном перечне, то его закупают отдельно и ни с чем не смешивают. В таких случаях заказчики предоставляют преимущества УИС и организациям инвалидов.

Способы закупок:

  1. Сократили количество способов закупок. Заказчики используют:
  • конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
  • закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
  • аукционы (открытый электронный аукцион);
  • закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
  • электронные запросы котировок;
  • электронные малые закупки у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

  1. Закупку товаров, работ, услуг для подготовки и проведения выборов, референдума, деятельности избиркомов и комиссий референдума проводят у единственного поставщика. Важное условие: перечень таких ТРУ утверждает правительство по предложению центризбиркома.
  2. У заказчиков появилась возможность закупать по госконтракту с едпоставщиком не только товары, произведенные на территории региона, но и услуги, которые оказывают с использованием имущества, созданного или реконструированного на территории этого региона.
  3. Процедура покупки зданий, нежилых помещений, земельных участков проводится напрямую, если в отношении таких объектов запущено исполнительное производство, банкротство или операция проводится в рамках земельного законодательства.
  4. Ценности, которые выпустили из государственного резерва, закупают у единственного поставщика.
  5. У единственного поставщика закупают спортинвентарь и оборудование, спортивную экипировку для подготовки и участия сборных по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Кроме того, закупки малого объема любых товаров, работ и услуг разрешены для:

  • дипломатических представительств России;
  • российских консульских учреждений;
  • российских торговых представительств;
  • представительств России при международных организациях.

Заказчик рассчитывает цену на контракт с единственным поставщиком по правилам 44-ФЗ. Подготовка и включение обоснования цены в контракт необходимы только для закупок по п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30–35, 37–41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Для закупок у единственного поставщика до 3 млн руб. единые и дополнительные требования к участникам устанавливаются только при их наличии. Операторы ЭП больше не блокируют количество товара, если заказчик признал победителя малой закупки уклонившимся или же отказался от заключения госконтракта. Срок разблокировки — 1 час с момента публикации протокола.

Контракты по п. 2, 6 и 17 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ теперь заключаются в ЕИС. Сведения о таких контрактах и об их исполнении вносятся в реестр контрактов по правилам, которые действуют для электронных закупок.

С 01.07.2023 стороны начнут заключать в ЕИС соглашения об изменении, расторжении контракта по итогам электронных процедур. Исключение — закупки, по которым информацию нельзя публиковать в ЕИС. Для заказов у единственного поставщика по п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ региональные нормативы больше не определяют исключительную компетенцию такого поставщика.

Мы собрали в таблицу февральские изменения в госзакупках в 2021 году с комментариями и ссылками на нормативные акты.

Когда изменение вступило в силу Что изменилось Нормативно-правовой акт
02.02.2021

Установили, что в закупках продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции в рамках гособоронзаказа) порядок определения НМЦК определит Минпромторг по согласованию с Минфином и ФАС.

Мы собрали в таблицу изменения в тендерах в 2021 году (с 01.04.2021) с комментариями и ссылками на нормативные акты.

Когда изменения вступили в силу Что изменилось Нормативный акт
01.04.2021 Серьезно изменился порядок госзакупок в форме запроса котировок в электронной форме. Вот какие правила утвердили законодатели:
  1. Предельное значение НМЦК — 3 млн рублей. А совокупный лимит для этих процедур в 100 млн рублей перестанет действовать.
  2. Новый период приема заявок — 4 рабочих дня после публикации извещения.
  3. Исправить извещение не получится, а отменить получится за 1 час до окончания приема предложений.
  4. Придется представлять документы, которые подтвердят соответствие требованиям к участникам закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
  5. Запретили требовать документы, которые передаются вместе с продукцией.
  6. Придется предоставлять решение или протокол об одобрении крупной сделки, если заключение госконтракта или обеспечение выполнения обязательств по нему считается крупной сделкой.
  7. Комиссия госзаказчика оформляет один протокол о подведении итогов, в котором приводит сведения об увеличении стоимости контракта из-за предоставленных преференций учреждениям уголовно-исправительной системы, инвалидным организациям. В нем же указывают и информацию о том, что запрос не состоялся.
  8. Проект контракта в ЕИС и на электронную площадку направляют в течение 3 часов после публикации итогового протокола. У победителя и госзаказчика будет по 1 рабочему дню для его подписания. Протокол разногласий не допускается. Срок заключения контракта — минимум 2 рабочих дня.

