Установление сервитута на земельный участок в 2022 году: его субъекты, как получить и порядок оформления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление сервитута на земельный участок в 2022 году: его субъекты, как получить и порядок оформления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При регистрации в случае обоюдного согласия потребуются паспорта, свидетельство о собственности на землю или выписка из ЕГРН, заявление по установленной форме и межевой план участка, о котором идет речь. К документам нужно приложить чек, подтверждающий оплату госпошлины: для физических лиц — 1,5 тыс. руб., для юридических — 6 тыс. руб.

Особенностью земельных наделов является возможная неравнозначность их характеристик и места расположения, что существенно ограничивает право пользования. Если владелец участка или строения не может пройти или проехать на свою территорию, либо на ней отсутствует источник водоснабжения, законом допускается установление сервитута.

Под сервитутом закон понимает искусственно созданное ограничение права пользования наделом в пользу владельцев соседних участков.

Для регистрации сервитутных ограничений применяются нормы ГК РФ, а также Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Для регистрационных действий нужно представить следующие документы:

  • заявление;
  • правоустанавливающие бумаги на земельный объект — свидетельство о праве, арендный договор, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.;
  • для частных сервитутов — соглашение сторон или судебный акт;
  • для публичных сервитутов — распорядительный акт местных или государственных властей;
  • межевой план на землю;
  • паспорта сторон или документы юридического лица;
  • нотариальная доверенность на представителя, если стороны подают документы не лично;
  • квитанция, подтверждающая перечисление госпошлины.

Чтобы зарегистрировать сервитут, нужно подать заявление в Росреестр или МФЦ.

Срок регистрационной процедуры составляет от 5 до 12 дней, он зависит от способа обращения и необходимости пройти кадастровый учет.

Важное значение будет иметь межевой план, который можно получить через кадастрового инженера. В этом документе будет указана территория участка, через которую возможен доступ к смежным наделам. Кроме того, кадастровый инженер сможет выступить в суде в качестве специалиста, если возникнут разногласия об условиях ограничения.

После регистрации сведения о сервитуте будут внесены в госреестр ЕГРН. Стороны получат выписку, в которой будет подтверждено наличие ограниченного права пользования, а также указан срок его действия.

Они могут носить постоянный или временный характер. Например, если необходимо провести текущее обслуживание или ремонт подземного или наземного трубопровода, эксплуатирующая организация руководствуется проектной документацией при определении срока сервитута. Напротив, если возможность пройти к строению доступна только одним способом, он будет носить постоянный характер.

Что такое сервитут: особенности заключения договора

Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:

  • до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
  • от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
  • до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
  • до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.

Стоимость установки публичного сервитута состоит из:

  • затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
  • затрат на организацию общественных слушаний;
  • затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
  • компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.

Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.

Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.

Гораздо сложнее, когда установление сервитута вызвано необходимостью обслуживания недвижимости, находящейся прямо на участке собственника. Допустим, гражданин пытается оформить собственность на землю, на которой располагается имущество других лиц. К примеру, на земле находится газовая труба, которая принадлежит газовому хозяйству соответствующего населенного пункта. В этом случае оформить собственность на участок земли, по документам принадлежащей администрации города, не так просто, поскольку на земле расположена недвижимость двух собственников: гражданина, который фактически владеет землей, и газового хозяйства.

  1. Когда речь идет о публичном сервитуте. К примеру, дорожкой, проходящей посреди участка, пользуется неограниченное количество людей. При этом, исходя из судебной практики, снять или как-то ограничить названный вид сервитута очень сложно.
  2. Когда земельный сервитут обуславливается наличием на соответствующем участке земли какого-то чужого имущества. В результате, собственник участка несколько ограничен в реализации своих прав по распоряжению и владению землей. В частности, такой собственник не вправе проводить строительство на месте, где располагается чужое имущество и также на определенном законодателем расстоянии от него.
  3. Когда собственник земли, обремененной сервитутом, желает продать свой участок. Теоретически, сервитутное обременение никак не мешает продаже земли. Однако, на практике, участок земли с сервитутом реализовать гораздо сложнее, чем землю без обременения, поскольку не все покупатели согласны на наличие такого земельного сервитута. Кроме того, наличие обременения участка может отрицательно сказаться и на продажной цене земли.
  • предоставление возможности проезда (прохода) через чужую территорию;
  • осуществление изыскательной деятельности;
  • организация жизнедеятельности животных (выгон скота, предоставление возможности для прохода стада на водопой);
  • сбор ягод и грибов;
  • рыболовство и охота.

