Учетная политика на 2022 год производство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика на 2022 год производство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
  2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
  • на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
  • по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.

О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».

3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.

Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

  • наименование регистра;
  • период (дату) его составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Новое в учетной политике на 2022 год

Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
  • при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

Определить момент начала и окончания амортизации. ФСБУ 6/2020 предписывает начислять амортизацию с даты признания ОС в бухучете. Но в учетной политике можно прописать, что амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания. Аналогично определяется момент окончания начисления амортизации.

Выбрать формулы для расчета. Если ОС амортизируется с момента принятия к учету, следует самостоятельно определить формулу для расчета амортизации за первый (неполный) месяц.

Закрепить порядок исправления документов бухучета (первичных учетных документов и регистров бухучета). Такое закрепление скорее формальность, этот порядок достаточно четко определен самим стандартом, добавить в него что-то новое вряд ли получится.

Хранение документов и доступ к ним. В учетной политике нужно закрепить порядок доступа к первичным учетным документам, отраженным в бухучете, и бухгалтерским регистрам. Также рекомендуется отразить порядок хранения документов бухучета: без него установить порядок доступа и соответствующие ограничения будет очень сложно.

С 1 января 2022 года утрачивает силу ПБУ 6/01, на смену которому приходят два ФСБУ 6/2020 и 26/2020, утвержденные приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. Названные стандарты вносят изменения в порядок учета основных средств и капитальных сложений.

Вносить изменения в учетную политику по части новых требований к учету основных средств следует с выбора способа перехода:

  1. Ретроспективный — пересчет данных за предыдущие годы, как будто стандарт применялся и раньше.
  2. Перспективный — корректировка входящий данных по состоянию на 01.01.2022.

Далее стандарт разрешает предприятиям и организациям устанавливать стоимость, после который объект будет считаться основным средством. При этом срок полезного использования — по-прежнему не менее года.

ФСБУ 6/2020 дает право выбора месяца, с которого начинать начислять амортизацию:

  • месяц принятия к учету;
  • месяц, следующий за месяцем принятия к учету.

Новый стандарт большое значение уделяется определению существенности и периодичности затрат.

Проводимые реже одного раза в год существенные по стоимости техническое обслуживание и ремонт, нужно призвать отдельным объектом основных средств (информационное сообщение Минфина России № ИС-учет-29).

Поэтому в учетке важно прописать критерии для признания существенности, а также — как определять периодичность.

Также новый стандарт вводит еще один способ списания переоценки, соответственно, избранный нужно закрепить в учетной политике:

  • списать накопленную амортизацию
  • довести балансовую стоимость до рыночной, в результате чего разница будет отнесена на прибыль или убыток.

Те, компании, которые не сделали этого ранее добровольно, с 1 января 2022 года обязаны перейти на соблюдение требований ФСБУ 25/2018, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н. Этот стандарт определяет требования к бухгалтерскому учету аренды. Документ абсолютно новый, аналогичного ПБУ не было.

ФСБУ 25/2018 предусматривает учет арендных платежей арендатором по-разному:

  1. Списывать аренду в расходы равномерно, но при соблюдении определенных условий: не субаренда, срок аренды не больше года, а рыночная стоимость арендованного предмета — не больше 300 тыс. рублей.
  2. Учет аренды по правилам МСФО. Применять такой подходод обязаны все, кто не соответствует требованиям п. 1. Обязательство по арендным платежам признается одновременно с признанием в момент передачи арендуемого имущества оцененным правом пользования.

Сформировавшаяся на балансе стоимость права аренды подлежит амортизации (исключение — аренда земли). Срок полезного, на основании которого будет начисляться амортизации, не должен быть больше срока действия договора аренды, за исключением случаев, когда по окончанию договора установлен переход права собственности к арендатору.

Для арендодателя учет аренды возможен также двумя способами в зависимости от классификации аренды:

  1. Операционная аренда — когда арендодатель несет риски и выгоды, вызванные правом собственности на имущество. В таком случае арендодатель признает доходы равномерно, а порядок учета имущества в связи с его передачей в аренду не меняется.
  2. Финансовая аренда — когда риски и выгоды, вызванные правом пользования имуществом, переходят к арендатору. При таком способе у арендодателя возникают инвестиции в аренду в размере чистой стоимости на дату передачи объекта аренды.