Если в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, то заказчики не продлевают процедуру, а сразу подписывают госконтракт с единственным поставщиком.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019
Разрешили проводить малые закупки в электронной форме до 3 млн рублей. Вот новый алгоритм для таких заказов:
  1. Поставщики формируют и размещают на электронных площадках первоначальное предложение о поставке.
  2. Операторы электронных площадок проводят предварительный отбор 5 предложений с наименьшей ценой единицы товара. Это происходит в течение 1 часа. Если двух предварительных предложений участников нет, то оператор направит уведомление в ЕИС, а заказчики не получат ценовую информацию от других поставщиков.
  3. Заказчик рассматривает предложения и принимает решение в течение 1 рабочего дня. Ответственный сотрудник подводит итоги в протоколе и публикует его на электронной платформе. В протоколе приводят обоснованное решение по каждому предложению.
  4. Госконтракт по итогам заключат упрощенно — по новым правилам, которые предусмотрены для заключения контракта по результатам электронного запроса котировок. С 01.10.2021 планируют ввести функционал взаимосвязи малых закупок в электронной форме и ЕИС.

Федеральный закон № 249-ФЗ от 31.07.2020

Утвердили порядок, состав и формат предоставления, отправления уполномоченным банком информации и документов в ЕИС гособоронзаказа. Указание Банка России № 5536-У от 28.08.2020
Изменили п. 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика работ по изготовлению акцизных марок для маркировки.

Федеральный закон № 436-ФЗ от 22.12.2020

Никаких изменений в 44-ФЗ с 11 июня 2021 г. не принимали, а вот в другие июньские дни законодатели скорректировали ряд нормативов.

Когда изменения вступили в силу Что изменилось Нормативно-правовой акт
09.06.2021

Дополнили список товаров, работ и услуг, которые поставляют учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы. Среди таких товаров:

  • 01.11.1 — пшеница;
  • 02.10.11 — саженцы деревьев и кустарников;
  • 08.12.12.160 — песчано-гравийные смеси;
  • 42.11.10.130 — дорожные ограждения.

А некоторые товары из перечня исключили:

  • 25.40.12.700 — служебное оружие;
  • 27.40.21.110 — электрические переносные светильники, работающие от батарей сухих элементов и аккумуляторов.
Постановление Правительства № 821 от 28.05.2021
18.06.2021 Правительство утвердило перечень ведомственных заказчиков и подведомственных учреждений, которые обязаны проводить электронное актирование и прописывать условие об электроприемке в госконтрактах. Всего таких ведомственных заказчиков 63. Среди них — Минфин, Минэкономразвития, Минстрой, Минздрав, ФАС. Распоряжение Правительства РФ № 1659-р от 18.06.2021

Оптимизационные изменения-2022

Стадии исполнения контракта таковы:

  1. Поставка.
  2. Приемка. Сопровождается экспертизой, осуществляемой заказчиком или экспертной организацией.
  3. Оплата
  4. Размещение отчета в ЕИС об исполнении контракта.

Иногда контракт предполагает поэтапное исполнение. Чаще всего это относится к долгосрочным контрактам. Например, поставщик поставляет заказчику периодически какие-то товары или оказывает постоянные услуги с ежемесячной оплатой. При этом на каждом этапе после выполнения обязательств поставщиком проводится приемка и оплата, а также размещение отчета в ЕИС.

Срок исполнения контракта — период, отведенный на исполнение сторонами своих обязательств. Финальной стадией исполнения контракта является его оплата заказчиком.

Помимо этого, существует понятие срока действия контракта — такая дата также может быть прописана в контракте. Однако даже если она наступила, это не значит, что стороны должны прекратить исполнения своих обязательств, включая ответственность за просрочку.

Также в контракте предусматривается срок поставки товара или результата оказания услуги, выполнения работы. Он может быть как в виде фиксированной даты, так в виде графика.

