Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в техосмотре в 2022 году легковых». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Последний официальный закон, который вносил изменения в правила прохождения техосмотра, был утвержден в 2019 году, но его положения вступили в силу только 1 марта 2021 года. Причиной стал коронавирус и повсеместное закрытие диагностических станций из-за режима самоизоляции.
Однако можно констатировать, что чиновники так и не завершили намеченную «реформу», поскольку уже сейчас законодатели рассматривают новый закон, который вовсе отменит техосмотр в 2022 году для большой категории автовладельцев.
Вместе с этим, с 1 марта введена новая норма, согласно которой от техосмотра освобождаются транспортные средства возрастом до 4 лет (ранее – до 3 лет). Также согласно поправкам, техника возрастом 4-10 лет должна проходить осмотр один раз в два года (ранее это касалось 3-7-летних машин), а более 10 лет – ежегодно. Такой же ежегодный техосмотр остался обязательным для автобусов, грузовиков и автомобилей такси.
Также с марта 2021 года вместо бумажной диагностической карты стала применяться электронная запись в базе данных ЕАИСТО. Это сделано для того, чтобы контролировать наличие техосмотра при помощи дорожных камер видеофиксации. Штраф за отсутствие технического осмотра у автомобилей, принадлежащим физлицам, остался прежним – 2000 рублей. Юридическим же лицам могут предъявляться более серьезные санкции – 300 тысяч рублей за первое нарушение и до 500 тысяч – за повторное.
Техосмотр 2022: все новые правила, отмена у легковых авто б/у, осаго
Итак, в новом законопроекте чиновники предлагают:
- Сохранить норму, согласно которой техосмотр могут не проходить легковые автомобили и мотоциклы возрастом до 4 лет, находящиеся в собственности физических лиц.
- Ввести норму, по которой легковые автомобили и мотоциклы возрастом более 4 лет должны будут проходить техосмотр только при прохождении регистрации в ГИБДД, которая связана либо со сменой собственника, либо с внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
- Сохранить обязательный техосмотр для всех транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.
- Сохранить обязательный техосмотр для грузовиков и автобусов, находящихся в собственности физических лиц, а также любых других транспортных средств, которые используются не в личных целях (такси).
- Оставить возможность автовладельцам проходить техосмотр по желанию.
Ориентировочная дата принятия закона и его введения – 1 марта 2022 года. Таким образом, при успешном прохождении законопроекта через все слушания и проверки весной следующего года для подавляющего большинства передвигающихся по российским автодорогам транспортных средств обязательный техосмотр фактически будет отменен.
Госдума единогласно приняла во вторник, 9 ноября в первом чтении законопроект «Единой России» об отмене обязательного техосмотра. Он значительно упростит жизнь людей, избавив их от бюрократии и лишних расходов, отметил секретарь Генсовета партии Законопроект «Единой России» об отмене обязательного техосмотра призван избавить автовладельцев от регулярных утомительных и зачастую бессмысленных процедур, заявил один из авторов документа, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак. Он указал, что теперь эта процедура будет необходима лишь перед постановкой подержанной машины на учет, но и то только в случае, если она старше четырех лет. — При этом в коммерческих и пассажирских перевозках, для такси и грузовых автомобилей правила техосмотра не меняются — там совершенно другие условия эксплуатации, и регулярный техосмотр оправдан и необходим. Наш законопроект уже нашел поддержку в правительстве.
Выпуск на линию транспортного средства без прохождения ТО наказывается для должностного лица штрафом 2 тыс. р, юридического лица 50 тыс. р.
Физлицам придется оплачивать две тысячи рублей за езду без ТО. Вряд ли оправдаются надежды, что автомашина не попадет в объектив камер. Если отложить поездку на ТО, набежит нескромная сумма.
Фиктивное оформление карты без осмотра или занесение информации в ЕАИС без практического обследования обойдется гражданину в 5-10 тысяч р. Повторное аналогичное нарушение повлечет ужесточение наказания до 10-20 тысяч.
Для аккредитованных специалистов, занимающихся оформлением диагностической карты, увеличены существующие штрафы, а также введены новые. Технические эксперты приравнены к должностным лицам.