В этом году обновленную или полностью переписанную учетную политику нужно утвердить до 30 декабря, так как 31 декабря объявлен нерабочим днем — перенос с 3 января 2021 года.

При анализе законодательных изменений последних лет в части бухгалтерского и налогового учетов явно прослеживается тенденция переориентирования российских принципов бухучета под международные стандарты. При этом сохраняется значительная роль государственных органов, осуществляющих контроль, в первую очередь, с целью определения достоверности и правильности исчисленных и уплаченных налогов. Для этих целей они используют именно учетные данные.

  • Что меняется в учете с 01.01.2022?

С 2022 года обязательный характер приобретают нормы сразу нескольких ФСБУ. Изменения коснулись аренды и лизинга, учета основных средств и капитальных вложений, а также документооборота.

  • В какие сроки нужно внести изменения в учетную политику?

У тех, кто не перешел на них раньше, время на обновление учетной политики еще есть. Внести изменения в учетку для применения в 2022 году нужно до 30 декабря 2021 года.

  • Какие изменения в документообороте с 01.01.2022?

К учетной политике вводится новое приложение — график документооборота. Вообще по линии документооборота большие изменения: от новых терминов до требований к порядку хранения и предоставления доступа.

  • Как перейти на требования ФСБУ 6/2020 и 26/2020?

Переходя на новые стандарты по учету основных средств и капвложений, выберите способ для перехода: ретроспективный и перспективный. Эксперты считают, что последний получит большее распространение, так как не требует пересчета данных прошлых периодов.

  • Что изменится в учете основных средств с 01.01.2022?

Новые ФСБУ допускают варианты при начислении амортизации и списании переоценки. Компании теперь сами определяют стоимостную границу между матзапасами и основными средствами.

  • Что изменится в учете аренды после 01.01.2022?

И арендатор и арендодатель смогут учитывать аренду разными способами, но при соблюдении условий.

Учетная политика на 2022 год: что изменилось

1. Учетная политика предприятия

2. Учетная политика 2022

3. Изменения в учетной политике на 2022 год

4. Новое в учетной политике на 2022 год

Вносить изменения в учетную политику по части новых требований к учету основных средств следует с выбора способа перехода:

  1. Ретроспективный — пересчет данных за предыдущие годы, как будто стандарт применялся и раньше.
  2. Перспективный — корректировка входящий данных по состоянию на 01.01.2022.

Далее стандарт разрешает предприятиям и организациям устанавливать стоимость, после который объект будет считаться основным средством. При этом срок полезного использования по-прежнему не менее года.

ФСБУ 6/2020 дает право выбора месяца, с которого начинать начислять амортизацию:

  • месяц принятия к учету;
  • месяц, следующий за месяцем принятия к учету.

Новый стандарт большое значение уделяется определению существенности и периодичности затрат.

В этом году обновленную или полностью переписанную учетную политику нужно утвердить до 30 декабря, так как 31 декабря объявлен нерабочим днем — перенос с 3 января 2021 года.

Анализируя законодательные изменения последних лет в части бухгалтерского и налогового учетов, явно прослеживается тенденция переориентирования российских принципов бухучета под международные стандарты. При этом сохраняется значительная роль государственных органов, осуществляющих контроль, в первую очередь с целью определения достоверности и правильности исчисленных и уплаченных налогов. Для этих целей они используют именно учетные данные.

С 1 января 2022 года для организаций, которые не являются бюджетными, станет обязательным выполнение ФСБУ 27/2021. Если вы не обновили политику учета по упомянутым требованиям, то сделайте это с 2022 года, иначе юридическое лицо может получить штраф.

В 2018 году принят стандарт ФСБУ 25 2018, затрагивающий вопросы аренды и договоров лизинга. До конца года предприниматели могут добровольно переходить на упомянутый стандарт, пока он не стал обязательным. Установленные требования распространяются на всех предпринимателей, независимо от формы собственности юрлица и способа уплаты налогов.