В постановлении Правительства № 1093 от 28 ноября 2013 года содержится порядок подготовки отчета об исполнении контракта. Необходимо сформировать отчет в электронном виде, подписать его и ЭЦП и разместить в ЕИС. Отчет может быть:

  1. Об исполнении контракта. Подразумевается успешное исполнение, то есть поставка всех причитающихся по контракту товаров, работ либо услуг в определенные сроки и перечисление оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении контракта. В этот отчет в том числе включается информация о нарушениях, допущенных в ходе его исполнения, а также наложенные на виновника санкции.
  3. Об изменении или расторжении контракта. Помимо самого отчета, нужно приложить результаты экспертизы в виде заключения и документы о приемке. Отчет необходимо разместить в ЕИС в течение 7 дней с даты оплаты или расторжения контракта.

Согласно действующему законодательству основные условия контракта не могут быть изменены в процессе его исполнения. Федеральный закон 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень ситуаций, наступление которых может повлечь изменение условий контракта.

Так, сроки исполнения соглашения могут быть сдвинуты при изменении условий финансирования (если договор заключался на полгода и более). Здесь сразу стоит отметить один важный нюанс – корректировка условий исполнения контракта по 44-ФЗ допускается только в том случае, если такая возможность была предусмотрена текстом первичного договора.

Стоимость исполнения контракта по 44-ФЗ может быть снижена:

  • при сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • на 10 %, пропорционально объему поставки;
  • в случае невозможности исполнения условий договора по ранее определенной стоимости из-за того, что она превышает пределы установленного государством финансирования;
  • при изменении тарифов и уменьшении объемов финансирования.

Все изменения условий контракта согласовываются сторонами, а затем указываются в дополнительном соглашении.

После окончания конкурса и подписания итогового протокола у новоиспеченного поставщика есть 10 суток для того, чтобы заключить договор и предоставить его обеспечение. Если установленный законодательством срок будет нарушен, подрядчика признают уклоняющимся от исполнения условий договора и внесут его реквизиты в реестр недобросовестных поставщиков.

Аналогичные требования при заключении госконтракта предъявляются и к заказчику. Если он не предпримет никаких действий по истечении 10 суток после выбора поставщика, его признают уклонистом, а исполнитель сможет обратиться в суд в целях возмещения ущерба.

Новое понятие: «Отдельный этап исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ»

Результаты исполнения обязательств по контракту по 44-ФЗ непременно должны быть размещены в Единой информационной системе. На публикацию соответствующих сведений заказчику дается ровно 7 рабочих дней, которые отсчитываются с момента оплаты исполненного контракта или его отдельного этапа. Данные обязаны содержать информацию об эффективности проведенных мероприятий, соответствии закупки требованиям контракта, соблюдении сроков, о допущенных нарушениях и вмененных штрафных санкциях. Стоит отметить, что отчет должен быть составлен в электронном виде и заверен электронной подписью.

Различают два вида нарушений, с которыми заказчик может столкнуться в процессе работы с подрядчиком: ненадлежащее исполнение обязанностей и невыполнение обязательств в установленный контрактом срок. За нарушение первого типа предусмотрены штрафные санкции, а просрочка исполнения влечет за собой начисление пени.

Ненадлежащее исполнение условий контракта предполагает наличие несоответствий между выполненной работой и прописанными в контракте требованиями. Несоответствия могут быть выявлены в ходе приемки работы заказчиком или в результате проведения внешней экспертизы.

Исполнитель не имеет права нарушать сроки, установленные соглашением.

Срок исполнения контракта является существенным условием, а это значит, что он не может быть изменен в ходе действия договора. Именно поэтому любая просрочка исполнения контракта по 44-ФЗ, допущенная подрядчиком, влечет за собой наложение штрафных санкций или предъявление требования об оплате неустойки.

Руководитель отдела образовательных программ Росэлторг. В системе государственных, муниципальных и корпоративных закупок в качестве поставщика проработала более 5 лет, три из которых – руководила тендерным отделом Государственного университета управления. Кандидат экономических наук.

  • Все регионы России
  • Дистанционная форма обучения
  • Доступ 24/7
  • Удостоверение или Диплом установленного образца
  • Доставка по Почте России бесплатно
  • Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО

Что изменится в госзакупках с 2022

Согласно действующему законодательству, заказчику требуется вносить в информационную систему данные обо всех заключенных контрактах. Однако есть некоторые исключения, подробно описанные выше.

