Отказ в выкупе земельного участка судебная практика в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в выкупе земельного участка судебная практика в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Резолютивная часть определения объявлена 27 апреля 2017 г.

Полный текст определения изготовлен 28 апреля 2017 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Поповой Г.Г.,

судей Грачевой И.Л. и Хатыповой Р.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кирикова Юрия Анатольевича (далее — Предприниматель, Кириков Ю.А.) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2016 (судьи Поташова Ж.В., Попов В.И., Маркова Т.Т.) и постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2016 (судьи Долгашева В.А., Ананьина Е.А., Краснова С.В.) по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-189497/2015.

В судебном заседании приняли участие Кириков Юрий Анатольевич и его представитель Степанова Н.В. (доверенность от 20.07.2016), представитель Департамента городского имущества города Москвы (далее — Департамент) Гдлян А.Т.(доверенность от 30.12.2016).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Поповой Г.Г., выслушав объяснения Кирикова Ю.А. и его представителя, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента, возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:

предприниматель обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту о признании незаконным отказа от 18.06.2015 N 33-5-10594/15-(0)-1 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004012:8803, расположенного по адресу: город Москва, ул. Краснодарская, вл. 47; об обязании Департамента подготовить и направить Предпринимателю проект договора купли-продажи данного земельного участка по цене в размере 20% кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 28.11.2011.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2016 требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Департамента от 18.06.2015 N 33-5-10594/15-(0)-1 в предоставлении Кирикову Ю.А. в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004012:8803, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 47, и обязал Департамент подготовить и направить Предпринимателю проект договора купли-продажи данного земельного участка по цене в размере 20% кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 28.11.2011.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2016 решение от 28.04.2016 изменено. Из резолютивной части решения суда первой инстанции исключено возложение на Департамент обязанности по подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка по цене 20% кадастровой стоимости.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2016 постановление апелляционного суда оставлено без изменения.

Кириков Ю.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части, исключающей из резолютивной части решения суда первой инстанции возложение на Департамент обязанности по подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка по цене 20% кадастровой стоимости в размере, установленном по состоянию на 28.11.2011.

Дело истребовано из Арбитражного суда города Москвы 08.02.2017.

Определением от 29.03.2017 судьи Верховного Суда Российской Федерации Поповой Г.Г. жалоба Предпринимателя вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ).

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что постановление апелляционного суда от 11.08.2016 и постановление суда округа от 15.11.2016 подлежат отмене в части по следующим основаниям.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Кириков Ю.А. является собственником нежилого здания магазина общей площадью 152,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, д. 47 (запись регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.01.2010 N 77-77-04/174/2009-595). Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0004012:8803 площадью 524 кв.м.

Здание магазина приобретено Предпринимателем по договору купли-продажи от 15.12.2009 у общества с ограниченной ответственностью «Продмаркет» (далее — общество «Продмаркет») вместе с подсобными постройками, расположенными на территории хозяйственного двора с ограждением.

Оспаривание отказа в предоставлении в собственность земельного участка


Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ признала, что собственник недвижимости вправе приватизировать земельный участок по льготной цене (20% от кадастровой стоимости).

Определяющим критерием применения льготных цен при выкупе является факт обращения собственника недвижимости с надлежащим заявлением до 01.07.2012.

И в спорном случае собственник подал надлежащую заявку до указанной даты.

В рамках рассматриваемого дела он оспаривал отказ по другой заявке, поданной позднее. А бездействие по нерассмотрению первой и других заявок, направленных до 01.07.2012, им не обжаловалось.

Однако из этого не следует, что выкупную стоимость нужно установить по состоянию на дату подачи той заявки, по которой принят оспоренный в данном деле отказ. Вывод об обратном является ошибочным.

Тот факт, что к первой заявке не был приложен кадастровый паспорт земельного участка, не прошедшего государственный кадастровый учет, не делает ее ненадлежащей. В таком случае уполномоченный публичный орган обязан в месячный срок со дня подачи собственником заявления утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для последующего осуществления заявителем государственного кадастрового учета.

С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:

  • Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
  • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
  • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию:

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2022 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.

Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

Номер дела: 33а-7161/2019

Дата начала: 11.09.2019

Дата рассмотрения: 04.10.2019

Суд: Ярославский областной суд

:

Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / Жалобы на неправомерные действия (бездействия) / Оспаривание решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК КУМИ мэрии г. Яр.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Строкина ТА

Судья Лисютина О.В. Дело №33а- 7161/2019

№2а-1254/2019

УИД 76RS0014-01-2019-001639-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Семиколенных Т.В.