Изменения в учетной политике на 2022 год

Действие стандарта не распространяется на бюджетные структуры. Прочим юридическим лицам нужно выбрать вариант перехода, прежде чем изменять схему учета ОС:

  • Ретроспективный вариант. Понадобится исправлять информацию за предыдущие годы, как будто обновленная система применялась с момента создания предприятия.
  • Перспективный вариант. Понадобится скорректировать информацию на 1 января 2022 г. Из первоначальной стоимости ОС, рассчитанной по старым правилам, нужно будет вычитать амортизацию, рассчитанную по измененному стандарту.

Стандарт вносит корректировки в учет малоценных ОС. Юридические лица теперь могут решать, объекты с какой стоимостью считаются основными средствами. Снимаются действующие лимиты в размере 40 000 и 100 000 рублей. Но срок полезного использования основных средств остается прежним: не менее года.

У бухгалтерии появилась возможность выбирать месяц начисления амортизации:

  • Месяц, когда произошло принятие основного средства.
  • Следующий месяц после принятия основного средства.

Нововведения затрагивают и отчетность по существенным периодическим затратам. Техническое обслуживание, которое проводится реже одного раза в год и требует значительных затрат, следует признавать объектом ОС. В политике нужно указывать критерии существенных расходов, способ оценки периодичности, порядок списания переоценки.

Для расчета ликвидационной стоимости объекта нужно знать:

  • Сумму, которая будет получена при выбытии, включая ценность, появляющуюся в момент выбытия.
  • Рассчитанную сумму расходов на выбытие объекта.

Разница между этими цифрами и является ликвидационной стоимостью. Она может быть нулевой, если сумму поступлений нельзя рассчитать или бухгалтерия не рассчитывает на поступление при ликвидации.

Стандарт предлагает дополнительную методику для списания переоценки. Разрешается списать накопление амортизации, затем довести балансовую цену объекта до рыночной. Различие нужно учесть как доход или как убытки юридического лица.

Перейти на стандарт можно ретроспективным или перспективным способом. Но перспективную методику разрешается использовать только для вложений, оформленных после введения этого стандарта.

Какие нововведения устанавливает стандарт:

  • Оценочные обязательства по запланированному демонтажу, утилизации, восстановлению экологии стоит учитывать, как фактические затраты для признания капвложений.
  • Если деньги перечисляются на счет поставщика позднее, чем через год после оформления сделки, то сумма вносится в капвложения (с поправкой на дисконтирование).

Юридические лица и ИП, работающие с упрощенной отчетностью, могут отказаться от некоторых пунктов, упомянутых в стандарте. Отказ требуется прописывать в утвержденной политике.

ФСБУ 25 2018 позволяет владельцу объекта, который сдается в аренду, выбрать метод списания арендных платежей:

  • Расходы на аренду ОС можно списывать равными частями, если выполняются заданные условия. Объект не должен находится в субаренде. Срок действия договора не должен превышать 12 месяцев. Рыночная стоимость объекта не должна превышать 300 000 рублей.
  • Расходы на аренду имущества, которое не соответствуют указанным требованиям, нужно учитывать по МСФО. Обязательство вносить платежи возникает в дату передачи объекта с оценкой права использования.

На балансе в отчетности формируется стоимость аренды. На нее распространяется амортизация, когда объектом аренды является не земельный участок.

Срок эксплуатации, на основе которого рассчитываться амортизация, не должен превышать срок действия договора между сторонами. Исключением является ситуация, когда объект переходит в собственность арендатора по договору лизинга.

Арендодатель получает возможность вести учет по двум методикам:

  • Операционный способ. Арендодатель принимает все выгоды и риски, связанные с правом владения объектом. Доходы учитываются равномерно, а риски принимаются, несмотря на то, что имуществом пользуется другое лицо.
  • Финансовый способ. Выгоды и риски передаются арендатору на время действия договора. У собственника формируются инвестиции на сумму чистой стоимости имущества на дату его передачи в аренду. ФСБУ вводит понятие «инвестиционная недвижимость».

За прошедшие несколько лет прослеживается четкая тенденция. Изменения в бухгалтерском и налоговом учете вводятся, чтобы привести российские законы в соответствие со стандартами международного права.

При обновлениях сохраняется принцип государственного контроля над юридическими лицами. Он необходим для проверки достоверности бухучета и правильности налогообложения.

С 1 января становится обязательным соблюдение нескольких ФСБУ, принятых в 2018 и 2020 году. Нововведения затрагивают оформление аренды и лизинга, контроль амортизации ОС и затрат на ремонт, стандарты ведения документооборота.