В реестр контрактов по 44 ФЗ надлежит добавить такие данные:

  • название компании, которая совершает закупку: ПФР, медучреждение, муниципальное учреждение образования и пр.;
  • откуда получены деньги для реализации гостендера;
  • как выбирается контрагент;
  • срок, в который должен быть выбран поставщик;
  • точную дату заключенного контракта;
  • конкретный объект торгов, цену, место изготовления, данные о производителе;
  • список сведений о контрагенте;
  • информацию о поправках в договоре, скорректированных условиях, причинах внесения исправлений;
  • копию договора с заверением ЭП со стороны заказчика;
  • всю документацию, которая служит подтверждением исполненных обязательств, включая накладные, акты и пр.;
  • размер неустойки, которую нужно заплатить при ненадлежащем исполнении работы;
  • итоги проведенной экспертизы;
  • информацию о расторжении договора с обозначением точной причины и подтверждением в виде документов;
  • идентификатор закупочной процедуры;
  • сведения о предоставлении гарантии — требуется не только указать в госконтракте, но и отразить это в ЕИС;
  • прочие данные, обозначенные в ПП РФ № 1084.

Принимать участие в закупках можно только при условии наличия ЭЦП для торгов.

Правила ведения РК устанавливают, что делать это нужно на государственном языке. Допускается указывать Ф. И. О. иностранного физлица либо наименования зарубежных юрлиц, торговых марок с применением букв латинского алфавита.

Каждой вносимой в РК записи должен быть присвоен собственный номер. В нем обозначается год создания записи и идентификатор конкретного заказчика, а также порядковый номер записи в РК в пределах календарного года по этому заказчику и согласно сквозной нумерации в рамках реестровой записи. Точный алгоритм присвоения, корректировки кодов заказчиков и уникального номера реестровой записи регламентирован Минфином РФ. На Федеральное казначейство возлагается обязанность сразу же после присвоения уникального номера реестровой записи либо ее обновления включить данные в РК.

Работа заказчиков организована через спецсистему под названием «Электронный бюджет». С ее помощью готовятся данные для последующей передачи в реестр контрактов. Подписание документации осуществляется ЭП. Есть несколько возможных вариантов. Первый — сделать скан-копии бумаг, позаботиться об их размещении в системе с подписью ЭП. Второй — сформировать электронную документацию и поставить цифровую подпись.

Обеспечение достоверности и полноты отправленных сведений ложится на плечи руководства контрактного отдела закупающей компании. Несоблюдение требований Федерального закона чревато наложением штрафных санкций в сумме 20 тысяч рублей. Это прописано в тексте статьи 7.31 КоАП РФ.

Данные о договорах появляются в реестре контрактов согласно правилам, указанным в Приказе Минфина № 113н. При подготовке данных для передачи в реестр контрактов по 44 ФЗ заказчик должен обозначить номер документа о приемке товаров. Нужно добавить и реквизиты этого документа.

В реестре контрактов следует указать:

  • объем приобретенных ТРУ;
  • в какой валюте оплачивались исполненные контрактные обязательства;
  • цену;
  • реквизиты платежной квитанции;
  • размер внесенной оплаты;
  • сумму излишков при переводе денег;
  • расторжение контрактных обязательств контрагента.

При использовании банковской гарантии с целью обеспечения исполнения обязательств по контракту, надлежит включить в реестр контрактов такие данные:

  • номер записи в реестре банковских гарантий;
  • размер суммы;
  • дату и номер сообщения банковского учреждения с отказом удовлетворить требования либо реквизиты платежной документации при выдаче БГ.

Правила были обновлены. Теперь у заказчика есть 5 суток на то, чтобы отправить данные. Этот же срок отводится на подачу отчета в реестр контрактов при внесении каких-либо корректировок в договор.

Сообщить об исполненных либо расторгнутых контрактных обязательствах надлежит в течение 5 дней. На протяжении указанного периода времени следует добавить информацию в данные реестра.