судей Емельяновой Ю.В., Виноградовой Т.И.

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельяновой Ю.В.

04 октября 2019 года

административное дело по апелляционной жалобе Строкиной Т.А. на решение Красноперекопского районного суда города Ярославля от 24 июля 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Строкиной Т.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, отказать.»

По делу установлено:

Строкина Т.А. обратилась в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о признании приказа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка недействительным, обязании в течение 30-ти дней с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить в адрес Строкиной Т.А. проект договора купли-продажи земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что истцом, как собственником двух объектов недвижимости, на земельном участке площадью 3 363 кв.м, с кадастровым номером № для эксплуатации нежилых зданий склада подано заявление о выкупе земельного участка, находящегося под двумя нежилыми зданиями складов по адресу … Приказом № 796 от 12.04.2019 г. в выкупе земельного участка отказано в связи с несоразмерностью земельного участка объективным потребностям исходя из назначения объекта недвижимости градостроительным и иным требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым объектам недвижимости. Истец полагает, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Несоразмерность объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка не относится к числу оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Для эксплуатации зданий складов необходимы внутренняя инженерная инфраструктура для подъезда и загрузки (разгрузки, выгрузки) перевозимых товаров грузовым автомобильным автотранспортом. Это обстоятельство необходимо было устанавливать самому собственнику земельного участка на момент его предоставления предыдущему владельцу до 2000 года, а не лицу, ставшему правообладателем наземных объектов позднее в результате сделок купли-продажи.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Климов Ю.В. требования административного искового заявления поддержал.

От представителя административного ответчика — Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля поступили письменные возражения, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен административный истец Строкина Т.А.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, с учетом доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения суда не имеется.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о законности приказа председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля № 796 от 12.04.2019 года об отказе истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку земельные участки, предназначенные для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка.

С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют закону и обстоятельствам, установленным по делу.

О выкупе земельных участков под объектами незавершенного строительства.

Данный процесс подразумевает выполнение следующих процедур:

  • составление и последующее заключение договора, касающегося отчуждения земли;
  • регистрацию документа в Управлении госрегистрации кадастра и картографии.

Если собственник нарушил пункты договора, ненадлежащим образом эксплуатирует участок, это может привести к отчуждению

Для судебного разбирательства достаточно написать заявление в суд, изложить суть дела, приложить документальные доказательства того, что территории наносится явный вред. Тогда отчуждение будет принудительным, и виновнику не только не выплатят компенсацию за отобранный надел, но еще и могут присудить штраф за нарушение закона. Поэтому нужно соблюдать порядок эксплуатации земельных участков, следовать нормам права.

Ситуация с правами на землю после ввода построенного объекта в эксплуатацию зависит от назначения построенного объекта (многоквартирный дом или иные объекты).

Завершение строительства многоквартирного жилого дома

Жилищным законодательством предусмотрены специальные правила, касающиеся оформления прав на земельный участок, расположенный под построенным многоквартирным домом.

Как отметили в совместном постановлении Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ, «если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведён государственный кадастровый учёт, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учёта (п. 5 ст. 16 Вводного закона[1]).

В силу п. п. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется[2].

Право собственности на земельный участок переходит к собственникам помещений с учётом следующих особенностей:

1) До 1 января 2017 года судебная практика исходила из того, что право на участок переходит с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме, а публичный собственник утрачивает право на распоряжение им. Более того, с момента возникновения у собственников помещений в доме общей долевой собственности на земельный участок договор аренды этого участка должен считаться прекратившим своё действие на основании ст. 413 ГК РФ (прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице)[3].

Между тем с 1 января 2017 года вступил в силу порядок ведения ЕГРН[4], согласно п. 139 которого право собственности застройщика или публичного образования на участок не прекращается после регистрации права собственности первого участника долевого строительства. Вместо этого регистрирующий орган внесёт запись о долевой собственности застройщика (или публичного образования) и первого дольщика – правообладателя помещения. Размер доли застройщика в праве на участок будет пропорционален общей площади не переданных дольщикам помещений и помещений, принадлежащих застройщику.

Таким образом, собственность застройщика или публично-правового образования с 2017 го­да прекращается не сразу, а «по частям» пропорционально площади передаваемых дольщикам помещений. Также из п. 139 указанного выше порядка следует, что договор строительной аренды будет прекращён не ранее передачи всех помещений дольщикам.

2) Земельный участок должен быть сформирован для эксплуатации и обслуживания конкретного жилого дома[5]. Если на земельном участке расположены несколько объектов недвижимости, то право собственности на участок под ними к гражданам автоматически не переходит[6].