Стороны получили два способа учитывать доходы и расходы при аренде имущества. Но каждый из вариантов доступен при выполнении условий, перечисленных в стандарте.

Бухгалтерские изменения с 1 января 2022 года (таблица)

№ п\п Элемент учетной политики Возможные способы учета Нормы законодательства
1.1 Порядок принятия НДС к вычету по косвенным (общим) расходам, если присутствуют облагаемые и необлагаемые НДС операции

Варианты учета:

  • входящий НДС по косвенным (общим) расходам принимается к вычету, если доля совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию ТРУ в операциях, не подлежащих налогообложению не более 5% общей суммы совокупных расходов. Иначе – общий входящий НДС подлежит распределению в соответствии с раздельным учетом
  • входящий НДС принимается к вычету в соответствии с раздельным учетом, независимо от доли расходов на необлагаемые НДС операции в общей сумме совокупных расходов
  • Параметры учетной политики для целей Бухгалтерского учета
    • Учет и квалификация активов
    • Учет основных средств (в 2021 году продолжает применяться ПБУ 6/01)
    • Учет НМА
    • Учет запасов
    • Учет затрат, НЗП и готовой продукции
    • Учет расчетов с сотрудниками и контрагентами
    • Учет финансовых вложений
    • Учет процентов по займам и кредитам
    • Учет доходов и расходов
    • Государственная помощь
    • Оценочные значения
    • Учет расчетов по налогу на прибыль
    • Исправление ошибок
    • Применение ПБУ
    • Форма представления бухгалтерской отчетности
  • Параметры учетной политики для целей Налогового учета по налогу на прибыль
    • Основные моменты
    • Учет основных средств
    • Учет НМА и НИОКР
    • Учет материалов
    • Учет товаров
    • Учет доходов и расходов
    • Оценочные значения
  • Параметры учетной политики для целей Налогового учета по НДС

\n\n

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

\n\n

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

\n\n

\n\n

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

\n\n

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

\n\n

\n\n\r\n\r\n

СПРАВКА

\r\n\r\n\r\n

\n

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

\n\r\n\r\n\r\n\n\n

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

\n\n

\n\n

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

СПРАВКА

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры

На практике случается так: компания создает холдинг из организаций на «упрощенке» тогда, когда она вот-вот слетит со спецрежима. Тогда открывается следующая компания на «упрощенке» и работа начинается как бы заново. Но в этом случае возникают сложности с переводом товара, оборотов, персонала из одной конторы в другую. Которые могут привести к претензиям со стороны налоговой инспекции.
Меньше риска: если работа компаний разделена, например, по видам деятельности, по видам товаров, по поставщикам. У двух компаний в холдинге могут быть общие поставщики, но не более 3-5 процентов. Также может быть разделение на производственную компанию и транспортную.
При создании нового предприятия на «упрощенке» или при переходе на спецрежим нужно выбрать объект налогообложения. Платит ли компания 15 процентов с разницы между доходами и расходами, либо 6 процентов с доходов. 6 процентов выгодны тогда, когда компания не планирует существенных расходов. То есть ее реальные расходы составят менее 60 процентов от доходов. В противном случае — лучше платить налог по ставке 15 процентов.
Также 15-ти процентный налог выгоден тогда, когда компания планирует покупать основные средства. В этом случае она может включать их стоимость в расходы. И, вполне возможно, что по итогам года заплатит только минимальный налог – 1 процент с доходов.
Узнать, при какой доле расходов компания будет платить минимальный налог, можно по формуле:
(доходы – расходы) х 15% > доходы х 1%, расходы > 93,3%.
Из расчета видно, что если доля расходов компании в доходах составит более 93,3%, она заплатит минимальный налог.