Нарушение | Для должностного лица, тысяч руб. | Для юридического лица, руб. |
Аккредитация с нарушением законодательства | От 30 до 50 | От 200 до 500 |
Ведение реестра с нарушениями | От 20 до 30 | От 100 до 200 |
Сокрытие сведений, которые должны быть внесены в единый реестр | От 3 до 5 | От 30 до 50 |
Оформление карты без проверки ТС | От 30 до 50 | От 200 до 300 |
Занесение сведений о проведении ТО в ЕАИС без осмотра | От 30 до 50 | От 200 до 300 |
Проведение проверки специалистом, о котором нет сведений в реестре или не уполномоченным для работы в данном пункте ТО | От 3 до 5 | От 10 до 20 |
Проведение осмотра лицом без аккредитации | От 30 до 50 | От 100 до 300 |
Повторное нарушение | Дисквалификация на 1-3 года | От 300 до 500 |
Отдельным пунктом следует отметить проведение процедуры для автобусов. Согласно новой редакции Федерального закона, при техосмотре автобусов должны применяться особые правила. Одним из главных условий является присутствие сотрудника ГИБДД.
Также водители должны учесть, что процедура может быть назначена только по предварительной записи за 5 и более рабочих дней до планируемой даты. Назначить время техосмотра можно по телефону или через электронную почту. В заявке следует указать желаемую дату проведения ТО, сведения об автобусе, марку и модель, а также VIN и государственный регистрационный номер.
Начиная с 1 марта 2022 года все операторы ТО должны будут оформлять только электронные диагностические карты. Все данные о результатах будут внесены в единую информационную систему, без выдачи на руки водителю. Однако в некоторых случаях владелец транспортного средства сможет получить необходимую ему информацию на бумажном носителе.
Все диагностические карты создаются мгновенно во время проведения осмотра транспортного средства, и будут храниться в базе данных в течение 5 лет. Для получения ДК на бумажном носителе, необходимо будет обратиться к оператору, проводящему техосмотр. Получение бумажной карты является бесплатным, однако за выдачу дубликата придется заплатить в соответствии с тарифом.
Сроки вступления в силу санкций и штрафов при нарушении в процедуре техосмотра также переносятся на 1 марта 2022 года. С момента вступления закона в действие, водятся денежные штрафы за управление автомобилем или другим транспортным средством, не имеющим ДК, а также не прошедшим ТО. Нарушения будут фиксироваться дорожными камерами и сверяться с единой базой данных. На данный момент сумма штрафа для этой категории нарушителей составляет 2 тыс. руб.
Какие новые правила техосмотра для легковых автомобилей будут в 2022 году?
Все изменения в Федеральном законе вступили в силу 1 апреля 2021 года, но начнут действовать с 1 марта 2022 года. Нововведения коснутся обязательного присутствия сотрудника ГИБДД при осмотре автобусов, сроков и периодичности ТО для разных видов транспорта, фотофиксации машины при заезде на осмотр и выезде после завершения процедуры, штрафов и др.
Однако некоторые поправки начнут действовать с 27 июля 2021 года. К ним относится уголовная ответственность за проведение ТО без наличия соответствующей аккредитации.
В соответствии с обновленное ст. 171 УК РФ, проведение техосмотра без соответствующего разрешения наказывается денежным штрафом, обязательными работами или арестом сроков до 6 месяцев.
Изменения в законодательство об ОСАГО внесены новым законом от 02.07.2021 № 343-ФЗ.
Согласно документу, из ст. 16 закона № 196-ФЗ исключено упоминание о том, что полис ОСАГО выдается только после прохождения техосмотра. А из ст. 15 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» исключена обязанность предъявлять страховой компании диагностическую карту. Ранее это требовалось сделать перед заключением договора страхования.
Следовательно, с автовладельцев:
- не снимается обязанность по прохождению техосмотра в принципе;
- снимается обязанность предъявлять результаты техосмотра при покупке полиса ОСАГО.
То есть два этих момента не стоит путать. То, что купить полис ОСАГО теперь можно будет без техосмотра, не отменяет обязанности по его прохождению.
У владельцев авто в связи с введенным новшеством возникает закономерный вопрос: не сможет ли страховая при возникновении страхового случая (ДТП) взыскать ущерб с владельца в регрессном порядке, если авто не проходило техосмотр?
