Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методические рекомендации по воинскому учету на 2022 год для организаций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» в целях оказания методической помощи руководителям, другим должностным лицам органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), в ведении воинского учета.
В Методических рекомендациях приведены основные положения по организации и ведению воинского учета граждан Российской Федерации (далее — граждане) в организациях.
С введением настоящих Методических рекомендаций утрачивают силу Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, изданные Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в 2008 году.
Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях
17. Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, — это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.
18. Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719:
а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
б) 1 освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
в) 2 освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете .
Формулировка подпункта «г» пункта 12 Положения о воинском учете предполагает, что выделение военно-учетного работника производится при достижении каждых последующих полных 3000 граждан, состоящих на воинском учете.
19. Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года с применением норм, указанных в пункте 12 Положения о воинском учете.
При наличии в организациях 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение — военно-учетный стол.
20. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.
21. Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.
22. Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
23. Воинский учет организациями осуществляется:
призывников и военнообязанных запаса — по личным карточкам работников (форма N Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2ГС(МС), раздел 2) (далее — личные карточки) согласно приложениям N 5 и 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
26. Должностные лица, осуществляющие воинский учет в организациях, выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности (приложение N 8 к настоящим Методическим рекомендациям), наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона). Проверяют соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия. При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета;
б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет граждан;
в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
г) информируют военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметках о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
28. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:
а) выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, согласно настоящим Методическим рекомендациям.
29. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
а) направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций), согласно приложению N 9 к настоящим Методическим рекомендациям. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований или органы местного самоуправления;
б) направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, согласно приложению N 10 к настоящим Методическим рекомендациям;
40. Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (приложение N 19 к настоящим Методическим рекомендациям).
41. Стимулирование работников, осуществляющих воинский учет в организациях, проводится по итогам смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее — конкурс), в соответствии с методическими рекомендациями по подведению итогов конкурсов, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.
Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник В. ТОНКОШКУРОВ
Начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник В. ГОРЕМЫКИН
Приложение N 1 к Методическим рекомендациям (п. 11)
Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка
1. Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации осуществляют контроль за ведением воинского учета в организациях в рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) объединенных стратегических командований военных округов (Северного флота) и военных комиссариатов субъектов Российской Федерации или по отдельным планам.
2. Штабы военных округов (Северного флота) и военные комиссариаты субъектов Российской Федерации проверяют ведение воинского учета в организациях в рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) подчиненных военных комиссариатов субъектов Российской Федерации и военных комиссариатов муниципальных образований.
3. Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных — не реже одного раза в три года.
При проведении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяется и определяется полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете.
4. Качество осуществления организациями воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается по следующим показателям:
а) организация осуществления воинского учета в организациях;
б) полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма N Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2ГС (МС) (далее — личные карточки) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.
5. Организация осуществления воинского учета в организациях оценивается:
«удовлетворительно», если выполнены установленные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и иными служебными документами обязанности по организации осуществления воинского учета; документы по осуществлению воинского учета разработаны в полном объеме и качественно; спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению воинского учета, взаимодействию с военными комиссариатами, органами местного самоуправления (представлению предусмотренных Положением о воинском учете сведений) выполнены не менее чем на 70%, проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
6. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе, оцениваются:
«отлично», если отсутствуют личные карточки граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, органов местного самоуправления; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, разрабатываемыми Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
Проверяется не менее 1% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, из каждого состава (призывники, солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры запаса) от их общего количества. При практическом призыве и поставке мобилизационных людских ресурсов проверяется 100% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, оповещаемых и поставляемых граждан.
1. Выделение для военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации) специально оборудованного помещения и железных шкафов, обеспечивающих сохранность документов по воинскому учету.
2. Согласование приказа руководителя организации по определению персонального состава и функциональных обязанностей работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение) либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
3. Организация взаимодействия кадрового органа организации с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) (органом местного самоуправления) по назначению на должность, перемещению и увольнению работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, пребывающих в запасе.
4. Согласование плана работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), полнота и качество его выполнения.