В случае положительного решения вопроса об установлении обременений на участок в интересах неопределенного круга лиц в нормативном акте уполномоченного органа указывается период, в течение которого будет предоставлено право пользования наделом. Четко регламентированных сроков в данных обстоятельствах законом не предусмотрено.

Что же касается Ленинградской области, то вопрос об установлении публичных сервитутов в Ленинградской области так и остается не решенным. Согласно официальному ответу правового управления Законодательного собрания Ленинградской области (письмо исх. №1025-09/вх-21 от 19.03.2009 г.) в Плане законотворческой деятельности законодательного собрания Ленинградской области на первое полугодие 2008 года, утвержденном Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 19 декабря 2007 года №1269, предусматривалось рассмотрение проекта областного закона «О публичном сервитуте на территории Ленинградской области», однако данный областной закон на рассмотрение законодательного собрания Ленинградской области Губернатором Ленинградской области не вносился.

Как было сказано выше публичный сервитут в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса российской Федерации законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

  1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
    • проведение инженерных изысканий;
    • капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
    • строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
    • осуществление геологического изучения недр;
    • осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
    • размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
  3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
  4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

Он по-прежнему может владеть, пользоваться и распоряжаться своей землей, а также имеет право получать от субъекта, который инициировал установление сервитута (сервитуария) в отношении земельного участка, денежную компенсацию за пользование участком.

Понятие сервитута – специальная юридическая конструкция, при помощи которой человек получает возможность воспользоваться чужим участком земли в специально оговоренных случаях.

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

В зависимости от целей установления законодательство выделяет следующие формы и виды сервитутов:

1. Частный сервитут, который в свою очередь может быть установлен на основании составленного между сторонами договора или путем вынесения соответствующего решения суда.

Установление частного сервитута на соседний участок, а также в некоторых случаях, выделенных законодательными актами, может распространяться и на другой участок, имеющий полезные свойства.Частный сервитут может быть установлен:

  • личные сервитуты для возможности осуществления прохода или проезда через чужой участок;
  • личные сервитуты для прокладки водоснабжения или линий электропередач;
  • частный сервитут для удовлетворения прочих нужд собственника участка.

2. Публичный сервитут, или иначе — право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается на основании соответствующего нормативно-правового акта федерального, регионального или местного уровня. Установление публичного сервитута допускается, если данный участок земли необходим для удовлетворения государственных нужд.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.

Согласно условиям законодательства любой земельный сервитут, который не содержит ни в каких основополагающих документов сведений о своем сроке, признается бессрочным. В качестве таких документов могут выступать:

  • договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  • нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.
  • решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым. В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства. К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству.

Согласно условиям, установленным в законодательстве, сервитут является бесплатным правом, в котором пользователь чужого участка не должен оплачивать свой проход или проезд по данному объекту недвижимости.

Исключение составляет право на оперативное управление, при котором сервитут является возмездным. Стоимость на личные сервитуты высчитывается согласно земельному налогу на объект недвижимого имущества, попадающий в пользование.


Для установления такого типа ограничения необходимо подготовить пакет документов. В перечень бумаг входят следующие:

  1. Паспорт гражданина.
  2. Заявление об установления сервитута.
  3. Документ, подтверждающий необходимость этой процедуры.
  4. Кадастровый план с отметкой о сервитуте.
  5. Документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины. Размер госпошлины за оформление ограничительного документа составляет полторы тысячи рублей для граждан и шесть тысяч рублей – для организаций.
  6. Доверенность на представителя (если гражданин подает заявление не самостоятельно).

Регистрация сервитута проводится по нормам статьи 23 ЗК РФ пошагово в три этапа:

  • посещение Кадастровой Палаты для подачи заявления на установление ограничение;
  • составление письменного соглашения;
  • получение выписки с отметкой об установлении сервитута.

