Град кодекс РФ понятие квартира дом часть дома в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Град кодекс РФ понятие квартира дом часть дома в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

1) градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства; (в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

2) территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

3) устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;

4) зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ, от 29.07.2017 N 222-ФЗ, от 01.07.2017 N 135-ФЗ)

5) функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

6) градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

7) территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

8) правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

С 1 марта 2022 года – новые Правила пользования жилыми помещениями

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 80-ФЗ)

11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения). (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, сноса объектов капитального строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

4. К отношениям, связанным с приобретением, утратой статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом. (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

5. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

Градостроительный кодекс Российской Федерации

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: (в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 80-ФЗ)

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации;

2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; (в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности;

3.1) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

3.2) осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

3.3) обращение в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

3.4) установление перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

3.5) ведение федеральной государственной информационной системы территориального планирования; (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

3.6) установление правил формирования и ведения классификатора строительной информации; (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

3.7) формирование и ведение классификатора строительной информации; (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

3.8) установление правил формирования и ведения информационной модели, состава сведений, документов и материалов, подлежащих включению в информационную модель; (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

3.9) перечень случаев, при которых формирование и ведение информационной модели являются обязательными; (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

3.10) принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образование, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2017 N 191-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

2. В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2017 N 191-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

2.1. Сметная стоимость строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ)

С развитием института собственности у граждан возникают проблемы с государственной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Жилищное законодательство предусматривает спе­циальную регламентацию некоторых отношений, складывающихся при пользовании жилыми помещениями, находящимися в много­квартирных домах.

Так, в соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

ГЖИ подала апелляционную жалобу, указав, что земельный участок хоть и относится к общему имуществу МКД, но не является помещением общего пользования. Следовательно, наличие такого участка не может быть признаком того, что дом является многоквартирным. Жилое здание, состоящее из двух квартир с отдельными выходами на земельный участок без прямого доступа к помещениям общего пользования, не является многоквартирным. Спорный дом обладает признаками жилого дома блокированной застройки согласно ст. 49 ГрК РФ.

Апелляционный суд, повторив доводы своих коллег и полностью с ними согласившись, добавил также, что

  • Спорный дом признаётся многоквартирным ввиду наличия в нём общего имущества: единой крыши и единого цельного фасада, общего фундамента, одного земельного участка, внутридомовых инженерных коммуникаций по энергоснабжению.
  • Наличие общего имущества влечёт возможность управления им специализированной организацией.
  • В техническом паспорте дома указано наличие чердачных перекрытий, соответственно, в доме есть чердак, который является помещением, предназначенным для обслуживания более одной квартиры, и входит в состав общего имущества собственников помещений.

Если в документах на частный дом указана квартира, что это значит?

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Термин «апартаменты» в законопроекте отсутствует. Документом предлагается ввести понятие «многофункциональное здание», которое включает в себя жилые и нежилые помещения. Апартаменты можно будет строить вне границ жилой застройки, в общественно-деловой зоне. При этом жилые и нежилые помещения таких зданий не должны находиться на одной лестничной площадке, а доступ собственников и пользователей нежилых помещений к жилым помещениям должен быть ограничен, отмечается в законопроекте.

Регионы получат право устанавливать местные нормативы градостроительного проектирования в отношении апартаментов, которые подразумевают обеспечение таких проектов объектами социальной и иной инфраструктуры, говорится в пояснительной записке.

Согласно проекту закона, покупателей жилья в апартаментах защитит 214-ФЗ «О долевом строительстве».

— Обсуждение вопроса узаконивания апартаментов не теряет своей актуальности последние несколько лет. Только за последний год было уже несколько попыток подойти к его разрешению. В этом обсуждении нужно рассматривать две параллельные задачи: первая — решение судьбы уже существующих апартаментов, вторая — определение форматов дальнейшего регулирования строительства апартаментов, или, как назвали в законопроекте, многофункциональных зданий. Разработанный законопроект дает надежду на решение второй задачи, но несколько упускает первую. Конечно, стоит понимать, что предстоит еще обсуждение в комитетах Госдумы, на экспертных площадках. Думаю, закон еще будет дорабатываться и дополняться. Конечно, людей значительно сильнее заботит статус уже имеющихся апартаментов, тех помещений, в которых они уже живут. Если уже имеющиеся апартаменты не получат статус жилых помещений, то цены на них так и останутся ниже на 15–20%, чем на аналогичное жилье.