При этом с 01.03.2015 действует п. 6 ст. 16 Вводного закона в новой редакции, которая предусматривает, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в ЕГРН.

Завершение строительства иного объекта капитального строительства

Если на земельном участке осуществляется строительство иного объекта, то логика, описанная применительно к жилым домам, не действует.

В этом случае оформление в собственность земельных участков осуществляется в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ за плату.

Кроме того, земельный участок может быть предоставлен в аренду для целей эксплуатации построенного объекта. В данном случае автоматически земельные отношения не изменяются, требуется подача застройщиком соответствующего заявления. Порядок его рассмотрения устанавливается на уровне того публично-правового образования, в собственности которого находится земельный участок.

Ст. 39.20 ЗК РФ заменила хорошо известную ст. 36 ЗК РФ, которая ранее регулировала отношения по поводу выкупа земельного участка или оформления его в аренду для целей эксплуатации.

Среди наиболее важных новаций в этой сфере необходимо отметить следующие:

1) по правилам ст. 39.20 ЗК РФ земельный участок формируется в соответствии с проектом межевания или схемой расположения земельного участка, если проект межевания не утверждён;

2) из закона убран критерий определения границ выкупаемого участка, предусмотренный ст. 36 ЗК РФ, а именно фактическое землепользование. При этом схема расположения земельного участка готовится без учёта фактического землепользования;

3) из ст. 35 ЗК РФ исключён п. 2: «Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ГрК РФ».

  • Недвижимость. Земля. Строительство
  • Инфраструктура и объекты недвижимости

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 305-КГ15-19738

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 31 марта 2016 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.Попова, изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Загорская МПМК» (Московская обл.) на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.10.2015 по делу Арбитражного суда Московского округа № А41-453/2015,

2.4. Последствия завершения строительства применительно к правам на землю

общество с ограниченной ответственностью «Загорская МПМК» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее – администрация) о признании незаконным отказа администрации от 09.12.2014 № 6412-к в предоставлении обществу в собственность путем выкупа по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости, земельного участка общей площадью 21715 кв. м, с кадастровым номером 50:05:0000000:468, местоположение: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с.п. Селковское, д. Селково, участок 23-а, категория земель: «земли населенных пунктов», вид — разрешенного использования: «для размещения производственной базы»; о возложении на администрацию обязанности принять решение о предоставлении обществу в собственность путем выкупа по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости, указанного земельного участка и направить в адрес общества проект договора купли-продажи данного участка в срок не позднее тридцати дней с даты вступления решения в законную силу.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.

Решением Арбитражного суда Московской области от 20.03.2015 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Признан незаконным оспариваемый отказ администрации в предоставлении заявителю в собственность спорного земельного участка. В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд обязал администрацию принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:468 и направить в адрес общества проект договора купли-продажи в срок не позднее тридцати дней с даты вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.10.2015, решение от 20.03.2015 отменено и в удовлетворении требований общества отказано.

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановления суда апелляционной инстанции и суда округа, решение Арбитражного суда Московской области от 20.03.2015 оставить в силе в части удовлетворения требований, в остальной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Дело истребовано из Арбитражного суда Московской области 20.02.2016.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Изучив изложенные в жалобе доводы и материалы дела, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод о наличии оснований для передачи кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником не завершенных строительством следующих объектов недвижимости: — здание конторы, площадь застройки 253 кв. м, адрес объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с.п. Селковское, дер. Селково, д. 23-д, кадастровый (условный) номер 50-50-05/088/2009-399 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.04.2010 50-НД № 750286); — здание гаража, площадь застройки 1 253,6 кв. м, адрес объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с.п. Селковское, дер. Селково, д. 23-г, кадастровый (условный) номер 50-50-05/088/2009-421 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.04.2010 50-НД № 750288); — здание склада масел, площадь застройки 464,9 кв. м, адрес объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с.п. Селковское, дер. Селково, д. 23-ж, кадастровый (условный) номер 50-50-05/088/2009-400 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.04.2010 50-НД № 750289); — здание проходной, площадь застройки 20,3 кв. м, адрес объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с.п. Селковское, дер. Селково, д. 23-к, кадастровый (условный) номер 50-50-05/088/2009-420 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.04.2010 50-НД № 750290); — здание теплой стоянки для автомашин, площадь застройки 675,3 кв. м, адрес объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с.п. Селковское, дер. Селково, д. 23-б, кадастровый (условный) номер 50-50-05/129/2009-078 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.04.2010 50-НД № 750291); — здание материального склада, площадь застройки 910 кв. м, адрес объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с.п. Селковское, дер. Селково, д. 23-в, кадастровый (условный) номер 50-50-05/129/2009-077 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.04.2010 50-НД № 750292).