По закону такое действительно возможно. Но есть ряд нюансов.
Так, предъявить регрессное требование страховая сможет только виновнику ДТП, а не всем его участникам (подп. «и» п. 1 ст. 14 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ с изменениями от 01.03.2021). Согласно данному подпункту, к страховой, возместившей ущерб, переходит право требования к лицу, причинившему вред, в случае если на момент ДТП истек срок действия диагностической карты.
То есть сначала страховая возмещает ущерб участникам ДТП, а потом в судебном порядке может взыскать потраченные деньги с виновника. Но и здесь страховая должна будет доказать, что причиной ДТП стала именно техническая неисправность автомобиля, а не нарушение ПДД.
Для покупки полиса ОСАГО с 22.08.2021 больше не требуется диагностическая карта. Однако это не отменяет необходимости проходить техосмотр авто в установленные сроки. Отсутствие диагностической карты не влияет на получение страховой выплаты в случае ДТП. Право регрессного требования у страховых компаний имеется только к виновникам ДТП и только в случае, если оно связано с технической неисправностью авто.
О порядке расчета и транспортного уплаты налога узнайте из нашей рубрики «Транспортный налог».
С 1 марта 2021 года в России идёт реформа техосмотра, целью которой — вернуть процедуру из небытия. Развал системы начался десять лет назад, когда её вывели из зоны влияния ГИБДД и передали Российскому союза автостраховщиков. Штраф за езду без техосмотра был отменён, а получать диагностическую карту стали лишь для покупки полиса ОСАГО.
Реформа предполагала возврат штрафа за езду без диагностической карты в 2 тысячи рублей (с 1 марта 2022 года), фотофиксацию процесса техосмотра, переход от бумажных диагностических карт на электронные и огромные штрафы для пунктов техосмотра за фальсификацию процедуры. Формат техосмотра оставался прежним, а периодичность была утверждена ещё в 2020 году: первый раз — через четыре года после покупки машины, затем — каждые два года, а после достижения десятилетнего возраста — ежегодно.
Несмотря растиражированный заголовок об окончательной победе над техосмотром, решение правительственной комиссии не гарантирует этого. Анонсированный законопроект не опубликован, поэтому точные формулировки пока не известны. Помимо депутатов Госдумы его должен утвердить Совет Федераций и президент. При этом, например, среди сенаторов нет единства в вопросе отмены техосмотра, и ранее часть из них ратовала за ускорение реформы, в частности, за перенос сроков введения упомянутого штрафа с марта 2022 года на октябрь 2021 года.
Несмотря на частичный перевод процедуры в разряд добровольных, правительство де-факто не отказалось от её демонтажа: техосмотр по-прежнему необходим для коммерческого транспорта (такси, автобусы, грузовые машины). Да и смена собственника у частных машин — не такой уж редкое явление, и порядка 7 млн российских автомобилей ежегодно меняют владельца.
При таком подходе властям придётся сохранять сеть станций техобслуживания и устанавливать для них тарифы, позволяющие работать по новым, более жестким стандартам. Не исключено, что после всей шумихи принципы техосмотра автомобилей пересмотрят снова: за это ратуют не только операторы, уже вложившиеся в новое оборудование, но и ряд государственных деятелей. Например, о необходимости обязательного техосмотра в августе 2021 года заявлял спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Показательным будет решение властей о штрафе в 2 тысячи рублей, который по нынешнему плану должен заработать в марте 2022 года. Фиксировать езду без диагностической карты будут автоматические камеры, причем с частотой до одного раза в сутки. Это означает, что месяце без техосмотра обойдется автовладельцу в 60 тысяч рублей.
В случае, если техосмотр для частников требуется лишь при смене собственника, логичнее в качестве меры выбрать невозможность поставить машину на учёт без диагностической карты. Если штраф для частников всё-таки введут (в нынешней редакции КоАП он есть только для коммерческого транспорта), это оставит возможность в будущем изменить правила и снова вернуться к обязательному техосмотру.