Законопроектом предлагается распространить на апартаменты действие Жилищного кодекса. Если закон примут, то жители многофункциональных зданий будут оплачивать коммунальные услуги по тарифам для жилых домов, а также платить за капремонт общего имущества. Как и в жилых домах, в апартаментах будут управляющие компании. Главное — жители апартаментов смогут прописаться в них.

С 1 марта 2022 года вводится обновленная редакция правил пользования жилыми помещениями, утвержденная Приказом Минстроя (от 14.05.2021 № 292/пр).

Для жителей муниципальных квартир вводится новая обязанность — немедленно принимать меры к устранению неисправностей жилого помещения и оборудования, которое в нем находится, и сообщать о них наймодателю (т. е. муниципальной администрации).

За нарушение правил пользования жилыми помещениями предусмотрены административные штрафы (для граждан — от 1 до 2,5 тысяч рублей, ст. 7.21 КоАП РФ).

С 1 февраля 2022 г. вступят в силу новые поправки в Закон «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым данные кадастрового учета пополнятся сведениями о признании многоквартирного дома аварийным.

Поэтому в выписке из ЕГРН можно будет увидеть, что интересующая квартира расположена в доме, который непригоден для проживания и подлежит сносу или реконструкции.

Это позволит избежать возможных проблем при покупке такого жилья (Закон от 26.05.2021 № 148-ФЗ).

Плательщики НДФЛ, которые купили жилье в 2021 году и еще не получали налоговый вычет, в 2022-м смогут воспользоваться возможностью вернуть налог в упрощенном порядке (Закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).

Если расчет за квартиру проводился через банк, который участвует в обмене информацией с налоговой службой (узнать это можно на сайте ФНС), то он в следующем году передаст сведения о сделке в ФНС.

И та пришлет уведомление покупателю в его Личный кабинет, что он может подписать заявление на получение налогового вычета.

После подтверждения права на вычет деньги поступят на счет налогоплательщика.

Правительство уже утвердило предельные индексы изменения размера платы, вносимой за коммунальные услуги, на 2022 год (Распоряжение от 30.10.2021 № 3073-р).

Очередной рост тарифов запланирован, как обычно, на второе полугодие (с 1 июля 2022 г.). В среднем повышение должно составить от 3% до 5%.

Самые высокие индексы предусмотрены для Чеченской Республики (6,5%), Санкт-Петербурга (6,3%), Республики Крым и Севастополя (6,2%), Татарстана (6,2%), Дагестана (6%) и Москвы (6%).

Но практика ежегодного утверждения предельных индексов роста тарифов на ЖКУ, по всей видимости, скоро сойдет на нет.

Правительство РФ утвердило концепцию Антимонопольной службы (ФАС РФ) о долгосрочном тарифном регулировании.

Регионам предоставили право утверждать предельные индексы сразу на несколько лет вперед, по согласованию с ФАС.

Часть дома или квартира? Как оформить земельный участок, прилегающий к дому?

5. Дополнительные права региональных властей

Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.

Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:

  1. прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
  2. резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю

По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:

  • зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
    • это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
  • необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли

С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:

  • не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
  • будут застроиваться фермерскими домами

В статье 130 ГК РФ в качестве самостоятельных объектов гражданских прав выделяются такие виды недвижимого имущества, как жилые и нежилые помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Статья 16 ЖК РФ устанавливает следующие виды жилых помещений:

1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.

Определение понятия «комната» содержится в части 4 статьи 16 Жилищного кодекса РФ:

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Жилая комната: жилое помещение для постоянного проживания в квартирах, а также временного проживания в гостиницах, пансионатах, домах отдыха, кемпингах и других общественных зданиях временного пребывания («СП 137.13330.2012. Свод правил. Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования» (утв. Приказом Госстроя от 27.12.2012 N 119/ГС).