5. Наличие руководящих документов по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (разработанных Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации), пособий и разработок, указаний военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
6. Организация контроля за работой военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации) со стороны руководителя, кадрового органа организации и вышестоящего органа, которому подведомственна эта организация.
7. Проведение военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) работы по разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинской учете, информированию граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей. Наличие информационных стендов.
8. Соблюдение установленного порядка ведения и хранения личных карточек граждан.
9. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках граждан, изучение военно-учетных признаков методом личного общения с несколькими гражданами, пребывающими в запасе (работающими в организации), и проведением сверки учетных данных, содержащихся в документах воинского учета этих граждан, с данными их личных карточек.
10. Проведение сверки сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан и документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления (в том числе с военными комиссариатами других муниципальных образований, в которых работающие в организации граждане состоят на воинском учете).
11. Полнота и своевременность сообщения военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) сведений об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете. Внесение указанных изменений в личные карточки граждан.
12. Проведение военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) мероприятий по проверке у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, по выявлению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) месту жительства (месту пребывания) и принятие мер к постановке их на воинский учет.
13. Полнота и своевременность направления по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
14. Полнота и своевременность направления в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведений о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).
Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.
Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).
Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.
Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.
К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.
Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.
К военнообязанным относятся:
Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
Женщины с военными полномочиями.
Не относятся к военнообязанным:
иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
офицеры запаса ФСБ или СВР;
женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.
Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.
Подготовленные документы:
1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.
2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.
Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.
Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.
Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.
3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).
4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.
5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.
Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.
6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.
Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.
Организация и ведение воинского учета на предприятии
Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.
До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.
Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ генерал армии
С.Шойгу
Воинский учет в организации — пошаговая инструкция 2021
1. Настоящая Инструкция определяет организацию и порядок обеспечения функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (далее — граждане).
2. Под воинским учетом граждан понимается государственная система учета и анализа сведений о количественном составе и качественном состоянии призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
3. Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций (далее — организации) в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
4. Основными задачами воинского учета являются:
обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами «Об обороне»,»О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
5. Персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований или военным комиссариатом г. Москвы (далее — военные комиссариаты) в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 136; N 14, ст. 1632) (далее — Положение о воинском учете) и настоящей Инструкцией.
Первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, в поселениях, муниципальных и городских округах, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, а также в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются военные комиссариаты (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
16. Командующие войсками военных округов в целях обеспечения функционирования системы воинского учета на территориях военных округов:
а) организуют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с органами внутренних дел, территориальными органами войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службой, учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, органами принудительного исполнения Российской Федерации и организациями;
б) обеспечивают представление в Главное организационно-мобилизационное управление следующих донесений:
обобщенных сведений о количестве освобожденных военно-учетных работников органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на плановый период (плановый период — очередной год и последующие 2 года), поступивших из военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, — ежегодно до 1 марта согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции;
отчета о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) на выполнение полномочий по осуществлению первичного воинского учета за прошедший год — ежегодно до 10 марта согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции;
обобщенных отчетов органов местного самоуправления о результатах осуществления первичного воинского учета в предшествующем году в соответствии с методическими рекомендациями по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления — ежегодно до 15 марта;
ежеквартальных отчетов уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) на выполнение полномочий по осуществлению первичного воинского учета в текстовом и электронном виде — в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации;
обобщенных и согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведений об органах местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов, на которые возложены полномочия по воинскому учету,а также о планируемом объеме средств, необходимых для финансирования их полномочий по воинскому учету на плановый период, поступивших от военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, с приложением расчетов и обоснований заявленной потребности в бюджетных ассигнованиях — ежегодно до 1 марта согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции;
в) организуют осуществление контроля за ведением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации,в порядке, определяемом настоящей Инструкцией применительно к организациям;
г) организуют контроль за ведением органами местного самоуправления первичного воинского учета, в том числе контроль за целевым использованием субъектами Российской Федерации (органами местного самоуправления) субвенций, в соответствии с установленным порядком его проведения.