Потому что в российском обществе, включая властные круги, нет единства мнений о необходимости процедуры. В большинстве развитых стран с высокой автомобилизацией техосмотр или близкие по смыслу процедуры являются обязательными. Но в России система начала гнить ещё в 90-е годы, всё больше превращаясь в формальность и нервотрёпку, поэтому «медведевскую» реформу десятилетней давности многие восприняли с энтузиазмом.
Тем не менее, в 2021 году власти запустили реформу, которая должна была возродить полноценный техосмотр. Она успела дать первые результаты: например, сократилось количество посредников, которые предлагали пройти техосмотр в заочном режиме. Появились и прецеденты аннулирования диагностических карт, если постфактум устанавливалось, что их обладатели либо не посещали пункт техосмотра, либо машины имели существенные недостатки (трещины на лобовом стекле, следы незаконного тюнинга).
При этом реформа сразу шла с пробуксовками, например, за несколько дней до её начала премьер Михаил Мишустин ввёл полугодовую отсрочку для автомобилистов, чьи диагностические карты истекали в период до 1 октября 2021 года. А в августе для покупки полиса ОСАГО перестали требовать действующий техосмотр, и, по данным самих операторов техосмотра, в первую же неделю они заметили существенный отток клиентов.
Масла в огонь подлили и высказывания главы ГИБДД Михаила Черникова, который первым из высокопоставленных чиновников анонсировал идею перевода техосмотра в ранг добровольных процедур. Несмотря на это, реформа шла своим чередом, и депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков на вопрос о её судьбе рассказал нам, что пока никакой законодательной инициативе об отмене техосмотра не было, а слова Михаила Черникова носят характер мнения.
Например, добровольность процедуры могут увязать с введением повышающих коэффициентов ОСАГО для тех, кто ездит без диагностической карты: многие из опрошенных нами экспертов считают, что страховые компании попробуют пролоббировать такой подход.
Есть и ещё один нюанс: в главе 14 закона об ОСАГО (которая остаётся неизменной) есть пункт о возможности регресса водителей, поправших в ДТП без действующей диагностической карты. В этом случае страховая выплачивает пострадавшей стороне сумму компенсации, а затем взыскивает её со своего клиента (то есть виновного водителя) по процедуре регресса. Правда, это возможно в случае, если ДТП произошло из-за технической неисправности, которую могли бы выявить во время техосмотра, то есть под регресс подходит не любое ДТП. Однако эксперты опасаются, что страховые, которые уже начали кампанию за повышение тарифов, воспользуются этой лазейкой и поставят регресс на поток.
В любом случае, следите за новостями: депутаты обещают одобрить новый законопроект в осеннюю сессию, а к марту 2022 года мы должны уже точно знать, кто именно получит ежедневный штраф за езду без карты.
01.02.2021 Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях» №219-ФЗ от 26 июля 2019 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 26 июля 2019 года.
Документ вступает в силу по частям:
- 1 марта 2021 года — штрафы для операторов техосмотра;
- 1 марта 2022 года — штрафы для водителей.
Техосмотр: внимание на новые правила
Статья 2 Федерального закона определяет даты вступления в силу различных частей документа:
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2021 года, за исключением пунктов 3 — 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Пункты 3 — 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2022 года.
Таким образом, с 1 марта 2021 года начнут действовать изменения, устанавливающие штрафы для пунктов технического осмотра, а с 1 марта 2022 года — новые штрафы для водителей.
А как Вы относитесь к возвращению штрафов за отсутствие техосмотра?
Удачи на дорогах!
Процесс техосмотра автомобиля будет фиксироваться на камеру, а снимки будут передаваться в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО). Кроме фотоизображений в систему будут переданы данные о дате и времени прохождения диагностики, а также координаты места нахождения машины в момент снимка.
- На изображениях, загружаемых в единую информационную систему, должна быть хорошо видна передняя часть автомобиля. Это нужно для того, чтобы распознать марку, цвет и регистрационный знак.
- Координаты автомобиля, занесенные в систему в момент съемки, должны совпадать с координатами пункта техосмотра из реестра аккредитованных операторов. Подделать фотографии будет нельзя, поскольку сотрудников СТО хотят обязать заверять снимки электронной подписью.
С 1 марта 2021 года МВД сможет аннулировать диагностические карты технического осмотра автомобилей, если внесенные сведения о будут недостоверны.