В свои очередь, у Федерального казначейства имеется 3 дня на то, чтобы посмотреть и проанализировать полученные материалы. Проверка включает сопоставление ИКЗ в каждом из документов, оценку лимита финобеспечения, полноты представленных сведений и пр.

Важно оговорить, что речь идет именно о рабочих днях вместо календарных. Если представленные со стороны заказчика данные и документы не соответствуют регламентированным критериям, их размещение в РК невозможно.

На портале ЕИС приведена информация о том, каков порядок действий по внесению корректировок в реестр контрактов. Найти необходимые данные можно в разделе под названием «Материалы для работы в ЕИС».

Алгоритм действий следующий. Сначала нужно открыть реестр и выбрать строку с названием «Исполнение», расположенную на главной странице. Следующий шаг — нажать на строку «Внести изменения» для конкретной записи. Далее вы попадете в поле редактирования проекта. Достаточно нажать «Продолжить».

Схема дальнейших действий такова. Требуется перейти в раздел «Тип изменения», где в поле «Общая информация» выбрать пункт «Изменение контракта». Для добавления документов надлежит их прикрепить с последующим нажатием клавиши сохранения. Все внесенные сведения будут проверены автоматическим образом. При обнаружении несоответствий выводится оповещение системы.

Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2021 году

Умение грамотно пользоваться реестром контрактов и изучать содержащиеся в нем сведения — ценный навык для поставщиков и тендерных специалистов. Информация дает возможность сформировать мнение о том, насколько благонадежным является заказчик. Также здесь содержатся полезные данные об уже проведенных закупочных процедурах, контрагентах конкретного заказчика. Так что можно получить подробно информацию о муниципальном учреждении и потенциальных конкурентах сразу.

Поставщикам следует научиться пользоваться РК, так как информационная база позволяет создать документ для подтверждения собственной благонадежности. Данные окажутся полезными при снижении поставщиком цены на четверть и более во время проведения тендера. Это станет доказательством того, что нет намерения демпинговать. Не менее важной информация окажется и в случае необходимости подтвердить благонадежность заказчика.


Исполнение контракта в рамках 44-ФЗ накладывает определенные требования, которые подлежат к исполнению, в противном случае выполнение контракта будет признано ненадлежащим. Законодательная база устанавливает ряд обязательств как для поставщика так и для Заказчика. Для Исполнителя:

1. Своевременно предоставить достоверные сведения о процессе исполнения условий контракта. Субъект должен, в том числе, сообщить о сложностях, возникших у него в ходе осуществления оговоренных действий.

2. Предоставить результаты производства работ, поставки продукции, оказания услуг в установленный соглашением период.
Для Заказчика:

  • На заказчика возлагается обязанность выполнить экспертизу результатов, принятых от поставщика. Данная процедура выполняется субъектом за счет собственных средств.
  • Для проведения экспертизы могут привлекаться компетентные граждане и организации на основании договора.

В рамках исполнения контракта по 44-ФЗ заказчик может освобождаться от обязанности привлекать экспертов также в случаях, когда производится закупка:

  • Печатных/электронных изданий конкретных авторов у издателей, если последние обладают исключительными правами или лицензиями на использование этих объектов, а также предоставление доступа к ним для поддержания нормальной деятельности муниципальных и государственных учебных заведений, библиотек, научных организаций.
  • Услуг, связанных с организацией и обеспечением визитов глав зарубежных стран, их правительств, парламентских делегаций, руководства международных структур. В частности, речь об обслуживании оргтехники, компьютерного и звукотехнического оборудования, транспортном и гостиничном обслуживании, питании.
  • Продукции, работ, услуг для обеспечения функционирования объектов госохраны. К ним, в числе прочего, относят деятельность по организации выездных мероприятий, осуществляемых Президентом, Правительством, палатами ФС.
  • При аренде нежилого сооружения/помещения для обеспечения региональных, федеральных или муниципальных нужд, а также заказчиком, ведущим деятельность за рубежом.
  • Если в качестве результата выполненной работы, предусмотренной договором, выступает проектная документация на объект капстроительства либо итоги инженерных изысканий, подвергнутые или не подвергнутые госэкспертизе, если она является обязательной, согласно законодательству.

Что такое исполнение контракта по 44-ФЗ

Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

  • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
  • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
  • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
  • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.