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Загорская МПМК» вместе с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 28 апреля 2016 года, на 11 часов 00 минут в помещении суда , по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда Попова Г. Г. Российской Федерации

АПК РФ Статья 291.11. Основания для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства и присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
ЗК РФ Статья 36. Утратила силу
АПК РФ Статья 291.9. Определение о передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Приведем выводы, сделанные на основе судебной практики по арендной плате:

  1. Даже если договор не заключен, за фактическое пользование земельным участком (ЗУ) арендатор всё равно будет обязан произвести оплату. Подобная ситуация именуется в судебной практике «фактическими арендными отношениями». Подлежащая оплате сумма рассчитывается судом на основании п. 3 ст. 424 ГК РФ (решение АС Оренбургской области по делу № А47-4238/2016).
  2. Размер арендной платы может измениться независимо от воли сторон, если он установлен в договоре как регулируемый и изменились соответствующие нормативные акты (постановление ФАС ЦО от 21.11.2016 по делу № А08-7346/2015). Причем дополнительного изменения договора не требуется (п. 19 постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73).
  3. По окончании строительства и при выполнении арендатором обязанностей застройщика по договору аренды ЗУ под строительство прекращается его обязанность по внесению арендной платы (постановление ФАС ЦО от 12.08.2011 по делу № А14-7725/2010/206/32). Однако если речь идет о многоквартирном доме, плата подлежит внесению до момента регистрации права за первым из собственников (постановление ФАС ЦО от 03.08.2011 по делу № А54-5329/2010С22).
  4. По вопросу об обязанности оплачивать аренду после снятия участка с кадастрового учета встречаются разные позиции. В одном случае суд посчитал, что после снятия с учета участок как объект аренды существовать перестал, поэтому обязательства сторон прекратились в связи с невозможностью исполнения (постановление ФАС ВВО от 28.11.2012 по делу № А43-34631/2011). Но арендатор участком не пользовался. В другом же случае суд, напротив, обратил внимание на то, что прекращение кадастрового учета ЗУ не означает, что он прекратил существовать (постановление ФАС ЦО от 05.08.2014 по делу № А68-9856/2013). В этом случае арендатор участком пользоваться продолжал.

Законодательство об аренде земли находится в стадии активного развития — исчерпывающим назвать его нельзя. Поэтому существует большое количество судебных споров из договоров аренды ЗУ по всевозможным аспектам. Перед формированием правовой позиции по тому или иному спору рекомендуется тщательно изучить практику арбитражного суда округа, в котором будет рассматриваться дело, и решения высших судов.

В случае выкупа участка, находящегося в федеральном владении, стоимость будет рассчитана исходя из ставки в 2,5 процента. Такой же расчёт применяется для юридического лица при выкупе разделённого участка, предоставленного под дачное хозяйство.

  • Так, традиционно, для граждан, построивших на участке недвижимость, а также для юридических лиц, являющихся собственниками построек, размещенных на данной территории, цена будет составлять до 60% от кадастровой стоимости.
  • Наименьшая из возможных ставок – 2,5% – предоставляется при выкупе земель из федеральной собственности. Этот же процент взимается с юрлиц, когда речь идет о разделенных участках, предоставленных для создания дачного хозяйства.
  • Следует учитывать, что при необходимости изменения характера назначения участка, придется выплатить сумму, равную 80% его стоимости.
  • Если никакие преобразования не нужны, ставка будет куда ниже (порядка 20 %).

Поделиться в 4) Особенности расчета стоимости земельного из состава земель сельскохозяйственного назначения Важно! Такой можно выкупить только в случае добросовестного использования свыше 3х лет Обращение передано на регистрацию. Информация о регистрации поступит отдельным сообщением по выбранному Вами каналу связи. Обращение передано на регистрацию. Информация о регистрации поступит отдельным сообщением по выбранному Вами каналу связи. © 2022 Портал Правительства Московской области Особенности выкупа земельного участка из аренды в собственность в 2022 году Выкуп земли из аренды предполагает некоторые особенности процедуры, которые мы рассмотрим ниже. Изменения в законодательстве, принятые с 2022 года, включили множество аспектов, которые предполагают требования к оформлению и регистрации перехода права собственности на участок.