Если в компании работает более 50 человек, то для экономии страховых взносов можно создать такую некоммерческую организацию, как профсоюз. Причем это не тот профсоюз, который создают сами работники, а тот, который для своих работников создает работодатель. Это важно, так как такой подконтрольный профсоюз улучшает положение самого работодателя и помогает сэкономить.
Для простоты учета при регистрации НКО можно сразу подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения.
Все сотрудники компании вступают в профсоюз и платят членские взносы. Взносы бывают вступительные, ежемесячные и ежегодные. Они установлены в положении о членстве. За счет членских взносов в профсоюзе накапливается определенная сумма денег. Далее из этих накоплений выдается материальная помощь сотрудникам по их заявлениям.
Членские взносы часто рассчитываются, как процент от зарплаты. При этом нельзя устанавливать индивидуальный процент каждому работнику. Например, можно определить один процент для административно-управленческого персонала, другой – для начальников отделов, третий – для остальных сотрудников. Или можно отталкиваться от размера зарплаты. Например, при зарплате от 100 тысяч рублей один процент, от 50 тысяч – другой и т.д.
Бухгалтерия удерживает взносы из зарплат и перечисляет в профсоюз. В расходах компании сумма зарплаты учитывается целиком, включая профсоюзные отчисления. Но при выплате материальной помощи из кассы профсоюза эта выплата не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами. Причем без ограничения по сумме выплаты. Также компания сама может перечислять пожертвования из чистой прибыли в профсоюз.
Обратите внимание: налоговая, скорее всего, будет контролировать данную схему. Как показывает практика, риски при проверке возрастают, если материальная помощь выплачивается ежемесячно равными частями. Ну и, конечно же, профсоюз должен вести реальную деятельность – выдавать путевки, проводить собрания и т.д.

Результат расчета должен составлять 20-25 процентов и держаться в этих пределах в течение нескольких периодов. В этом случае систему налогового планирования можно назвать эффективной, и она не нуждается в корректировке. Определение указанных пределов основывается на среднестатистических данных, а также на опыте многих консультантов, занимающихся оптимизацией налогообложения.
Показатель менее 20 процентов означает, что компания очень активно использует способы, позволяющие меньше платить в бюджет. Таким организациям следует быть готовым к налоговым проверкам. Дело в том, что налоговики тоже проводят сравнительный анализ налоговой нагрузки, и обращают пристальное внимание на слишком экономные организации.
Если коэффициент эффективности налогового планирования составил более 25 процентов, то компании необходимо пересмотреть свою налоговую политику.

Рассчитывая ежемесячно или ежеквартально коэффициент, компания наглядно представляет изменение налогового бремени. Но для более качественного анализа необходимо сгладить эффект колебания выручки. Для этого компании следует разделить все налоги на те, которые зависят от колебаний выручки и независимые. К постоянным платежам (при общей системе налогообложения) можно отнести налог на имущество, ЕСН, взносы в ПФР, транспортный и земельные налоги, к переменным – налог на прибыль и НДС. Далее следует рассчитать коэффициент по постоянным и переменным налогам отдельно.
Например, компания применила один из способов налоговой оптимизации, в результате чего общий коэффициент снизился с 28,5 до 22 процентов. Казалось бы, метод оказался очень эффективным. Однако если посмотреть на результаты в разрезе постоянных и переменных налогов, станет ясно: снижение налогового бремени произошло только за счет того, что выросла выручка (см. таблицу «Динамика коэффициента эффективности»). Сумма постоянных налогов и коэффициент по переменным платежам остались на том же уровне. Получается, метод налогового планирования не дал никакого эффекта.

Готовая учетная политика (подборка самых популярных вариантов)

Да, является, если они созданы в форме фонда, автономного учреждения, жилищного накопительного кооператива, формируют и используют целевой капитал согласно требованиям Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала…» либо соответствуют иным критериям, указанным в Федеральном законе № 119-ФЗ.
Обратите внимание: в законе нет исключений для обязательного аудита некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Так как и у них тщательной проверке подлежит учет и использование целевых средств.
Для автономных учреждений обязанность проходить аудит предусмотрена подпунктом 9 пункта 13 статьи 2 Федеральным законом «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.
Требование проходить аудит жилищным накопительным кооперативам следует из статьи 18 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах».
Также аудиту подлежат потребительские общества и их союзы (ст. 28 Закона РФ от 10 июня 1992 г. № 3085-1).