Договор публичного типа в отношении установления сервитутам на участок земли имеет место в тех случаях, когда органами местного самоуправления издан нормативный правовой акт, закрепляющий данное ограничение. Заполнить заявление на публичный сервитут вправе граждане, юридические лица и представители властных органов.

Сервитуту публичного типа оформляется в следующих случаях:

  1. На земельном участке необходимо провести инженерные изыскания.
  2. Определенная территория предоставляется в бессрочное постоянное пользование, аренду, собственность.
  3. На участке земли необходимо провести ремонтные работы (прокладка коммуникаций, ремонт объектов общественного пользования).

Процесс регистрации публичного сервитута состоит из пяти этапов:

  • подача заявления на установление сервитута;
  • ожидание ответа от государственных органов власти, назначение общественного слушания;
  • участие в заседания общего собрания, принятие решения об установлении сервитута;
  • получение письменного распоряжения в отношении ограничения землепользования;
  • регистрация документа с другими бумагами в Кадастровой Палате.

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Как оформить сервитут на земельный участок?

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Различные виды обременений, о которых шла речь выше, характеризуются принципиальными отличиями:

  1. В то время как публичный сервитут ориентирован на широкомасштабные потребности использования участка в муниципальных и государственных интересах, а также на решение проблем широкого круга лиц, частный тип предназначен для обеспечения гражданских прав узкого круга лиц и отдельных организаций.
  2. С другой стороны, частный сервитут имеет для собственников земли преимущество в своём возмездном характере, чего лишён публичный вариант обременения.
  3. Кроме того, обременения публичного характера опираются на нормативно-правовые акты, тогда как частный базируется на требованиях землевладельца, отдельных организаций или группы граждан.

В 2021 г. право устанавливается согласно законодательно закреплённым вариантам в виде:

  1. Оформления резолюции полномочным органом местного самоуправления, муниципалитета или государства. Принятию резолюции предшествует публичный характер слушания о наложении необходимых ограничений.
  2. Общего соглашения группы собственников земли или заинтересованных лиц.
  3. Судебного постановления.

При этом порядок установления публичного сервитута состоит из:

  • объявления о слушании со стороны местной администрации;
  • оформления резолюции по итогам слушания;
  • оглашения результатов согласования по пользованию участком с указанием требования компенсации со стороны его владельца;
  • регистрации сервитута в Росреестре.

Также возможно установление сервитута на земельный участок по итогам добровольного согласования.

В процессе оформления сервитута в органах местного самоуправления необходимо предоставление пакета документов, состоящих из:

  • паспорта для физического лица и ИП и учредительной документации для юридического лица;
  • заявления о предоставлении заявителю доступа к соседнему участку, составленного в произвольной форме;
  • реквизитов этого надела в виде кадастрового номера, его площади и прочих подобных данных;
  • письменного уведомления в адрес земельного собственника;
  • указания на основания введения сервитута;
  • соглашение сторон или решение суда о необходимости предоставления доступа к соседнему участку.

На завершающем этапе оформления в ходе его государственной регистрации в ЕГРН необходимо иметь пакет документов, состоящий из:

  • заявления о внесении корректировок в федеральную базу данных в отношении обременяемого объекта недвижимости;
  • паспорта или учредительной документации в зависимости от статуса заявителя;
  • кадастровой документации в виде межевого плана и т. п. сведений;
  • правоустанавливающей документации на землю;
  • указаний на основания введения сервитута;
  • квитанции, удостоверяющей уплату государственной пошлины за регистрацию в Росреестре.

Ситуацию, при которой гражданин, желающий получить доступ к частичному пользованию земельным участком соседа, и сам сосед не достигают взаимопонимания, может разрешить только судебная инстанция. Однако перед обращением в суд претендент на пользование соседской территорий должен:

  • составить текст соглашения и направить его будущему ответчику;
  • осуществить землеустроительное изыскание на предмет обоснования установления обременения;
  • произвести оценку стоимости пользования чужим наделом.

При этом истцу следует не упускать из виду, что накладывание сервитута должно создавать неудобства для владельца надела в минимальной степени и одновременно сопровождаться выплатой компенсации.