Несмотря на то, что государство старается кадастровую и рыночную стоимость объектов недвижимого имущества приравнять, все равно кадастровая цена отстает от рыночной, и в некоторых случаях намного. При этом следует знать, что от кадастровой стоимости берется цена в размере от 1,5 до 15%.

При передаче такой недвижимости в аренду, лицо будет получать доход в размере арендной платы. Если же земля не находится в собственности, то сдать ее аренду, а также совершать другие сделки и распоряжаться, невозможно.

Выкуп земельного участка из аренды в собственность

Учтите! Срок принятия решения о проведении регистрации права перевода арендуемой земли в частное владение или об отказе в таковой составляет две недели с момента направления пакета документов. При подсчете учитываются только рабочие дни.

В определенный момент часто практиковалась постройка домов капитального типа на полевых участках, однако юридически такие действия противоправны. Результат подобных самовольных действий обычно оказывается не радостным для владельца – возведенный им дом в судебном порядке требуют снести, что является вполне предполагаемой законной реакцией на подобные нарушения.

Граждане, построившие на арендуемой территории недвижимое имущество или юридические лица, которые являются владельцами зданий, расположенных на участке, могут рассчитывать на стоимость надела, достигающую 60 процентов от кадастровой цены.

Анализируя судебную практику можно сделать определённые выводы. Один из них касается невозможности выкупа земельного участка с имеющимся на нём недостроенного объекта (пункт 1 статья 36 Земельного Кодекса РФ).

Перед обращением с просьбой о выкупе земельного участка, следует посетить администрацию и попросить создать проект землеотвода. Аренда сама по себе не предполагает создание такого проекта. В процессе создания проекта производится соответствующая государственная экспертиза.

Земельные участки для выкупа могут принадлежать государству, муниципалитету или частному лицу. Порядок выкупа земли в данных случаях будет несколько отличаться, так как властные структуры обязаны следовать административному регламенту при продаже участка.

  1. Подготовка необходимой документации. Особо стоит обратить внимание на четкое разграничение пределов объекта. Для этого потребуется провести межевание площадки и согласовать её границы с соседними владельцами, определить его координаты и внести такие данные в государственный кадастр. Межевые работы осуществляются кадастровыми инженерами.
  2. Постановка на кадастровый учет. Такая процедура необходима, если площадь ещё не учтена в ГКН и отсутствует кадастровая документация на неё. Выяснить это можно заказав справку в Росреестре либо проверив информацию на портале службы. Учет осуществляется при представлении гражданского паспорта заявителя, межевого плана и квитанции о внесении госпошлины.
  3. Подача обращения в местную администрацию и получение постановления главы администрации о передаче правомочий собственника на землю. К обращению прикладывается выписка из кадастра и чек об оплате госпошлины.
  4. Подписание договора о приобретении надела. Он составляется после принятия одобрительного решения руководством администрации. Покупателем вносятся денежные средства на соответствующий счет.
  5. Процедура регистрации сделки. После подписания соглашения сторонами, сведения о совершенной сделке подлежат внесению в ЕГРП. Для этого потребуется заполнить заявление по установленной форме и приложить соответствующую документацию, включая:
  6. Постановление администрации;
  7. Выписка из ГКН;
  8. Квитанция об оплате регистрационных услуг.

Процедура приобретения производится с помощью проведения аукционов. Стоимость участков определяется как наибольшая предложенная претендентами. Но выкупить её можно и без проведения конкурса, путем её приватизации.

Выкуп земли из аренды у муниципалитета — выгодная сделка. Таким образом можно получить в собственность участок намного дешевле, чем если бы пришлось покупать его у другого частного лица. А если ответственно и внимательно отнестись к процедуре оформления, то сам процесс займёт немного времени и не потребует излишних усилий.

Вместо очередного продления срока пользования арендованным объектом, гражданин может заявить о желании провести выкуп земли в свое хозяйство. Последующий выкуп земельного участка в собственность могут произвести:

Процедура

  • лица, использующие арендованную землю по возникшему праву наследования (например, если на земле был построен жилой дом или иное сооружение, которое досталось человеку после смерти близкого родственника),
  • лица, которые пользуются территорией на основании права бессрочного договора пользования,
  • граждане, которые снимают находящуюся у муниципалитета землю по отдельным договоренностям.