- Ответственность за непредоставление актуальных данных в ЕАИСТО будут нести операторы техосмотра. За выдачу карты без прохождения автомобилем технического осмотра операторам грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
- Водители, купившие диагностическую карту, которая не проходит по системе ЕАИСТО, будут оштрафованы на 2000 рублей.
Также с 1 марта 2021 года автовладельцы могут получить диагностические карты ТО в электронном виде. Карта будет оформляться всё в той же системе ЕАИСТО и храниться не менее пяти лет. Дополнительно оплачивать электронную версию диагностической карты автолюбителям не нужно.
Введение новых правил вовсе не сигнализирует о полном отказе от бумажных диагностических карт. При желании автовладелец имеет полное право получить у оператора технического осмотра бумажную версию диагностической карты. Она должна быть заверена подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.
Таким образом менять бумажную диагностическую карту на электронную не нужно. Оба формата являются действительными.
Техосмотр не тонет: в 2022-м его всё-таки придётся пройти
Одним из самых значимых нововведения является сокращение пунктов, по которым будут проверяться автомобили. Изменения коснулись тех аспектов, которые не влияют на безопасность, но при этом увеличивают время прохождения ТО и могут трактоваться по-разному. Отменили:
- Обязательное наличие элементов крепления государственных регистрационных знаков. Не проверяется и надежность их крепления.
- Подтеки смазочных материалов и других технических жидкостей не имеют особого значения и не могут служить причиной, по которой ТО не будет пройден. Это касается как двигателя, коробки передач, редукторов, мостов, систем охлаждения, так и контура кондиционера, АКБ и любых других систем, использующих гидравлические жидкости.
- Дополнительные требования к транспорту, задействованному в перевозке пищевых продуктов предъявлять не будут.
- Наличие медицинской аптечки, знака аварийной остановки, огнетушителя, а также противооткатных башмаков больше не будет обязательным условием.
- Беззазорное соединение сухарей замкового устройства с фаркопом также не будет проверяться.
- Уровень шума больше не будет контролироваться с использованием шумомера. Вместо этого будет применяться органолептический метод.
- Подача стеклоомывающей жидкости в зоны очистки перестала быть обязательным аспектом, проверяемым на ТО.
- Отменена проверка тормозных трубок на предмет наличия повреждений или коррозии, которая может спровоцировать нарушения контура и стать причиной протечек. Это касается и других элементов системы.
Кстати!
После актуализации перечня он сократился с 82 пунктов до 59. Это упростит проведение техосмотра, но при этом не повлияет на качество проверки.
Среди последних подробностей о новых правилах техосмотра в 2022 году появилась информация о том, что он может стать необязательным. Это связано с тем, что осенью на рассмотрение был представлен соответствующий законопроект. Никаких выводов и мнения специалистов на этот счет пока нет, поэтому особых изменений в ближайшее время ждать не стоит. Техосмотры пока остаются обязательными, несмотря на инициативы МВД.
С 1 марта 2022 года размер штрафа вырастет до 2000 руб. Это будет фиксированная сумма, которую будут взыскивать инспекторы при остановке автомобиля без техосмотра. Штраф меняться не будет, даже если водителя остановят несколько раз.
Кроме того, будет введен видеоконтроль. При фиксации камерами также будут присылать квитанции на взыскание 2000 руб. Причем за сутки штраф может быть наложен только единожды.
В МВД выдвинули предложение об отмене еще нескольких обязательных пунктов. Это может произойти до марта 2022 года:
- Станет необязательной проверка обогрева и обдува лобового стекла.
- Наличие трещин на стекле также могут убрать из причин, по которым нельзя пройти ТО.
- Работа замков и регулировки сидений также может стать неважной.
Это только то, что просочилось в прессу на данный момент. Можно не сомневаться, что перечень будет намного обширнее, так как и сейчас в нем много пунктов, которые не оказывают сильно влияния на безопасность эксплуатации автомобиля.
«За рулем» провел опрос и выяснил, планируете ли вы проходить техосмотр или дождетесь его отмены.
- 40% готовы подождать, так как это было предвыборным обещанием ведущей партии, а обещания нужно исполнять
- 32% в отмену не верят, поэтому собираются пройти техосмотр по всем правилам
- 16% и так прекрасно без него обходятся
- 12% купят диагностическую карту для подстраховки.