С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

☝🏼 Это интересно

Изменения в законе о персональных данных с 1 сентября 2021 года

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

  1. Для целей формирования информации по налоговому учету компания раскрывает в рамках указанного раздела данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
  2. Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления, является ли налоговая учетная политика организации совершенно новой или представляет собой модификацию старой. Отмечаем, что учетная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
  3. Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несет в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
  4. Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности компании, учитываемых при формировании данных по налоговому учету налога на прибыль, — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
  5. Для целей формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
  6. Для структурной характеристики необходимо указать в учетной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
  7. Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учетной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
  8. Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками НДС.

В рамках общих положений по порядку ведения налогового учета НДС организация должна указать периодичность возобновления нумерации счетов-фактур. Жесткого ограничения в нормативных и законодательных актах по данному вопросу нет, поэтому организация вправе указать любой из предлагаемых вариантов — ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, с иной периодичностью.

Предприятия, занимающиеся изготовлением (производством) товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом (более 6 месяцев, согласно перечню, утвержденному Правительством РФ), должны предусмотреть в учетной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При выборе «общего» метода организация закрепляет в учетной политике одну из предлагаемых дат — либо на день отгрузки, либо на день получения оплаты (полной или частичной). Если организация предусматривает применение «раздельного» метода, то она вправе использовать обе вышеуказанные даты для определения налоговой базы. В тексте учетной политики необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким — на дату оплаты.

Дальнейшие моменты, раскрываемые в учетной политике в части порядка ведения налогового учета НДС, связаны с организацией раздельного учета НДС у организаций, которые осуществляют операции, облагаемые и необлагаемые НДС, и виды деятельности, по которым применяются различные ставки данного налога. Соответственно, раскрывать в учетной политике особенности ведения налогового учета должны только организации, у которых в практике хозяйственной жизни встречаются вышеуказанные операции. Первым пунктом в раскрытии в учетной политике информации о порядке ведения раздельного учета по НДС идет указание на факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота) и операций, облагаемых по ставке 0% (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0%).

Далее организации необходимо для себя решить, применяет ли она для целей раздельного учета так называемое «правило 5%» (раздельный учет «входного» НДС разрешается не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на производство). Соответственно, игнорирование данного правила означает, что раздельный учет ведется вне зависимости от доли соотношения между облагаемыми и необлагаемыми операциями. «Правило 5%» применяют те организации, у которых доля необлагаемых НДС операций незначительна.

Если организация применяет «правило 5%», то в учетной политике ей необходимо раскрыть некоторую дополнительную информацию. Первый момент, связанный с этим, касается регистра учета расходов в целях применения указанного правила. По выбору организации это либо специальный субсчет, выделенный в рабочем плане счетов, отдельный регистр учета либо иной, самостоятельно разработанный способ. Выбор одного из вариантов зависит от общего порядка организации учетного процесса.

Далее определяется база, пропорционально которой производится распределение общехозяйственных расходов. Этот показатель определяется пропорционально доле выручки необлагаемых операций в общем объеме реализации, пропорционально доле прямых расходов в общей сумме расходов либо любым иным способом, принятым организацией. Выбор способа делается исключительно на основании профессионального суждения должностных лиц организации.

Раздел прибыль в учетной политике заполняют только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль. Для начала необходимо указать, каким образом формируется информация для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль:

  • путем заполнения специально разработанных регистров налогового учета;
  • путем заполнения регистров бухгалтерского учета, дополненных при необходимости соответствующими реквизитами.

Выбор одного из вариантов зависит от самой организации с учетом того, каким образом у нее организован порядок ведения учета и построен документооборот.

Далее организация должна указать, какой отчетный период она применяет по налогу на прибыль — ежемесячный или ежеквартальный. Вариант выбора зависит исключительно от самой организации и ее желания формировать показатели по налогу на прибыль тем или иным способом.

Налоговая учетная политика должна отражать уплату ежемесячных авансовых платежей. Варианты выбора отсутствуют, так как те, кто освобожден от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, напрямую поименованы в пункте 3 статьи 286 НК РФ. Этот момент носит сугубо констатирующий характер.

Организации, имеющие обособленные структурные подразделения, расположенные на территории разных субъектов Федерации, должны раскрыть в учетной политике информацию о базовом показателе, пропорционально которому (помимо остаточной стоимости амортизируемого имущества) производится распределение доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение. Организация выбирает либо долю среднесписочной численности сотрудников подразделения, либо долю расходов на оплату их труда. Выбор одного из вариантов зависит исключительно от самой организации в зависимости от профессионального суждения ее должностных лиц.