Приватизация становится доступной только после предварительного выкупа, исходя из того, что земля должна быть оформлена в частную собственность. Не всегда цена сделки приравнена кадастровой стоимости. Бесплатно получить земли можно в рамках действующих правил приватизации. Право на безвозмездный перевод в частную собственность возможен в следующих случаях:

Чтобы выкупить участок из аренды, необходимо соблюдение главного условия – присутствие на рассматриваемом наделе личной постройки вне зависимости от этапов строительства, включая даже закладку фундамента. Однако в данном случае необходимо предварительное оформление возводимого объекта в качестве незавершенного строительства.

Однако в данном случае необходимо предварительное оформление возводимого объекта в качестве незавершенного строительства.

Верховный суд разъяснил детали земельных споров при отсутствии документов

Порядок выкупа земельного участка у администрации зависит от того, каков юридический статус у этой земли. Рассмотрим подробней два варианта: участок в аренде и участок свободен.

квитанцию оплаты госпошлины.

Постановка на кадастровый учет

Участок придется пользователю поставить на кадастровый учет самостоятельно, проведя работы по его межеванию за свои деньги. Обычно это делается, чтобы исправить ошибки, которые были допущены при первоначальной постановке на учет, когда это делали чиновники.

Также в этом есть необходимость, т. к. покупателю требуется определить четко границы земли, которой он пользуется, уточнить ее кадастровую стоимость. Возможно, покупателю необходимо присоединить или отделить какую-то часть.

Процедура межевания проводится специалистами из геодезической компании, они составляют межевой план, на его основании новые данные вносятся в госкадастр. Как правило, у таких участков уже есть кадастровые номера, но после изменения данных могут выдаваться новые.

В другом случае совладельцы дают на имя одного из них доверенность на прохождение процедуры.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

До этого орган, который планирует изъять участок, должен установить собственника участка — направить запрос в Росреестр. Если ваше право собственности зарегистрировано до 1998 года — момента, когда появился единый госреестр, ЕГРН, — могут возникнуть проблемы. Власти просто не вычислят вас как собственника. В этом случае уполномоченный орган обратится в суд, чтобы признать право собственности Российской Федерации, субъекта или муниципального образования на участок и постройки на нем.

Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть. Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей. Документ будет готов через 3 рабочих дня.

Если окажется, что информации о вашем праве собственности в ЕГРН нет, подайте заявление на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре или через МФЦ. Госпошлина — 350 рублей.

Еще один вариант заранее позаботиться о своих интересах — подать заявление об учете прав на земельные участки. Для этого надо внимательно отслеживать официальные публикации на сайте муниципалитета и региона — и, как только появится извещение об изъятии земель, сразу подать заявление. В публикации будет написано, куда и когда подавать такие заявления.

Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. Например, постановление городской администрации или администрации области или края.

Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.

Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.

Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.

У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.

Действующее законодательство предоставляет гражданам возможность выкупать земельные участки, находящиеся в собственности каких-либо государственных или муниципальных органов.

При этом выкуп может осуществляться различными способами, и каждый из них имеет определенные индивидуальные особенности, которые нужно учитывать в процессе взаимодействия с различными службами.

В связи с этим гражданам будет полезно понять, как осуществляется выкуп земельного участка под объектом недвижимости в 2022 году.

Выкуп определенного земельного участка в частную собственность у администрации предусматривает необходимость в проведении определенного ряда юридических процедур, результатом которых является передача прав собственности от текущего собственника тому гражданину, которым оформляется выкуп.

Выкуп территории из аренды содержит в себе огромнейшее количество различных особенностей, которые полезно будет узнать в процессе взаимодействия с государственными органами.

В частности, масса нюансов появилась после того, как в 2022 году законодательство было подвержено массе корректировок, большинство из которых затронули именно процедуру выкупа недвижимости у государственных или муниципальных органов.

Цена, по которой будет осуществляться выкуп земельного участка в частную собственность, рассчитывается в виде процента, но основывается расчет не на рыночной, а на кадастровой стоимости, которая существенно ниже по сравнению с рыночной.

Данное изменение затронуло исключительно те участки, которые предназначаются для сельскохозяйственной деятельности и были предоставлены гражданам в аренду при соблюдении некоторых ключевых условий:

  • указанный земельный участок находится в аренде у данного гражданина на протяжении не менее трех лет;
  • заявление на выкуп земельного участка, использующегося на основании договора аренды, подается до того момента, как закончился срок действия данного соглашения;
  • не должны наблюдаться никакие нарушения условий договора, допущенные арендатором.

Скачать бланк заявления о выкупе земельного участка, находящегося в гос. собственности

В некоторых регионах предусматривается возможность существенного сокращения общей стоимости выкупа земельных участков, если они используются гражданами на протяжении более 10-15 лет.