Опрос проводили с 1 по 7 октября, в нем приняли участие более 2000 респондентов.
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Технический осмотр автомобиля представляет собой проверку состояния вашего транспортного средства на соответствие обязательным требованиям в области безопасности дорожного движения. Только после этого ваш автомобиль может стать полноправным участником дорожного движения на территории Российской Федерации.
Владельцы новых легковых автомобилей могут не проходить техосмотр в течение четырёх лет, начиная с года изготовления автомобиля. Обратите внимание, срок теперь считается не от года выпуска автомобиля, как это было ранее, а именно от года изготовления. Такая же льготная отсрочка действует для грузовых автомобилей до 3,5 тонн, для мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов. А если такой прицеп массой до 3,5 тонны принадлежит физическому лицу, то техосмотру он не подлежит.
Теперь переходим к другой категории автотранспортных средств, которым от четырёх до десяти лет с момента изготовления. В этом случае техосмотр должен проводиться один раз в два года, то есть в двадцать четыре месяца.
Если ваш автомобиль старше 10 лет, то проходить техосмотр нужно один раз в год.
Если же вы решили выехать из страны и провести техосмотр ещё до истечения срока, указанного в диагностической карте, то есть пока действует старый, в проведении внепланового технического осмотра вам отказать не смогут согласно части 6 статьи 15 Закона о техосмотре № 170-ФЗ.
Есть и другие сроки прохождения техосмотра. К примеру, такси, автобусы, грузовые автомобили для перевозки пассажиров более восьми мест не старше пяти лет проходят техосмотр каждый год, а свыше пяти лет — каждые шесть месяцев.
Представьте себе ситуацию, когда при прохождении техосмотра в вашем автомобиле выявили неисправности и не могут оформить диагностическую карту. Собственно, для этой цели и проводится технический осмотр. Что делать? В этом случае автомобиль направляется на повторный техосмотр. Перед этим нужно в течение 20 дней устранить дефекты и представить автомобиль в тот же пункт проведения технического осмотра.
Повторный техосмотр будет проведён только по тем показателям, по которым имелись несоответствия требованиям безопасности. А если вы опоздали и приехали позднее 20 дней или на другой пункт техосмотра, то техосмотр будет проведён в полном объёме.
Диагностическая карта легкового автомобиля вам не потребуется в первые четыре года, включая год его изготовления. А далее срок действия диагностической карты зависит от того, сколько прошло времени с года изготовления автомобиля. Если автомобиль старше четырёх лет, срок диагностической карты два года, а если старше десяти лет, то один год.
Важно! Если у вас срок действия диагностических карт истекает с 01.02.2021 по 30.09.2021, то он продлевается на шесть месяцев, но не менее чем до 01.10.2021. Такое продление предусмотрено приложением 19 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440.
В заключение отмечу, что техосмотр для легковых автомобилей жив, требования меняются, контроль усиливается. Берегите себя и свой автотранспорт.
Справочно-правовая система КонсультантПлюс поможет автовладельцам отслеживать изменения в законодательстве.
Смотрите по этой теме видео на нашем YouTube-канале.
Для кого техосмотр станет необязательным
С 1 января 2012 года в жизни российских автолюбителей произошло важное событие – вступил в силу закон, отменяющий прежнюю систему техосмотра (через пункты Гостехосмотра), и привязавший его к оформлению полисов обязательного страхования ответственности водителей (ОСАГО). До 2014 года еще длился переходный период, однако по факту техосмотр передали в частные руки почти 10 лет назад.
И с тех пор систему постоянно критиковали – к 2019 году в ней назрели серьезные перемены, потому что большинство автомобилистов предпочитали платить за техосмотр, но не проходить его, получая диагностические карты у недобросовестных операторов. И на 2020 год запланировали большую реформу техосмотра – к операторам повысили требования, как и к самому процессу техосмотра: вводилась обязательная фотофиксация процесса, а операторы пунктов ТО начинали всерьез отвечать за свою работу.