После этого у заинтересованного лица появляется возможность подать иск или ходатайство в судебную инстанцию. При этом он должен предоставить суду доказательство необходимости пользования чужим участком. Доказательная база должна содержать сведения:

  • об отсутствии у истца реальных возможностей реализовать свои права без использования чужого надела;
  • об отсутствии возможности договориться с владельцем соседнего участка;
  • о согласии истца на денежную компенсацию ответчику в разумных пределах;
  • о сроке обременения.

Если суд оценит весомость представленного доказательства, он вынесет положительное решение по иску. Затем оформленный сервитут на участок, как уже подчёркивалось, обязательно должен быть зарегистрирован в Росреестре.

Однако на практике зачастую наблюдается нарушение условий использования. В этом случае требуется составить акт об этом и заверить его в правоохранительных или контролирующих органах. После этого пострадавшая сторона вправе подать исковое заявление в судебные органы.

Процессе разбирательства суд может принять одно из решений, требующих:

  • расторжения соглашения, что подразумевает прекращение доступа к земельному участку:
  • наложения штрафных санкций на инициатора нарушения исходя из условий заключённого сторонами договора;
  • компенсации потерпевшей стороне за понесённый ею моральный и материальный ущерб.

Многообразие вариантов, которые требуют установления сервитута, сводятся к его целесообразности. Он не устанавливается без особых причин, которые понуждают физическое или юридическое лицо обращаться к собственнику участка за разрешением использования части его территории.

Цели такого сервитута – возмездное ограничение права пользования участком со стороны собственника, которое возникает в сторону претендента на отчуждённую в его пользу часть ЗУ.

Устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.

В данном случае всегда прослеживается причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворить, со стороны другого. В число таких причин могут входить:

  • потребность выхода на проезжую часть;
  • проход к водным ресурсам;
  • проход к собственному дому через участок соседей;
  • чужое имущество, расположенное на участке собственника;
  • установка бойлера или линейных объектов юридическими лицами;
  • проведение коммуникаций через участок соседей;
  • аналогичные причины.

Добровольное обременение осуществляется на условиях соразмерной оплаты, когда пользующаяся участком собственника сторона, возмещает ему убытки, нанесённые отчуждением, и предусматривает выплату компенсации за упущенную выгоду.

Помимо этого, на время установления обременения, лицо, получившее сервитут, несёт ответственное распоряжение участком, сохраняя земельную собственность в надлежащем виде. Использование обременённой части допускается только в соответствии с целями, официально узаконенными в результате договорённостей.

В свою очередь, владелец ЗУ разрешает беспрепятственно использовать оговорённую часть ЗУ на условиях, достигнутых договорённостями. В его ответственность входит соблюдение установленных границ, а так же – освобождение пространства поблизости от ограниченной территории.

При этом НЕДОПУСТИМО:

  1. выходить за рамки категории земель и их целевого назначения;
  2. наносить порчу верхнему плодородному слою почвы;
  3. загрязнять окружающую среду;
  4. влиять на участки, принадлежащие третьим лицам.

Этим небольшим дополнением к статье мы ответим на вопрос: «Что такое оформление сервитута на часть земельного участка и как это сделать?».

Участки, находящиеся в совместной (долевой) собственности так же допустимо обременять сервитутом. Следует ориентироваться на некоторые нюансы.

  1. Если выделения долей не предусмотрено, но владельцы провели условные границы, то соглашение следует заключать со всеми собственниками участка. После чего один из собственников, отчуждающий свою часть надела для обременения, выделяет границы сервитута.
  2. Если доли выделены, то соглашение с заинтересованным лицом заключает владелец права в долевой собственности, а остальные совладельцы предоставляют нотариально удостоверенное согласие на оформление обременения.

Получить временное право пользования разрешается только при выполнении ряда требований, которые определены законом:

  1. Процедура по оформлению сервитутного права инициируется, когда решить вопрос другим способом не получается. Т.е. если собственник докажет, что есть альтернативные пути удовлетворения нужд заявителя, то сделка не состоится.
  2. Установление в судебном порядке возможно только при имеющихся непримиримых разногласиях между сторонами. Это может быть прямой отказ собственника или отсутствие компромисса в каких-либо пунктах договора (напр., размера оплаты или срока).
  3. Текст соглашения не может лишать хозяина ЗУ права собственности на время действия договора. Также запрещается создавать ему препятствия в распоряжении переданного в пользование другого лица имуществом.
  4. Доступ другого лица должен минимально ограничивать владельца, когда есть несколько вариантов соблюдения интересов заявителя.
  5. Сервитуарий (тот, кому дается временное разрешение) должен сохранять имущество собственника в надлежащем виде и использовать его только в целях, указанных в сервитуте. Также он обязан оплачивать распоряжение участком в соответствии с договоренностью, если не предусмотрено другое.

