Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сокращение чиновников в 2022 году в регионах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.
Естественно, что такое количество тех, кто получает зарплату от государства, не может не вызывать споров и претензий. И если необходимость врачей, учителей, военных и полицейских вполне очевидна, то чем занимаются 2,4 миллиона чиновников, понимают не все. А иногда этого не понимают даже сами чиновники.
Будет ли сокращение госслужащих в 2022 году?
Когда очередная административная реформа только планировалась, назывались разные цифры относительно того, кого считать чиновниками:
по данным заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко, в 2019 году в России было 2,4 миллиона человек. Это 163 человека на 10 тысяч населения или 3,3% от численности всех занятых в экономике;
по данным Росстата, цифра меньше: 603 тысяч федеральных чиновников, 252 тысячи региональных и 395 тысяч муниципальных. И по данным Росстата в 2017 году на 1000 работающих было только 29,6 чиновников;
по данным того же Росстата, в 2018 году в России было 2,2 миллиона сотрудников государственных органов, местного самоуправления и избирательных комиссий.
Как видно, при таком разбросе цифр достаточно сложно будет понять, удалось ли добиться поставленной цели. Но на этот раз чиновники не просто пояснили, что будут делать – но также и отчитались по итогу реформы (причем о результатах стало известно 31 марта – ровно за день до назначенной даты).
Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.
Но сколько всего человек в России работают на государство? Попробуем посчитать:
федеральных гражданских служащих – 603 тысячи человек;
региональных гражданских служащих – 252 тысячи человек;
муниципальных гражданских служащих – 395 тысяч человек;
иных сотрудников органов государственной власти – около 1,15 миллионов человек (то есть, не все, кто работает во власти – служащие, есть также вспомогательный персонал);
военнослужащие – 793 тысячи человек;
Росгвардия – до 400 тысяч человек;
ФСБ – 200 тысяч человек;
ФССП, ФСО, ФТС, СВР, Генпрокуратура и СК – еще 220 тысяч человек;
учителя и воспитатели – 2,79 миллиона человек;
преподаватели вузов и техникумов – 345,8 тысяч человек;
врачи, средний и младший медперсонал – 2,15 миллиона человек;
социальные работники – 118,5 тысяч человек;
сотрудники учреждений в сфере культуры – 495,3 тысяч человек;
сотрудники науки – 72 тысячи человек.
Итого получаем: 2,4 миллиона чиновников, 1,7 миллиона силовиков, 5,9 миллионов бюджетников, или 10 миллионов человек. Хотя в некоторых источниках звучит другая цифра – больше 10 миллионов. Вероятно, некоторые категории сотрудников неочевидно попадают в число тех, кто живет за счет государства.
Численность чиновников, силовиков и бюджетников обычно критикуют с позиций того, какой процент от численности занятых в экономике или от всего населения страны они составляют. Ведь абстрактные 10 миллионов человек не говорят ни о чем, однако если это каждый 14-й житель России – ситуация начинает играть новыми красками.
Раздувание государственного аппарата в России началось еще с ранних советских лет: если в 1913 году на тысячу жителей в России было всего 1,63 чиновника, то в 1922-м – уже 5,2, в 1928-м – 6,9. Затем количество выросло до 10,2 человек в 1950 году, снизившись только к 1985 году до 8,7. Но если взять даже современные цифры, то на каждую тысячу человек получится:
около 16 госслужащих;
более 11 силовиков;
больше 40 бюджетников.
Правда, по некоторым данным, пиковые цифры Россия прошла в 2014 году – однако снова возникают сложности в том, чтобы сопоставить данные.
А если посмотреть статистику других стран, увидим следующее:
Китай – 7 миллионов чиновников на страну, но это всего 4,88 штатных единицы на тысячу человек населения;
США – 2,1 миллиона чиновников, что дает 6,37 ставки на тысячу населения;
Германия – 508 тысяч госслужащих, или чуть более 6 на тысячу человек;
Великобритания – 431 тысяча чиновников дает 6,37 на тысячу человек;
Украина – 244 тысячи чиновников, или всего 5,85 штатных единиц на тысячу человек;
Беларусь – 3,9 чиновника на тысячу человек;
Казахстан – 5,32 ставки на тысячу населения;
Литва – там в госуправлении работает 60 тысяч человек, но из-за небольшого населения страны это почти 22 чиновника на тысячу человек;
Эстония – 25 тысяч чиновников или более 19 на тысячу человек населения.