Но из-за пандемии и прочих моментов реформу отложили на 1 марта 2021 года. А поскольку пандемия никуда не ушла, водителям дали еще полгода отсрочки – просто продлив автоматически истекающие диагностические карты на 6 месяцев (минимум до 1 октября). Сама же реформа вступила в силу – теперь на пунктах ТО обязательно фотографируют автомобили, и вносят данные в обновленную систему.
И последнее, о чем стоит сказать – это законопроект, отменяющий техосмотр для личного легкового автотранспорта. Разработанный МВД документ поддержало правительство, и в сентябре направило его в Госдуму. Там его уже рассмотрел Совет, поэтому вскоре документ уже поставят на голосование.
В законопроекте, по сути, говорится о двух вещах:
- легковые автомобили и мотоциклы, принадлежащие физлицам и используемые ими в личных целях, не подлежат обязательному техосмотру;
- проходить техосмотр автомобилям старше 4 лет придется только в двух случаях: если это согласование изменения конструкции или постановка авто на учет и перерегистрация на нового владельца.
Если пункт о прохождении ТО при переоборудовании авто существовал уже давно (это последний этап согласования изменения конструкции), то предоставление диагностической карты при переоформлении автомобиля на нового владельца – абсолютное новшество.
Сейчас, чтобы переоформить авто, нужно предоставить в ГИБДД документы на машину (СТС и ПТС), договор купли-продажи, паспорт нового владельца, квитанцию об уплате госпошлины, заявление (с отметкой о пройденном осмотре у инспектора) и полис ОСАГО. По факту для оформления страховки автовладелец и так проходит техосмотр, но именно диагностическая карта при этом не требуется.
После принятия законопроекта всем, кто переоформляет автомобиль, придется проходить техосмотр. Возможно, это было сделано, чтобы не лишать операторов пунктов ТО доходов – в месяц на вторичном рынке продается в среднем 400 тысяч автомобилей, что даст неплохую выручку станциям. Официально о том, зачем вводить техосмотр при перепродаже автомобиля, так до сих пор и не объявили.
Законопроект уже находится в Госдуме, если его успеют рассмотреть и принять в трех чтениях, одобрить в Совете федерации и передать на подпись президенту в сжатые сроки, то он начнет действовать уже скоро (в документе говорится – с даты опубликования).
Новый закон не предусматривает требования о прохождении техосмотра для приобретения ОСАГО. Также остается действительным полис, к которому привязана диагностическая карта с истекшим сроком действия.
И все же водителю рекомендуется пройти технический осмотр, чтобы исключить риск возникновения проблем со страховой компанией. Нужно понимать, что отсутствие необходимости в предъявлении карты при оформлении ОСАГО никак не повлияло на возможность использования регрессивного требования, в рамках которого страховщик вправе взыскать сумму ущерба со страхователя.
Данная практика касается в первую очередь ДТП, которые произошли в связи с неисправностью транспортного средства и истекшего срока действия диагностической карты.
Одно из ключевых нововведений в правилах – водителю все же придется физически появиться на пункте технического осмотра. Чтобы предотвратить возможную коррупцию и злоупотребление полномочиями оператором ТО, для оформления диагностической карты и успешного завершения процедуры требуется провести видеофиксацию автомобиля. При этом материал должен содержать следующую информацию:
- Государственный знак автомобиля.
- Сведения о пункте ТО с уточнением адреса нахождения и реквизитов свидетельства об аккредитации.
- Дату и место, где проходила проверка.
Видеоматериал должен храниться не меньше пяти лет. То есть по новым правилам пройти ТО дистанционно не выйдет.
О данном правиле до сих пор знают не все водители, чем пользуются многочисленные мошенники, обещающие оформить диагностическую карту онлайн.
В течение 2021 года было немало слухов о том, что техосмотр ТС станет необязательной процедурой для физических лиц, владеющих легковыми автомобилями. Соответствующий законопроект даже внесли в Государственную Думу на рассмотрение. Однако Российский союз автостраховщиков изначально не поддерживал идею о полной отмене. РСА больше склоняется к упрощению процедуры для автовладельцев.
Именно к такому решению в итоге пришел Минтранс. В соответствии с опубликованным законопроектом ТО не будут отменять, но будут привнесены изменения, касающиеся сокращения списка пунктов для проверки – вместо 82 останется 59 позиций.