Кроме того, в тексте разрешения в обязательном порядке необходимо отразить полную информацию о заключаемой сделке, иначе оно не будет признано законным.

Уполномоченный орган занимается установлением сервитута, но изданное разрешение не имеет никакой силы, если данные не внесены в ЕГРН. Временное право активируется в день регистрации.

Услуга регистрации вещного права оказывается на платной основе:

  • 1500 руб. для физлиц;
  • 6000 руб. для юрлиц.

Квитанция об оплате сохраняется – ее прилагают к общему пакету.

Сервитут вступит в силу после прохождения процедуры регистрации. Это произойдет по прошествии 10 дней с момента обращения. Указанное время отводится на проверку документов, принятие решения и внесения данных в Росреестр.

Отмена сервитутного права возможна при наличии законных оснований, т.е. если:

  • закончился его срок действия;
  • на это согласны обе стороны;
  • причины его выдачи ликвидированы.

Также прекратить действие может сам хозяин участка, когда земля не может им использоваться по целевому назначению из-за установления сервитута. Аннулирование документа осуществляется через суд.

Частный сервитут — это право ограниченного использования чужого участка. Т.е. сервитут необходим для того, чтобы вы могли использовать участок в полной мере, конечно, если для этого есть объективные препятствия и нет альтернативных переходов и переходов. Такой сервитут устанавливается в интересах конкретного физического или юридического лица.

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы вы имели право на получение сервитута?

  1. Невозможность полностью использовать земельный участок (отсутствие прохода, доступа, коммуникации и т. Д.) Отсутствие альтернативных вариантов использования участка, кроме как через соседний участок Установление сервитута не может противоречить типу разрешенного использования такого участка.

Только после выполнения вышеуказанных условий вы сможете подать заявление об установлении сервитута на соседнем участке. Поэтому, прежде чем обращаться к собственнику или в суд об установлении сервитута, необходимо проверить вышеупомянутые условия.

ВАЖНО: Бывают случаи, когда невозможность использования земельного участка вызвана умышленными действиями третьих лиц и тогда нужно требовать не установления сервитута, а устранения препятствий для использования участка (подробности по этой ссылке) .

С другой стороны, государственный сервитут устанавливается в интересах неограниченного числа лиц на основании решения исполнительного органа или коммуны.

Это решение принимается на основании заявления:

  • Представители естественных монополий
  • Телекоммуникационные агентства
  • Владельцы транспортной инфраструктуры
  • Другие общественные организации

Например, РЖД может подать заявление об установлении земельного сервитута в повятовые старосты для планирования и строительства железнодорожной ветки, если нет других возможностей для строительства железнодорожной ветки. В этом случае сюжет находится в открытом доступе.

Условия сервитута согласовываются непосредственно органом власти с собственником участка, на котором сервитут установлен. В случае недостижения соглашения по условиям спор разрешается в суде.

Создание государственной службы для конкретных целей

Существует своего рода общественный сервитут, целью которого является обеспечение строительства, размещения и эксплуатации конкретных объектов общественного значения.

Соответствующий сервитут устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.или муниципалитет. Однако не следует предполагать, что такой сервитут может быть установлен так легко, поскольку для этого требуются конкретные, обоснованные причины, а также заявление об установлении сервитута, поданное, например, представителями природной среды.