17. Военные комиссары субъектов Российской Федерации, военные комиссары муниципальных образований* ):
в установленном порядке организуют взаимодействие с органами внутренних дел, войсками национальной гвардии, Государственной противопожарной службой, учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, органами принудительного исполнения Российской Федерации по вопросу направления документов воинского учета граждан, проходящих службу в указанных органах и учреждениях на должностях рядового и начальствующего состава, имеющих специальные звания, в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания указанных граждан для оформления их постановки на специальный воинский учет.
22. Граждане, пребывающие в запасе, учитываются по следующим основным военно-учетным признакам:
по возрасту (разрядам учета);
по категориям годности к военной службе по состоянию здоровья;
по составам и воинским званиям;
по ВУС и воинским должностям;
по характеру прохождения военной службы (группам учета);
по продолжительности и условиям прохождения военной службы и пребывания в запасе (категориям запаса).
23. По возрасту граждане, пребывающие в запасе, учитываются по разрядам учета в соответствии со статьей 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Из одного разряда в другой (в отставку) граждане, пребывающие в запасе, переводятся по достижении ими предельных возрастов пребывания в соответствующем разряде (пребывания в запасе).
24. Категории годности к военной службе определяются в ходе проведения медицинских освидетельствований, осуществляемых в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
25. По составам и воинским званиям граждане, пребывающие в запасе, учитываются в соответствии с присвоенными им воинскими званиями со статьей 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
26. По ВУС и воинским должностям граждане, пребывающие в запасе, учитываются в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей.
27. По характеру прохождения военной службы граждане, пребывающие в запасе, учитываются по группам учета: «Российская Армия» («РА») и «Военно-Морской Флот» («ВМФ»).
По группе учета «РА» учитываются:
офицеры запаса, не отнесенные к группе учета «ВМФ»;
прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы запаса:
прошедшие военную службу (военные сборы) и не отнесенные к группе учета «ВМФ»;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
не прошедшие военную службу и зачисленные в запас, кроме граждан, окончивших профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, готовящие специалистов для морского и речного флота;
женского пола, принятые на воинский учет по специальностям, указанным в приложении к Положению о воинском учете, не отнесенные к группе учета «ВМФ».
По группе учета «ВМФ» учитываются:
офицеры запаса, имеющие ВУС, указанные в перечне ВУС (специализаций) офицеров, по которым офицеры запаса, имеющие военно-специальную подготовку или опыт службы в воинских частях, на кораблях, в учреждениях, и органах управления ВМФ;
прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы запаса:
прошедшие военную службу в воинских частях ВМФ и Пограничной службы ФСБ России;
прошедшие военные сборы в воинских частях ВМФ, а также получившие военно-специальную подготовку в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
не прошедшие военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисленные в запас, и окончившие профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, готовящих специалистов для морского и речного флота;
женского пола, работающие в воинских частях ВМФ, на морских и речных судах, в портах, на пристанях и в учреждениях пароходств морского и речного флота и принятые на воинский учет по специальностям, указанным в приложении к Положению о воинском учете.
28. По продолжительности и условиям прохождения военной службы и пребывания в запасе граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на две категории — первую и вторую.
К первой категории относятся:
а) офицеры (кроме женского пола):
проходившие военную службу по призыву и (или) по контракту на воинских должностях, подлежащих комплектованию офицерами, в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба;
успешно завершивших обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации;
окончившие военные образовательные организации высшего образования или прошедшие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации;
участники боевых действий, граждане, выполнявшие обязанности в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, принимавшие участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности и имеющие офицерские звания, — независимо от занимаемых ими в то время воинских должностей;
прошедшие военные сборы на воинских должностях офицерского состава во время пребывания в запасе;
б) прапорщики (мичманы), сержанты (старшины) и солдаты (матросы):
проходившие военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, общей продолжительностью не менее одного года, а участники боевых действий, граждане, выполнявшие обязанности в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, принимавшие участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, — независимо от срока прохождения ими военной службы;
окончившие учебную воинскую часть;
прошедшие военные сборы.