Как видно, в России с учетом численности населения штат чиновников действительно раздут – а потому любые перемены и реформы по снижению их численности будут полезными. Особенно это актуально сейчас, когда едва ли не все государственные услуги перешли в онлайн, благодаря чему можно сократить часть госслужащих, которые вели личный прием населения.
Каких госслужащих будут сокращать в 2022 году
Задача финансового департамента – находить средства для выполнения текущих задач и поставленных целей. Они не появляются ниоткуда и их особенно сложно изыскивать в тяжелой экономической ситуации, вызванной мировой пандемией.
В благополучном 2019, анализируя запланированные мероприятия, обнаружили, что и в этом случае придется выделять ассигнования на проведение переформатирования и запуска обновленной системы:
сокращение придется проводить поэтапно, потребуется, как минимум, два временных периода;
сначала уменьшатся ЦА федеральных органов, примерно на 10%, территориальные сократят на 5%;
второй этап – структурная оптимизация, которая должна дать дополнительное сокращение численности;
на сколько сократят госслужащих, Т. Нестеренко не ответила, расплывчатое утверждение о том, что этот вопрос должен решать руководитель госоргана – не точная цифра.
По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.
Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.
Сокращение штата чиновников необходимо проводить одновременно с реформой всей системы госуправления, уверен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. В частности, ведомствам необходимо внедрять собственную гильотину — отказываться от бюрократических практик, предписаний, регламентов, архаичных традиций и т.д. Он полагает, что «уже завтра» можно отменить объявленные на сегодня вакансии и таким образом решить часть проблемы, сократив 5–7% чиновников.
Уволенные сотрудники найдут себе применение, добавил Георгий Остапкович. По его мнению, многие из них имеют «запасные аэродромы», и проблема трудоустройства для них не возникнет: возможно, они потеряют в статусе, но материально только выиграют.
Тем не менее оптимизация штата вызовет дисбаланс на рынке труда, уверен Дмитрий Белоусов. В частности, неспециализированным гуманитарным вузам, традиционно поставляющим молодые кадры с невысоким уровнем квалификации в министерства, будет некуда трудоустраивать своих выпускников. Чтобы решить эту проблему, правительству придется придумать, как создать новые рабочие места для молодежи, которой путь в госорганы окажется закрытым.
22210
Минфин хочет сократить четверть всех чиновников до 2022 года
14522
19421
21663
Фото 10858
Регионы готовятся к сокращениям чиновников
Фото 4978
К чиновникам обычно относят два типа сотрудников государственных органов. Именно этот принцип заложен в методологии Росстата.
Это те, кто занимает государственную должность. Согласно указу президента от 1995 года, например, должность председателя правительства, министра или председателя Счетной палаты.
В регионах, по словам доцента кафедры государственного управления РАНХиГС Павла Кудюкина, местные власти создают свои перечни государственных должностей.
Плюс это те, кто помогает им выполнять свою работу. Росстат относят к госслужащим даже тех, кто обслуживает здания ведомств и охраняет их.
В 2017 году в России насчитывалось всего более 2,1 млн чиновников. Их число увеличилось на 1,2% по сравнению с 2016 годом.
До этого — начиная с 2009 года — число чиновников снижалось ежегодно.
Исключением стал 2014 год, когда в статистике начали учитываться сотрудники МВД. Тогда число работников госорганов выросло сразу на 664 тысячи человек — или на 43% — по сравнению с 2013 годом.
Если планы минфина все же будут реализованы, то от сокращений могут пострадать в первую очередь госслужащие в региональных учреждений, считает Кудюкин. Больше всего их, по его словам, в налоговых инспекциях.
Пострадать также могут, например, сотрудники государственной трудовой инспекции, предполагает он. В инспекциях в регионах работают достаточно много человек, но там есть проблемы с нехваткой кадров. Например, по словам Кудюкина, у них хватает сотрудников для реагирования на жалобы и внеплановые проверки, а вот с плановым проверками — уже сложно.
Калинин думает, что под сокращения могут попасть «обеспечивающие и обслуживающие структуры, бэк-офис». В пример он приводит планируемый переезд министерства экономического развития, министерства торговли и промышленности и других структур в небоскребы Москва-Сити. Формально из-за этого переезда некоторые позиции — например, в управлении делами министерств — становятся избыточными, полагает он.