Из этого определения, которое может меняться в зависимости от законодательных актов региона, можно сделать выводы об основных признаках квартиры как таковой:

  • структурная обособленность — это отделение помещений квартиры от других частей строения стенами и перекрываемым входом;

  • функциональная связанность — внутри квартиры помещения могут использоваться для проживания и удовлетворения бытовых потребностей, при этом доступ к ним возможен через единый вход;

  • соответствие санитарным и прочим нормам, регулирующим состав, площади, освещенность, воздухообмен, обеспеченность водой, энергией, системами коммуникации и отведения стоков, общей и пожарной безопасности;

  • конструктивная связь со строением — квартира является частью дома, ее физически нельзя выделить и переместить.

Обязательным условием признания помещения квартирой является расположение дома (строения) на землях, отведенных под жилое использование и строительство. Если одно из перечисленных условий не выполняется, то объект становится нежилым. Пример такого решения — апартаменты, которые могут иметь достаточно функциональности для временного проживания (размещения), но не признаются жилыми объектами.

Налоги и расплата за балкон: что ждет собственников в 2022 году

При выборе квартиры в новостройке следует обратить внимание на статус строения — недобросовестный застройщик может получить разрешение на строительство жилого дома, построить его как многоквартирный или блочный и продать там помещения. Впоследствии не удастся оформить на них право собственности, а само строение может быть и снесено. Вернуть деньги в этом случае будет практически невозможно!

По определению многоквартирным является тот дом, который имеет две или более квартиры. Притом каждая квартира должна иметь свой отдельный вход из помещения, находящегося в общественном пользовании. В таком доме обычно содержатся те элементы, которые считаются общей собственностью, принадлежащей владельцам помещений. Это понятие определено в соответствующем жилищном праве и законодательстве. Чтобы определить, какой дом считается многоквартирным, необходимо знать некоторые особенности подобного строительного сооружения.

Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Таким образом, двухквартирный дом является многоквартирным домом.

Но на этом вердикте судебные тяжбы двух соседей в одном доме не закончились. Спустя полгода гражданин, построивший второй этаж, все-таки получил от администрации муниципального района разрешение на уже проведенную реконструкцию. Не отдыхал и сосед истца. Он внес изменения в ЕГРП, на основании которых его квартира стала именоваться частью жилого дома. Получив на руки такие документы, он стал утверждать, что их общий с соседом дом является домом многоквартирным.

Понятие и виды жилых помещений

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

В 1998 г. окончила юридический факультет Государственной академии нефти и газа им. Губкина по специальности «правоведение». С 1999 г. проходила стажировку в Московской городской коллегии адвокатов, с 2000 г. присвоен статус адвоката. В дополнение к адвокатской практике, в 2007 г. являлась ведущей.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2015 г

Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правом принимать решение о пределах пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, принятие решения о передаче в пользование общего имущества отнесены к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Дом на два хозяина: некоторые проблемы определения понятия

Дом блокированной застройки – это жилое помещение вида многоквартирного дома, где каждая квартира имеет свой выход на улицу. Но данное понятие не закреплено в ЖК РФ и ГК РФ. Из системного анализа ст. ст. 289, 290 ГК РФ и ст. ст. 16, 36 ЖК РФ следует, что многоквартирный дом – это дом, состоящий из двух и более квартир, а также входящих в состав общего имущества помещений общего пользования, признающихся общей долевой собственностью сособственников квартир, земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства 1 . Также в пункте 6 Постановления Правительства РФ N 47 содержится понятие многоквартирного дома: многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Аннотация: Статья имеет междисциплинарный характер, так как предмет исследования урегулирован нормами гражданского, жилищного и градостроительного права. Она посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу правового статуса «домов на двух хозяев». В статье рассмотрено регулирование данного вопроса в законодательстве и внесены предложения по его совершенствованию. Понятие «дом на двух хозяев» не имеет легального определения, да и вообще не имеет никакого определения. Он представляет собой жилой дом из двух частей с единой смежной стеной, но отдельными выходами на улицу.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу оформления прав собственниками помещений в двухквартирных домах (в том числе в домах блокированной застройки) на земельные участки, на которых расположены такие двухквартирные дома и сообщает.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и который сформирован после введения в действие Жилищного кодекса, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Председатель правления концерна «Русич» Александр Ванчура рассказал, что с 1 февраля 2022 года повысится кадастровая стоимость жилья. Ее размер в московском регионе составит в среднем 181 тыс. рублей за 1 кв. м. По словам Андрея Большакова, основателя юридической фирмы Bolshakov & Partners, в Москве она повысится на 21,4%. В последний раз это значение корректировали в 2018 году. Ванчура связал изменения с «ощутимым ростом цен» на недвижимость в 2020 году.