43. Снятию с воинского учета подлежат граждане, пребывающие в запасе:
поступившие на военную службу по контракту в федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба;
достигшие предельного возраста пребывания в запасе;
признанные военно-врачебной комиссией не годными к военной службе по состоянию здоровья;
убывающие на постоянное место жительства или временно на срок свыше трех месяцев в другое муниципальное образование;
убывающие на постоянное проживание за пределы Российской Федерации, или которым прекращено гражданство Российской Федерации;
убывающие за пределы Российской Федерации на срок свыше шести месяцев;
осужденные к лишению свободы;
умершие или признанные судом безвестно отсутствующими.
44. Документами, на основании которых осуществляется снятие с воинского учета в военном комиссариате являются:
а) для граждан, поступивших на военную службу по контракту в федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, — выписка из приказа соответствующего должностного лица о поступлении на военную службу по контракту (зачислении в списки воинской части);
б) для граждан, признанных военно-врачебной комиссией не годными к военной службе по состоянию здоровья, — паспорт гражданина Российской Федерации; военный билет офицера запаса (военный билет; справка взамен военного билета; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета); персональная электронная карта (при наличии соответствующей отметки в особых отметках военного билета о ее выдаче); жетон с личным номером Вооруженных Сил (при наличии в документах воинского учета соответствующей отметки о его присвоении); свидетельство о болезни; карта медицинского освидетельствования с заключением ВВК о негодности к военной службе;
в) для граждан, убывающих на постоянное место жительства или временно на срок свыше трех месяцев в другие муниципальные образования Российской Федерации, — паспорт гражданина Российской Федерации; военный билет офицера запаса (военный билет; справка взамен военного билета; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета); персональная электронная карта (при наличии соответствующей отметки в особых отметках военного билета о ее выдаче); жетон с личным номером Вооруженных Сил (при наличии в документах воинского учета соответствующей отметки о его присвоении); документы, подтверждающие снятие гражданина с регистрационного учета в подразделениях территориальных органов МВД России по вопросам миграции; личное заявление о снятии с воинского учета (только для офицеров запаса по форме N 38);
г) для граждан, не имеющих регистрации по месту жительства (месту пребывания), а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, — сведения (приложению N 2 к Положению о воинском учете), выданные организацией при увольнении (отчислении) их с работы (из образовательной организации);
д) для граждан, убывающих на постоянное проживание за пределы Российской Федерации или приобретших иностранное гражданство, — паспорт гражданина Российской Федерации; военный билет офицера запаса (военный билет; справка взамен военного билета; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета); персональная электронная карта (при наличии соответствующей отметки в особых отметках военного билета о ее выдаче); жетон с личным номером Вооруженных Сил (при наличии в документах воинского учета соответствующей отметки о его присвоении); сообщение подразделений территориальных органов МВД России по вопросам миграции или представленные подтверждающие документы об убытии на постоянное проживание за пределы Российской Федерации (приобретении иностранного гражданства); личное заявление о снятии с воинского учета.
Для граждан, убывающих на постоянное проживание в другое государство-участник Содружества Независимых Государств, или приобретших их гражданство, — кроме того, заявление об оформлении и направлении пенсионного дела в другое государство-участник Содружества Независимых Государств (форма N 37);
е) для граждан, убывающих за пределы Российской Федерации на срок свыше шести месяцев, — паспорт гражданина Российской Федерации, военный билет офицера запаса (военный билет; справка взамен военного билета; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета); персональная электронная карта (при наличии соответствующей отметки в особых отметках военного билета о ее выдаче); жетон с личным номером Вооруженных Сил (при наличии в документах воинского учета соответствующей отметки о его присвоении); документы, подтверждающие их выезд за пределы Российской Федерации; личное заявление о снятии с воинского учета;
ж) для граждан, в отношении которых назначено наказание в виде лишения свободы, — военный билет офицера запаса (военный билет, персональная электронная карта, справка взамен военного билета); копия приговора суда;
з) для граждан, признанных судом безвестно отсутствующими, — копия решения суда.
47. Сроки пребывания в воинских званиях граждан, пребывающих в запасе, права должностных лиц по присвоению воинских званий и порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе, определены Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее — Положение о порядке прохождения военной службы).