Далее следует большой блок вопросов, связанных с учетом доходов и расходов организации. Первый и самый существенный вопрос в этом блоке — метод признания доходов и расходов. Свободный выбор одного из двух методов вправе себе позволить только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн рублей за каждый квартал. То есть те, кто вправе применять кассовый метод, но хотят применять метод начисления. Остальные организации обязаны указать в своей учетной политике «метод начисления» на безальтернативной основе. В учетной политике организации для целей налогообложения не отражаются другие особенности ведения бухучета, для этого есть отдельный документ.

Следующий вопрос касается только предприятий с длительным технологическим циклом (производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства), по которым не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Такие организации вправе заложить в учетной политике порядок признания доходов путем их распределения между отчетными периодами либо равными долями, исходя из количества периодов, либо пропорционально понесенным затратам, либо иным обоснованным способом. Выбор одного из вариантов зависит от принципов налогового планирования, определяемых организацией самостоятельно.

Далее раскрывается момент, связанный с порядком признания убытков от уступки права требования долга до наступления срока платежа. Показатель, исходя из которого рассчитывается нормирование суммы убытка, вычисляется по выбору организации:

  • исходя из максимальной ставки процентов, установленных по видам валют;
  • исходя из ставок по долговым обязательствам, подтвержденным методами, предусмотренными пунктом 1 статьи 105.7 НК РФ (методы, используемые при определении для целей налогообложения прибыли в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица).

Если организация для указанных целей использует метод сопоставимых рыночных цен, то ей необходимо установить критерии сопоставимости (например, одинаковая валюта, одинаковый срок, иной однотипный показатель на усмотрение организации).

В отношении расходов на НИОКР организации необходимо указать, каким образом данные расходы будут учитываться. Вариантов два:

  1. Данные расходы будут формировать стоимость НМА (в этом случае включение в состав расходов производится через амортизацию в течение определенного срока полезного использования).
  2. В составе прочих расходов (в этом случае включение в состав расходов производится в течение двух лет).

К фактическим расходам на НИОКР для целей их включения в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, организация вправе применять коэффициент 1,5. О данном факте следует сделать соответствующее указание в учетной политике. Необходимо помнить, что, если организация выбирает использование данного коэффициента, ей дополнительно вменяется обязанность предоставлять в налоговый орган по месту нахождения отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Отчет предоставляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены соответствующие НИОКР. Отчет о выполнении предоставляется в отношении каждого НИОКР.

Следующий вопрос касается порядка учета доходов от аренды. По выбору организации они учитываются либо в составе доходов от реализации, либо в составе внереализационных доходов. Выбор варианта зависит от того, каким образом указанные доходы признавались в бухгалтерском учете.

Далее следует блок вопросов, касающихся особенностей учета прямых и косвенных расходов. Для начала организации следует утвердить перечень прямых расходов, выбрав их из предлагаемого перечня. По желанию организации этот перечень может быть как максимально сокращен, так и максимально расширен. Обычно перечень прямых расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствует аналогичному перечню, принимаемому для целей бухгалтерского учета.

В отношении прямых расходов, связанных с оказанием услуг, организация вправе предусмотреть либо их распределение на остатки незавершенного производства (НЗП), либо в полном объеме учитывать в составе текущих расходов. Выбор одного из вариантов остается полностью на усмотрение самой организации, исходя из имеющихся у нее принципов налогового планирования.

Также организации необходимо раскрыть в учетной политике принципы распределения прямых расходов на НЗП. В зависимости от особенностей производственного процесса и на основании профессионального суждения должностных лиц, организация вправе выбрать любой из методов, предложенных в списке, либо утвердить собственный метод. Допускается применение разных методов распределения прямых расходов в зависимости от вида выпускаемой продукции.

Если организация имеет прямые расходы, которые невозможно однозначно отнести к выпуску конкретной продукции, об этом факте следует указать в учетной политике. Следует предусмотреть показатель, на основании которого такие расходы будут распределяться между видами продукции. Таким показателем является:

  • заработная плата сотрудников, занятых в основном производстве;
  • материальные расходы;
  • выручка;
  • другой показатель, выбранный организацией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.