По каким критериям дом признаётся многоквартирным

С 1 марта следующего года, согласно Федеральному закоу от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, разрешается строить индивидуальные жилые дома (ИЖС) на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства, рассказала медиатор Леонова. По ее словам, регистрация будет проходить по правилам «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года. Однако у этого правила есть ограничения: построить можно будет не более одного жилого дома площадью до 500 кв. м. Площадь застройки не должна превышать 0,25% территории сельхозназначения.

Сергей Соловьев, основатель, партнер юридической компании «Бугров и партнеры», отметил, что региональные власти должны будут сами определить территории, где строительство жилых домов запрещено. Ранее такие земельные участки можно было использовать только для возведения строений, предназначенных для хранения и переработки сельхозпродукции, напомнил он.

До 1 марта 2022-го земельные участки, стоящие на учете со статусом «временные», должны быть переведены в статус «учтенные» или аннулированы (ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ), заявила Юлия Леонова.

По ее словам, если участок был получен в аренду или выделен, но права на него не внесены в ЕГРН, после указанной даты сведения о нем удалят из реестра. Это значит, что нужно будет получать новые документы на образование земельного участка и ставить его на кадастровый учет или в судебном порядке доказывать свои права.

При этом учитываются результаты проверки фундамента, несущих стен, планировки здания и отдельных помещений, внутреннего состояния.

Обязательно учитываются санитарные и гигиенические условия жилья и их соответствие нормам.

По официально принятым нормам, жилище может представлять весомую угрозу для жизни людей, если: 70% всей площади жилого многоквартирного дома или частного дома изношены; 60% отдельного дома, построенного из дерева, изношено; жилое здание находится в пределах санитарно-защитного, пожароопасного или взрывоопасного объекта.

Также опасным соседством может быть завод или отдельный цех, инженерные сети или территории, где возведение жилых объектов вообще рискованно; дома находятся на земельных участках, которым угрожают последствия природных катастроф.

Но, разумеется, до его подачи нужно убедиться, что дом соответствует предъявляемым требованиям.

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Таким образом, двухквартирный дом является многоквартирным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

Разграничение статусов «дом» и «домовладение»

Таким образом, по закону жилье считается ветхим, если оно не отвечает требованиям эксплуатации из-за физического износа. Методическое пособие той же организации содержит более конкретные указания, как определить ветхость строения:

  1. Для каменных зданий износ должен превышать 70%.
  2. Износ деревянных превышает 65%.
  3. На фоне прочности несущих конструкций необходимая эксплуатация невозможна.

При этом несущие конструкции – те, которые обеспечивают общую целостность схемы постройки при внешних воздействиях, берущихся во внимание в данном регионе.

Чтобы здание признали аварийным, необходимо соответствие указанием той же методической работы МКД 2.

04. 2004 года:

  1. Большая часть несущих конструкций пришла в негодность.
  2. Пребывание в здании и рядом с ним опасно для жизни и здоровья людей.

Таким образом, дом пригоден для постоянного проживания. Указанный дом является единственным возможным местом жительства заявителя.

Санкт-Петербурга. Указанная регистрация по месту пребывания будет продлеваться заявителем и в дальнейшем, до реализации права о регистрации по месту постоянного проживания. Заявитель обратилась в Администрацию МО Всеволожского муниципального района ЛО с заявлением о признании дома пригодным для постоянного проживания.