48. Для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
рядовой или матрос — пять месяцев;
младший сержант или старшина 2 статьи — один год;
сержант или старшина 1 статьи — два года;
старший сержант или главный старшина — три года;
младший лейтенант — два года;
лейтенант — три года;
старший лейтенант — три года;
капитан или капитан-лейтенант — четыре года;
майор или капитан 3 ранга — пять лет;
подполковник или капитан 2 ранга — шесть лет.
49. Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе, может быть присвоено:
а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
до старшины или главного корабельного старшины включительно — военным комиссаром;
до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно — военным комиссаром субъекта Российской Федерации;
б) офицеру до полковника или капитана 1 ранга включительно — Министром обороны Российской Федерации.
Присвоение первого воинского звания офицера производится Министром обороны Российской Федерации.
Присвоение первого воинского звания рядового (матроса) либо сержанта (старшины 1 статьи) гражданам, успешно завершившим обучение по соответствующим программам военной подготовки в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования или в военных образовательных организациях высшего образования и окончившим федеральные государственные образовательные организации высшего образования, производится военным комиссаром при зачислении в запас.
50. Гражданину, пребывающему в запасе, очередное воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, — по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
51. При нахождении в запасе время пребывания в запасе засчитывается в установленный срок на присвоение очередного воинского звания.
52. Присвоение очередных воинских званий не влечет за собой изменений в правах и льготах по пенсионному и медицинскому обеспечению, предоставленных гражданам при увольнении с военной службы.
53. Гражданину, лишенному воинского звания по приговору суда, военным комиссаром одновременно с постановкой на воинский учет присваивается воинское звание рядового.
54. Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата.
55. Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:
имеющему высшее образование — лейтенанта;
имеющему среднее профессиональное образование — младшего лейтенанта.
56. Воинское звание лейтенанта присваивается:
гражданину, окончившему федеральную государственную образовательную организацию высшего образования и прошедшему обучение по программе военной подготовки в военном учебном центре при этой образовательной организации, — в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанной образовательной организации;
гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и окончившему федеральную государственную образовательную организацию высшего образования, — при зачислении в запас;
гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, не аттестованному военным учебным центром к присвоению воинского звания по различным причинам, — при предоставлении заявления от гражданина об аттестовании в офицерский состав, справки (форма N 9/ОФ) и копии диплома об окончании образовательной организации;
гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее образование, — по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;
гражданину, пребывающему в запасе, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено в аттестационном порядке.
72. Виды учетных картотек, порядок их ведения, хранения, выдачи и замены всех видов документов воинского учета* определены в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
В военных комиссариатах и в других учетных органах, где находятся на хранении документы воинского учета, хранилища документов воинского учета оборудуются применительно к требованиям нормативных правовых актов по организации архивного дела в Вооруженных Силах.
73. В периоды мобилизации, военного положения и в военное время при утрате (уничтожении, приведении в негодность) документов воинского учета военный комиссариат немедленно принимает меры к составлению новых документов.
При массовой утрате (уничтожении, приведении в негодность) документов воинского учета граждан, пребывающих в запасе, военный комиссариат немедленно принимает все меры к восстановлению всех утраченных (уничтоженных, приведенных в негодность) документов, конкретные сроки восстановления определяются начальником штаба (кадровым органом) военного округа.
Основным способом восстановления утраченных (уничтоженных, пришедших в негодность) документов воинского учета граждан, пребывающих в запасе, является распечатка копий из информационных массивов, реализуемых комплексами средств автоматизации из состава принятых на вооружение (снабжение) Вооруженных Сил систем управления. Для чего военные комиссариаты ежемесячно направляют копии информационных массивов на магнитных (оптических) носителях с соблюдением требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 010 «Об утверждении Инструкции по режиму секретности в Вооруженных Силах Российской Федерации» в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, где организуется их хранение. Опечатывание указанных носителей, составляющих государственную тайну, осуществляет военный комиссар без предоставления права вскрытия их в военном комиссариате субъекта Российской Федерации.