  1. Рассматриваемый сервитут устанавливается на срок от десяти до сорока девяти лет либо на период строительства, размещения или эксплуатации устройства, ради которого устанавливается сервитут.
  2. Если вы намерены использовать чужую землю с ограниченным использованием, вы должны подписать договор с владельцем обремененной земли, который должен включать
  3. Документ, подтверждающий право собственности.
  4. Кадастровый номер. Это уникальный код, присвоенный участку после инвентаризации, проведенной соответствующими органами.
  5. Кадастровый план и паспорт. Документы из государственного реестра, содержащие полную информацию о земельном участке.
  6. Этапы принятия земельного сервитута
  7. Владельцы заключают сделку
  8. Подача соответствующего заявления в кадастровые органы

Предоставляем свидетельство о праве собственности

Это основные правила установления сервитута. Бывают ситуации, когда собственник долгое время вел споры о признании своего права на земельный участок по праву выкупа и добился этого. Впоследствии собственник долгое время пытался изменить категорию земель, так как предыдущая категория не позволяла начать застройку. И теперь, когда все вопросы улажены, остается только подвести в дом нужную водогазовую инсталляцию для комфортного проживания. Это когда требуется все обаяние, чтобы убедить соседа в том, что он не претендует на свой земельный участок, а, скорее, вступает с ним в деловые отношения, приобретает участок земли в ограниченное пользование, другими словами, земельный сервитут может быть установленным.

  1. В зависимости от способа установления сервитута возможны варианты его компенсационной базы:
  2. Добровольное рабство. В этом случае между сторонами заключается договор ограниченного использования участка. В этой ситуации стороны сами определяют размер возмещения. Конечно, в такой ситуации право сервитута на участок может быть бесплатным.

Законодательство не оговаривает границ сервитута. Фактически он может быть наложен в отношении части территории. Такой вариант чаще всего встречается, когда необходимо обеспечить беспрепятственный проезд, либо провести коммуникации.

Узнать все нюансы оформления сервитута на часть земельного участка можете из этого материала.

Разберем, как оформляется сервитут. Процедура установления сервитута в отношении земельного участка состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Сначала потребуется оформить соглашение между заинтересованными лицами.
  2. После этого необходимо собрать некоторые документы, которые необходимы для реализации сделки, в том числе проинформировать соседей о факте обременения.
  3. Затем потребуется внести изменения в кадастровый план, оплатить государственную и получить соответствующее решение.
  4. Завершающим этапом является регистрация сервитута.

Больше информации о нюансах сервитута и о правилах его оформления найдете в отдельной статье.

Для того, чтобы установить сервитут, потребуется подготовить следующие документы:

  1. Документы, на основании которых стороны действуют. Это могут быть паспорта или доверенности законных представителей.
  2. Документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком – договор аренды, свидетельство или выписка из ЕГРН.
  3. Соглашение владельцев или решение суда (как и на каких основаниях можно обратиться в суд и получить решение о принудительном установлении сервитута мы рассказывали тут).

Документы могут представляться в виде заверенных копий.

Способ установления ограничения на земельный участок, который принадлежит физическому лицу, имеет ряд отличий от аналогичной процедуры, осуществляемой в отношении территории, которая относится к муниципальной.

Круги лиц в частном случае ограничен, в публичном – нет. Для установления сервитута в отношении муниципального участка необходимо решение местной администрации, физическому лицу достаточно заключить соглашение.

Для установки публичного обременения необходимо проведение межевания на всех участках, подпадающих под зону ограничения. При частном сервитуте, необходимо произвести переформирование кадастровой выписки земельного надела с переделом пространства.

Отличия заключаются и в порядке возмещения неудобств. Частный сервитут предусматривает обязательные выплаты почти всегда. В случае с публичным компенсация происходит только при существенных препятствиях в ограничении при пользовании участком.

Ещё одним отличием являются стороны сделки. В частном случае – это конкретные физические или юридические лица. В случае же публичного обременения круг лиц не определен.

Публичное ограничение должно всегда согласовываться с местными органами управления. Для частного обременения в этом необходимости нет.

Узнать о том, в чем еще кроме оплаты заключается разница между частным и публичным сервитутом, можно тут.

Порядок заключения соглашения об установлении сервитута

К причинам аннулирования такой сделки можно отнести:

  • порчу плодородных земель;
  • нанесение вреда окружающей среде;
  • нарушение санитарных и экологических норм;
  • выполнение работ, которые запрещены;
  • нарушение установленных границ;
  • несвоевременная оплата.

Указанные причины могут быть основанием для прекращения не только частного, но и публичного сервитута.

О том, какими могут быть основания для прекращения сервитута, мы более подробно рассказываем здесь.

