Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уровни законодательного регулирования бухгалтерского учета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Состав бухгалтерской отчетности установлен Законом (ст. 13) и не может изменяться подзаконными актами. Варьироваться могут только приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках, так как они устанавливаются нормативными актами (пп «в», п. 2 ст. 13). Минфин РФ только для бюджетных организаций может определять состав отчетности.
На данном уровне решаются детальные вопросы организационного характера. В документации этого уровня содержатся инструкции по построению учета. Эти инструкции обязательно должны соблюдаться всеми предпринимателя и юрлицами. Документация этого уровня иногда может противоречить рекомендациям из предыдущих уровней, но построены на их основании.
Почему учёт стал столь важной частью предпринимательства и какую роль он играет в современном бизнесе? Следует упомянуть тот факт, что ведение бухгалтерии является делом публичным и может предаваться огласке. Для этого все нормативные положения, которые касаются финансового учёта предприятий и организаций, закрепляются на законодательном уровне в РФ.
Пользователи бухгалтерской информации
В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
По принципу непротиворечивости нормами бланков системы регулирования бух учета, на практике (для исключения противоречивых требований нор) нужных использовать три юридических правила. Если разделять систему по регулированию бухгалтерского учёта, то в первую очередь нужно выделить акты, принимающиеся на самом высоком уровне – самим президентом РФ и правительством, которые как никто заинтересованы в модернизации учёта в нашей стране и их уровне. От этого напрямую зависит наша финансовая мощь и потенциал.
Различать приведенные выше понятия (нормативные правовые акты, акты методического (нормативно-технического) характера, нормативные акты, акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете) необходимо для правильного определения объема регулирующих актов при решении вопросов, относящихся к организации и ведению бухгалтерского учета, а также для разрешения отдельных видов противоречий.
Почему перед РФ стоит такая важная задача – произвести реформу в сфере бухгалтерского учёта? Это очень просто объясняется.
Специфика деятельности сельскохозяйственной организации (различная специализация; ее размеры; пространственная распространенность подразделений; степень автоматизации учетных работ; структура управления организации; функционирование в составе интегрированных организаций и др.) обусловливает особенности выбора способов и методов финансового учета и построения системы управленческого учета.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.
Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:
- Правильного понимания и использования принятых стандартов.
- Снижения трат на ведение бухучета.
- Распределения прогрессивного ведения учета.
- Применения новейших разработок в области бухучета.
Основная цель изменений — улучшение качества учетной информации и рационализация учетного процесса. Такие изменения оформляются соответствующими распорядительными документами. На законодательном и нормативном уровнях разрабатываются единые методологические основы функционирования учетной системы, правила составления и публикации бухгалтерской отчетности. Элементы учетной системы строятся самой организацией исходя из особенностей ее бизнеса.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты, определяющие единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности. Особое место на этом уровне занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете», закрепляющий применяемые в учетной практике принципы и базовые правила.
Методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ. Федеральные органы власти разрабатывают планы счетов бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты, и методические указания по вопросам организации учета.
Сюда относятся Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.09.03 № 91н), Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н), Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49).
Основы построения системы бухгалтерского учета в Российской Федерации определяются Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно-правовых форм и не заменяет никаких нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Сюда относятся Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.09.03 № 91н), Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н), Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49).
Федеральные стандарты (ныне положения по бухгалтерскому учету — ПБУ) призваны конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В настоящее время в России разработано и утверждено 24 П БУ.
Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.
В согласии с Конституцией Российской федерации находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухгалтерского учета возложено Федеральным правительством на Минфин. Регулирование отдельных нюансов ведения бухгалтерского учет российского законодательства возложено на регуляторов, как Центральный банк, Федеральная служба по финансам на рынке и прочее.
Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона О» бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного объема в настоящей статье не рассматриваются.
Зачем же нужно нормативные правовые регулирования в бухучете
Согласно абзацу е) п. 1 Приказа Минфина России от 4 марта 1999 г. N 47 «О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации» акты Минфина России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в «Финансовой газете».
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнение обязательств.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином.
Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.
Согласно ст. 3 Закона «О бухгалтерском учете» законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Что же было сделано до сегодняшнего дня? Какие типы законодательных актов были приняты и что ими предусмотрено – мы рассмотрим в нашей публикации.
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, должны разработать и утвердить в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации нормативные акты, устанавливающие порядок ведения учета субъектами малого предпринимательства (п. 2 ст. 5).
К внутренним пользователям относятся: руководители, учредители, участники и собственники имущества организации. Внутренних пользователей больше интересует информация о затратах, формировании себестоимости продукции с целью осуществления контроля за хозяйственной деятельностью и составления планов, прогнозов и оценок.
Четвертый уровень. Включает рекомендации в области бухгалтерского учета. Они представлены методическими указаниями, инструкциями разъяснительного, уточняющего, рекомендательного характера по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Минфином России, Банком России, Федеральной службой государственной статистики, другими министерствами и ведомствами.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. Эти изменения вводятся с 1 января года, следующего за годом утверждения учетной политики, соответствующим организационно-распорядительным документом.
Поскольку все стандарты бухгалтерского учета устанавливают методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о конкретном объекте учета (на определенном участке бухгалтерского учета), может быть использована другая классификация положений по бухгалтерскому учету.
Прежде всего следует отметить, что сфера действия закона охватывает все организации, находящиеся на территории РФ (в том числе и кредитные), филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:
- ФЗ «О бухучете».
- Положение по осуществлению бухучета.
- План счетов бухучета, Положение о документообороте.
- Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.
Итак, акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера также являются обязательными для исполнения, как и нормативные правовые акты. Разграничение данных видов актов имеет значение для разрешения противоречий, что будет рассмотрено ниже.
Рекомендации по ведению бухгалтерского учета, что из себя представляет
Правовое регулирование бух учета позволяет Российской федерации установить ряд норм и правил, соблюдение которых считается обязательным для всех граждан, которые занимаются хозяйственной работы.
Порядок публикации и вступления в силу подзаконных актов Минфина России определен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Первый формирует и предоставляет информацию, ориентируясь на потребности внешних пользователей, второй направлен на удовлетворение запросов внутренних пользователей.