Образец заявления о выкупе земельного участка:

Судебная практика по аренде земли

Предусматривается три ключевых условиях, при которых арендованный земельный участок может быть предоставлен в частную собственность арендатору:

  • указанная территория используется на правах пожизненного наследственного владения;
  • земельный участок находится в постоянном бессрочном использовании;
  • на указанную территорию действует договор аренды.

Самое важное условие, которое должно соблюдаться для получения возможности выкупа земельного участка, является наличие на нем какой-либо постройки.

Даже если на данный момент строительство пока еще находится на начальной стадии и присутствует исключительно фундамент, земля, которая под ним находится, может быть предоставлена в собственность гражданину.

Однако в такой ситуации придется зарегистрировать указанную недвижимость как незаконченное строительство.

Лица, чьи здания установлены в пределах арендуемого участка, могут реализовать право первоочередного приобретения его в частную собственность.

Образец договора купли-продажи земельного участка:

Право юридических или физических лиц на приобретение земельного участка, который находится у них в аренде, прописан в Земельном и Гражданском кодексах, а также в различных федеральных законодательных актах. Таким образом, реализовать данное право в соответствии с действующим законодательством может любой гражданин.

Сама по себе процедура предусматривает передачу права собственности на определенный участок в частное владение за определенную сумму, размер которой определяется на основании различных нормативных актов.

В отдельных ситуациях предусматривается возможность внесения требуемой суммы выплаты в рассрочку, которая при необходимости может растягиваться на несколько лет.

Покупка арендованного земельного участка в частную собственность осуществляется только в том случае, если на земле находится какая-либо недвижимость, а в договоре аренды изначально предусматривалась возможность последующего выкупа предоставленной недвижимости.

Образец межевого плана земельного участка

Перед тем, как выкупать указанную территорию, нужно оформить на себя строение, которое на ней находится, в частную собственность, и для этого нужно сделать следующее:

  1. Обратиться в Бюро технической инвентаризации и запросить технический паспорт на указанную постройку. Скачать образец технического паспорта
  2. Разработать план недвижимости в соответствии с данными технического паспорта — Скачать кадастровый паспорт помещения.
  3. Зарегистрировать указанную недвижимость в государственном кадастре.
  4. Провести процедуру государственной регистрации прав владения на это имущество.

После того, как будет проведена процедура официальной регистрации, можно будет подавать соответствующее обращение в местную администрацию, чтобы оформить выкуп участка, который находится под этим строением.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Если человек имеет определенный земельный участок, которым пользуется на правах аренды, и при этом на нем есть определенная недвижимость, то в таком случае он может выкупить ее в частную собственность следующим образом:

  1. Оформить кадастровый паспорт на указанную недвижимость.
  2. Получить имущество в частную собственность, вследствие чего приобретается право на льготный выкуп территории.
  3. Обратиться в территориальное отделение местной администрации с заявлением на выкуп земельного участка, расположенного под указанной недвижимость.
  4. Подписать договор купли-продажи, после чего внести требуемую сумму в установленные сроки.

Если на данный момент участок не имеет каких-либо конкретных границ, то в таком случае проводить процедуру оформления земельного участка в частную собственность нужно будет, начиная с определения координат на местности или, другими словами, процедуры межевания.

Вызывается кадастровый специалист, который должен будет выполнять данную операцию, но при этом нужно правильно понимать, что ожидание очереди на бесплатное проведение процедуры может затянуться на несколько месяцев, в то время как частные компании делают все быстрее, но берут за это зачастую от 5 000 до 10 000 рублей.

Право межевания и оформления различной технической документации предоставляется исключительно уполномоченным кадастровым инженерам, являющимися членами официальной гильдии геодезических работ и инженерных изысканий. Форма, а также габариты участка определяется в соответствии с показателями прибора, оснащенного связью с базой Росреестра.

Данная услуга осуществляется платно, и требуемую сумму вносит именно заинтересованное лицо. Общая стоимость будет непосредственно зависеть от площади рассматриваемого земельного участка, его удаленности от места расположения организации, а также срочности выезда.

Границы определяются в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Подготовка и определение стоимости, по которой будет проводиться процедура межевания.
  2. Оформление технического паспорта.
  3. Отправка уведомления заинтересованным лицам о предстоящем проведении работ.
  4. Вынесение границ участка в натуру с последующим определением межевых знаков.
  5. Установление координат по знакам, установленным на границах выделенного участка.
  6. Определение площади земельного участка.
  7. Оформление межевого плана.

Собственник вместе с кадастровым инженером, который проводит процедуру межевания, занимаются оформлением и последующим подписанием акта, на основании которого будет осуществляться процедура межевания границ выделенной территории.