74. Для составления справочных картотек на отдельные категории граждан, пребывающих в запасе, которые могут вестись в военном комиссариате по указанию штаба (кадрового органа) военного округа, запрещается использовать личные дела (приложение N 15 к Руководству по учету личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее — Руководство), послужные карты (приложение N 14 к Руководству), алфавитные карты офицеров запаса (форма N 2/ОФ), учетные карточки прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и солдат (матросов) запаса (форма N 8), алфавитные карточки прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и солдат (матросов) запаса (форма N 7).
Использование перечисленных документов воинского учета для составления справочных картотек разрешается лишь в случае изготовления их дополнительных экземпляров. В случае пересылки документов воинского учета в другие учетные органы, их дополнительные экземпляры, изготовленные для составления справочных картотек, не пересылаются.
Воинский учет с нуля
Назначение ответственных за ведение определенных участков кадрового делопроизводства
Перед тем как организовывать воинский учет на предприятии, необходимо назначить ответственное лицо. Это может быть как сам руководитель, поскольку именно он является должностным лицом, отвечающим за состояние воинского учета[1], так и любой другой работник предприятия, назначенный приказом ответственным за ведение военно-учетной работы.
Никаких конкретных требований закон не содержит. Единственное условие: работник должен 1 раз в 3 года проходить курс повышения квалификации по определенной программе[5]. Первое повышение квалификации — в течение года после назначения на должность специалиста по воинскому учету.
Согласно Методическим рекомендациям курс повышения квалификации можно пройти в Институте специальной подготовки ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России». Учебный план составляет 40 учебных часов, обучение платное, в результате успешного окончания выдается удостоверение повышения квалификации. Программа курса приведена в Приложении № 19 к Методическим рекомендациям.
Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:
тех, кто был уволен из армии в запас;
лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
женщин, имеющих военные специальности.
ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.
Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».
Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.
Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.
Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.
ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).
Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.
ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).
Инструкция: как организовать воинский учет в организации
Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.
Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.
Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.
Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.
В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.
Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.
С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:
за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.
Источники:
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
КоАП РФ
Документация по организации и осуществлению воинского учета
Взаимодействие организации и военного комиссариата осуществляется по вопросам предоставления сведений:
о сотрудниках — призывниках;
числящихся в штате несовершеннолетних 15-16 лет;
на запросы об изменении жизненных обстоятельств сотрудников, стоящих на военном учете;
другое.
В Приложении 17 дан план, который рекомендуется заполнить и его помощью согласовывать отчеты и сроки их предоставления в военкоматы.
Важно!
На 2021 год план необходимо согласовать не позднее 31 декабря 2020 г
Совет
Ответственные по ВУ должны тесно работать с военными комиссариатами, так как многие вопросы решаются в соответствии с их рекомендациями. Поэтому рекомендуем дату согласования плана работы на 2021 год обсудить с военкоматом.
Отчеты по воинскому учету со сроками сдачи
Сведения
Срок сдачи
О работниках мужского пола, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет в следующем году.
Приложение 11
Каждый год до 1 ноября
Работники мужского пола 15-16 лет.
Приложение 11
До 15 ноября
О принятых на работу / уволенных работниках, подлежащих ВУ.
Приложение 9
В течение 2 недель после принятия / увольнения
О работниках, состоящих, а также не состоящих, но подлежащих ВУ.
Приложение 10
В течение 2 недель после получения запроса
Об изменениях жизненных обстоятельств, состояния здоровья, и др. граждан, состоящих на воинском учете.
Приложение 13
2 недели после произошедшего изменения
Выявление информации об отсутствии воинского учета у военнообязанного сотрудника.
В течении 2 недель после того, как стала известна информация
Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе.
Форма 6
Готовится на первое число года, следующего за отчетным, сдается не позднее последнего дня отчетного года — не позже 31 декабря.
Есмли на предприятии нет ни брони, ни резервистов, форму 6 можно не сдавать
Карточка воинского учета организации.
Форма 18
Первый раз — в течение двух недель со дня госрегистрации и внесения сведений в ЕГРЮЛ об организации, далее один раз в два года до 31 декабря.
Оповещение сотрудников о повестках, вызовах в военкомат и т.д.
При получении вызова, повестки
За ведение учетной документации отвечают:
директор организации;
начальник отдела кадров (или его заместитель);
делопроизводитель, секретарь.
Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС). В нормативах закреплено, чем занимается военно-учетный стол — ведет учетную деятельность в учреждении, в котором работают от 2000 до 4000 военнообязанных человек. В небольших компаниях такие обязанности возлагаются на одного из сотрудников отдела кадров.
Независимо от наличия военно-учетного стола, ответственные специалисты выполняют следующие задачи.
Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.
Ведение документации по военнообязанным сотрудникам в госучреждениях регулируют методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС от 11.07.2017. Учетная работа включает:
Контроль за наличием в паспортах граждан РФ, которые принимаются на должность в организацию, отметок о воинской обязанности.
Заполнение личных карточек (форма Т-2) на основе записей в других документах.
Объяснение сотрудникам порядка исполнения их военных обязанностей.
Информирование военных комиссариатов обо всех изменениях сведений в паспортах сотрудников организации и нарушениях.
Отправку в 2-недельный срок в военные комиссариаты информации о военнообязанных гражданах, которые приняты на работу или уволены.
Ежегодную сверку данных.
Оповещения сотрудников о вызовах в военкоматы и обеспечение их явки.
Проверку выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки разрешено производить не чаще одного раза в три года.
Проверяющие изучают руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в текущем, 2021, году:
приказ о ведении воинского учета;
план работы по ведению воинского учета;
личные карточки военнообязанных граждан;
журнал проверок;
расписка в приеме от граждан военных документов;
служебное делопроизводство.
При проведении проверки контролеры оценивают:
организацию учетных мероприятий;
полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках военнообязанных работников.
Результаты проверки вносятся в журнал.
Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция
Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.
Для бронирования граждан собирается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возрасту, званию. Затем перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.
Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (данный бланк строгой отчетности компания получает в военкомате) и планом мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.
Обязанность организаций вне зависимости от форм собственности вести воинский учет оговорена в статье 8, пункте 1, подпункте 6, Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ. Его цель — обеспечение потребностей Вооруженных Сил РФ в людских ресурсах как в мирное, так и в военное время.
В законодательстве ведение воинского учета в организации в 2021 году регулируют:
Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
указ президента РФ № 890 от 14.08.1992 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
постановление правительства РФ № 719 от 27.11.2006;
постановление правительства РФ от 17.03.2010 № 156 об утверждении правил бронирования с изменениями (распространяется на граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях);
инструкция по бронированию граждан, пребывающих в запасе в 2021 году, утв. генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации от 03.02.2015 № 664с;
инструкция генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
методические рекомендации генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. 11.07.2017.
Обязанности работодателя и учет военнообязанных в отделе кадров организации 2021 г. разделены на две объемных категории:
общий воинский учет (ОВУ);
специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Чтобы начать контролировать и учитывать военнообязанных работников, необходима пошаговая инструкция по воинскому учету в организации для новичка:
Назначить ответственных лиц.
Определить круг работников, подлежащих ВУ.
Получить документы для ведения ВУ.
Согласовать приказ о назначении ответственных лиц с местным военным комиссариатом.
Исполнять и контролировать обязанности по ведению документации и взаимодействию с работниками.
За состояние ВУ в компании отвечает ее руководитель. Такая норма закреплена в пункте 9 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Непосредственно ведением учета занимается ответственное лицо, назначенное руководителем. Для этого на предприятии издается приказ, а функция ведения ВУ фиксируется в должностных обязанностях сотрудника.
Как организовать воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2020
После того как все перечисленные шаги выполнены, ответственный сотрудник или подразделение приступает непосредственно к выполнению своих обязанностей. В законодательстве не указано, как заполнить акт проверки состояния воинского учета и бронирования граждан в организации в 2021 году — это делают в произвольной форме, не реже чем раз в год, по договоренности с сотрудниками военкомата.
Организация должна предоставлять в военкомат следующие сведения:
сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, которые являются военнообязанными;
списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, и раз в год (в сентябре) списки мужчин 15 и 16 лет.
На основании военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву, вносятся необходимые сведения в личную карточку по форме Т-2.