Сервитут, как вид обременения, может касаться не только частных, но и муниципальных территорий. Стороны могут заключать соглашение, либо вопрос решается путем вынесения решения местным органом власти. В любом случае, каждая из сторон может решить спор, касающийся установления сервитута, в судебном порядке.

Сервитут это специфичная категория обременения на чужой земельный участок. Специфика его заключается в том, что такое обременение не является наказанием для собственника за нарушение закона и прав других граждан.

Это несколько иная форма обременения, которое может накладываться на землю даже при его согласии. Земля при сервитуте обременяется с серьезными ограничениями. Ею сможет пользоваться иное лицо по определенным причинам и в установленном порядке.

Земельный сервитут накладывает обязанности на собственника земли предоставлять свой участок в ограниченное использование. Часто такое обременение имеет возмездный характер при разумной оплате за право пользования частью участка. Такое понятие устанавливается по ГК РФ в ст. 274. Частая причина для сервитута — необходимость в обеспечении передвижения через земельный участок соседа.

В этом случае частный сервитут по земельному кодексу должен основываться на отсутствии альтернатив подхода/подъезда. Установление сервитута происходит по соглашению между гражданами в добровольном порядке или при подаче судебного иска от заинтересованного в сервитуте гражданина (будущего пользователя).

Оформляется соглашение об установлении частного сервитута земельного участка по следующему принципу:

  1. В двустороннем формате и письменном виде.
  2. Подлежит госрегистрации ЕГРН. В ином случае документ не считается юридически сильным и обременение официально не действует.

Сервитуты подлежат госрегистрации на основании норм ФЗ № 218 от 15 года. Земля с наложенным на нее сервитутом может переходить по сделкам к иным собственникам (по договору дарения, купли-продажи, в рамках наследственного дела). Обязательства по обременению переходят следующему владельцу.

Поскольку права и интересы собственника попираются, он вправе требовать объективную плату с граждан, чьи права были расширены посредством сервитута. Нежелание накладывать на землю обременение или необходимость определения платы это две частых причины для инициирования судебного процесса.

Плата за частный сервитут на земельные участки устанавливается с учетом многих моментов:

  • заключения оценщика, обращение к которому находится в области интересов обеих сторон;
  • степени неудобства и ущерба собственника участка (к примеру, необходимости сноса ограждений);
  • срока действия частного сервитута;
  • характера использования участка третьим лицом.

Частное обременение устанавливается исключительно для реализации персональных нужд пользователя землей. Но нужно учитывать объективность таких запросов. Обычного желания в данном случае будет недостаточно.

В основания установления частного сервитута по ГК РФ в первую очередь входит наличие консенсуса между собственниками разных участков, что выражается в заключении ими договора. При наличии разногласий другим документальным основанием для установления сервитута становится соответствующее судебное решение.

Условия для установления сервитута:

  • наличие информации по учетному номеру, присвоенному частной территории;
  • определенные временные рамки, в течение которых планируется действие обременения;
  • формулировка цели наложения сервитута;
  • наличие информации по кадастровому номеру земельного надела.

Что же касается частных причин для установления сервитута, к ним относится невозможность использования своей собственности без передвижения по участку соседа. То есть иных подходов и подъездов к собственности (не обязательно к дому, но и иным объектам) не существует.

Также причиной обязательного пользования чужой землей является необходимость проведения строительных работ, эксплуатации объектов по ЖКХ-обслуживанию и иных линейных объектов, прогона сельхозживотных и их выпаса, сенокошения и пр.

Определение срока действия обременений происходит самими гражданами и судом при его привлечении к вопросу назначения сервитута. Он напрямую зависит от причин назначения и необходимости в обременении.

Сроки частного сервитута для использования земельного участка могут быть совсем короткими, например, в соответствии со сроками выполнения строительных работ. При использовании участка для похода или проезда при отсутствии других путей целесообразно устанавливать сервитут на более длительное время.

Как оформить сервитут на земельный участок: особенности и способы

Для установления сервитута по соглашению сторон требуется:

  • персональное заявление на госрегистрацию;
  • документальное основание для назначения сервитута: двустороннее соглашение сторон, судебное решение.