требует подготовки проекта перепланировки, который должен быть согласован соответствующими органами, что занимает не всегда поддающийся математическим подсчетам объем времени и финансов).

В это связи, мы порекомендовали Заказчику остановиться на первом варианте и признать садовый дом жилым и пригодным для постоянного проживания в судебном процессе.

Методика решения задачи: Основных факторов успеха, от которых зависит благоприятное судебное решение два: 1) садовый или дачный дом должен отвечать всем признакам жилого помещения — санитарно-гигиеническим, противопожарным и строительным нормам; 2) необходимо доказать, что этот садовый дом является единственным возможным местом жительства; последнее по сути означает, что нежелательно иметь на правах собственности иное жилое помещение.

Соответствуя Жилищному Кодексу РФ, понятие общая площадь включает в себя сумму площадей всех комнат и частей данного помещения, в том числе и площадей комнат (помещений) дополнительного или вспомогательного назначения (использования), которые предназначаются для бытовых и иных потребностей граждан. Такими помещениями считаются: кухни, коридоры, ванные комнаты и т.п.

Для индивидуальных жилых домов общая площадь строения не включает в себя подполье для проветривания, крыльцо, наружные, т.е. открытые лестницы, чердачные помещения, портики и тому подобное. Также, в общую площадь не входят те площади, которые заняты под выступающие конструктивные элементы, под отопительные печи, или находятся с дверными проёмами или в их пределах.

Официально нет такого термина, как «квартира на земле». Точно так же, как нет хрущевок, брежневок, сталинок, чешек, ленинградок и т. д. Об этом вам скажет любой архитектор.

Все это придумки риелторов, которых тоже, кстати, официально нет, для обозначения атрибутов жилья, понятного каждому. Согласитесь, когда человек слышит слово «хрущевка», он сразу представляет себе маленькую квартиру с низкими потолками, маленькой кухней и ванной, а когда слышит «сталинка» — возникают другие ассоциации.

Отличие статуса квартиры от жилого помещения: в чем разница?

Разберемся что такое квартира, усадьба, дом. Согласно ч. 1. ст. 382 ГК, квартира — это изолированное помещение в жилом доме, предназначенное и пригодное для постоянного в нем проживания. А согласно ст. 380 ГК, жилой дом – это строение капитального типа, возведенное с соблюдением требований, определенных законом, иными нормативно-правовыми актами, и предназначенное для постоянного в нем проживания . При этом мало кто знает, что официально существует еще такой термин, как «усадьба» – это земельный участок вместе с размещенными на нем жилым домом, хозяйственно-бытовыми строениями, наземными и подземными коммуникациями, многолетними насаждениями. В случае отчуждения жилого дома считается, что отчуждается вся усадьба, если иное не определено договором или законом (ст. 381 ГК).

Если в жилом доме более одной квартиры, он считается многоквартирным (ст. 2.1 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества).

Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Все жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, составляют жилищный фонд, включающий дома и строения, собственником которых являются:

  • государство (государственный жилищный фонд);
  • колхозы, кооперативы, профсоюзы и другие общественные организации (общественный жилищный фонд);
  • жилищно-строительные кооперативы (фонд жилищно-строительных кооперативов);
  • граждане по праву частной собственности (частный жилищный фонд).

В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенных для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера (ст. 4 ЖК).

Соответственно, индивидуальные жилые дома (объекты индивидуального жилищного строительства), как это предусмотрено статьями 48 и 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изначально предназначены для проживания одной семьи. При всем различии многоквартирных домов от домов блокированной застройки с точки зрения этажности, планировки, благоустроенности и т.п. их объединяют два признака, имеющие правовое значение: совокупность квартир (не менее двух) и наличие в доме общего имущества, предназначенного для обслуживания этих квартир (статья 36 ЖК РФ).