Кроме того, компания должна вести следующие документы:
план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2021 г.;
приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
журнал проверок состояния бронирования граждан, пребывающих в запасе;
картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
расписки о приеме документов и корешки от них;
карточка учета организации (КУО форма № 18).
Представленный список не является исчерпывающим. В разных регионах и на разных предприятиях ведут и другие дополнительные документы. Стоит сказать, что ответственные сотрудники должны проводить методическую работу. В их функции входит вести журнал проверок воинского учета 2021 г. и сверяться с военкоматом.
Правильное и своевременное ведение ВУ находится в интересах руководителя организации и ответственного сотрудника. За уклонение от соблюдения этой необходимости предусмотрена административная ответственность. В частности, предусмотрены следующие штрафные санкции:
несвоевременное предоставление в военкомат сведений о гражданах, подлежащих первичной постановке на ВУ, и о тех, кто состоит или не состоит на учете, — от 300 до 1000 рублей (статья 21.1 и часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ);
неоповещение граждан о повестке в военкомат — от 500 до 1000 рублей (статья 21.2 КоАП РФ).
Штрафы назначают по результатам проверки, которую проводят представители военкомата. На крупных предприятиях, где численность сотрудников более 500 человек, она проводится раз в год. На мелких предприятиях — раз в 3 года.
В первую очередь ревизоры обращают внимание на полноту и достоверность предоставляемых сведений и на правильность ведения ВУР. Результаты проверки отражаются в соответствующем журнале.
Государственная дума приняла в первом чтении законопроект № 637094-7 с поправками в КоАП РФ, направленный на увеличение санкций, предусмотренных статьями 21.1 — 21.7 КоАП РФ за нарушения в сфере воинского учета. Автор инициативы — правительство РФ — предлагает увеличить штрафы за непредоставление руководителем или другим должностным лицом, ответственными за ВУ, сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, в установленный срок в военный комиссариат. Санкции составят от 3000 рублей до 10 000 рублей.
Кроме увеличения штрафов, законопроект изменяет диспозицию статьи 21.5 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по ВУ, и статьи 28.1 КоАП РФ. В КоАП РФ пропишут, что факт неявки гражданина на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 КоАП РФ.
Обновление от 20.07.2018 года:
в пунктах 23 и 25 Методических рекомендаций слова «запаса» – исключены;
абзац третий подпункта «ж» пункта 8 приложения № 7 к Методическим рекомендациям («б) специальном») – изменен;
в абзаце втором подпункта «ж» пункта 9 приложения № 7 к Методическим рекомендациям слова «офицера запаса» заменены словами «солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана».
Файл: Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях от 11.07.2017 года (обн. 20.07.2018).pdf (411.6 Кб)
Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2021 году
ФЗ об исполнительном производстве
Закон о коллекторах
Закон о национальной гвардии
О правилах дорожного движения
О защите конкуренции
О лицензировании
О прокуратуре
Об ООО
О несостоятельности (банкротстве)
О персональных данных
О контрактной системе
О воинской обязанности и военной службе
О банках и банковской деятельности
О государственном оборонном заказе
Закон о полиции
Закон о страховых пенсиях
Закон о пожарной безопасности
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Закон об образовании в Российской Федерации
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
Закон о защите прав потребителей
Закон о противодействии коррупции
Закон о рекламе
Закон об охране окружающей среды
Закон о бухгалтерском учете
Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
«О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
«О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 09.04.2020 N 251
«О присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации и классных чинов юстиции федеральным государственным гражданским служащим»
Указ Президента РФ от 07.04.2020 N 249
«О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»
Распоряжение Президента РФ от 07.04.2020 N 97-рп
«О членах коллегии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 N 467
«О Временном порядке признания лица инвалидом»
Поручение Правительства РФ от 09.04.2020
«Михаил Мишустин подписал поручения, направленные на реализацию указаний Президента Российской Федерации, которые были даны на совещании с главами регионов по борьбе с распространением коронавируса 8 апреля 2020 года»
Распоряжение Правительства РФ от 08.04.2020 N 919-р
«О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р»
Горожанам
Безопасность и правопорядок
Воинский учет
Военкомат
Полезные сведения военного комиссариата
Основные руководящие документы и методические рекомендации по воинскому учету