С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

  • Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
  • Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:

  • Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
  • Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.

  • Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
  • Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
  • По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
  • Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.

  • Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии:

  • Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
  • И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.

При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков:

  • Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
  • Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин. — Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории«.

На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:

  • Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
  • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
  • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию:

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2022 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.

Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

Отказ по выкупу земельного участка из аренды.

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

В [наименование арбитражного суда]

Заявитель: [Наименование полностью]
[адрес, телефон, адрес электронной почты, ИНН, ОГРН]

Заинтересованное лицо:
[Наименование уполномоченного органа власти]
[адрес, телефон, адрес электронной почты]

[Число, месяц, год] по договору купли-продажи N [значение] [краткое наименование заявителя] приобрел у [наименование/Ф. И. О. продавца полностью] в собственность [указать объект недвижимости] площадью [значение] кв. м, находящееся по адресу [вписать нужное] (далее — объект недвижимости). Объект недвижимости был передан заявителю по акту приема-передачи от [число, месяц, год].

Согласно пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснокамск Пермского края 16 января 2017 года

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Поповой Л.А.,

с участием истца Есаулова В.И.,

представителя истца Бойко П.В.,

представителя ответчиков Стефаненко А.С.,

третьего лица Есауловой Л.И.,

при секретаре Ярыгиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Есаулова Владимира Ильича к Главе администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края, администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка,

Есаулов В.И. обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, признании незаконным решения Главы администрации Краснокамского городского поселения Потаповой Юлии Алексеевны об отказе ему в предоставлении земельного участка по адресу: Пермский обязнии Главы администрации Краснокамского городского поселения Потаповой Юлии Алексеевны предоставить ему в собственность за плату долю земельного участка по указанному адресу. Исковые требования мотивированы тем, что Есаулов В.И. обратился в администрацию Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района, с заявлением о выкупе ? доли земельного участка. Есаулов В.И. является собственником доли в праве на 1-этажный жилой дом, общей площадью кв.м., кадастровый номер № по адресу: на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником другой доли в праве на данный жилой дом является Есаулова Л.И., проживающая по другому адресу. Земельный участок под домом, площадью кв.м., по адресу: , кадастровый номер № находится в государственной (муниципальной) собственности. Есаулов В.И. просил передать ему в собственность за плату долю земельного участка под жилым домом, в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ г. № глава Краснокамского городского поселения Потапова Ю.А. отказала ему в предоставлении земельного участка на основании того, что для приобретения права собственности на земельный участок в уполномоченный орган должны совместно обратиться все собственники здания, сооружения или помещении в них. Собственником ? доли в указанном жилом доме является сестра административного истца Есаулова Л.И., которая никаких контактов с ним не поддерживает, имеет неприязненное к нему отношение, в силу чего совместное обращение в администрацию вопросу предоставления земельного участка под их домом невозможно. Доли в жилом доме не могут быть выделены в натуре, так как дом для этого не имеет технической возможности. Административный истец считает решение административного ответчика об отказе в предоставлении ему земельного участка незаконным и необоснованным, поскольку оно нарушает права и интересы административного истца.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, ранее данные пояснения поддержал. Ранее пояснил, что хочет, чтобы предоставили ему землю, так как много лет проживал.

Представитель истца Бойко П.В. ранее данные пояснения поддержал. Ранее пояснил, что Есаулов является собственником доли жилого дома по адресу: в порядке наследования, вторым собственником доли является сестра Есаулова, с которой у Есаулова неприязненные отношения. Земельный участок в собственности администрации Краснокамского городского поселения, истец получил отказ в выкупе земельного участка, нарушены права. Есаулов просит признать недействительным отказ администрации, просит заключить договор с администрацией на его долю.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Верховный Суд РФ 24.04.2017 г. рассмотрел итоги судебных разбирательств, связанных с наложением сервитута на землю.

Его выводы будут полезны не только судебным инстанциям при вынесении решений, но гражданам и организациям в случаях, когда они вынуждены отдавать в ограниченное пользование свои участки или, наоборот. На примерах рассмотрим условия сервитута, как определяется размер платы за пользование, возможно ли зарегистрировать соглашение о сервитуте не на весь участок, а только на его часть и т.д.

Представим ситуацию: есть два владельца земельных участков, Иванов и Петров. У Петрова нет возможности пройти к своему участку, кроме как через территорию соседа Иванова.

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ, Петров имеет право потребовать у Иванова дать ему возможность пересекать его участок. Это право ограниченного пользования, именуемое сервитутом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.