Для регистрации сервитута потребуется заявление (представитель заявителя предъявляет плюсом нотариальную доверенность). Также в орган регистрации предъявляется личный паспорт, кадастровый паспорт земельного участка и кадастровая выписка, которую можно заказать на сайте Kartagov в одноименном разделе.

Помимо этого придется оплатить госпошлину в размере 1,5 тыс. руб. для физлиц (юрлица платят больше) и представить по ней квитанцию. Сервитут действует с даты его регистрирования в официальных органах.

Договор включает по ст. 39.25 ЗК РФ:

  • описание земельного участка;
  • меры ответственности при несоблюдении установленных обязательств;
  • кадастровый номер участка;
  • учетный номер части участка, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • указание сторон договора;
  • причины и цели установления сервитута
  • срок обременения;
  • изложение их прав и обязанностей;
  • размер платы;
  • изложение оснований для изменения или расторжения соглашения;
  • по желанию в документ можно включить иную важную информацию.

Для составления договора придется определить его участников (стороны договора). По договору будет идти речь о собственнике и пользователе. Пользователь – это физлицо, намеревающееся использовать участок в соответствии с прописанными в договоре условиями. Он подписывает соглашение исключительно с документальным владельцем участка (не арендатором).

Относительно порядка ограниченного пользования собственник дает разрешение использования земельного надела, но в ограниченном режиме (подробно прописывая эти условия). Так ему гарантируется защита от нецелевого использования его собственности.

Обращаться в суд за сервитутом можно в любой момент времени. Суд обязан рассматривать все исковые заявления граждан. Тем не менее, судью будет интересовать факт наличия у истца попыток заключения добровольного договора с соседом. Поэтому при необходимости организовать себе сервитут на соседнем участке нужно попробовать прийти к консенсусу в мировом порядке.

Если имеет место столкновение интересов, разрешение проблемного вопроса возлагается на судебную систему. При обращении в суд необходимо правильно составить исковое заявление (по ст. 125 АПК и 131 ГПК).

В иске важным моментом выступает обоснование обращения за сервитутом. Нужно представить веские доказательства (в первую очередь документальные). Истец самостоятельно предлагает определенную плату за пользование участком, срок действия обременения, и прочие условия. Документальные приложения должны соответствовать ст. 126 АПК и 132 ГПК.

Обычно сервитут накладывается на конкретный срок. Это не обязательный, но удобный вариант оформления. Даже в бессрочном варианте обременение подлежит прекращению. Как и изначальное оформление, прекращение бывает добровольным либо назначенным через суд.

Основания прекращения частного сервитута:

  • окончание срока действия, если таковой устанавливался в документальном порядке;
  • окончание причин наложения обременения (например, появился иной подход или проезд к собственности пользователя);
  • нарушение прав собственника в вопросе пользования землей на свое усмотрение.

Прекратить действие обременения можно в двустороннем порядке, если исчезли причины его изначального наложения. Попытаться отменить сервитут в судебном порядке собственник вправе, когда его права ущемлены.

Например, изначально, собственник не был против ограниченного пользования его землей, поскольку не пользовался ею по назначению. Если впоследствии он пожелал воспользоваться землей в полном объеме, то возникает спорный момент (и основание для прекращения сервитута).

Понятие сервитута – специальная юридическая конструкция, при помощи которой человек получает возможность воспользоваться чужим участком земли в специально оговоренных случаях.

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

В зависимости от целей установления законодательство выделяет следующие формы и виды сервитутов:

1. Частный сервитут, который в свою очередь может быть установлен на основании составленного между сторонами договора или путем вынесения соответствующего решения суда.

Установление частного сервитута на соседний участок, а также в некоторых случаях, выделенных законодательными актами, может распространяться и на другой участок, имеющий полезные свойства.Частный сервитут может быть установлен:

  • личные сервитуты для возможности осуществления прохода или проезда через чужой участок;
  • личные сервитуты для прокладки водоснабжения или линий электропередач;
  • частный сервитут для удовлетворения прочих нужд собственника участка.

2. Публичный сервитут, или иначе — право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается на основании соответствующего нормативно-правового акта федерального, регионального или местного уровня. Установление публичного сервитута допускается, если данный участок земли необходим для удовлетворения государственных нужд.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.