Среди параметров, исключенных для обязательной проверки, можно выделить следующие:
- Коррозия отдельных элементов тормозной системы, которая может стать причиной разрушения агрегата или утратой герметичности.
- Опция подачи жидкости для стеклоомывателя.
- Наличие повреждений у тормозных трубопроводов.
- Определение степени шума выхлопной системы с использованием шумомера – предполагается проводить проверку с применением органолептического метода.
- Правильность крепления государственных знаков.
- Комплектация ТС аптечками, аварийными знаками, огнетушителями и противооткатными элементами.
Изменения правил техосмотра с 1 марта 2022 года: ответы на вопросы
- Штраф за техосмотр переносить не будут — 07/10/2021
- Камеры будут ловить водителей без ОСАГО и техосмотра — 07/09/2021
- Штраф за техосмотр с 1 октября 2021 — 19/07/2021
- Штраф за ДТП без техосмотра 2021 — 17/06/2021
- Штраф за техосмотр 2021 — 09/01/2021
- Новый КоАП 2022: последние новости [11.11.2021] — 11/11/2021
- Отмену техосмотра одобрили в первом чтении — 09/11/2021
- Сегодня отмену техосмотра рассмотрят в первом чтении — 09/11/2021
- Неоплаченный штраф ГИБДД может оставить без прав и машины — 08/11/2021
- Скорость начали ограничивать до 30 км/час — 08/11/2021
- Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
- Экзамен на права 2021: 7 важных изменений — 21/01/2021
- Изменения для такси с 1 февраля 2021 — 20/12/2020
- Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году? — 05/01/2021
- Закон о такси 2021: 11 важных изменений — 06/01/2021
С 1 марта 2021 года в России должны были заработать новые правила ТО. По ним оператор должен обязательно сфотографировать автомобиль на въезде и выезде из сервиса с привязкой к координатам и сразу залить их в специальную базу данных МВД — ЕАИС ТО.
Диагностические карты должны стать электронными. Технический эксперт будет подписывать ее квалифицированной электронной подписью.
Диагностическую карту аннулируют, если техосмотр автомобиля не проводился; при проведении ТО оказалось, что машина не соответствует обязательным требованиям безопасности транспортных средств или техосмотр проводился с нарушениями (не были проверены все необходимые узлы машины).
Но введение новых правил отложили — до 1 октября 2021 года.
- Если полис ОСАГО закончится до 22 августа 2021 года, то техосмотр пройти придется. Иначе не получится оформить новый полис ОСАГО.
- С 22 августа 2021 года по 1 марта 2022 года из-за пробела в законодательстве владельцам автомобилей нужно проходить техосмотр, но никакой ответственности за его отсутствие не будет.
Если за это время ТО не сделают добровольным, то к 1 марта 2022 года на пунктах техосмотра будут гигантские очереди, прогнозирует Максим Едрышов.
«Я бы рекомендовал все делать в графике: если диагностическая карта закончилась в сентябре, то спокойно пройдите ТО в сентябре и год живите, не задумываясь об этом», — добавил он.
Итак, поправки в закон о техосмотре (170-ФЗ) приняты. О чем говорят новые правила?
Изменилась периодичность прохождения осмотра. До 1 апреля легковые авто, грузовики массой до 3,5 т, мотоциклы возрастом до трех лет техосмотр не проходили, от трех до семи лет — проходили раз в два года, старше семи — ежегодно. Легковые такси, все автобусы (независимо от возраста) проходили осмотр каждые шесть месяцев, грузовики массой более 3,5 т — каждый год.
Но не стоит отвлекаться: хорошие изменения в законе — это замечательно, но остается карантин и связанные с ним проблемы. В частности, не очень понятно, как проходить процедуру техосмотра в нынешних условиях, когда в большинстве регионов пункты ГТО не работают? А по закону без диагностической карты не купить полис ОСАГО, следовательно, нельзя выехать на автомобиле, если срок действия предыдущей страховки уже вышел. И если давно можно приобрести полис в электронном виде (так делают уже больше половины отечественных автовладельцев), то процедуры техосмотра онлайн пока не существует (оставим в стороне возможность купить полис вместе с ТО как незаконный). А пункты техосмотра сейчас, как правило, не работают.
21427
14963