С учетом названных критериев многоквартирными остаются и небольшие одноэтажные дома, возведенные и предоставленные в соответствии с проектной документацией для проживания нескольких семей. Несмотря на известную автономность квартир в домах такого вида, они не могут оставаться без элементов общего имущества, таких как фундамент, стены, несущие конструкции, чердак, крыша (статья 36 ЖК РФ). Между тем многоквартирные дома в отличие от индивидуальных жилых домов не являются объектом права собственности, возможность их раздела на отдельные ограничена законом (статья 37 ЖК РФ). Таким образом, основным критерием отнесения здания к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

Из положений части 1 статьи 36 ЖК РФ усматривается, что если квартира не отвечает признакам помещения в многоквартирном доме, за отсутствием в доме помещений общего пользования, соответствующим признакам многоквартирного дома, и принадлежащее Вам жилое помещение фактически является индивидуальным жилым домом, то Вы как собственник такого помещения вправе изменить его статус, признав на такой объект как жилой дом право собственности.

Проблема заключается в том, что на такие многоквартирные жилые дома распространяют режим общей долевой собственности, что усложняет жизнь владельцами такого жилья, не дает им делать перепланировки, расширять жилье и прочее.

Так, на обращение доверителя в Госкомрегистр с заявлением о внесении сведений о регистрации квартиры, было отказано по причине того, что на кадастровый учет ставят только отдельную квартиру или дом в целом, а не долю в доме.

Как пояснил журналистам председатель Государственной думы Вячеслав Володин, законопроект позволит устранить правовой пробел, возникший в жилищном законодательстве, и защитит права собственников.

«Сегодня по закону жилищный фонд включает в себя только три вида объектов: жилой дом, квартира и комната. Но в последние годы в России появились и набирают популярность новые категории жилья, такие как таунхаус, лейнхаус, дуплекс и другие объекты блокированной застройки. Они относятся к категории жилого дома, но имеют ряд особенностей, согласно которым такой дом не является ни частным, ни многоквартирным. То есть фактически их правовой статус не определен. Часто владельцам такой недвижимости требуется обращение в суд для присвоения категории здания», — отметил он.

Как указал со своей стороны председатель профильного комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, «участие таких домов в региональных программах капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах сейчас невозможно». «После внесения соответствующих уточнений в законодательство дома блокированной застройки могут быть включены в такие программы», — пояснил он журналистам.

На дачном участке могут располагаться капитальные и некапитальные строения:

  1. Бани.
  2. Хозяйственные помещения (сараи).
  3. Теплицы.
  4. Временные сезонные сооружения.
  5. Гараж.

На некапитальные переносимые строения имущественный налог не начисляется, регистрировать их в Росреестре необязательно. Если же объект нельзя переместить без ущерба, лучше зарегистрировать его в установленном порядке. Налог будет платиться с учетом кадастровой стоимости.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых допускается принятие решения о комплексном развитии территории в отношении двух и более несмежных территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, с заключением одного договора о комплексном развитии таких территорий.

Использование материалов Реального Времени разрешено только с предварительного согласия правообладателей.

Собственники указанных «долей-домов», как правило, стремятся выйти из отношений общей долевой собственности. Такие действия продиктованы желанием самостоятельно распоряжаться принадлежащей частью дома, в том числе отчуждать, сдавать в аренду, проводить работы по реконструкции и т.д. без получения разрешения соседей.

Новые правила расчёта налога на доходы полученные от продажи недвижимости, заключение сделок удалённо через нескольких нотариусов, увеличение взносов на капитальный ремонт, изменения жилищного законодательства — это далеко не полный перечень тех изменений, которые ждут владельцев недвижимости в 2021 году.

Собственники указанных «долей-домов», как правило, стремятся выйти из отношений общей долевой собственности. Такие действия продиктованы желанием самостоятельно распоряжаться принадлежащей частью дома, в том числе отчуждать, сдавать в аренду, проводить работы по реконструкции и т.д. без получения разрешения соседей.

В марте 2021 года вступают в силу изменения в законодательстве, некоторые их которых затронут сферу ЖКХ. Большинство нововведений будет интересно не столько собственникам, сколько юридическим лицам – управляющим организациям, товариществам и кооперативам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.